Обрядовые куклы Подготовила: Губарева Е. А.. Введение В древности тряпичные куклы бытовали и как обрядовые предметы, и как игрушки, через которые дети. — презентация


Славянские куклы — обереги. презентация урока для интерактивной доски на тему

Слайд 1

СЛАВЯНСКИЕ КУКЛЫ-ОБЕРЕГИ. История и традиции.

Слайд 2

На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, “дурного глаза”, хищных зверей, стихийных бедствий и разных напастей.

Слайд 3

Куклы набивались соломой, тканью и иными материалами, в волосы вплетались нитки и веревки. А до появления тряпичной поделки использовалась зольная, которая считалась первой из всех кукол, которые использовались как обереги .

Слайд 4

Изготовление куклы считалось сугубо женским занятием. Как правило, мужчины не могли даже смотреть на сам процесс. От качества работы женщины могла зависеть ее судьба и жизнь семьи и всего рода. Поэтому перед таким ответственным делом представительницы подготавливались и делали кукол только в хорошем настроении. Самую первую куклу девушка делала в возрасте 12-13 лет, а по качеству поделки можно было судить, готова ли она к замужеству. Самые лучшие из сделанных поделок хранились и составляли часть приданого .

Слайд 5

Если в семье случалось доброе событие – свадьба или роды, то наши предки обязательно делали куколок – чтобы отвадить сглаз, порчу, злых духов и другие беды от новорождённого ребёночка или чтобы специальная куколка для молодожёнов «неразлучники» помогала сохранять цельность единства новой семьи

Слайд 6

Колокольчик – это куколка добрых вестей и ее родина Валдай, откуда и пошли валдайские колокольчики .

Слайд 7

На свадьбе повивальная бабка или взрослая родственница сажала на колени невесте куклу » пеленашку «, чтобы обезопасить будущего ребёночка даже ещё до зачатия, чтобы злые духи, караулящие семейную пару, увидели » спелёнутого ребёнка» и вселились в него вместо настоящего дитятки.

Слайд 8

Делались куколки и по разным другим поводам – например, если муж надолго уезжал, то вместо него делалась обережная кукла хозяина и сажалась на почётное место в доме. А если в семье женщина никак не могла родить, то изготавливалась другая куколка – Московка .

Слайд 9

Если нужно было оставить ребёнка одного, то, чтобы ему не было грустно или страшно, на пальчик ему надевали зайку, и ребёнок уже не оставался один — он был с оберегом, другом и игрушкой в одном лице. Чтобы в доме царило здоровье, чтобы ничто не могло ему повредить, делалась «кубышк а» — красивая куколка, сидящая на мешке с целебными ароматными травами .

Слайд 10

Десятиручка — это куколка-помощница. Свое название она получила от того, что женщине всегда не хватает рук, чтобы справиться со всеми домашними делами. Кукла «день-ночь» берегла ночной покой сна и дарила дневную радость и энергию.

Слайд 11

Крупеничка ( Зерновушка ) и Богач — это обереги богатства и достатка в семье, и желательно, чтобы они стояли рядом в паре.

Слайд 12

Каждому человеку также изготавливались персональные куколки – обереги из ткани методом связывания, обмотки и скручивания. Такие куколки отвечали за все аспекты жизнедеятельности, помогали во всех начинаниях, уберегали от всех недугов. Это были личные куколки взрослых людей, их неутомляемые берегини .

Слайд 13

На Руси существовали и мужские куклы, ярким примером которых считается Спиридон- солнцеворот. Обязательный атрибут такой поделки – колесо, потому что суть Спиридона – поворачивать солнце, делать самую важную вещь во всем цикле. Считается, что такой Спиридон может изменить жизнь человека в лучшую сторону .

Слайд 14

Куклы Кувадки согревали до рождения ребенка колыбель, а далее — вешались над кроваткой после крещения младенца. Обычно таких Кувадок было несколько и разных цветов.

Слайд 15

Птица счастья считается хранительницей семейного счастья и благополучия . Домовушка ( Домовиха ) словно крепкая и устойчивая хозяюшка, знает всему меру и следит за тем, чтобы в доме всегда был «остаток» и хозяева последнее не отдавали.

Слайд 16

Кукла оберег «Доля» — олицетворение судьбы . Г лавная её особенность – коса. За нее кукла и подвешивается, и означает это « поймать судьбу за хвост» Поднятые вверх руки — знак радостного приветствия. Оберег оптимизма, радости и хорошего настроения. Дарится со словами: Не грусти, не унывай, рук своих не опускай!

Слайд 17

Кукла Коза — это и символ плодородия, также хорошего настроения. Коза несет образ новогоднего праздника и веселья и как бы желает всем бодрости духа, неиссякаемой энергии жизни, хороших урожаев на всех благодатных нивах. А также житья в достатке, мире и радости! Домашняя Масленица — один из самых сильных домашних оберегов. Чтоб был достаток, чтоб жизнь была, «как по маслу», чтоб рождались здоровенькие детки. Хранится в красном углу .

Слайд 18

Добрый совет Не забывайте самый главный совет – всё, во что Вы верите, может сбыться. Не обязательно слишком сильно трудиться в поте лица для осуществления Вашего желания, достаточно просто спокойно работать в нужном направлении и попросить Вселенную Вам помочь. Куколка конечно не единственный, но один из самых приятных проводников для осуществления Вам помощи. Будьте счастливы !

Слайд 19

спасибо за внимание Подготовила воспитатель Доморацкая Любовь Владимировна

Презентация «Народные куклы»

нина малыхина

Презентация «Народные куклы»

Презентация

«Народные куклы»

выполнена Малыхиной Н. М.

1 слайд

Народные куклы

2 слайд

Какие куклы были у наших предков

Раньше в каждом крестьянском доме было много тряпичных кукол-закруток (кукол-мотанок)

. Они служили оберегами жилища, детей, сна, хозяйства, имели культовое, обрядовое назначение и в то же время были самыми распространенными детскими игрушками

3 слайд

Пеленашка

Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших её рук. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передаётся частичка жизненной силы.

Чтобы сбить злых духов с толку, спелёнутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка.

4 слайд

Веснянка

С приходом весны девушки делали ярких жизнерадостных кукол Веснянок. Веснянки — оберег молодости и красоты. Традиционно эта кукла очень яркая с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу, желая оставаться молодыми и привлекательными.

5 слайд

Мартинички

Эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания»

весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети.Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца.

Название Мартинички уже указывает, что делалась эта кукла в марте. Ею «закликали»

весну, приближали ее начало, праздновали и радовались ее приходу. Мартинички прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме и во дворе.

6 слайд

Крупеничка

Крупеничка считалась главной куклой в семье. Наши предки богато наряжали её и бережно хранили в течение года на самом видном месте в доме.

Основой куклы являлся мешочек с зерном. В древности этих кукол создавали после сбора урожая, наполняя их отборным зерном, собранным с поля. С него же и начинали посевную, первым засевая зерно, взятое из этой куколки.

7 слайд

Десятиручка

В сказке про Василису Премудрую упоминается чудесная куколка, которая помогала Василисе во всех делах. И всё-то у неё ладилось, и любая работа спорилась.

Что ж это за куколка такая?

Когда наши предки заканчивали свои посевные и уборочные работы,начинались рукодельные посиделки с изготовления обереговой куклы-помощницы «Десятиручки».

Десятиручка — лучшая помощница в домашних делах. Эту куклу дарили девушкам, которые готовили себе приданое или молодой хозяйке, чтоб спорой была, во всём управлялась, чтоб все дела ладились. Десять рук этой куклы как раз и позволяют ей всё успеть!

8 слайд

Масленица

Домашняя Масленица считалась сильным оберегом жилища. Она обязательно была в доме, где жили молодожены, ей встречали молодоженов и бережно хранили дома, как символ достатка и здорового потомства молодой семьи. Хранили домашнюю Масленицу в красном углу или у входа в дом.

На руки её вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания, верили. и желания непременно сбывались!

Хранили год и сжигали вместе с соломенной.

9 слайд

Лихоманка

Роль Лихоманки – привлечь к себе внимание злодейки-болезни,залетевшей в дом: залетит злой дух болезни в дом в поисках своей жертвы, увидит ярких нарядных кукол Лихоманок, подумает, что это человек, и вселиться в одну из них…

Отработавших свой срок кукол раз в год сжигали. Сгорая на костре, Лихоманка выманивала из дома беду.

10 слайд

Правила

изготовления славянских оберегов:

1) Нельзя делать оберег для себя, но можно для любого близкого человека.Более того — обереги которые изготовлены кровными родственниками: отцом, матерью, братом, детьми считаются самыми сильными. Супружеские связи по традиции не считаются кровным родством, но, если супружество гармоничное и счастливое, взаимно созданные обереги тоже имеют большую силу.

2) Нельзя заставлять или вынуждать кого-либо делать оберег. Изготовление оберега возможно только на добровольных условиях.

3) При изготовлении оберега мастер должен быть спокоен и чист помыслами. Т. к. во время изготовления оберег запишет окружающую энергетику.

4) Необходимо осмысленно подойти к выбору материала из которого будет изготовлен оберег, ведь у серебра, золота, камня, дерева, или любого другого материала свойства различны.

5) Человек, изготавливающий оберег, должен осознавать, что он изготавливает, и какой эффект имеет данный оберег. Тщательно изготовленные опытным мастером обереги имеют более сильный эффект.

6) Обереги изготовляются в ручную, поштучно. Конвейерное производство и штамповка одинаковых изделий не допустимы.

Взято с сайта: https://gifakt.ru/archives/index/slavyanskie-oberegi-i-pravila-ix-izgotovleniya/

Проект «Кукла — оберег»

Проект «Кукла-оберег»

Цель исследования:

Пробудить интерес детей к русской народной культуре.

Задачи проекта:

  • Познакомиться с историей возникновения народной куклы.
  • Изучить виды кукол.
  • Изучить технологию изготовления народных кукол.
  • Изготовить обереговые и игровые куклы.

Этапы реализации проекта.

  • Знакомство с историей возникновения народной куклы.
  • Изучение видов кукол.
  • Изучение технологии изготовления кукол.
  • Изготовление обереговых и игровых кукол.
  • Защита проекта

Ход занятия

Далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная Страна детства. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете прилететь нельзя. Но туда можно просто перенестись на крыльях фантазии, вообразить этот мир, придумать его самим. В этой стране побывали все дети Земли, и даже ваши родители, бабушки и дедушки, когда они были маленькими. Они были там со своими первыми друзьями – игрушками.

Когда ваши родители, бабушки и дедушки были маленькие, у них были совсем другие игрушки.

Они шили себе куклы из тряпок, делали из соломы, моя бабушка куклу делала из полена, одевала в лоскутки и играла. Мастерили игрушки из катушек от ниток, делали бусы из ягод шиповника и рябины.

Много было кукол, которые выполняли функцию оберегов.

Как вы думаете, какая проектная задача

стоит перед нами сегодня?

  • Изучить технологию изготовления народных кукол.
  • Изготовить куклу оберег.

Выполнение работы по инструкции

Защита и подведение итогов

Мы научились изготавливать куклы-обереги своими руками. Всю работу

мы выполняли дружно в паре: помогали друг другу; вместе исправляли

ошибки, если такие были; за советом обращались к учителю

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.

Мы решили изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы. Было также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной куклы.

Поэтому предметом нашего исследования стали традиционные народные куклы.

Эту куклу можно повесить дома и она будет оберегать, а еще ее можно подарить родным или друзьям. Но с этой куклой мы решили сходить в наш детский сад и показать им мастер-класс по ее изготовлению.

Молодцы ребята, вы очень хорошо поработали и за работу над проектной задачей вы получаете похвальные листы.

Инструкция выполнения работы

Теперь приступим к выполнению традиционной народной куклы-оберега.

Для этого нам нужно взять 5 прямоугольных лоскутов, ножницы, нитки, вату.

  1. На однотонный прямоугольник ткани кладется кусочек ваты

(рисунок 1)

  1. Перематывается нитью

(рисунок 2)

  1. Левый и правый кончики перематываются. Это голова и руки куклы.

(рисунок 3)

  1. Берем 2 цветных прямоугольника, на середину каждого кладется по кусочку ваты.

(рисунок 4)

  1. Один прямоугольник перематывается нитью и другой, точно также, перематывается нитью.

(рисунок 6)

  1. Детали Рисунка 6 связываются вместе

(рисунок 7)

  1. Рисунок 3 соединяется с Рисунком 7.

(рисунок 8)

  1. На голову полученной фигурки повязывается кусочек ткани (платок).

(рисунок 9)

  1. Прямоугольный лоскут повязывается на талию куклы (фартук).

(рисунок 10)

  1. Вепсская кукла готова.

Лист планирования и продвижения
по заданию
Тема, выбранная группой

______________________________________________________________

запишите выбранную вами тему

Форма представления проекта.

Отметьте

выбранную вами форму:

 А. Изготовление куклы

 Б. Компьютерная презентация

Начало работы __ час ___мин Окончание работы __ час ___ мин

Что делаем Кто делает Отметка о выполнении

(+ или –)

4.
5.
6.

Лист самооценки

Фамилия и имя

_________________________________________________

Оцени работу своей группы.

Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком
    x.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: