Текст книги «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий»


Занятие 5. Лексические игры и упражнения

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 18Следующая ⇒

Цель.Активизировать речь детей, совершенствовать фонематическое восприятие речи.

Ход занятия

«Я уже много раз говорила вам о том, что следует внимательно вслушиваться в слова, которые я произношу, – начинает разговор педагог. – Стоит невнятно произнести лишь один звук в слове – и получится чепуха. Проверим?

Спешат грачи, летят врачи. Какая буква изменила слово грачи

?
(Буква В.)
Стояли бочки, за бочками дочки».

Педагог произносит следующие пары слов: дом – сом, жук – лук, мак – лак

.

Далее воспитатель предлагает детям послушать рассказ и пофантазировать: «В одном сказочном городке на всех домах были написаны имена животных: Белка, Еж, Енот… Однажды в городе построили новый красивый дом, на котором вскоре появилась надпись: „Кот“.

Бежали в школу мышата. Увидели они табличку и прочитали: „Кот“. Можете представить себе их поведение, передать их разговоры? (Например: «Какой ужас! Теперь нам придется ходить в школу другой дорогой. Дом очень богатый. Должно быть, у этого кота и слуги есть» и т. п.)

Шагала по делам кошечка. Можете описать ее? А что киса промяукала, увидев надпись „Кот“?

Следом бежала собака. Как думаете, какой породы она была? Увидев вывеску „Кот“, собака разозлилась…

А маленькая девочка, которая гуляла по соседству, читать не умела. Но зато она увидела, как из дома вышел кот и сел на ступеньку крыльца. Девочка тотчас оказалась рядом и заговорила с ним. Как думаете, о чем?»

В заключение можно прочитать детям отрывок из стихотворения Н. Матвеевой «Путаница»:

Раз, два, три, четыре, пять, Начинаю повторять: В печке выпечен Бутон, А в петлицу вдет Батон, По траве ползет Бидон, Молоко течет в Бетон, А на стройке есть Питон…

Педагог повторяет стихотворение, а дети договаривают слова бутон, батон, бидон, бетон, питон

.

Занятие 6. Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб»

Цель.Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского «Теплый хлеб».

Предварительная работа.Накануне прочитать детям произведение К. Паустовского «Кот-ворюга».

Ход занятия

Педагог интересуется у детей, не запомнили ли они фамилию автора рассказа «Кот-ворюга».

Когда дети назовут автора, продолжает: «Читатели (Кто это такие?) называют Паустовского певцом русской природы. Действительно это так. У писателя так ярко и запоминающееся описаны уголки природы, природные явления, что эти описания надолго остаются в памяти. И смешить он умеет. Ведь смеялись же вы, когда я читала о проделках (поступках) рыжего кота. И настроить читателя на очень серьезный лад Константин Паустовский тоже умеет. Убедитесь в этом сами, прослушав его новое произведение, которое называется „Теплый хлеб“. Это очень мудрая сказка. Если поймете ее смысл, усвоите, к чему приводит грубость и жестокость, станете добрее».

Воспитатель читает сказку. Затем выясняет у детей: «Чему научила вас эта сказка?»

Занятие 7. Подводный мир

Цель.Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему.

Предварительная работа.Вместе с детьми воспитатель рассматривает картинки с изображением животных морей и океанов[10]. Затем выясняет у детей, где и каких морских обитателей они видели, что знают об их повадках.

ЧТЕНИЕ КНИГИ «ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА. ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ» (СТРАНИЦА 7)

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям создать на листах бумаги свой подводный мир (изображения должны быть условными, лишь бы дети могли «прочитать» то, что изобразили). Один ребенок, используя картинки, создает свой вариант подводного мира у доски. Затем он рассказывает о том, что ему удалось увидеть на морской глубине. Дети задают ему уточняющие вопросы.

Педагог отмечает удачное начало рассказа или, наоборот, подсказывает, как выиграл бы рассказ, если ребенок начал бы его примерно так… (образец).

Воспитатель вызывает второго ребенка. Пока он работает, 3–4 ребенка рассказывают о своих картинах.

Если останется время, можно предложить детям задания на смекалку (упражнение «Что лишнее?»):

– треска, селедка, спиннинг, окунь;

– пескарь, щука, плотвичка, краб.

Занятие 8. Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Цель.Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить стихотворение А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…».

Ход занятия

«Удалось ли кому-нибудь из вас увидеть первый снег? – интересуется у детей педагог. – Вы обрадовались этому или огорчились?»

Воспитатель рассказывает, что есть много хороших стихотворений, которые так и называются «Первый снег», и читает стихотворение И. Бунина:

Зимним холодом пахнуло На поля и на леса. Ярким пурпуром зажглися Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На пруды, на сад пустынный Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой Белой скатертью полей Мы простились с запоздалой Вереницею гусей.

Педагог выясняет у детей, какие строчки им запомнились, и повторяет их.

Затем читает стихотворение Я. Акима «Первый снег»:

Утром кот Принес на лапах Первый снег! Первый снег!

Он имеет Вкус и запах, Первый снег! Первый снег!

Он кружится, Легкий, Новый, У ребят над головой, Он успел Платок пуховый Расстелить На мостовой,

Он белеет Вдоль забора, Прикорнул На фонаре,—

Значит, Скоро, Очень скоро Полетят Салазки С горок. Значит, Можно будет Снова Строить Крепость Во дворе!

Дети обычно просят педагога повторить строчки о том, как снег расстелил пуховой платок, прилег (прикорнул) на фонаре.

«Но мне больше всего нравится стихотворение Афанасия Фета „Мама! Глянь-ка из окошка“», – говорит педагог и читает стихотворение (в сокращении).

Воспитатель предлагает детям запомнить стихотворение.

Затем спрашивает у детей: «Как вы думаете, а при чем тут кошка, умывающая нос (мордочку), и первый снег? Существует примета: если кошка усердно (это как?) моет мордочку, быть гостям. А снег – чем не гость?»

Воспитатель повторяет первые шесть строк стихотворения:

Мама! Глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос! Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело — Видно, есть мороз.

«Первые строчки стихотворения – обращение ребенка к матери, – говорит педагог, – можно прочитать по-разному. Попробуем (3–4 ответа).

А что так обрадовало ребенка, выглянувшего в окно? Он увидел, что грязи нет… (3–4 ребенка читают эти строчки)».

Педагог повторяет отрывок и присоединяет к нему следующие шесть строк:

Уж теперь не будет спору: За салазки, да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: «Ну, скорей гулять!»

Педагог просит 3–4 детей повторить три строчки стихотворения, которые передают радость ребенка, предвкушающего катание с горы. Воспитатель оценивает декламацию.

«А вот последние строчки, – говорит педагог, – я бы, пожалуй, прочитала иначе, чем предыдущие, с просительными нотками и чуть тише». Дети читают эти строчки вместе с воспитателем, а потом 3–4 ребенка индивидуально.

Педагог повторяет стихотворение, дети могут читать вместе с ним, но без голоса. Позже он читает стихотворение вне занятий и просит детей повторить его.

Декабрь

⇐ Предыдущая7Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Занятие 1. Лексико-грамматические упражнения

Цель.Активизировать речь детей.

Ход занятия

Педагог уточняет у детей, какое сейчас время года и какой месяц пришел на смену сентябрю.

«Осень, осенний, – говорит воспитатель. – А про что можно сказать осенний – осенняя – осеннее?»

Педагог оценивает ответы детей, хвалит за умение слушать задание и дает свои варианты: осенняя непогода, осенняя слякоть, осенний лист, осеннее настроение и т. п.

«Осенью и люди, и звери делают запасы на зиму, – напоминает воспитатель.

Вышел ежик погулять Да грибов насобирать.

Как думаете, какие грибы ему попались?

У многих слов есть слова-родственники, например: еж – ежик… (ежиха – ежата – ежиный – ежовый)

».

Затем воспитатель предлагает детям выполнить упражнение «Один – много»: «Цапля одна, а много… (цапель)

, одна пачка сахара, а много…
(пачек)
, один носок, а много…
(носков)
, один чулок, а много…
(чулок)
, одно ухо, а много…
(ушей)
.

«А теперь помогите мне закончить предложения, – просит воспитатель:

– Если мы будем внимательны на занятиях по развитию речи, то…

– Чтобы хорошо учиться, надо…

– Мы растем здоровыми и сильными, так как…

– Когда мы вернемся с прогулки, то…»

Выслушав ответы детей, педагог повторяет полное предложение.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:

Напитки я испробовал различные, Пил соки золотые полной чашей. Они – не умаляю – преотличные, Но меркнут по сравненью с простоквашей. А. Смирнов

«А какие напитки вы предпочитаете? – спрашивает педагог. – Предпочитает – это значит… (выбирает из многих других, любит)

».

Занятие 2. Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»

Цель.Помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…».

Ход занятия

«Мы живем в России, стране с огромной территорией. От Москвы до Хабаровска я летела целый день. Если бы я ехала поездом, то потратила бы на дорогу дней семь-восемь, то есть целую неделю. И климатические условия в разных регионах страны разные. Где-то на юге еще жарко, а на севере уже лежит снег. А у нас?

На каждой территории – свои осенние приметы. Но есть и общие. Рано или поздно, но они объявят о себе. Как вот в этом красивом стихотворении замечательного русского поэта Афанасия Фета:

Ласточки пропали, А вчера зарей Все грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой.

С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно…

Красивое стихотворение? Звучное, изящное».

Педагог повторяет стихотворение, предварительно попросив детей запомнить приметы осени.

Затем дети по очереди называют приметы, а воспитатель читает соответствующие строки стихотворения. При этом он уточняет: «Ласточки пропали? Куда они спрятались? А грачи летали да, как сеть, мелькали когда?»(Вечером, на вечерней зорьке.)

Воспитатель обращает внимание на необычное сравнение пролетающей стаи птиц с сетью. Потом педагог читает стихотворение еще раз, предлагая детям повторять его вместе с ним, но без голоса. Показывает, как это делается. (Этот прием – эффективное средство для тренировки артикулярного аппарата.)

Воспитатель выражает уверенность, что это стихотворение, если его прочитать своим родным, очень их порадует.

«Кстати, родные – это кто?» – уточняет педагог и просит назвать слова-родственники: «Род – родные… (родители, родился, родословная, роддом)

».

Занятие 3. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Цель.Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Учить определять количество и порядок слов в предложении.

Ход занятия

Педагог уточняет у детей, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи (карточки из математических наборов, мелкие предметы, листы бумаги, карандаши).

Воспитатель следит за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений.

Затем предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат в слове звук ц

:
цапля, журавль, оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец, танцовщица, балерина, поцелуй
.[5]

Педагог берет на заметку детей, которые ошибаются или реагируют на слово с опозданием, ориентируясь на ответ сверстников. С этими дошкольниками позже необходимо поработать дополнительно. Но это можно сделать и на занятии, предложив только этим детям выполнить новое задание (объяснив причину):царевна, чересчур, упрямая, девица, но, писаная, красавица

.

Воспитатель просит детей очень внимательно прослушать строчки из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи», сосчитать в тексте слова с рычащим звуком р

и показать карточку с соответствующим количеством геометрических фигур (круги, треугольники). Педагог напоминает детям о том, что работать нужно самостоятельно.

Ты куда летишь, сорока? Расскажи! Нам дорогу в лес дремучий Покажи!

Педагог загадывает детям загадку:

Золотое яблочко По небу катается, С утра улыбается. А улыбки – лучи Очень горячи. (Солнышко)

Воспитатель предлагает дошкольникам определить, сколько в тексте загадки слов со звуком ч.

Затем читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова со звуком
ч
.

Педагог просит детей нарисовать решетки из трех окошек-ячеек и определить место звука ч

в словах:
чашка, очечник, обруч
. Дети, используя фишки или мелкие предметы, отмечают позицию звука
ч
в словах. (После выполнения каждого задания ребенок убирает фишку (фишки).)

«Слово чашка

начинается на
ча-
, – продолжает занятие воспитатель. – Сколько звуков вы слышите? Назовите эти два звука. Два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог
ча-. (Чай, чайник, часы, чашки.)
Таких слов довольно много».

Воспитатель открывает словарь и читает слова, начинающиеся на слог ча-,

например:
чайка, чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол
. Интересуется, что такое чардаш, ча-ча-ча, частокол.

Затем педагог спрашивает у детей, что такое предложение. (Это несколько слов, связанных друг с другом.)

«У замечательного русского поэта Алексея Плещеева есть стихотворение „Внучка“. Оно начинается так: „Бабушка, ты тоже маленькой была…“ Можете ли вы сосчитать слова в этом предложении? В нем четыре или пять слов? Давайте считать. Бабушка

– раз,
ты
– два… А теперь произнесите слова в строгом следовании их друг за другом».

Педагог указывает на ребенка. Он произносит слово, а все дети – его номер.

Ребенок. Бабушка.

Дети. Раз. (Один.)

Ребенок. Ты.

Дети. Два.

И так далее.

Если кто-то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала.

Педагог говорит детям, что в книгах в конце предложения ставится точка: «Когда будете рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. Если обнаружите что-то интересное, поделитесь со мной своими наблюдениями».

Завершая занятие, воспитатель спрашивает у детей, чему они сегодня учились.(Учились слышать слова, объяснять их смысл, готовились к школе.)

Если останется время, можно прочитать детям стихотворение А. Плещеева «Внучка» (это стихотворение можно также прочитать на прогулке или перед выходом на прогулку).

Бабушка, ты тоже Маленькой была? И любила бегать, И цветы рвала? И играла в куклы Ты, бабуся, да? Цвет волос какой был У тебя тогда? Значит, буду также Бабушкой и я, — Разве оставаться Маленькой нельзя? Очень бабушку мою — Маму мамину – люблю. У нее морщинок много, А на лбу седая прядь, Так и хочется потрогать, А потом поцеловать. Может быть, и я такою Буду старенькой, седою, Будут у меня внучатки, И тогда, надев очки, Одному свяжу перчатки, А другому – башмачки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: