Конспект классного часа для 5 — 9 классов по теме: Режим дня


Распорядок дня школьника по часам на неделю

Распорядок дня, включающий в себя основные режимные моменты:

Режим дня школьника

AD EXEMPLUM

по образцу

  1. Режим дня
    — это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток .
  2. Режим дня необходим, чтобы обеспечить высокую работоспособность
    на протяжении всего периода бодрствования.
  3. Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма
    .

Подъём работоспособности отмечается с 11 до 13 часов

.

Второй подъём в 16 — 18 часов

более низкой интенсивности и продолжительности.

Беседа — игра «РЕЖИМ ДНЯ»

У большинства людей в повседневной жизни складывается бо­лее или менее постоянный распорядок дня. Приблизительно в одни и те же часы работают, отдыхают, принимают пищу. «Режим дня -это основа нормальной жизнедеятельности человека» — так говорят ученые.

При этом учитывается еще одно очень важное обстоятельст­во. Всей живой природе присуще чувство времени. Организм с автоиотической точностью отмечает ход времени. Биологические- ритмы — удивительное явление жизни. Они зависят от многих причин: смены времени года, колебаний температуры, солнца и т.д.

Так, известно, что в течение суток отмечаются изменения работоспособности с двумя «пиками» ее повышения -с8до13ис16до19часов.

Вот поэтому необходимо так организовывать свой режим дня, чтбы основная нагрузка была именно в эти часы.

— Как вы думаете, что лучше делать в эти часы?

Ответы учащихся.

Учитель. Правильно, с 8 до 13 часов лучше всего занимать­ся в школе, ас 16 до 19 часов — выполнять домашнее задание.

Но давайте рассмотрим свой режим дня по частям, от утренне­го подъема до вечернего сна.

Ежедневный гигиенический режим жизни означает умение правильно распределить время для работы и для отдыха. Сутки должны быть распределены так: 7-8 часов работы, 9-10 часов сна, 6-7 часов отдыха, но обязательно активного.

III. Составление режима дня школьника.

Учитель. Давайте по нашей схеме составим режим дня для вас.

На доске рисунок циферблата часов. Учителем заготавливаются карточки с надписями: сон, подъем, занятия в школе, зав­трак, зарядка, прогулка, обед, полдник, ужин, домашнее задание,
свободное время.
1

Учитель вместе с учащимися расставляет карточки, составляя режим дня
Затем учащимся предлагается рассказать о своем режимидня, после чего все вместе обсуждают правильность и рациональность его, устраняют ошибки.
IV. Игры на развитие чувства времени.

Учитель. Научиться ценить время и разумно им пользоваться очень важно. Для этого надо прежде всего научиться ориентироваться во времени, «чувствовать» его, ясно представлять себе что можно сделать за тот или иной отрезок времени. Ученик. Мы знаем, время растяжимо, Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его. Бывают у него застои, А иногда оно течетНенагруженное, пустое -Часов и дней напрасный счет. Пусть равномерны промежутки, Что разделяют наши сутки.Но, положив их на весы, Находим долгие минутки И очень краткие часы.

С. Я, Маршак

Учитель. Предлагаю вам, ребята, дома произвести подсчет: сколько времени вы тратите на то, чтобы одеться, умыться, убрать за собой, сколько нужно времени, чтобы дойти до школы и т. д. И мы с вами сравним и выясним, нельзя ли что-нибудь из перечисленных дел выполнить быстрее и на этом сэкономитьнесколько минут для важных дел, на которые никогда не хватает времени.А как у вас развито чувство времени, мы проверим во время игр: 1. Начните громко отсчитывать секунды, сопровождая счет взмахом руки, а я буду проверять вас по секундомеру. Сначала пусть попробуют желающие, затем мы проведем счет секунд кол­лективно.

Основные элементы режима дня школьника

  1. Учебные занятия в школе и дома
  2. Активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе
  3. Регулярное и достаточное питание
  4. Физиологически полноценный сон
  5. Свободная деятельность по индивидуальному выбору.

! При организации режима следует учитывать состояние здоровья и функциональные особенности данного возрастного периода. При чётком распорядке дня формируется привычка, когда конкретное время является сигналом для соответствующих действий.

В 6-7 лет

отмечается повышенная чувствительность к неблагоприятным внешним факторам и быстрой утомляемостью при обучении.

В младшем школьном возрасте

продолжаются процессы окостенения и роста скелета, развития мелких мышц кисти и функциональное совершенствование нервной системы.

Возраст 11-14 лет

характеризуется резкими гормональными сдвигами и интенсивным ростом. Происходит быстрое развитие внутренних органов: сердце растёт быстрее, чем просвет сосудов, и возникает юношеская гипертензия.

В 15-18 лет

происходит завершение полового созревания, сохраняется преобладание общего возбуждения и психической неуравновешенности.

Режим дня школьника

Чтобы детский организм развивался правильно немаловажно уделить внимание режиму дня школьника.

Прежде всего необходимо организовать очередность различных видов деятельности и свободного времени. От распорядка дня зависит не только настроение ребенка, но и здоровье в целом.

При хроническом переутомлении, тормозится рост и развитие ребенка, ухудшается состояние здоровья школьника. При соблюдении режима ребенок становится физически активней, проходит успешнее обучение в школе.

Полноценный сон даёт возможность легче воспринимать информацию на уроках, повышается работоспособность.

Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий. Благоприятое время для приготовления уроков — 15-16 часов. Для восстановления работоспособности через каждые 30 минут необходим перерыв. Рекомендуется готовить уроки с легких заданий и переходить к наиболее трудным.

Первоклассникам зачастую не хватает двигательной и физической нагрузки, что приводит к утомляемости. Поэтому в распорядке дня у школьника обязательно должны присутствовать утренняя гимнастика и физические разминки во время выполнения домашних заданий.

На приготовление домашних уроков в режиме дня

школьников младших классов нужно отвести 1,5-2 часа, школьникам 4-7 классов 2-3 часа, старших классов 3-4 часа.

Нежелательно выполнять домашние занятия перед сном. Вечерние часы обязательно должны быть свободными и посвящены отдыху.

При соблюдении режима дня центральная нервная система вырабатывает полезные привычки, которые значительно облегчают переход от одного вида деятельности к другому. Вот, почему необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приема пищи, выполнения домашних заданий.

Вот примерный режим дня школьника: таблица

Мой блог находят по следующим фразам

Ученикам младших классов, особенно первоклашкам, очень сложно порой бывает адаптироваться к условиям их новой школьной жизни. Отсюда и неуспеваемость, и конфронтация с одноклассниками, и нежелание ребенка ходить в школу/делать уроки и т.д. И основной задачей родителей является помочь ребенку справиться с нелегкой для него нагрузкой. Столкнувшись с этой проблемой, каждый родитель ищет свои пути ее решения. Но при составлении грамотного распорядка дня для ученика младшего класса с первого дня посещения школы помогло бы избежать большую часть этих проблем.

Зачем нужен распорядок дня школьнику младших классов

Не стоит относиться пренебрежительно к организации режима рабочего дня особенно для детей, начиная со школьных лет. Соблюдение определенного распорядка приводит к тому, что силы ребенка не тратятся понапрасну, дозировано распределяются и их хватает на все виды деятельности. При этом повышается жизненный тонус организма, сводится к минимуму утомление и быстро восстанавливаются силы.

Составление правильного режима дня зависит от индивидуальных особенностей школьника: состояния здоровья и особенностей того или иного возраста. В расписание должны быть включены в определенной очередности основные элементы:

мере того, как ребенок будет придерживаться ежедневного распорядка дня, у него выработается привычка делать все в определенное время, организм включит внутренние часы и впоследствии все действия войдут в привычку.

Как составить правильно распорядок дня школьника

Утренняя гимнастика:

взбодрит организм, поможет зарядиться работоспособностью. Продолжительность зарядки зависит от здоровья школьника, поэтому этот вопрос необходимо решить в индивидуальном порядке.

Водные процедуры:

включают в себя принятие душа после гимнастики, закаливающее обливание водой контрастных температур и утренние гигиенические процедуры – умывание и чистка зубов. Что касается процедуры закаливания, то необходимо обсудить этот вопрос со специалистом, не форсировать события во избежание простудных заболеваний.

Занятия спортом:

посещение игровых спортивных секций, бассейна, игры на свежем воздухе.

Питание:

прием пищи необходимо организовать таким образом, чтобы у ребенка был сытный и горячий завтрак, полноценный обед из горячих блюд и витаминных салатов, непоздний ужин. Принятие пищи в одно и то же время обеспечит бесперебойную работу желудочно-кишечного тракта.

Выполнение домашних заданий:

их нужно запланировать, не отодвигая этот процесс на вечер, когда ребенок уже устал, и эффективности от работы не будет. После небольшого отдыха, примерно через час после обеда и прогулки, можно с новыми силами начинать делать уроки. При этом нужно делать перерывы для отдыха на несколько минут.

Выполненные домашние задания дают полное право прогуляться, подышать свежим воздухом. На игры во дворе можно выделить не менее двух часов. Это оптимальное время для того, чтобы дать отдых мозгу, переключившись на другой вид деятельности и вдохнуть свежего воздуха перед сном. Продолжительность сна младшего школьника должна быть 9-10 часов. Время пробуждения и отхода ко сну необходимо установить в одно и то же время, так как это приучит организм быстро засыпать и просыпаться.

Утренняя зарядка

Утреннюю гимнастику не случайно называют зарядкой, она снимает сонливость и «заряжает» организм бодростью на весь день.

Гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, положительно воздействуют на нервную систему.

! Выполнять упражнения надо в определенной последовательности: вначале потягивания , затем упражнения для рук и плечевого пояса , затем туловища и ног . Заканчивают зарядку прыжками и бегом , после чего делают успокаивающее дыхание . Продолжительность зарядки в зависимости от возраста от 10 до 30 минут . Упражнения постепенно усложняются, ускоряется и темп движений. Комплексы упражнений желательно менять каждые 7-10 дней. Обязательным является обеспечение притока свежего воздуха на момент занятий.

Помимо зарядки к физическому воспитанию относятся игры на свежем воздухе

. Лучшими считаются подвижные игры, а также занятия спортом. В игре совершенствуются двигательные навыки, повышается эмоциональный тонус.

Кроме того, подвижные игры дают хороший оздоровительный эффект. Обратите внимание на плавание, лыжный спорт, велоспорт и другие секции в зависимость от ваших склонностей.

Хорошо дисциплинируют командные игры: волейбол, баскетбол, футбол. Не забывайте о танцах.

Особенно важно пребывание ребёнка на улице вечером перед сном. Доказано, что лучшим режимом является наличие 3-4 прогулок общей продолжительностью 2,5-3,5 часа.

! Ч
ем младше ребёнок, тем больше времени он должен проводить на улице.

Водные процедуры

После утренней зарядкивас ждут водные процедуры. Детям школьного возраста после каждой физической тренировки надо принимать комфортный душ

.

Постепенно температуру снижают: с 30 до 20-15 градусов в конце. Это хорошая закаливающая процедура. Возможен контрастный душ с чередованием тёплого и прохладного потоков воды. Ничто так не прогоняет сон, как утреннее умывание холодной водой.

Наиболее слабой водной процедурой являются обтирания, поэтому с них и нужно начинать проведение водных процедур.

После школы, отдых

Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть

. Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Это время слабые и часто болеющие дети должны уделять сну.

Во время отдыха в тканях усиливаются процессы восстановления веществ, ликвидируются происшедшие сдвиги обмена и восстанавливается должная работоспособность.

Крупнейшим русским ученым И. М. Сеченовым было доказало, что лучшим отдыхом является не полный покой, а так называемый активный отдых, т. е. смена одного вида деятельности другим .

Наилучшим активным отдыхомявляется подвижная деятельность, особенно на воздухе. Свежий, чистый воздух укрепляет организм, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышает его сопротивляемость к инфекции.

Лучшими видами подвижной деятельности являются движения, избранные самими детьми, совершаемые ими с удовольствием, радостью, эмоциональным подъемом. Такими движениями являются подвижные игры и спортивные развлечения (в теплое время года — игры с мячом, прыгалкой, городки и др.; зимой — катание на санках, коньках, ходьба на лыжах).

Для подвижных игр на открытом воздухе учащимся первой смены нужно отводить время после обеда до начала приготовления домашних уроков. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе

, включая дорогу в школу и обратно, должна составлять
длямладших школьников не менее 3-3,5 часов, для старших — не менее 2-2,5 часов
.

В режиме дня следует выделить время и для свободно избранной творческой деятельности

, такой как конструирование, рисование, лепка, музыка, чтение художественной литературы. На это в течение дня
для младших школьников надо 1-1,5 часа, а старшим — 1,5-2,5 часа
.

Каждый школьник должен привлекаться к посильным работам по дому. Младшим можно поручать уборку комнаты, поливку цветов, мытье посуды; старшим — прогулку с малышами, покупку продуктов, работы в саду, на огороде и т. д.

Домашнее задание

На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников
младших классов нужно отвести 1,5-2 часа, средних классов — 2-3 часа, старших классов 3-4 часа
.

При такой длительности выполнения домашних заданий, как показали специальные исследования, дети все время работают внимательно, сосредоточенно и к концу занятий остаются бодрыми, жизнерадостными.

!
Если же приготовление домашних заданий затягивается, то учебный материал плохо усваивается. Тотчас же после школы домашнее задание готовить нельзя! В этих случаях школьник после умственного труда в школе, не успев еще отдохнуть, сразу получает новую нагрузку. В результате у него быстро появляется усталость, скорость выполнения заданий снижается, запоминание нового материала ухудшается.

!
Перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома должен быть не менее 2,5 часов. Большую часть этого перерыва школьникам необходимо гулять или играть на открытом воздухе.

!
Учащимся, занимающимся в первую смену, начинать готовить домашние задания можно не раньше,чем с 16-17 часов. При выполнении домашних заданий, так же как и в школе, через каждые 45 минут следует делать перерыв на 10 минут, во время которого нужно проветрить комнату, встать, пройтись, хорошо бы сделать несколько дыхательных гимнастических упражнений.

Учащимся во многих случаях приходится готовить задания, когда в комнате громко разговаривают, спорят, включено радио.

Эти посторонние внешние раздражители отвлекают внимание (что у детей происходит особенно легко), тормозят и дезорганизуют налаженную деятельность организма.

В результате не только удлиняется время приготовления уроков, но и увеличивается утомление ребенка, а кроме того, у него не создаются навыки сосредоточенной работы, он приучается отвлекаться.

Классный час «Режим дня и здоровья»

Ведущий: Сегодня перед вами откроются страницы устного журнала «Режим дня и здоровья». Только его не читают, а смотрят и слушают. Журнал совсем короткий, но всё же может подсказать многим из вас, для чего нужно выполнять режим дня особенно первоклассникам станицы нашего журнала откроются перед вами одна за другой. Смотрите и слушайте устный журнал «Режим дня и здоровья».

(Звучит мелодия ) 1 страница.

Прислушайтесь к этой мелодии. Всякий раз, когда она звучит, будет открываться новая страница нашего журнала. (Входит Айболит). Айболит: Я пришел вас научить, Как здоровье сохранить! Много грязи вокруг нас, И она в недобрый час Принесёт вам вред, болезни. Но я дам совет полезный Мой совет совсем не сложный, С грязью будьте осторожней! ( Заглядывает Грязь). Грязь: Вы про грязь? И я у вас. Айболит: Ты ко мне не приближайся И ко мне не прикасайся. Грязь: Ах, ах, ах! Какой халат Да ведь не на что смотреть. Я б такое не надела. У меня – другое дело! От борща пятно большое, Вот сметана, вот жаркое, Вот мороженное ела, Это в луже посидела, Это клей, а здесь чернила. Согласитесь очень мило. Я наряд свой обожаю На другой не променяю. ( Ходит и здоровается с детьми).

Айболит: Ребята оставляем Грязь? Будем с ней дружить? Ведущий: Наши дети любят чистоту, порядок знают правила личной гигиены, заботятся о здоровье. Используя рисунки, расскажи Грязи о правилах личной гигиены. ( Рассказ детей по журналу «Книга обо мне»3 )

(звучит музыка)

Правила личной гигиены.

Грязь садится и слушает.

2 страница. Ведущий: Быть здоровыми хотят Взрослые и дети Как здоровье сохранить Кто может ответить?

Айболит: Проводит игру «хорошие советы»1

Вам, мальчишки и девчушки, Приготовил я частушки. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. На неправильный совет Говорите: нет, нет, нет.

Постоянно нужно есть Для зубов для ваших Фрукты, овощи, омлет, Творог, простоквашу Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный, Он совсем, совсем не вкусный, Лучше ешьте шоколад, Вафли, сахар, мармелад. Это правильный совет? Нет, нет, нет, нет! Говорила маме Люба -Я не буду чистить зубы. И теперь у нашей Любы Дырка в каждом, каждом зубе. Каков будет ваш ответ? Молодчина Люба? Нет!

Блеск зубам чтобы придать, Нужно крем сапожный взять. Выдавим пол тюбика, И почистим зубики. Это правильный совет? Нет, нет, нет, нет!

Ох, неловкая Людмила На пол щетку уронила. С пола щетку поднимает, Чистить зубы продолжает. Кто даст правильный совет Молодчина Люба? Нет!

Навсегда запомните, Милые друзья, Не почистив зубы, Спать идти нельзя. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши.

Чтобы зубы укреплять, Полезно гвозди пожевать. Это правильный совет? Нет, нет, нет, нет!

Вы ребята не устали, Пока здесь стихи читали? Был ваш правильный ответ, Что полезно, а что нет.

(Садится )

(звучит музыка ) 3 страница. Ведущий: Чтобы быть здоровым необходим правильный режим дня. Ученик: Если будешь ты стремиться Распорядок выполнять Будешь лучше ты учиться, Лучше будешь отдыхать. Ведущий: А вот многие из вас не умеют выполнять распорядок дня, не берегут время, могут опоздать на уроки, спать ложатся не вовремя.

Сценка «Сейчас». 1. -Наташенька вставай! 2. –Сейчас. 1. – Уж день взгляни в окно! Ведь ты задерживаешь нас! Ведь ты не спишь давно! 2. – Ну, мамочка, ну чуточку еще одну минуточку! 1. – Наташа сядь к столу! 2. – Сейчас. 1. – Ну сколько можно ждать? Твой чай уже четвёртый раз Пришлось подогревать. 2. — Ну, мамочка, ну чуточку, еще одну минуточку. 1. – Наташа спать пора! 2. – Сейчас. 1. – Ну, сколько же просить? Ведь завтра утром снова Не сможешь глаз открыть? 2. — Ну, мамочка, ну чуточку, еще одну минуточку.

Ведущий: Ребята, кто узнал себя? Есть у нас такие ученики в классе? Думаю не должно быть. ( Как начинается ваш день ( Картина)) Ведущий: Мы разучили комплекс утренней гимнастики, и все будем делать утреннюю зарядку. (Комплекс утренней гимнастики) «В траве сидел кузнечик».

(звучит музыка) 4 страница.

Ведущий: Режим дня, а что же это такое? Как правильно организовать режим дня? Сценка: О режиме дня 2.

(Два ученика играют сценку.) — А ты Вова, знаешь, что такое режим? — Конечно! Режим… Режим – куда хочу, туда скачу. — Режим – это распорядок дня! Вот ты, например, выполняешь распорядок? — Даже перевыполняю. — Как же это? — По распорядку мне надо гулять два раза в день, а я гуляю – четыре! Нет, ты не перевыполняешь его, а нарушаешь! Знаешь, каким должен быть распорядок дня? — Знаю! Подъем. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. Прогулка. Приготовление уроков. Прогулка. Обед – и в школу. — Хорошо. — А можно еще лучше. — Как же это. — Вот так! Подъем. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Прогулка. Обед. Прогулка. Чай. Прогулка. Ужин. Прогулка. И сон. — Ну нет. При таком режиме получится из тебя лентяй и неуч. — Не получится. — Это почему же? — Потому что мы с бабушкой выполняем весь режим. — Как это с бабушкой? — А так: половину выполняю я, половину – бабушка. А вместе мы выполняем весь режим. — Не понимаю, как это? — Очень просто. Подъём – выполняю я. Зарядку выполняет бабушка. Умывание – бабушка. Уборка постели – бабушка. Завтрак – я. Прогулка – я. Приготовление уроков – мы с бабушкой. Прогулка – я. Обед я. — И тебе не стыдно?! Теперь я понимаю, почему ты такой недисциплинированный.

Ведущий: Составим правильно режим дня ( работа с планшетами.) (читают читающие дети)

(звучит музыка ) 5 страница.

Ведущий: Доктор Айболит как сделать, чтобы все ребята были здоровыми? Может еще, какой совет есть. Айболит: Лечу я ребятишек, когда они больны Горчичники и капли мне вовсе не нужны Мой метод неизвестен ни одному врачу Скажу вам по секрету: Я танцами лечу!

Ведущий: У нас ребята умеют танцевать. Танцуют перепляс (мальчики).

(звучит музыка) 6 страница.

Ведущий: Я думаю, что мы все странички журнала перелистали. Грязь исправится и превратится в Чистоту. А мы, будем беречь время, и укреплять своё здоровье.

Айболит: Будьте здоровы ребята. Прочтем хором слова на доске, они станут нашим девизом. «Мы порядком дорожим – соблюдаем свой режим».

Использованная литература:

1. Педсовет №4 /99 стр. 6 «Хорошие советы» 2. Педсовет № 4/97 стр. 11 «Режим дня» 3. Книга обо мне М.Е. Николаев «Спец. выпуск Министерства Образования Республики Саха (Якутия)» 2000г.

Приложения:

Оформление доски:

1. — Рисованная картина:

2. — Плакат:

4. – Плакат

5. — Планшеты. «Режим дня»

7.00-7.30 Подъем 8 .30-12,30 занятия в 14.00-15.00 прогулка школе 7.30-7.40 завтрак 13.00-14.00 обед 15.00-17.00 домашние задания (уроки)

17.00-18.30 занятия 19.30-21.00 занятие физкультурой игры музыкой чтение книг ( во дворе) 19.00-19.30 ужин 21.00- сон

6. — Картина « Как начинается ваш день?»
Полный текст материала Классный час «Режим дня и здоровья» смотрите в скачиваемом файле
. На странице приведен фрагмент.

Автор: Кудымова Галина Александровна → Galina 16.03.2009 5 35053 4967 Комментировать

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Вход | Регистрация

Есть мнение? Оставьте комментарий

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: