Особенности проведения классного часа в рамках реализации ФГОС


Ход классного часа

Учитель: Здравствуйте! Все, наверное, знают стихи С. Я. Маршака «Хорошо»

, где речь идет о хорошем и плохом. В нашей жизни очень много хорошего, но к сожалению, также очень много и плохого. Вы, наверное, слышали, о вредных привычках и можете их перечислить?

Дети: Да!

Алкоголь; сигареты; наркотики.

Учитель: Правильно. Сегодня мы как раз поговорим об одной из этих вредных привычек. Об алкоголизме и его вреде. А чтобы урок прошел интересней, давайте проведем следующую игру-путешествие. Итак, начинаем.

Игра № 1

Учитель: Ребята, представьте, что вы космонавты, получившие задание облететь несколько планет и описать жизнь инопланетян.

Итак, первая планета, вас радостно встречают инопланетяне, подзывают, как они живут, чем занимаются и что умеют делать.

Рисунок №1: Дети купаются в реке, играют в волейбол, светит солнце, зеленая полянка, прекрасный летний день.

Учитель: Главный девиз этой планеты — «Хотим быть здоровыми!»

Рассмотрите рисунок. Какие привычки у инопланетян на этой планете? Перечислите их. (Идет перечисление только хороших привычек.)

Учитель: Но, к сожалению, пришло время прощаться с хозяевами первой планеты, и космонавты летят на следующую.

Рисунок №2: Страшный город с умирающей природой, трубами заводов, везде разбросаны бутылки, окурки папирос, город населяют в основном больные люди.

Учитель: Рассмотрите внимательно следующий рисунок-планету. Что вы видите, нравится ли вам эта планета? Какие привычки у жителей этой планеты? Опишите их. (Описание внешнего вида планеты, привычек жителей.)

Рисунок №3: Планета, на поверхности который разбросаны бутылки, стаканы, из бутылок вылезает зеленый змий, он опутал всех жителей планеты.

Учитель: А про третью планету я вам немного расскажу.

На этой планете жил пьяница. И маленький космонавт, который высадился на этой планете, пробыл у пьяницы в гостях совсем недолго. Но было ему совсем невесело. Когда космонавт явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним армии бутылок пустых и полных.

— Что ты делаешь? — спросил маленький космонавт.

— Пью, — мрачно ответил пьяница.

— Зачем?

— Чтобы забыть.

— О чем забыть? — спросил маленький космонавт. Ему было очень жалко пьяницу.

— Хочу забыть, что мне совестно, — признался пьяница и склонил голову.

— Отчего же тебе совестно? — спросил маленький космонавт, ему очень хотелось помочь бедняге.

— Совестно пить! — объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.

И маленький космонавт полетел на Землю, растерянный и недоумевающий.

Учитель: Понравилась ли вам эта планета?

Дети: Нет!

Учитель: А что бы вы могли посоветовать жителям этой планеты?

Дети: Бросить пить!

— Заниматься спортом!

— Завести себе верных друзей!

Учитель: Правильно! Ведь когда человек начинает пить, он теряет не только здоровье, но и своих близких, друзей и родственников.

А сейчас давайте поговорим о нашей планете, о нашем доме.

Какой может стать наша планета, если люди не откажутся от вредных привычек и будут продолжать разрушать не только свое здоровье, но и здоровье окружающих?

А теперь нарисуйте нашу планету. Расскажите о ней, о её жителях и их привычках. (Дети рисуют.)

Учитель: Глядя на свои рисунки, вы можете рассказать о них.

Дети: Совсем не хочется не только болеть, но и жить на планете больных людей. А ведь если каждый из нас не будет заботиться о своем здоровье, то наша планета не будет здоровой.

— Здоровье — это не только наша сила, но и настроение, отношение к себе и другим людям, умение жить дружно и интересно.

Учитель: Из четырех планет вы можете выбрать одну, на которой вы бы хотели жить?

Дети: Нам очень понравилась первая планета. Но жить мы все-таки очень хотели бы на родной Земле и делать так, чтобы она ста-I и шилась красивее, чище и здоровей.

Учитель: Мы выяснили и убедились, что алкоголь действительно вреден для человека. Но вредные привычки — это не только употребление спиртных напитков. Существует множество других вредных пещей, которые могут помешать вам вырасти здоровыми, красивыми, умными, окруженными верными друзьями, близкими. Но не нужно забывать и о наших помощниках — хороших привычках. А вот чего больше — хорошего или плохого — мы можем выяснить с Помощью игры в воздушные шарики.

Игра № 2

На доске вывешен рисунок с изображением двух воздушных шаров, внутри которых дети могут нарисовать то, что, по их мнению, приносит вред или пользу человеку.

Учитель: Вы молодцы! Из ваших рисунков видно, что хороших привычек гораздо больше, чем плохих. Я уверена, что никто из вас не хотел быоказаться на месте пьяницы с планеты № 3 или жителей второй планеты. Никто из нас не хочет оставаться одиноким, без друзей, или больным и жалким. В нашей жизни нет места алкоголю и вредным привычкам, потому что у нас в мире столько всего хорошего, доброго, чистого и светлого.

Влияние алкоголя на рост и развитие растений

Цели: Ознакомить школьников с информацией о вредном воздействии алкоголя на живые организмы, растения; наглядно продемонстрировать последствия воздействия алкоголя на растения.

Реквизит: Растения в горшочках, образцы спиртных напитков, зерна растений.

План:

1. Вступительное слово учителя.

2. Сообщения школьников, проводивших предварительный опыт.

3. Обсуждение с учащимися результатов опыта.

«Использование активных методов на классных часах»

Cообщение на тему: «Использование активных методов на классных часах».

Класснвй час-одна из наиболее распространённых форм организации фрональной воспитательной работы,способствующих формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру.

Содержание классных часов согласуется с программой воспитательной работы школы и проводятся по 8 направлениям.

Я использую формы проведения классных часов соответственно возрасту пятиклассников,учитывая их интерес,потребности и возможности,при которых учащиеся вовлекаются в деятельность и сами раскрывают заданную тему.

Большинство классных часов,конечно где это уместно, я составляю так,чтобы дети работали в группах,выполняли задания в игровой форме,решали проблемные ситуации,сами формировали те или иные понятия, сравнивали комментировали,проигрывали ситуации ,делали выводы.

Всегда используемая мною форма- «Назначение и отчёты».Это выбирается группа учеников,которые получают предварительный материал с последующим представлением в классе.

При предварительной подготовке проблем,кто будет участвовать нет: с большим удовольствием учащиеся разбирают материал.А те ,кто сам не изъявляет желания, но если я к ним обращаюсь-охотно соглашаются.Таким образом, в течении 1 месяца весь класс поучаствует в классных часах. И так далее.

А также игровые формы,такие как викторины,соревнования,работа в группах.

Как в соотоветствии с обновлённой программой содержания образования на уроках мы используем Активные Методы для поддержания высокой познавательной активности обучающихся,для достижения целей урока,так и в проведении классного часа успешно применяются АМ.

АМ ставят ученика в новую позицию,когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником.

Особое внимание обращаю на начало классного часа,от которого зависит,как дети активно включатся в работу.

1.Начинаю с положительного настроя , с упражнения

«Поздороваемся ладошками»

Я говорю: -Пожелаем друг другу здоровья.Повернитесь друг к другу,посмотрите в глаза .Улыбнитесь.Разверните ладони друг к другу,но не прикасайтесь и соединяем пальцы со словами :

Желаю(большой)

Успеха(указательный)

Большого(средний)

Во всём(безымянный)

Здравствуй!(всей ладонью)

2. Метод «Поздороваемся глазами

»-не словами ,а молча глазами.При этом дети показывают глазами,какое у них настроение.

3.Метод «Добро в ладошках»

Учащие соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.

При определении темы классного часа стараюсь учащихся подвести к определению темы (Метод «Мозговой штурм»

)

-или читаю стихотворение,где есть ключевые слова,

-или предлагаю цитаты,высказывания,

-или загадки.

Вот,например:

Постарайтесь определить тему этого классного часа.

«К нам в класс пробралась злая колдунья и все перепутала. Посмотрите всё ли нормально. (изображение солнца. На лучах написаны слова: ненависть, грубый, злой, жадный, грустный, горе, вражда, обман, жестокость.

Давайте, всё исправим. Подберите к словам антонимы, и солнышко вновь начнёт улыбаться.

А теперь постарайтесь, определить тему классного часа. (Ответы детей)

Тема классного часа – «Добро и зло».

Пример:

Написано предложение: «Друг — это тот, кто…»

Ребята по цепочке говорят о том, кто такой друг по их мнению и кого они называют своими друзьями,потом я предлагаю детям сформулировать своё название классного часа.

Пример:

Цитата американского писателя Марка Твена:
«Доброта – это то, что может увидеть слепой и услышать глухой».
-Чему посвящён наш классный час?

Далее дети высказывают свои мнения о понятиях-доброта,добрый человек,зло,злой человек.Потом заглядываем в толковый словарь,работаем в группах по заданиям , дети собирают пословицы

и в итоге
-делают кластер-ромашку-
собирают слова,характеризующие доброго человека.

Метод «Интервью»

-задаю вопросы,чтобы услышать высказывания учеников по обсуждаемой теме.

При работе детей в группах применяю метод «Зоркий глаз»,

где учащиеся высказывают своё мнение,выполняя задание,предлагают свои варианты,дают свои определения и в итоге приходят к единому мне

Также при работе в группах

«Метод Ульи»,

где дети обсуждают различные проблемные ситуации.

« Метод Итоговый круг»-

дети встают в круг и задают вопросы по кругу о том,что узнали на занятии.Также,использую этот метод для Ассоциации по ключевам словам в теме классного часа.

Например:

Лидер,Президент,Независимость,Казахстан,дружба,семья,интернет.

(ученики по кругу высказываюся)

Вывод:

Применять АМ на кажом классном часе не обязательно.Есть классные часы,которые предполагают беседу,повествование,или просто содержат информацию.Использование АМ интересны не только для учащихся,но и для учителей.Но важно разрабатывать и внедрять их в классные часы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.Мир АМ яркий,удивительный,многогранный.В нём комфортно чувствуют себя и учителя и ученики.Поэтому,будем открывать для себя его тайны и возможности,научимся управлять его мощным потенцмалом,сделаем свою работу намного интереснее и эффективнее,а своих учеников благодарными и счастливыми.

3

Ход воспитательного дела

За три — четыре месяца до предполагаемой даты классного часа школьники делятся на 2 группы и проводят опытно-экспериментальную работу.

Опыт № 1. Влияние алкоголя на всходы побегов растений

Берут четыре цветочных горшка, наполняют их одной и той же землей и сажают в каждый горшок по гороховому зерну (или других бобовых, или косточке семечковых растений)

. Первый горшок поливают водой, второй пивом, третий виноградным вином и четвертый водкой. Через несколько дней гороховое зерно в первом горшке
(которое поливают водой)
начинает всходить и поднимать земляную покрышку. В остальных трех ничего не происходит. Поливка четырьмя различными жидкостями продолжается. Спустя некоторое время зерно, поливаемое водой, показывается наружу; поливаемое пивом начинает всходить; поливаемое виноградным мимом начинает набухать. Через две недели первое зерно дает уже миленькие листочки; остальные же зерна даже еще не показываются наружу. С 15-го дня все горшки поливают водой, и вскоре показываются наружу также второе и третье зерно, хотя и запоздалыми, и жалкими на вид. Четвертое, последнее, гороховое зерно, которое поливали водкой, совсем не показывается из земли, так как оно практически убито.

Опыт № 2. Влияние алкоголя на скорость проращивания растений

Берут несколько стеклянных плоских емкостей.Емкости заполняют по следующему принципу : в первой емкости — чистая вода, в последней — чистый спирт. Остальные емкости заполняются жидкостью с разной концентрацией алкоголя.Можно взять 4 емкости : вода, 33 % алкоголя, 66 % алкоголя, чистый спирт;или 6 емкостей: вода, 25 % алкоголя, 50% алкоголя, 75 % алкоголя, чистый спирт. Затем в каждую стеклянную емкость помещают по десять гороховых зерен так, чтобы они наполовину были погружены в жидкость.Через четыре дня начинают наблюдение за зернами: как они набухают, как прорастают, определяют длину и ветвистость корней, длину, силу побегов и т. д. Школьники должны убедиться, что в чистой воде прорастают все десять зерен, корни достигают наибольшей длины и ветвистости, побеги самые длинные и крепкие. Чем больше процент растворенного алкоголя в жидкости, тем дольше горошины прорастают, корни более короткие и тонкие, побеги чахлые. В более крепких растворах корни не обнаруживают наклонности ветвиться, побеги появляются гораздо позже. Через месяц в емкостях с крепкими растворами алкоголя гороховые зерна1 загнивают. Листья и плоды приносят гороховые зерна, находящиеся только в воде и в жидкости с небольшим количеством алкоголя. В остальных они засыхают, не успев дать листья.

Школьники ставят эти опыты, наблюдения записывают в отдельный дневник наблюдений, затем проводят анализ, делают выводы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: