Классный час на тему «Умей сказать «Нет!»»
(рекомендуется к проведению педагогом-психологом)
Цель: формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами.
Задачи:
- Развить способность делать самостоятельный выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением.
- Ознакомить обучающихся с различными способами отказа.
- Воспитывать у обучающихся потребность в здоровом образе жизни.
Возраст обучающихся: 13–16 лет (7–10-й класс).
Ход занятия:
Дети садятся на стулья по кругу.
– Тема нашего занятия: «Умей сказать «Нет!»». Как вы это понимаете?
– Сегодня мы будем учиться говорить «Нет!», т. е. противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, учиться уверенному поведению при отстаивании своей позиции.
Вводная часть. Упражнение «Активатор».
– Сейчас будем уговаривать одного участника (выбираем все вместе) разжать кулак.
– Что ты чувствовал при таком общении? Трудно ли было сопротивляться групповому давлению?
Вывод о том, смог ученик противостоять группе или нет.
Беседа.
– У каждого из нас есть свой круг общения. Это наши приятели в классе. Друзья, живущие в одном дворе, товарищи по интересам и т. д.
Как вы думаете, почему почти у каждого человека существует потребность в принадлежности к какой-либо группе? (Высказывания детей, основанные на личном опыте).
– Общие увлечения, одинаковые интересы, увлечения объединяют группы, однако совпадения не могут быть полными: каждый из нас индивидуальность и чем-то отличается от остальных. И вот именно это может отразиться на отношениях в группе: порой группа требует от человека отказаться от своего мнения. Часто это происходит незаметно от нас. Простой пример – одежда. Двое из твоих приятелей ходят в умопомрачительных куртках. И ты покупаешь точно такую же, невзирая на то, что она тебе совсем не к лицу.
Психологи называют такое явление групповым давлением.
– Ребята, кому приходилось испытывать групповое давление? Что вам известно о поведении людей в ситуациях группового давления? (Ответы детей).
Итог, который подводит педагог-психолог: поведение людей при групповом давлении можно разделить на две группы:
– кто-то всегда готов стать как все – это конформисты;
– другие постоянно готовы к сопротивлению – это нонконформисты.
– В жизни наиболее часто встречаются такие виды группового давления (после каждого вида дети должны привести пример):
а) лесть, похвала;
б) шантаж, подкуп;
в) уговоры, обман;
г) угроза, запугивание.
– Ребята, очень часто возникают такие ситуации, в которых единственный возможный вариант поведения при групповом давлении – отказ! Это ситуации, в которых, отвечая «Да», ты можешь причинить вред себе или кому-то из окружающих.
Приведите примеры таких ситуаций.
– К таким ситуациям следует заранее быть готовым. Как же это сделать?
Упражнение с элементами тренинга. Игра «Откажись по-разному».
– Я буду бросать некоторым из вас мяч, поймавший делает мне предложение (например, отправиться в тундру, погулять).
Ведущий выражает отказ по-разному.
– Что вы можете сказать об услышанных отказах?
а) Отказ-соглашение: человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: ребята, спасибо, но мне так неудобно вас затруднять.
– Кто получил на своё предложение такой вид отказа?
б) Отказ-обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. «Пойдём завтра в кино» – «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике».
– Кто получил такой отказ?
в) Отказ-альтернатива. Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: «Пойдём завтра в спортзал» – «Давай лучше погуляем по посёлку».
г) Отказ-отрицание. Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес».
д) Отказ-конфликт. Крайний вариант отказа – отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «Давай сходим на дискотеку» – «Ещё чего! Сам топай!». Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления.
Итог
Сделаем вывод: какие качества должен проявить человек, чтобы противостоять чужому давлению?
Обсуждение результатов занятия: «Новое и важное для меня».
– Что нового узнали?
– Что понравилось? Что удивило, огорчило? Чему научились?
– Выскажите своё мнение о занятии. Поможет в этом «Чаша откровения». На столах разложены карточки разного цвета с надписями: жёлтый – занятие понравилось; оранжевый – кое-чему научился; зелёный – хотелось бы продолжить подобные занятия; синий – меня огорчило, что мне ещё нужно учиться говорить «Нет», белый – занятие пустое, никому не нужное.
Ритуал прощания
Список использованной литературы:
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М.: «ВАКО», 2008.
- Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. – М.: «Просвещение», 2003.
- Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркотизма школьников. – М.: «Просвещение», 2003.
Ответственный: Завальский Артём Владиславович, методист ГМЦ ДОгМ.
Телефон:, доб. 155.
Электронная почта: [email protected]
Классный час в 6 классе на тему «Умей сказать — нет!»
Классный час в 6 классе по теме «Умей сказать нет»
Цель:
формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, отработка навыков уверенного поведения, отстаивания своей позиции.
Задачи
:
1) научить ребёнка отстаивать своё собственное мнение и противостоять давлению со стороны кого бы то ни было;
2) развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением;
3) формировать умение отказываться от предложенных случайными людьми вещей;
4) повышать самооценку и уверенность в себе;
5) развивать коммуникативные навыки
6) побуждать учащихся быть волевыми;
7) воспитывать умение отстаивать свою позицию, свои интересы.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
— Давайте вспомним, от чего зависит здоровье человека? (ученики высказывают свое мнение) Да, ребята, здоровье человека во многом зависит от образа его жизни. Значит, мы должны знать, что полезно для нас, а что нет.
Дети заполняют таблицу «Полезно, вредно»
(зачитывают, обсуждают)
— А влияет ли как-то на здоровье человека, если он всегда делает не то, что ему хочется. То есть выполняет что-то по принуждению?
— Как это может отразиться на здоровье?
— Приходилось ли вам выполнять что-то по принуждению, против вашей воли?
— Как вы себя чувствовали в этот момент, какие эмоции испытывали?
— Ребята в таких ситуациях чаще всего достаточно сказать всего одно слово. Какое?
-Тема нашего сегодняшнего классного часа «Умей сказать нет».
— Есть какие-то вопросы, которые вам интересны? О чем бы вы сегодня хотели поговорить в рамках нашей темы?
Игра “Да или нет”.
— Я задаю вопрос, вы дружно одним словом отвечаете.
а) Вы хотели бы всю жизнь просидеть дома, не выходя на улицу?
б) У вас есть желание съесть головку лука?
в) Вам хотелось бы сейчас услышать обидное слово?
г) А хотелось бы другу сказать обидное слово?
д) А если я буду заставлять вас это делать, как вы поступите?
е) А если я буду настаивать, оказывать на вас давление? Просто вам будет отказать?
— Да, ребята, отказывать действительно трудно.
Сегодня мы будем учиться говорить «Нет!»,
т.е. противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, учиться уверенному поведению при отстаивании своей позиции.
II. Основная часть.
Упражнение «Активатор»
— Сейчас будем уговаривать одного участника (выбираем все вместе) смять лист бумаги.
— Что чувствовал при таком общении? Трудно ли было сопротивляться групповому давлению?
Вывод: о том, смог противостоять группе или нет.
— Какие качества помогают противостоять давлению, а какие мешают? Заполните таблицу.
Если у человека преобладают качества, которые вы записали во 2 колонку, им легко управлять.
Я предлагаю вам поиграть еще в одну игру, которая называется «Марионетка»
Инструкция для участников упражнения «Марионетка». В каждой пятёрке один человек будет играть роль куклы (марионетки) и четыре – кукловодов. Для управления куклой необходимо привязать заранее приготовленные верёвки по одной к каждой руке и ноге. Один из кукловодов управляет левой рукой с помощью верёвки, второй – правой рукой, третий – левой ногой и четвёртый – правой. Кроме того, марионетке завязывают глаза, а кукловодам запрещается разговаривать. Кукловоды могут по своему желанию управлять куклой, им необходимо провести её из одного конца аудитории в другой.
!!!!! Кукла ничего не может делать самостоятельно, она лишь стоит на одном месте, а в остальном – подчиняется своим кукловодам.
После упражнения проводится анализ полученного опыта, задавая вопросы.
Вопросы:
- Что вы чувствовали в роли куклы?
- Понравилось ли вам в этой роли?
- Что хотелось изменить, сделать?
- Как связан опыт, полученный в данном упражнении с реальной жизнью?
- Как себя чувствует человек, когда он лишен возможности самостоятельно принимать решения, когда им управляют другие?
Вывод: когда ты не самостоятелен, не можешь распоряжаться собой это неприятно.
Ребята, а можно ли воспитать в себе качества, которые бы помогли не быть марионеткой?
-А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм. (дети просматривают)
— Какие виды давления волшебник оказывал на сову. Что помогло заставить сову сделать то, что она делать не хотела? (Обсуждение мультфильма)
В жизни наиболее часто встречаются такие виды давления: (после каждого вида дети должны привести пример)
а) Лесть, похвала; б) Шантаж, подкуп; в) Уговоры, обман; г) Угроза, запугивание;
— Какие виды отказов существуют? Кто-нибудь знает?
а) Отказ – соглашение: человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: ребята, – спасибо, но мне так неудобно вас затруднять.
б) Отказ – обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. «Пойдём завтра в кино» — «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике.
в) Отказ – альтернатива. Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: Пойдём завтра в спортзал» — «Давай лучше погуляем по посёлку».
г) Отказ – отрицание. Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес».
д) Отказ – конфликт. Крайний вариант отказа – отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «Давай сходим на дискотеку» — «Ещё чего! Сам топай!» Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления».
Упражнение: «Просьба — отказ».
Инструкция: «Выбираются по желанию два участника, один должен просить о чем- либо, а другой — отказывать, но при этом не говорить «нет» и не грубить столько, сколько можно продержаться. Предварительно ведущий выясняет у пары, в чем будет заключаться просьба. Если участники затрудняются, можно предложить свои варианты, например, попросить брошку на вечер, решить задачу, пойти вместе погулять и т.д. Во второй части этого упражнения меняется задание. Нужно предложить или попросить что-то такое, в чем будет трудно отказать, второй участник должен отказать словами: «Нет, нет, нет».
Вопросы для обсуждения: Что понравилось, что было трудно?
Что ты чувствовал, когда говорил «Нет»?
Бывает ли в жизни трудно отказать? Должны ли мы этому учиться?
III. Рефлексия результатов занятия: «Новое и важное для меня».
Наш классный час подошел к концу, и я попрошу вас закончить предложения:
— Мне понравилось …
Меня огорчило …
Меня удивило …
Я научился/научилась …
Выскажите своё мнение о занятии. Поможет в этом «Чаша откровения». На столах разложены карточки разного цвета с надписями: жёлтый – занятие понравилось; оранжевый – кое-чему научился; зелёный – хотелось бы продолжить подобные занятия; синий – меня огорчило, что мне ещё нужно учиться говорить «Нет», белая – занятие пустое, никому не нужное».
Упражнение Я желаю тебе…»
Передавая игрушку по кругу (сердечко), пожелайте своему соседу справа пожелание ( почаще улыбаться, найти друзей, делать зарядку каждый день, есть овощи и фрукты, соблюдать режим дня…)
Молодцы! Большое спасибо за активную работу