Легкая атлетика. Обучение бегу в начальной школе. статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Физическое воспитание в школе призвано укреплять здоровье детей, способствовать нормальному физическому развитию ребенка. На уроках физической культуры ученики получают важные навыки в двигательной деятельности — в беге, ходьбе, метании предмета и так далее. Легкая атлетика в школе развивает все эти виды физических упражнений. Это главный раздел в программе физической подготовке школьников.

легкая атлетика в начальной школе
легкая атлетика в начальной школе

Легкая атлетика отличается многообразными формами проведения занятий, разнообразием упражнений. Поэтому дети и подростки с удовольствием осваивают виды этого курса. Действительно, прав тренер по этому виду спорта из Норвегии Э. Брюнем. Он сказал, что физические упражнения должны быть не только полезными, но и радостными. Поэтому целевые установки достигаются путем разнообразного воздействия на детей со стороны педагога. Нельзя забывать, чему бы мы детей не учили, прежде всего это – процесс воспитания личности, процесс формирования здорового образа жизни.

Основы воспитательного процесса

  1. Формирование правильного мировоззрения человека, поскольку именно этот фактор является решающим в выборе направления деятельности любого человека. Физическое воспитание имеет целью формирование здоровой личности, гармоничное развитие ребенка и предоставлении возможности реализации его физических способностей.
  2. Методические основы. При построении системы физического воспитания в рамках школьного курса необходимо опираться на основополагающие принципы естественных наук – анатомии, биохимии, физиологии, а, так же, учитывать основные положения педагогики, психологии, философии.
  3. Нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется согласно разработанным на основе многих проверенных методик обязательных школьных программ. Эти документы обязывают придерживаться постепенного освоения комплексов двигательных упражнений и умений соответственно разработанным программам.

Нормативы физического развития формируются по разным критериям – возраст, пол, уровень физического развития, здоровье и так далее. Подготовка в связи с этими нормами может быть общая и специализированная.

Физкультура в школе

Общая подготовка ориентирована на среднего учащегося. Программа «Легкая атлетика в школе» предполагает освоение основных двигательных навыков, исходя из физических возможностей среднего ученика по показателям развития и здоровья. В ходе общей подготовки учащийся получает необходимый для нормальной жизни уровень физического состояния, разностороннее развитие обычных физических умений.

Спортивные тренировки предусматривают совершенствование в одном виде физической подготовки.

Это относится и к занятиям по легкой атлетике в школе.

По сути дела, занятия легкоатлетическими видами упражнений сопровождают ребенка с самого раннего детства. Уже в детском саду на физкультурных занятиях дети учатся бегать, прыгать, соревнуются в этих упражнениях. Бег, прыжки, метание предметов на расстояние присутствуют во многих детских подвижных играх.

План-конспект урока по теме «Лёгкая атлетика» 5 класс

План – конспект урока по физической культуре

Тема: Лёгкая атлетика.

5 класс.

Дата: 08.09.2015 г.

Место занятий: спортивная площадка

Учитель: Ибрагимов Гашим Магомедович

Инвентарь: свисток, секундомер, рулетка, кубики, перекладина.

Задачи урока: 1. Закрепление техники выполнения беговых упражнений и бега по дистанции.

2.Определение исходного уровня физической подготовленности учащихся (скоростные, координационные и силовые способности, выносливость).

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ДОЗИРОВКА ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.
1. Вводная часть. (8-10 мин.)

Построение.

Приветствие. Сообщение задач урока, результатов тестирования на прошлом занятии ( бег 30 м; прыжки в длину с места; наклон на гибкость). Инструкция по технике безопасности на уроках лёгкой атлетики. Разновидности ходьбы и бега. Ходьба в колонне по-одному: обычная; с различным положением рук; ускоренная.

Медленный бег 1,5-2 минуты. Ходьба с выполнением упражнений на восстановление дыхания.

Общеразвивающие упражнение: повороты головы; наклон головы; поднимание плеч; вращение плечами; повороты туловища; наклоны туловища вперёд; наклоны туловища в стороны; приседание с поворотом; прыжки со сменой положения ног.

3мин.

5-6 мин.

Обратить внимание на внешний вид учащихся.

Владеть навыком наблюдения за своим физическим состоянием за счёт показателей развития физических качеств (быстроты, силы, координации).

Организовывать здоровьесберегающую

жизнедеятельность с помощью разминки.

Расчёт и перестроение в три шеренги

2. Основная часть. (25-28 мин.)

Закрепление техники выполнения беговых упражнений и бега по дистанции.

Упражнения:

1.Беговые упражнения:

-бег с высоким подниманием бедра на месте с переходом на бег 20 м (повторить 2-3 раза)

— бег с высоким подниманием бедра 10-15 м с переходом на бег 20 м (повторить 2-3 раза

— бег прыжками с ноги на ногу 3 по 20 м;

-бег прыжками 15 м с переходом на бег 15-20 м (повторить 2-3 раза).

2. Бег с ускорением 2 по 40 м.

Определение исходного уровня физической подготовленности учащихся (скоростные, координационные и силовые способности, выносливость).

Контрольные упражнения – тесты:

  1. Челночный бег 3 по 10 м с максимальной скоростью на время (с двумя кубиками)
  2. Подтягивание: мальчики из виса на высокой перекладине; девочки из виса лёжа на низкой перекладине.
  3. Бег 1000 м на время.
10мин

15 мин

Соревновательная технология.

Контроль за физическим развитием ученика. Оценивают не только результат, но и процесс их достижений.

В личностно-ориентированном

обучении учащиеся сами активно участвуют в определении уровня физической подготовленности.– Анализируют, определяют причины ошибок и т.д.

Самопознание «Узнай себя». Анализ и самооценка школьниками контрольных упражнений.

3. Заключительная часть (3-5 мин.)

Упражнение на восстановление дыхания в расслабление мышц в движении (ходьбе) Подведение итогов урока.

Отзыв

об использовании технологии личностно-ориентированного подхода при проведении урока по лёгкой атлетике в 5 классе учителем физической культуры МКОУ «Кундынская СОШ» Ибрагимовым Г.М.

Урок физической культуры в 5 классе по теме «Лёгкая атлетика» проводился 08.09.2015 г. и был направлен на определение уровня физической подготовленности учащихся.

В уроке прослеживалась технология
личностно-ориентированного
подхода, где учитель использовал форму контроля за личностным физическим развитием ученика в
соревновательной
деятельности. Оценивался не только результат, но и процесс их достижений.

В личностно-ориентированном подходе на уроке позиция ученика существенно изменяется. Он не бездумно принимает результат по контрольным упражнениям, а сам активно участвует, анализирует, определяет причины ошибок. Это помогает развивать на уроке индивидуальные способности учащихся.

На уроке была создана атмосфера доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в работе класса, положительный эмоциональный настрой на работу в течении всего урока. Также Гашим Магомедович использовал здоровьесберегающую

технологию в процессе всего урока. Проведение урока на свежем воздухе способствовало насыщению мозга кислородом.

Директор МКОУ «Кундынская СОШ» Гуйдалаев А.Г.

Зам.директора по УВР: Омарова П.Б.

Отзыв

об использовании технологии личностно-ориентированого подхода при проведении урока по лёгкой атлетике в 5 классе учителем физической культуры МКОУ «Кундынская СОШ» Ибрагимовым Г.М.

от 08.09.2015 г.

Задача учителя найти к каждому ученику такой подход, который поможет ему осознать себя личностью, выявить такие его возможности, которые будут стимулировать его самостановление, самоутверждение, самореализацию, его физическое совершенствование и, как следствие, его стремление быть гармонически развитой личностью. В этом и есть суть
личностно – ориентированного подходак учащимся на уроке физкультуры.
А реализует его Ибрагимов Гашим Магомедович через следующие методические приёмы: поощрения, соревновательный и индивидуальный подход к детям.

Учитывается и здоровьесберегающие

технологии. Учитель знает, у какого ученика ограничения и в каком виде двигательной деятельности и, исходя из его индивидуальных возможностей и медицинских показаний, даёт ему определённый режим нагрузки с определённой дозировкой. Ведёт индивидуальную беседу с каждым ребёнком. Освобождённых учащихся привлекает к помощи в организации урока. Это подготовка инвентаря и оборудования, контроль за определённой группой учащихся, помощь в оценивании и даже помощь в процессе проведения урока. Такой способ работы очень мобилизует ребят и даёт им возможность с пользой отработать урок.

Учитель ОБЖ МКОУ «Кундынская СОШ» Кунбутаев А.М.

Легкая атлетика — основа физического воспитания.

В нашей стране легкая атлетика составляет основную часть программы школьного физического воспитания. И это не случайно, так как эти упражнения развивают организм наиболее равномерно и гармонично. Системы легкоатлетических упражнений имеют оздоровительный эффект для всего организма в целом. Помимо мышечной активности они развивают сердечно – сосудистую систему, дыхание, вестибулярный аппарат, реакцию. Совершенствуются все группы мышц, равномерные нагрузки доставляют удовольствие в процессе урока.

Урок легкой атлетики в школе воспитывает командный дух, чувство коллективизма. В дальнейшей жизни навыки, полученные на уроках легкой атлетики, пригодятся в трудовой деятельности, в армейской жизни.

урок легкой атлетики в школе
урок легкой атлетики в школе

Кроме физической подготовки в ребенке воспитывается настойчивость, сила воли, укрепляется характер.

Популярность легкой атлетики как вида спорта объясняется тем, что ее основу составляют естественные для человека формы движения – бег, прыжки, метание, ходьба. Этим могут заниматься самые неподготовленные физически люди. Эти занятия не требуют специального оборудования и помещения, это доступно всем. Виды легкой атлетики в школе включают в себя занятия этими упражнениями.


виды легкой атлетики в школе

Беговые виды легкой атлетики

Существует несколько беговых дисциплин: бег с препятствиями, барьерный бег, эстафетный бег, гладкий бег, кроссовый бег.

Бег с препятствиями

Для того, чтобы принять участие в забеге с препятствиями, атлету необходимо обладать высокой выносливостью и ловкостью. Во время тренировок спортсмен выполняет физические упражнения, учится технике преодоления препятствий, приобретает навыки мыслить тактически.

К этому виду легкой атлетики относятся следующие направления:

  • преодоление препятствий;
  • бег между препятствиями;
  • преодоление ямы с водой.

Соревнования проводятся как на стадионе, так и в манеже. Спортсмен должен вдумчиво распределять энергию, чтобы не выдохнуться после пары преград. Способ преодоления барьера зависит от особенностей подготовки того или иного бегуна. Можно не наступать на препятствие, но тогда придется потратить больше сил. Те же, кто наступает на барьер, немного теряют во времени.

Бег с препятствиями стал олимпийской дисциплиной для мужчин с 1920 года. Им необходимо пробежать дистанцию в 2000 или 3000 метров. Женщины соревнуются на Олимпийских играх в этом виде спорта с 2008 года. Для них установлена длина дистанции в 2000 метров. Забег проводится исключительно на летних стадионах. В помещениях устраиваются лишь соревнования низкого ранга.

Барьерный бег

По своим принципам эта дисциплина похожа на предыдущую, из-за чего их часто путают. Разница между ними в том, что при барьерном беге препятствие не перепрыгивают, а «перешагивают». При этом скорость почти не теряется. Средняя длина барьерного шага у мужчин 3,5 м, у женщин — 3 м.

Спортсмен должен уметь быстро разогнаться на пути к первому барьеру. Чтобы сохранить скорость, ему требуется не терять концентрации и внимательности. Соревнования проходят на стадионе и в манеже. Длина дистанции для женщин 60 и 100 м, для мужчин — 110, 300 и 400 м. Забег протяженностью более 300 и 400 м проводится исключительно на стадионе.

Эстафетный бег

Эстафетный бег относится к командным дисциплинам. По своей структуре он смешанный, хотя имеет немало общего с циклическими видами легкой атлетики. Спортсмены поочередно проходят определенную дистанцию, передавая остальным участникам право сделать то же самое. Переход от одного этапа к другому знаменуется передачей эстафетной палочки либо ленты.

Существует несколько строгих правил:

  1. Нельзя забегать на дорожку другого участника, иначе вся команда будет дисквалифицирована.
  2. Пока остальные члены команды не освободятся, нельзя покидать свою дорожку.
  3. Нельзя помогать другому участнику. Если спортсмен выронил палочку, то лишь он имеет право ее поднять. При этом разрешается переложить палочку в удобную руку во время прохождения дистанции. Прежде, чем передать ее товарищу по команде, необходимо предупредить его при помощи голоса.

Классические соревнования протяженностью 4*100 м или 4*400 м проходят на стадионе. Забег на дистанцию 4*200 и 4*400 проводится в манеже. Эти условия действуют как для мужчин, так и для женщин. Иногда проводятся соревнования с неодинаковой длиной этапов и разным их количеством. Например, два участка по 800 м, один участок на 1000 м и еще один на 1500 м.

Такие эстафеты проводятся на улицах города. В них могут одновременно принимать участие люди разного пола и возраста. В прежние времена были популярны «шведские» эстафеты. Дистанция делилась на 4 этапа. Мужчинам требовалось пробежать 800+400+200+100 м, женщинам — 400+300+200+100 м.

Кросс

Большинству кроссовый бег известен как бег по пересеченной местности. Соревнования проводятся на свежем воздухе, в лесах или парках. Длина дистанции зависит от пола соревнующихся. Мужчинам необходимо пробежать 1, 2, 3, 5, 8 или 12 км. Женская дистанция может составлять 1, 2, 3, 4 или 6 км.

Не существует официальных стандартов, предъявляемых к трассе. Главное, чтобы она проходила по пересеченной местности и не имела потенциально опасных участков. Покрытием может служить трава или голая земля. Трасса должна быть ограждена от окружающего пространства при помощи ярких лент. Во время крупных соревнований устанавливают дополнительное ограждение, расположенное в метре от основного. В образовавшемся коридоре стоят журналисты, фотографы, операторы, организаторы мероприятия и тренеры.

Кросс может быть дополнительно усложнен суровыми погодными условиями. Осадки и ветер — не повод отменять забег. Часто соревнования проходят осенью и зимой.

Бег на выносливость

В беге на выносливость огромное значение имеет техника. Нельзя слишком быстро набирать скорость в начале дистанции, иначе тяжелой одышки не избежать. Спортсмен должен плавно опускать стопу, сохраняя большую часть дистанции примерно одинаковую частоту шага. Неправильная техника ведет к раннему износу суставов.

Средняя длина дистанций от 800 до 1500 м. На некоторых соревнованиях необходимо преодолеть 1 милю. Для бега на дистанции до 3000 м подойдет и манеж, и стадион. Забег на длинные дистанции (3000, 5000 10000 м) проводится только на стадионе.

Также существуют ультрадлинные дистанции, превышающие марафонскую (42 км 195 м). Самая протяженная дистанция непрерывного бега составляет 1300 миль (2092 км).

Гладкий бег

Гладкий бег — это прохождение дистанции по максимально ровному покрытию. Он требует от атлета высокой скорости, а также скоростной и специальной выносливости. Расстояние может быть коротким (спринтерским), средним или длинным. Тренировки у спортсменов проводятся на стадионе и в манеже.

Спринт — это комплекс дисциплин, которые подразумевают соревнования на коротких дистанциях (не более 400 м). Во время Олимпийских игр спортсмены преодолевают дистанцию протяженностью 100, 200 и 400 м. Эти числа одинаковы для женщин и мужчин. Также в программу включен эстафетный бег на дистанции 4*100 или 4*400 м.

Формы занятий физической культурой в школе

Структура занятий может быть разной:

  • Секции – внеурочные тренировки для подготовки к соревнованиям или занятия со слабыми учениками. Время занятий втрое превышает академический урок, нагрузка концентрируется на одном основном упражнении.
  • Самостоятельные занятия проводятся как в стенах школы, так и за ее пределами. Отрабатываются отдельные упражнения или выполняется домашнее задание учителя.
  • Тренировки проводятся в специализированных секциях, работающих от ДЮСШ в ОУ. Основная цель – подготовка к соревнованиям по конкретному упражнению.
  • Соревнования – итоговая форма, предполагающая демонстрацию полученных навыков и умений.

Программные требования по легкой атлетике в школе

За годы учебы в общеобразовательной школе ребенок проходит все стадии формирования, взросления. Это самые важные и продуктивные для становления личности годы. На каждом возрастном этапе предусматривается особая программа физического развития. Распределение нагрузки предусмотрено следующим образом:

Легкая атлетика 1 класс – 14 часов


легкая атлетика 1 класс

Школьники в первом классе должны уметь:

  • Бегать по ровной дорожке с наибольшей скоростью 60 метров,
  • Бегать равномерно без остановки 10 минут
  • В беге и прыжках проходить полосу с 3-5 препятствиями
  • Прыгать в высоту с разбега по прямой линии и сбоку.
  • Метать предметы в цель правой рукой

Легкая атлетика 2 класс – 16 часов

легкая атлетика 2 класс
легкая атлетика 2 класс

Виды упражнений остаются прежними, отрабатывается техника их исполнения

Легкая атлетика 3 класс – 12 часов

легкая атлетика 3 класс
легкая атлетика 3 класс

В третьем классе ученики вырабатывают выносливость, упражнения усложняются.

Бег с ускорением, бег на 100 метров, бег в среднем темпе на 500-1000 метров.

Метание (входит в урок з легкой атлетике) производится с обеих рук на дальность, в цель, на скорость попадания.

урок з легкой атлетике
урок з легкой атлетике

4 класс урок легкая атлетика подытоживает полученные в начальных классах умения.

легкая атлетика 4 класс
легкая атлетика 4 класс

Ходьба сопряжена с одновременным движением рук, предполагает достаточно развитую координацию движений при ходьбе по предметам, по узкой скамейке.

Бег предполагает чередование с ходьбой на дистанции до 3 км. Школьники должны уметь бегать с ускорением на 60 м с низкого старта. Для развития выносливости и силы применяется бег на 100 и 300 метров.

Программа «Легкая атлетика 4 класс» состоит из 10 часов занятий.

4 класс урок легкая атлетика
4 класс урок легкая атлетика

Отрабатывается точность приземления в прыжках на 50-100 см. Это упражнение делается по зрительным ориентирам. Например, прыжки в нарисованы круги или разложенные на определенном расстоянии обручи.

Метание и броски предметов предполагают скоростное выполнение упражнения из разных положений.

В подвижных играх программы «Легкая атлетика 4 класс» применяются предметы, которыми надо попасть в цель или точно передать партнеру. Это мячи, палочки, обручи.

5-9 класс – 11 часов

В 10 и 11 классе учитель самостоятельно регулирует нагрузки и виды спортивных занятий.

Рекорды и рекордсмены в легкой атлетике

История каждого вида спорта хранит имена своих героев-спортсменов, устанавливавших рекорды, поражавшие воображение и раздвигавшие устоявшиеся представления о возможностях человека. А легкая атлетика потому и получила титул «королевы спор та», что среди ее «подданных» — атлетов — выдающихся оказалось больше, чем в любом другом виде. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

«Величайшим атлетом всех времен и народов» именовали в 30-х годах негритянского бегуна Джесси Оуэнса. И в этом не было преувеличения. Оуэне был десятым ребенком в семье батрака из американского города Кливленда. Мальчик еще в младших классах школы обнаружил удивительные способности: он был поразительно быстр, ловок и моментально схватывал технику любого, даже самого трудного, спортивного упражнения. В возрасте 12—13 лет он опережал всех сверстников в соревнованиях по спринту.

На одном из соревнований 14-летний спортсмен так здорово пробежал 220 ярдов (чуть больше 200 м), что судья решил, что у него испортился секундомер. А в 15 лет (это было в 1930 г.) Оуэне преодолел 100 м за 10,8 с, прыгнул в высоту на 1 м 83 см и в длину на 7 м. Когда Джесси подрос и стал студентом, его главной целью стало попасть на Олимпиаду 1936 г. Он очень упорно тренировался.

И это принесло свои плоды. Еще за год до Олимпиады, выступая на студенческих соревнованиях в штате Мичиган, Оуэне установил пять мировых рекордов в спринте и барьерном беге. Его бег был великолепен — легок и стремителен одновременно. Но за этой легкостью стояли годы упорного труда.

«Успех достигается нелегко и не сразу, — вспоминал позже спортсмен. — Как губка поглощает воду, так и спортсмен должен набираться опыта, поглощать знания других. Все служит достижению одной цели…» На Олимпийских играх в Берлине Оуэнсу не было равных во всех видах программы, в которых он принимал участие.

Джесси добился уверенной победы в беге на 100 и 200 м, за тем первенствовал в прыжках в длину, показав очень высокий даже по современным меркам результат — 8 м 06 см. А четвертой золотой медалью он был награжден за участие в победной эстафете 4Х100 м. Кларк в Афинах преодолел в высоту 1 м 81 см, а американец Ирвинг Бэкстер в Париже покорил планку на отметке 1 м 90 см.

Свою последнюю олимпийскую победу Нурми одержал в 1928 г. в Амстердаме на дистанции 10 км. И еще раз поклонники Нурми приветствовали его во время Олимпиады — спустя 20 лет, на церемонии открытия Олимпиады в Хельсинки. Великий бегун был удостоен чести пронести по дорожке стадиона факел и зажечь Олимпийский огонь.

Особенности уроков легкой атлетики в начальных классах

В классах начальной школы ученики знакомятся с правильными способами ходьбы, бега, метания и прыжков.

Все упражнения и навыки отрабатываются в игровой и соревновательной форме как эстафеты, тематические игры.

Важно помнить, что легкая атлетика в начальных классах представляет собой игровые формы развития основных упражнений.

легкая атлетика в начальных классах
легкая атлетика в начальных классах

  1. Ходьба разными способами на пятках, носочках, с выпадами и так далее – имитация животных
  2. Бег боком, с подскоками, с ускорениями, с небольшими препятствиями, по кругу, змейкой, по скамье.
  3. Прыжки на месте, в движении, через преграды. Упражнение учатся делать на одной ноге или двух. Прыганье через скакалку.

Учителю предоставляется большой выбор подвижных игр, в которых тренируются предусмотренные программой упражнения. Легкая атлетика в начальной школе отводит значительное время урока для групповых игр – «Пятнашки», «Хвостики», «Третий – лишний», «Охотники и утки» и множество других.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: