Урок русского языка в 5 классе на тему «Синтаксис и пунктуация»


Что такое синтаксис?

Язык — основ­ное сред­ство обще­ния людей. Язык тес­но свя­зан с мыш­ле­ни­ем и созна­ни­ем чело­ве­ка. Свои мыс­ли, а затем и речь мы обле­ка­ем в сло­ва и пред­ло­же­ния. Знания об окру­жа­ю­щем мире, кото­рые люди при­об­ре­та­ют в про­цес­се тру­до­вой, иссле­до­ва­тель­ской дея­тель­но­сти закреп­ля­ют­ся в язы­ке — в сло­вах и сло­во­со­че­та­ни­ях, кото­рые фор­ми­ру­ют пред­ло­же­ние. Раздел язы­ко­зна­ния, нося­щий назва­ние «син­так­сис», зани­ма­ет­ся изу­че­ни­ем сло­во­со­че­та­ний и пред­ло­же­ний, из кото­рых стро­ит­ся наша речь.
Синтаксис — это раз­дел нау­ки о язы­ке, изу­ча­ю­щий сло­во­со­че­та­ние и пред­ло­же­ние.

Синтаксис изу­ча­ет под­чи­ни­тель­ные свя­зи в сло­во­со­че­та­нии, сво­бод­ные и несво­бод­ные сло­во­со­че­та­ния, пред­ло­же­ние с точ­ки зре­ния его соста­ва и стро­е­ния. В веде­нии син­так­си­са так­же нахо­дят­ся чле­ны пред­ло­же­ния, грам­ма­ти­че­ская осно­ва пред­ло­же­ния, виды про­стых пред­ло­же­ний и слож­ных.

Изучая син­так­сис рус­ско­го язы­ка мы научим­ся раз­ли­чать слож­но­со­чи­нен­ные, слож­но­под­чи­нен­ные и бес­со­юз­ные пред­ло­же­ния, поль­зо­вать­ся ими в пись­мен­ной и уст­ной речи.

Синтаксис. Пунктуация

Сегодня мы ответим на такие вопросы.

· Зачем нам синтаксис?

· Для чего нам пунктуация?

· И чем синтаксис отличается от пунктуации?

Мы знаем, что все разделы языка связаны друг с другом

.

Например, фонетика изучает буквы и слоги. А графика изучает буквы, которыми обозначаются звуки. Лексика изучает слова, которые состоят, конечно, из звуков. А записываются буквами. Морфемика изучает части слова – ведь нужно посмотреть, из чего состоят слова!

Словообразование выясняет, как при помощи различных частей слова можно образовать новые слова. Словообразование связано с морфологией, ведь она изучает части речи, и нужно понять – как они образуются.

Но с чем же связана морфология? Неужели ни с чем?

Нет, конечно. Морфология тесно связана с синтаксисом

.

Но что изучает синтаксис? Для чего он нужен?

Синтаксис очень важен и совершенно необходим.

Ведь морфология очень любит слова и их формы. Но у неё они всегда в полном беспорядке: разбросаны, не связаны… Посмотрите, каждая форма слова как будто по отдельности. Во всех этих формах с трудом можно угадать смысл. А вот наводить порядок как раз и должен синтаксис.

В синтаксисе слова связываются между собой

. Свяжем по смыслу формы слов, которые мы видим.

красивые цветы

растут на клумбе

У нас получились словосочетания!

Из слов и словосочетаний в синтаксисе строятся предложения

. Какие предложения мы можем построить?
Красивые цветы растут на клумбе
.

Как бы мы общались, если бы синтаксиса не было? Ну, например, в школе учительнице пришлось бы разговаривать с учениками при помощи отдельных слов: кто, пойти, отвечать, доска.

Ответы учеников звучали бы не менее странно: я, хотеть, рассказать, фонетика.

И никто бы друг друга не понимал.

Итак, синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение и текст. А также правила их построения.

Кстати, слово синтаксис – древнегреческое. Оно обозначает «составление, порядок, построение».

Ну вот. Теперь мы знаем, что синтаксис изучает словосочетания, предложения, текст… Но разве синтаксис не связан ни с каким разделом, кроме морфологии? Нет, у него есть постоянная, очень настойчивая спутница – Пунктуация

.

Выясним, что она изучает.

Пунктуация действительно следует за Синтаксисом постоянно. Как только синтаксис решит: составлю-ка я предложение! – как пунктуация уже тут как тут. «Расставь знаки препинания, расставь знаки препинания!»

«Вот ведь приставучая, − думает Синтаксис. – Надо, наверное, текст составить!» А Пунктуация не отстаёт: «Не забудь знаки препинания, знаки препинания не забудь…»

И повсюду, куда ни глянешь – Пунктуация: знаки препинания, знаки препинания… Уже и надоела синтаксису, он сам не знает: как от неё спастись?

Никак. Ведь вы, наверное, уже догадались.

Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучаются знаки препинания и правила их расстановки.
Слово это латинское. И произошло от слова «пунктум»− точка.
И потому синтаксис и пунктуация нераздельны. Ведь если не ставить знаки препинания в предложениях – мы иногда можем не понять, о чем речь.

Вот, например, две фразы.


Разница между ними – всего-навсего расположение одной запятой. Но значения этих фраз полностью противоположны. А если бы этой запятой не было – как мы бы поняли, о чем речь?

И наоборот, если мы не знаем синтаксиса, то не сможем расставить знаки препинания

. Рассмотрим предложение:
Цветы на клумбе красные, синие, жёлтые
.

Зачем тут нужны знаки препинания? Нужны ли они? Если мы знаем синтаксис, то сразу же можем ответить: запятые ставятся между однородными членами предложения.

Не следует путать синтаксические и пунктуационные ошибки!

Вася дотронулся к стволу берёзы.

Предложение неправильно построено. То есть, выбрана неправильная форма слова: нужно говорить «дотронулся до ствола берёзы». Значит, это вопрос синтаксиса. Это синтаксическая ошибка.

А вот если мы напишем: Вася, дотронулся, до ствола берёзы

… В этом предложении две лишние запятые. Ведь нам совсем незачем выделять сказуемое запятыми. Если ошибка связана со знаками препинания, то это вопрос пунктуации. Это пунктуационная ошибка.

Что нам требуется запомнить?

Синтаксис и пунктуация – это разделы науки о языке.

Синтаксис изучает словосочетание, предложение и текст. А также правила их построения.

Пунктуация изучает знаки препинания и правила их расстановки. Два раздела науки о языке тесно связаны между собой.

Обучающий материал

  • Что такое сло­во­со­че­та­ние
  • Подчинительная связь в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии
  • Зависимое сло­во в сло­во­со­че­та­нии
  • Виды сло­во­со­че­та­ний: согла­со­ва­ние, управ­ле­ние, при­мы­ка­ние
  • Типы сло­во­со­че­та­ний: гла­голь­ное, имен­ное, нареч­ное
  • Какие соче­та­ния слов не явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ни­ем
  • Что такое про­стое пред­ло­же­ние
  • Грамматическая осно­ва пред­ло­же­ния
  • Виды пред­ло­же­ний по инто­на­ции и цели выска­зы­ва­ния
  • Повествовательные пред­ло­же­ния
  • Вопросительные пред­ло­же­ния
  • Побудительные пред­ло­же­ния
  • Невосклицательные пред­ло­же­ния
  • Распространенное и нерас­про­стра­нен­ное пред­ло­же­ние
  • Типы ска­зу­е­мых
  • Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое
  • Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое
  • Составное имен­ное ска­зу­е­мое
  • Прилагательное в роли ска­зу­е­мо­го
  • Второстепенные чле­ны пред­ло­же­ния
  • Определение, допол­не­ние, обсто­я­тель­ство
  • Согласованные и несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния
  • Приложение в рус­ском язы­ке
  • Дополнение в рус­ском язы­ке
  • Прямое и кос­вен­ное допол­не­ние
  • Что такое обсто­я­тель­ство
  • Виды обсто­я­тельств
  • Обстоятельство вре­ме­ни
  • Обстоятельство места
  • Обстоятельство при­чи­ны
  • Обстоятельство цели
  • Обстоятельство усло­вия
  • Обстоятельство обра­за дей­ствия
  • Каким чле­ном пред­ло­же­ния может быть инфи­ни­тив
  • Однородные чле­ны пред­ло­же­ния
  • Как отли­чить одно­род­ные и неод­но­род­ные опре­де­ле­ния
  • Обобщающие сло­ва при одно­род­ных чле­нах пред­ло­же­ния
  • Двусоставные и одно­со­став­ные пред­ло­же­ния
  • Определённо-личные пред­ло­же­ния
  • Неопределённо-личные пред­ло­же­ния
  • Безличные пред­ло­же­ний
  • Назывные пред­ло­же­ния
  • Сочинительная связь и сочи­ни­тель­ные сою­зы
  • Сложносочиненные пред­ло­же­ния
  • Сложносочиненные пред­ло­же­ния с сою­зом «и»
  • Сложносочиненные пред­ло­же­ния с сою­зом «или»
  • Сложноподчиненные пред­ло­же­ния
  • Подчинительная связь в слож­ном пред­ло­же­нии
  • Подчинительные сою­зы и союз­ные сло­ва в СПП
  • Что такое союз­ное сло­во
  • Сложноподчиненные пред­ло­же­ния с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным
  • Сложноподчиненные пред­ло­же­ний с при­да­точ­ным опре­де­ли­тель­ным
  • Сложноподчиненные пред­ло­же­ния с при­да­точ­ным обсто­я­тель­ствен­ным
  • Сложноподчиненные пред­ло­же­ний с при­да­точ­ным вре­ме­ни
  • Сложноподчиненные пред­ло­же­ний с при­да­точ­ным срав­не­ния
  • Сложноподчиненные пред­ло­же­ния с при­да­точ­ным обра­за дей­ствия
  • Сложноподчинённые пред­ло­же­ния с несколь­ки­ми при­да­точ­ны­ми
  • Сложноподчиненные пред­ло­же­ния с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем
  • Сложноподчиненные пред­ло­же­ния с одно­род­ным под­чи­не­ни­ем
  • Сложноподчинённые пред­ло­же­ния с неод­но­род­ным под­чи­не­ни­ем
  • Что такое при­част­ный обо­рот
  • Что такое опре­де­ля­ю­щее сло­во
  • Что такое опре­де­ля­е­мое сло­во
  • Предложения с при­част­ным обо­ро­том после опре­де­ля­е­мо­го сло­ва
  • Что такое дее­при­част­ный обо­рот
  • Что такое срав­ни­тель­ный обо­рот

Синтаксис как раздел науки о языке

Раздел языкознания, который носит название «синтаксис» основан на изучении словосочетаний и предложений как в русском языке, так и в области литературы.

Это интересно: тавтология — это что такое, примеры.

Синтаксис изучает синтаксический строй поставленной речи и языка, т. е. предложения, словосочетания, их построение, способы включения словосочетаний в состав предложения, закрепление построений в тексте, а также объединение и формирование слов в сложных предложениях и т. п. О том, что изучает синтаксис и его определение более точно описано в википедии.

Синтаксис. Википедия. Определение

Си́нтаксис (в переводе с древнегреческого языка «σύν-ταξις» – «составление») – это раздел лингвистики, изучающий построение и функциональное взаимодействие разных частей речи в текстовых предложениях, коротких словосочетаниях и прочих единицах языковой речи. В грамматике считается составной частью. Исследуемые разного рода вопросы синтаксического характера затрагивают область изучения такой науки, как морфология.

Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий предложение и словосочетание, основными подразделами которого являются синтаксис предложения и словосочетания.

Словосочетание – это единица синтаксиса, представляющая собой сочетание двух или более двух самостоятельных слов, которые связаны друг с другом грамматически и по смыслу. В состав словосочетания входят главное слово и зависимые слова.

Это интересно: как пишутся прописные и строчные буквы?

Предложение – основная единица синтаксиса и языка; одно или несколько слов, в которых заключаются вопрос, сообщение или побуждение (совет, просьба, приказ); характеризуется смысловой законченностью (т. е. представляет высказывание) и интонацией; включает в себя грамматическую основу, в состав которой входят главные члены, а именно подлежащее и сказуемое, или один из них.

Разделы синтаксиса

  • синтаксис словосочетания;
  • синтаксис простого предложения;
  • синтаксис сложного предложения;
  • синтаксис текста.

Существует разница между предложением и словосочетанием, которую необходимо определять и не смешивать эти единицы в одно целое, так как они разного уровня, несмотря на то, что наличие необходимости их изучения одной лингвистической дисциплиной воссоединяет их. Это необходимо для создания различных синтаксических конструкций (т. е. изначально происходит соединение слов в словосочетаниях, а затем уже из словосочетаний складываются предложения).
Предложение в данном случае выступает более сильной и усовершенствованной синтаксической конструкцией. Оно организовано иначе: в отличие от словосочетания содержит грамматическую основу. Простые предложения состоят из одной грамматической основы, а более сложные из нескольких.

Отличительные примеры:

  • «лежать на печи» (словосочетание);
  • «Емеля спал на печи» (простое с одной грамматической основой: «Емеля» (подлежащее) «спал» (сказуемое));
  • «Пока Емеля спал на печи, ведра сходили за водой» (сложное с двумя грамматическими основами: 1) «Емеля спал»; 2) «ведра сходили»).

Полезно знать: Парцелляция по правилам русского языка

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]