Как молодому учителю вести себя на первом родительском собрании?


Выступление учителя на первом родительском собрании материал (1 класс)

ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ НА ПЕРВОМ РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

«РЕБЕНОК ИДЕТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС»

Психологическая поддержка во время школьного обучения — проблема важная и большая. Мы много говорим о психологической готовности ребенка к школе, отодвигая или считая само собой разумеющимся фактор готовности родителей к новому, школьному этапу жизни их ребенка.

Главная забота родителей — поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Например, вы встречаете ребенка после окончания уроков вопросом: «Что было интересного в школе?» «Ничего интересного», — отвечает. «Так не бывает. Ты же узнал что-то новое, чему-то удивился, что-то тебя поразило». Ребенок напрягается, вспоминает, что же интересного было, и, может быть, не сразу, но вспомнит какой-то эпизод урока или прочитанное в учебнике, а может быть, опишет забавную сценку, случившуюся на перемене.

Ваше участие и ваш интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребенка. И эти способности вы также сможете ненавязчиво направлять и укреплять в дальнейшем.

Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии ребенка. Нивелировка их роли не позволит ему испытать радость познания.

Не сравнивайте ребенка с одноклассниками, как бы они ни были вам симпатичны или наоборот. Вы любите ребенка таким, какой он есть, и принимаете таким, какой он есть, поэтому уважайте его индивидуальность.

Будьте последовательны в своих требованиях. Если стремитесь, например, чтобы ребенок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему почувствовать себя повзрослевшим.

С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением. Помните, что высказывания типа: «Ну сколько раз тебе нужно повторять? Когда же ты, наконец, научишься? Что же ты такая неумеха?» — кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут.

Одна мама сравнила первый год обучения ребенка в школе с первым годом после его рождения: огромная ответственность за него, необходимость много времени проводить рядом, океан выдержки и терпения. Это действительно серьезное испытание для родителей – испытание их жизненной стойкости, доброты, чуткости.

Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать поддержку. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями.

Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, неудачам, но и к успехам ребенка.

Часто бывает, что, хваля ребенка, мы словно боимся, что он зазнается или разленится, и добавляем ложку дегтя в бочку меда: «А что Антон получил? Пятерку? Вот молодец! Он, по-моему, еще не получил ни одной четверки!» (подспудно: а у тебя, мол, и четверки бывают…)

Вместо этих высказываний значительно лучше было бы просто порадоваться успеху, ожидаемому и закономерному, ведь этому предшествовал труд. И дальше будет так же, нужно лишь постараться.

Очень важно, чтобы родители соизмеряли свои ожидания относительно будущих успехов ребенка с его возможностями. Это определяет развитие способности ребенка самостоятельно рассчитывать свои силы, планируя какую-либо деятельность.

Итак, ваша поддержка, вера в ребенка, в его успех помогут ему преодолеть все препятствия.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В 6–7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих отпрысков в гимназии только в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась.

Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.

Правило 1.

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

Правило 2.

Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

Правило 3.

Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

Правило 4.

Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

Несколько коротких правил

— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.

— Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

— Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

— Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.

— Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

— Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

— Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.

— Признавайте права ребенка на ошибки.

— Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.

— Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

— И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

Выступление учителя предметника на родительском собрании Роль родителей в повышении кач

Серобабова А.А.

учитель русского языка

Роль родителей в повышении качества знаний обучающихся

1. Требования к количеству тетрадей

2. Роль тетрадей в обучении

3. Необходимость и польза от ТПО

4. Роль родителей

5. Проблемы с ведением тетрадей

Я попытаюсь объяснить вам, уважаемые родители, то как важна работа детей в тетрадях и как важно, чтобы вы уделяли этому особое внимание и понимали чего хочет учитель от ваших детей.

1. Для работы на уроках русского языка у детей 5-9 класса должно быть 2 тетради по русскому языку, 1 для контрольных работ и 1 для творческих работ: итого 4 тетради. Кроме этого, на усмотрение учителя родители приобретают тетради на печатной основе (ТПО) по предмету. Такие тетради в моих классах есть у всех. Сделала это потому, что мне важно было, чтобы они были у всех и с самого начала года (я знаю, что у некоторых педагогов с этим есть проблемы).

(слайд 1) Называются они «Комплексный анализ текста» для всех классов одного автора и издательства.

2. Работа в этих тетрадях очень важна для того, чтобы подготовить детей к сдаче экзамена. По таким тетрадям работают в 6,7 и 10 классе. Каким образом эта тетрадь связана с экзаменом?

(слайд 2) Чтобы ответить на этот вопрос нужно иметь представление о том, какую структуру имеет итоговая аттестационная работа. Дело в том, что современная экзаменационная работа очень ощутимо отличается от экзаменационной работы лет 8-10 назад. В 9 классе в форме ГИА она состоит из 3 частей: написание изложения, ответ на тестовые вопросы и написание сочинения-рассуждения. Длится она в течение 4 часов. Её выполнение не вызывает серьёзных затруднений у детей, которые усердно занимались в течение 9 лет обучения. НО достаточно сложна в том случае, если на протяжении обучения с 1 по 9 класс ребенок ничего особо не учил или занимался поверхностно, т.е. выучил, рассказал и забыл (в таком случае у ребенка целью обучения является сама оценка, а не знания).

Научиться сдавать экзамен в формате ЕГЭ за один год обучения в 9 классе НЕВОЗМОЖНО. Так как на изучение русского языка в 9 классе дается всего два часа в неделю (т.е. 2 урока), проведение которых рассчитано на то, чтобы завершить изучение русского языка (т.е. распланирован каждый урок и только на повторение в начале года отводится всего несколько уроков). Готовиться к экзаменам на уроке нет времени, для этого есть элективные курсы, факультативы и консультации по подготовке к экзамену, которое наши дети посещают из-под палки, а отдельные дети не посещают вообще.

4. Родители дети, которых не учатся в 9 или 11 классе, наверняка, подумали «Причем здесь экзамен до него ещё года 2 – 3». Совсем недавно один ученик мне сказал «Зачем мне нужен этот русский язык, он мне в жизни нигде не пригодится». Детям я отвечаю так, знание русского языка необходимо хотя бы для того, чтобы сдать экзамен и закончить школу. Но понимаю, что объяснять детям, зачем нужно учиться должны родители. Так вот целью посещения уроков русского языка для детей должна быть подготовка к экзамену уже с 5, 6 класса. «Не будешь учиться — не сможешь сдать экзамен» — такие слова вы должны говорить своим детям. Большинство из них не понимают, зачем они ходят в школу. Эта самая большая проблема, решить которую могут только родители.

(слайд 2) 3. Давайте вернемся к нашим ТПО, с которыми работают дети уже в 6 и 7 классе. Тетрадь, которую вы видите, очень полезна для подготовки к экзамену, причем ко всем трём её частям (и сочинению, и изложению, и тесту). Вся экзаменационная работа построена на умении работать с текстом: анализировать его (отвечая на вопросы теста), уметь воспроизводить чужой текст (при написании изложения), составлять свой текст (при написании сочинения).

(слайд 3) Тот спектр заданий, который предлагается автором этой тетради, развивает у детей необходимые для успешной сдачи экзамена умения и навыки: составлять план текса, определять его стиль и тип речи, определять тему и основную мысль текста, делать фонетический, морфологический, словообразовательный разборы слов. Также к каждому тексту дается задание, которое подразумевает развернутый ответ на вопрос (это подготовка к части С). За работу с одним текстом можно получить несколько оценок. В общем замечательная тетрадь, которая помогает готовиться к экзамену (тем детям которые имеют такую цель, остальным она не помогает).

Отдельные задания направлены на формирование умения работать со словарями. Это умение тоже очень важно, т.к. единственное, чем разрешено детям пользоваться на экзамене это орфографический словарь, который лежит у детей на столе с самого начала экзамена. Но опыт показывает, при возможности проверить каждое слово (есть время и средство), редко кто это делает.

Еще одним достоинством этой тетради является наличие справочного материала. В котором даются определения, позволяющие понять задания и верно их выполнить.

Причем пользоваться такими тетрадями мы будем на протяжении всех лет обучения, и это позволит вашим детям готовиться к экзамену постепенно, а не экстренно в 9 классе, когда уже поздно что-то изменить.

5. А теперь я хотела бы рассказать, какие есть проблемы по работе с тетрадями, лично у меня как у педагога, но думаю, что не ошибусь, если скажу, что такие же проблемы испытывают большинство учителей. Причем те вопросы, которые у меня возникают, я хотела бы адресовать вам родителям, потому что отношение родителей к тетрадям ребенка напрямую отражается на его успеваемости.

В наше время любое замечание в тетради родители заставляли исправлять, так как это воспринималось как недоработка ученика и его родителя (было стыдно).

(слайд 4) Сейчас все совсем по-другому. Обратите внимание на слайд (это не одна домашняя их три – нагрузка посильная). Я считаю, что реакция на вот такое в тетради должна быть, причем в первую очередь реакция родителя, а её нет. Нет потому что в этой же тетради есть вот такое. Как вы думаете почему? Либо родитель не видит тетрадей ребенка, либо считает, что замечания учителя безосновательны (придирается). Я очень хочу, я мечтаю, чтобы все мои дети знали русский язык на 4 и 5. Это была бы лучшая награда за те силы, которые приходится вкладывать. И начальство меня не хвалит за плохие оценки. Но, к сожалению, ставить приходиться разные оценки.

(слайд 5) Я очень часто наблюдаю картину, когда регулярно нет реакции на такие записи в тетрадях детей. Чего я жду в такой ситуации? Как минимум должна появиться работа над ошибками или задание, выполненное правильно, ребенок должен делать это самостоятельно или с помощью учителя или родителя.

Есть такие дети, которые усердно отказываются выполнять задание полностью: они списывают упражнение, а задания к нему не выполняют. Почему я так настойчиво обращаю на это внимание. При сдаче экзамена неважно умеешь ли ты списывать текст, там важно умеешь ли ты с ним работать. Причем правильно понять то о чем тебя спрашивают – 50% успеха. Есть очень много примеров, когда дети знают правило, умеют им пользоваться, но не умеют следовать инструкции и неправильно оформляют ответ, и в итоге он оказывается неверным. Поэтому важно правильно понимать задание и уметь верно на него ответить, этому тоже нужно учиться.

И когда я делаю вот такие, замечания я хочу чтобы ребенок внимательно прочитал задание и выполнил правильно. Я могу заставлять ребенка оставаться после уроков и до недавнего времени я это делала, но этот опыт позволил мне понять не будет результата если силком. Желание что-то изменить должно исходить от самого ребенка, тогда будет результат. Нельзя насильно положить знания в голову ученика. Я чувствую себя бессильной, когда пытаюсь дать знания ребенку, а он их не берет, ему не надо.

Очень важно, чтобы ребенок понимал, за что он получает оценку, видел результат своих усилий и мог сравнивать. Что делаю я для того, чтобы система оценки была прозрачной и понятной детям. Прежде всего большинство оценок, которые получают дети по русскому языку, это оценки за письменные работы (словарный, терминологический диктант, к/р, тест, с/р, п/р, изложение, сочинение). (слайд 6 )Кроме того критерии оценки мы разрабатываем с детьми совместно (можете спросить) пример на слайде (к тесту из 10 вопросов или диктанту из 10 слов). Делаем мы это до того как приступят к работе (озвучить слайд).

(слайд ) В 6 и 7 классах есть ещё тетрадь для оценки качества знаний, которую дети не носят домой, она хранится у меня, есть желание можете посмотреть. Которая тоже понятна с точки зрения того как оценивается работа, я много времени уделяю этому на уроке, рассказываю детям как оценивала. На примере покажу. Умение следовать инструкции тоже отрабатывается благодаря этой тетради.

Важный момент, связанный с пропусками уроков, не важно уважительная причина или нет. Ребенок должен изучить тему и выполнить задания, которые выполняли без него. Если этого не сделать в голове ребенка образуется пробел в знаниях. А если сложить такие пробелы в знаниях за 9 лет? И это с учетом того, что система школьного обучения построена таким образом, что знания даваемые детям усложняются, добавляются к тем, что уже есть. А если их нет из-за того, что много пропущено.

В рабочих тетрадях я рядом с заданиями, которые мы уже выполняли, я ставлю число, когда это было сделано или вопрос «?» (значит нужно выполнить). Здесь проблема в том, что дети отрицательно реагируют на такую систему, для них пропуск школы дополнительный день к каникулам. После которого они приходят и спокойно отвечают «А меня не было, когда вы это проходили». В ответ на это я уже устала приводить им пример, когда через два года они придут на экзамен, что скажут если не знают «А меня не было, когда вы это проходили, я болел». Кому интересен такой ответ.

Об этом нужно говорить с детьми и родителям. Вы управляете своим ребенком, позволяете и запрещаете ему что-то, своим отношением серьёзным или попустительским к учебе ребенка формируете его отношение.

На экзамене дети по-прежнему ждут помощи извне, обвиняют учителей, которые отказываются помогать, и родители, взрослые люди, по какой-то причине с ними соглашаются. Не учитель виноват в том, что есть не сдавшие дети. Под лежачий камень и вода не течет. Никто не просит вас учить ребенка, делать за него домашние задания для этого есть учитель, который ждет вашего ребенка каждый день до 5 часов и готов ему помочь. Но научить чему-то того, кто не собирается учиться, а родители ему это разрешили, НЕВОЗМОЖНО.

Обязанность родителя объяснить, зачем ему это нужно, помочь, проконтролировать, если нужно заставить. А это труд, серьёзная ежедневная работа со своим ребенком, которую, к сожалению, большинство родителей не выполняют. От того мы и наблюдаем такие плачевные результаты.

Фото тетрадей: где много замечаний, где несколько вопросов, график, нет д/з.

«
»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]