Цвет.Основы цветоведения план-конспект урока (изобразительное искусство, 6 класс) по теме


Интегрированный урок по ИЗО, 6 класс. Основы цветоведения. Конспект с презентацией

Урок в 6 классе по «Изобразительному искусству» по теме «Основы цветоведения»

(интегрированнный урок совместно с психологом) к учебнику «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека» Л.А.Неменской
Разработала: Лещёва Ирина Анатольевна, учитель ИЗО, высшая квалификационная категория, МБОУ «Лицей № 48 г.Калуги» Цель: познакомить учащихся с основами цветоведения. Задачи: — познакомить с основными характеристиками цвета: цветовой круг; основные и составные цвета; хроматические и ахроматические, холодные и теплые цвета; насыщенность цвета; светлота; — учить умению находить гармоничные цветовые сочетания; — воспитывать художественный вкус; — развивать творческую фантазию; — умение работать в парах; — познакомить учащихся с влиянием цвета на психику человека. Материалы: гуашь, кисти, трафареты с рисунками. Зрительный ряд: презентация «Цвет. Основы цветоведения».

Ход урока

1. Оргмомент. Мотивация учебной деятельности. 2. Актуализация знаний. 3. Постановка учебной задачи. 4. Открытие нового знания. 5. Первичное закрепление. 6. Самостоятельная творческая работа. 7. Физкультминутка. 8. Включение в систему знаний. Психология и цвет. 9. Рефлексия (итог).
1. Приветствие учащихся. Мотивация:
сегодня для успешной работы на уроке нам потребуются: гуашь, кисти, трафареты с готовыми рисунками (заранее разложить на столы). — Проверьте, все ли готово у вас к уроку? (деятельность учащихся – проводят самооценку готовности к уроку). — Желаю вам удачи на этом уроке в вашем творчестве! — Сегодня я хочу начать урок с прочтения стихотворения В.Г.Абрамова «Скажи, скажи, художник»:
(презентация: слайд №3)
Скажи, скажи, художник, Какого цвета дождик? Какого цвета облако На небе голубом? Какого цвета песня? Какого цвета ветер? Какого цвета радость? Скажи, какого цвета Зима, весна и лето?… — Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (ответы детей: о цвете). — Вы правы, о цвете, его тайнах, его характеристиках и о том, какую роль играет цвет в жизни людей (учащиеся погружаются в атмосферу дружелюбия, настраиваются на осознанную деятельность на уроке), (презентация: слайд №4). 2. – Как вы думаете, а что такое цвет? (ответы на вопрос, высказывание своих мнений),
(презентация: слайд №5).
Цвет – это одно из самых важных изобразительных средств в искусстве. Цвет – дитя света. — Скажите, ребята, видим ли мы в темноте цвета? Как образуется цвет? (ответы детей: нет). Только когда в глаза попадают лучи солнечного или электрического света – световые волны, у нас возникает ощущение цвета. Свет распространяется волнами, которые отражаются или поглощаются поверхностью предметов. Цвет возникает только при восприятии этих волн человеческим глазом
(презентация: слайд №6-8 – Ньютоновский прорыв,
краткие сведения о том, как в 17 веке великий ученый при помощи опыта с призмой получил разложение цвета). Изучением цвета занимается такая наука, как цветоведение
(презентация: слайд №9).
— Сколько цветов вы знаете? Попробуйте их перечислить (учащиеся называют цвета). 3. — В любом самом простом наборе для творчества обычно 6 красок. Скажите, можно ли нарисовать картину, используя лишь эти цвета? (ответы детей: можно, для этого придется смешать краски). В природе существует множество цветов и оттенков 200 цветовых тонов и оттенков, которые имеют названия). И чтобы человек не запутался в таком многообразии, люди и придумали классификацию цветов и науку цветоведение. — Где вам могут пригодиться знания о цвете? (ответы детей, высказывают свое мнение). — Какую цель вы ставите перед собой на этом уроке, изучая данную тему? (учащиеся формируют цель деятельности). 4. – Все цвета художники делят на ахроматические и хроматические
(презентация: слайд №10):
хроматические – это цвета, содержащие цвет (красный, желтый, зеленый, оранжевый и т.д.), ахроматические – цвет не содержат, это белый, черный и все оттенки серого, которые получаются при смешивании белой и черной краски. В этой группе цвета отличаются только по светлоте и тону. Цвета, которые нельзя получить путем смешивания других цветов, называются основными: красный, синий, желтый
(презентация: слайд №11)
. Цвета, которые можно получить, смешивая основные краски, называются составными
(презентация: слайд №11).
Для простоты и удобства был придуман цветовой круг
(презентация: слайд №12-15
). Он показывает, как цвета связаны между собой, позволяет определить гармоничное сочетание цветов. Черный и белый не обозначены, т.к. не являются цветом. Проведя в цветовом круге диаметр (линия через середину желтого цвета, можно определить, что противоположный конец диаметра пройдет через фиолетовый; напротив оранжевого будет расположен синий. Такие цвета называются дополнительными. Это когда один цвет является фоном, а другой просто акцент на нем. Цветовой круг обычно делят на две части: теплую и холодную
(презентация: слайд №16)
: теплые – красные, желтые, оранжевые – напоминают цвет солнца, огня, которые в природе дают тепло; холодные – синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые, которые можно получить от смешивания с названными цветами – ассоциируются они с холодом, льдом, снегом, водой, лунным светом. Интересно, что теплые цвета наилучшим образом сочетаются с черным цветом, холодные – с белым. Характеристика цвета
(презентация: слайд №17)
. Кроме этой классификации, цвет имеет следующие характеристики: цветовой тон – ассоциируется с окраской знакомых предметов; насыщенность – представляет собой отличие хроматического от равного с ним по светлоте серого цвета; светлота – качество присущее хроматическим и ахроматическим цветам в зависимости от добавления белого цвета; темнота – изменяется в зависимости от добавления в цвет черного цвета. — Ребята, а как вы думаете, для чего вам нужны знания характеристики цвета и системы цветовых построений? (ответы детей: для успешной работы художника, дизайнера интерьера или одежды). 5. — Мы с вами познакомились с основными характеристиками цвета, его значением в искусстве и жизни. А теперь попробуйте создать цветовой круг, имея готовый трафарет (трафарет распечатать заранее, лежит на столе). Возьмите трафарет и при помощи красок покажите сектора с основными цветами. — Какие это цвета? (ответы детей: красный, синий, желтый). Теперь покажите сектора с составными цветами. Как их получить? (ответы детей: смешиванием красок).
6. Самостоятельная творческая работа в парах с самопроверкой по эталону:
— закрасьте желтым цветом верхний сектор, добавьте к нему немного красного. — Какой цвет получился? (учащиеся смешивают краски и получают оранжевый); — к желтому добавьте немного синего, получаем? (зеленый); — оставшийся сектор закрасьте синим и немного добавьте красного. Какой цвет получили? (фиолетовый). Таким образом, можно получить разнообразные оттенки цвета, добавляя к основному цвету больше или меньше другого основного цвета.
7. Физкультминутка. Подготовить карточки из цветного картона с холодными и теплыми оттенками цветов. Показывать карточки с различными оттенками по очереди, пояснив, что при этом должны делать дети: теплые – учащиеся поднимают при этом обе руки вверх, кисти распрямить, голову вытянуть вверх; холодные – руки прижать к туловищу, плечи округлить; черный – руки опустить, нахмуриться; белый – руки положить на стол и улыбнуться. 8. – Все вы видели одно из чудес природы – возникновение после дождя семицветной радуги. Своим появлением она обязана капелькам воды в воздухе: белый солнечный луч, преломляясь в них, образует так называемый солнечный спектр, в котором мы различаем красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие и фиолетовые лучи. Для того, чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали поговорку, где каждая буква в слове означает цвет. Давайте вспомним ее: (каждый охотник желает знать, где сидит фазан) (презентация: слайд №18)
. — Какой цвет в радуге нельзя получить при смешивании основных цветов? Почему? (ответы учащихся: голубой, для его получения нужен белый). В радуге нет белого и черного цвета, но они есть в природе. При смешивании с другими цветами они изменяют свой цвет. Добавляя белый к любому цвету, мы получаем более светлые оттенки, добавляя черный – более насыщенные оттенки. Через цвет можно передать и настроение. Теплые цвета дарят радость, оптимизм, холодные – грусть, тоску, задумчивость. Живопись – искусство цветовых и световых отношений. Работая с красками, это следует учитывать. Найдя правильное цветовое решение в картине или рисунке, можно увидеть красоту окружающего мира и самого произведения
(презентация: слайды № 19-22).Блок психолога (презентация: слайды №24-26, 27-28).
На наше настроение и эмоциональное состояние оказывает влияние множество факторов — события, слова, тон голоса собеседника, запахи, цвета и многое другое. Что-то из этого мимолетное, преходящее, а, к примеру, цвета имеют более глубокое влияние на наше психоэмоциональное состояние и присутствуют в нашей жизни постоянно. Представьте, каким было бы ваше настроение, если бы вы ежедневно видели только серые оттенки? Или, наоборот, яркие и кричащие цвета без возможности отдыха для глаз? Специалисты давно заметили влияние цвета на наше настроение, и появилось понятие цветотерапии. В официальной психологии понятие цветотерапии отсутствует, потому что исследования в этой сфере очень расплывчаты и отличаются в разных странах и культурах. К примеру, у нас белый цвет ассоциируется со вступлением в брак, а в Индии в белый цвет одеваются на похороны, соответственно восприятие цвета будет немного другое. Кроме того, есть мода и массмедиа, которые диктуют актуальные цвета и создают новые ассоциативные связи. Но конечно, существуют какие-то понятия о цветах, которые близки всем людям. Например, ассоциация красного цвета с энергией, агрессией, страстью. Именно на этом общем восприятии и построена цветотерапия, которая может успокоить человека или зарядить энергией. Существует несколько способов использовать цвета для того, чтобы привести в порядок нервы и улучшить свое эмоциональное состояние. Это тест Люшера, хромотерапия и использование цветов в интерьере и одежде. В середине ХХ века швейцарский психолог Макс Люшер изобрел цветовой тест, который используется до сих пор для определение психоэмоционального состояния человека. Суть его состоит в том, чтобы выбирать цвета, которые в данный момент нравятся или нет. И по результатам выбора специалист определяет ваше состояние. Результаты чаще всего бывают поразительно точными, поскольку выбор цвета является подсознательным (тестируемого просят не привязываться к моде и любимым цветам, а руководствоваться сиюминутными ощущениями). В итоге человек раскрывает свою истинную сущность и эмоции, которые может даже не осознавать в обычной жизни. Есть сведения, что лечение цветом использовалось в древнем Египте, Китае и Индии. Для этого брались разноцветные кристаллы, вода, раскрашенная соками различных растений, и устройства для преломления и окрашивания солнечного света в помещениях. В наше время активно используется хромотерапия. Это специальные комнаты, в которых человек лежит или сидит в удобной позе, играет расслабляющая музыка, иногда используются подходящие ароматы и меняется цвет в помещении (порой используются очки). Специалисты цветотерапии говорят о том, что цвет, воспринятый глазом, запускает цепочку реакций в мозгу, за которой следует тот или иной результат — расслабление, бодрость и даже подавление аппетита, если это требуется. Цвета подбираются индивидуально под человека после консультации. Цвета, которые мы используем в интерьере, одежде или аксессуарах, действуют на нас постоянно. Зная об этом, можно влиять на свое состояние и на то, как другие воспринимают нас.
Белый цвет ассоциируется с идеальностью, законченностью, чистотой. Черный — цвет силы, элегантности, перспективы и глубины, но в то же время — зла и мистики. Серый цвет — это компромисс между черным и белым, нейтральный цвет, который является базовым, не отвлекающим. На его фоне отлично «работают» аксессуары ярких цветов. Коричневый цвет относится к натуральным, природным и ассоциируется со стабильностью, надежностью, комфортом. Желтый и оранжевый разжигают аппетит, настраивают на общение, веселье. В избыточном количестве эти цвета раздражают рецепторы глаз. Красный цвет — это страсть, энергия, агрессия, действие, движение к цели. Цвет действует на психику достаточно сильно, поэтому его можно использовать в небольших количествах. Например, покрасить одну стену в комнате или использовать красные аксессуары в интерьере. Кстати, красные тарелки подавляют аппетит. Розовый цвет — один из самых неоднозначных. С психологической точки зрения этот цвет ассоциируется с любовью и заботой. Зеленый и голубой помогают расслабиться и отдохнуть. Это объясняется тем, что при взгляде на эти цвета глаза не напрягаются, мышцы расслабляются. Эти цвета помогают восстановиться от стресса. Фиолетовый цвет стимулирует креативность и помогает сосредоточиться на работе. В одежде он намекает на мудрость и авторитетность. Сиреневый создает обстановку спокойствия, снимает напряжение и тревожность. — Сегодня вы узнали различные характеристики цвета. Используя эти характеристики, знания по психологии влияния цвета на человека, я предлагаю выполнить вам еще одно творческое задание. Перед вами трафарет с изображением домика и куклы. Используя различные цвета и оттенки, попробуйте подобрать правильное цветовое решение картинки, чтобы она получилась у вас красивой, приятной для восприятия (самостоятельная творческая работа, мальчикам предложить раскрасить домик, девочкам куклу). 9. – Какие задачи вы ставили на уроке? Вы их достигли? — С какими понятиями сегодня вы познакомились? — Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем? — Что интереснее: пользоваться готовыми красками или найти желаемый цвет самостоятельно? (ответы учащихся) Выставка работ и оценивание. Спасибо всем! Урок окончен.
Презентация на тему: Цвет. Основы цветоведения

Презентация на тему: Психология цвета

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока ИЗО для 6 класса «Натюрморт в графике» Урок ИЗО в 6 классе. Вырастить мечту Конспект интегрированного урока в 6 классе (литература, ИЗО) Конспект интегрированного урока ИЗО, литература и МХК для 6 класса

Похожие статьи:

Аппликация. Портрет человека

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 — 6 классах

Конспект урока Цвет. Основы цветоведения. (6 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Теплостанская основная школа

План-конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе

Тема урока: « Цвет. Основы цветоведения»

Выполнила: Шмакалова Л.Н. (учитель ИЗО)

Цель:

познакомить учащихся с основами цветоведения.

Задачи:

1. дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополни­тельного цвета.

2. холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета.

3. научить получать новые цвета через смешивание красок.

4. воспитывать художественный вкус.

5. развивать творческую фантазию.

Оборудование:

интерактивное оборудование (проектор, интерактивная доска), презентация, наглядный материал — картинки, картинки на диске, альбомные листы, краски, карандаши, ластик.

Словарь:
основные цвета, составные цвета, дополнитель­ный цвет, холодный и теплые цвета, цветовой контраст, светло­та, насыщенность цвета.
План урока

1. Организационный момент.

2. Введение в тему, анализ наглядного пособия.

3. Практическая часть.

4. Подведение итогов, обсуждение работ.

5. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку (художественные принадлежности), объявление темы и цели урока

  1. Введение в тему, анализ наглядного пособия.

Что такое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска предметов? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые? Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи, которые озаряют все на своем пути.

В темноте мы не видим никаких цветов. Когда в глаз попадают лучи солнечного или электрического света — световые волны, у нас возникает ощущение цвета.

Цвет

одно из самых выразительных средств в искусстве. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Восприятие цвета человеком сложилось естественно, в ус­ловиях окружающей природы, и при всех индивидуальных особен­ностях есть научно обоснованные общие закономерности воспри­ятия цветов. Например, красный цвет — это символ Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, доб­ром, теплом; но он же означает тревогу, опасность, тревогу для жизни. Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черный цвет с точки зрения физики — пусто­та, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл — все «ноч­ное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.

1.Сведения о цветоведении.

Цветоведение

— наука о цвете — изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник, имеющий дело с красками.

2. Свойства цвета.

— Цвета видимых нами предметов определяются их способностью отражать только какую-то часть падающего на них «белого» света, то есть какую-то часть спектра, и поглощать дру­гую его часть. Это явление называется избирательным поглощени­ем. Например, зеленое тело отражает только зеленую часть спек­тра, а остальные лучи поглощает. Если на это тело посмотреть че­рез красное стекло, оно покажется нам черным, так как красное стекло в свою очередь поглотило отраженные телом зеленые лучи (а остальные были поглощены самим телом).

Все спектральные цвета плюс недостающие в солнечном спек­тре пурпурные (промежуточные между крайними красными и фио­летовым) составляют так называемую хроматическую

(«цветную»)
шкалу цветов.
Белые предметы отражают весь спектр, а черные, наоборот, весь спектр поглощают. Если взять белую и черную краски и смешать их в разных пропорциях, получится большой ряд серых тонов, от чисто-белого до черного. Это будет другая шкала цветов —
ахроматическая
(«бесцветная»).

3. Основные понятия в цветоведении.

Ахроматические цвета

отличаются друг от друга только по одному признаку —
по светлоте
(светло-серый или тем­но-серый).
Хроматические цвета
, кроме отличия по светлоте, ха­рактеризуются еще двумя главными признаками — цветовым тоном и насыщенностью.

Хроматические цвета условно делят на теплые
ихолодные.
К теплым относятся желто-красная часть спектра, а к холодным — си­не-голубая. Свое наименование теплых и холодных эти группы цветов получили: одни — по ассоциации с цветом солнца и огня, другие — по ассоциации с цветом неба, воды и льда. Фиолетовый и зеленый цвета занимают промежуточное положение и в различных конкретных случаях, в зависимости от сочетания, могут быть отне­сены то к теплым, то к холодным.

Рассмотрите цветовой круг на представленном рисунке. Ко всякому хроматическому цвету можно подобрать другой та­кой цвет, который в смеси с первым даст ахроматический цвет (практически близкий к черному). Такие пары цветов называются дополнительными.

Так, к малиново-красному дополнительным бу­дет зелено-голубой, к желто-зеленому — пурпурно-фиолетовый и т. д. Практически пары таких дополнительных цветов в цветовом круге лежат диаметрально противоположно.

4. Основные и составные цвета.

— В изобразительном искусстве три цвета: желтый, красный и синий — принято считать основными.

Если говорить о красках, то это краплак, желтый кадмий и берлинская лазурь.

Смешение любых двух из этих цветов даст дополнительный к третьему: желтый и синий дадут зеленый (дополнительный к крас­ному), синий и красный — фиолетовый (дополнительный к желто­му), красный и желтый — оранжевый (дополнительный к синему).

Цвета, составленные из основных, называются составными.

5.Понятие о цветовом контрасте.

— Замечено, что если ахроматическое (серое) пятно окружить хроматическим фоном (например, зеленым), то на сером возникнет очень заметный хроматический оттенок, в данном слу­чае красный. В самом деле, проселочная дорога, бегущая по зеле­ному лугу, всегда воспринимается как сиренево-розоватая. Такие пары цветов (цвет фона и цвет возникающего хроматического от­тенка на сером) называются контрастными.

В цветовом круге они помещаются почти друг против друга, немного не совпадая с до­полнительными. Их отличие от дополнительных мало ощутимо, и практически им можно пренебречь.

Контрастные цвета, помещенные в непосредственном соседст­ве, зрительно усиливают друг друга по насыщенности. Чтобы один цвет в окружении другого не изменялся, надо к данному цвету до­бавить немного цвета окружающего. Это относится и к ахромати­ческому цвету. Например, чтобы серое пятно в окружении зеленого фона не казалось розоватым, а воспринималось как чисто-серое, надо в серый добавить немного зеленого. Резко снижает контраст­ное воздействие цветов введение контура. Пятно, имеющее четкий контур, почти не испытывает влияния цветового контраста.

При соседстве не контрастных, а близких цветов, например желтого или желто-зеленого, зеленого и зелено-голубого, возника­ет, наоборот, впечатление уменьшения насыщенности обоих.

Понимание закона цветовых контрастов позволяет добиваться впечатления цвета там, где его фактически нет, то есть на ней­тральных серых пятнах, и изменять оттенок любого хроматическо­го цвета, зрительно повышая или понижая его насыщенность.

3. Практическая работа.

Задание:выполните фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой, используя вариативные возможно­сти цвета (работа красками).

Примерные темы: «Царство Снежной королевы», «Изум­рудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна Золо­того солнца» и др.

4. Подведение итогов.

1.Выставка работ учащихся. Показать наиболее удачные работы и обобщить полученные знания.

5.Домашнее задание:

прочитать сказки, внимательно рассмот­реть иллюстрации к ним, касающиеся различных изображений царств, волшебных городов, сказочных построек и т. п.

Список использованной литературы

  1. Каменева Е.С. Какого цвета радуга.- М.: Детская литература, 2005.
  2. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. -М: Просвещение, Учебная литература,1995.
  3. Сокольникова Н.М. Основы Живописи. — Обнинск, Титул, 1996.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: