Проект Времена года- «Зимушка-зима» в средней группе №1


Детям про снег

Зима — это в первую очередь снег… Видя потрясающе красивые снежинки, у ребенка возникает масса вопросов о том, что это такое и как получается. На такой случай есть очень легкий ответ. Мы-то с вами уже все знаем о круговороте воды в природе, но ребенку это нужно объяснить…

Вода постепенно испаряется из луж, морей, озер, рек и океанов и поднимается вверх, где под воздействием температуры охлаждается, группируется и снова превращается в воду. Если температура совсем низкая, на улице очень холодно, тогда капельки застывают и в виде снежинок опускаются на землю. Эти белые магические кристаллы снега при потеплении тают, испаряясь, поднимаются наверх, а круговорот воды в природе запускается вновь. Несмотря на то, что снег – это застывшая вода, лучше его не есть, так как он имеет свойство собирать пыль и грязь, особенно в условиях современного мегаполиса.

Говоря про снег, не могу не вспомнить о потрясающей «Книжке про снежинки» Ольги Дворняковой. В ней даны исчерпывающие ответы на все детские вопросы про снег.

Животные зимой

Животные умеют приспосабливаться к зиме, а многие, так же, как и человек, начинают к ней готовиться с осени. На случай морозов животные имеют пушистую теплую шубку из шерсти и меха. Главной проблемой является добыча еды в этот период. Некоторые животные решают эту проблему тем, что просто ложатся в зимнюю спячку до весны. К таким животным относится медведь, барсук. Хотя барсук периодически просыпается, чтобы подкрепиться своими припасами.

Некоторые животные запасаются кормом на всю зиму. Например, бурундук может приготовить для зимы около 10 кг орехов и зернышек хлеба. А белка прячет повсюду свои припасы, но не всегда может их найти, тогда она питается семенами из шишек сосны и ели. Мышка полевка также запасается на зиму в своей норке. Такие животные, как зайцы, волки, лисы и лоси легко могут раздобыть себе пропитание и зимой благодаря своему обонянию, зрению и проворности.

Рыбы зимой спокойно чувствуют себя под водой, ведь там достаточно корма. Их главная проблема – нехватка воздуха, когда водоем покрывается льдом, поэтому часто можно увидеть небольшие лунки, так люди заботятся о том, чтобы рыба не перевелась в водоеме.

Во время метелей и снегопадов, а также в сильный мороз, когда деревья покрыты изморозью, птицам трудно достать из-под коры насекомых. После нескольких часов голодания некоторые птицы могут погибнуть. Поэтому очень важно подкармливать птиц зимой. Устраивайте кормушки в садах, парках. Птицы прилетают к кормушкам и склёвывают не только оставленные вами семена, зерна и крошки, но и насекомых-вредителей на расположенных рядом с кормушкой деревьях и кустарниках. Так птицы приносят большую пользу. Если птицы постоянно будут находить корм в кормушках, то они будут прилетать к ним и летом, а значит, будут очищать деревья от вредителей весь год.

Растения зимой

Так же, как и животные, растения с осени подготавливаются к холодам. Кто-то сбрасывает в землю свои семена. Практически все растения к зиме сбрасывают свои листочки, кроме хвойных деревьев и впадают в зимний сон. На их веточках до весны зреют почки.

Рост растений не останавливается, а лишь слегка замедляется. Снежный покров служит отличным покрывалом, корни кустарников и деревьев не замерзают, они надежно защищены.

2й этап – основной (практический):

  • Фенологические наблюдения.
  • Экскурсия по теме: «В гости к зиме».
  • Дидактические игры: «Найди ошибки», «Кто что делает зимой», «Найди по следу», «Найди такую же снежинку», «Разведчики».
  • Подвижные игры: «Два Мороза», «Метелица», «Чья пара скорей».

Про зимний спорт и развлечения

Многие дети относятся к зимнему времени года особенно позитивно, большинство из них просто обожают зиму, потому что именно тогда можно играть в снежки, кататься на санках и заниматься зимними видами спорта. К самым популярным зимним видам спорта относят: лыжи и сноуборд, хоккей, фигурное катание и конькобежный спорт, санный спорт.

Все виды спорта условно можно разделить на две категории: на льду и на снегу. Соревнования могут проходить на скорость, расстояние или даже технику. Все они очень полезны для молодого растущего организма. Это и закалка, и физическая активность и невероятные эмоции. И если про хоккей и лыжи всем должно быть известно, то, что такое санный спорт, сноуборд или биатлон знают далеко не все.

  • Биатлон – это увлекательные гонки на лыжах в сочетании со стрельбой по мишеням
  • Сноуборд – это катание на одной доске со снежного склона.
  • К санному спорту относится скелетон и бобслей – это, как правило, скоростной спуск на санях разной формы.
  • Беседы: «Почему мне нравится зима», «Как звери в лесу зимуют?», «Помоги птицам», «Осторожно!Зимние травмы», «Как заботиться о здоровье зимой».
  • Рассматривание репродукций картин русских художников по теме «Зима».

Проект в старшей группе: «Здравствуй, зимушка-зима!»

Проект в старшей группе на тему «Здравствуй, зимушка – зима!»

Вид проекта

: познавательно-исследовательский, творческо-информационный.

Сроки реализации:

декабрь, январь, февраль 2018-2019г.

Участники проекта:

дети, воспитатели, родители

.Цель

: дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Здравствуй, Зимушка-зима!»

Задачи:

  • Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
  • Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы), свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
  • Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
  • Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
  • Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений), анализировать, делать выводы.
  • Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
  • Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
  • Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
  • Развивать коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности.

Актуальность проекта:

Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни. Многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Зима для наших детей должна стать незабываемым временем года, ожидание того, что каждый зимний денёк в детском саду приготовил для дошколят много нового и интересного. Надо постараться, чтобы дети получали удовольствие от зимы.

Ожидаемый результат:

  • приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища
  • повышение познавательной активности
  • усвоение необходимых знаний о зиме
  • формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.

. Формы реализации проекта:

  • Занятия.
  • Беседы.
  • Наблюдения.
  • Досуговая деятельность.
  • Игровая деятельность.
  • Исследовательская деятельность.
  • Продуктивная деятельность детей.
  • Чтение художественной литературы.

I этап – подготовительный

  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов.
  • Создание развивающей среды.
  • Подбор художественной литературы по теме.
  • Разработка мероприятий.

II этап – основной (практический):

Дидактические игры:

  • «Найди ошибки» (чего не бывает зимой)
  • «Кто что делает зимой»
  • «Найди по следу»
  • «Найди такую же снежинку»
  • «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе)
  • «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах)
  • «Времена года»
  • «Узнай по описанию»
  • «Зимние запасы»
  • «Найдите и покормите зимующих птиц»
  • «Когда это бывает»
  • «Что сначала, что потом».

Словесные игры:

«Какой, какая, какие?», «Из чего — какой» (горка из снега-снежная и т.д.), «Скажи наоборот».

Сюжетно-ролевые игры:

«У нас гости», «Устроим концерт для елочки», «Прощание с елочкой до следующего года»

Настольно – печатные игры:

«Времена года»

Подвижные игры:

«Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки», «Мороз — красный нос», «Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках».

Игровые упражнения:

«Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту». Скольжение по ледяным дорожкам.

Ознакомление с окружающим

: «Зима полна серебра», «Идет волшебница зима», «Зимовье зверей».

Конструирование и ручной труд из природного материала:

«Зимняя полянка» (моделирование из бумаги и ваты), «Зимовье зверей» (оригами).

Беседы:

  • «Как живут птицы зимой»,
  • «Встреча с зимой»,
  • «Зима в нашем крае»,
  • «Почему мне нравится зима».
  • «Как звери в лесу зимуют».
  • «Как зимуют домашние животные»
  • «Как человек помогает зимой животным в лесу».
  • «Почему скрипит снег?»
  • «Помоги птицам».
  • «Зачем зимой снег»
  • «Осторожно! Зимние травмы»
  • «Как заботиться о здоровье зимой».
  • «Откуда идёт снег»

Наблюдения:

  • за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом)
  • за красотой и богатством зимних красок
  • за птицами
  • за деревьями, растущими на территории детского сада

Целевые прогулки:

«Разведчики» (заметить, что изменилось в природе), «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах). Зимние забавы на улице. Экологическая тропа ДОУ.В зимний сквер.

Экспериментирование:

проведение опытов и экспериментов со снегом.

Чтение художественной
литературы:

  • Н. Сладков «Суд над декабрём»
  • В. Одоевский «Мороз Иванович»
  • С. Иванов «Каким бывает снег»
  • Е. Трутнева «Первый снег»
  • К. Бальмонт «Снежинка»
  • Г.Снегирёв «Про птиц»
  • Н Сладков «Еловая каша»
  • В.Зотов «Клёст», «О птицах»
  • В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?» , «Синичкин календарь», «Молодая ворона»
  • С.Маршак «Двенадцать месяцев»
  • Бр.Гримм «Госпожа Метелица»
  • Загадки о зимних явлениях в природе
  • Пословицы и поговорки о зиме.

Рассказывание детей по темам:

  • «Приметы зимы»,
  • «Кому нужна зима»,
  • «Если бы не было зимой снега…».
  • Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов

Непосредственно образовательная деятельность.

Развитие речи

: «Зимний лес»; ознакомление с окружающим миром: «Зима в лесу»; интегрированное занятие: «Зимушка-зима!»

Рассматривание иллюстраций, картин серий «Зимние забавы», «Зимние праздники», «Звери зимой», «Художники о зиме». Рассматривание сюжетных картин («Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Саша и снеговик»). Составление описательных рассказов по картинам. Заучивание стихотворений о зиме. Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла.

Трудовая деятельность:

  • Заготовка корма для птиц
  • Подкармливание птиц.
  • Расчистка дорожек от снега во время прогулки.
  • С помощью воспитателя посыпать дорожки песком.
  • Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега.
  • Расчистка дорожек от снега.
  • Постройка из снега.

Творческая мастерская.

  • Вырезывание снежинок.
  • Оформление макета «Зима»
  • Лепка снежинки.
  • Вернисаж: «Зимушка-зима»
  • Рисование: «Деревья в инее».
  • Рисование : « Зимняя ночь»
  • Рисование «Снежинки — балеринки»

Аппликация:

«Заснеженный дом», «Веселый снеговик», «День Рождения Деда Мороза».

Лепка:

«Зимние деревья», «Как мы играем зимой», «Девочка в длинной шубке».

Слушание музыкальных произведений:

«Зимняя сказка»; «Кабы не было зимы..»; «Весёлая зима»; «Раз морозною зимой»; «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского музыка, разучивание песен.

Дыхательная гимнастика:

«Подуй на снежинку»

Работа с родителями:

  • «Супер столовая для птиц» — изготовление кормушек для птиц.
  • Оформление папки-передвижки « Прогулки зимой».
  • Оформление информации в родительский уголок: «Зимние травмы».
  • Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний»
  • Консультация для родителей «Как сделать прогулку приятной и полезной»
  • Консультация для родителей «Одежда ребенка на зимней прогулке»
  • Изготовление папки – передвижки на тему «Шесть заблуждений родителей о зимней погоде»
  • Конкурс семейных новогодних поделок,
  • Организация выставок детских работ

Результаты проектной деятельности:

  • Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;
  • познакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы;
  • овладели расширенным словарным запасом;
  • имеют представление о природе родного края;
  • знакомы с правилами безопасного поведения на природе;
  • разработаны рекомендации для родителей.

III этап – заключительный

.

Конкурс новогодних поделок.

Новогодний утренник.

Творческие работы с детьми.

Конкурс стихов о зиме.

Заключение

Во время реализации проекта, у наших ребята расширились представления о зиме (состояние погоды, характерные осадки, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период), они научились понимать красоту природы, высказанную словами, а так же с помощью кисти художника. Научились сопереживать «братьям нашим меньшим», стали более чуткими и внимательными к зимующим птицам и животным, у ребят стала более развита познавательная активность их творческие способности, воображение, логическое мышление, умение замечать изменения в природе.

Зима в живописи

Зима – это очень яркое и красивое время года. Большинство художников всегда стремились запечатлеть эти невероятные образы в виде своих картин. Среди самых известных художников В. Поленов с его картиной «Ранний снег»,

И. Левитан «Зимой в лесу», И. Э. Грабарь «Февральская лазурь», И. И. Шишкин «Зима» и многие другие.

  • Чтение художественной литературы:

Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Проект «Здравствуй, гостья зима!» Старшая группа Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный, социальный. Сроки реализации: Краткосрочный: 3 недели. Участники проекта: Дети, воспитатели, помощник воспитателя старшей группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель. Проектная идея:…

Планирование образовательной деятельности педагога с детьми старшей речевой группы в рамках проекта «Здравствуй, гостья Зима» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №49 Комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга Планирование Образовательной деятельности педагога с детьми старшей речевой группы по познавательноречевому развитию в рамках проекта Тема:…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: