Урок-концерт по музыке (1 класс)
Обобщающий урок-концерт на тему: «Музыка вокруг нас». 1-й класс
Предварительная работа
Учитель:
- готовит таблички-слова эстетических выражений эмоций по количеству детей (таблички лежат на партах), колпачки-шапочки для попевки “Звукоряд” (ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ);
- галерея лучших рисунков учащихся по темам “Музыка вокруг нас”, “Музыка и ты”;
- таблицы музыкальных инструментов для игры: гитара, арфа, гармонь, балалайка;
- колпачки-шапочки (ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ) для попевки “Звукоряд”;
- таблички-слова выражений эмоций;
Цели и задачи урока:
Обучающие
- закрепить умение различать разнохарактерную музыку;
- учить различать на слух звучание музыкальных инструментов;
- организовать процесс анализа знакомой музыки;
- в процессе вокально-хоровой работы формировать навыки кантиленного исполнения;
- учить петь детей в ансамбле с товарищами, с солистами, под аккомпанемент учителя.
Развивающие
- развивать навыки музыкального восприятия путём обогащения разнохарактерными интонациями;
- в процессе слушания музыки развивать тембровый слух;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки учащихся;
- развивать творческие способности детей;
- развивать творческую инициативу и самостоятельность детей.
Воспитательные
- на основе эмоционального восприятия песенного творчества, музыки Д.Б.Кабалевского воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством;
- прививать любовь к Родине, к русской природе;
- формировать положительные привычки;
- воспитывать доброжелательное отношение к товарищам;
- обогащать духовный мир детей.
Ход урока
Вход первоклассников под песню .
Ведущий
. Ребята, завершился наш первый учебный год. Мне хочется, чтобы он закончился как праздник и запомнился на все летние каникулы.
Послушай, как щебечут птицы, Послушай, как поёт волна, Как дождь в окно твоё стучится, — ПОВСЮДУ МУЗЫКА СЛЫШНА
Когда год назад вы пришли впервые на урок музыки, одна из Муз – волшебница, добрая фея, раскрыла перед нами чудесный мир звуков, которыми наполнено всё вокруг. Она научила нас слушать и слышать музыку, которая звучит в душе человека и природе. Ребята, какое было время года, когда в школу вас пригласили задорные звонки?
Дети.
Осень.
Ведущая.
…Уж трава желтеет в поле, Листья падают сухие, Скоро птички-щебетуньи Улетят в края чужие!..
А.Плещеев
Исполнение песни “кап-кап”
.Дети поют и показывают плавными движениями рук падание листьев, полёт птиц.
Ведущий.
Как вы думаете, к какому осеннему месяцу относится прозвучавшая песня?
Дети.
Месяцу октябрю.
Ведущая.
Почему?
Дети.
Потому что в сентябре листья только начинают изменять цвет, в октябре листья опадают, а в ноябре уже наступают морозы.
Ведущая.
Правильно. После ноябрьских первых заморозков приходит настоящая зима.
Чтец 1.
Белый пух, снежный пух – Всё, всё, всё в пуху вокруг. Пух на шапках, Пух на шубках, Пух на бровках, Пух на губках. Как щекотно, ух! Кто щекочет? — Пух!
Природа зимой отдыхает: спят деревья, насекомые и многие животные тоже укладываются в спячку. А мы с вами знаем “Почему медведь зимой спит?”
Исполните эту песню, изображая её персонажей. С каким настроением нужно петь каждую из фраз песни?
Дети выбирают нужные таблички – слова эстетических выражений эмоций, которые помещаются на доске. Исполнение и инсценирование песни “Почему медведь зимой спит?”
Ведущий.
На смену зиме всегда приходит весна:
Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.
А.Плещеев
Вы пришли в школу осенью, а закончили первый класс весной. За этот учебный год вы приобрели много друзей, научились читать, считать. Когда-то в сентябре начали знакомиться с азбукой. Ребята, кто создал первую славянскую азбуку?
Дети.
Первую славянскую азбуку тысячу лет назад создали братья Кирилл и Мефодий.
Ведущий.
Правильно. Тогда каждая буква имела своё значение. Например, буквы А Б В читались: аз буки веди, что значит: я буквы знаю. А хорошо ли, вы знаете буквы?
Дети.
Да.
Исполнение песни “Алфавит”
Ведущий.
А! Алфавит пройдём мы вместе. Б! Будем петь его, как песню. В! Весело споём его мы! Г! Громче грома, громче грома. Д! День сегодня музыкальный. Е! Есть у нас талант вокальный. Ж! Жить без знаний скучно б было, З! Знанья – это наша сила!
Ведущий.
В музыке тоже есть свои музыкальные буквы, которые называются НОТАМИ. Всего их семь. ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Дети в колпачках — шапочках выходят к доске и выстраивают звукоряд.
Ведущий.
Эти ноты все подряд Образуют ЗВУКОРЯД.
Исполнение попевки “Звукоряд” от “ДО”, “РЕ”, “СИ”… Каждый раз дети в колпачках выстраиваются по-новому.
Чтец 2.
Чтоб выучиться пению, Имеем мы терпение, И чтоб урок не зря у нас прошёл, Должны мы быть старательны, Послушны и внимательны И выучить все ноты хорошо!
Исполнение песни “Нотный хоровод”
Ведущий.
А ещё мы с вами узнали о многих музыкальных инструментах и слушали как они звучат. Каждый музыкальный инструмент, как и любой человеческий голос, имеет своё собственное звучание, собственный ТЕМБР. Послушайте фрагменты. Звучание каких музыкальных инструментов вы услышите в них?
Проводится игра “Угадай музыкальный инструмент”.
(карточки + муз инструменты)
ритмяшка
Ведущий.
Молодцы. Со всеми заданиями справились. Легко ли стать музыкальным исполнителем? Попробуем это узнать в нашей песне.
Исполнение песни “У каждого свой музыкальный инструмент”,
показывая игру на инструментах.
Ведущий.
Послушай стихотворение.
Тихо, тихо, очень тихо Мы по комнате пройдём. На диване тихо, тихо Мы усядемся вдвоём. Посидим с тобою тихо Может, час, а может, два. Говорить мы будем тихо Очень тихие слова. За окошком тихо, тихо Клён о чём-то шелестит. Всюду тихо, тихо, тихо, Потому что мама спит.
В.Орлов
Какой музыкальный инструмент мог бы украсить данное стихотворение?(показать несколько карточек инструментов)
Дети.
Скрипка, флейта, пианино, гитара.
Ведущий.
Какая музыка может сопровождать эти слова?
Выбрать нужные слова — таблички эмоций, которые помещаются на доске.
Ведущий.
Исполните эту песню с тем характером, который вы выбрали.
Исполнение песни “Колыбельная для мамы”
Ведущая.
Слова – МАМА и РОДИНА самые близкие и тёплые для каждого человека. Композиторы, художники, писатели и поэты рассказывают в своих произведениях о Родине, о красоте родной природы.
Чтец 3.
Если скажут слово “родина”, Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка-скромница И ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор… Или степь от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна!
З. Александрова
Ведущая.
Скажи слова “Доброе утро!” с разной интонацией.
Игра
:
Утвердительно,С удивлением, Восхищённо,, Хитро, Зло, Мечтательно, Грустно, Радостно
Ведущая.
Ребята, с каким настроением нужно исполнять песни о своём крае?
Какие чувства возникают у тебя, когда ты поёшь об Отчизне?
Дети.
Добрые, нежные, ласковые, с любовью…
Исполнение песни “Добрый день”
Ведущая.
Мне хочется поздравить вас, ребята, с успешным окончанием первого класса, пожелать успехов во втором классе, трудолюбия, усердия. Очень приятно было с вами работать. С нетерпением буду ждать вас в сентябре.
Мир музыки теперь всегда с тобой.
Мы вместе потрудились не напрасно. Он призывает: радуйся и пой – Мелодий много, все они прекрасны! песня вместе весело шагать по просторам.