Конспект урока по русскому языку в 8 классе. Тема: «Определение. Согласованное и несогласованное»
Работа с деформированным текстом.
— У вас на парте «рассыпанные предложения», из которых нужно составить связный текст.
Предложения:
(Н.)пр.одолимо ж.лание в теплый в.се(н,нн)ий день с.вершить пр.гулку по Дону на кат.ре или лодк. Дон река ш.рокая и кр.сивая. Вы увид.те всю кр.соту донских б.регов почу(?) ству.те аромат цв.тущих садов, услыш.те пение птиц.
Он медле(н,нн) и в.личаво несет свои воды в Азовское море.
Представление результата деятельности.
Дон река ш.рокая и кр.сивая. Он медле(н,нн) и в.личаво несет свои воды в Азовское море.
(Н.)пр.одолимо ж.лание в теплый в.се(н,нн)ий день с.вершить пр.гулку по Дону на кат.ре или лодк. . Вы увид.те всю кр.соту донских б.регов почу(?)ству.те аромат цв.тущих садов, услыш.те пение птиц.
Вопросы по тексту.
— Определите тему текста. (река Дон).
— Что можно увидеть, путешествуя по Дону? (картины природы, исторические памятники, города и станицы донского края)
— Объясните орфограммы и пунктограммы.
-Найдите грамматическую основу 1 и 3 предложений. Чем выражено сказуемое?
-Подчеркните в тексте определения. Определите согласованные или несогласованные определения.
Работа по карточке (по рядам)
Назвать произведение и автора, найти согласованные и несогласованные определения.
1 карточка
. «В… доме с.. колоннами, антресолью и … балконом жила некогда барыня, вдова. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости».
«С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту… Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из…досок, истинно богатырскую кровать…». И.С.Тургенев «Муму»
2 карточка
. «Он облюбовал дерево и полез на него. Наметанным глазом определил: там, в густой хвое, упрятались целые выводки смолистых шишек. Он принялся колотить ногами по веткам кедра. Шишки так и посыпались вниз…»
« С замирающим сердцем бежал он к дереву, чтобы пощупать рукой зарубку с капельками смолы…»
«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная…Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса.». В.П.Астафьев «Васюткино озеро»
3 карточка
. «Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодца… Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва.»
«На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, … уздечка на коня и путы с бляхами». Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
открытый урок русского языка в 8 классе по теме «Согласованные и несогласованные определения»
МКОУ «Кадниковская СОШ»
План- конспект урока
Аттестуемый педагог (ФИО) Леднева Надежда Владимировна
Предмет:русский ,
8 класс
Характеристика класса:
в классе 9 учащихся, успеваемость-100%, качество знания- 44,4%, высокий уровень-4 человека, средний-3 человека, низкий-2 человека.
Тема занятия : «Согласованные и несогласованные определения.»
Тип урока
: изучение нового материала .
Метод:
проблемно-поисковый.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:
УМК, раздаточный материал для тестирования, ресурсы ФЦИОР.
Формы организации учебной деятельности
: коллективная, индивидуальная, групповая, фронтальная.
Цели:
Формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций по теме «Согласованные и несогласованные определения»
Задачи:
Познавательный аспект
: восстановить знания о второстепенном члене предложения- определении, его основной функции – распространении предложения. Уяснить понятие о согласованных и несогласованных определениях, способах его выражения, стилистической функции в тексте. Научиться выделять согласованные и несогласованные определения.
Развивающий аспект
: развивать речь, память , логическое мышление, уметь обобщать, делать выводы, развивать умение самоконтроля и взаимоконтроля. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.
Воспитательный аспект
: совершенствование навыков общения, воспитание бережного отношения к слову .Обогащать речь учащихся, с помощью определений делать её красочнее и полнее.
Оборудование:
Ноутбук, мультимедийный экран, проектор, ресурсы ЭОР; карточки для тестирования. Учебник русского языка для 8 класса общеобразовательных учреждений ( авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А .Тростенцова и др. М. «Просвещение»2010г
Ход урока:
.
Этапы урока | Содержание урока | Методы и прёмы | Действия учителя | Действия ученика |
I.Организационный | Запись числа, темы урока | Мобилизация внимания школьников. | Быстрое включение в деятельность. | |
II.Целеполагание : | На этом уроке мы начинаем изучение второстепенного члена предложения-определения. Вспомним, что такое определение, узнаем, какими они бывают. Мы научимся находить в предложении определения и уместно употреблять их в речи. Проанализируйте формулировку темы урока. Определите, что вы уже знаете и что вам предстоит узнать. | Словесный | Акцентирует внимание на понимание формулировки темы, предлагает обсудить ,каким путём идти к реализации поставленных задач. | Самостоятельно проводят оценку своих знаний : знаю, предстоит узнать. Намечают план пути для реализации, обсуждают формы работы на уроке. |
II.Актуализация знаний. | Распределительный диктант (3 человека у доски заполняют таблицу). Заполните таблицу, распределяя словосочетания по способу связи. Праздничная иллюминация, иллюстрации лектора, искусство строить, современные аттракционы, аллегории в басне, комиссия построже, талантливые режиссёры, ассистент экзаменатора, территория слева, профессия режиссёра, конгресс сторонников мира. Какая орфограмма повторяется в каждом словосочетании? (удвоенная согласная | Практическое упражнение. Анализ языковых единиц. | Постановка конкретной учебной задачи: какие знания понадобятся, чтобы выполнить задание? | Анализируют, делают выводы на основе имеющихся знаний. |
Русский язык в 8 классе Согласованные и несогласованные определения. — презентация
Русский язык в 8 классе Согласованные и несогласованные определения.
Цели : углубить понятие об определении ; развить умение различать определения, выраженные различными частями речи ; дать понятие о несогласованных определениях
Познавательный аспект : восстановить знания о второстепенном члене предложения — определении, его основной функции – распространении предложения. Дать понятие о согласованных и несогласованных определениях, способах его выражения, стилистической функции в тексте. Научить выделять согласованные и несогласованные определения. Развивающий аспект : развивать речь, память, логическое мышление, уметь обобщать, делать выводы, развивать умение самоконтроля. Воспитательный аспект : совершенствование навыков общения, воспитание бережного отношения к слову. Обогащать речь учащихся, с помощью определений, делать её красочнее и полнее. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся
Укажите неверное утверждение : А ) словосочетание состоит из главного и зависимого слова ; Б ) подлежащее и сказуемое могут образовывать словосочетание ; В ) словосочетанием считается только сочетание слов с подчинительной связью ; Г ) в словосочетании выделяется три типа подчинительной связи.
Запишите только те сочетания слов, которые являются словосочетанием : гранатовый браслет ; выучу наизусть ; сочиняю музыку ; позвонил друг ; варенье из вишни ; перед рассветом.
По склонам неслись дождевые потоки. Что? – Потоки – предмет речи, является подлежащим. Потоки что делали? – Неслись – действие предмета, является сказуемым. Какие потоки неслись? – Дождевые – признак предмета, является определением, входит в группу подлежащего. Где неслись дождевые потоки? – По склонам – место действия, является обстоятельством, входит в группу сказуемого.
Плакучая ива тянула ветки к воде. Дорожки посыпали жёлтым песком. Утомившись в дороге, я крепко заснул. На витрине стояла хрустальная ваза. На витрине стояла ваза из хрусталя.
хрустальная ваза ( тип синтаксической связи – согласование ) ваза из хрусталя ( тип синтаксической связи – управление )
Приложение – э то о пределение, выраженное с уществительным, согласованным с о пределяемым словом в п адеже, н апример : Ночевала т учка з олотая На г руди у тёса — великана.
Бабушки- с тарушки, девочки- подростки студенты-англичане Матлюба -таджичка Махмуд- узбек студенты-англичане Матлюба -таджичка Махмуд- узбек Врач Сергеева музыкант Тропинина сын -храбрец Маша-трусишка белочка- хлопотунья сын -храбрец Маша-трусишка белочка- хлопотунья газета «Известия», журнал «За рулём», , роман «Война и мир» газета «Известия», журнал «За рулём», , роман «Война и мир» Национальность : Возраст: Профессию, род занятий, специальность: Собственные наименования: названия газет, журналов, предприятий, художественных произведений Качественный признак предмета:
Пунктограмма Дефис при одиночном приложении (сочетание нарицательных существительных): чайки-рыболовы громада-город. сущ. нариц.= сущ. нариц.(стоят в одном и том же падеже)