Техника безопасности – простая формальность?
Освоение теоретических знаний невозможно без практики. Лучше всего это правило учитывается в школьной программе по технологии. Очень важно создать для учеников условия, исключающие возникновение опасных ситуаций, поэтому техника безопасности в кабинете технологии должна быть известна всем ученикам и соблюдаться ими.
Если чётко следовать указаниям, прописанным в нормативных документах , то можно избежать травмирования учеников горячими поверхностями, оборудованием и инструментами, используемыми на уроке.
Воспринимать технику безопасности в кабинете технологии как простую формальность в корне неправильно, ведь правила пишутся для того, чтобы обезопасить детей.
Техника безопасности в кабинете технологии для мальчиков
Необходимо тщательно следовать технике безопасности в кабинете технологии, который предназначен для обучения мальчиков. В этом случае необходимо разработать определённые правила для работы:
· в мастерских;
· в столярном цехе;
· в слесарной мастерской;
· в цехе, который оснащён оборудованием разнообразной специализации;
· на оборудовании для затачивания деталей;
· на фуговальном станке;
· с компьютером;
· на сверлильном оборудовании;
· на циркулярном станке.
Кроме этого, необходимо установить правила, которые определяют методику при оказании первой помощи. Важно научить учащихся не только избегать травмирования, а и правильно действовать при возникновении критичных ситуаций.
Общие правила
Для начала рассмотрим общие правила техники безопасности в кабинете технологии:
- Приходить на урок следует за 5 минут до звонка.
- Заходить в кабинет можно только с разрешения преподавателя.
- Все ученики должны быть одеты в специальную одежду.
- Каждому следует занять закреплённое за ним место и не покидать его без разрешения педагога.
- Работу можно начинать только по команде учителя. Отвлекаться от работы не следует. Если к ученику обращается учитель, то стоит приостановить выполнение работы.
- Перед использованием инструмента ученик должен ознакомиться с правилами обращения с этим инструментом.
- Оборудование можно использовать только по назначению.
- Неисправные или тупые инструменты не могут быть использованы.
- Держать их нужно так, как показал учитель.
- Инструменты должны храниться в предназначенном для них месте.
- На рабочем месте каждого ученика должен быть порядок.
- Инструменты раскладываются строго в указанном преподавателем порядке.
- Отвлекаться на посторонние дела во время работы запрещено.
- На время перемены нужно покинуть кабинет.
- После урока рабочее место должно быть приведено в порядок.
Инструктаж
Инструктаж по технике безопасности в кабинете технологии проводит учитель перед допуском учеников к работе. В случаях, когда учитель технологии не может этого сделать, он должен организовать проведение инструктажа другим педагогом.
Инструктаж проводится в следующих случаях:
- вводный – в самом начале года;
- первичный – перед началом изучения новой темы;
- повторный – раз в полугодие;
- внеплановый – если есть необходимость или появляется травмоопасная ситуация;
- целевой – когда предстоит изучение темы, предусматривающей работу на особенном оборудовании.
Журнал техники безопасности в кабинете технологии
В каждом учебном помещении должен находиться журнал техники безопасности. Особенно это касается кабинета технологии, где риск травмирования увеличен в несколько раз. В этом документе производится регистрация инструктажей, которые предусмотрены правилами охраны труда. Их нужно проводить в таких случаях:
· вводный – в начале учебного года;
· первичный –перед изучением новых тем;
· повторный – 1 раз в полгода;
· внеплановый – при необходимости, при возникновении травмоопасной ситуации;
· целевой – при изучении тем, которые предусматривают работу на специфическом оборудовании.
Заполнять такой журнал нужно своевременно. При этом необходимо указывать:
· фамилию и инициалы ученика;
· дату рождения ребенка;
· класс, в котором он учится;
· дату инструктажа;
· номер и название инструкции, которая применяется для инструктажа;
· подпись ученика;
· фамилия и инициалы учителя, который проводил инструктаж;
· подпись педагога.
При этом нужно учитывать, что до 14 лет подпись учеников не имеет юридической силы.
Правила работы за станками
Для начала нужно ознакомить мальчиков с общими правилами безопасности работы с любым видом станков.
Перед началом работы:
- Надеть одежду, защищающую от загрязнений, волосы спрятать под головной убор.
- Проверить, надёжно ли закреплён инструмент.
- Закрепить деталь для обработки в тисках, патроне или иной части инструмента.
- Проверить, как работает станок «вхолостую».
Во время работы:
- Подавать заготовку к вращающемуся инструменту нужно плавно, не допуская резких движений.
- Если нужно отойти от станка, его следует выключить.
- Трогать руками патрон, оправку или сверло нельзя.
- Перед тем, как остановить работу станка, нужно достать заготовки, это позволит избежать поломки оборудования.
После окончания работы:
- После полной остановки работы станка удалить стружку щёткой (ни в коем случае не руками.
- Протереть инструменты и станок, показать рабочее место преподавателю.
Ручная обработка металла
При работе с металлом следуйте правилам, изложенным ниже.
До начала работы:
- Надеть фартук и нарукавники или халат, головной убор.
- Надеть очки (при рубке металла).
- Проверить инвентарь (совок, сметку, щётку для чистки напильников, сиденье, подставную решётку) на наличие неисправностей. При их обнаружении обратиться к преподавателю.
- Если всё в порядке, разложить их в последовательности, указанной преподавателем.
- Убедиться в исправности верстачных тисков.
Во время работы:
- Закрепить деталь, которая будет подвергнута обработке, в тисках. Плавно опустить рычаг тисков.
- Следить за исправностью и налаженностью инструментов (поверхности молотка, кувалды и других ударных инструментов должны быть выпуклыми, заострённые инструменты должны иметь деревянную рукоятку без сколов и трещин, длина зубила должна быть не меньше 15 см, а оттянутая его часть — 6-7 см).
- Ключи должны соответствовать гайке по размеру.
- При разрезании металла ножницами, нужно придерживать отрезаемую часть рукой в рукавице или перчатке.
После окончания занятия:
- Проверить исправность оборудования, при обнаружении поломки сообщить преподавателю.
- Очистить оборудование от следов работы.
- Убраться на рабочем месте. Отходы собрать в специальную ёмкость.
- Положить инструменты в порядке, указанном учителем.
- Привести в порядок себя.
Покинуть кабинет, получив разрешение учителя.
Обработка древесины
Обрабатывать древесину вручную – процесс не менее сложный, чем работа с металлом, поэтому правил техники безопасности здесь тоже много.
До начала работы:
- Надеть спецодежду (халат, головной убор).
- Проверить состояние инвентаря (совка, сметки, сиденья, подставной решётки).
- При обнаружении неисправности инструментов или оборудования следует уведомить об этом педагога.
- Проверить исправность верстачных дисков (не сработана ли насечка, плотно ли привинчены губки тисков).
Во время работы:
- Плотно закрепить в тисках деталь, подвергаемую обработке.
- Следить за исправностью оборудования (прежде всего, за наличием неповреждённой рукоятки у заострённых инструментов).
- Не отвлекаться на посторонние дела.
- Пользоваться инструментами строго по назначению.
После окончания занятия:
- Проверить исправность оборудования, в случае их повреждения сообщить учителю.
- Убрать рабочее место, отходы поместить в предназначенный для этого ящик.
- Разложить приборы в последовательности, обозначенной учителем.
- Чтобы не испортить насечки на губках тисков, оставить зазор в пару миллиметров.
- Покинуть кабинет с разрешения преподавателя.
Соблюдение техники безопасности в кабинете технологии для девочек также является обязательным условием занятия. Избежать травмирования позволят правила, описывающие работу:
- при приготовлении пищи;
- при работе, связанной с кройкой и шитьём;
- при пользовании электрическим утюгом.
Техника безопасности в кабинете технологии для девочек
Соблюдение техники безопасности в кабинете технологии, где занимаются исключительно девочки, является обязательным условием. Практические занятия, которые предусмотрены школьной программой, часто сопряжены с риском. Чтоб избежать травмирования, необходимо разработать чёткие правила, которые будут актуальными при работе:
· с разнообразными инструментами – ножницами, булавками, ножами, иголками;
· с компьютером;
· с утюгом;
· на швейной машинке – электрической и механической;
· в помещении для приготовления пищи;
· на варочной плите – газовой или электрической.
При этом нужно разработать правила не только безопасного обращения с разнообразными приборами и инструментами, а и методику действий при оказании помощи пострадавшим.
Приготовление пищи
Одно из любимых занятий девушек – кулинария. Однако для того, чтобы оно принесло только положительные эмоции, необходимо следовать установленным правилам.
Перед началом работы:
- Надеть халат или фартук, спрятать волосы под шапочку или косынку.
- Проверить исправность оборудования, изучить его маркировку.
- Осмотреть посуду на наличие трещин и сколов.
- При обнаружении любых неисправностей сообщить учителю.
Во время урока:
- Вымыть руки.
- Перед тем, как начать работу с электроплитой, следует проверить, исправна ли она. Перед этим нужно встать на диэлектрический коврик.
- Также нужно проверить целостность вилки и шнура и установить плитку на специальную термоподставку. Не допускается использование плиты с открытой спиралью.
- Готовить нужно только в эмалированной посуде.
- Пользоваться приборами, предназначенными специально для конкретной деятельности.
- Пользоваться хорошо заточенными ножами.
- Пользоваться разделочными досками соответствующей маркировки.
- Проталкивать продукты в мясорубку специальным деревянным или пластиковым пестиком.
- Не натирать на тёрке мелкие частички продуктов.
- Ножи и вилки подавать только рукояткой вперёд.
- Отходы помещать в урну с крышкой.
- Горячие крышки, кастрюли, сковородки и другую кухонную утварь брать с помощью прихваток.
После окончания занятия:
- Отключить плиту от электропитания за вилку, не дёргать за шнур.
- Убрать рабочие столы, вымыть посуду и инвентарь.
- Убрать мусор, выбросить отходы.
- Выключить вытяжку.
- Снять халат или фартук, головной убор, вымыть руки.
- Покинуть кабинет, получив разрешение преподавателя.
Работа с тканью
Кройка и шитьё также сопряжены с немалыми опасностями, поэтому техника безопасности при работе в кабинете технологии должна соблюдаться беспрекословно.
Перед началом урока:
- Надеть фартук, на голову повязать косынку.
- Проверить наличие нужных инструментов и их исправность.
- При обнаружении ржавых булавок, иголок, сломанных ножниц и т.п. сообщить учителю.
Во время работы:
- Проверить работу электрической швейной машинки, целостность шнура и вилки.
- Иголки и булавки в перерывах между шитьём вставлять в специальную подушечку или убирать в коробочку.
- Не брать в рот острые предметы.
- Пользоваться при шитье напёрстком.
- Выкройку к ткани прикреплять острым концом от себя.
- Ножницы класть и острым концом от себя, а передавать ручками вперёд.
- Не наклоняться низко над работающей швейной машинкой.
- Не держать пальцы близко к лапке работающей швейной машинки.
- Не откусывать нитки зубами.
После окончания занятия:
- Отключить машинку от электропитания за вилку, а не за шнур.
- Привести в порядок рабочий стол, убрать мусор в специальную урну.
- Снять фартук и косынку
- Покинуть кабинет, получив разрешение преподавателя.
Инструкции по технике безопасности в кабинете технологии
В кабинете технологии техника безопасности должна соблюдаться на основании инструкций. Они включают перечень правил, которые помогают исключить травмирование учеников при работе с оборудованием. Также необходимо подробно изложить принципы работы в учебном помещении.
Данный документ должен содержать такие разделы:
· общие положения –включает информацию, которая указывает на назначение инструкции;
· перечень требований и правил перед началом, вовремя и после окончания работ;
· правила поведения при возникновении непредвиденных ситуаций.