Работая с детьми разного возраста (в лаборатории вон ждут трое за двадцать) каждый день, я часто сталкиваюсь с проблемами с внимательностью. Ребятам сложно сконцентрироваться, вникнуть в задачу, их всё отвлекает. Банальный вопрос соседа по парте «а число писать?» может надолго выкинуть из мудрых мыслей. А уж как часто ученики пишут ответы в задачах не на те вопросы… спросили скорость в километрах в час у мага на метле – ответили радостно «он пролетел 23 километра, а потом метла сломалась!»
Смешно, конечно. Правда, когда такие ответы сплошь и рядом встречаются на экзаменах, вот тогда становится очень грустно.
Что с этим делать? Работать с внимательностью. Здесь приведу любимые примеры тех упражнений, которые я использую в практике, их легко видоизменять для любого возраста, повышать сложность и отслеживать прогресс (обязательно делайте это, сегодня вот дайте ребёнку бланк одной из методик и сохраните результат, сравните, что будет через неделю регулярных занятий).
- Знаменитые картинки «найди __ отличий» – засекаете время (я обычно засекаю 5 минут) и даёте ребёнку возможность найти все различия в картинках. Для дошкольника будет важным после выполнения задания обсудить голосом, какие отличия он нашёл. В интернете огромное количество картинок с этим заданием, есть совсем простые, а есть те, с которыми продвинутый взрослый помучается.
- Игры в стиле «найди предмет» на планшете/телефоне (ограничивайте время!). Это интерактивные игры с множеством мелких, спрятанных предметов на одной картинке. И внизу написано (а бывает, нарисовано), что нужно найти. Ваша задача – внимательно вглядываясь в картинку, найти наконец эту спрятанную метлу, у которой торчит только кончик из-за фикуса.
- Игра «послушай» – я её использую с дошколятами, для более взрослых она уже как-то неактуальна. Мы усаживаем детей в круг и просим закрыть глаза и внимательно слушать, что происходит вокруг. Через пару минут все открывают глаза и делятся тем, что услышали.
- Игра «чья буква?» – тоже для маленьких. Каждому ребёнку мы даём карточку с буквой (у всех разные) и начинаем называть знакомые детям небольшие слова (заяц, крот, король, вода, каша…). Если ребёнок услышал слово, в котором есть «его» буква – он должен сделать какое-то действие: прыгнуть, хлопнуть и т.д. Аналогично можно играть с цифрами-числами.
- Зеркало (заодно пространственное мышление развиваем): ведущий показывает движения, их нужно повторять так, как это делает зеркало. Ведущий машет правой рукой, зеркало машет левой. И пока мы просто поднимаем левую руку – это легко. А попробуйте скрестить руки на груди и скрестить ноги – и сами запутаетесь в том, как это сделать ).
- Масса вариантов игры «что изменилось». В самом простом варианте я прошу ребят сложить из палочек такую же как у меня фигуру. Потом все честно закрывают глаза и я в ней что-то меняю (добавляю, удаляю, переставляю, меняю цвет палочки…). Задача детей заметить изменения и сделать у себя так же. Самый класс – ничего не изменить. Потом можно делать более сложные композиции, давать время их запомнить и что-то менять в закрытую (или не менять). Задача – понять, что изменилось.
- Ещё чуть-чуть усложняем предыдущее упражнение: делаем какую-то композицию из кучи разных предметов, даём минуту на то, чтобы это дело запомнить, закрываем и задача ученика теперь воспроизвести у себя такую же конструкцию с нуля.
- Игра «я вижу столько…». Я выдаю детям числа на карточках, их задача за минуту найти в комнате столько предметов. Например, здесь я вижу одно окно. Или я вижу 5 белых стульев. Или 2 синих стула.
- Упражнение «зачеркни разными способами» по методике Немова и Векслера. Ребёнку даётся лист с разными фигурами, а в начале приводится образец, что с ними нужно сделать: квадрат зачеркнуть по диагонали, в треугольнике поставить плюс, в круге знак равно… Задача ученика внимательно, строчка за строчкой пройтись по всем фигурам бланка и отметить их так, как указано в задании. Это прекрасное упражнение для включения в работу, можно использовать в начале урока.
- Упражнение «найди ошибки» – его удобно делать на основе текстов из русского языка или на несложных математических примерах (наша задача сейчас не проверить устный счёт, а потренировать внимательность).
- Знаменитая и отлично работающая таблица Шульте (есть таблицы разной сложности). Ученику предлагается квадрат с разбросанными в нем числами от 1 до… (тут зависит от сложности как раз). Задача – находить числа по порядку и показывать их как можно быстрее.
- Методика «корректурная проба». Есть разные её разновидности, но суть одна: развить концентрацию и распределение внимания. Для этого ученику даётся лист с кучей букв вперемешку (или, в других вариантах, связный текст, или текст без пробелов). Первая задача: находить там какую-то одну букву и обводить её определённым образом. Это задание на концентрацию внимания. Потом можно усложнять: найти 2 буквы – одну из них зачеркнуть, а другую подчеркнуть. Или ещё усложнить до 4, 5 и т.д. букв. Аналогично можно делать с числовыми наборами, а для детей помладше есть бланки с картинками.
- Методика Мюнстерберга. Это метод развития избирательности внимания. Ребёнку предлагается бланк с буквенным материалом, среди которых ему необходимо искать слова. Для всех вышеперечисленных классических методик есть нормативные границы для каждого возраста, если интересно.
- Интеллектуальные таблицы. Вопросы и задания таблицы просты, но есть существенное ограничение по времени (я даю 2 секунды на каждое задание, что учит ребёнка быстро принимать решения). Вариантов таблиц много в интернете, можно делать и самим с учетом возраста и уровня. Для тех, кто не знаком с таблицами, там задачи формата «если собаки лают, поставь в треугольнике плюс, если нет, то нарисуй круг».
- Работа с долговременной памятью. Игра «машина времени» (о, для взрослых и сильно занятых людей тоже очень полезна). Что вы ели вчера на завтрак, а?