Родительское собрание «Трудности адаптации пятиклассников»
Родительское собрание в 5-м классе Трудности адаптационного периода
Цель:
Ознакомить родителей с законом об образовании, рассмотреть основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники
Задачи:
- Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе, выявить позицию всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;
- выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
- привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптацию,
- обсудить важность домашнего задания,
- предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Форма проведения собрания: круглый стол.
Основные вопросы для обсуждения:
1. Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
2. Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
3. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.
Участники:
родители учащихся 5-го класса, классный руководитель, школьныйпсихолог,
учителя-предметники.
Ход собрания
1. Вступительное слово классного руководителя.
Как вы знаете, любые переходные периоды в жизни человека связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается.
Перед тем, как перейти к теме собрания, давайте разберемся в том, какое образование получают ваши дети в школе. И как называется школа?
Упражнение “Экзамен для родителей”.
Давайте попробуем сравнить, чем же отличается жизнь четвероклассника и пятиклассника.
Они могут быть оформлены на своеобразных “билетиках” – цветных самоклеящихся листочках, которые можно закрепить на доске.
Одни из вопросов – парные: ответы родителей должны следовать друг за другом и затем сравниваться. Другие ответы – одиночные – ответ дается одним родителем. Поэтому необходимо заранее на билетиках пронумеровать каждый вопрос:
Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребенком в 4 классе?
Сколько учебных предметов изучается Вашим ребенком в 5 классе? – 14
Рус, лит, укр, укр лит, ин, мат, ист, геогр, биол, муз, изо, технол, физ культ, инфор
Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребенка в 4 классе?
Какова недельная учебная нагрузка у Вашего ребенка в 5 классе?
Сколько учителей обучало Вашего ребенка в 4 классе?
Сколько учителей обучает Вашего ребенка в 5 классе? – 10 учителей
Сколько времени в среднем тратил Ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 4 классе?
Сколько времени в среднем тратит Ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 5 классе?
Кто “новенький” в классе?
Какой учебный день недели является самым трудным, напряженным (с большим количеством уроков)?
Кто обучается на индивидуальном обучении?
Классный руководитель и первый учитель выступают в роли экспертов. По мере ответа родителей они либо подтверждают их правильность, либо дают верный ответ на поставленный вопрос.
Вот, мы смогли сравнить насколько сейчас детям пока тяжелее. Опыт показывает, что преобладающее большинство пятиклассников испытывают различные трудности, переживаемые в период адаптации к обучению в среднем звене. Поэтому, от вас, уважаемые родители детям нужна поддержка, внимание, требования к детям должны быть гибкими, их не должно быть много.
В адаптационный период дети могут стать тревожными без явных на то причин, робкими или, напротив, “развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше. Наша задача – разобраться в том, что волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать детям.
Причины плохой адаптации в 5-м классе:
1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять.
2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику
взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.
Изменения физиологии:
~ изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;
~ быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
~ изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.
Рекомендации для родителей
• Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
• Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.
• Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
• Обязательное введение в рацион ребенка витаминых препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие
двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, пря обретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности
ребенка.
• Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
2. Выступление психолога.
Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления»
1. Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.
2. Повышение уровня тревожности самого ребенка. Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.
3. Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.
4. Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и вне учебные контакты.
5. Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе.
6. Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
Школьный психолог знакомит присутствующих с возрастными особенностями пятиклассников и с тем, какие проблемы могут возникнуть у них в период адаптации к новым условиям обучения. Также психолог знакомит родителей с результатами анкетирования. В конце своего выступления педагог предлагает рекомендации родителям пятиклассников.
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому
. Психологически этот возраст связан с постепенным
обретением чувства взрослости
– главного личностного новообразования младшего подростка. Под развитием взрослости
понимается становление готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника.
Взрослость может проявляться в учении, труде, отношениях с товарищами или взрослыми, во внешнем облике и поведении. Социально-моральная взрослость выражается в отношениях со взрослыми и товарищами в наличии подростка собственных взглядов, оценок, в их защите и отстаивании, в определенности морально-этических представлений, суждений и соответствии их поступков
.
Многие ребята отличаются самостоятельностью в усвоении знаний не только по школьной программе, но и за ее пределами. Самостоятельность детей может проявляться в учебе, отношениях с товарищами, выполнении домашних обязанностей, использовании свободного времени, в любых занятиях
. Самостоятельность в выполнении поручений родителей бывает
формальной
, когда отдельные поручения исполняются при постоянной опеке и контроле,
и подлинной
, когда в семье существует некоторое разделение труда, без мелочей опеки и контроля, в чем выражается доверие ребенку.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь – от семьи, от родителей. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми
. Меняются постепенно приоритеты и в стенах школы.
Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка
. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт.
Пятиклассник постепенно
начинает сам контролировать свою учебную работу, появляется
самоконтроль.
Ребенку необходим так называемый пооперационный контроль за процессом учебной деятельности. То есть,
необходимо наблюдать за правильным выполнением всех операций
, а не только смотреть на конечный результат работы. Ребенок
должен учиться сам контролировать процесс учебы
, только тогда у него
сформируется такая важная психическая функция, как внимание.
Гиперактивные дети
К гиперактивным детям относятся импульсивные, невнимательные, часто отвлекающиеся, суетливые ученики, которые не могут спокойно сидеть на месте. У таких детей может быть высокий интеллект, но нередко возникают проблемы в обучении и в общении с окружающими. Гиперактивные дети сами
страдают от своего характера, поэтому им нужна постоянная психологическая поддержка и, конечно, в первую очередь со стороны родителей. Необходимо помнить, что такой ребенок будет делать только то, что вызывает у него интерес, и только до тех пор, пока ему не надоест. Поэтому нужно во время переключать ребенка с одного вида деятельности на другой.
Правила работы с гиперактивным ребенком:
‘ работайте с ребенком в начале дня;
‘ оставайтесь хладнокровными;
‘ не перегружайте;
‘ делайте перерывы в работе (игры-разрядки, физкультминутки);
‘ не придирайтесь, снизьте требования к аккуратности;
‘ чаще садитесь рядом с ребенком;
‘ договаривайтесь заранее о нужных делах;
‘ четко и понятно инструктируйте ребенка;
‘ чаще поощряйте, хвалите ребенка и очень осторожно наказывайте;
‘ давайте ребенку право выбора.
Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению.
Важно, чтобы были сформированы умения и навыки
, определяющие успешность адаптации:
- умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
- умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
- умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
- навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
- навыки уверенного поведения;
- навыки совместной (коллективной) деятельности;
- навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
- навыки самоподготовки;
- навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Итак, при наличии всех этих умений и навыков возможно решение основных задач развития пятиклассников:
1) овладение базовыми школьными знаниями и умениями; 2) формирование умения учиться в средней школе; 3) развитие учебной мотивации, формирование интересов; 4) развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других; 5) формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе; 6) формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.
Пятиклассники должны:
• уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
• уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
• стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
• уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
• иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
• уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
• уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.
Рекомендации психолога для родителей
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
‘ Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
‘ Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
‘ Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
‘ Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
‘ Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
‘ Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
‘ Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
‘ Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик,
имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной яз своих книг
опубликовал правила,
которые могут помочь родителям подготовить ребенка
к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода.
Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
‘ Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
‘ Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
‘ Не дерись без причины.
‘ Зовут играть —, иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
‘ Играй честно, не подводи своих товарищей.
‘ Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
‘ Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
‘ Из-за отметок не плачь, будь гордым.
‘ С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
‘ Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
‘ Старайся быть аккуратным.
‘ Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
‘ Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие — нет, и почему.
Во взаимоотношениях со взрослыми дети уже могут и желают участвовать в общем труде, иметь серьезные обязанности и поручения. т.е быть самостоятельными. В обязанность родителей входит еще и научить ребенка самостоятельно учиться, научить добывать знания. Помните, пожалуйста, что вам необходимо осуществлять контроль за успеваемостью, за выполнением домашнего задания, обязательно посещать школу, просматривать дневник.
3.О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника.
«Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд.» И. Кант
Задачи:
1. Показать родителям значение учебной домашней работы школьника.
2. Обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы.
Форма проведения собрания: встреча с учителями-предметниками.
Вопросы для обсуждения:
l. Домашнее задание и его значение в умственном труде школьника.
2. Назначение домашнего задания в самостоятельной работе школьника.
‘3. Особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.
Подготовительная работа к собранию
1. Диагностическое исследование мнения учащихся, учителей и родителей по теме собрания.
2. Подготовка с учащимися плаката -коллажа «Я учу уроки».
3. Подготовка памяток для учащихся по выполнению домашних заданий по разным предметам.
4. Выставка тетрадей учащихся с различными видами домашних заданий.
5. Газетные статьи по проблеме собрания.
Анкетирование учащихся
Уважаемый пятиклассник!
Подумай и ответь на вопросы анкеты:
1. Какое количество времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий?
2. На подготовку каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем на все остальные?
3. Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у кого-нибудь?
4. Ты делаешь домашние задания самостоятельно или с помощью взрослых?
5. Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий?
6. Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание?
7. С каким настроением ты выполняешь домашние задания?
8. Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке?
9. Если ты не выполнил домашнее задание потому, что не понял его, как поступит учитель, если ты ему это объяснишь?
10. Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком у своих товарищей?
Анкетирование родителей проводится выборочно, по их желанию.
Как правило, родители, у которых есть проблемы, связанные с темой родительского собрания, активно участвуют в его подготовке. Для сравнительного анализа результатов анкетирования можно взять семьи, где данная проблема решается положительно и отрицательно
.
Анкетирование родителей
1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий в пятом классе по сравнению с начальной школой?
2. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?
3. Какие предметы требуют больших затрат времени?
4. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?
5. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание?
6. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?
7, Всегда ли вашему ребенку объективно выставляется оценка за выполненную домашнюю работу?
8. Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету?
9. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано?
10. Всегда ли, по мнению ребенка, учитель аргументирует оценку за домашнее задание?
Анкетирование учителей-предметников
На вопросы анкеты отвечают все учителя, по предметам которых задаются ученикам домашние задания.
1. Всегда ли вы задаете по своему предмету домашнее задание?
2. Учитываете ли вы возраст учащихся, возможности класса при дозировке домашнего задания?
3. Предлагаете ли вы своим ученикам альтернативные задания, разноуровневые, творческие (по желанию), задания на выбор учеником?
4. Всегда ли вы даете домашнее задание на уроке?
5. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют домашнее задание по вашему предмету всегда хорошо?
6. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют задание плохо или вовсе не выполняют?
7. Как вы поступаете, если ученик по какой-то причине не выполнил домашнее задание?
8. Всегда ли вы аргументируете выставление оценки за домашнее задание?
9. Какие методы стимулирования учащихся за выполнение домашних заданий вы используете?
10. Какие рекомендации родителям вы хотели бы предложить по теме родительского собрания?
К родительскому собранию дети проводят исследование (по желанию).
Они фиксируют каждый день количество затраченного времени на подготовку домашнего задания по каждому предмету. Затем ребята выводят среднюю цифру по каждому предмету и оформляют в виде плаката.
Творческим заданием учащихся к собранию является оформление коллажа «Я учу уроки». Ребята должны показать свое настроение и эмоциональное состояние при подготовке домашних заданий, а также представить в коллаже модели поведения родителей в этот момент.
Учителя-предметники готовят памятки по своему предмету. Эти памятки нужно раздать родителям, чтобы ребенок мог ими пользоваться дома.
Полезная информация
Нередко в учебе пятиклассников возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих. Причины плохой учебы часто связаны с начальной школой. Во- первых, это слабая учебная подготовка в первых классах; во-вторых, неумение анализировать, плохая речь, слабые память и внимание; в-третьих, нежелание заставить себя заниматься, неразвитая воля.
Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.
1. Нужно помогать ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.
2. Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.
3. Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.
4. Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание. В этом ученику поможет специальная памятка
Памятка ученику «Как готовить домашние задания».
1. Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.
2. Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.
3. Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.
4. Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений.
5. Научиться находить интересующую нужную информацию c помощью компьютера.
6. Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить.
7 Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.
8. Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.
9. Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания.
10. Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.
11. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы, и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.
12. В процессе приготовления домашнего задания необходимо делать перерывы.
13. Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить.
14. Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые тебе могут пригодиться.
15. Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту.
16. Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее.
17. Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.
18. Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.
19. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.
20. Надо составлять план устного ответа и проверять себя.
Метод ключевых слов
Этот метод может помочь ребенку при изучении большого по объему текста.
Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова — сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.
При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Ее нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.
Метод «5П»
Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, метод «5П» позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить. Данный метод рекомендуется использовать при подготовке устных заданий.
~ 1П — просмотри текст (бегло);
~ 2П — придумай к нему вопросы;
~ ЗП — пометь карандашом самые важные места;
~ 4П — перескажи текст ~используя ключевые слова;
~ 5П — просмотри текст повторно.
На заметку учителю
Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда:
• Ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания;
• Домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика;
• Вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения;
• Выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.
На заметку родителям
Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток;
• Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу;
• Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой;
• Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается;
• Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы;
• Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий;
• Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома;
• Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
Итог собрания
Родители по очереди говорят о том, что положительное они узнали в ходе собрания по данной теме, определяют для себя сроки собственного участия в тематической консультации по этой проблеме.
В ходе рефлексии может быть определено участие отдельных детей в стимулирующих и дополнительных занятиях по отдельным предметам
4. Проговорим организационные моменты:
Расписание:
Каникулы: Ведение дневника
: заполнить титульный лист, указать адрес школы, наименование школы, ФИО директора, классного руководителя, расписание звонков, предметы в расписании пишем с маленькой буквы.
Иметь при себе блокнот
, где записывать домашнее задание, в случае сдачи дневников на проверку.
Опрятный внешний вид
Спортивная форма
–
на улицу
, з
ал
– светлая майка (однотонная), шорты, белые носки, кеды с белой подошвой.
Во время уроков не звонить детям.
В школе имеются следующие кружки:
Учащиеся выполняют такие постоянные поручения
Учащиеся выполняют временные поручения
Поскольку вы являетесь социальными заказчиками школы, вы должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в нашем классе. Поэтому, я предлагаю вам заполнить следующую анкету.
Уважаемые родители, в каких делах класса вы смогли бы помочь (укажите свои ФИО): – проведение бесед с учащимися на специальные темы; – организация экскурсии на предприятие; – помощь в изготовлении пособий;
– помощь в организации походов, поездок; – помощь в организации досуговой деятельности; – другое______________________________________
А так как одной из форм участия родителей является деятельность школьного и классного родительских комитетов, то нам необходимо выбрать родительский комитет (председатель + 2 родителя).
В заключении хочется сказать о посещении школьных собраний родителями в двух словах: Явка обязательна
5. Слово предоставляется родителям.
Родители высказывают свое мнение о процессе обучения, сообщают о тех трудностях, которые у них возникли. По ходу беседы на некоторые вопросы родителей могут отвечать присутствующие педагоги.
6. Подведение итогов собрания.
Классный руководитель благодарит всех участников собрания за сотрудничество и предлагает примерное решение собрания
:
- Школьному психологу продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.
- Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.
- Родителям и классному руководителю способствовать организации сводного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса.
- Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.
Закончить наше собрание можно следующим стихотворением:
Чем проповедь выслушивать, Мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня, Чем указать мне путь. Глаза умнее слуха, Поймут все без труда. Слова порой запутанны, Пример же – никогда.
План-конспект родительского собрания «Особенности адаптации пятиклассников»
«Особенности перехода учащихся начальной школы в 5 класс».
Цель: ознакомить родителей с возможными трудностями, возникающими при переходе в 5 класс, раскрыть особенности обучения на уровне основного образования(5-9 классы).
Ход собрания
Пятый класс для ребенка- это довольно сложный этап в его личностном и эмоциональном взрослении. Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Путь осознания себя сложен. Можно сказать, что переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства.
Некоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни».
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что уже «не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления.
Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности. Однако, не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе.
Переход в пятый класс справедливо считается кризисным периодом. Успешность ребенка и быстрое привыкание зависит не только от его умственных способностей, но и от того, насколько быстро и хорошо он сможет наладить взаимоотношения с учителями — предметниками и одноклассниками.
В чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые спотыкаются и дети, и родители и педагоги. В большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее потому что:
— очень много разных учителей( их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
— непривычное расписание(новый режим);
-много новых кабинетов;
— много новой информации, новых терминов, названий предметов;
— новый классный руководитель;
— в средней школе мы снова — самые маленькие, а в начальной были уже большими;
— проблемы со старшеклассниками (в столовой или раздевалке).
Рассмотрим некоторые из таких «камней».
1. Изменение условий обучения. Учась в начальной школе , ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Этот учитель знал, на что способен ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь. Ребенок спокойно развивался, приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем. Все было привычно. При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: много учителей, много предметов, много кабинетов. За первые дни, недели в школе ребенок привыкает к новой системе, постепенно адаптируется.
Родительское собрание в 5 классе «Адаптация пятиклассников»
Адаптация пятиклассников. Родительское собрание в пятом классе.
Тема: «Социальная адаптация учащихся пятого класса к новым условиям обучения в школе» Цель: психологическое просвещение родителей, оценка адаптационного периода пятиклассников. Задачи: • ознакомить родителей с психологическими особенностями адаптационного периода; • проанализировать трудности, которые могут возникнуть у пятиклассников. Ход собрания Добрый вечер уважаемые мамы и папы! Я рада приветствовать Вас на нашем родительском собрании, тема которого «Социальная адаптация учащихся пятого класса к новым условиям обучения в школе» Итак, у Вашего ребёнка начальная школа уже позади. Он повзрослел, он стал учащимся пятого класса. Начало обучения учащегося в пятом классе совпадает с младшим подростковым возрастом. Но так же пятиклассников ожидает смена системы обучения: вместо одного учителя, учителя по разным предметам преподающие в разных кабинетах и классный руководитель. Успешная социальная адаптация учащегося пятого класса во многом зависит не столько от его интеллектуальной готовности, но и главным образом от того, как хорошо пятиклассник может наладить свои взаимоотношения и умеет общаться со своими сверстниками и педагогами. Как хорошо он усвоил школьные правила и соблюдает их, и может ли ориентироваться в новых условиях обучения. Если для обучающихся начальной школы наиболее частые проблемы связаны с учебной деятельностью, то переход из начальной школы в среднюю школу связан в большей мере с проблемами межличностных отношений и личностного развития учащихся. Для учащегося младшего подросткового возраста очень важно мнение одноклассников и педагогов о нем и о его поступках. Его постоянно преследует страх не соответствовать ожиданиям окружающих его людей, что приводит к тому, что очень способный учащийся не проявляет в должной мере все свои возможности. Итак, давайте сейчас с Вами рассмотрим некоторые проблемы социальной адаптации пятиклассников. Первая проблема это — новые условия обучения Когда ребенок учится в начальной школе, он ориентирован на одного учителя. Только у него он старался завоевать авторитет. Уже в середине первого класса этот педагог знал, какие способности у вашего ребёнка, мог помочь разобраться ему в сложной теме, с помощью чего он может его поддержать и ободрить. Ваш ребенок мог спокойно приобретать знания в одном кабинете, у него был один основной педагог, вокруг его были одни и те же одноклассники, а требования к ведению тетрадей и выполнению различных заданий были одинаковые. Все для него было понятно и привычно. А первая учительница — как вторая мама, которая вовремя и направит и подскажет. При переходе в среднее звено ученик в первую очередь сталкивается с тем, что у него стало много учителей по разным предметам, и каждый предмет изучается в отдельном классе, которых много. У ребенка рушится его привычный мирок, и, конечно, привыкнуть ко всему этому не так просто. Надо запомнить всех новых преподавателей, запомнить, где располагается тот или иной кабинет. А на это все требуется немало времени. И по школе приходиться побегать, потому что ему некому напомнить, какой будет следующий урок, и в каком кабинете он будет проводиться. Ко всему выше перечисленному, не следует забывать, что учащемуся надо заново завоевывать авторитет у всех преподающих у него педагогов, со всеми педагогам и выстраивать отношения. Хочешь не хочешь, а начнешь волноваться, даже можно испугаться — а от сюда и высокая тревожность. Вторая проблема это — изменение требований Период социальной адаптации пятиклассников еще усложняется и тем, что у разных учителей-предметников разные требования. Одни требуют завести общую тетрадь, другой — простую, но их должно быть несколько У преподавателя свои требования которые отличаются от требований учителя математики. Учитель английского языка требует завести тетрадочку-словарь, учитель биологии требует выписывать все термины в тетрадь. На уроках литературы больше ценится высказывания собственных мыслей, а на уроках истории требуют документально подтверждённых истин. И все эти новые требования надо не только запомнить, но и постараться соблюдать, не запутавшись, где что надо делать. Третья проблема это — отсутствие постоянного контроля классного руководителя В начальных классах у ученика был один учитель начальных классов, который выполнял функции и учителя, и классного руководителя, который все контролировал и мог во время подсказать, если, что не так. Одному ученику напомнит, что бы он ни забыл сделать домашнее задание, другому напомнит, чтобы он не забыл принести карандаши, у третьего спросит как здоровье, зная, что у него частые головные боли и может остаться после уроков, чтобы ему помочь выполнить какое либо задание. Иными словами в начальной школе, педагог отслеживал выполнение всего домашнего задания всеми без исключения учениками. При переходе учащихся в среднюю школу такой индивидуальный подход к учащемуся исчезает. У каждого учителя-предметника большая нагрузка у него много учащихся из различных параллелей. Поэтому запомнить все без исключения особенности всех своих учащихся он не в состоянии. Поэтому у пятиклассников может сложиться впечатление, что они никому из учителей-предметников не нежены, и что можно просто-напросто «похалявить» что-то не выполнить и в общей массе учащихся это пройдет незамеченным. Со стороны, классного руководителя появляется некоторая «безнадзорность». Он не может постоянно следит за поведением учащихся на переменах. Не может полностью организовать их досуг после уроков. А сейчас я предлагаю Вам сравнить на практике, чем же отличается жизнь учащегося начальной школы от жизни учащегося среднего звена, а сделаем мы это с помощью психологической игры «Экзамен для родителей» Тест для родителей «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?» Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте “+” Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-” 1. Моему ребенку нравится учиться в школе. 2. Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу. 3. Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома. 4. К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью. 5. В классе у него много друзей. 6. Ему не нравятся учителя в школе. 7. Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, проводимых в школе. 8. Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине). 9. Мой ребенок редко делает уроки без напоминания. 10. Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе. Подсчитайте количество совпадений: 1 “+”, 2 “-”, 3 “+”, 4 “-”, 5 “+”, 6 “-”, 7 “+”, 8 “-”, 9 “-”, 10 “+”. 8-10 баллов — У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится. 6-7 баллов — В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним. 4-5 баллов — Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка. 1-3 балла — Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.
Чем же мы можем помочь своим детям, позвольте дать Вам ряд рекомендаций • Воодушевляйте ваших детей на рассказы о своих школьных делах. Не ограничивайтесь обычными вопросами типа: «Как дела в школе?» или «Как прошел день в школе?» Старайтесь каждую неделю выбирать время для беседы со своим ребенком о его школьных делах. Старайтесь запоминать имена сверстников, детали и события, о которых ребенок рассказывает вам, старайтесь использовать их в дальнейшем для начала подобных бесед о школе. Обязательно старайтесь спрашивать ребенка о делах в классе, его педагогах и одноклассниках, школьных предметах. • Старайтесь регулярно беседовать с преподавателями вашего ребенка о его поведении, успеваемости, и, конечно же, о его взаимоотношениях с одноклассниками. Обязательно побеседуйте с классным руководителем вашего ребенка, если чувствуете, что вы не знаете о его проблемах, связанных со школой или о его школьной жизни. Даже если нет особенного повода для Вашего беспокойства, проконсультируйтесь у классного руководителя вашего ребенка не реже, чем раз в месяца. • Старайтесь помогайте вашему ребенку выполнять домашние задания, но не в коем случае не выполняйте их сами. Установите специальное время вместе с ребенком , когда вы будете выполнять домашние задания, и обязательно следите за их выполнением. Это поможет вашему ребенку сформировать хорошую привычку к обучению. Если ваш ребенок обращается к вам за помощью, при выполнении домашнего задания, помогите ему, но не выполняйте его вместо него. • Особенные усилия следует прилагать для поддержания спокойной и стабильной атмосферы в вашем доме. Релаксация «Секрет счастья» (выполняется под спокойную музыку) А сейчас я хочу предложить Вам простой рецепт счастья. Если Вам покажется, что Ваше терпение на исходе, что у Вас больше нет сил, и Вы не знаете, когда это все закончится, воспользуйтесь простым рецептом счастья: — Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше ВЕРЫ. Все это хорошо перемешайте, намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предложите своему ребенку. Уважаемые родители, сегодня вы получили некоторые представления о трудностях, с которыми сталкиваются ваши дети, при переходе в среднюю школу, постарались почувствовать проблемы своих пятиклассников. Вы увидели что, переход в среднее звено школы – это новый этап в жизни вашего ребенка, и оттого как Вы будете оказывать свою поддержку свои детям, будет завесить успешность ваших детей в адаптационный период, и во всей последующей школьной жизни вашего ребенка. Мы, все взрослые, педагоги и родители должны постараться помочь своим детям понять и принять новую систему требований, наладить взаимоотношения с педагогами, найти им свое место в классном коллективе. Поверьте, это очень возможно. И ваши дети непременно будут стремиться к лучшему, и непременно будут стараться приносить вам только радость.
Литература 1. Дюкина О. Родительское собрание 5 класс. – ВАКО, 2012 г. 2. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003 г.