Как правильно организовать родительское собрание в ДОУ?


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Родительское собрание в детском саду в нетрадиционной форме

Родительское собрание — это способ взаимодействия воспитателя и родителей по какой-либо актуальной проблеме, однако на сегодняшний день смысл таких собраний сводится лишь к решению организационных вопросов. Родители не любят ходить на такие мероприятия. Почему? Потому что они скучны, затянуты, статичны и в конечном счете малоэффективны.

Задача любого воспитателя как педагога — серьезно готовиться к таким встречам. Чтобы взаимодействие было эффективным, мало разработать ход собрания, обозначить ключевые моменты — надо выстроить встречу так, что бы воспитатель из лектора, субъекта взаимодействия стал партнером родителей.

В своей воспитательной работе я придерживаюсь такого принципа: любое родительское собрание должно быть необычно, нетрадиционно, оно должно проходить как праздник, как игра. В этом случае у родителей возникает большее желание присутствовать на нем, ведь взрослые, как известно, — это большие дети, и им, как и малышам, просто необходимы положительные эмоции.

С целью облегчить работу с воспитанниками мы формируем детский коллектив. Так же надо формировать и коллектив родителей, потому что с группой работать проще и эффективнее.

Как бывает сложно организовать субботник, групповой выезд! Приходят помогать единицы, и не потому, что все родители слишком заняты, а просто нет желания. Поэтому необходимо формировать актив родителей — пусть на первое время это будет родительский комитет. Помните, как в фильме «Москва слезам не верит»: «Трудно с тремя, а когда трех научишься организовывать, дальше число уже не имеет значения».

Выстроив актив и доброжелательные отношения между всеми родителями группы, вы добьетесь усиления воспитательного процесса, найдете поддержку своим педагогическим начинаниям и творчеству, что в конечном счете позитивно скажется на развитии детей.

Очень важно первое установочное родительское собрание, когда вы задаете тон всей вашей будущей работы, вы презентуете не только группу, но и себя.

Так как же провести это первое родительское собрание?

Шаг 1 — правильно организовать обстановку

Традиционно родителей сажают за столы, а воспитатель стоит. А теперь представьте себе, как некомфортно себя чувствуют родители: на маленьком стульчике за маленьким столом… Всю жизнь мы привыкли сидеть таким об-разом: в детском саду школе, институте. Психологически мы воспринимаем такую позу и размещение в пространстве так: сейчас я буду только слушать, меня будут учить, и к моему мнению особо никто не прислушается, потому что я на месте ученика или воспитанника, а не на месте воспитателя или учителя. Из-за такого размещения должный контакт с родителями установить чаще всего не удается.

Один из способов создания хорошего микроклимата — посадить родителей в круг: таким образом все становятся на равные позиции, и может возникнуть именно диалог между воспитателем и родителем.

Шаг 2 — знакомство

Вежливые люди всегда при встрече здороваются. Почему-то в нашей систе-ме образования принято представляться только воспитателю. Слова «Меня зовут так-то и так-то» с точки зрения родителей расшифровываются примерно так: «А как зовут вас, мне не очень-то и важно, я все равно сразу всех не запомню — вас много, а я одна».

Напоминаю: наша цель формирование родительского коллектива. Поэтому надо дать возможность представиться всем. Для этого можно использовать игрушку, которую участники передают по кругу, называя свое имя.

Также на этом этапе проводится экспресс-диагностика, чтобы понять, какие по характеру люди сидят перед вами. Для этого можно использовать методику «Геометрические фигуры» (Ю. А. Захаров).

Шаг 3 — установление благоприятного рабочего микроклимата

Родители приходят в новую группу настороженными. Это понятно: при-ходится отдавать своего драгоценного ребенка на весь день незнакомому, чу-жому человеку. Не будут ли они обижать малыша? Станут ли о нем заботиться? Такие опасения часто подкреплены страшными сюжетами из телепрограмм или Интернета о воспитателях-тиранах.

Снятие у родителей такой тревожности очень важно. Этому может спо-собствовать упражнение «Повтори, как зовут» ( «Поменяйтесь местами те, кто…» и т. п.). Упражнение можно выполнять сидя, можно — стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Я делаю так…» Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом, последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.

Шаг 4 — работа группы

Мы продолжаем знакомиться с родителями. Расслабленные после игр и упражнений, узнавшие немного о характерах присутствующих, родители уже готовы к общению и диалогу- Теперь мы можем узнать, а что они вообще ожидают от детского сада? Для этого можно использовать методику «Ваши ожидания» Родители пишут на доске по одному слову, характеризующему их ожидания от детского сада, воспитателей, администрации. Затем предлагается коллекивно проранжировать в порядке убывания эти ожидания. Таким образом, и воспитатель понимает позицию родителей, и у родителей формируются представления о том, для чего нужен детский сад, что реально, а что — нет.

Шаг 5 — дать возможность родителям задать вопросы

Многие родители по какой-либо причине стесняются задавать интересующие их вопросы, а потом переживают, что не получили полной информации о воспитательном процессе и бытовых моментах. Поэтому можно использовать «Корзину вопросов» (на листочке анонимно написать самый важный, с точки зрения родителя, вопрос). В этом случае исчезает ситуация недосказанности, неопределенности.

Шаг 6 — окончание родительского собрания, подведение итогов — рефлексия,

Очень важно грамотно подвести итог, дать мамам и папам высказаться о чувствах и эмоциях, которые они испытали на первом родительском собрании. Для этого можно использовать упражнение «Связуюгцая нить». Участники становятся в круг. Воспитатель передает по кругу клубок и предлагает участникам высказаться: охарактеризовать свое настроение, рассказать о чувствах — что понравилось, что нет и почему.

Хорошо, если в конце собрания произойдет коллективное рукопожатие — это закрепит положительный и добродушный настрой.

После проведенного в такой форме родительского собрания родители, как правило, уходят в хорошем настроении, без чувства неудовлетворенности и усталости.

«Первый кирпичик» в построении родительского коллектива положен. Чем больше будет таких «кирпичиков», тем интереснее, увлекательнее станет ваша работа по воспитанию молодого поколения.

Помните: взрослые — это большие дети, и с ними тоже надо играть!

Следующая >

Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении

«Дни открытых дверей».

В настоящее время они приобретают широкое распространение. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, по­общаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.
(Приложение 8. Сценарий дня открытых дверей).
Презентация дошкольного учреждения

. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.

Клубы для родителей.

Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную ин­формацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов
(Приложение 9. Клуб заботливых родителей)
Устный педагогический журнал

. Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут
(Приложение 10. Сценарий устного журнала).
Непродолжительность во времени имеет немаловажное значение, поскольку часто родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Поэтому важно, чтобы достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, представлял значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, вы­ставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Примерные темы Устных журналов, предлагаемые педагогами: «У порога школы», «Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и другие. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Светлана_Горячева

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Нестандартные формы проведения родительских собраний в детском саду.
У очень многих россиян появился дома компьютер, подключённый к интернету. А в интернете можно найти всё, что ребёнок пожелает: мультики, компьютерные игры любого уровня, аудиосказки, раскраски и многое, многое другое. Зачем же малышу ещё и в детском саду в компьютер «залезать»?

Я считаю, что компьютеризированные программы воспитателя должны быть направлены на работу с родителями. Компьютерная интернет-связь в детском саду – это, прежде всего, быстрая связь с родителями. Все родители детей много и напряжённо работают, времени, как правило, не хватает. А тут воспитательница просит прийти на родительское собрание. Как правило, одна часть родителей приходит на собрание, другая часть – не приходит по уважительным причинам, а третья часть – игнорирует собрание. Но собрать всех способен только интернет!

Например, воспитательница делает презентацию по теме собрания в виде ярких слайд-шоу с показом видео или фото детей из группы и посылает каждой маме ребёнка на электронную почту. Такую презентацию никакой самый игнорирующий папа не пропустит! Он ещё и в социальных сетях выложит фото или видео, как его чадо стишок рассказывает в детском саду. Сегодня, в эпоху бума социальных сетей, все хотят постоянно заполнять новой информацией свой аккаунт или профиль в социальных сетях.

Таких презентаций можно сделать ровно столько, сколько нужно провести родительских собраний в год.

В подготовительной к школе группе, родители начинают волноваться, как их ребёнок детсадовскую программу осваивает. Рисунки, аппликации и другие поделки всегда выставляются. Это родители видят. А как быть с устными занятиями?

Отлично, если воспитатель готовит презентацию к каждому устному занятию! Презентацию можно послать родителям по электронной почте. Заботливые родители обязательно выполнят все просьбы и рекомендации воспитателя.

Родители покажут своему ребёнку присланную презентацию и попросят его вспомнить и рассказать, что было на занятии. Воспитатель не может в рамках одного занятия попросить каждого малыша, например, пересказать рассказ. Дома, в привычной для ребёнка обстановке, глядя на присланную воспитателем презентацию, и, вспоминая всё, что говорилось на занятии, он прекрасно может пересказать, например, рассказ или какую-то другую информацию. Слайды презентации в этом случае сыграют роль своеобразных картинок-подсказок, помогающих ребёнку восстановить в памяти занятие в детском саду.

Ход занятия воспитательница может заснять на видеокамеру и послать на электронную почту родителям детей.

Можно открыть в интернете блог родителей садика или группы.

Такая современная и новая форма работы с родителями, как мне кажется, придётся по вкусу не только родителям, но и воспитателям.

Совместными усилиями воспитатели могут создать библиотеку презентаций, чтобы каждый воспитатель мог найти там всё необходимое для проведения современного занятия.

Наверное, можно придумать ещё что-то интересное!

Хочу пожелать всем воспитателям успешного освоения компьютера и разных компьютерных программ!

Серия сообщений «В копилку воспитателя.»:
Часть 1 — Как правильно выбрать резиновые сапоги для ребёнка Часть 2 — Сюжетно — ролевая игра. Часть 3 — Детский сад в Израиле. Часть 4 — Нестандартные формы проведения родительских собраний в детском саду. Часть 5 — Праздничное познавательно-речевое занятие, посвящённое Дню Защитника Отечества, для м Часть 6 — Русская печка всему дому кормилица. … Часть 39 — «СОВПАДЕНИЯ» Упражнение на внимание. Часть 40 — Игра «Домино — следы» Часть 41 — Медведь в сказках.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: