Тест по биологии на тему «Вид, критерии вида» (11 класс)


Тест с ответами: “Критерии вида”

1. Большой вклад в популяционную генетику внес ученый: а) Четвериков + б) Северцев в) Рулье

2. Совокупность особей, сходных по строению,имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, называется: а) классом б) видом + в) популяцией

3. Для видов обитающих в Байкале, ареал ограничивается этим озером, -это пример … критерия: а) морфологического б) экологического в) географического +

4. Источник резерва наследственной изменчивости популяций: а) мутационный процессы + б) изоляции в) миграции

5. Особенности внешнего строения обыкновенного крота, пример критерия: а) экологического б) географического в) морфологического +

6. Элементарной эволюционной единицей является: а) вид б) популяция + в) особь

7. В природных условиях популяции не смешиваются друг с другом. Этому препятствуют: а) географические преграды б) морфологические отличия в) все ответы верны +

8. Критерий вида, в основе которого лежит сходство внешнего и внутреннего строения особи одного вида: а) морфологический + б) экологический в) географический

9. Основные критерии вида – это: а) географический + б) физиологический в) морфологический +

10. Критерии вида, включающий в себя совокупность факторов внешней среды, составляющих непосредственную среду обитания вида, -это … критерий: а) морфологический б) экологический + в) географический

11. Какое из высказываний иллюстрирует экологический критерий вида: а) оба животных питаются одними и теми же растениями + б) оба животных проживают на одной территории в) у этих животных одинаковый набор и органов

12. Совокупность факторов внешней среды, в которой обитает вид, — это критерий вида: а) физиологический б) экологический + в) морфологический

13. Для определения вида недостаточно использовать только морфологический критерий, так как: а) существуют виды-двойники + б) виды разделены на популяции в) виды между собой скрещиваются

14. В каком случае двух зайцев можно отнести к разным видам: а) если они живут на разных территориях б) если одна группа менее плодовита, чем другая в) если у них разное число хромосом в клетках +

15. К какому критерию вида относится наличие у человека 46 хромосом: а) генетическому + б) биохимическому в) физиологическому

16. Бурого медведя и очкового медведя ученые считают разными видами потому, что: а) они живут на разных территориях б) между ними существует репродуктивная изоляция + в) они отличаются внешним видом

17. Генетический критерий вида характеризуется: а) внешними признаками б) сходством биохимического состава в) набором хромосом +

18. Древесный образ жизни обыкновенной квакши соответствует критерию вида: а) генетическому б) экологическому + в) морфологическому

19. Какая характеристика иллюстрирует физиологический критерий вида пастушьей сумки: а) распространение по полям, дорогам, сорным местам б) поочерёдное расположение листьев на стебле в) особенности обмена веществ в растении +

20. Заяц-беляк и заяц-русак принадлежат: а) к од­но­му виду б) к разным видам + в) к одной популяции

21. При распознавании видов-двойников учитывается главным образом критерий: а) генетический + б) физиологический в) морфологический

22. Относительность экологического критерия вида состоит в том, что: а) наборы хромосом у разных видов одинаковые б) разные виды обитают в сходных условиях + в) ареалы разных видов совпадают

23. Физиологический критерий вида проявляется у всех его особей в сходстве: а) химического состава б) строения и формы хромосом в) процессов жизнедеятельности +

24. Какой из перечисленных признаков можно отнести к экологическому критерию вида обыкновенного ежа: а) наличие игл на теле б) наземный образ жизни + в) распространение в Европе

25. Среда обитания животных — это критерий вида: а) биохимический б) морфологический в) экологический +

26. Способность белены чёрной синтезировать и накапливать алкалоиды — показатель критерия вида: а) морфологического б) биохимического + в) генетического

27. Видом называют группу особей: а) скрещивающихся и дающих плодовитое потомство + б) принадлежащих к одному сорту или породе в) обитающих в одном природном сообществе

28. Вид — совокупность особей: а) созданных человеком на основе отбора б) обладающих способностью образовывать пищевые связи между его особями в) обладающих сходным набором хромосом +

29. Характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются от других: а) критерии + б) способы в) возможности

30. Один из основных критериев: а) биофизический б) биохимический + в) биогенный

Тест ЕГЭ Биология 11 класс Бесплатно Вид. Критерии и структура. Видообразование. Популяции

Примером аллопатрического видообразования может служить большая и японская синицы, когда-то они имели общего предка и один ареал обитания.

Далее между популяциями возникла географическая преграда (ледник, овраг и другое)

И на изолированных территориях, уже в разных условиях существования, за счет естественного отбора в популяции возникли новые подвиды, а затем новые виды.

В дальнейшем географическая изоляция исчезла, образовалась контактная зона.

Но во время изоляции возникло множество генетических различий в этих разобщенных популяциях птиц, что привело к неспособности особей из разобщённых популяций к скрещиванию, это в дальнейшем и стало причиной образования новых видов- синицы большой и синицы японской.

Таким же образом возникли родственные виды ландыша.

Общий предок ландыша несколько миллионов лет назад (в третичном периоде) был широко распространён в лиственных лесах Евразии.

С наступлением ледников в четвертичном периоде единый ареал вида был разорван на несколько частей, и ландыш сохранился лишь на территориях, избежавших оледенения (Дальний Восток, Закавказье, Южная Европа).

После отступления ледника ландыш, сохранившийся на юге Европы, вновь распространился по лиственным и частично смешанным лесам, образовав новый вид, более крупный, с широким венчиком.

На Дальнем Востоке, отделённом от Европы огромными пространствами тайги, возник другой вид- с красными черешками и восковым налётом на листьях.

Также существование эндемичных видов- это результат длительной географической изоляции.

Например, озеро Байкал 20 млн лет изолированно от других водоемов, поэтому для него характерны такие представители живых организмов, которые более нигде не встречаются- это байкальская нерпа, рыба голомянка, байкальский омуль и другие.

Для возникновения эндемиков особая роль принадлежит островной изоляции, благодаря которой появились и образовались такие виды животных как: гаттерия (острова у Новой Зеландии), 13 видов галапагосских или дарвиновых вьюрков, представители фауны о. Мадагаскара (тенреки, лемуры), Новой Зеландии (киви), Австралии (различные виды сумчатых, попугаев).

Образование видов больших чаек- серебристой и клуши- хохотуньи

По побережьям Балтийского и Северного морей живут, не скрещиваясь, два вида крупных чаек — серебристая чайка и клуша-хохотунья.

Эти два вида объединяются друг с другом через непрерывную цепь подвидов, охватывающих Северную Евразию, с одной стороны, и Гренландию и Северную Америку- с другой.

Несколько сотен тысяч лет назад в районе современного Берингова пролива обитала предковая форма этих чаек.

У отдельных популяций постепенно накапливались различия (особенности образа жизни, некоторые морфологические особенности и др.), эти различия оказались достаточными для возникновения двух новых видов, очень похожих друг на друга.

Если по каким-либо причинам непрерывная цепь подвидов где-нибудь разорвется, то возникнут два различающихся вида.

Сейчас же видообразование в этой группе чаек находится как бы «в процессе становления».

Сходный пример цепи подвидов, крайние звенья которой могут быть названы видами, описан для грауса и белой куропатки.

Большинство видов, особенно животных, возникают именно аллопатрическим способом видообразования!

Урок по биологии для 11 класса Вид. Критерии вида

IY. Актуализация знаний.

Дальше погадаем на «Звездной ромашке» (предложения написаны на лепестках цветка)

Вид
основная таксономическая категория биологической классификации.
Первое представление о виде было создано еще Аристотелем, который определял вид как совокупность сходных особей. Сам термин «вид» (species) в переводе с латыни означает «образ». Понятие
«вид»
впервые было введено в конце 17 в. английским ботаником Джоном Реем (1627—1709), отметившим, что разные виды отличаются по внешнему и внутреннему строению и не скрещиваются между собой.

Большой вклад в дальнейшую разработку понятия «вид» внес шведский ученый Карл Линней (1707—1778). Согласно его представлениям, виды — объективно существующие в природе образования, и между разными видами в большей или меньшей степени имеются различия. Так, например, явно различаются между собой по внешним признакам медведь и волк, в то время как волк, шакал, гиена, лисица внешне более сходны, так как принадлежат к одному семейству — волчьих. Еще в большей степени сходна внешность у видов одного рода. Вот почему вид начали рассматривать как основную классификационную единицу. Это имело огромное значение для развития систематики. Таким образом, с именем Линнея связано начало описания и классификации живых организмов. Эта работа продолжается и в настоящее время.

Биологический вид — это не только основная таксономическая единица в биологической систематике. Это целостная структура живой природы, которая репродуктивно изолирована от других подобных структур и имеет свою собственную судьбу. Целостность этой системе придают, во-первых, процессы взаимодействия между отдельными особями. Взаимоотношения между организмами разных поколений, между родителями и детьми, самцами и самками, особенности территориального поведения — все это определяет внутреннюю структуру вид! Не всегда видовые признаки обеспечивают выживание отдельной особи, но они всегда благоприятны для вида в целом. Например, пчела, потерявшая жало, погибнет, но при этом защитит остальных особей, самка паука после спаривания съедает самца, для особи плохо для вида хорошо, так как

Задание для группы

1 группа Зубр и бизон – два вида, относящиеся к одному роду. Они очень схожи между собой внешне и в неволе дают плодовитое потомство зубробизона. В природе не скрещиваются, так как обитают на разных материках – зубр в Европе, а бизон – в Северной Америке. Как можно назвать этот критерий вида?

2 группа . Установлено, что под названием «черная крыса» скрываются два вида – двойника: крысы с 38 и 42 хромосомами. Они не скрещиваются между собой. Как можно назвать такой критерий?

Задача №2Между близкородственными видами наблюдается четкое разделение экологических ниш. Например, некоторые виды малиновки в хвойных лесах, на первый взгляд, занимают одну нишу, но одни из них кормятся на внешних, а другие на внутренних ветвях деревьев. Какой критерий в данном случае является основополагающим?

3 группа .Определите систематическое положение изображенных растений. Опишите каждое растение по морфологическому критерию.

Задача №2.Гемоглобин шимпанзе по последовательности аминокислот не отличается от гемоглобина человека, а у гориллы – два отличия в последовательности аминокислот. О каком критерии идет речь?

4 группа 1.В самом начале ХIХ столетия в биологии во взглядах на проблему вида сложилась дилемма, которую можно выразить одной фразой: «Либо виды без эволюции, либо эволюция без видов». Объясните смысл этого выражения, с трудами каких ученых связаны такие взгляды на проблему вида?

Задача №7.В двух озерах, которые между собой не сообщаются, живут различные виды рыб: карась, плотва, язь, лещ, судак.

А) сколько популяций рыб живет во втором озере?

Б) сколько популяций рыб живет в первом озере?

В) сколько видов рыб живет в двух озерах?

Г) сколько популяций рыб живет в двух озерах?

  1. Что такое вид? Назовите виды растений, животных и известных вам грибов, встречающиеся в вашей местности.
  2. Какой критерий, по вашему мнению, является самым наглядным и понятным? Какие еще существуют критерии? Охарактеризуйте их.
  1. Два культурных растения — ячмень и рожь имеют одинаковое число хромосом (14), но не скрещиваются; имеют отличия во внешнем строении; их семена отличаются по химическому составу (из ячменной муки хлеб обычно не пекут). На основании каких критериев вы будете доказывать принадлежность этих растений к разным видам?
  2. На основании каких знаний можно установить экологический и географический критерии?
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: