Конспект урока по ОРКиСЭ на тему ‘Колыбель ислама’ (4 класс)
Урок № 2: Колыбель ислама.
Цели:
- Познакомить детей с историей возникновения и распространения ислама.
- Развивать творческую и познавательную активность.
- Формировать уважительное отношение к культурному наследию своего народа.
Материалы:
фотографии и иллюстрации по теме, презентация, электронное приложение к учебному пособию.
Ход урока:
- Организационный момент.
1) Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Тема урока «Колыбель ислама». Сегодня на уроке вы узнаете:
— Что такое ислам?
— Кто такие мусульмане?
— У какого народа возникла исламская религия?
Учитель: Вы — мои соведущие. Мне важно ваше отношение к уроку. В конце урока опустите в ящик один из шаблонов с надписью:
- Было интересно;
- Было обычно;
- Было непонятно.
- Формирование новых знаний.
- Рассказ учителя.
(
Слайды 1, 2
)
Учитель: Ребята, как вы думаете, что объединяет такие термины, как мечеть, Коран, намаз, Аллах, Мухаммад и другие? (Предполагаемый ответ — все эти понятия неразрывно связаны с исламом).
(Слайд 3).
Ислам — одна из трех мировых религий (наряду с христианством и буддизмом). (Слайды 4, 5). Это самая молодая из мировых религий. Ее название в переводе с арабского языка означает «покорность, предание себя Богу». Последователей ислама называют мусульманами. Возникла эта религия в начале 7 века на территории современной Саудовской Аравии. До этого местные племена арабов были язычниками, то есть поклонялись множеству самых разных богов. В то же время в Аравию активно проникали идеи христианства и иудаизма (религия евреев). С ними был знаком и основатель ислама пророк Мухаммед. Ислам во многом сложился на базе двух предшествующих религий — христианства и иудаизма. Например, из иудаизма в ислам попал запрет изображать живых существ и употреблять свинину. Из христианства и иудаизма — идея ожидания грядущего Мессии.
(Слайд 6). Около 30 библейских персонажей вошли в Коран: Адам и Ева, Каин/Кабил, Ной/Нух, Авраам/Ибрагим, Моисей/Муса, Иосиф/Юсуф Мария/Мариам, Иоанн Креститель, Иисус/Иса, архангелы Гавриил/Джабраил и другие. Мусульмане считают Иисуса обычным человеком, а не сыном бога и отрицают смерть на кресте.
Представители всех этих 3-х религий часто почитают одних и тех же святых людей, одни и те же святые места и т.д. Поэтому, ислам учит с уважением относиться к «людям писания» (т.е. христианам и иудеям). (Слайд 7). В Иерусалиме — третьем священном городе мусульман на Храмовой горе находится Мечеть Омара (688-691) или Купол Скалы. 8-угольная мечеть украшена куполом из золота (диаметр — 20 м, высота — 34 м). Здесь когда-то находился знаменитый Соломонов храм евреев, разрушенный римлянами.
(Слайд 8). Скала, находившаяся под куполом Мечети Омара, одинаково священна для иудеев, христиан, мусульман. Считают, что именно здесь Авраам хотел принести в жертву Богу сына Исаака. Мусульмане полагают, что именно отсюда поднялся на небеса Мухаммед в ночь Вознесения. На камне сохранились следы стопы пророка и отпечаток копыта его коня. Скала окружена деревянными перилами. В мечети хранится 3 волоса из бороды пророка.
Основатель ислама и Великий пророк — Мухаммед (иногда его имя произносится, как Мохаммед, Мухаммад или Магомет). (Слайд 9).Он родился приблизительно в 570 году 8 июня в Мекке, которая находится на территории современной Саудовской Аравии. В этот же день и умер. Похоронен он в Медине. По преданию, к Мухаммеду явился архангел Гавриил и сообщил откровение от Бога (по-арабски: от Аллаха). Мухаммед записал это откровение в священную для всех мусульман книгу Коран и стал основателем новой религии — ислама.
Главные принципы ислама изложены в Коране. (Слайд 10). Коран (араб. кур’ан, букв. — чтение), главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине. Основные догматы — поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Переводить с арабского языка нельзя — теряется святость. «Настоящий» Коран печатается в одном из городов Саудовской Аравии, в специально освященной типографии.
Ислам держится на «пяти столпах» — основных правилах, которые должен соблюдать каждый мусульманин. (Слайд 11).
- Шахада
— вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха;
- Намаз
— ежедневная 5-кратная (с рассвета и до заката) молитва. Женщины и дети читают его дома. Мальчики с 12 лет в мечети.
- Зякет
— Благотворительность в пользу бедных- 1/40 часть годового дохода.
- Пост в месяце Рамадан (с рассвета до заката)
- Хадж
— 6 дневное паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.
(Слайд 12). Ислам является второй по численности религией в мире (после христианства) и самой быстро распространяющейся религией планеты. Сегодня мусульмане проживают более чем в 120 странах. В 35 странах мусульманами является большая часть населения.
Одна из этих стран расположена сразу и в Европе, и в Азии (Турция).
Одна — в Европе (Албания).
16 стран — в Африке (Египет, Алжир, Судан, Марокко и др.).
26 стран в Азии (Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Афганистан и другие).
В России ислам — это вторая по численности (после православия) религия. В нашей стране есть три региона, где среди верующих преобладают мусульмане. Это Северный Кавказ, включающий в себя шесть республик с преимущественно мусульманским населением: Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Дагестан, Адыгея и Карачаево-Черкесия, Татарская республика и Башкирская республика. Во всех крупных городах России, где среди верующих преобладают православные, вместе с тем имеются мусульмане и мусульманские мечети.
2) Работа по учебнику.
— Словарная работа (ислам, мусульмане, язычники, идолы, арабы-бедуины, караван, храм, куб, племя, пророк).
— Чтение по цепочке.
- Сегодня на воображаемой машине времени мы отправимся в далекое прошлое на 1310 лет назад. Именно с тех пор берет свое начало одна из самых распространённых мировых религий — ислам. Ислам
— это мировая религия, и сегодня на земном шаре проживает почти 1 миллиард 5000 миллионов её последователей. Многие из них живут в нашей стране — Российской Федерации. Слово ислам в переводе с арабского языка означает «
мир и покорность Богу
». Людей, принявших ислам, называют мусульманами, то есть «покорными Богу». - Бога в исламе называют Аллахом
, а главная
священная книга мусульманназывается Коран
. Как сказано в Коране, Аллах избрал лучших из людей своими посланниками к людям, чтобы они несли учения истины и веры. Последним посланником стал Мухаммед, с которого началась история ислама. - Колыбелью ислама является Аравия
. Аравийский полуостров расположен в западной части Азии. Он омывается водами Красного и Аравийского морей и Персидского залива. Климат на полуострове тяжелый для жизни, круглый год там царит палящий зной. Почти вся Аравия — это пустыня, где мало воды. Изредка выпадают дожди. Лишь кое-где можно найти глубокие колодцы с водой.
- Жители пустынь — арабы-бедуины
. Испокон веков они разводили верблюдов и овец, которые питались хилыми кустарниками и травой. Жители пустыни круглый год кочевали от одного пастбища к другому. Часть арабов жила в городах. Самыми крупными из них в древности были Мекка, Ясриб (Медина), Таиф. Жители городов занимались ремеслом и торговлей. Некоторые из них совершали далекие путешествия с торговыми караванами.
- Во главе арабских племён стояли вожди
, которые отличались храбростью и отвагой. Члены каждой отдельной семьи и всего племени защищали друг от друга. Они жили по правилу «один за всех, все за одного». Главными в племени были мужчины. А женщины подчинялись им.
- Арабы были язычниками
. Они поклонялись разным божествам и посчитали идолов в виде камней, скал, деревьев, животных и звезд. Идолы были не только у каждого племени, но и в каждой доме. Для того чтобы ублажить своих богов, арабы отдавали им часть урожая и приносили в жертву домашний скот.
- Своих главных идолов
каждое племя доставляло в Мекку. Этот город появился благодаря тому, что здесь в древние времена стал бить из-под земли священный источник Замзам. Появление источника было связано с именами пророка Ибрахима (Авраама) и его сына Исмаила (Измаила). Ибрахим и Исмаил построили в Мекке храм, который носит название Кааба. (Слайды 13, 14, 15, 16, 17, 18).Он сделан из камня и имеет форму куба. В стену храма был вделан особый камень, который вначале был белым, а потом, как думают верующие, почернел от людского горя и слёз. Теперь он так и называется —
Черный камень Каабы
. Именно сюда язычники привозили изображения своих богов. К 7 веку, когда появился ислам, в Каабе насчитывалось более трехсот идолов. - В Мекке издревле проживало арабское племя курайшитов
, главным занятием которого была торговля. Кроме того, у племенной знати хранились ключи от Каабы. Курайшитам было доведено поить и кормить путников, ежегодно прибывавших в Мекку для поклонения идолам.
— Вопросы и задания по учебнику.
- Работа по электронному приложению к учебному пособию.
— Просмотр иллюстраций (3).
— Интерактивные моменты (2).
— Контроль (3 задания)
4) Дополнительный материал по теме. (Связь с жизнью: наблюдения детей, фотографии, рассказы взрослых и т.д.) (Слайды 19, 20)
5) Домашнее задание.
— По желанию подобрать интересный материал по теме.
— 6-7 страницы учебника (читать).
6) Итог урока.
—
Что нового узнали на уроке?
—
Опустите свои шаблоны с надписью в ящик.
Вера в Аллаха (урок по акыйде)
В данном уроке вы найдете объяснение некоторых имен Аллаха, творческие задания и подвижные игры.
Тема урока: «Вера в Аллаха»
— Ассаламу алейкум ва рахматуЛлахив баракатуху.
Давайте сейчас все месте закроем глаза. Что вы видите?…Когда-то давно было точно так же. Не было ни нашей земли, на которой мы живем, ни солнышка, ни звездочек. Вообще ничего не было. А сейчас откройте глаза, посмотрите вокруг (посмотрите в окошко): что вы видите?…Правильно, все это сотворил Аллах. А почему, как вы думаете?…Потому что Он решил, что это будет полезно людям. Все, что создал Аллах, красиво и в нем нет недостатков. Вот эта парта и стул и все предметы, что в классе. Их кто создал? … Да, какой-то человек. А вы его видите? … нет, не видим, мы даже не знаем кто именно его сделал и где он находится. Но почему мы знаем, что он Есть? …Потому что есть эти предметы, если есть эти предметы значит есть тот, кто их создал. Если бы не было создателя этих вещей, то и самих вещей не было бы. Когда мы видим друг-друга, когда видим солнце, звезды, воду, деревья, мы знаем что их создали. И мы даже знаем Кто их создал. Кто? … Правильно, Аллах. Поэтому мы верим в Аллах и воздаем Ему хвалу. АЯТ: «Славь имя Господа твоего Всевышнего, Который сотворил все сущее и всему придал соразмерность» (87:1-2)
ПОДЕЛКА: Дети лепят фигурки из пластилина на свободную тему.
— Давайте посмотрим, кто что сделал. Сделаем мини-выставку. Поставим все поделки в одно место и будем ими любоваться. Ребята, а как выделали свою поделку? Сначала брали пластилин, размягчили его в руках, поделили на части, сформировали эти части и прилепляли друг к другу. Иногда могло что-то отвалится и мы заново их прилепляли. Может у кого-то получилось не так красиво как мы хотели, или не так ровно. Но мы прикладывали много усилий и стараний. Дети, а знаете ли вы, как творит Аллах? Как Он создает? Может кто знает?… Ему стоит сказать «будь» и эта вещь возникает, создается красивой и без недостатков, с одного раза. А вы сможете так?… Правильно, так может только Аллах. Разве это не удивительно. Аллах — Творец всякой вещи, «Аль-Халик». АЯТ: «Он-Аллах, Творец, создатель, Дарующийо блик…» (59,24) « Он- Творец небес и земли. Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!» — как это сбывается» (2:117)
ПОДВИЖНАЯ ИГРА. Преподаватель называет название предмета. Если данный предмет создал Аллах из нечего, то дети подпрыгивают и кричат «Аллах» (можно при этом еще и руки вверх поднимать). Если предмет мастерит человек, из тех вещей, которые создал Аллах, дети садятся на корточки и говорят «человек».
РАБОТА С КАРТИНАМИ (карточками, книгами).
— А давайте сейчас посмотрим на разные творения Аллаха.
- Аллах создал каждого из нас: меня, вас, маму, папу, бабушку, дедушку. АЯТ: «Милостивый научил корану, создал человека» (55:1-3)
- Аллах создал окружающую нас природу: посмотрите на картинку, что вы тут видите?… Лес, деревья, кустарники, поле, трава, облако, солнце. АЯТ: «…солнце, луна и звезды — все они покорны Его воле…» (7:54). Только по воле Аллаха восходит солнце. Потому что только Он Всесилен — Аль-Кавий. А нужно ли нам солнце? Почему? … Так же Аллах дал нам дождь. Для чего нам дождь?… АЯТ: «Воистину, только Аллах обладает знанием о Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах….» (31:34). Представьте, чтобы было бы с нами если не было бы воды, солнца или воздуха которым мы дышим. В благодарность за такие подарки мы должны благодарить Аллаха и говорить «АлхамдулиЛлах» .
- Аллах создал животных. А какие бывают животные? … дикие и домашние. Какие вы знаете диких животных?… а какие домашние животные? «Он сотворил всякие пары животных и растений и создал для вас среди кораблей и скотины те, на которых вы ездите» (43:12).
- Аллах создал воду и его обитателей. Скажите кто живет в воде?… Давайте посмотрим, кто же еще может там жить.
- Аллах сотворил много различных птиц. Давайте вспомним их. АЯТ: «Неужели они не видели птиц, покорно летающих в небе? Никто не удерживает их, кроме Аллаха. Воистину, в этом знамение для людей верующих» (16:79)
- Аллах, дарующий пропитание — «Ар-Разак». Откуда мы находим себе пропитание, давайте посмотрим: в земле овощи, на деревьях фрукты, от животных молоко, яйца, творог… Аллах кормит даже животных: вот барашек, который есть траву, обезьяна, которая достала банан с пальмы… АЯТ: «Нет на земле ни единого живого существа, которого аллах не обеспечивал бы пропитанием….» (11:6).
- Также Аллах дал людям материалы, из которых люди могут что-то построить, что-то сделать. Посмотрите, что это? (качели). Их создал человек, но из чего? Из металла, который нам дал Аллах. А вот этот деревенский дом?… Точно так же, люди сделали его из дерева, дарованное Аллахом. Или другие вот дома, сделанные из камня. АЯТ: « Мы также ниспослали железо, в котором заключается могучая сила и польза для людей..» (57:25).
МИНИ-ЗАРЯДКА. Дети ходят по круг, держась за руки говоря «по кругу мы шагаем, Аллаха восхваляем, Ля иляха илляллах Мухаммад расулюллах». В обратную сторону: «топ-топ итеп атлыйбыз без Аллахны мактыйбыз, Ля иляха илляллах Мухаммад расулюллах»
НОВЫЕ СЛОВА: Аль-Халик. Аль-Кавий, «Ар-Разак», АльхамдулиЛлах.
СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО. Дети садятся по обе стороны ватмана (обоев — если много детей). Кто сидит наверху рисуют все то, что создал Аллах наверху — облака, тучки, солнышко, дождик. Кто сидит внизу рисуют наземные вещи — деревья, кустарники, моря и реки, поле, горы, цветы. После рисования клеят картинки по местам: рыбки — в озеро, птицы ближе к облакам, деревья на землю, животных.
Обсуждение по созданной картине: чтобы было бы если солнце было ниже или выше? Что было бы если не было бы дождя или лил бы каждый день? Что было бы если птицы жили в воде, а рыбы на земле?…
Вывод: Аллах создал и расположил все с мудростью. Поэтому мы не должны забывать благодарить за все, что Он нам дал.
Автор: Альбина Сабирова 5/5 (5)
5/55
Пожалуйста, оцените статью
Spread the love