Старинный русский романс. Образы романсов и песен русских композиторов


Тема: «Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский

— Ребята, а можно ли пополнить экспонаты нашей выставки музыкальным инструментом, который сейчас прозвучит?

Звучит р.н.п. «Тонкая рябина» в исполнении гитары.

— Какой музыкальный инструмент звучал? Что можете о нём рассказать?

Дети.

Струнный музыкальный инструмент гитара.

Учитель.

Правильно, это гитара, известный издавна музыкальный инструмент. Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». (ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ В ТЕТРАДЕ)

На выставке появляется гитара, старинный музыкальный инструмент.

— А как называются вокальные произведения для голоса, которые исполняются в сопровождении гитары?

Дети.

Романс.

III. Объяснение нового материала.

Учитель.

Вы знакомились с жанром романс в 5-м классе.

— Вспомните происхождение этого слова?

Дети.

Романс – название, которое возникло от испанского слова «romance», что и значит романский, то есть исполняемый на «романском» (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни.

В отличие от церковных песнопений, которые в католических странах исполнялись всегда на латыни, «светские» песни пели на испанском языке.

Учитель.

Что представляет собой этот вид вокальной музыки?

Дети.

Романс – вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента – гитары, фортепиано и др. В романсе воспевается великое чувство – любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминание о прошлом и надежда на счастье.

Учитель.

До сегодняшнего урока мы не задумывались, что одни романсы называют старинными, а другие классическими, или профессиональными. Старинный романс возник раньше классического, его представители композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв и т.др.. Старинный романс – это совершенно особый жанр со своей собственной эстетикой. Исполнение старинных романсов требует особых навыков, особого мастерства, в консерваториях, как правило, не изучаемого. С этой проблемой сталкивались даже великие певцы: Шаляпин, Обухова, Нежданова…

Любили старинный русский романс М. Глинка, Н. Рубинштейн, П. Чайковский, Рахманинов. Все они находили в нём самый живой и искренний язык для воплощения любовных чувств, любовной культуры. По этой же причине старинный романс любили и любят за рубежом, находя в нем одно из неповторимых достижений русской музыки и поэзии.

Старинный русский романс — целый пласт отечественной музыкальной культуры. Мелодии, популярные в те далекие времена, не потеряли своего очарования и первозданной свежести и сегодня. Трудно представить себе людей, не слышавших «Очи черные», «Гори, гори моя звезда», «Калитка», «Я вас любил» и др. Многие русские композиторы прославились благодаря сочинению именно романсов. Среди них композиторы, о которых мы сегодня поговорим, их имена вы услышите позже, а сейчас прочитайте текст романса «Колокольчик» русского поэта И.Макарова.

Страница 1 из 3

Мы уже знакомы с жанром романса, как разновидностью вокальной камерной музыки, в которой ярко выражена лирическая сторона.

История возникновения этого жанра связана с искусством странствующих поэтов-певцов. Родиной романса является Испания. Там в XII- XIV веках и зародился новый песенный жанр в творчестве странствующих музыкантов, поэтов, певцов. Он соединил в себе приемы речитатива, мелодических напевов и мимического танца. Песни певцов-трубадуров исполнялись на родном романском языке. Отсюда родилось и название — «романс», что определяло не только особый жанр стихотворного произведения, традиции исполнения, но и характерный тип мелодии вокальной пьесы, исполняющейся в сопровождении музыкального инструмента.

В XV веке с развитием лирической, особенно придворной, поэзии в Испании стали осуществляться издания первых сборников романсов, получивших название «романсеро». Со временем романс, сближаясь с народным искусством, обретал демократические черты, но сохранял в отличие от народной песни специфику жанра. Если песня могла быть исполнена как солистом, так и хором в сопровождении музыкальных инструментов и без них, то романс исполнялся одним (реже двумя) певцом и обязательно с инструментальным сопровождением: в придворных кругах это была виуэла, в народе — испанская гитара. В страны Западной Европы романс проник вначале как жанр литературный, поэтический, но позже внедрился и как музыкальный, образовав в музыке разных стран окрашенное национальным колоритом вокальное направление. В XVIII веке жанр романса появился и в русской музыке, став одной из замечательных страниц отечественного музыкального искусства. Главные из них: романс, создаваемый композитором-профессионалом на стихи поэта, и романс, создаваемый любителями, музыкально одаренными людьми.

Профессиональный романс определился в творчестве ведущих русских композиторов XIX века, до этого романсы создавались в основном любителями. В истории романса мы находим имена известных деятелей отечественной культуры, государственных сановников (особенно в XVIII веке).

В.Суриков.

Портрет С.Кропоткиной

Например, музыка одного из первых сборников русских романсов на стихи русских поэтов была написана государственным советником Григорием Тепловым. И много позже, даже в наше время, романсы продолжают бытовать в этих двух основных формах: профессионального

и
любительского
творчества.

Особая ветвь образовалась в России с возникновением русской народной городской песни, в которой слились черты крестьянского песенного начала с музыкой города, образовав своеобразный сплав городского русского, или, как его часто называют, «бытового» романса

. Представителями этой ветви были талантливые музыканты прошлого
Варламов, Гурилев, Булахов
, создававшие романсы в русском народном стиле, на слова народных поэтов или на собственные слова.

  • Вспомни романс А.Варламова на ст.М.Лермонтова «Горные вершины»

Александр Варламов

В начале XX века появились композиторы, объединившие интонации русской песенности с интонациями и ритмами цыганской песни, образовав еще одно ответвление русского романса с открыто чувственной сферой эмоций, с остро динамичными ритмами, терпкой ладово-гармонической структурой. Таким образом, мы видим, на сколько разнообразен жанр романса, его примеры часто принадлежат к крайним полюсам художественного творчества. Популярность бытования этого жанра до нынешнего времени объясняется воплощением в его рамках чувств, очень понятных и близких каждому человеку. Романсы воспевают любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье .

Основные жанровые признаки романса

  • Содержание романса не выходит за пределы лирики.
  • Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.
  • Романс характеризуется только одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему.
  • В романсе мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтическую структуру, но и отдельные образы.
  • В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он порождает одно из самых важных качеств романса — его интимность, камерность.
  • Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово, музыка и речь.

Романс встречается и в операх. Например, романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» в опере М.Глинки «Жизнь за царя».

«Не о том скорблю, подруженьки,

Я горюю не о том, что мне жалко воли девичьей,

Что оставлю отчий дом».

А.В.Нежданова в роли Антониды

Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romancesansparoles» («песня без слов»): это — пьеса с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано (Чайковский, Мендельсон «Песни без слов») или для какого-нибудь другого сольного инструмента с аккомпанементом (Г.Свиридов «Романс»из музыки к повести А.С.Пушкина «Метель»).

Вопросы для закрепления (ответить письменно в тетради):

  1. Какая страна является родиной жанра «романс»?
  2. Дайте определение жанру «романс»
  3. Что в романсах имеет большую важность — музыка или текст?
  4. В какие века жанр романса получил в России особое признание?
  5. Как называется разновидность жанра «романс», сформировавшаяся в России под влиянием широкого распространения в городской среде народных песен?
  6. Какие основные формы романса имеют место в русской музыке?
  7. Послушайте и назовите произведение (фамилия композитора, название)
  8. Послушайте и назовите произведение (фамилия композитора, название)

Вспомним, что жанр романса появился в России в 18 веке, и получил широкое распространение в различных общественных кругах. Свою лепту в развитии этого жанра внёс и основоположник русской композиторской музыки Михаил Иванович Глинка.

Прежде чем познакомиться с одним из его романсов, посмотрите небольшой фильм о жизни и творчестве Глинки и ответьте на ряд вопросов. Ответы запишите в тетрадь.

Видеофильм, часть1

Видеофильм, часть 2

1. Где, когда, в какой семье родился М.Глинка?

2. Что формировало характер маленького М.Глинки?

3. Какое образование получил М.Глинка? (где учился – в каком городе, в каком учебном заведении)

4. В каком ведомстве стал работать после окончания учёбы?

5. Где получал музыкальное образование?

6. Первая опера М.И.Глинки. Её название. Дата первой постановки, в каком театре была поставлена.

7. Вторая опера композитора. Название.

8. Какое место в творчестве М.Глинки занимали романсы? Запишите названия нескольких его романсов (3-4).

9. Назовите, какие произведения ещё сочинил М.И.Глинка?

10. Творческая судьба композитора: насколько его музыка была известна в Росси и за рубежом при его жизни; какое влияние оказала на последующее развитие русской культуры.

  • Назад
  • Вперёд >>

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Нинель_-_Ник

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Романсы и песни Александра Егоровича Варламова. Ко дню рождения композитора
Александр Егорович Варламов 27 ноября 1801, Орск — 27 октября 1848, Санкт-Петербург — русский композитор, капельмейстер, певец, музыкальный критик.

Романсы и песни А. Варламова — яркая страница русской вокальной музыки. Композитор замечательного мелодического дарования, он создал произведения большой художественной ценности, завоевавшие редкую популярность. Кому не известны мелодии песен «Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метет» или романсов «Белеет парус одинокий», «На заре ты ее не буди»? По справедливому замечанию современника, его песни «с чисто русскими мотивами сделались народными». Знаменитый «Красный сарафан» пелся «всеми сословиями — и в гостиной вельможи, и в курной избе мужика», и даже был запечатлен в русском лубке. Музыка Варламова нашла отражение и в художественной литературе: романсы композитора, как характерный элемент быта, введены в произведения многих писателей — Н. Гоголя, И. Тургенева, Н. Некрасова, Н. Лескова, И. Бунина и даже английского автора Дж. Голсуорси. Но судьба композитора сложилась менее счастливо, чем судьба его песен.

27 ноября родился композитор Александр Варламов

Варламов родился в небогатой семье. Его музыкальная одаренность проявилась рано: он самоучкой научился играть на скрипке — подбирал по слуху народные песни. Красивый, звонкий голос мальчика определил его дальнейшую судьбу: в 9 лет он был принят в петербургскую Придворную певческую капеллу малолетним певчим. В этом прославленном хоровом коллективе Варламов занимался под руководством директора капеллы выдающегося русского композитора Д. Бортнянского. Вскоре Варламов стал солистом хора, выучился игре на фортепиано, виолончели, гитаре.

«Красный сарафан»

В 1819 г. молодого музыканта посылают в Голландию учителем певчих в русской посольской церкви в Гааге. Перед юношей открывается мир новых разнообразных впечатлений: он часто посещает оперу, концерты. даже сам выступает публично как певец и гитарист. Тогда же, по собственному признанию, он «нарочито учился теории музыки». По возвращении на родину Варламов преподает в петербургской Театральной школе, занимается с певчими Преображенского и Семеновского полков, затем снова поступает в Певческую капеллу хористом и учителем. Вскоре в зале Филармонического общества он дает свой первый в России концерт, где дирижирует симфоническими и хоровыми произведениями и выступает в качестве певца. В 1832 г. Варламов был приглашен помощником капельмейстера Московских императорских театров, затем получил место «композитора музыки». Он быстро вошел в круг московской художественной интеллигенции, в среде которой было много талантливых людей, разносторонне и ярко одаренных.

«Мне жаль тебя»

«Музыке нужна душа», — писал Варламов, — «а у русского она есть, доказательство — наши народные песни». В эти годы Варламов сочиняет «Красный сарафан», «Ох, болит, да щемит», «Что это за сердце», «Не шумите, ветры буйные», «Что отуманилась, зоренька ясная» и другие романсы и песни, вошедшие в «Музыкальный альбом на 1833 год» и прославившие имя композитора. Работая в театре, Варламов пишет музыку ко многим драматическим постановкам. Балет тоже интересовал Варламова. 2 его произведения в этом жанре — «Забавы султана, или Продавец невольников» и «Хитрый мальчик и людоед», написанный совместно с А. Гурьяновым по сказке Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик», — шли на сцене Большого театра. «Горные вершины»

На протяжении всей жизни не прекращалась исполнительская деятельность Варламова. Он систематически выступал в концертах, чаще всего как певец. Композитор обладал небольшим, но красивым по тембру тенором, пение его отличалось редкой музыкальностью и задушевностью. «Он неподражаемо высказывал… свои романсы», — замечал один из его друзей. Последние 3 года Варламов провел в Петербурге, где надеялся снова поступить учителем в Певческую капеллу. Желание это не осуществилось, жизнь складывалась трудно. Широкая известность музыканта не защитила его от бедности и разочарований. Он умер от туберкулеза в возрасте 47 лет.

«Ненаглядный ты мой»

Основной, наиболее ценной частью творческого наследия Варламова являются романсы и песни (ок. 200, включая ансамбли). Круг поэтов очень широк: А. Пушкин, М. Лермонтов, В. Жуковский, А. Дельвиг, А. Полежаев, А. Тимофеев, Н. Цыганов. Варламов открывает для русской музыки А. Кольцова, А. Плещеева, А. Фета, М. Михайлова. Он один из первых обращается к Лермонтову; его внимание привлекают также переводы из И. В. Гете, Г. Гейне, П. Беранже. Варламов — лирик, певец простых человеческих чувств, его искусство отражало думы и чаяния современников, было созвучно духовной атмосфере эпохи 1830-х гг. «Жажда бури» в романсе «Белеет парус одинокий» или состояние трагической обреченности в романсе «Тяжело, не стало силы» — характерные для Варламова образы-настроения. Н. Листова

Источник: https://www.belcanto.ru/varlamov.html Вариации на романс «На заре ты ее не буди»

«Напоминание»

«Ты не пой душа-девица»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: