Определение понятия: цели и задачи
Термин предметно-развивающая среда обозначает методически грамотно организованную систему вещественных объектов, задействованных в деятельности ребёнка и стимулирующих всестороннее развитие его личности. Другими словами, это условия, способствующие полноценному психофизиологическому развитию малыша. Целями организации предметно-развивающей среды является:
- помощь в определении личностных интересов ребёнка (в 4–5 лет дети уже вполне осознанно отдают предпочтение тому или иному виду деятельности, например, продуктивному — рисованию, или игровому — ролевым забавам);
- развитие способности искать и находить пути взаимодействия с педагогом и другими детьми (если в младших группах ребята всё больше играли сами с собой, то в среднем дошкольном возрасте происходит «всплеск» желания взаимодействия с другими, а также тенденция творчески отражать полученные впечатления, например, в рисунках, лепке);
- формирование навыка оценивания своих и чужих поступков, чувств (так, у малышей в 4–5 лет, если и происходят ссоры на почве обид из-за игрушек, то обе стороны могут аргументировано объяснить суть конфликта, чего не наблюдалось в раннем дошкольном возрасте, когда любое недоразумение решалось либо слезами, либо потасовками, а чаще и тем, и другим).
Дети 4–5 лет всё больше предпочитают играть большими компаниями, а не по одному, как это было раньше
Задачами оформления окружающего детей пространства является:
- наличие в предметно-развивающей среде достаточного количества игрушек для сюжетно-ролевых игр, связанных с тем опытом, который уже есть у ребят (игры в магазин, семью, цирк и т.д.), а также бросового материала (коробок, ваты, лоскутов ткани, палочек и пр.) для реализации задуманных сюжетов;
- обеспечение достаточного количества предметов и материалов, познание которых осуществляется через разные органы чувств — калейдоскопы, шумовые коробочки, книги и пр. (так малышам средней группы будет проще найти на волнующие их в 4–5 лет вопросы «что это», «почему» и «для чего»);
- включение в предметно-развивающую среду игр на счёт, сравнение предметов по дифференцированным признакам (цвету, форме, назначению), сборку целого из частей (пазлы, головоломки);
- введение в работу средств, необходимых для проведения опытов (забав с песком, глиной, красками, светом и пр.);
- расширение набора книг, рабочих тетрадей (с заданиями для подготовки руки к письму), справочной литературы, а также по возможности технических средств обучения (фильмоскоп, мультимедийный проектор, компьютер).
Большая песочница будет настоящей находкой в зимнее время года
Это интересно. В предметно-развивающей среде для средней группы около 20% игр предназначаются для ребят старшего дошкольного возраста, чтобы опережающим в развитии сверстников малышам можно было двигаться дальше, а не останавливаться на достигнутом.
Детский сад «Калинка», Волгодонск
Предметно-развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства, она предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности.
Со средней группы предметно-развивающая среда организуется воспитателем вместе с детьми.
Создавая развивающую среду в группе мы постарались гибко и вариативно использовать пространство, отказались от жёсткой закреплённостью зон и уголков. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.
Центр творчества.
Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изо-деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. В данной зоне имеются краски, карандаши, фломастеры, мелки, кисточки, салфетки, трафареты для печатанья, ножницы, цветная бумага, картон и др. Здесь имеются книжки-раскраски, а также разнообразный материал для нетрадиционного рисования.
Детские рисунки и поделки выставляются на стенд «Наше творчество».
Уголок природы расположен непосредственно у окна. Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры. Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними. Здесь же хранится оборудование для ухода за растениями: фартуки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, мерные стаканчики для полива, салфетки. Рядом расположен центр экспериментирования, где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность. Предметное наполнение центра экспериментирования в данном уголке, не стеклянное, безопасное для детей.
Центр сюжетно-ролевых игр в средней группы имеет ряд особенностей, как и сам период развития детей 5-го года жизни, когда игра уже перестраивается и от режиссерской и образной ее развитие движется к сюжетно-ролевой. В группе мы используем сюжетные пластиковые мобильные модули, они подобраны с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Модули функциональны, легко трансформируются, что позволяет варьировать пространство зоны. (принцип «Возьми и измени»). Со второй половины года аттрибуты для игр не выставляются, а хранятся в специальных контейнерах. На каждом контейнере наклеена картинка-маркировка. Дети самостоятельно подбирают аттрибуты. )
Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан центр сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений.
Патриотический уголок (со второго полугодия) способствует формированию патриотических чувств. В среднем возрасте уже начинают формироваться нравственные привычки и умения, обогащается опыт нравственно-патриотических ценностей, задача — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: это образ я, семья и ближайшее окружение, детский сад, красивые места родного города, знакомые объекты- магазин, больница, улица.
Особое внимание мы уделили изготовлению аттрибутов по театрализованной деятельности. В уголке «Играем в театр» располагаются различные виды театров: настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, перчаточный, плоскостной; реквизит для разыгрывания сценок, сказок и спектаклей; набор кукол, ширма для кукольного театра.
Рядом расположен яркий, веселый уголок «Наряжайка», где можно нарядиться в любимых сказочных героев, что развивает творчество детей. В сказочном сундучке расположились нарядные вещи, шляпы с широкими полями, юбки, платки, брюки.
Предметно-развивающая среда в нашей группе позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке воспитателя. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности детей. Организация развивающей среды в нашей средней группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Принципы организации предметно-развивающего пространства
Подбор средств, задействованных для всестороннего психофизического развития каждого ребёнка в группе, должен отвечать определённым принципам.
Насыщенность
Средства обучения и воспитания подбираются, во-первых, в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Например, если дошкольное учреждение использует программу ЗОЖ и практикует закаливание, то в игровой зоне для средней группы должны быть резиновые игрушки, мисочки для забав с водой, пупсы и маленькие полотенца, чтобы ребята могли имитировать процедуры обливания водой.
Во-вторых, материалы для предметно-развивающей среды должны быть по возрасту воспитанникам. Например, для средней группы занятия экспериментальной деятельностью новы, поэтому в распоряжении детей должен быть календарь природы, в котором малыши выбирают символы текущей погоды (солнце, тучки, дождь, снег и т.д.) и/или зарисовывают их, приклеивают на двусторонний скотч, вставляют подходящий символ в нужный кармашек.
Подробнее об организации и проведении экспериментов в средней группе можно узнать из нашей статьи — Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе детского сада.
Даже на небольшой площади можно разместить все необходимые материалы, организовав их в подходящие тары и места
Трансформируемость и полифункциональность
Иными словами, в зависимости от задачи образования на конкретном этапе и часто изменяющихся интересов детей, средства предметно-развивающей среды могут переставляться, заменяться. Так, например, куклы из игрового пространства могут использоваться в познавательном для того, чтобы продолжать обучать малышей одеваться и раздеваться самостоятельно. Кроме того, как уже отмечалось, в пространстве группы должны быть предметы, которые не имеют жёстко закреплённого назначения, бросовый материал, применимый в разных видах активности.
Вариативность
Это требование предполагает зонирование среды, то есть наличие места для игр (спокойных и активных), исследований, творчества. При этом уголки сгруппированы по уровню активности вида деятельности. Например, игровой, театральный на одной стороне, а экспериментальный, книжный — на другой.
Доступность
Всем детям, в том числе и малышам с ограниченными физическими возможностями в рамках программы инклюзивного образования, должен быть обеспечен одинаковый доступ ко всем материалам. Так, например, аквариум должен стоять на таком уровне, чтобы ребята 4–5 лет могли не только наблюдать за рыбками, но и давать им корм.
Очень удобно, когда под центры организуется мебель для детей
Безопасность
Элементы предметно-развивающего пространства должны быть безопасны в использовании (без острых или мелких деталей, отсутствие стеклянных игрушек и т.д.). Кроме того, материалы должны быть исправны.
Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГТ
Предметно-пространственная среда, учитывая требования ФГТ, даёт возможность каждому ребенку заняться интересным ему видом деятельности, удовлетворить потребность в общении.
Для развития познавательного интереса служат развивающие игры, предметы для экспериментирования и опытов – магниты, увеличительные стекла, весы. Задачи образовательной области решает «Учебный уголок», наполняемый предметами и пособиями способствующими развитию речи, чтения, математики.
Предметное наполнение развивающего пространства учитывает половые различия детей. Представлены материалы, игрушки и игры, воспитывающие мужественность у мальчиков и женственность у девочек. Обязательно присутствует уголок ряженья, используя предметы которого дети примеряют разные роли.
Рекомендуется дополнять предметное наполнение ящиком с бросовым материалом: лоскутами, разноцветными пластиковыми крышками, лентами, например. Дети могут по ходу игры смастерить недостающие элементы. Организуя окружающую среду для детей учитывают, что ведущая деятельность дошкольного возраста – игровая.
Предметная среда динамична, меняется в зависимости от возраста, желания воспитанников. Это открытая система, учитывающая новые потребности. Развивающее пространство активизирует самостоятельность ребенка, здесь он получает знания, социальный опыт.
Содержание среды
Поскольку окружающее пространство призвано сопровождать любую активность малышей, то оно включает необходимое количество материалов и оборудования для обеспечения всех основных видов деятельности конкретной возрастной группы:
- познавательно-исследовательской;
- игровой;
- продуктивной.
Поэтому содержание предметно-развивающего пространства делится в среднем на 12 зон, уголков или центров.
Это интересно. Насыщенность центров предполагает определённые финансовые затраты, поэтому в описании ниже дан усреднённый вариант.
Не все пособия нужно покупать, многие можно сделать совместно с родителями и детьми своими руками
Учебный центр
Самое полифункциональное пространство, состоящее из лёгких столов и стульев, с помощью которых можно менять численность детей в той или иной деятельности: в четвёрках, в парах (именно в средней группе активно вводится приём работы по двое). Учебный центр ребята используют в качестве:
- базы для занятий продуктивной деятельностью (рисуют, лепят, вырезают, клеят);
- лаборатории (для опытной деятельности, например, распределение карточек с изображением животных на диких и домашних);
- места для самостоятельной работы (складывания пазлов, забав с конструктором, рисования и пр.).
Столы в группе должны быть трансформируемые
Центр хранения материалов
В пространстве это место обычно ограничивается шкафом с выдвижными ящиками, в которых находятся тары с:
- песком;
- камешками;
- ракушками;
- мукой;
- крупами;
- бобами.
Центр для ролевых игр
Основой этого пространства является детская мебель для ролевых игр, отображающая привычный взрослый быт (кухня, гладильная доска, кукольный домик, гараж с инструментами).
А также в зоне должны быть куклы и все необходимые атрибуты кукольного «быта»: комплекты одежды, коляски, игрушечные тележки для покупок в супермаркете, посуда. Кроме того, стоит обзавестись и атрибутами для переодевания самих детей: фартуками, косынками для работы на игрушечной кухне, например.
В центре для ролевых игр должны быть и атрибуты для самих детей, не только для кукол
Центр творчества
Для этой зоны определяется шкаф или полка, а также стена для выставки детских работ и картинной галереи с репродукциями картин известных художников (для средней группы интересны сюжеты картин Шишкина «Утро в сосновом лесу», пейзажи, Левитана «Золотая осень», Поленова «Русская деревня»). Работы малышей: рисунки и аппликации — размещаются на стене с помощью декоративных шнуров. Кроме того, в творческой зоне нужно разместить рулон белых обоев, чтобы дети могли выполнять на них коллективные работы (например, составление целого рисунка из отпечатков ладошек), доску для создания рисунков мелом и небольшие мольберты для индивидуальной работы.
Уголок творчества обязательно должен включать выставку работ самих малышей
Экспериментально-экологический центр
Эта зона располагается на стеллажах. На одноцветных кашпо размещены комнатные растения, а на полочках — всё необходимое для ухода за цветами (лейки, грабли), корм для рыбок. В экоцентре также ставят аквариум и вешают календарь наблюдений за природой.
В уголке природы должно быть много комнатных растений
Центр спорта
Зона, способствующая физическому становлению детей, располагается в нише стены, а также предполагает наличие вешалки с крючками для обручей, скакалок, кольцебросов, мешка с мячами разных размеров (в том числе и массажных), кеглями, развешанных мишеней и свёрнутых в рулоны ребристые коврики.
Раскладывание спортивного инвентаря по местам — это хороший способ дисциплинировать малышей
Центр театра
В средней группе с тенденцией к переодеваниям, имитации действий взрослых, эта зона имеет ключевое значение. Её оснащение должно быть максимально полным и включать:
- большую и маленькую ширмы;
- фланелеграф;
- стойку или вешалку с костюмами;
- маски;
- пальчиковый театр;
- кукол бибабо;
- декорации для разыгрывания сказок (нужно постараться найти универсальные варианты, например, дерево для инсценировки «У Лукоморья дуб…» подойдёт и для антуража леса в сказке «Красная Шапочка»);
- куклы и игрушки;
- театральный грим, парики, зеркало (опционные атрибуты).
В театральном уголке обязательно должен быть хотя бы минимальный набор декораций, а если в каждой группе сделать это обязательным требованием, то появится возможность обмениваться подходящим антуражем
Центр математики
С помощью средств этой зоны ребята учатся складывать целое из частей, производить простые действия с цифрами, решать логические задачки. Материалы располагаются на полке или тумбе. В уголке можно найти:
- головоломки;
- наборы цифр и математических знаков;
- комплект геометрических фигур плоский из картона или объёмный из пластика (треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, ромб, куб);
- счётные палочки;
- детский компьютер (опционная позиция).
В уголке математики должны быть пособия с цифрами, геометрическими формами, головоломками
Книжный центр
Его расположение несложно предсказать — книжный шкаф. На полках представлены книги по программе: сказки, рассказы, сборники скороговорок и чистоговорок. Последнее особенно актуально для малышей 4–5 лет, у которых уже могут быть ярко выражены дефекты речи, требующие коррекции. А также в центре книги есть справочная литература (по истории родного края, географии). Правда, относительно последней есть одно строгое условие: так среди детей средней группы читающих всего единицы, книги должны содержать цветные и крупные иллюстрации.
Кроме того, книжная зона может быть дополнена открытой витриной с книгами, столом и стульчиками, за которыми дети могли бы рассматривать печатные издания.
Литература по программе и по интересам детей может быть систематизирована в рамках музея любимой книги
Центр музыки
Открытые полки в шкафу — подходящее место для размещения звучащих предметов (например, шумовых коробочек, наполненных разным материалом — песком, крупой, камешками — дети угадывают, содержимое по звуку, который оно издаёт). В нарушение принципа доступности, но в соблюдение требования безопасности диски, аудиокассеты лучше располагать выше роста малышей.
Даже игрушечные инструменты дают малышам представления о принципах звукоизвлечения
Центр уединения
Эта зона, кроме мягкого кресла в углу и полупрозрачной шторы, которая крепится на стенах, никакого другого оборудования не требует. Зато располагать его необходимо чуть в отдалении от остальных центров, чтобы никакие шумы не мешали малышу расслабиться, полистать понравившуюся книжку.
Это интересно. Некоторые методисты очень скептически настроены относительно организации зоны уединения в младших и средней группе, аргументируя это тем, что в младшем и среднем дошкольном возрасте не все ребята понимают назначение этого центра. Да и педагоги чаще всего используют кресло или стул в качестве места отбывания наказания для нарушителей дисциплины. Правда, что касается последнего, то такой подход к использованию пространства от возраста детей не зависит и с одинаковым успехом может наблюдаться и в старших группах, где воспитанники обладают уже более очерченным темпераментом, а значит, некоторым из них и правда необходимо уединение после шумных игр.
Чем оригинальнее оформлен уголок уединения, тем меньше вероятности использовать его не по назначению
Центр патриотического воспитания
По установке ФГОС эта зона организуется в средней группе со второго полугодия. Обязательными элементами оформления должны быть:
- плакат с изображением государственного герба;
- фотография президента;
- книги с рассказами, стихотворениями о родине.
Дополнить центр патриотического воспитания можно учебниками (например, «Моя Родина — Россия: учебник для малышей» В.А. Степанова), проектами об истории семей воспитанников (выполненными совместно с родителями), а также комплектом фотографий видов и достопримечательностей родного края.
Уголок патриотического воспитания можно совместить с картинками красивых местных пейзажей из центра экологии
Приёмы, обыгрывающие предметно-развивающую среду
Всё, что можно увидеть и пощупать, идеально подходит для группы наглядных приёмов. В среднем дошкольном возрасте малыши всё ещё опираются на наглядно-образный тип восприятия, то есть любая информация должна сопровождаться чем-то материальным.
Наглядные приёмы
Самые продуктивные способы взаимодействия с дошкольниками и младшими школьниками. Но если у последних доминантный наглядно-образный тип восприятия определён индивидуальными особенностями личности, то у дошколят такой способ познания мира является возрастным, то есть для многих из них временным.
Наблюдение
Исходя из принципа трансформируемости и полифункциональности для наблюдений, а именно для экспериментальной деятельности в рамках этого вида наглядности, может быть использована практически любая зона.
Процесс наблюдения просто очаровывает детей, особенно если этот вид наглядности сопровождается занимательным рассказом
Это интересно. В 99% экспериментов задействованы столы и стулья учебного центра.
Таблица: использование разных центров для проведения опытов
Зона | Название опыта | Задача | Оборудование и материалы | Описание | Вывод |
Творческая (частично театральная). | Радужные шарики. | С помощью смешивания основных оттенков палитры получить новые цвета (зелёный, оранжевый, голубой, фиолетовый). | Гуашь синего, красного, жёлтого, белого цветов, палитра, вода, салфетки, листы с контурами шариков (4–5 на каждого воспитанника), половинки кругов исходных тонов и целые для искомых, фланелеграф. | Забежавший в гости зайка жалуется, что никак не может найти свои любимые цвета красок, но слышал, как их можно сделать из того, что есть. Дети соглашаются помочь. Берут целый круг, крепят его на фленелеграфе, затем на листе смешивают две краски. Если получается правильный оттенок, половинками кругов показывают решение. | Жёлтая и красная краски — оранжевый цвет, синяя и жёлтая — зелёный, красная и синяя — фиолетовый, синяя и белая — голубой. |
Музыкальный, театральный. | Почему рождается звук. | Помочь детям понять, что звук является результатом колебаний предметов. | Бубен, стакан из стекла, гитара, линейка (деревянная), газета. | Педагог просит вспомнить, какие звуки издают шмель, муха, комар. Затем предлагает извлечь звуки из представленных предметов. Когда звучание прекращается? Когда мы перестаём воздействовать на предмет. | Звук появляется в результате быстрых колебаний в одну и в другую сторону. Прекращаются колебания — заканчивается звук. |
Центр материалов. | Из чего птицы делают гнёзда | Определить ряд особенностей жизни пернатых весной. | Кусочки ваты, меха, нитки, лоскутки ткани, тонкие ветки, камешки. | Оставляем материал рядом со строящимся гнездом (или оставшимся с прошлого года), наблюдаем несколько дней, какие материалы птице пригодились. | Приклеиваем на лист бумаги использованные пернатыми материалы, рядом изображаем гнездо. |
Это интересно. В средней группе дети начинают знакомство с долгосрочными опытами, в то время как у ребят младших групп эксперименты были только краткосрочными.
Демонстрация
В рамках темы или для использования в любых других целях взрослый знакомит детей с материалами в центре через демонстрацию. Так, например, при изучении темы «Сказка А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» на развитии речи воспитатель показывает всех героев сказки, взяв их из игрового и театрального центра. При этом, возможно, ранее малыши не встречали игрушку кенгуру, то есть она не была в доступе.
Причём поскольку личный пример — самый сильный способ донести информацию до ребёнка, то прежде чем распределять реквизит для ролей в постановке, воспитатель сам надевает (или прикладывает к себе) костюмы, маски — как бы знакомит ребят с образами.
Даже такой знакомый вид театрализованной деятельности как пальчиковый театр нуждается в том, чтобы напомнить детям принцип его работы
Словесные приёмы (беседа, загадки, стихотворения)
Слово сопровождает каждый шаг педагога и детей. То есть неважно, показываем, рассматриваем мы что-то, нужно комментировать каждый шаг. Так что наглядность без словесных приёмов реализуется сложно и малоэффективно.
Такая обычная, привычная форма работы как беседа, станет куда более интересной, если она будет вестись от лица игрушки из игрового центра или от имени художника, написавшего картину из творческой зоны. А животные — это просто непременные «загадыватели» загадок и «слушатели» выученных наизусть стихотворений.
Сказки и рассказы
Объёмные повествования сопровождаются демонстрацией картинок или игрушек с героями текста. Некоторые отрывки (или даже целые произведения) могут иллюстрироваться постановками с использованием реквизита театрального центра. Так, к примеру, при изучении темы «Огород», в гости на занятие могут прийти герои-овощи в виде пальчикового театра.
Чем больше взрослые разговаривают с детьми, тем заметнее обогащается словарный запас малышей
Игровые приёмы
Не зря же целый центр выделен под забавы. Причём и для подвижных, и для спокойных всё необходимое найдётся.
Таблица: примеры подвижных игр в игровом центре
Название игры | Задачи | Описание | Варианты |
Самолёты | Закреплять навык строится в колонну, работать над развитием умения ориентироваться на местности. | Малыши («лётчики») строятся в 2–3 колонны в разных местах, отмеченных флажками. По сигналу педагога «Готовимся к полёту!» дети сгибают руки в локтях и выполняют круговые движения кистями, заводя мотор. По команде «Летите!» дети расставляют руки и «летают». А реакцией на слова «На посадку» должно быть быстрое построение в свою колонну, отмеченную флажком. | Взрослый может менять расположение флажков в течение игры. |
Ищу пару | Тренировать умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться по двое, распознавать цвета и практиковать бег. Развивать смекалку, инициативность. | Нечётное количество детей стоит у стены, каждый держит флажок определённого цвета. По команде педагога малыши разбегаются, а на слова «Найди себе пару» должны быстро найти флажок такого же цвета и принять с партнёром какой-то образ (например, героев сказки «Лисица и журавель»). | Если флажков нет, можно использовать корпусы от использованных фломастеров. Чтобы немного усложнить задачу, можно попросить образовавшуюся пару перепрыгнуть для начала через «ручей». |
Таблица: примеры дидактических игр в игровом центре
Название игры | Задачи | Описание |
Кто/что бывает? | Тренировать внимание, память, закреплять знания о животных, птицах и насекомых. | Ведущий называет любое животное (насекомого, птицу), поднимает руки вверх и говорит: «Летит». Если это правильно, то все малыши тоже поднимают руки. Если неправильно, то держат по швам. Кто ошибся — выбывает. |
Бывает — не бывает (игра с мячом) | Работать над развитием внимания, памяти, быстроты реакции и мышления. | Воспитатель кидает мяч малышу, который должен быстро сообразить, бывает такое или нет. Например, «Снег летом… не бывает!», «Капель весной… бывает!» и т.д. Дети могут стоять по кругу, а могут произвольно. |
Предметно-развивающая среда в средней группе
Создавая, предметно развивающую среду мы постарались сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей. В нашей группе руками воспитателей и родителями созданы разнообразные варианты развивающей среды. Что делает их полезными для всестороннего развития детей. Вот уже несколько лет мы с моей напарницей создаём уют в нашей группе. Каждый уголок продумываем, оформляем, чтобы детям было уютно и комфортно. Очень хочется, чтобы ребятишки с удовольствием шли в наш детский сад. Группа очень светлая, а ребята жизнерадостные. Группа называется «Сказка».
1. Литературный уголок, музыкальный и уголок театрализованной деятельности. Дети в восторге от нашего музыкально-театрального центра. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, различные музыкальные дидактические игры. Кроме того, они развивают фонематический слух и чувство ритма. Мы стараемся знакомить детей с различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть настольный театр, кукольный театр. Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Уголок театральной деятельности оснащен – ширмой для кукольного театра, театральными игрушками.
Оснащение музыкального уголка, театральной зоны и литературного уголка в средней группе Музыкальные инструменты: Бубны малой формы Погремушки Колокольчики Трещотки Барабаны Свистульки Ложки деревянные Шумелки самодельные с разным наполнителем (крупа, пуговицы, шелуха) Атрибуты: «Музыкальный чемоданчик»: Флажки, платочки, кубики, шляпки, игрушки, элементы костюмов, носики, ушки. Театральная зона: Ширма настольная Фланелеграф «Театральный стол для показа» Маски, полумаски Виды театров: Театр «Бибабо» Пальчиковый театр Перчаточный театр Театр на ложке Театр на кружке (на стаканчиках) Театр резиновой игрушки Театр мягкой игрушки Литературный уголок Русский фольклор Фольклор народов мира Произведения поэтов и писателей России Сказки. Произведения поэтов и писателей разных стран Для заучивания наизусть
Театрализованная игра «Мамины детки»
Цель: учить детей пересказывать содержание знакомой сказки; учить показывать сказку на фланелеграфе; продолжать развивать интерес к театрализованной деятельности; развивать пантомимические навыки, воображение; воспитывать нравственные качества (сопереживание, чуткое отношение к другому) ; вызывать у детей положительный эмоциональный настрой в этюдах и играх; воспитывать заботливое отношение к животным. Материал и оборудование: игрушки: кошка, котята; фланелеграф и картинки к сказке «Кошка и котята»; Предварительная работа: чтение сказки «Кошка и котята»; игры на интонационную выразительность речи; разучивание песни «Кошка» (муз.А. Александрова)
Ход игры
Воспитатель приносит мягкую игрушку кошку и предлагает детям спеть для неё песенку. «Кошка очень грустная – у неё пропали котятки. Давайте её погладим, успокоим. (Дети гладят кошку). Дети, а вы не знаете сказку, в которой кошка потеряла своих котят, а потом выручила их из беды?» (Дети с воспитателем вспоминают сказку «Кошка и котята». При рассказывании используют фланелеграф и сюжетные картинки из сказки. В процессе рассказывания воспитатель останавливается и просит детей голосом, как кошка звала своих котят во дворе; как сердито рычал пёс Рекс; как жалобно мяукали котята на дереве; как они радовались, когда мама их спасла) . Воспитатель: «А теперь ребятки стали ласковые, как котятки» (Воспитатель проводит с детьми этюды «Котята») . «Котята просыпаются». Звучит спокойная музыка. Дети сидят на коврике, закрыв глаза, сложив «руки- лапки» (котята спят). Потом медленно потягиваются, протирают глаза и снова потягиваются. «Котята резвятся». Звучит подвижная музыка. Котята скачут по кругу; останавливаются, распускают «когти», царапают в воздухе лапами. «Котята охотятся за мышкой». Звучит тревожная музыка. Котята осторожно и медленно, на носочках, крадутся; потом тихонько бегут; останавливаются; «чуют» мышку и крадутся дальше перебежками. «А теперь, мои милые котятки, я предлагаю поиграть в игру-забаву «Как кошки расплясались». Воспитатель: Вот как кошки веселились, (дети бегут врассыпную, выпустив «когти») Про опасность позабыли, Веселились у реки, Раскидали башмаки. Дети-«кошки»: Мяу, мяу, мур-мур-мур, (останавливаются, царапают в воздухе, кружатся) Рассмешили кур, кур. Воспитатель: Кошки прыгали, резвились, (дети прыгают) Тут же в речке очутились, (прыжком садятся на корточки) Закричали мурки: Дети: Ой, промокла шкурка! Мяу, мяу, мур-мур-мур, (жалобно поют, выставляя коготки) Насмешили кур. Воспитатель: Подсушилась вся одежка, (бегут врассыпную) Снова веселятся кошки. Веселятся у реки, Раскидали башмаки. Дети: Мяу, мяу, мур-мур-мур, (останавливаются, «царапают» в воздухе, кружатся) Насмешили кур, кур. Воспитатель: «Какие вы весёлые и дружные котятки! Даже кошка после ваших игр повеселела! Как вы её обрадовали! Но что это за звуки? (Слышится мяуканье). Ой, да это настоящие котятки нашли свою маму-кошку и бегут к ней. (Воспитатель вносит котят (мягкие игрушки) . А нам пора идти гулять. Поэтому мои милые котятки превращайтесь-ка в ребяток! »
2. Уголок парикмахерской и ряжения
В парикмахерской шикарной Есть весь нужный инструмент, Тушь, помада, и румяна, Вот «Шанели» только нет! Тут Вам сделают прически Покороче, подлинней, Если куколка захочет, Даже пыль стряхнут с ушей! Если очень постараться, Сможем так подстричь, завить, Что принцессу с замарашкой Принц не сможет различить! Будет Золушка с прической На балу иметь успех! Пострижем её так ловко, Будет в зале краше всех!
Уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут группы. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, костюмы разных персонажей. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр.
Конспект игры в средней группе. «Парикмахерская»
Программные задачи: 1 Закреплять знания детей о работе парикмахера, о правилах поведения в парикмахерской; 2 Создать игровую обстановку; 3 Формировать дружеские взаимоотношения в игре; 4 Вызвать интерес и уважение к профессии парикмахера.
Материал: расчески, заколки, резинки, стол, стул, зеркало, ножницы.
Ход игры.
Дети, кто из вас был в парикмахерской? Что вы там видели? Что там делают люди? Кто там главный? Давайте, мы сейчас с вами отправимся в парикмахерскую. Это «Парикмахерская» Здесь светло и интересно: Зеркала, духи и кресла, Зал большой, Но видно, даже Лучше, чем у вас в трельяже. Я сейчас буду парикмахером, а вы клиентами. (заходит первый клиент) -Что желаете? -Прическу. -Какую? (ребенок отвечает, воспитатель делает прическу, заходит следующий клиент и т. д.) А сейчас парикмахером будет Настя. Вот и первый клиент. -Что желаете? Кукла Маша говорит, что ей нужна красивая прическа, т. к. она идет на день рождения. (парикмахер причесывает, делает прическу) Следующий клиент. Вова просит его подстричь (парикмахер подстригает) Вова говорит спасибо. Теперь парикмахером будет Карина. Заходит первый посетитель (Кто то из детей. Парикмахер причесывает.) Игра продолжается. Дети, нам пора возвращаться. Вам понравилось в парикмахерской? А что именно понравилось? Теперь вы знаете, что делают в парикмахерской и для чего туда ходят взрослые и дети.
3. Уголок по ПДД
В современных социо-культурных условиях уголок ПДД становится неотъемлемой частью предметно-развивающей среды детского сада. Игры в уголке ПДД могут возникать как по инициативе взрослого, так и по инициативе самих детей, главное чтобы они при этом способствовали формированию четких представлений у дошкольников о том, что правила дорожного движения придуманы не просто так, а помогают сохранить жизнь и здоровье людей и поэтому их необходимо соблюдать. Данный уголок поможет ребятам получить начальные знания по дорожному движению.
Конспект игры «Наш друг — светофор»
Цели: — закреплять знания детей о Правилах дорожного движения (действия пешеходов на сигналы светофора, где и когда можно переходить улицу, правила поведения на улице); — систематизировать знания детей о различных видах транспорта; — воспитывать культуру поведения на улице. Материалы и оборудование: выставка плакатов по дорожному движению, мяч, макет светофора, полоски белой бумаги, имитирующие пешеходный переход, стихотворения из книги О.Тарутина «Для чего нам нужен светофор».
Ход развлечения
В. Ребята, я предлагаю вам сесть в «автобус», мы сейчас отправимся в интересное путешествие — в страну Правил дорожного движения. Стоп, машина, стоп, мотор, Тормози скорей, шофер! Почему мы остановились? Д. Мы остановились у светофора. В. Какой свет загорелся? Д. Загорелся красный свет. В. Что обозначает красный свет светофора? Ответы детей. В. Что может произойти с теми, кто не знает Правил дорожного движения? Ответы детей. В. А теперь давайте поедем дальше и узнаем, что нас ждет впереди! Звучит песня «Веселые друзья». Ребята продолжают «путешествие». Вдруг звучит свисток, и к автобусу подходит инспектор ГИБДД. М. Водитель, вы нарушили правила (показывает на красный сигнал светофора). Разрешить движение я смогу лишь тогда, когда вы исправите свою ошибку и расскажете, что можно делать на или иной сигнал светофора. Ребенок — водитель исправляет свою ошибку, а дети ему помогают, если он затрудняется. М. Кто регулирует движение, если нет светофора? Ответы детей. инспектор разрешает движение. Подъехав к остановке, дети выходят из «автобуса». Двое детей (нарушители ПДД) с мячом на проезжую часть и играют. Мяч выскакивает и катится под машину. В. Где должны играть дети? Почему? Ответы детей. В. Прослушайте правила в стихах: На мостовой не играть, не кататься, Если ты хочешь здоровым остаться. В. А сейчас подойдем к плакатам и рассмотрим их. Какие ребята, ПДД здесь нарушены? Ответы детей. В. Предлагаю поиграть в игру » Музыкальный светофор». Дети делятся на две команды — «Пешеходы» и «Водители». Под маршевую мелодию «пешеходы»» переходят дорогу, «водители» стоят. Под веселую быструю мелодию «пешеходы» стоят, а движение начинают «водители» В. Наше путешествие закончилось, я предлагаю» вернуться» из страны Правил дорожного движения в детский сад. В. Дети, где же мы сегодня побывали? С кем встретились? Что вам больше всего понравилось? Что же нужно знать и пешеходам, и водителям? Ответы детей.
4. Уголок для изобразительной деятельности
Уголок ИЗО оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.) . Уголок гармонично дополняют репродукции картин Васнецова, которые меняются в зависимости от времени года.
«Что это может быть?»
Цель: Развиватьвоображение. Материал: Гуашь. Палитры. Задание: Педагог предлагает детям нарисовать сладкое, круглое, ароматное, свежее, душистое, солёное, зелёное и т.д. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал.
5. Уголок природы
Уголок природы – знакомит детей с доступными явлениями природы, узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты.Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды, дождь, снег, солнце, ветер, то в старшем, происходит его усложнение. Кроме центров природы в группе, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, оборудован центр экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов.
Игра в средней группе «Обитатели нашего уголка природы»
Программное содержание. Уточнить виды растений и животных, которые имеются в уголке природы. Формировать представление о том, что растения и животные – живые существа. У них есть потребности в определенных условиях: для растений это тепло, свет, вода, питательная почва; для животных – их пища, вода, место, где они строят гнездо, едят, отдыхают. Если условия соответствуют потребностям, то растения и животные остаются живыми, хорошо себя чувствуют, растут и размножаются. Обитателям уголка природы условия жизни создают люди (воспитатель, дети): заботятся о них, ухаживают. В свою очередь, и людям полезно для здоровья находиться в помещении, где много зеленых, цветущих растений, красивый аквариум, поющие птицы.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям подумать над вопросом, кто живет в группе, для кого помещение детского сада является домом. После ответов ребят сообщает, что, кроме детей и взрослых, в группе живут и другие живые существа. Предлагает осмотреть группу и назвать их. Все обходят помещение, называют растения, которые стоят на окнах, шкафах, в других местах, называют животных – обитателей уголка природы. Затем проводится игра-соревнование. Дети делятся на две команды, которые по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Выигрывает команда, набравшая больше фишек. Первый вопрос: «Почему обитатель нашего уголка… (называется конкретное животное) – живое существо? По каким признакам его можно считать живым?» Дети отвечают строго по очереди: из каждой команды один ответ. Воспитатель следит за очередностью, оценивает правильность ответов, не допускает повторов, награждает фишками. Дети могут назвать следующие признаки: особенности строения животного (имеет глаза, хвост и т. д.), специфику поведения (двигается, ест, летает, кусается и т. д.), потребность в определенных условиях (нужна еда, вода и пр.), способность к продолжению рода (откладывает яйца, заботится о детенышах и пр.). Второй вопрос: «Почему комнатные растения, которые есть в нашем помещении, – это тоже живые существа? По каким признакам их можно считать живыми?» Дети по очереди отвечают. Могут быть названы признаки строения (имеют корни, цветы, зеленые листья и пр.), размножения, потребности в определенных условиях (надо поливать, рыхлить и пр.). Воспитатель следит за ответами, награждает команды фишками. Третий вопрос: «Чем растения отличаются от животных?» и четвертый вопрос: «Чем растения похожи на животных?» – обсуждаются так же, как и предыдущие. Все вместе подсчитывают фишки каждой команды, подводят итог, определяют команду-победителя, которая делает круг почета под общие хлопки в ладоши. В заключительной части занятия воспитатель обсуждает с детьми организацию дежурства в зоне природы, делая акцент на то, что работа в уголке природы – это создание хороших условий для животных и растений, жизнь которых целиком зависит от людей. Воспитатель, уточняя особенности трудовых действий, поясняет, что начинать и заканчивать уборку следует наблюдением. Сначала надо посмотреть, как себя чувствует пернатый или зеленый друг, здоров ли он, чего ему не хватает, чего ему вполне достаточно, затем определить, что для него надо сделать. В конце уборки не следует спешить уходить из уголка, надо посмотреть, как будет вести себя попугай (или другое животное), когда в клетке у него порядок, чистота, свежие корм и вода. Воспитатель подчеркивает, что создание хороших условий для братьев меньших есть создание комфорта, уюта и для себя: в группе с красивыми, цветущими растениями, весело щебечущей птицей приятно играть, делать любые дела. В последующие дни и недели воспитатель обучает детей трудовым навыкам в индивидуальном порядке во время их дежурства в уголке природы.
Автор: Лунякина Светлана Николаевна воспитатель, ГБОУ СОШ № 1466 им. Надежды Рушевой ДО «Колибри», г. Москва, Россия
Статья размещена в авторской редакции
Как оформить развивающие центры в группе
Начиная со средней группы, воспитатель оформляет предметно-развивающую среду вместе с детьми, то есть советуется относительно расположения центров, вариантов их сочетания. Тем самым давая понять малышам их значимость, то есть опираясь на самую главную мотивацию ребёнка 4–5 лет: во всём быть похожим на взрослых.
Центры могут не иметь жёстко закреплённых уголков, а быть организованы более гибко. Для этого нужно найти оптимальное сочетание компонентов-центров по содержанию и эстетическому оформлению.
Фотогалерея: пример организации предметно-развивающей среды без строгих границ
С раннего возраста дети повторяют правило о том, что брать следующую настольную игру можно тогда, когда предыдущая будет возвращена на место
Уголок книги и правда может размещаться в углу, только мебель для этого должна быть подходящая
Уголок патриотического воспитания выделяется во втором полугодии
Коробку с природными материалами можно хранить в уголке природы, а не в центре материалов
Мягкие конструкторы могут использоваться как снаряды на спортивных занятиях, поэтому и хранить их можно в спортивной зоне
Игрушечная мебель для игрового центра — обязательный элемент комплектации
В центре творчества обычно столов и стульев для детей нет, мебель используется из учебной зоны
В уголке уединения может быть организован музей, например, с моделями разного вида транспорта
К сожалению, не во всех детских садах достаточно пространства для отделения одной зоны от другой. Но, с другой стороны, ограниченность площади заставляет педагога придумывать интересные сочетания центров развития. Например, часть игрового с экспериментально-экологическим.
Фотогалерея: совмещение отдельных и комбинированных центров в рамках одного предметно-развивающего пространства
Для стимулирования интереса детей к чтению, книг в группе должно быть много
Комбинировать уголки — дело не простое, требующее определённого методического опыта
Музыкальный центр может гармонично сочетаться с театральным
Фотогалерея: оформление центров на больших по площади пространствах
Центр творчества — один из немногих, который можно расположить ближе к зоне уединения
Ещё один оригинальный способ совместить зоны — объединить их, как соседствующие города, Буквоград и Игротека
Интересное решение организовать книжную зону в виде настоящей библиотеки
Антуража кукольного быта в средней группе никогда не бывает много
Видео: пример организации предметно-развивающей среды в средней группе
Видео: видеоэкскурсия по центрам развития в средней группе
Предметно-развивающая среда в средней группе играет такую же важную роль в обучении, развитии и воспитании малышей, как и для детей младшего или старшего дошкольного возраста. При этом для ребят 4–5 лет особую важность приобретает возможность моделировать бытовые ситуации, манеру поведения взрослых. Исходя из этого, насыщенность предметно-развивающей среды становится основным принципом её создания. Материалы могут добавляться, варьироваться, но некая усреднённая комплектация должна обязательно соблюдаться.
Требования ФГОС к предметно-развивающей среде
По ФГОС требования к организации предметно-развивающей среды различаются в зависимости от возраста детей.
Для младшей группы
Младшую группу составляют воспитанники 3-4 лет. В этом возрасте дети учатся самостоятельности, любознательны и активны. Дети предпочитают групповые, коллективные игры, предпочитают общение друг с другом, а не с воспитателем.
Развитие детей этого возраста часто сильно различается. Одни дети развиваются быстрее, запоминают информацию. Другим нужно время подумать. У детей продолжают формироваться навыки самообслуживания.
При организации предметно-развивающей среды для младшей группы соблюдаются требования:
- предметы развивающего пространства имеют размеры, чтобы детям комфортно было ими играть и манипулировать. Дети свободно держат их в руке;
- все зоны хорошо освещены;
- педагог имеет возможность видеть всех детей в любой точке помещения, участка;
- книги, игрушки, пособия периодически дополняются и обновляются;
- для каждого ребенка созданы условия активного поиска;
- двигательная активность детей удовлетворяется полностью.
Для средней группы
Дети средней группы 4-5 лет по сравнению с младшей имеют более сформированные навыки самообслуживания. В играх, общении друг с другом учитываются общие интересы. Появляются ролевые игры, воспитанники понимают, что играют роль. В конструировании преобладают сложные постройки из 6-7 элементов. Дети этого возраста очень любознательны, хотят знать обо всём, что видят вокруг.
При организации пространственно-развивающей среды в средней группе рекомендуется 40-50 % пространства выделить для активной зоны. В предметном наполнении преобладают не одиночные игрушки, а наборы игр, например «Магазин», «Больница», наборы посуды.
Для мальчиков собираются наборы военной техники, виды транспорта, строительная техника. У детей 4-5 лет возрастает желание к конструированию, среда оснащается конструкторами разного размера.
Активный поиск нового, любознательность удовлетворяются сменой материалов в зонах, сменой расположения предметов. Располагая предметы на границах зон, можно легко использовать их для разных видов деятельности, в разных играх.
Для образовательного сектора рекомендуется:
- наличие уголка природы с сезонными изменениями;
- уголок математики;
- материалы и оборудование для опытов – песок, вода, магниты;
- материал по краеведению – иллюстрации, открытки, альбомы.
Педагоги следят за доступностью предметов для всех детей, эстетичностью оформления группы и систематическим обновлением предметного содержания.
Для старшей группы
Дети 6-7 лет – это старшая дошкольная группа. Воспитанники приходят к пониманию, что они старшие дети в саду. Педагогам рекомендуется активное привлечение детей к созданию развивающего пространства. В этом возрасте сознание детей выходит за рамки личного опыта, они узнают о странах, животных, растениях через книги, передачи, интернет-ресурсы.
В группе рекомендуется оформление учебной зоны с доской и партами, напоминающей школьную обстановку. Это поможет в будущем быстрее адаптироваться ребёнку в школе.
Старшие дошкольники предпочитают сюжетно-ролевые игры. Размер игрушек небольшой, игры настольные. Дидактические игры с правилами – «Лото», «Игры-путешествия», «Домино» должны быть представлены в многообразии.
Библиотека дополняется энциклопедиями, рассказами о детях, о животных. Уголок творчества кроме бумаги, карандашей, красок дополняется глиной, гипсом. Расширяется краеведческий уголок, дополняется гербом, флагом страны.
Уделяется большое внимание наличию и использованию предметов, способствующих развитию чтения у детей:
- таблицы с буквами;
- настольные игры с цифрами и буквами;
- книги с крупным шрифтом.