План-конспект урока по литературе в 6 классе по произведению «Дубровский»


Скачать материал

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 6 класс

Урок 13 А. С. ПУШКИН. РОМАН «ДУБРОВСКИЙ»

01.02.2012 37385 2243

Урок 13 А. С. Пушкин. Роман «Дубровский»

Цели:

начать работу над романом, познакомить учащихся с его композицией; выяснить первые впечатления от прочитанного.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

Звучит фрагмент из оперы Э. Ф. Направника «Дубровский».

1. Чтение отрывка из романа.

На фоне музыки учитель читает отрывок из романа (от слов «Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный рус-ский барин…» до слов «Никто не дерзал отказываться от его при-глашения…».)

2. Беседа по I главе:

– Что давало Троекурову «большой вес в губернии»?

– Как относились к нему помещики-соседи, губернские чиновники? А как к ним относился Троекуров?

– Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту?

– Почему Троекуров уважал А. Г. Дубровского? («…они [Троекуров и Дубровский] сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях».)

– В чем проявлялось это сходство?

3. Художественный пересказ отрывка «Случай на псарне» (заранее подготовленным учеником).

– Как характеризует А. Г. Дубровского случай на псарне?

– Можно ли считать ссору Троекурова с А. Г. Дубровским «нечаянным случаем»?

4. Художественный пересказ II главы.

5. Анализ III главы.

– Какой образ жизни вел Владимир Дубровский в Петербурге?

– Как воспринял он известие о болезни отца? Какие черты его характера проявились при этом?

Чтение диалога Владимира Дубровского с кучером Антоном, а затем сцены встречи с кистеневскими крестьянами.

– Что можно сказать об отношении дворовых и крестьян к Дубровскому и Троекурову?

6. Анализ эпиграфа к главе IV.

– Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным?

7. Просмотр фрагмента фильма «Дубровский» (гл. V–VII).

8. Беседа по содержанию фрагмента.

– Какие чувства испытывал Владимир после смерти отца?

– Как ведут себя чиновники, приехавшие «вводить во владение» К. П. Троекурова? Обратите внимание на их речь. Почему чиновники позволяют себе такую грубость?

– Почему Владимир Дубровский не дает возможности разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками?

– Что побудило крестьян присоединиться к В. Дубровскому?

– Почему кузнец Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

– Какие обстоятельства заставили В. Дубровского стать разбойником?

– Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

II. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

читать главы VIII–XIX.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Конспект урока литературы в 6 классе по теме «Дубровский и Троекуров: история дружбы и вражды»

1. Составление сравнительной характеристикой героев романа. Работа в группах

(8 минут)

Учитель предъявляет задание, координирует работу в группах

Задание 1

Дома вы заполнили таблицу «Сравнительная характеристика Дубровского-старшего и Троекурова». Представьте словесный портрет этих персонажей.

-В чём сходство между героями?

— Что отличает их?

(Сопоставительная таблица на слайде 14

)

Задание 2

— Вам предложен список прилагательных, с помощью которых можно характеризовать героев. (Слайд 15

) Обсудите в группе и составьте на основе этих прилагательных характеристику героев. Помним, что нужно не просто перечислить прилагательные, но и подтвердить примером из текста.

Вывод:

Несмотря на разный материальный достаток, воспитанность, характер, они дружат, и высокомерный, надменный Троекуров запросто заезжает в бедный дом Дубровского.

Физкультминутка

2. Анализ эпизода «На псарне» (4 минуты)

Учитель: Пушкин пишет: «Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровыми бедным его соседом, и удивлялись смелости последнего, когда он за столом у Кирилы Петровича высказывал своё мнение, не заботясь о том, противуречило ли оно мнениям хозяина».

«Нечаянный случай всё расстроил и переменил» (Слайд 16)

— О каком «нечаянном случае» идёт речь? Как можно назвать эпизод, в котором описана ссора? («На псарне Троекурова»)

Чтение эпизода подготовленным учеником. (Слайд 17)

— Кто виноват в ссоре двух друзей?

( Предположения: Виноват Троекуров – стал смеяться над дерзкой шуткой псаря?

Псарь, обидно пошутивший?

Дубровский, ведь он позавидовал и вспылил?)

— По мнению одного литературоведа, Троекуров – олицетворение всех пороков: обжорства, безделья, гнева, гордыни, блуда. Много зла в нем, но на этот раз чиркнул спичкой не он. Дубровский на самом деле во многом был таким же, как и он. Вы согласны?

3. Работа с ЦОР

.
Просмотр эпизода «На псарне» из кинофильма «Благородный разбойник Владимир Дубровский» и его обсуждение.(5 минут)
— Как артисты передали душевное состояние своих героев?

(При виде псарни Троекурова от зависти играют желваки на лице Дубровского. От неслыханной дерзости псаря Дубровский ломает трость. Троекуров, в свою очередь, стал призывно смеяться над дерзкой шуткой псаря.)

— Совпадает ли ваше представление о героях романа после просмотра фильма?

Учитель:

Тихон Задонский писал: « Как пожар, если его не потушить, многие поедает дома, так и гнев, если вскоре не прекратится, много зла учинит и бывает виной многих бед». Ситуация, возникшая на псарне, стала той спичкой, от которой вспыхнул пожар взаимной вражды. «Солнце да не зайдет во гневе вашем», — учил апостол Павел. Увы, солнце зашло, оставив в гневе обоих приятелей.

4. Наблюдение за углублением конфликта между героями. Работа в группах.

(8 минут)

Задание:

— Проследите поэтапно, как они вели себя в гневе.

(Узнав об отъезде Дубровского, Троекуров не попросил, а «велел тотчас его догнать и воротить непременно». Оскорбленный Дубровский, просит выслать людей Троекурова с повинной, а он будет «волен их миловать, наказывать». Будучи на охоте, Троекуров нарочно поехал полями Дубровского. Дубровский наказал воровавших у него лес мужиков Троекурова – «известных разбойников». Троекуров «вышел из себя», «хотел разорить Кистёневку дотла и осадить самого помещика в его усадьбе. Таковы подвиги были ему не в диковинку» — в Троекурове вспыхивает жажда мести).

— Какой в конечном итоге избирает способ мести Троекуров?

(Троекуров выбрал самый подлый способ мести – он решил незаконно отобрать имение у своего бывшего товарища, пользуясь услугами судейского заседателя Шабашкина).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: