Конспект урока по русскому языку на тему: «Части речи» (3 класс)


Карточки по русскому языку по теме «Части речи» для 2 — 3 классов картотека (3 класс) на тему

Карточки по русскому языку по теме «Части речи» для 2 – 3 классов.

№1. Прочитайте текст. Выпишите в первый столбик имена существительные, во второй – глаголы, в третий – имена прилагательные.

Падает пушистый снег. В снежный наряд оделись дома и деревья. Радостные дети встречают зиму.

№2. 1. Прочитайте предложения. Выпишите однокоренные слова и напишите вопросы, на которые они отвечают. Укажите, какими частями речи являются эти слова.

  1. Горняки добывают золото. 2. Победителю вручили золотой кубок.

3.Солнце золотит верхушки деревьев.

  1. Подчеркните окончания выписанных слов.

№3. 1. Из данных слов составьте предложения о снеге и о ребятах.

Сегодня, ребята, весёлые, играют, выпал, в снежки, снег, пушистый, на дворе.

2.Подчеркните одной чертой существительные, двумя – глаголы, волнистой линией – прилагательные.

№4. Выпишите пары существительных, близких по значению.

Образец. Сумерки и мрак.

Сумерки, жара, шум, веселье, буря, смех, мрак, зной, грохот, радость, улыбка, ураган.

№5. Спишите текст. Выпишите вместе с существительными прилагательные, с которыми они связаны. В скобках напишите вопросы. Проверьте окончания прилагательных окончаниями вопросов.

Образец. Облако (какое?) чёрное.

Чёрное облако закрыло солнце. Густая пыль поднялась на дороге. Задрожала осиновая роща. Вспыхнула яркая молния. Упали крупные капли дождя.

№6. 1.Спишите предложения. Вместо точек вставьте прилагательные духовой, душистый, душный.

1.В парке играл . . . оркестр. 2.Сестре подарили букет . . . ландышей. 3.В . . . комнате нельзя спать.

2. Придумайте и напишите предложения с прилагательными пушной, пуховый, пушистый.

№7. 1. Выпишите парами глаголы с противоположным значением. Напишите вопросы, на которые они отвечают.

1.Лето припасает, а зима поедает. 2.Мир строит, а война разрушает. 3. Смелый там найдёт, где робкий потеряет. 4.Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.

2. Выпишите парами другие слова противоположного значения. Укажите части речи.

№8. Спишите. Подчеркните окончания вопросов и глаголов.

1.Девочка (что делала?) играла. 2. Солнце (что делало?) играло. 3.Дети (что делали?) играли.

№9. Прочитайте текст. Выпишите подлежащее и сказуемое из каждого предложения. Вставьте окончания глаголов: — о, — а, -и. Подчеркните окончания.

Наступил… утро. Вот уже погасл… последняя звезда. На вершине ели заиграл… лучи солнца. Солнце взошл… над лесом. Роса заблестел… всеми цветами радуги. Под тяжестью тракторов загудел… земля. Около реки лежал… зелёное поле.

№10. 1.Спишите предложения. Измените данные в скобках сказуемые по смыслу.

1.Солнце (осветить) поляну. 2.Речка (сверкать) на солнце. 3.Ласточки весело (щебетать).

2. Подчеркните окончания глаголов.

№11. 1. Составьте предложения с данными глаголами.

Вошёл (во что?), взошёл (на что?), зашёл (за кем?), одел (кого?), надел (что?).

  1. Подчеркните приставки в глаголах.

№12. Спишите предложения. Поставьте перед глаголами не, чтобы получилась пословица.

Образец. Руки не протянешь, так и ложки не достанешь.

  1. Руку протянешь, так и ложку достанешь. 2. Потрудишься, так и хлеба поешь. 3. Посмотришь – увидишь, расспросишь – найдёшь. 4. Кто работает, тот и ест. 5. Кто сеет, тот и веет. 6. Вырастишь овощи – сваришь щи.

№12. Напишите о том, как нужно беречь книгу. Подчеркните не с глаголами.

Образец. Не перегибай переплёта книги.

№13. 1. Выпишите в первый столбик имена существительные, во второй – глаголы, в третий – имена прилагательные.

Пробуждение цветов.

Вот открывает лепестки жёлтый козлобородник. За ним раскрывает широкие лепестки шиповник. Вспыхивает ярким огнём мак. Поднимает золотую головку одуванчик. Позже открывает лепестки красная полевая гвоздика. За ней раскрывает белоснежный венчик водяная лилия.

По В. Ветлиной.

2.Напишите, что означают слова каждой части речи. На какие вопросы они отвечают?

№14. 1.Подберите к данным именам существительным однокоренные имена прилагательные и глаголы.

Честь, грусть, мороз, жар, свет, вид, боль, соль.

2.Укажите части речи.

Образец. Честь (сущ.), чествовать (гл.), честный (прил.).

№15. 1.Подберите к выделенным существительным другие существительные, близкие по значению.

Труд, метель, буря, жара, работа, вьюга, зной, ураган, пекло, вихрь, занятие.

  1. Подчеркните существительные, которые обозначают явления природы.

№16. Выпишите в один столбик существительные мужского рода, в другой – женского, в третий – среднего. Вставьте пропущенные буквы.

За…ц, с…бака, гн…здо, м…л…ко, к…рова, р…бота, м…тро, …рех, аллея, п…года, б…лото, с…лома, шофёр, п…мидор, космос, яблоко.

№17. Спишите пары слов. Вставьте пропущенные окончания.

Честное слов… . Любимое дел… . Яркое солнц… . Ясное неб… . Спелое яблок… . Вишнёвое варень… . Новое плать… . Тёплое одеял… .

№18. Напишите загадки и отгадки к ним. Подчеркните их окончания.

Летом в шубе, а зимой голо. Что выше леса, краше света? Пушистая вата плывёт куда – то. Живёт без тела, говорит без языка.

Отгадки: солнце, дерево, облако, эхо.

№19. Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните окончания существительных среднего рода.

Радостная жизнь веселит сердц… . Красно пол… рож…ю. Не украшай плать…, украшай ум. Ум да здоровь… всего д…роже.

№20. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите род существительных.

Наступило утр… . Ярко светит солнц… . Ясное неб… . По нему плывёт белое облак… . Передо мной высокое дерев… . Это яблоня. Вот упало спелое яблок… . За садом пол… .

№21. Спишите предложения. Вставьте подходящие по смыслу имена существительные. Обозначьте род имён существительных.

По дороге мчался … лошадей. Высоко летела … журавлей. Возле реки паслось … коров.

Слова для вставки: стая, стадо, табун.

№22. Из данных слов составьте и напишите предложения. Вставьте пропущенные окончания. Укажите род существительных. Подчеркните окончания.

Показалось, солнц… , яркое. Заблестело, пол…, росой. Проснулось, стад… , на лугу.

№23. 1. Прочитайте слова. Спишите в один столбик существительные женского рода, а в другой – мужского.

Дочь, мяч, вещь, плащ, рожь, нож, печь, ключ, дрожь, пляж.

Образец. Ж. р. М.р.

дочь мяч

2.Сравните столбики и подумайте, какие существительные пишутся с ь на конце после шипящих.

№24. 1. Прочитайте слова. Поставьте существительные в единственном числе. Спишите пары слов.

Образец. Красивый плащ (м.р.).

Красивый (плащи). Дорогая (вещи). Летучая (мыши). Горячий (калачи). Резиновый (мячи). Осенняя (ночи). Электрическая (печи). Школьный (врачи). Железный (обручи). Верный (товарищи).

2.Подчеркните ь . Укажите род имён существительных.

№25. Данные существительные поставьте в единственном числе. Укажите род имён существительных. Подчеркните ь .

Образец. Ночи – ночь (ж. р.).

Товарищи, дочери, ландыши, вещи, плащи, ночи, лучи, печи, кирпичи, ножи, мыши, ковши, броши, чижи, ключи, речи, силачи.

Карточки по русскому языку по теме «Части речи»3-4кл

Карточки по русскому языку по теме «Части речи» для 2 – 3 классов.

№1. Прочитайте текст. Выпишите в первый столбик имена существительные, во второй – глаголы, в третий – имена прилагательные.

Падает пушистый снег. В снежный наряд оделись дома и деревья. Радостные дети встречают зиму.

№2. 1. Прочитайте предложения. Выпишите однокоренные слова и напишите вопросы, на которые они отвечают. Укажите, какими частями речи являются эти слова.

  1. Горняки добывают золото. 2. Победителю вручили золотой кубок.

3.Солнце золотит верхушки деревьев.

  1. Подчеркните окончания выписанных слов.

№3. 1. Из данных слов составьте предложения о снеге и о ребятах.

Сегодня, ребята, весёлые, играют, выпал, в снежки, снег, пушистый, на дворе.

2.Подчеркните одной чертой существительные, двумя – глаголы, волнистой линией – прилагательные.

№4. Выпишите пары существительных, близких по значению.

Образец. Сумерки и мрак.

Сумерки, жара, шум, веселье, буря, смех, мрак, зной, грохот, радость, улыбка, ураган.

№5. Спишите текст. Выпишите вместе с существительными прилагательные, с которыми они связаны. В скобках напишите вопросы. Проверьте окончания прилагательных окончаниями вопросов.

Образец. Облако (какое?) чёрное.

Чёрное облако закрыло солнце. Густая пыль поднялась на дороге. Задрожала осиновая роща. Вспыхнула яркая молния. Упали крупные капли дождя.

№6. 1.Спишите предложения. Вместо точек вставьте прилагательные духовой, душистый, душный.

1.В парке играл . . . оркестр. 2.Сестре подарили букет . . . ландышей. 3.В . . . комнате нельзя спать.

2. Придумайте и напишите предложения с прилагательными пушной, пуховый, пушистый.

№7. 1. Выпишите парами глаголы с противоположным значением. Напишите вопросы, на которые они отвечают.

1.Лето припасает, а зима поедает. 2.Мир строит, а война разрушает. 3. Смелый там найдёт, где робкий потеряет. 4.Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.

2. Выпишите парами другие слова противоположного значения. Укажите части речи.

№8. Спишите. Подчеркните окончания вопросов и глаголов.

1.Девочка (что делала?) играла. 2. Солнце (что делало?) играло. 3.Дети (что делали?) играли.

№9. Прочитайте текст. Выпишите подлежащее и сказуемое из каждого предложения. Вставьте окончания глаголов: — о, — а, -и. Подчеркните окончания.

Наступил… утро. Вот уже погасл… последняя звезда. На вершине ели заиграл… лучи солнца. Солнце взошл… над лесом. Роса заблестел… всеми цветами радуги. Под тяжестью тракторов загудел… земля. Около реки лежал… зелёное поле.

№10. 1.Спишите предложения. Измените данные в скобках сказуемые по смыслу.

1.Солнце (осветить) поляну. 2.Речка (сверкать) на солнце. 3.Ласточки весело (щебетать).

2. Подчеркните окончания глаголов.

№11. 1. Составьте предложения с данными глаголами.

Вошёл (во что?), взошёл (на что?), зашёл (за кем?), одел (кого?), надел (что?).

  1. Подчеркните приставки в глаголах.

№12. Спишите предложения. Поставьте перед глаголами не, чтобы получилась пословица.

Образец. Руки не протянешь, так и ложки не достанешь.

  1. Руку протянешь, так и ложку достанешь. 2. Потрудишься, так и хлеба поешь. 3. Посмотришь – увидишь, расспросишь – найдёшь. 4. Кто работает, тот и ест. 5. Кто сеет, тот и веет. 6. Вырастишь овощи – сваришь щи.

№12. Напишите о том, как нужно беречь книгу. Подчеркните не с глаголами.

Образец. Не перегибай переплёта книги.

№13. 1. Выпишите в первый столбик имена существительные, во второй – глаголы, в третий – имена прилагательные.

Пробуждение цветов.

Вот открывает лепестки жёлтый козлобородник. За ним раскрывает широкие лепестки шиповник. Вспыхивает ярким огнём мак. Поднимает золотую головку одуванчик. Позже открывает лепестки красная полевая гвоздика. За ней раскрывает белоснежный венчик водяная лилия.

По В. Ветлиной.

2.Напишите, что означают слова каждой части речи. На какие вопросы они отвечают?

№14. 1.Подберите к данным именам существительным однокоренные имена прилагательные и глаголы.

Честь, грусть, мороз, жар, свет, вид, боль, соль.

2.Укажите части речи.

Образец. Честь (сущ.), чествовать (гл.), честный (прил.).

№15. 1.Подберите к выделенным существительным другие существительные, близкие по значению.

Труд, метель, буря, жара, работа, вьюга, зной, ураган, пекло, вихрь, занятие.

  1. Подчеркните существительные, которые обозначают явления природы.

№16. Выпишите в один столбик существительные мужского рода, в другой – женского, в третий – среднего. Вставьте пропущенные буквы.

За…ц, с…бака, гн…здо, м…л…ко, к…рова, р…бота, м…тро, …рех, аллея, п…года, б…лото, с…лома, шофёр, п…мидор, космос, яблоко.

№17. Спишите пары слов. Вставьте пропущенные окончания.

Честное слов… . Любимое дел… . Яркое солнц… . Ясное неб… . Спелое яблок… . Вишнёвое варень… . Новое плать… . Тёплое одеял… .

№18. Напишите загадки и отгадки к ним. Подчеркните их окончания.

Летом в шубе, а зимой голо. Что выше леса, краше света? Пушистая вата плывёт куда – то. Живёт без тела, говорит без языка.

Отгадки: солнце, дерево, облако, эхо.

№19. Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните окончания существительных среднего рода.

Радостная жизнь веселит сердц… . Красно пол… рож…ю. Не украшай плать…, украшай ум. Ум да здоровь… всего д…роже.

№20. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите род существительных.

Наступило утр… . Ярко светит солнц… . Ясное неб… . По нему плывёт белое облак… . Передо мной высокое дерев… . Это яблоня. Вот упало спелое яблок… . За садом пол… .

№21. Спишите предложения. Вставьте подходящие по смыслу имена существительные. Обозначьте род имён существительных.

По дороге мчался … лошадей. Высоко летела … журавлей. Возле реки паслось … коров.

Слова для вставки: стая, стадо, табун.

№22. Из данных слов составьте и напишите предложения. Вставьте пропущенные окончания. Укажите род существительных. Подчеркните окончания.

Показалось, солнц… , яркое. Заблестело, пол…, росой. Проснулось, стад… , на лугу.

№23. 1. Прочитайте слова. Спишите в один столбик существительные женского рода, а в другой – мужского.

Дочь, мяч, вещь, плащ, рожь, нож, печь, ключ, дрожь, пляж.

Образец. Ж. р. М.р.

дочь мяч

2.Сравните столбики и подумайте, какие существительные пишутся с ь на конце после шипящих.

№24. 1. Прочитайте слова. Поставьте существительные в единственном числе. Спишите пары слов.

Образец. Красивый плащ (м.р.).

Красивый (плащи). Дорогая (вещи). Летучая (мыши). Горячий (калачи). Резиновый (мячи). Осенняя (ночи). Электрическая (печи). Школьный (врачи). Железный (обручи). Верный (товарищи).

2.Подчеркните ь . Укажите род имён существительных.

№25. Данные существительные поставьте в единственном числе. Укажите род имён существительных. Подчеркните ь .

Образец. Ночи – ночь (ж. р.).

Товарищи, дочери, ландыши, вещи, плащи, ночи, лучи, печи, кирпичи, ножи, мыши, ковши, броши, чижи, ключи, речи, силачи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: