Морфологический разбор глагола
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Что мы знаем о глаголах?
· Как выполнить морфологический разбор глагола?
· Чем отличаются устный и письменный разборы?
Мы помним, что глагол – это такая часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глагол может стоять в форме настоящего, прошедшего и будущего времени.
В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам и числам.
В предложении глагол чаще всего является сказуемым.
И сегодня мы вновь отправимся на фабрику разборов! Как всегда, сначала мы попадаем в первый цех, где исследуются общие характеристики части речи.
Ученик мастера Гоша как раз получил для разбора глагол. Вернее, предложение «Дети слушают учителя».
– И почему мне всё время присылают целые предложения? – приуныл Гоша.
– Это всё потому, что мы всегда рассматриваем части речи в составе предложения, – пояснил мастер Пётр Петрович. – Например, в этом предложении мы будем рассматривать глагол слушают
.
– Понятно, – кивнул Гоша. – И теперь нам нужно определить общее значение этого глагола, правда ведь?
А это значит, что нам нужно узнать, что обозначает этот глагол. И понять, на какой вопрос он отвечает.
Итак, если это глагол, то он обозначает действие
.
Дети
– что делают? –
слушают
.
Глагол отвечает на вопрос что делают?
И теперь мы сразу же отправляемся во второй цех, где будем исследовать морфологические признаки нашего глагола.
– О да! – кивнул Гоша. – Я знаю, что некоторые признаки у глагола являются неизменными. Вот только какие?
– Сначала мы должны выявить начальную форму глагола, его вид и спряжение
, – отозвался мастер. – Эти признаки для каждого глагола свои, они
никогда не меняются
.
– Отлично! – воскликнул Гоша. – Так что же такое начальная форма глагола?
Наверное, нужно обратиться в отдел технической информации. Там как раз открыли справочник в нужном месте.
– Понятно, – кивнул Гоша. – Значит, поставим глагол в начальную форму. Наш глагол в ней должен отвечать на вопрос что делать?
Что делать? – слушать. Начальная форма – слушать
.
Что же отдел информации сможет сообщить о виде глагола?
Вернёмся в цех и посмотрим на вопрос, который мы ставим к своему глаголу. Слушают
– что делают?
Действие, которое обозначает наш глагол, всё ещё происходит. Значит, это глагол несовершенного вида
.
Ну, а теперь нужно определить спряжение.
Что могут сказать по этому поводу в информационном отделе?
Вернёмся в цех. Получается, что спряжение глагола можно определить по личному окончанию. У нас есть окончание -ют, мы видим его сразу же. Значит, слушают
– это глагол I спряжения.
– Но что же делать дальше? – растерялся Гоша. – Мы рассмотрели признаки, которые являются постоянными для каждого глагола. Но глагол ведь может выступать в разных формах. Что это значит?
– Это значит, что глагол изменяется по временам, лицам и числам
. А иногда – и
по родам
, – ответил мастер.
– Значит, нужно выяснить все эти признаки глагола, – понял Гоша. – И сначала посмотрим на время. Что сообщают из информационного отдела?
Возвращаемся в цех. Наш глагол отвечает на вопрос что делают?
Действия, который он обозначает, происходят сейчас. То есть, в сам момент речи. Значит, этот глагол здесь употреблён
в настоящем времени
.
У нас осталось лицо и число.
– Не всегда – лицо и число, – заметили из отдела информации.
Но наш глагол – настоящего времени, а потому как раз он будет изменяться по лицам и числам.
Вернёмся в цех и посмотрим на глагол.
Он явно отвечает на вопрос что они делают?
Значит, здесь глагол употребляется в форме
третьего лица множественного числа
.
И теперь мы можем перейти в следующий цех, где рассматривается роль глаголов в предложении.
Дети
что делают? –
слушают учителя
. В предложении глагол является
сказуемым
.
Теперь мы можем переместиться в последний цех – цех готовой продукции. Нужно свести воедино всё, что мы узнали о нашем глаголе.
Слушают – глагол. Во–первых, он обозначает действие: дети (что делают?) слушают.
Во-вторых, имеет морфологические признаки: начальная форма – слушать, несовершенного вида, первого спряжения, здесь употреблён в настоящем времени, в третьем лице, во множественном числе.
В-третьих, в предложении является сказуемым.
Дети (что делают?) слушают.
И теперь мы получили образец морфологического разбора глагола. Но, конечно, это образец устного разбора. Вот так будет выглядеть письменный разбор.
Итак, для разбора глагола…
· Мы должны сначала дать части речи общую характеристику.
· Потом мы определяем начальную форму глагола, выясняем, какого глагол вида и к какому спряжению относится.
· Затем определяем время, лицо или род и число глагола.
· Наконец, указываем функцию глагола в предложении.
А теперь давайте немного потренируемся!
На следующей неделе мы будем встречать гостей.
Разберём глагол
будем встречать.
Будем встречать
– глагол. Во-первых, он обозначает действие: мы (что будем делать?) будем встречать.
Во-вторых, имеет морфологические признаки: начальная форма – встречать
, несовершенного вида, первого спряжения, здесь употреблён в будущем времени, в первом лице, во множественном числе.
В-третьих, в предложении является сказуемым.
Мы (что будем делать?) будем встречать.
Обратите внимание – у нашего глагола форма сложного будущего времени, как у всех глаголов несовершенного вида. Поэтому лицо и число мы определяем по вспомогательному глаголу. И подчёркиваем два глагола вместе!
А теперь в предложении Коля посмотрел интересный фильм
разберём глагол
посмотрел
.
Посмотрел – глагол.
Во-первых, он обозначает действие: Коля (что сделал?) посмотрел
.
Во–вторых, имеет морфологические признаки: начальная форма – посмотреть
, совершенного вида, второго спряжения, здесь употреблён в прошедшем времени, в мужском роде, в единственном числе.
В-третьих, в предложении является сказуемым.
Коля (что сделал?) посмотрел
.
Обратите внимание. Глагол смотреть
– исключение, он второго спряжения. Поэтому образованный от него глагол
посмотреть
– тоже второго спряжения.
И ещё. Вместо лица мы отметили род, потому что в прошедшем времени глаголы изменяются по родам.
Я обязательно запомню это правило!
Разберём глагол
запомню
.
Запомню
– глагол. Во-первых, он обозначает действие: я (что сделаю?)
запомню
.
Во-вторых, имеет морфологические признаки: начальная форма – запомнить, совершенного вида, второго спряжения, здесь употреблён в будущем времени, в первом лице, в единственном числе.
В-третьих, в предложении является сказуемым.
Я (что сделаю?) запомню
.
Обратите внимание на отличия письменного разбора от устного.
Что же нам требуется сегодня запомнить?
· Для разбора глагола мы должны сначала дать части речи общую характеристику.
· Потом мы определяем начальную форму глагола, выясняем, какого глагол вида и к какому спряжению относится.
· Затем определяем время, лицо или род и число глагола.
· Наконец, указываем функцию глагола в предложении.
План (образец) морфологического разбора наречия
После грозы свежо пахнул воздух. | |
План разбора | Образец устного разбора |
I. Часть речи. Общее значение. Вопрос к разбираемому слову. | I. Пахнул (как?) свежо — наречие. Обозначает признак действия. II. Знаменательное, определительное;
III. Свежо (как?) — обстоятельство. |
II. Постоянные морфологические признаки:
| |
III. Непостоянные признаки Степень сравнения (у качественных наречий) | |
IV. Синтаксическая роль | |
Образец письменного разбора | |
Свежо — наречие (пахнул как?), обозначает признак действия, н. ф. свежо, знаменательное, образа действия, неизм., обстоятельство. |
Приведем примеры, как выполнить морфологический разбор наречия в зависимости от его принадлежности к определенному смысловому разряду и от грамматической формы.