Памятки для 5 класса материал по русскому языку (5 класс) на тему


Морфологический разбор глагола

Сегодня мы ответим на такие вопросы.

· Что мы знаем о глаголах?

· Как выполнить морфологический разбор глагола?

· Чем отличаются устный и письменный разборы?

Мы помним, что глагол – это такая часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глагол может стоять в форме настоящего, прошедшего и будущего времени.

В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам и числам.

В предложении глагол чаще всего является сказуемым.

И сегодня мы вновь отправимся на фабрику разборов! Как всегда, сначала мы попадаем в первый цех, где исследуются общие характеристики части речи.

Ученик мастера Гоша как раз получил для разбора глагол. Вернее, предложение «Дети слушают учителя».

– И почему мне всё время присылают целые предложения? – приуныл Гоша.

– Это всё потому, что мы всегда рассматриваем части речи в составе предложения, – пояснил мастер Пётр Петрович. – Например, в этом предложении мы будем рассматривать глагол слушают

.

– Понятно, – кивнул Гоша. – И теперь нам нужно определить общее значение этого глагола, правда ведь?

А это значит, что нам нужно узнать, что обозначает этот глагол. И понять, на какой вопрос он отвечает.

Итак, если это глагол, то он обозначает действие

.
Дети
– что делают? –
слушают
.

Глагол отвечает на вопрос что делают?

И теперь мы сразу же отправляемся во второй цех, где будем исследовать морфологические признаки нашего глагола.

– О да! – кивнул Гоша. – Я знаю, что некоторые признаки у глагола являются неизменными. Вот только какие?

– Сначала мы должны выявить начальную форму глагола, его вид и спряжение

, – отозвался мастер. – Эти признаки для каждого глагола свои, они
никогда не меняются
.

– Отлично! – воскликнул Гоша. – Так что же такое начальная форма глагола?

Наверное, нужно обратиться в отдел технической информации. Там как раз открыли справочник в нужном месте.

– Понятно, – кивнул Гоша. – Значит, поставим глагол в начальную форму. Наш глагол в ней должен отвечать на вопрос что делать?

Что делать? – слушать. Начальная форма – слушать

.

Что же отдел информации сможет сообщить о виде глагола?

Вернёмся в цех и посмотрим на вопрос, который мы ставим к своему глаголу. Слушают

– что делают?

Действие, которое обозначает наш глагол, всё ещё происходит. Значит, это глагол несовершенного вида

.

Ну, а теперь нужно определить спряжение.

Что могут сказать по этому поводу в информационном отделе?

Вернёмся в цех. Получается, что спряжение глагола можно определить по личному окончанию. У нас есть окончание -ют, мы видим его сразу же. Значит, слушают

– это глагол I спряжения.

– Но что же делать дальше? – растерялся Гоша. – Мы рассмотрели признаки, которые являются постоянными для каждого глагола. Но глагол ведь может выступать в разных формах. Что это значит?

– Это значит, что глагол изменяется по временам, лицам и числам

. А иногда – и
по родам
, – ответил мастер.

– Значит, нужно выяснить все эти признаки глагола, – понял Гоша. – И сначала посмотрим на время. Что сообщают из информационного отдела?

Возвращаемся в цех. Наш глагол отвечает на вопрос что делают?

Действия, который он обозначает, происходят сейчас. То есть, в сам момент речи. Значит, этот глагол здесь употреблён
в настоящем времени
.

У нас осталось лицо и число.

– Не всегда – лицо и число, – заметили из отдела информации.

Но наш глагол – настоящего времени, а потому как раз он будет изменяться по лицам и числам.

Вернёмся в цех и посмотрим на глагол.

Он явно отвечает на вопрос что они делают?

Значит, здесь глагол употребляется в форме
третьего лица множественного числа
.

И теперь мы можем перейти в следующий цех, где рассматривается роль глаголов в предложении.

Дети

что делают? –
слушают учителя
. В предложении глагол является
сказуемым
.

Теперь мы можем переместиться в последний цех – цех готовой продукции. Нужно свести воедино всё, что мы узнали о нашем глаголе.

Слушают – глагол. Во–первых, он обозначает действие: дети (что делают?) слушают.

Во-вторых, имеет морфологические признаки: начальная форма – слушать, несовершенного вида, первого спряжения, здесь употреблён в настоящем времени, в третьем лице, во множественном числе.

В-третьих, в предложении является сказуемым.

Дети (что делают?) слушают.

И теперь мы получили образец морфологического разбора глагола. Но, конечно, это образец устного разбора. Вот так будет выглядеть письменный разбор.

Итак, для разбора глагола…

· Мы должны сначала дать части речи общую характеристику.

· Потом мы определяем начальную форму глагола, выясняем, какого глагол вида и к какому спряжению относится.

· Затем определяем время, лицо или род и число глагола.

· Наконец, указываем функцию глагола в предложении.

А теперь давайте немного потренируемся!

На следующей неделе мы будем встречать гостей.

Разберём глагол
будем встречать.
Будем встречать

– глагол. Во-первых, он обозначает действие: мы (что будем делать?) будем встречать.

Во-вторых, имеет морфологические признаки: начальная форма – встречать

, несовершенного вида, первого спряжения, здесь употреблён в будущем времени, в первом лице, во множественном числе.

В-третьих, в предложении является сказуемым.

Мы (что будем делать?) будем встречать.

Обратите внимание – у нашего глагола форма сложного будущего времени, как у всех глаголов несовершенного вида. Поэтому лицо и число мы определяем по вспомогательному глаголу. И подчёркиваем два глагола вместе!

А теперь в предложении Коля посмотрел интересный фильм

разберём глагол
посмотрел
.

Посмотрел – глагол.

Во-первых, он обозначает действие: Коля (что сделал?) посмотрел

.

Во–вторых, имеет морфологические признаки: начальная форма – посмотреть

, совершенного вида, второго спряжения, здесь употреблён в прошедшем времени, в мужском роде, в единственном числе.

В-третьих, в предложении является сказуемым.

Коля (что сделал?) посмотрел

.

Обратите внимание. Глагол смотреть

– исключение, он второго спряжения. Поэтому образованный от него глагол
посмотреть
– тоже второго спряжения.

И ещё. Вместо лица мы отметили род, потому что в прошедшем времени глаголы изменяются по родам.

Я обязательно запомню это правило!

Разберём глагол
запомню
.

Запомню

– глагол. Во-первых, он обозначает действие: я (что сделаю?)
запомню
.

Во-вторых, имеет морфологические признаки: начальная форма – запомнить, совершенного вида, второго спряжения, здесь употреблён в будущем времени, в первом лице, в единственном числе.

В-третьих, в предложении является сказуемым.

Я (что сделаю?) запомню

.

Обратите внимание на отличия письменного разбора от устного.

Что же нам требуется сегодня запомнить?

· Для разбора глагола мы должны сначала дать части речи общую характеристику.

· Потом мы определяем начальную форму глагола, выясняем, какого глагол вида и к какому спряжению относится.

· Затем определяем время, лицо или род и число глагола.

· Наконец, указываем функцию глагола в предложении.

План (образец) морфологического разбора наречия

После гро­зы све­жо пах­нул воз­дух.
План раз­бо­раОбразец уст­но­го раз­бо­ра
I. Часть речи. Общее зна­че­ние. Вопрос к раз­би­ра­е­мо­му сло­ву.I. Пахнул (как?) свежо — наре­чие. Обозначает при­знак дей­ствия.
II. Знаменательное, опре­де­ли­тель­ное;
  • обра­за дей­ствия;
  • неиз­ме­ня­е­мое.

III. Свежо (как?) — обсто­я­тель­ство.

II. Постоянные мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки:
  1. Знаменательное или место­имен­ное
  2. Разряд по зна­че­нию
  3. Неизменяемость
III. Непостоянные при­зна­ки
Степень срав­не­ния (у каче­ствен­ных наре­чий)
IV. Синтаксическая роль
Образец пись­мен­но­го раз­бо­ра
Свежо — наре­чие (пах­нул как?), обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, н. ф. све­жо, зна­ме­на­тель­ное, обра­за дей­ствия, неизм., обсто­я­тель­ство.

Приведем при­ме­ры, как выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор наре­чия в зави­си­мо­сти от его при­над­леж­но­сти к опре­де­лен­но­му смыс­ло­во­му раз­ря­ду и от грам­ма­ти­че­ской фор­мы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: