Беседа на тему: «Полезные и вредные привычки». план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Психологи уверяют, что трудно найти людей, у которых не оказалось бы вредных привычек. Часто человек даже не замечает, как раскачивается на стуле, щелкает пальцами, грызет карандаш, употребляет слова-паразиты, не придает особого значения, когда матные слова проскальзывают в речи. Подобные действия кажутся достаточно безобидными, не доставляющими особых неудобств окружающим. Однако специалисты обращают внимание на то, что они негативно влияют на физическое и психологическое состояние, отражаются на культурном уровне, определяют положение человека в обществе. Нужно учитывать, что любые привычки формируются в детстве и постепенно становятся манерами поведения, не зря пословица гласит, что привычка — вторая натура человека. Заботливые родители, понимая это, стараются так воспитывать свое дитя, чтобы привить как можно больше положительных, позитивных, навыков. Поэтому полезно знать, как появляются вредные привычки у детей и как устранить их, если они уже закрепились в поведении.

Если у ребенка появилась привычка…

Слово «привычка» (от английского «habit») означает склонность к чему-либо, ставшее постоянным, привычным.

По утверждению специалистов, любая привычка (и хорошая, и плохая) формируется постепенно, когда ее действие повторяется изо дня в день, закрепляется и становится ритуалом. Обычно это происходит на каким-либо психологическом фоне — позитивном или негативном. Например, вот как психологи объясняют привыкание малышей к нежелательным действиям: на фоне дефицита родительского внимания дитя начинает сосать палец или обкусывать ногти, успокаивая себя подобным способом. Постепенно при любом стрессе или потрясении ребенок, как за соломинку, хватается за свой пальчик. Такой же механизм формирования свойственен другим вредным навыкам.

Какие бывают вредные привычки?

К наиболее часто встречающимся у ребятишек, казалось бы, безобидным, но неприятным для окружающих, относятся такие привычки, как стремление постоянно грызть ногти, чавканье во время еды, ринотиллексомания (привычка ковырять в носу), шмыганье носом, гримасничанье, раскачивание на стуле, накручивание волос на палец, теребление одежды у себя или у собеседника, слова-паразиты в речи, почесывание, манипулирование с интимными частями тела и подобные им действия. Психологи считают каждую вредную привычку компенсаторным механизмом, который помогает детям преодолеть страх, тревожность, депрессию, отсутствие родительской любви и заботы. Часто сами взрослые формируют у детей нежелательный навык. Например, в семье не соблюдают культуру поведения за столом, и ребенок, подражая близким, ведет себя подобным образом: привыкает вытирать рот ладошкой, есть любые блюда только ложкой, чавкать, громко разговаривать или капризничать за столом и прочее. К сожалению, многие вредные привычки оказывают воздействие на здоровье ребенка. Мало того, что они выглядят непривлекательно, но еще могут иметь негативные последствия. Например, ребенок, обкусывая ногти, может заразить самого себя глистами; теребя лицо, воспаляет кожу; просмотр телепередач во время еды пагубно влияет на пищеварительную систему и может даже привести к ожирению. Любой специалист подтвердит, что вредная привычка прямым или косвенным образом пагубно влияет на состояние малышей.

Как бороться с вредными привычками у детей

Всем известно, что болезнь легче предупредить, чем излечить. Такое же предупреждение относится и к дурной привычке. Специалисты утверждают, что нежелательные действия легче предотвратить, и для этого родителям полезно узнать, какие мероприятия по профилактике негатива можно использовать в домашних условиях. Главное — нужно учитывать, что решение данной проблемы требует определенных усилий и пристального внимания не только от родителей, но и от всех окружающих ребенка людей. Ведь психологической особенностью дошколят является быстрое привыкание к сложившемуся укладу жизни, подражание тем людям, которые авторитетны для них, будь это взрослый или сверстник. Именно эта особенность ребятишек может стать главной опорой в профилактической работе. Родителям проще всего будет использовать те приемы, которые с успехом применяются в детских учреждениях. Это игры и упражнения, активное общение и положительный пример для подражания, чтение сказок и просмотр мультфильмов, беседы и рассказы, творческие занятия.

Важно: бесполезно искать какие-то особенные способы борьбы с нежелательными проявлениями у дошколят. Рецепт прост: как можно раньше прививать ребенку полезные навыки и умения, на основе которых будут формироваться полезные привычки. Они не только облегчат жизнь малыша, но и дадут ему возможность в дальнейшем занять достойное положение в среде сверстников, полноценно общаться с окружающими, не стыдиться своих каких-либо негативных склонностей.

Что специалисты рекомендуют родителям, чтобы научить детей избавляться от вредных привычек?

Игры и упражнения

Основной деятельностью для дошкольников является игра, поэтому игровые действия помогают в ненавязчивой форме рассказать детям про вредные привычки, посмеяться над персонажами, у которых они есть, познакомить их с полезными навыками, порассуждать, как правильно повести себя в той или иной ситуации. Родители могут воспользоваться играми, которые предлагают специалисты, а могут и сами на их основе придумать интересные игровые задания и упражнения. Например,

Игра «Две дорожки»

Цель такой игры — снять нервное напряжение, которое нередко испытывают малыши, вследствие чего и рождаются привычки. В этой игре взрослый предлагает малышу рассмотреть рисунок с красной (полезной) и серой (вредной) дорожками, расходящимися в разные стороны. Вдоль дорожек растут яблони. Взрослый называет определенное действие, а ребенок должен правильно развесить яблочки (вырезанные кружочки красного и серого цвета): красные — на дерево с полезными привычками, серые — на дерево с вредными привычками. Для поддержания интереса можно подобрать картинки с соответствующими манерами поведения:

«Полезные яблочки»

  • Чистить зубки
  • Часто умываться
  • Мыться и купаться
  • Не опаздывать в детский сад
  • Убирать свои игрушки
  • Аккуратно вешать свою одежду
  • Делать физзарядку
  • Вытирать рот салфеткой
  • Правильно пользоваться вилкой и ножом
  • Здороваться и прощаться
  • Благодарить взрослых и других детей
  • Помогать женщинам носить сумки
  • Пропускать старших и девочек вперед
  • Уступать место старшим

«Вредные яблочки»

  • Разбрасывать игрушки
  • Постоянно смотреть телевизор
  • Разговаривать во время еды
  • Плеваться едой
  • Грызть ногти
  • Сосать пальцы
  • Раскачиваться на стуле
  • Дергать за одежду
  • Быть непричесанным
  • Брать без спроса чужое
  • Разводить беспорядок
  • Разбрасывать свою одежду
  • Толкать малышей
  • Грубить старшим

Игровое упражнение «Доскажи словечко»

В игре важно правильно обозначить и закрепить положительные действия. Взрослый начинает фразу, а ребенок продолжает:

  • Чтобы грязь не собирать, ногти надо … (подстригать).
  • Даже маленькие хрюшки обожают чистить … (ушки).
  • Ноги, руки мыть не лень в душе губкой каждый … (день).
  • Для аккуратной прически носим мы всегда … (расчески).
  • Стать здоровым ты решил, значит, соблюдал … (режим).
  • Вечно грязный я хожу, с мылом щеткой не дружу. И меня не потому ли называют все … (грязнуля).
  • Я люблю покушать сытно, много, вкусно, аппетитно. Ем я все и без разбора, потому что я … (обжора).
  • Вещи всюду я бросаю и найти их не могу. Где штаны? А где рубаха? Я не знаю. Я — … (неряха).
  • Все мы любим умываться и опрятно одеваться. Солнце, воздух и вода — … (наши лучшие друзья).
  • Если хочешь быть здоровым, крепким, сильным и веселым, свои вредные привычки ты скорей сожги, как … (спички).

Такое упражнение можно обогатить игрой с мячом: взрослый читает начало стиха и бросает мяч ребенку. Тот заканчивает фразу и возвращает мяч.

Стихи и загадки

Художественное слово занимает большое место в жизни ребенка. Всем хорошо известно, как маленькие детки любят, чтобы им читали книжки, легко запоминают веселые короткие стишки и загадки, помногу раз пересказывают любимые сказки. Взрослые могут воспользоваться детской особенностью, чтобы использовать стихи для детей о вреде дурных привычек, о том, как они мешают жить и вызывают насмешки со стороны окружающих. Просто идеально, особенно старшим дошколятам, для этой цели подходят «Вредные советы» Г. Остера, в которых высмеивают каждую вредную привычку:

Нет приятнее занятья, Чем в носу поковырять. Всем ужасно интересно, Что там спрятано внутри. А кому смотреть противно, Тот пускай и не глядит. Мы же в нос к нему не лезем, Пусть и он не пристает.

Если ты пришел к знакомым, Не здоровайся ни с кем. Слов: «пожалуйста», «спасибо» Никому не говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай. И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун.

Или вместе с ребенком можно декламировать в любых ситуациях небольшие стишки и загадки:

Пятерня! Пятерня! Выручаешь ты меня: Если надо мне сморкаться Я сморкаюсь пятернёй. С ней не надо расставаться- Пятерня всегда со мной! – Но не лучше ли, дружочек, Если все-таки в платочек? ( С. Михалков)

Тротуар совсем не нужен, Расстегнувши воротник, По канавам и по лужам Я шагаю напрямик.

Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (Мыло)

Костяная спинка, Жесткая щетинка, С мятной пастой дружит, Нам усердно служит. (Зубная щетка)

Лег в карман и караулит Реву, плаксу и грязнулю. Им утрет потоки слез, Не забудет и про нос. (Носовой платок)

Очень много здесь зубков Для кудрей и хохолков. И под каждым под зубком Лягут волосы рядком. (Расческа)

Что надо знать взрослым

У родителей всегда должны быть в запасе воспитательные приемы, которые дадут возможность предотвратить вредные привычки и их социальные последствия. А если таковые уже появились, то немедля нужно пустить в ход все способы, чтобы быстро избавить свое чадо от нежелательных действий. Психологи уверяют — в первую очередь, необходимо понять, на что указывает появившаяся привычка: может быть, у ребенка появилась потребность быть ближе к родителям, общаться с ними, или у него высокая тревожность, страх, нервозность, или малышу не хватает знаний о правилах поведения в обществе. Это, пожалуй, самое сложное — разобраться! и самостоятельно определить главную причину появления привычки. На помощь всегда придет специалист, но все же вредная привычка — сигнал того, что имеется проблема не только у ребенка, но и в семье. Специалисты предлагают родителям на фоне установленной причины наиболее доступные способы устранения:

Изменение поведения: появление нервозности, неожиданные капризы, неоправданный страх могут свидетельствовать о том, что ребенок испытывает дефицит внимания со стороны взрослых. Чтобы предотвратить появление нежелательного навыка (сосать пальчики, грызть ногти, накручивать волосы), родители должны проявить усиленную заботу и внимание. Даже грудничкам, чтобы предотвратить вредные привычки у детей, в целях профилактики необходимо уделять как можно больше внимания, общаться, играть, разговаривать, носить на руках, разнообразить впечатления сменой игрушек, обстановки. С детками постарше психологи предлагают:

  • чаще играть в развивающие игры (настольные «Чудесный мешочек», «Пазлы», «Собери картинку»; спортивные «Летает — не летает», «Доскажи словечко», «Загадки — отгадки»),
  • заниматься творчеством (рисованием, лепкой, конструированием), что помогает не только успокоить малыша, но и увидеть причину нервозности («Нарисуй, чего ты боишься больше всего», «Добрый — злой человечки», «Моя семья», «Любимый сказочный герой», «Страшная ситуация»),
  • чаще организовывать целенаправленные прогулки на природе(собирать шишки, желуди, красивые листья для поделок),
  • устраивать интересные экскурсии и поездки всей семьей.

Важно:добиваться, чтобы ручки и мысли ребенка были постоянно заняты. Кроме того, совместные увлекательные действия взрослых и детей помогут почувствовать защиту, любовь близких, снять страхи и нервное напряжение, устранить недостаток телесного контакта.

Повышение самооценки: у средних и старших дошколят вредные привычки, как психологические заменители, могут появиться на фоне неуверенности в своих силах, неудовлетворенности своим положением в среде сверстников. Родители обязательно! должны помочь ребенку повысить социальный статус, самоутвердиться в своих силах, улучшить самооценку. Доступны для семейного воспитания такие приемы, как чтение художественных произведений, сказок, просмотр мультфильмов, рассматривание картинок, где герои ведут себя соответствующим образом. Например, хорошо подойдут произведения Н.Носова («Живая шляпа», «Мишкина каша», «На горке»), В. Осеевой («Три товарища», «Синие листья», «Плохо»).

Использование наказаний и поощрений: иногда родители или по незнанию, или заблуждаясь, используют кардинальное воздействие на ребенка. Например, могут мазать пальчики горчицей, лишать прогулки, сладостей, походов в цирк или театр, стыдят в присутствии посторонних, могут унижать, отказывать в ласках, использовать физические наказания. Психологи выступают категорически против таких методов воздействия, так как они только вредят, а не решают проблему. Да, наказание возможно, если взрослые замечают, что ребенок использует негативный навык как манипуляцию для достижения своих целей. Например, мама не разрешает долго лежать в постели и побуждает к выполнению режима, а бабушка, чтобы не нервировать ребенка, делает ему послабление, разрешая поспать, полежать, посмотреть телевизор. Поняв это, ребенок начинает манипулировать, нарочно выполняя действие, которое огорчает взрослых: дергать головой, раскачиваться на стуле, грызть ногти, капризничать.

Важно: наказание предусматривает осуждение, насмешку, но не ребенка, а дурной привычки. Можно посмеяться над сказочным персонажем или героем рассказа, у которых отсутствуют хорошие манеры поведения. Зато малейшее достижение дошколенка, который стремится избавляться от дурных склонностей, должно быть обязательно отмечено взрослыми. В награду можно посетить детское кафе, чтобы малыш смог продемонстрировать хорошие манеры, или сходить в гости к друзьям, или организовать поездку на пикник с другими детками.

Единство семейных требований к ребенку: психологи обращают внимание родителей на то, что главное в воспитании — никаких разногласий. Все члены семьи должны быть едины в требованиях к ребенку. Например, капризы и плохие манеры должны быть замечены, осуждены всеми близкими. Для этого нужна предварительная договоренность между всеми взрослыми, окружающими ребенка.

Использование положительного примера: хорошо, если весь образ жизни семьи является примером для ребенка. Тогда появление вредных привычек у детей будет ничтожно мало, так как дошкольник любит подражать тем людям, которые для него авторитетны. Однако, помимо близких, примером может стать любимый сказочный герой, персонаж мультфильма, друг по детскому саду, старший товарищ. Родителям полезно сделать акцент на положительных манерах поведения, предложить ребенку подражать тем людям, которых он любит.

Способы борьбы с детскими дурными привычками

Психологи отмечают, что у детей еще можно исправить любое негативное поведение. Существует несколько общих способов, как отучить ребенка от вредных привычек. Ими можно воспользоваться в том случае, когда неизвестна причина негативного поведения.

  • Справедливое наказание. Ни в коем случае нельзя игнорировать пагубные пристрастия своего ребенка. Но наказание не должно быть жестоким, иначе это только усугубит проблемную ситуацию.

  • Полная нагрузка. Как говорят в народе, дурная голова не дает покоя ногам. Это мудрое высказывание можно применить к некоторым детским вредным привычкам. Чтобы на них не оставалось времени, нужно по максимуму занять свободное время.
  • Расслабляющий массаж. Этот способ поможет устранить такие проблемы, как сосание пальца, разговоры во сне, сомнамбулизм и прочее. Специалисты сначала рекомендуют принять ребенку расслабляющую теплую ванну с лавандой или ромашкой. После нее нужно размять плечи и мышцы спины. Это лучше делать взрослому. Движения должны быть несильными, чтобы не травмировать детский организм.
  • Позитивная ассоциация. Бороться с вредными привычками у ребенка помогает не только личный пример родителей. У многих детей есть хотя бы один любимый анимационный персонаж, артист, герой из компьютерных игр. Тогда следует донести до ребенка, что его кумир не одобряет вредные привычки, имеющиеся у его фанатов.
  • Забавный пример. Психологи рекомендуют знакомить своих детей с поучительными историями из «Вредных советов» Григория Остера. Веселые и саркастичные стихотворения лучше читать вместе с ребенком и параллельно объяснять ему культурные и моральные нормы поведения, принятые в обществе.
  • Поощрение. Детей необходимо вознаграждать каждый раз, когда они хоть немного преодолевают свои слабости. Например, после такой маленькой победы можно предложить пойти в кафе или на любимый кинофильм. Но ни в коем случае нельзя давать деньги, поскольку за ребенком может закрепиться потребительское поведение.
  • Единство в воспитании. Чтобы избежать возникновения у ребенка двойных стандартов, родители должны требовать от чада одного и того же. Чаще всего возникают асоциальные вредные привычки у детей и подростков, которые умело манипулируют взрослыми. Поэтому проказника должны отчитывать и мама, и папа, чтобы он осознал неправильность своего поступка.

  • Консультация у психолога. Она может стать как дополнением, так и основным способом решения проблемы. Если случай серьезный, то лучше сразу же обратиться к специалисту. Хороший психолог сможет грамотно выстроить работу и помочь избавиться от дурной привычки, не травмируя психику ребенка.

Также специалисты выделяют частные рекомендации, которые нужно применять в той или иной конкретной ситуации. Далее будет рассмотрено несколько наиболее часто встречающихся случаев.

Полезные советы родителям!

  1. Сделайте так, чтобы жизнь вашего ребенка была насыщенной событиями: интересный семейный досуг, чтение книг, совместное просматривание мультфильмов, посещение кружков и секций по интересам, активное общение со сверстниками. Тогда не останется время на формирование дурных навыков.
  2. Будьте в курсе всех событий, в которых оказывается ваш ребенок: с кем дружит, что любит, о чем мечтает, что его тревожит, с кем поссорился. Ваше дитя почувствует, что родители его защищают, заботятся, волнуются о нем, и тогда не нужны будут защитные действия в виде привычек.
  3. Старайтесь знакомить детей с новыми играми, развлечениями, покажите, как можно разнообразить известные игры. Это увлечет детей и заставит забыть о дурных привычках.
  4. Посоветуйте ребенку, как правильно взаимодействовать со сверстниками, научите правилам общения: можно пригласить друзей вашего ребенка в гости, пойти с ними в театр, организовать развлечения. Это поможет закрепить положение ребенка в среде сверстников, обратить внимание на манеры поведения других детей.
  5. Научите своего малыша всем необходимым правилам поведения в обществе, возможно, ему не хватает знаний. Хорошие манеры, закрепленные в поведении детей, явятся сдерживающим механизмом в проявлении дурных наклонностей.
  6. Постарайтесь овладеть приемами снятия напряженности и тревожности у вашего ребенка: массажем, успокаивающими упражнениями, музыкой.
  7. Сделайте образом жизни всей семьи режим, правильное чередование занятий и отдыха, занятия спортом, подвижными играми. Такие действия научат детей правильно организовать свой день, тогда не останется время на скуку, лень, негативные занятия.
  8. Постарайтесь приобщить детей к хобби, которым занимаетесь сами. Помогите малышу находить удовольствие от творческих занятий, чтения книг, прогулок, чтобы это не было нужно делать через вредную привычку.
  9. Если вы обнаружили у ребенка склонность к вредной привычке, не оставляйте его без внимания и привлеките к этому всех домочадцев.

Профилактика вредных привычек через осознанность и срединный путь

В буддизме говорят о том, что все желания невозможно удовлетворить, поэтому растёт не только их общий круг, но также и перечень неудовлетворённых желаний. Это порождает общую неудовлетворённость, дискомфорт, расстройство — дукху, или страдания. Таким образом, желания и есть корень проблем, поэтому лучше не приумножать их, а уменьшать. Срединный путь, в основе которого лежит правильное суждение, решение, речь и жизнь, становится методом устранения желаний. В понимание концепции правильной жизни буддизм включает отказ от опьяняющих и замутняющих разум напитков, лживых речей, прелюбодеяния и т. д.

Поэтому изначально срединный путь — это путь отказа от вредных привычек. Мы ещё раз убеждаемся в том, что религиозные школы едины в своём мнении в этом вопросе. Ведение правильной жизни без вредных привычек приводит к уменьшению страдания. Интересно заметить, что полный отказ от вредных привычек также влияет и на формирование желаний: их в целом становится меньше. С другой стороны уменьшение количества желаний приводит к отказу от вредных привычек.

Вывод напрашивается следующий: если уже успели сформироваться вредные привычки, то отказ от них приведёт к избавлению от желаний и, как следствие, к регрессу страдания. Если вредные привычки ещё не сформированы, то отказ и устранение желаний, хотя бы ненужных, станет профилактикой вредных привычек. Аскеза и аскетичный образ жизни во многих религиях расценивается как акт воли и осознания, а также большой шаг на пути к духовному просветлению и духовной свободе. В случае буддизма это необходимая ступень для выхода из колеса сансары и преодоления закона кармы. Как следствие — аскетичный образ жизни, следование срединному пути ведёт к нирване.

Люди часто хотят получить максимум удовольствия от жизни, понимая под этим удовольствия чувственного, физиологического порядка, но существуют наслаждения высшего порядка — интеллектуальные и эстетические. Почему бы не посвящать больше времени им и вместо опьянения вредными напитками быть опьянённым от увиденной в мире красоты, услышанной музыки или просто ощущать гармонию с мирозданием, проводя больше времени в медитации и созерцании?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]