Конспект урока технология в 5 классе «Моделирование фартука » ФГОС


Красиво шить не запретишь!

Моделирование, Секреты кроя


При изучении шитья и кроя, у новичка, рано или поздно, возникают вопросы –
что такое моделирование, зачем оно нужно и как его можно применить в шитье?
“…Моделирование относится к области прикладного искусства, занимающегося созданием моделей или образцов одежды…”

Именно моделирование, позволяет значительно расширять границы шитья!

В глобальном смысле, моделирование – это изучение и построение моделей различных предметов и явлений.

А моделирование одежды…

это создание эскизов швейных изделий, учитывающее характеристики используемых материалов, назначение изделия и фигуры человека.

Если проще – нужно изучить фигуру и создать подходящую модель.

Процесс моделирования отвечает на вопросы:

Для кого? Для чего?Из чего?

Это значит, если вы хотите самостоятельно создать модель, которая понравилась, нужно:

  • знать особенности фигуры;
  • иметь представление куда и с чем её можно носить;
  • а также, какие материалы подойдут для выбранной модели.

Определившись с ответами на данные вопросы, можно приступать к практической части моделирования.

Процесс создания модели делится на два основных этапа:

  1. Работа над композицией, созданием эскиза/рисунка;
  2. Выполнение композиции в материале,

В свою очередь, второй этап создания модели это:

  • Разработка чертежа и лекал;
  • Раскрой;
  • Пошив.

На первом этапе можно довериться работе профессионального дизайнера, используя уже созданный эскиз или модель с картинки (хотя, зная приемы моделирования, вам, наверняка, захочется придумывать модели самостоятельно – это проверенный факт!)…

Второй этап требует, не только знания видов и способов моделирования, но и грамотного применения их.

Различают два вида моделирования:

  • Творческое;
  • Техническое.

Творческое моделирование основано на разработке моделей/коллекций “с нуля”. Чаще всего, коллекции разрабатываются на основе одной тематики. Например, используются исторические материалы, народное творчество, архитектура, мода различных эпох.

Великолепные примеры творческого моделирования можно наблюдать в коллекциях известных дизайнеров.

Валентин Юдашкин. Коллекция, посвященная Санкт-Петербургу

Карл Лагерфельд – коллекция одежды Chanel, которую дизайнер посвятил легендарной Коко.

В творческом моделировании, не используют рисунки с журналов мод или других источников.

Процесс творческого моделирования определяется общим замыслом модельера/дизайнера при разработке моделей, с учетом направлений современной моды, желания любителей красиво одеваться и географического расположения.

То есть, придумывая образ будущей модели “из головы”, а не копируя его с понравившейся картинки, вы занимаетесь творческим моделированием!


А вот, техническое моделирование – это перенос модели с рисунка или фото из журнала мод на чертеж, с использованием разных способов и законов моделирования.

Другими словами, техническое моделирование – это воплощение идеи/мысли/образа “в жизнь”,т.е. непосредственное создание модели.

Наиболее известны и популярны три способа технического моделирования:

  • Муляжный;
  • Графический;
  • Шаблонный.

Муляжный способ – получение модели с помощью наколки.

Создание модели одежды и получение разверток ее деталей, в соответствии с художественным замыслом осуществляется путем макетирования (муляжирования) изделия на фигуре человека или на манекене.

Главным образом, применяется для уточнения формы деталей (например, воротник, манжета и т.д.) и при сложных покроях одежды.

Приемы муляжного метода используются при проведении примерок в процессе изготовления одежды.

Этот способ берет свое начало с давних времен и до сих пор не теряет актуальности. Особенно его любят дизайнеры.

Графический способ технического моделирования основывается на геометрических ортогональных преобразованиях: переносе, симметрии и повороте.

Разработку моделей производят при помощи предварительного расчета, то есть, путем непосредственного конструирования. Сразу учитываются пропорции рисунка/эскиза и снятые с фигуры мерки.

При графическом методе моделирования строят перемещаемый участок детали, полностью сохраняя его размеры.

Существуют два способа построения равных геометрических фигур: способ засечек и способ перпендикуляров.

Для новичка в шитье и конструировании графический способ моделирования может показаться сложным.

Но, если у вас математических склад ума и вы обожаете строить чертежи, он вам понравится.

Шаблонный способ технического моделирования наиболее распространен и прост.

При шаблонном способе моделирования модель создается на базе типовой конструкции, путем разреза лекал и развода его от осевой линии.

Шаблонный метод позволяет быстро выполнить несколько переносов и поворотов одного и того же участка чертежа, разрезанного на части, что необходимо при создании складок, фалд, драпировок.

Суть способа в том, что:

  • Из бумаги вырезают шаблон, точную копию основной детали базовой основы;
  • На шаблон, в соответствии с моделью, наносят новое положение элемента;
  • Шаблон разрезают по линии нового положения;
  • Исходные линии элемента закрывают/перемещают;
  • При этом определяется новое положение элемента;
  • Контур трансформированного шаблона очерчивают, уложив на плотную бумагу, получая новое лекало.

Способ шаблонов проще, чем графический, дает хорошие результаты и потому широко используется в техническом моделировании.

При выполнении моделирования шаблонным способом следует помнить об эстетичности и плавности оформляемых новых линий конструкции.

Также, есть ряд важных обязательных условий, которые следует соблюдать при использовании шаблонного способа.

В рамках одной ознакомительной публикации, данную тему не освятить.

⇒Но, начав изучать основы моделирования, а главное, научившись грамотно применять его приемы, вы точно найдете это занятие увлекательным!⇐

Ведь, используя проверенную основу и навыки моделирования, можно создавать обновки хоть каждый день.

Кстати, на сайте есть несколько статей и видео о применении некоторых приемов моделирования:

Моделирование и пошив платья — сарафана из купонной ткани

Болеро с рукавом реглан. Моделирование, пошив.

Моделирование юбки с рельефами. Технология пошива юбки.

Детский сарафан. Моделирование.

Изучайте и применяйте моделирование для расширения ваших швейных возможностей, это на самом, деле интересно и увлекательно.

Создав однажды СВОЮ модель, вам непременно захочется повторить результат!

С верой в Ваш успех и пожеланиями удачи, Елена Красовская

Это интересно:

  • Как сшить чехол для диванчика или качели
  • Модные весенние пальто 2020 г. Тенденции.…
  • Как шить из бархата. Особенности обработки…
  • 18 способов обработки низа изделия и…
  • Как шить экокожу и кожзам. Сложности…
  • Как стать счастливым? Есть проверенный рецепт

Тема урока:«Моделирование фартука». 5 класс

Тема урока:
«Моделирование фартука». 5 класс
,

учитель технологии, высшей категории,

МАОУ Гимназия г. Нытвы

Цели урока: 1. Образовательные:

· Познакомить с процессом моделирования.

· Способствовать формированию и развитию умений и навыков моделирования, на основе фартука с нагрудником выполнять различные модели фартуков, подбирать отделку изделия.

· Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.

· Рассмотреть 2 вида моделирования: художественное и техническое.

· Способствовать развитию элементарных конструкторских умений.

2. Развивающие:

· Способствовать развитию активного внимания, наблюдательности, логического мышления, творческого воображения, самостоятельности.

· Создать условия для развития логического мышления у учащихся, формирование его неординарности.

· Создать условия для динамики творческого роста.

3. Воспитательные:

· Способствовать воспитанию эстетических качеств учащихся, аккуратности в работе, уважения к народным традициям, умения работать в команде.

Методы обучения:

словесные (беседа, рассказ), работа в парах, наглядные (презентация, демонстрация моделей), репродуктивный, частично-поисковый, практическая работа.

Методы контроля:

устный, практический, самоконтроль

Тип урока:

комбинированный

Объект труда:

моделирование фартука по представленным эскизам, на основе геометрических фигур: квадрата, прямоугольника, овала, кривой линии.

Оборудование и оснащение урока:

Электронная презентация.

Интерактивная доска. Раздаточный материал (образцы ткани, отделки и т. д.).

Клей, ножницы, цветная бумага, линейки, карандаши.

Рабочая тетрадь, трафареты деталей фартука из цветной бумаги.

Ход урока

Этапы урока Содержание урока Слайды
I.
Организационный момент
(1-2 мин)
Здравствуйте, девочки!

проверка готовности учащихся к уроку; настрой учащихся на работу; доведение до учащихся плана урока.

На прошлом уроке мы построили чертеж фартука. Сегодня мы продолжим разговор о чудесном мире фартуков.

Тема нашего урока: «Моделирование фартука».

Эта тема является продолжением предыдущих уроков модуля «Технология обработки ткани».

Сегодня вы будете все модельерами-конструкторами.

Целеполагание Цель урока

– научиться моделировать, создавать новые модели фартуков. Мы познакомимся с такими профессиями как художник-модельер, модельер-конструктор, швея. На практической работе изготовим макет фартука из цветной бумаги. Узнаем много нового и интересного.

II.
Повторение пройденного материала.
(3 мин)
Для начала повторим предыдущий материал. На прошлом занятии мы с вами построили чертеж фартука и определили основные линии чертежа.

Задание: Посмотрите на экран, перед вами чертеж фартука и перечислены линии чертежа фартука, необходимо сопоставить названия с линиями.

III. Изучение нового материала

(7 -10 мин)

Хорошо! Материал прошлого урока вы усвоили.

Конструирование одежды тесно связано с моделированием. Изменение формы деталей одежды и их художественное оформление выполняются путем моделирования. Детали изделия по форме должны сочетаться между собой. Изготовлением и моделированием одежды занимаются специалисты нескольких профессий, таких как:

Модельер – конструктор – изготовляет чертежи и выкройки

.

Художник — модельер – моделирует одежду. Для выполнения такой работы необходимы знания человеческой фигуры, ее пропорций и пластики. Нужно разбираться в технологии швейного дела, а так же в законах построения костюма, линиях кроя и отделки.

Швея – выполняет швейные операции.

Итак, сегодня вы сегодня побываете в роли модельера — конструктора, и научитесь моделировать фартук, чертеж которого мы строили на прошлом уроке. Для начала познакомимся с понятием «моделирование». Что же это такое? Моделирование – процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью. Это творческий процесс создания одежды, новой по фасону и отделке. Различают несколько видов моделирования.

(рабочая тетрадь стр. 29, определение)

(см. приложение — РТ 1стр.)

Художественное моделирование – создание коллекций моделей, учитывая при этом моду и стиль одежды, им занимаются художники – модельеры.

Техническое моделирование – создание чертежей и выкроек по эскизам, рисункам, им занимаются модельеры – конструкторы.

Работа любого модельера начинается с формулы: “для кого – для чего – из чего”

Вопрос: Посмотрите на экран и скажите: Чем отличаются между собой представленные модели фартуков. (Ответ: формой низа фартука, карманов, нагрудника, выбранным материалом, отделкой)

Фартук – предназначен для предохранения одежды, отсюда форма и материал фартука будут зависеть от вида выполняемой работы. Для сварщика и рабочего завода фартук должен быть прочным и более закрытой формы, шьют такие фартуки из кожи или брезента.

Придумывая модель изделия, необходимо учитывать назначение изделия, свойство материала, из которого будет изготавливаться данное изделие, знать основы композиции, направление моды. Фартук, сшитый из двух прямоугольников, будет выглядеть, скорее всего, простовато и не нарядно. Желательно внесение изменений.
Продумывая фасон, необходимо определить и отделку изделия. Можно использовать следующие виды отделок: вышивка, аппликация, отделка тесьмой, кружевом, бантом. (Виды отделок представлены на карточках, которые у вас находятся на партах)

(см. приложение – отделка 1, отделка 2)

Выполняя техническое моделирование фартука, можно изменять форму и размеры нижней части фартука, нагрудника, достроить бретели, пояс, начертить карманы различной формы. Фартук может быть так же цельнокроеным или отрезным по линиям талии. Все эти особенности модели должны быть отражены на чертеже.

Рассмотрим подробнее, как можно изменить детали фартука.

Тоже мы можем проделать и с нагрудником.

При изменении линий фартука, необходимо помнить, что форма деталей не должна быть разной: если нижняя часть имеет полукруглую, треугольную, или прямоугольную форму, то карманы, или нагрудник должны иметь ту же форму.

Для закрепления выполним упражнение в рабочей тетради стр.31, №14.

(см. приложение – РТ 2 стр.)

IV. Практическая работа.

(10-15 мин)

Прежде чем приступить к выполнению практической работы. Повторим правила по технике безопасности при работе с ножницами.
1 этап:

Подпишите ваш лист для выполнения практической работы.

(см. приложение – модель 1, модель 2, модель 3, модель 4, модель 5)

§ Рассмотрите эскиз модели фартука расположенного на листе в левом верхнем углу.

§ Сравните, чем отличаются детали фартука на эскизе от набора деталей фартука представленных в пакете. Выберете детали соответствующие вашему эскизу.

(см. приложение – детали)

Приклейте детали фартука на лист бумаги.

Правила моделирования:

· Если фартук шьется из пестрой ткани, отделку следует сделать одноцветной, причем она должна совпадать с одной из красок ткани.

· Чем ярче и крупнее рисунок основной ткани, тем меньше должно быть отделочной.

· Ткани ярких расцветок лучше сочетать с менее ярким, белым, черным или серым цветом.

· Бледные бесцветные ткани хорошо оживить яркой отделкой.

2 этап:

§ Подберите к вашей модели фартука подходящий образец ткани и приклейте его в отведенное на листе место. Подбирая ткань, помните правила моделирования.

§ Подберите подходящую отделку для вашей модели фартука (образцы представлены на карточках).

(см. приложение – отделка 1, отделка 2)

Дополнительное задание:

Анаграммы

1. Перснаток, цынинож, нолокво, окстеж, лышекок.

(Наперсток, ножницы, волокно, стежок, колышек).

2. Мстетаь, боатачьт, рптичатаь, антсоричьт, азтсоричьт, тсчатаь.

(Сметать, обтачать, притачать, настрочить, застрочить, стачать).

3. Окснртиуоравине, омедилоравине, бородувонаеи, нитсуремтны.

(Конструирование, моделирование, оборудование, инструменты).

4. Опкдалкда, омазкиа, афткруа, акелдйсоокп, лфзилени.

(Подкладка, мозаика, фактура, калейдоскоп, флизелин).

V. Подведение итогов урока

(2 -3 мин)

— Что нового узнали, с какими понятиями ознакомились, чему научились? (фронтально)

— Выставить оценки за практическую работу.

VI. Домашнее задание

(1 мин)

«Одень Машеньку» (

придумай свою модель фартука нарисуй и раскрась ее).

Разгадай, анаграммы. (Перепутались буквы в терминах)

Анаграммы

1. Перснаток, цынинож, нолокво, окстеж, лышекок.

(Наперсток, ножницы, волокно, стежок, колышек).

2. Мстетаь, боатачьт, рптичатаь, антсоричьт, азтсоричьт, тсчатаь.

(Сметать, обтачать, притачать, настрочить, застрочить, стачать).

3. Окснртиуоравине, омедилоравине, бородувонаеи, нитсуремтны.

(Конструирование, моделирование, оборудование, инструменты).

4. Опкдалкда, омазкиа, афткруа, акелдйсоокп, лфзилени.

(Подкладка, мозаика, фактура, калейдоскоп, флизелин).

(см. приложение – домашнее задание)

Литература:

1. Межуева . 5 класс. Вариант для девочек: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2010.

2. Симоненко . Учебник для учащихся 5 класса.(вариант для девочек). Москва: Изд-во: «Вентана – Граф», 2004.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: