Календарный план на декабрь в подготовительной группе.


Работа с детьми перед сном — цели и методы

Сон необходим для восстановления физиологического и психического равновесия малыша. Согласно санитарно-гигиеническим нормам, его продолжительность для детей до 5 лет составляет 2 часа, до 7 лет — 1–1,5 часа.

Сон — основа здоровья ребёнка

Чтобы сон у ребёнка стал физиологической привычкой, необходимо строго следовать режиму дня, вплоть до каждой минуты. Тогда ко времени начала дневного отдыха ребёнок будет к нему готов.

У многих дошколят найдётся тысяча поводов не заснуть, поэтому методическая работа перед дневным отдыхом играет важную роль. Её целями является:

  • релаксация детей (снижение уровня тревожности и мышечного напряжения);
  • восстановление нормального состояния нервной системы;
  • облегчение психоэмоциональной нагрузки;
  • ускорение процесса засыпания за счёт создания безопасной и комфортной среды.

Для достижения поставленных целей перед организатором дневного сна стоит ряд задач, решать которые ему приходится ежедневно:

  1. Подготовка помещения для отдыха. Лучшее снотворное — это прохладный воздух. Комната отдыха должна быть убрана и проветрена. В жаркое время года рекомендуется открывать окна на проветривание (при отсутствии сквозняков!) и во время сна малышей.
  2. Контроль готовности детей ко сну. Взрослые следят за тем, чтобы все дети сходили в туалет, умылись, помыли руки/ноги, а также переоделись в удобную для сна одежду.
  3. Создание подходящей для сна атмосферы спокойствия и расслабленности.

Этапы работы перед сном: временной план

Выделяется 3 ступени организации дневного сна.

  1. Подготовка (15–20 минут).
  2. Релаксация (5–7 минут).
  3. Сон (1–2 часа).

Подготовка

Самый длительный и ответственный этап. На первом этапе дети играют в спокойные игры.

Игры для первой и второй младших групп

Тихие игры с предметами:

  1. «Волшебный мешочек». Педагог предлагает малышам запустить ручку в мешочек с маленькими игрушками и, не вынимая её, угадать, что это.
  2. «Подбери фигуру». Малыши получают набор геометрических фигур (3–4 шт.) и пустые трафареты. Задача: назвать фигурку и вложить её в подходящее отверстие.
  3. Домино (лото). Если малыши уже знакомы с командными играми, то для них можно предложить домино, в котором на всех игральных костях изображены животные. Задача: игрокам нужно среди своих фишек найти ту, что продолжит линию на столе.

Игры для средней группы

Игры для средней группы могут включать задания на сообразительность и смекалку (но не только):

  1. Складывание заданных фигурок из элементов мозаики занимает ведущее место в картотеке игр перед сном для детей 4–5 лет.

    Мозаика, конструктор не только тренируют координацию, развивают процессы мышления ребёнка, но и отлично расслабляют

  2. «Острый глаз». Показываем ребятам баночку или мисочку. Их задача — оценить диаметр отверстия тары и вырезать из картона подходящего размера крышку. Тот, чья крышка будет точно совпадать, побеждает.
  3. «Повторюшка». Педагог называет тему (обычно близкую той, что была на занятии до обеда), по которой дети подбирают слова. Малыши выполняют задание по очереди, причём, называя своё слово, повторяют те, что были озвучены раньше.

Игры для старшей и подготовительной групп

Это могут быть и двигательные игры, после которых можно рассказать сказку или провести дыхательную гимнастику:

  1. «Бабушка пошла на базар и купила…». Ведущий говорит: «Бабушка пошла на базар и купила мясорубку» — рукой имитирует движение мясорубки. Следующий участник говорит эту же фразу, но вместо мясорубки называет что-то своё (например, кофемолку, швейную машинку). После рук называются движения для ног (главное, чтобы «покупку» можно было показать простым движением). Имитируя движение названного предмета, ребёнок не перестаёт крутить мясорубку. Смысл в том, чтобы все движения делать одновременно.
  2. «Это мой нос». Малыши садятся в круг. Один прикасается к своему подбородку и говорит: «Это мой нос». Его сосед дотрагивается до своего носа, но говорит: «Это мой подбородок». Смысл в том, чтобы говорить и показывать разные части тела (можно ограничиться одним лицом или головой).
  3. «Король тишины». Один малыш — король — садится на стул, остальные стоят вокруг него. Монарх указывает на любого ребёнка и жестом призывает к себе. Так он выбирает себе министров. Если «министр» по дороге произвёл хоть малейший шум, он выбывает. То же самое с королём: если он зашумел, то его свергают с трона и ставят на это место первого министра, который добрался до монаршей особы беззвучно.

В играх желательно задействовать всех детишек.

Сказки

Дети очень любят сказки. А в младших группах в силу возрастной медлительности на игры времени не остаётся, так что чтение вслух лучший приём. Хотя и более старшие ребята с удовольствием послушают захватывающий сюжет.

  1. «Сказка про оленя, который не мог уснуть».
  2. Ирис Ревю «Как Тиша сон искал».
  3. Андрей Прокофьев «Заячья лапка».
  4. «Сказка про носорога, который не мог заснуть».
  5. Наталья Ященко «Как Тигрёнок-полосатик клад искал» и др.

Календарно-тематическое планирование «Город мастеров. Профессии», (региональный компонент)

План образовательной работы с детьми 5-6 лет

Тема

:
«Город мастеров. Профессии» (региональный компонент)
Программное содержание

:

1.Продолжение знакомства детей с народными традициями и обычаями, народным декоративно-прикладным искусством.

2.Расширение представлений о народных игрушках. Знакомство с декоративно – прикладным искусством (хохлома, городецкая роспись, уральская роспись и др).

3.Рассказывание детям о искусстве, традициях и быте народов Южного Урала (особенности строений, предметы быта, национальная одежда и т.д.).

НОД по образовательным областям

:

ОО «Познавательное развитие»

Беседа (ФЦКМ)
«Путешествие в профессии».
Расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей, продолжить знакомство с профессиями людей, создание положительного эмоционального фона в группе, уточнение и расширение словарного запаса детей по теме, развивать интерес к профессиям близких людей, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Конструирование «Город мастеров».

У детей закреплять навыки строительства одноэтажных и многоэтажных домов разной конструкции. Воспитывать навыки коллективной работы, учить детей объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Беседа о профессиях.

Развивать у детей коммуникативные умения, расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания детей о родных им людях; формировать представления о представителях разных профессий, их труде, закреплять знание детьми профессии родителей и других членов семьи.

ОО «Речевое развитие»

«В городе профессий».

Расширять и конкретизировать представления о профессиях людей, закреплять в речи существительное с обобщающим значением “профессии”, совершенствовать грамматический строй речи (упражнять. в образовании прилагательных от существительных, согласование числительных с существительными); совершенствовать навыки построения простого и сложного предложения; развивать речевую активность, диалогическую речь.

«Чтение ХЛ» Д.Родари «Чем пахнут ремёсла».

Ознакомление детей с разными профессиями, обогащение словарного запаса, развитие связной речи, умение отвечать на вопросы,
ОО
воспитание духовно-нравственной личности.

Художественно-эстетическое развитие»

Рисование. Декоративный орнамент по мотивам народных промыслов.

Учить задумывать и выполнять узор по мотивам народных промыслов. Закреплять умение передавать колорит, элементы народного орнамента. Закреплять умение располагать узор в зависимости от формы листа. Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству.

Аппликация.
«Нижнетагильские подносы».
Закрепить умение детей украшать «подносы» (вырезанные из цветной бумаги разной формы) по мотивам нижнетагильской росписи. Учить размещать узор не только в центре, но по углам и на сторонах. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

«Музыка»

Знакомить с различным темпом исполнения произведения, изменением ритма. Побуждать детей к выполнению плясовых движений.

Слушание «Песенка о весне» муз.Г.Фрида, сл.Н.Френкель;

Музыкально-ритмические движения: «Приглашение» у.н.м., обр. Г. Теплицкого;

Драматизация «Игра с цветными платочками» муз.Т.Ломовой;

Игра «Скачут по дорожке» муз.А.Филлипенко;

Игра на ДМИ: «Оркестр» у.н.м.

Танцевально-игровое творчество: «Катилось яблоко» муз.В. Агафонникова.

ОО «Физическое развитие»

Учить сохранять равновесие в ходьбе по узкой рейке гимнастической скамейки. Закреплять умение отбивать мяч в движении одной рукой (правой и левой). Упражнять в ходьбе на лыжах скользящим шагом, обходить встречающиеся препятствия.

— п/и «Ловишка с лентой», «Чья колонна быстрее построится?», «Школа мяча», «Быстрые и меткие».

Предметно-развивающая среда для самостоятельной образовательной деятельности:

— д/игра «Играем в профессии»

— предметы златоустовской гравюры на стали, каслинского литья; жостовский поднос, хохломская посуда: формировать бережное отношение к предметам рукотворного мира;

— иллюстрации с изображением народных игрушек;

— народные музыкальные инструменты в уголок музыки;

— фото, иллюстрации по теме «Наш город» (использование каслинского литья, златоустовской гравюры в оформлении улиц, зданий города);

— в книжный уголок «Малахитовая шкатулка».

Рекомендации родителям для осуществления образовательной деятельности в семье по теме:

Ø Расскажите ребёнку о своей профессии: название, в чём заключается работа, интересна ли она вам;

Ø Побеседуйте с детьми о профессиях столяра, плотника, сварщика, портного, сапожника, художника и др.

Ø Вместе с ребёнком сходите на почту, где обратите его внимание на труд почтовых работников. Расскажите о профессиях работников почты (почтальона, телеграфиста);

Ø Покажите ребёнку корреспонденцию, которую вы вынимаете из почтового ящика: газеты, журналы, письма, открытки; рассмотрите их с ребёнком; Покажите ребёнку посылку;

Ø Покажите ребёнку письмо, почтовую марку, конверт, телеграмму, прочитайте, откуда пришло письмо, телеграмма; расскажите, как письмо и телеграмма попали в ваш дом из другого города. Покажите, как написанное письмо вкладывают в конверт, запечатывают, пишут адрес на конверте, опустите вместе с ребёнком письмо в почтовый ящик;

Ø Почитайте детям сказы П.П.Бажова о людях труда, о мастеровых;

Ø Познакомьте ребёнка с ДПИ: златоустовская гравюра, каслинское литьё, уральская роспись и др.

Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах

:

Утро:

— ситуативные беседы «Правила личной гигиены»: закреплять умение устанавливать связь между совершаемым действием и здоровьем организма;

— игра- путешествие «Гуляем по городу» (театры города (фото)) (закреплять умение называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон).

— составление на доске схемы безопасного подхода к детскому саду.

— отметить на карте Урала г.Златоуст (гравюра на стали, оружейники), г.Касли (каслинское литье), рассказать об этих промыслах, познакомить с их образцами;

— игра экспериментирование с водой «Делаем фонтан». Задачи: изучить свойства воды.

— игровые ситуации: «Сделаем по кругу друг другу подарок», «Потанцуем и найдём волшебные слова», «Кто скорее построит дом».

Гигиенические процедуры:

— ситуативные разговоры с целью развития навыков самостоятельного ухода за собой и своим телом: схема мытья рук, схема одевания/раздевания; внесение схемы «стелем кровать»;

— беседа «Вредные и полезные привычки». Задачи: формировать потребность в соблюдении режима дня, двигательной активности в течение дня

— ситуативный разговор с целью совершенствования культуры еды: правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом, обращаться с просьбой и благодарить;

— ситуативный разговор о закаливании, его значении для здоровья человека.

Завтрак, обед, полдник, ужин:

— ситуативный разговор об особенностях организма и собственного здоровья ребенка (мне нельзя есть апельсины – у меня аллергия, мне нужно носить очки);

— ситуативный разговор о зависимости здоровья человека от правильного питания, формировать умение определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях;

— ситуативный разговор с целью закрепления навыков у детей безопасного пользования вилки, ножа во время еды;

— ситуативный разговор с целью формирования умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях;

— ситуативный разговор с целью расширения представлений о составляющей здорового образа жизни – правильном питании и факторах, разрушающих здоровье, о традициях русского национального питания.

Прогулка

— наблюдения за:

-небом: цвет неба меняется в зависимости от времени дня и от погоды. По небу плывут снеговые тучи, белые пушистые облака, их гонит ветер.

-ветром: откуда дует ветер, определить силу ветра по качающимся веткам деревьев, что такое ветер? Приметы: безоблачно, ветер северный – будет мороз.

-солнцем: день весной прибывает, солнце стоит над горизонтом выше. Приметы: снег идет большими хлопьями – к оттепели

-за сосульками, обратить внимание как они подросли.

-за первым дождём, отметить характерные особенности этого явления весной

— подвижные игры: «Ловишки с приседанием», «Быстрые и меткие», «Чья колонна быстрее построится?», «Школа мяча», «Ударь по мячу», «Ловишка с лентой», «Кольцеброс», «Кто лучше прыгнет»

-спортивные игры: «Хоккей»: ведение шайбы клюшкой, передача шайбы друг другу.

— труд на участке сгребание снега к стволам деревьев и кустарников, помощь воспитателю в разбрасывании снега на территории группового участка.

-деятельность по выбору детей: экспериментирование с водой (окрасить лед), игры-эстафеты, игры с несколькими партнерами, хороводные игры, игры с правилами; подвижные игры с использованием атрибутов.

Вечер:

— ситуативный разговор о правилах безопасного пользования ножницами, иголкой, стекой, клеем

— работа со схемой «Город — труженик» (обозначить символом место, где трудятся родители). Рассказы детей о том, на каких предприятиях работают родители

— организация театрализованной деятельности, возможности применения различных видов театра для самостоятельного обыгрывания народных песен и сказок;

— создать условия для самостоятельного изготовления народных игрушек из бумаги, глины в уголке художественного творчества: закреплять умение сделать народные игрушки своими руками;

— создать условия для изобразительно – творческой деятельности — работа с глиной или пластилином «Пластилиновые фантазии»;

— побеседовать с детьми о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежде.

— организация выставки «Народное творчество» с помощью родителей.

Вечерняя прогулка:

— наблюдение за приметами весны (дождь, иней, ветер), изменениями в природе, учить быть наблюдательными; одеждой прохожих (изменения в одежде),растениями (весеннее пробуждение растений — тополь,сирень); луной и звездами: луна бывает растущая и убывающая, полнолуние и новолуние; вечерним небом: обратить внимание на луну и звезды, в какой фазе находится луна. Приметы: мало звезд на небе – к ненастью. Небо без луны, усыпано звездами – завтра морозный ясный день.

— подвижные игры: «Ловишка с лентой», «Чья колонна быстрее построится?», «Школа мяча», «Быстрые и меткие», «Кто лучше прыгнет», «Кого назвали, тот ловит.

— игры – эстафеты: «Веселые соревнования», «Кто быстрее».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]