V. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта


Описание опыта работы педагога

Анжелика Бушан

Описание опыта работы педагога

Весь свой педагогический опыт и стаж я получила в моем любимом детском саду «Незабудка»

в красивейшем селе Нижняя Синячиха.
Работа с дошколятами самая интересная, хлопотливая и беспокойная. Я не скажу, что пришла в профессию случайно. Первые семена будущей профессии, еще в детстве заложила во мне моя любимая мама. Мама – Галина Антоновна, была воспитателем с тридцатилетним стажем. Я помню еще школьницей забегала к ней в детский сад, и мы играли с маленькими непоседами, и я мечтала о том, что обязательно выберу профессию воспитателя. А сейчас я думаю, что бы делала не став я воспитателем? Не знаю, даже не представляю себе как бы я жила без своих почемучек. Теперь это мой дом, где меня ждут, любят и ценят. Сюда я спешу с интересными идеями, хорошим настроением. С трепетом захожу в группу к своим воспитанникам,и меня встречают множество детских глаз: весёлых, серьезных, любопытных и лукавых – это мир детства.
Каким должен быть воспитатель?

Воспитатель – это человек многогранный. Быть воспитателем – значит, быть мастером, т. е. непрерывно совершенствовать своё мастерство, используя достижения науки и передовой практики, осваивая инновационные технологии и развивающие методы воспитания и обучения. Педагогу необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка и помогать познавать окружающий мир. Воспитателю очень важно, прежде чем развивать личность ребёнка, самому стать личностью.

Януш Корчак писал: «Познай и воспитай самого себя, прежде чем воспитывать детей»

. Поэтому после окончания
педагогического училища я знала, что мне предстоит ещё долгая и кропотливая работа над собой. Я не имею в виду, что воспитатель должен быть идеальным во всём, но его должны уважать дети и стремиться быть похожими на него.
Кроме того, воспитатель – творец, который превращает обычный день ребенка в детском саду в интересное и увлекательное путешествие, развлечение или поиск открытий и тайн. Способность перевоплощаться, играть какую — либо роль помогает мне найти подход к каждому ребенку, понять его внутренний мир, раскрыть способности и таланты, пробудить интерес и любовь к творчеству.

И ещё воспитатель должен быть созидателем. Не зря детей называют «цветами жизни»

, а воспитателей –
«садовниками»
. Единственное, что необходимо воспитателю помнить всегда – не следует сводить всё общение с ребёнком только к сухому процессу передачи знаний. Главная задача воспитателя — помочь ребёнку стать личностью.

В. А.Сухомлинский писал: «Очень важно стремиться стать хорошим инженером, врачом, продавцом. Но стремиться стать хорошим человеком это ещё важнее. Инженером можно стать за пять лет, учиться же на человека надо всю жизнь».

Каждый воспитатель должен стремиться развить в ребёнке ту неповторимость, которая будет выделять его среди окружающих, научить ребёнка быть воспитанным, ответственным, уметь считаться с другими, иметь человеческое достоинство, уважать самого себя, быть ответственным.

«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать»

— писал В. А. Сухомлинский.

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий переживаний.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» — писал классик отечественной психологии Л. С. Выгодский.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Да! Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают всё новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но их свойства. Задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с окружающим их миром к его пониманию.

Поэтому приоритетным направлением моей педагогической деятельности является развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в исследовательской деятельности через активное взаимодействие педагог-ребенок, ребенок-ребенок, ребенок-родитель, что обусловлено требованиями реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Целью моего приоритетного направления является: Создание условий для развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

-систематизировать работу по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством внедрения новых технологий;

-оптимизировать предметно – пространственную среду в условиях интеграции образовательного процесса;

-совершенствовать взаимодействие с родителями через использование различных форм сотрудничества.

Для реализации своей цели и задач, я постоянно стремлюсь к самосовершенствованию, участвую в семинарах, в районных методических объединениях, представляю опыт педагогической деятельности на уровне ДОУ, участвую в Муниципальных районных педагогических чтениях, в конкурсах методических разработок и проектов, в сети Интернет.

Составив в группе первый индивидуальный профиль познавательного развития своих воспитанников,я выявила следующую проблему: дети часто бываю, пассивны, с трудом сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы, отмечалось низкое наличие познавательной потребности и инициативности.

Это позволило мне выявить те способы, с помощью которых я могу дать ребенку развиться, открыть какие- то способности, преодолеть проблемы, найти индивидуальный подход, а также спланировать дальнейшую деятельность по приоритетному направлению.

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях Федерального государственного образовательного стандарта предполагают следующие целевые ориентиры:

— ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

— ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

— ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

— у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

— ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Для воспитания у детей этих качеств, стала очевидной необходимость обновления образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие»

. В группе был создан центр познавательного развития
«Хочу все знать»
, состоящего из предметов для детского экспериментирования и
опытов с оборудованием и материалами. На сегодняшний период вообще в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации ведущего вида деятельности детей в познании окружающего мира – экспериментирования. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребенка так же, как и игровая. Наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников. Экспериментируя, ребенок различными способами самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Поддъякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления для более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Также в этот центр вошли разнообразные дидактические игры, направленные на познавательное развитие детей, гербарии растений, коллекция минералов,тематические папки: «Времена года»

,
«Зима»
,
«Весна»
.
«Лето»
,
«Осень»
,
«Домашние животные»
,
«Животные ископаемые»
и т. д.

Кроме этого был разработан цикл экскурсий и прогулок в ближайшее природное окружение, с учетом региональной специфики села Н. Синячиха. Создала подборку экологический игр, картотеку опытов и экспериментов, составила комплексно-тематическое планирование в работе с детьми. Успешно реализовала новые подходы с учетом культурно — смысловых контекстов, дети путешествовали по карте и «Реке времени»
(по методике Н. А. Коротковой)
.Дети оформляют разнообразные выставки :
«Дары природы»
,
«Минералы»
,
«Редкие предметы»
и тд.

В поиске интересных форм работы с детьми по познавательному развитию привели меня к применению метода проектов. Реализация проектной деятельности осуществляется всеми участниками образовательных отношений на основе следующих принципов;

— партнерство родителей и воспитателей в воспитании и обучении детей;

— единство в понимании педагогами и родителями ценностно- целевых ориентиров, задач, средств, условий, результатов развития ребенка;

— помощь, поддержка, уважение и доверие к дошкольнику со стороны воспитателей и родителей;

— максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

— постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и детского сада.

Среди проектов реализованных мной, — долгосрочный проект «Связь времен»

— цель проекта: формировать начала нравственно – патриотического воспитания через приобщение к вековой истории нашей Родины, родного края, ознакомления с прошлым и настоящим. Итоговым продуктом этого проекта стал праздник, посвященный дню защитника Отечества. Проект
«Мы любим сказки»
— цель проекта: создать условия для духовно ­нравственного развития ребенка, через русские народные сказки. Продуктом этого проекта стало театрализованное представление
«Колобок и его друзья»
. Проект
«Покров»
— цель проекта: формирование познавательного интереса у детей к истории своей страны, к обычаям старины, к русскому народному фольклору. Итогом этого проекта было развлечение
«Капустки»
. В стадии
разработки находится проект «Лекарственные травы»
— цель, которого познакомить детей с целебными растениями Среднего Урала, воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.

По моему наблюдению, наиболее интересным для детей был проект «Связь времен»

, процессе реализации которого были использованы самые разнообразные формы и методы
работы: просмотры презентаций по теме, создание костюма богатыря, экскурсии к памятникам воинам Гражданской и ВО воин, просмотр фильма о Чапаеве и его автобиографии и т. д.
В том же русле – для развития познавательной активности у детей, мной были разработаны методические разработкинепосредственно образовательной деятельности: «Чудо – капелька»

,
«Это все вода»
,
«Волшебный воздух»
,
«Портрет земли»
. Которые направленны на формирование познавательной активности в процессе экспериментирования, способствующих самостоятельному выявлению скрытых свойств объектов.

В результате всей педагогической деятельности у детей стали ярче проявляться положительные черты характера – смелость, решительность, появилась уверенность в себе, появилась потребность в поиске новой информации, новых знаний, стремление задавать вопросы, неугасимая исследовательская активность. Увеличился словарный запас детей. Дети способны называть свойства веществ, их качественную характеристику, знают названия многих представителей живой природы и места их обитания. Дети проявляют настойчивость, стремление доводить начатое до конца.

Я, считаю, что в познавательно – исследовательской деятельности ребёнок получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность. Упорядочить свои представления о мире. Поэтому я стремлюсь учить детей не всему, а главному, не сумме факторов, а целостному пониманию, не только дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

Работая воспитателем, я могу сказать — лучше моей профессии нет! Она заставляет забывать все огорчения и обиды, даёт ощущение вечной молодости. Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть не заметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.

Проходят день за днем, сменяются времена года, год за годом моей биографии, опыт приходит через удачи и неудачи, мысли текут и текут рекой, хочется достичь всё больше и больше. Вот бы продлить каждый день, чтобы день был наполнен до краев большими, хорошими делами, поступками, и только радостью. Ведь впереди ещё так много всего не пройденного, неизведанного.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: