Из опыта работы по введению ФГОС по математике в 5 классе


Описание опыта работы учителя математики

Процент качества знаний учащихся, сдавших экзамен в новой форме составил 60%.
При организации внеурочной деятельности учащихся работаю в трех направлениях: освоение проектно – исследовательских способов деятельности, участие в различных конкурсах, вовлечение учащихся в занятия элективных курсов и элективных учебных предметов.

В 2013 году ученики 5-6 классов приняли участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде по математике проекта «Инфоурок», результат – трое из ребят стали победителями, заняли 1-3 места.

В 2014 году ученики 5-6 классов приняли участие во Всероссийском дистанционном конкурсе по математике проект «Новый урок», результат- один ученик стал победителем, занял 3 место.

Каждый год учащиеся в количестве 8 человек принимают участие во Всероссийской олимпиаде «Бийск», организатор центр поддержки талантливой молодежи. Лучшие результаты олимпиад : 2012 год – Гришин Сергей занял 1 место на районном уровне и 5 место в регионе, 15 место во Всероссийском рейтинге ; 2013 год – Гришин Сергей занял первое место на районном уровне и девятое в регионе, 17 место во Всероссийском рейтинге; Матвейкин Никита 14 место в регионе и 23 во Всероссийском рейтинге.

Под моим руководством учащиеся принимают участие в школьных и районных научно-практических конференциях. Результативность: в 2012 году ученица 6 класса Романенко Ксения заняла второе место в номинации «Математика».

В кабинете математики имеется коллекция геометрических фигур, изготовленных учащимися разных лет, используемых мною, как наглядные пособия для обучения. Ребята составляют интеллект карты по учебному материалу и в дальнейшем используют их при подготовке к итоговым контрольным работам.

Провожу открытые мероприятия по предмету. Мероприятия по форме разные: математические игры, викторины, конкурсы.

Разработала программы по наглядной геометрии и занимательной математике. Провожу пропедевтическую подготовку учащихся к изучению систематического курса геометрии. Основное содержания программ способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся.

Одним из приоритетных направлений моей деятельности является создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. На уроках провожу профилактические мероприятия по предупреждению близорукости, нарушения осанки, провожу физкультурные минутки, 3 – 4 раза за урок меняю способы деятельности.

Комфортная психологическая атмосфера на уроке создаётся при

помощи посильных заданий, доступного для каждого ученика изложения материала и индивидуального подхода. Каждый может почувствовать себя ценным, одаренным и талантливым! Использую разноуровневые задания. Задания позволяют ребёнку быть успешным, а значит, он будет с удовольствием учиться.

Во внеурочное время провожу классные часы на темы: «О пользе сна», «Как прожить долго молодым и здоровым», «Строим дом своего здоровья», тест – анкету для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья, вовлекаю школьников в спортивные секции и спортивные клубы и школы. В классе 85% учащихся посещают спортивные секции. Неоднократно участвуют и побеждают в спортивных соревнованиях на школьном и районном уровнях.

На протяжении всех лет работы в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Филимоновской средней общеобразовательной школе являюсь классным руководителем. В воспитательной работе с классом отдаю приоритет раскрытию индивидуальных способностей детей, здоровьесберегающей деятельности, гражданско-патриотическому, профессионально-ориентационному воспитанию.

В новом коллективе (6 класс) сформировался благоприятный психологический климат, атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности. Ученики активные участники всех школьных мероприятий, подготовили и провели мероприятия с использованием компьютерных технологий: мероприятия ко дню космонавтики «Первый космонавт», интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», День самоуправления, театрализованное представление на новогоднем празднике, а также спортивные состязания «Веселые старты».

В процессе деятельности провожу диагностику (классный руководитель) и самодиагностику (ребенок). На основание результатов каждого учащихся, составляется карта развития класса. Определяю на каком уровни воспитанности находится каждый ученик, в какой степени и в отношении к каким сферам жизнедеятельности в данный момент тот или иной школьник может проявить самостоятельность, инициативу, сам регулировать деятельность, а кто при помощи и поддержке.

Далее составляю характеристику классу «Что имеем?» и определяю цели и задачи воспитательного процесса «Что хотим?». Планирую формы деятельности, которые позволяют решить поставленные задачи. Организую совместную деятельность и её анализирую. Использую результаты анализа для корректирования своей дальнейшей деятельности. Всё это помогает перевести коллектив на более высокий уровень. За педагогическую деятельность имею три выпуска( 2000г, 2007г и 2011г) и сейчас имею моральное право сказать: «Мои усилия принесли плоды». Выпускники коллективы сплоченные, с интересной внутренней жизнью, с богатыми интеллектуальными и творческими возможностями. Классы интересных личностей, классы обладающие индивидуальностью.

На протяжении ряда лет являлась руководителем школьного методического объединения учителей естественно-научного цикла. Все члены объединения активно участвовали в работе районного методического объединения, 100% членов объединения прошли переподготовку на курсах повышения квалификации. Организую участие команды школы в участие ежегодном муниципальном интеллектуальном конкурсе по математике «Брейн- ринг». Ребята занимают почетное второе место. В этом году Гришин Сергей стал лучшим теоретиком и награжден грамотой. Принимаю участие в работе РМО учителей математики.

Провожу открытые уроки, где показываю умение использовать в своей педагогической деятельности современные педагогические технологии, внеклассные мероприятия с использованием ИКТ. В 2014 году повела урок по технологии критического мышления: следовала структуре урока и использовала различные приемы технологии. Использовала интерактивную доску и интерактивные продукты.

На районном уровне выступила на методическом заседании по теме «Технология критического мышления: структура урока и её приемы».

Имею публикацию на региональном уровне — сборник: «Особенности обучения математике в условиях компетентностного подхода», материалы международной научно-практической конференции, г. Красноярск, 2009 года, статья: «Особенности обучения математике детей с признаками одаренности».

Участвовала в краевом августовском педагогическом совете «Новые стандарты и оценка качества образования», 2012 год: Мастер — классы «Решение задач эдоровьесбережения в рамках ФГОС НОО», «Школьная система оценки результатов образовательного процесса», «Организация физико-математической подготовки учащихся».

Сообщаю о себе следующие сведения: образование –высшее, Красноярский педагогический институт, математический факультет; стаж педагогической работы 28 лет, в данном учреждении 24 года; награды- благодарственное письмо Законодательного Собрания Красноярского края, за многолетний добросовестный труд и высокие результаты в педагогической деятельности; участие- краевой августовский педагогический совет «Новые стандарты и оценка качества образования», международная научно-практическая конференция, выступление по теме «Особенности обучения математике детей с признаками одаренности», 2009 год, г. Красноярск, семинары для учителей школы и района; курсы повышения квалификации- «Психолого-педагогические аспекты обучения детей в коррекционных классах 7 и 8 вида» (2011 год) и «Методика преподавания наглядной геометрии учащихся 5-6 классов. Развитие профессиональной компетентности педагогов, реализующих требования ФГОС (2014 год).

« » сентября 2014 год (№ тел. 89131772890)

подпись

Как научить детей учиться? (из опыта учителя математики)

(Из опыта учителя математики Митрофановой Е.А.)

Часто сталкиваешься с проблемой неумения учеников показать собственные знания? Результаты контрольных работ оказываются хуже, чем ответы ребят на уроках, причём у учащихся хорошо успевающих по предмету.

По данным исследований результаты тестов на проверку способностей использовать свои знания на практике показали, что российские школьники:

— не умеют применять знания в реальных ситуациях, характерных для повседневной жизни;

— демонстрируют слаборазвитое пространственное мышление, имеющее большое практическое значение;

— не умеют интерпретировать количественную информацию, предоставленную в форме, характерной для средств массовой информации.

Для наших школьников самыми трудными оказались задания прикладного характера:

— на оценку и прикидку результата;

— на процентные расчёты;

— на построение диаграмм;

— на оценку точности измерения;

— задачи на отношения.

Решая задачи курса «Элементы статистики», а именно

  • познакомить учащихся со статистическими характеристиками, акцентируя внимание на их практический смысл;
  • научить находить статистические характеристики, работать с ними, наглядно изображать результаты статистических исследований и извлекать информацию из соответствующих рисунков и чертежей;
  • развивать умение самостоятельно работать над получением и обработкой информации.

Я проводила в 7-м, а затем и в 8-м классе следующую работу.

В 7-м классе. Каждому ученику было дано задание (каждому своё).

Например, выяснить, какая цена 1 кг апельсинов в разных магазинах, сколько цветов в разных кабинетах, какая масса портфелей учащихся, сколько времени тратит ученик на выполнение домашнего задания по математике в течение 1-ой недели, какая температура воздуха в определённый момент времени в течение недели, какие оценки за четверть имеют мальчики, девочки по предметам и т.д.

После изучения темы на уроке была проведена самостоятельная работа по нахождению основных статистических характеристик и объяснением, что они показывают.

В 8-м классе была проведена домашняя практическая работа по теме «Социологические исследования».

Каждому учащемуся предлагалось индивидуальное задание: провести опрос среди учащихся класса

  • знаки зодиака
  • любимый напиток
  • время, затрачиваемое на дорогу в школу
  • любимый фрукт
  • количество членов семьи, проживающих в одной квартире
  • любимый вид спорта
  • где я проведу лето
  • любимый урок и др.

В процессе изучения темы ребятам давался план, по которому они будут оформлять свою работу (сбор информации, составление таблиц, наглядность информации, вывод). Зная конечную цель, за что он получит оценку, каждый старался максимально разобраться в теме.

Таким образом, дети учатся добывать и применять на практике полученные знания.

Чтобы ребята не были натасканы на механическое запоминание фактов, чтобы они знали, что делать со своими умениями, полученными после изучения темы, я стараюсь вовлекать учащихся в творческую поисковую работу. Например, побыть в роли создателей упражнений.

Я проводила заключительный урок по теме «Линейная функция» в форме соревнования.

Перед уроком было дано домашнее задание придумать различные вопросы и упражнения, где фигурирует функция, например у=-2х+5.

Класс делился на 2 команды. Команды задавали друг другу подготовленные вопросы (типы вопросов не должны повторяться), выбирали каждый раз разных отвечающих (чтобы вовлечь большее количество отвечающих), предполагалась и помощь команды – это организационные моменты. Но здесь важно, что, готовясь, ребята должны были пройти по всем заданиям, подобрать свои данные к предложенной функции, прорешать, чтобы знать ответ на свой вопрос.

Задания: построить график; построить график прямой пропорциональности, параллельной данной прямой; ответить на вопрос, проходит ли данная прямая через данную точку; найти точку пересечения прямых; найти одну из координат точки на прямой, если известна другая и т.д.

Знания по геометрии накапливаются и они все необходимы при изучении последующих тем. Ребята испытывают сложность при решении задач. Чтобы помочь им сориентироваться в полученных знаниях, я проводила следующую работу.

На уроках повторения в 7-м классе мы с ребятами создавали справочник. Работа эта проводилась постепенно, не на одном уроке, предварялась соответствующим домашним заданием, которое проверялось, обсуждалось, мной корректировалось и всеми записывалось в специальную тетрадь.

Оформлялись следующие страницы:

  • Фигуры, обозначения, виды
  • Равные отрезки, если…
  • Равные углы, если…
  • Известно, что…
  • Равнобедренный треугольник
  • Равносторонний треугольник
  • Равенство треугольников

В 8-м классе мы его дооформляли при изучении темы «Четырёхугольники».

Для проверки остаточных знаний у учащихся я в начале четверти, а если это 2-я, 3-я или 4-я, то можно и на 1-ом уроке провожу небольшую самостоятельную работу. Оценки выставляю по желанию.

Важно знать насколько прочно уложились знания у ребят, да и самим учащимся даётся возможность ликвидировать пробелы (позднее они пишут эту самостоятельную работу на обязательную оценку), если они считают, что способны на большее, т.е. ребята самооценивают свои возможности.

Ещё одна проблема, с которой я сталкиваюсь – это выполнение домашней работы. В 8-9-х классах проверка домашней работы выборочна, но хочется, чтобы ребята систематически выполняли и серьёзней относились к этому.

Классы разные, поэтому подход к контролированию выполнения домашней работы разный.

В одном классе выборочно проверяю домашнюю работу (Iряд, II вариант или пофамильно). В конце четверти выставляю общую оценку.

В другом классе, где проблема с выполнением домашней работы стояла очень остро, я или кто-то из учеников вытаскивал из мешочка карточку с номером того ученика, кто должен сдать домашнюю работу на проверку и получить оценку в журнал.

Навыки учителя математики

В резюме педагога указывают навыки и знания, полученные на этой профессиональной стезе, а также опыт репетиторства и индивидуальных занятий с детьми. Методики обучения, требования к ОГЭ и ЕГЭ меняются каждый год. Учитель должен быть в курсе нововведений.

Ключевые профессиональные навыки учителя математики для резюме:

  • Отличное знание теории предмета;
  • Умение решать практические задачи;
  • Социальная компетентность;
  • Умение отбирать эффективные приемы и технологии для результативности обучения;
  • Использование в работе ПК;
  • Факультативные курсы;
  • Организация математических конкурсов и др.

Методисты по математике – неотъемлемая часть педагогического процесса. Эти специалисты разрабатывают и совершенствуют новые педагогические методики. Главные требования для должности методиста: отличные профильные знания, аналитический склад ума, организаторские способности, стремление к постоянному развитию. Для этой должности нужен большой опыт.
Ключевые навыки учителя математики:

ФГОСОткрытые уроки
Электронные пособия и учебникиКлассное руководство
Использование ИКТПодготовка к ОГЭ и ЕГЭ
Подготовка к ВсОШМатематическое ПО
Основы психологииФакультативные курсы
Методика преподаванияВнеурочная деятельность
Учебные экскурсииМетодический материал
Электронный журналРабочие программы
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: