Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
На первом этапе необходимо определиться с темой предстоящей работы. Желание что – либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, «навязанная» ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, прежде всего следует выявить его склонности. Суметь, услышать, понять, почувствовать его интересы – сложная, но вполне решаемая задача. Необходимо определить правила выбора темы исследования:
— тема должна быть интересна ребенку, увлекать его;
— должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;
— должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
— должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы.
После того как тема была определена, необходимо распланировать последовательность предстоящей работы.
Последовательность работы над проектом:
- Подготовка
- Планирование работы
- Исследование. Сбор информации
- Оформление результатов работы
- Презентация (защита) проекта
- Оценка результатов и процесса деятельности
1. Определение темы и целей проекта. Темы детских работ лучше выбирать из содержания близких и интересных областей. На этом этапе как учитель, так и родители могут направить ребенка и помочь ему в выборе интересующей его тематики.
2. Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, определение способа представления результата своей работы (форма проекта).
3. От учителя потребуется особый такт, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Рекомендовать источники информации (Интернет, справочники, художественная литература, учебники и т.д.)
4. Особое внимание в начальной школе требует этап презентации проделанной работы.
Итогом работы является защита исследовательской работы на научно- практической конференции «Первые шаги в науку», а победители участвуют в региональном конкурсе исследовательских работ «Малая академия».
«Обучая других, обучаешься сам» — эта точная мысль А.Я.Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что — либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. Поэтому этап защиты выполненной исследовательской работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным, Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
О выполненной работе надо не просто рассказать. Ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита проектов должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения.
Цель конференции: поиск и поддержка наиболее способных к творческой и исследовательской деятельности учащихся; формирование у младших школьников потребности к саморазвитию, умение выслушать своих товарищей.
В конференции принимают участие ученики 1-4 классы.
В ходе выступления ребята раскрывают цели своих работ, рассказывают какие материалы они использовали, какими источниками информации пользовались, какое оборудование использовали, кто помогал, делали выводы и представляли направления для дальнейших исследований.
План выступления, например, может быть таким:
- Почему ты начал разрабатывать именно этот проект?
- Какова основная идея проекта?
- Какими требованиями к проекту ты руководствовался?
- Какие использовались материалы? Достаточными ли знаниями и умениями ты обладал или пришлось чему-то учиться? Сколько времени тебе потребовалось? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал?
- По каким этапам выполнялся проект? В чем они заключались?
- Каковы направления для дальнейшего исследования?
Весьма важный вопрос — оценка выполненных работ, которая должна носить стимулирующий характер. Качество творческих работ оценивает экспертный совет – жюри. Каждому члену совета выдаются оценочные листы, в которых фиксируются результаты выступления участников. (Приложение №2)
Время представления проекта, как показал наш опыт, целесообразно ограничить 5 -7 минутами, Также необходимо ограничить и время вопросов и ответов.
По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо доложил об итогах собственной исследовательской работы, но и тех, кто задавал умные, интересные вопросы.
Мы опробовали два варианта оценивания детских исследовательских работ. Первый – простое ранжирование, по итогам которого присуждались дипломы первой, второй, третьей степени. Впоследствии мы пришли к выводу, что в этой работе лучше проводить подведение итогов не по принципу ранжирования, а отмечать работы по номинациям.
Мы стараемся сделать так, чтобы каждая работа «победила» в «какой-либо» номинации.
Работы оцениваются в следующих номинациях:
- Новизна материала
- Глубокое понимание материала
- Блестящие ответы на вопросы
- Яркое оформление стенда
- Заинтересованность темой
- «Дружный проект»
- «Весёлый проект»
- «Оригинальный проект»
- «За самую оригинальную тему»
- «За самый логичный доклад»
- «За самое лучшее историческое исследование»
По окончании конференции, все работы детей представлены на выставке. Каждый ребёнок мог просмотреть проекты своих товарищей и поделиться своим опытом. Выставка пользуется огромным интересом. Её так же посещают родители и все желающие учащиеся школы. По тому, где толпится больше детей, можно судить о предпочтениях детей. Чаще всего это работы, к которым можно прикоснуться, потрогать, так называемые действующие модели.
После защиты проекта, работы можно подарить людям, чьи потребности изучили дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех работах, которые они изготовили и почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям. Стала доброй традицией выпуск сборников исследовательских проектов.
Выполнив творческий проект и защищая его на конференции, ученик приобретает навыки, которые в дальнейшем помогут ему и в обучении и в творческих начинаниях.
- мыследеятельностные: выдвижение идеи («мозговой штурм»); выдвижение гипотезы; постановка вопроса; выбор способа и метода; пути деятельности;
- презентационные: составление устного доклада о проделанной работе;
- коммуникативные: свободное владение информацией; умение четко отвечать на поставленные вопросы и выражать свои мысли;
- поисковые: поиск информации;
- информационные: выделение главного; прием и передача информации, представление её в различных формах;
- проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места; проведение эксперимента; осмысление полученного результата.
Можно сделать вывод, что научно-практическая конференция показывает способность учащихся начальной школы к исследовательской деятельности. А широкое представление результатов работы детей способствует повышению мотивации к такой форме работы.
Исходя из природной любознательности младших школьников, не стоит забывать, что сохранение исследовательского поведения учащихся является средством развития познавательного интереса, становления мотивации к учебной деятельности и успешной социализации личности ребёнка в современном мире. В заключение можно отметить, что работы, выполненные нашими учащимися, не только ценны сами по себе. Они воспитывают ответственное отношение к людям и окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения, учат самостоятельно исследовать выбранные ими темы, работать с источниками информации.
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки
Опыт работы учителя музыки. Тема: «Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса, как части всей их духовной культуры.»
Только музыка имеет силу формировать характер… При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства. Аристотель1.Актуальность и перспективность опыта. Процесс образования в школе направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе. Важно, чтобы выпускники школы вышли в большую жизнь самостоятельными, социально адаптированными, успешными, разносторонне развитыми гражданами с активной жизненной позицией, способными сделать ответственный выбор в своей жизни. В течение нескольких лет я работаю по проблеме Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса, как части всей их духовной культуры. Музыка — это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою самооценку. Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа». На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной культуры, я, как учитель музыки, чувствую себя ответственным за музыкальное воспитание учащихся. Процесс личностного становления ребенка не должен сводиться к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных, физических и других), поэтому моя педагогическая концепция основана на развивающем обучении, способствующем формированию в учащихся музыкальной культуры, хорошего музыкального вкуса, как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности. Все дети соприкасаются с миром прекрасного, и в идеале, каждый школьный предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира. В воспитании духовной культуры и нравственного облика учащихся особенно велика роль уроков музыки, с наибольшей силой воздействующей на эмоциональный мир школьника и облагораживающей его душу. Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются — это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и формирует личность ребенка всю жизнь. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: — формируется эмоциональная сфера; — совершенствуется образное мышление; — ребенок становится восприимчивым к красоте в искусстве и в жизни. Задачи, которые стоят перед каждым учителем музыки — введение детей в мир музыки, приобщение их к искусству и, в связи с этим, расширение их духовной сферы, воспитание чувств. Занятия музыкой формируют духовность личности, её нравственный стержень, в основе которого лежит стремление к красоте, добру, правде, к тому, что возвышает человека. Богатство эмоциональной жизни – условие нравственного роста. 2. Формирование ведущей идеи опыта. Я уверенна, что, развивая творческие способности учащихся, мы сможем добиться таких результатов, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Поэтому для себя я так определила цель и задачи своей педагогической деятельности: — способствовать формированию творческой личности, готовой саморазвиваться, приумножать общественную культуру, делать вклад в построение нового общества. — выявлять, учитывать и развивать творческие способности учащихся; — создать творческую, художественно-образовательную среду с включением в её содержание различных видов музыкальной деятельности для развития творческих способностей в сочетании с различными видами искусства (изобразительной деятельности, пластического интонирования и др.) на основе использования активных форм, методов, технологий обучения и воспитания. — приобщать обучающихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт. Тенденция в современной педагогике – активизировать процессы обучения и воспитания через творчество школьника обусловлена объективными факторами: высокой ролью творчества в познании мира; необходимостью всестороннего развития личности; природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства. Музыкальное воспитание в школе наиболее эффективно осуществляется при сочетании классной и внеклассной работы. С одной стороны, урок — основная форма обучения, где происходит передача подрастающему поколению накопленного человечеством опыта в форме материальной и духовной культуры. Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в том, что применение современных типов урока позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование разных типов урока отвечает современным требованиям, стоящим перед школой. С другой стороны внеклассная работа, которая, будучи необязательной, дополнительной формой обучения, является всё же действенной частью работы, направленной на формирование всесторонне развитой личности. Внеклассная работа открывает перед школьником возможность углубленно заниматься тем, что их влечёт. Учитель же имеет возможность больше приобщить их к музыке, формировать самостоятельность и творческую активность. Стимулированию интереса к музыкальной деятельности способствует создание ситуации успеха. Это особенно необходимо, когда ребёнок проявляет старание, но испытывает затруднения. Поощряя детей, учитель создаёт ситуацию успеха, а переживание радости придаёт им силы, уверенность в преодолении трудностей, помогает поднять эмоциональный тонус. Успех, радость достижения цели многим учащимся помогает поверить в свои силы, утвердится в собственных глазах и мнении товарищей. Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувства мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. 3.Теоретическая база опыта. Каждый из нас воспринимает и переживает музыку по-своему. Это зависит от уровня нашей образованности и воспитанности. К сожалению, реальность нашей жизни такова, что в наше время понятие интеллигентного человека, увы, не всегда связывается с уровнем его культуры. И я вижу своё предназначение в том, чтобы средствами музыки формировать культурного человека. Для меня, по-прежнему, остаются актуальными вопросы: как сделать, чтобы искусство не было отчуждено от ребенка, а стало частью его души, чтобы на уроках музыки преобладали не словесно-информативные, а активно-творческие и проблемные методы? Как сделать урок музыки уроком искусства, где не будет места обыденности и схематизму? И мне, как учителю музыки, необходимо создать такие условия, когда у ребят появляется желание заниматься музыкой, когда дети начинают «хотеть» слушать её и пытаться постигнуть «тайну» творчества. Музыкальное образование и воспитание школьников находится в моих руках с 1 по 7 класс. За это время они должны постичь духовный опыт человечества, раскрыть механизм превращения жизненных явлений в музыкальные образы в единстве содержания, формы и средств выражения. Над проблемой «Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса, как части всей их духовной культуры» я работаю с 2014 года. За это время у меня накопился достаточный теоретический и практический материал, который я использую при подготовке к урокам и внеурочной деятельности. Но из всего многообразия, на мой взгляд, наиболее эффективной формой работы по развитию творческих способностей учащихся, является использование следующих видов музыкально-практической деятельности школьников: — слушание музыки и размышления о ней (устные и письменные); — вокальная исполнительская деятельность (хоровое, ансамблевое, сольное пение); — игра на музыкальных инструментах (музицирование) – самый любимый вид деятельности; — пластическое интонирование; — импровизация (речевые, звуковые, певческие, двигательные); — музыкально-ритмические движения ; — моделирование художественно-творческого процесса (инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств). Большое внимание также уделяю репертуару, которое несёт высокий духовно-нравственный потенциал. Приобщение детей к разнообразию классической, духовной, народной и современной музыки, а также знакомство их с красотой этих произведений, считаю одной из самых важных задач уроков музыки. Уроки музыки и внеурочную деятельность стараюсь строить на художественно-дидактических подходах, т.к. подход – это и есть технология реализации принципов музыкального образования в учебном процессе. Но в своей практике, я прежде всего, опираюсь на личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Потому что живое взаимодействие в процессе специально организованной собственной творческой деятельности, это и есть основа формирования творческой личности, способной реализоваться в социуме. Помочь ребёнку пробудиться, дать толчок и развить творческие способности – это и есть моя основная цель при обучении каждого ребёнка. И для себя я выделила те методы, которые сегодня являются наиболее актуальными. Ведущее место в работе занимают: -Музыкально-педагогическая концепция Д.Б.Кабалевского, которая является базовой основой программы Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, ведущим принципом которой является связь музыки (и искусства в целом) с жизнью. -Психологическая концепция Л.С.Выготского о целостности и единстве художественной деятельности ребенка; -Психологическая концепция способностей, исследования в области восприятия и представления Б.М.Теплова. Кроме того, труды известных отечественных ученых в области педагогики, психологии, теории и практики музыкального и театрального образования и воспитания (Абдуллина Э.Б., Алиева Ю.Б., Станиславского К.С., Немова Р.С., Асафьева Б.В., Петрушина В.И., Эльконина Б.Д.). 4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения. Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках и во внеурочной деятельности, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. Вот уже несколько лет на своих уроках я активно использую ИКТ. Поэтому стараюсь идти в ногу со временем и использовать все современные технологии, которые нам предлагает наше общество: это применение на уроках персонального компьютера, мультимедийного проектора, музыкально-акустической системы и др. Внедрение ИКТ на уроках музыки помогли мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть музыкальные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы. Для меня компьютер на уроке это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей, доступность диалогического общения в интерактивном режиме. На своих уроках музыки, а также внеклассных мероприятиях я применяю разнообразные технологии и музыкальные программы. Так, например, использование компьютерных презентаций позволяют экономить время на объяснение нового материала, на закрепление изученного, повышают эффективность воздействия учебного материала на обучающих. Способствуют повышению интереса к изучаемому предмету. Для пения различных песен или сочинения я использую такие программы как VocalJam или KarMaker. Эти программы построены по одному принципу — проигрывается «минус», а на экране выводятся слова песни, всё это способствует огромному интересу у учащихся. Огромную помощь на уроках музыки дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Меффодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Детям интересно проследить историю развития той или иной группы, узнать о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний я использую раздел Викторина, где можно проверить знания по различным музыкальным темам. Для изучения композиторов-классиков я использую в своей работе программу «Энциклопедия классической музыки». В ней представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов, что облегчает работу в классе. Учащимся нравится самостоятельно получать знания, искать информацию в этой программе. Она проста и интересна в обращении. Для младших школьников я использую программу «Музыкальный класс», где есть возможность заниматься музыкой. Учащиеся могут самостоятельно получать знания, закреплять их с помощью проверочных заданий, анализировать свои ошибки, играть в различные музыкальные игры. Для того чтобы дети легче справлялись с поставленными творческими задачами, на уроках использую различные методы и приёмы обучения: например, — Формирование музыкальных знаний, умений и навыков проходит с помощью метода сравнительного анализа: сравнение различных музыкальных воплощений явлений окружающего мира; — Определение по характеру музыки того или иного персонажа, создание его словесного и живописного портретов; — Осознание элементарных принципов звуковысотной и ритмической организации музыки, высоких и низких, долгих и коротких звуков; — Сочинение простейших музыкальных попевок, характеризующих настроение, состояние; — Для воспитания нравственно-эстетической отзывчивости, эмоциональной культуры учащихся, развития фантазии, воображения при восприятии художественных произведений в их диалектической взаимосвязи с окружающим миром использую метод эмоциональной драматургии; — Художественно-творческие устремления учащихся выявляю на основе проблемно-поисковых методов обучения: беседы, игровой импровизации, диалога, наблюдения, сравнения, анализа жизненных ситуаций, а также знаний соответствующего типа; — Для создания учащимися новых образовательных результатов (идей, произведений, сочинений, исследований, определений) применяю методы и приемы эвристического обучения: «вживания в образ», образного видения, придумывания, эвристических вопросов (Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?); — Для мотивации учебной деятельности, для коррекции знаний и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач на уроке для обобщения имеющихся знаний использую приём актуализации знаний и умений. — Для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях использую прием работы в малых группах, когда учащийся отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. — Для преодоления трудностей на уроке, для мотивации уверенности использую приемы ситуации новизны, неожиданности и успеха. — Для младших школьников часто использую игровые методы (театрализация и др.). 5. Анализ результативности В результате использования вышеописанных подходов в изучении музыки мне удалось: — раскрыть всесторонние способности учащихся; — привлечь детей к внеурочной деятельности; — научить учащихся быть смелыми, артистичными, уверенными в себе; — научить учащихся использовать полученные знания в различных ситуациях; — повысить качество знаний учащихся; — использовать знания, умения и навыки, полученные в процессе внеурочной деятельности, в практической жизнедеятельности; — учащиеся стали занимать призовые места; Место Этап Год ФИО участника Название конкурса II Муниципальный 2020 Ананьева Валентина Конкурс эстрадой песни «Серебряная музыка» I Муниципальный 2020 Ананьева Валерия Конкурс народной песни «Живи, народная душа!» II Муниципальный 2020 Ананьева Валентина Конкурс народной песни «Живи, народная душа!» II Муниципальный 2020 Ошкина Анастасия Конкурс народной песни «Живи, народная душа!» III Муниципальный 2020 Нестерова Олеся Конкурс народной песни «Живи, народная душа!» III Муниципальный 2020 Пичугина Анастасия Конкурс народной песни «Живи, народная душа!» III Муниципальный 2017 Ананьева Валерия Конкурс народной песни «Живи, народная душа!» Кроме того учащиеся школы получили грамоты за активное участие и в других конкурсах: конкурсе патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!», а в епиархальном фестивале детского творчества «Пасхальный благовест» стали лауреатами ученицы 11 класса Ананьева Валентина, Ошкина Анастасия , Пичугина Анастасия . Сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие способности обучающихся. Думаю, что многие мои ученики запомнят наши удивительные праздники, концерты и уроки. Для многих это станет интересной страницей в школьной жизни. Передо мной, как учителем, никогда не стояла задача — сделать из своих воспитанников профессиональных музыкантов. Для меня главное оказать благоприятное влияние как на развитие личности ребенка, так и на повышение его самооценки. Воспитать личность активную, интересную, небезразличную и целеустремленную. Музыка в современном мире — это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. Многое закладывается именно в школьном возрасте. Поэтому формирование интереса к музыке, поиски действенной методики музыкальной работы в школе является весьма актуальными. 6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта В настоящий момент в российском обществе актуализируется потребность в воспитании самостоятельной личности, обладающей ответственностью, имеющей свою точку зрения на то или иное социальное явление. Кроме того, современное многообразие музыкальных стилей предопределяет широчайшие возможности в выборе личностью индивидуальных путей для самоактуализации и самоутверждения. В связи с этим необходимо изменение как целей, задач, содержания музыкального образования, так и методов формирования музыкальной культуры современной личности, которые закладываются в детском возрасте. В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками. Это приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов). Такие разновидности современной музыки, как эстрадная песня, “РЭП”, “диско” и другие, сугубо развлекательные направления, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в детской и подростковой среде широкой популярностью, в то время как классическая, народная и современная академическая музыка, несущие определенную смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания школьников. Младший школьный возраст характеризуется стремлением к взрослению, к самоутверждению, поиску собственного места в жизни, к самооценке. Именно в этом возрасте происходит становление определенных ценностных ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения, в частности — музыкальные вкусы и пристрастия. Если внимательно присмотреться к тому, как входит музыка в жизнь наших учащихся, то мы заметим и многообразие путей, форм и в то же время нередкое отсутствие их взаимосвязи, последовательности, приводящее к серьезным проблемам в музыкальном развитии и воспитании подрастающего поколения. Казалось бы, что современная жизнь благодаря кино, радио- и телепередачам, широкому распространению современной аудио-видео техники настолько насыщена музыкой, что беспокоиться о музыкальной культуре детей не приходится. И стихийно, путем «самодеятельного» удовлетворения личных вкусов и интересов, и планомерно, поскольку музыкальной пропагандой ведают многие организации, музыка постоянно сопровождает современного школьника (человека). Но все же сказать, что в этой области духовной культуры ничто не вызывает тревоги, никак нельзя. Сейчас, когда для улучшения проблемы эстетического воспитания ребенка создана реальная почва, особенно важно хорошо понимать, как, когда и чем «засевать» эту почву. Число «сеятелей» музыкальной культуры в школах сейчас не ограничивается учителями музыки, ими являются и классные руководители, и организаторы внеклассных мероприятий, и различные культурно-воспитательные учреждения. Вопросами музыкально-эстетического воспитания занимаются многие учреждения, значительное внимание этим вопросам стала уделять и общественность. Но столь многогранная деятельность подчас не имеет единой направленности, целостности, не все, что делается, делается на должном художественно-педагогическом уровне. Для верного построения системы музыкального воспитания важно правильно понимать его цели, сущность. А опыт показывает, что единства в понимании целей и задач музыкального воспитания нет. Нередко его сводят то к узкотехническому обучению навыкам, то приобретению учениками знаний о музыке без достаточного приобщения к самой музыке. Таким образом, выявлено противоречие между объективной необходимостью формирования музыкальной культуры школьников и, недостаточной разработанностью практики музыкально-просветительской деятельности (по данному направлению). Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражение многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системе общего музыкального образования, целью которого является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром. Осуществление данной цели возможно только при условии воспитания устойчивых духовных потребностей личности, в том числе потребности в общении с музыкальной культурой, важную роль, в формировании которой играют различные музыкальные учреждения культуры. 7. Адресные рекомендации по использованию опыта Обобщение собственного педагогического опыта. Чего же я, как педагог, достигла в своей работе? — устойчивый интерес к предмету; — работа без неуспевающих; — призовые места на конкурсах; — авторитет среди учеников, их родителей, коллег по работе. И пусть мои ученики будут лучше меня! Представление собственного инновационного педагогического опыта представлено на сайте школы.
Скачать Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Рекомендуем посмотреть:
Праздник «День Независимости». Сценарий Конспект урока для 1 класса по теме «Царевна Лебедь и царевич Гвидон» Музыкальный ринг для старшеклассников «Классика и современность» Как повысить мотивацию к обучению школьников на уроках музыки
Похожие статьи:
Конспект урока музыки к 9 мая в 5 классе
Конспект урока музыки в 3 классе
Викторина по музыкальной литературе для детей 11-12 лет
Сценарий заключительного урока в игровой форме по творчеству А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского
Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика