Проект «Лекарственные растения» (старшая группа)
Иванова Светлана Евгеньевна
Проект «Лекарственные растения» (старшая группа)
Вид проекта: информационно — творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы и их родители.
Актуальность проекта:
Лекарственные свойства растений были известны людям очень давно, наверное, даже обитатели пещер уже пользовались целебными травами для лечения различных заболеваний. Народные целители передавали из поколения в поколение крупицы сведений о целебных свойствах той или иной травы, создавая прочный фундамент «зеленой аптеки», которой мы пользуемся и в настоящее время.
Дети дошкольного возраста должны знать о пользе лекарственных растений, уметь отличать их от других растений, беречь и не рвать без надобности.
Цель проекта: закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.
Задачи:
1. Образовательные:
познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете;
познакомить детей с народными названиями лекарственных растений, их историей;
расширить словарь (первоцвет, отвар, настой, медонос, рассада, соцветия) за счет новых впечатлений и информации, вызывать желание рассказывать о ценностях растения, живущего рядом с нами;
2. Развивающие:
развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях;
развивать творчество, мышление, фантазию;
3. Воспитательные:
воспитывать экологическую культуру;
воспитывать бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты проекта:
осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
Материально-технические ресурсы:
подбор наглядного материала (иллюстрации, картин, фотографий);
подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
дидактические игры;
выставки книг, рисунков;
подготовка информации для родителей: «Полезные рецепты из лекарственных трав», «Лекарственные растения при лечении ОРВИ», «Правила сбора лекарственных растений»;
создание картотеки с речевым материалом (стихи и загадки о лекарственных растениях);
создание условий для просмотра презентаций.
Организационные формы работы над проектом:
Формы взаимодействия
Совместная деятельность педагога с детьми
ООД:
«Лекарственные растения – средства оздоровления человека» (познание);
Аппликация «Ромашковое поле»;
БЕСЕДА: «Зеленая аптека»; «Друг или враг»; «Лекарственные растения»; «Для чего нужны лекарственные растения?»; «Душистая мята»; «Скромный одуванчик»; «Полезная крапива»; «Ландыш – «заячьи ушки»; «Как хорош сегодня наш лопух!»; «Чистотел – желтый цветок»; «Календула — ноготки»; «Незабудка – «мышиное ушко»; «Ромашка – «белая рубашка»;
Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я — подорожник…», «Я — ромашка…», «Я — крапива…»;
Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое изображение);
РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ: И. И. Левитан «Одуванчики», В. М. Васнецов «Дубовая роща в Абрамцево», И. И. Шишкин «Сосновый бор»;
НАБЛЮДЕНИЕ «Наш верный друг — подорожник»
ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева; А. Ожегова «Тропинка полевая»; Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»; Н. Павловой «Загадки цветов»; А. Плешакова «Зеленые страницы»;
Д/ИГРЫ: «Вершки – корешки»; «Узнай растение»; «Узнай по запаху»; Проект
Самостоятельная деятельность детей
рассматривание иллюстраций, фотографий и картин по теме проекта;
рисование и раскрашивание с использованием раскрасок и трафаретов;
С/Р ИГРА: «Зеленый доктор»
складывание из мозаики разнообразных цветов;
Работа с родителями
консультации для родителей: «Полезные рецепты из лекарственных трав», «Лекарственные растения при лечении ОРВИ», «Правила сбора лекарственных растений»
Деятельность педагога
ознакомление с передовым опытом;
уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач;
оформление книжного уголка;
разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с художественным словом;
создание конспектов организованной образовательной деятельности по теме проекта;
создание альбома «Лекарственные растения»;
подбор материала для бесед, игр с детьми;
подготовка презентаций для детей по теме проекта;
подборка иллюстраций, литературы.
Итоги реализации проекта:
1. активное участие детей в создании альбома «Лекарственные растения»;
2. осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека;
3. сформированы знания о лекарственных растениях;
4. обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания.