С момента рождения младенца, игра занимает особое место в процессе воспитания, развития крохи. Именно в процессе игровой деятельности маленький человечек получает знания, которые помогут малышу социализироваться, развить навыки коммуникативности.
Игры в раннем возрасте — основной источник информации об окружающем мире, они способствуют общительности крохи, развивают внимательность, память, логическое мышление. Для каждого возраста ребенка существуют свои игры, позволяющие освоить новые навыки, умения. После рождения ребенка, мама уже развлекает чадо: перебирает пальчики, водит перед глазками грудничка погремушкой.
Понятие игровой деятельности
Еще совсем недавно считалось, что игра — это занятие, служащее для развлечения, не имеющее никакой практической пользы. Это занятие считалась баловством, забавой. В теории современного психоанализа этой забаве отводится особое место при воспитании подрастающего поколения, его интеллектуального, физического развития.
Игра — основополагающая деятельность для детей, способ познания действительности, одна из основных форм развития психических функций личности человека. Ребенок играет, потому что ему интересен сам процесс, малыш не преследует никакой видимой цели.
Ребятня подражает взрослым, пытается воспроизвести и повторить взрослую жизнь в условном, воображаемом мире. Животное, как и человек, обучается и воспитывается когда играет. В этом животный и человеческий мир похожи.
Малыш проявляет свои способности, учится взаимодействию с другими людьми, проявлять инициативу, находить выход из любых сложных ситуаций. Несмышленыш готовится к вступлению во взрослую жизнь.
Термины «игра», «игровая деятельность» взаимосвязаны. Игровая деятельность способствует оптимальному усвоению, закреплению разнообразной информации, полученной в процессе игры. Развитие игровой деятельности оказывает самое положительное влияние на воспитание малышей.
Функции, присущие этому виду активности, помогают маленькому человечку более полно раскрыть свои способности. Для взрослых оказывают помощь по коррекции развития непоседы. Функции подразделяются по следующим видам:
- развлекательная — одна из важных функций. Пробуждает интерес крохи, развлекает, доставляет удовольствие;
- социокультурная функция помогает привить несмышленышу навыки морального поведения, знакомит с основными правилами жизни в окружающем социуме;
- диагностическая функция помогает взрослому вовремя распознать отклонения от норм развития, поведения крохи. Сам малыш может лучше узнать себя, свои возможности;
- коррекционная, с помощью которой, можно воздействовать на несмышленыша для внесения положительных изменений в личностную структуру малыша;
- терапевтическая учит в развлекательной форме преодолевать различные жизненные трудности в других видах деятельности, таких как обучение, труд;
- коммуникативная развивает способности несмышленышей к общению, получению, передачи информации в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, развивает речь несмышленыша;
- воспитательно — познавательная функция закрепляет огромный пласт информации, получаемый крохой в игре. Развивает любопытство, стремление к получению новых знаний;
- самореализация ребенка проявляется при выборе малышом роли. Лидер или ведомый, воспитатель сразу отметит проявленные качества крохи.
Кроха не будет играть, если ему скучно, неинтересно. Только при добровольном согласии малыша участвовать в игровом процессе все функции будут работать в полной мере. Именно тогда кроха усваивает общепринятые, человеческие ценности, моральные навыки, включается как полноправная личность во все общественные отношения.
Как выбирают игры?
При выборе учитывают особенности группы в садике, возраст, уровень развития, даже погоду. В теплое время года оптимальны подвижные занятия под открытым небом. В плохую погоду лучше восполнять недостаток физической активности в здании детского сада, а на улице — загадывать загадки, разучивать песни, играть в «Фотоаппарат» или «Зеркало».
Игровая форма — оптимальный вариант для любых занятий. Малыши куда охотнее занимаются спортом, творчеством или учебой, если это преподносится им в качестве игр. Именно поэтому развлечениям уделяют максимальное внимание в садиках.
К списку статей
Виды игровой активности
Всю жизнь человека сопровождают три основные вида деятельности: игра, учение, а также трудовая деятельность. По мере взросления человека они сменяют друг друга. Игровая деятельность дошкольников — это начальный этап в процессе формирования личности малыша, как самостоятельного субъекта деятельности.
От успешности игровой активности зависит, каким вырастет малыш, как разовьются его способности, насколько успешно кроха вольется в процесс обучения. Обучение готовит детей к труду, основному виду деятельности взрослого человека. Виды подразделяются по возрастным особенностям ребятни:
- деятельность дошкольников;
- для малышей младшего школьного возраста;
- для подростков;
- тренинги.
По форме детской активности и роли взрослых:
- самостоятельные, где на первый план выдвигается инициативность, самостоятельность, активность ребятни. Взрослый не вмешивается в игровой процесс. Дети сами выбирают игру, самостоятельно формулируют ее цель, решают, как и каким способом достичь результата. Сюда относятся познавательные, а также сюжетные занятия, развивающие мышление детей;
- обучающие, которые предусматривают присутствие взрослых. Родитель, воспитатель, педагог объясняет непоседам правила, контролирует правильность их соблюдения, координирует процесс достижения результата. Цель обучающих игр — воспитание, обучение, развитие несмышленыша. Сюда относятся все дидактические, подвижные, музыкальные, конструктивные игры;
- народные, возникшие из исторических традиций народа. Тут инициаторами могут взрослые, а также старшие дети. В основном это музыкальные, постановочные игры.
Виды и формы игровой деятельности в дошкольном возрасте
Этапы развития игровой деятельности дошкольника обеспечивают на протяжении возрастного периода обогащение видов и форм детских занятий. Если малыши в большей степени играют с простыми игрушками и предметами, то старшие дошкольники строят сюжет игры, разрабатывают правила, создают целые проекты для коллективного развлечения.
Если представить краткую характеристику игровой деятельности дошкольников, то следует отметить, что в этом возрасте игры отличаются по содержанию, по логике действий, по наличию или отсутствию правил, по характеру ролей.
Некоторые виды могут требовать двигательной активности ребенка, а другие – активизации мыслительных процессов. Но каждая игровая ситуация имеет моделирующий характер, так как дети создают модель того, что они наблюдают вокруг.
Предметные игровые действия
Подобная разновидность характерна для самых маленьких детей. В этот период игровые действия заключаются в копировании действий взрослых. Такие подражательные игры заключаются в приготовлении еды, разговоре по телефону и в моделировании других простых ситуаций.
В качестве объекта выступают предметы-заместители. Девочка укладывает спать куклу так же, как это делает мама, прикладывает к уху игрушечный телефон или предмет, напоминающий его своей формой. Такой формат игры готовит ребенка к более сложным видам, способствует пониманию, что существуют определенные правила, является основой для будущей ролевой активности.
Подвижные игры
Полноценное развитие требует достаточного количества физической активности в жизни ребенка. Обычная зарядка вряд ли заинтересует малыша, а вот подвижные игры – отличный способ побегать и попрыгать, получая удовольствие.
Традиционные игры, связанные с движениями, известны столетиями. Это салочки, «кошки-мышки», вышибалы. Для групп детей существуют игры по правилам. Последние усложняются в зависимости от возраста играющих.
Наиболее известные разновидности заключаются в необходимости занять свободное месте, поймать оставшегося, сбежаться по команде в «домик». Кроме необходимой двигательной активности, в процессе пробуждается азарт, возникает соревновательный эффект, обучающий ребенка добиваться цели.
Ролевая игра
Первые ролевые элементы появляются у малыша в 3 года, когда он примеряет чужой образ – доктора, мамы, продавца. По мере взросления игровая деятельность усложняется: появляется сюжет, добавляются новые игроки, разрабатываются четкие правила игры.
Именно данная форма относится к основной деятельности ребенка. Она может длиться как несколько минут, так и продолжаться днями, когда девочка воображает себя принцессой или героиней, а мальчик стремится стать пиратом, супергероем, великим разбойником.
Ролевая деятельность в наибольшей степени способствует развитию воображения и творческих способностей: даже если за основу берется сказка или мультфильм, сюжет тщательно перерабатывается, могут появляться новые персонажи, а развитие событий часто уходит далеко в сторону от изначальной канвы.
Познавательная игровая активность
Игровая активность помогает ребенку осваивать новые знания и понимать незнакомые для него процессы. Познавательный интерес подталкивает многих дошкольников разобраться с теми действиями взрослого мира, в которых применяются вполне доступные инструменты.
Механизм заключается в следующем: ребенок увидел, как продавец или родители в супермаркете взвешивают продукты. Или наблюдает, как строители рулеткой замеряют длину или высоту. Интерес к данным действиям побуждает ребенка освоить их самостоятельно.
Взяв в руки линейку, он может перемерить все предметы в доме, а если имеются весы, то узнать количество граммов всего содержимого в холодильнике. Несмотря на то, что все происходит в рамках развлечения, ребенок приобретает навыки и получает знания, которые в дальнейшем пригодятся в учебной и профессиональной деятельности.
Проявление активности дошколят
В раннем детстве для несмышленыша большое значение имеет игрушка. С помощью погремушек, кубиков, мячиков младенец уже получает информацию о цветах, форме. У грудничка развивается восприятие окружающего мира. Родители должны при общении с младенцами не только разговаривать, но и показывать игрушки, демонстрировать незнакомые предметы.
Игрушки можно разделить на несколько видов:
- готовые игрушки — машинки, мягкие игрушки, куклы;
- те которые требуют участия ребятни. Это — различные виды конструкторов, раскраски, кубики, пазлы;
- материалы для творческого выражения ребятни. К ним относятся песок, пластилин, специальное тесто, вода.
Все игрушки помогают крохе более полно проявить себя, развивают творческое начало у малышей.
Восприятие, познание мира грудничками происходит через тактильное ощущение. Для крохи важно все потрогать ручками, попробовать на вкус. Несмышленышу не стоит давать игрушки с мелкими деталями, которые грудничок может проглотить или засунуть в нос. Не оставляйте кроху одного без присмотра.
Самыми первыми формируются так называемое режиссерское восприятие мира. Любой предмет имеет для крохи особый смысл. Для несмышленыша игрушки — это модели мира взрослых людей. У детей развивается воображение. Кроха играет кубиком, представляя, что это настоящая машина. Девочка кормит кукол, наряжает, укладывает спать, представляет себя в роли мамы.
Игрушки помогают ребятне воспринять окружающий мир. Почти одновременно возникают и образные ролевые моменты. Кроха изображает то, что видел. Малыш может вообразить себя самолетом или собачкой. Такие забавы, как правило, кратковременны, однако именно они станут основой более сложных сюжетных занятий в будущем.
Уже к 3 годам у непоседы появляется желание играть со сверстниками, в коллективе. Ребятне очень нравятся подвижные занятия, такие как «догонялки», прятки. Малыши пытаются уже что-то сконструировать, например, построить башню. Детям начинают нравиться сюжетные игры с ролями.
Игровая деятельность дошкольников помогает развивать творческие, организаторские способности. Непоседы играют в школу, в больницу. Представляют себя пожарными или летчиками. В игровых занятиях уже появляется цель, которые непоседы хотят достичь.
Дошколята уже выбирают игровые занятия с правилами. Главным является соблюдение особых правил. Обычно это командные, состязательные: спортивные или печатные, настольные игры. Дошкольники учатся ставить интересы команды выше личных интересов.
Дошкольный возраст — это время перехода к обучающей деятельности. Большую роль начинают играть дидактические упражнения. Дидактические занятия позволяют закрепить обучающие задачи используя игровую активность. Научить малышей считать, составлять слово из букв. Дидактическая игра позволяет постепенно перейти к обучению крохи. Подготовить малыша к школе.
Для учащихся младших классов
Для ребенка в 6 -7 лет уже отмечается постепенный отказ от игрушек, переход к направленному обучению. Игровые занятия с ярко выраженными ролями выходят на первое место в сфере интересов непоседы. Школьник подражает конкретному человеку, пытается воссоздать действия, поступки взрослых людей. Такие занятия служат средством самовоспитания малыша.
В сюжетных — школьники младших классов познают действительность, формируют дружеские отношения со сверстниками, развивают личностные качества. Малышам младших классов начинают нравиться игры с элементами соревнований, где можно проявить свою ловкость, быстроту, продемонстрировать физические возможности
Уже можно заметить, как на смену машинкам, куклам приходят конструктивные, дидактические игры, а также те, которые носят спортивный характер. Одновременно с этим, малыши начинают больше внимания уделять телевизору, компьютеру, книгам. Досуг ребенка меняется. Появляются предпочтения по интересам. Кто-то любит читать сказки, а кто-то выплескивает энергию в спортивных секциях.
На первое место выходят занятия, организованные педагогами. Эти занятия помогают расширить словарный запас, еще более развить навыки коммуникативности, мобилизуют умственные способности ребятни. У школьников формируется навык самодисциплины, непоседы начинают радоваться совместным действиям.
Для подростков
Подростки с 11 — 12 лет вступают в так называемый «трудный» период, возраст взросления. Трудность этого периода состоит в переходе от детской безмятежности к более строгим взрослым обязанностям. Подросток начинает по-новому оценивать свое место в коллективе, пытается самоутвердиться, доказать свою индивидуальную значимость.
Взрослые уже не прощают мелкие шалости, требуют от школьника вести себя, как взрослый человек. Учат отвечать за свои слова, поступки, выполнять взятые на себя обязательства. Подросток уже не хочет играть во взрослых, так как ощущает себя взрослым.
Школьник подросток мечтает являться для своих сверстников значимой фигурой. Главными становятся физические возможности, лидерские качества. Для проявления их особенно подходят разнообразные спортивные мероприятия.
Игровые занятия с боевой, состязательной направленностью помогают показать подростку свои физические качества, проявить силу воли, смекалку, ловкость. Для подростков уже не столько важен игровой процесс, главным становится победа, достижение результата. Подросток ставит себе цель добиться определенного уровня мастерства, чтобы заслужить признание сверстников.
Педагогам, родителям следует помочь школьнику добиться признания сверстников. В этом возрасте очень часто начинается травля более слабых физически одноклассников. Можно записать ребенка в спортивную секцию или папа может сам обучать чадо. Неуверенность подростка в своих силах может вызвать тяжелые формы расстройства психики, агрессивность.
Для подростков с целью коррекции поведения, обучению общения, формированию уверенности в себе проводятся специальные тренинги. Цели тренинга — создание психологической гармонии личности подростка. Такие тренинги требуют особую методику их проведения. Каждое упражнение несет свою установку, данную руководителем.
Для подростков очень полезны психологические упражнения. Непосредственно перед занятием педагог должен поставить детям конкретную задачу: понять другого человека, поставить себя на его место, оценить поведение, поступки. Обсуждение вслух помогает подростку преодолевать себя, учит раскрывать свои способности, отстаивать свою точку зрения.
Виды игр
Игры постоянно меняются. Дети придумывают новые правила, разрабатывают новые сюжеты. Исследование детских игр, рассмотрение их характеристик, степень воздействия на личность малыша, позволило психологам сделать вывод, о том, что развитие игровой активности — это необходимое условие становления личности ребенка.
- Сюжетно — ролевые, творческие виды присущи в основном дошколятам. Дошколята проявляют себя в этих занятиях с особой эмоциональностью, демонстрируют активную самостоятельность. Большое значение для развития дошкольников имеет и творческая составляющая данных видов занятий.
- Драматизация. Построена на литературных произведениях. Четко расписаны роли, соблюдается сюжетная линия. Способствует развитию речи.
- Строительные, конструктивные занятия. Используются конструкторы, а также разнообразные природные материалы: глина, снег, песок.
Игровые занятия с установленными правилами делятся на следующие виды:
- дидактические, созданные педагогами для обучения малышей. Все дидактические упражнения решают конкретные задачи: научить читать, писать, определять геометрические фигуры и т.д.
- Подвижные помогают удовлетворить потребность непосед в движении. Благодаря им у ребятни накапливается двигательный опыт, улучшается координация, развивается крупная моторика.
- Народные, традиционные игры. Практически не используются в школах, на детских площадках. Дети знакомятся с такими занятиями в музеях или детских народных музыкальных коллективах.
Проведение сюжетно-ролевых игр в детском саду
Организация сюжетно-ролевых игр начинается с подготовки атрибутов и игрушек. Для младших дошкольников предметы для конкретных игр подбирает воспитатель и располагает их в игровой зоне в свободном доступе, что стимулирует интерес к развёртыванию самостоятельной деятельности. Для детей 4–7 лет атрибуты хранятся в игровой зоне в секциях/коробках по темам («Посуда», «Инструменты», «Медицина»). Ребята старших групп с удовольствием изготавливают материалы для игр своими руками: мечи из картона, продукты из пластилина, нарисованные картинки заменители.
Таким образом, воспитанникам младшей группы предоставляется готовый набор для игры в кафе: посуда, бутафорские продукты, касса, деньги. Подробнее об организации сюжетно-ролевых игр для младших дошкольников можно узнать из нашей статьи — Как провести сюжетно-ролевую игру в младшей группе детского сада.
Игровая деятельность младших дошкольников активируется при помощи готового набора для сюжетно-ролевой игры
Методика организации сюжетно-ролевой игры
Воспитатель знакомится с перспективным планом развития и обогащения игровой деятельности, выявляет личных интересы детей и способность самостоятельного продумывания сюжета. С учётом полученных данных он приступает к организации сюжетно-ролевой игры в группе.
- Выбор темы игры, составление примерного плана игры с возможными вариантами сюжета.
- Подготовка игровой среды: предметы мебели, игровые атрибуты и заменители, детали костюмов, материалы для самостоятельного изготовления предметов по замыслу.
- Создание мотивации и начало игры:
- воспитатель создаёт игровую или проблемную ситуацию («Ребята, Чебурашка никогда не был в цирке, покажем ему представление?», «Жители острова Чунга-Чанга приглашают нас в гости!», «У кукол скопилось много грязной одежды, устроим для них прачечную!»);
- проведение краткой беседы по теме игры («Какие номера исполняют в цирке?», «Что необходимо для морского путешествия?», «Какие бытовые приборы есть в прачечной?»);
- руководство к игре (для младших дошкольников — прямое, для ребят постарше — косвенное): распределение ролей, обозначение примерного сюжета;
- Поддержание игровой ситуации: контроль за эмоциональным состоянием всех участников игры, подсказки для обогащения сюжета, подбадривание;
- Завершение игры: анализ исполненных ролей, воплощения сюжетной задумки, похвала в инициативности и проявлении фантазии.
Видео: организация сюжетно-ролевой игры в детском саду на всех возрастных этапах
Картотека сюжетно-ролевых игр — таблица
Возрастная группа | Методические приёмы | Примерная тематика |
Первая младшая (ясельная) | Ролевое парное взаимодействие: воспитатель в качестве партнёра по игре развивает способности ребёнка, исполняет «ведущую» роль. |
|
Вторая младшая | Ролевой диалог:
|
|
Средняя | Построение игры основывается на умении менять роль одного и того же ребёнка во время одной игры:
|
|
Старшая | Дети развивают умение действовать в сюжетно-ролевой игре по принципу «Смысловой куст»: у одного ребёнка сменяется несколько ролей за игру. Развивающий элемент в игре старший дошкольников — введение нестандартного персонажа (Баба-Яга в парикмахерской, крокодил Гена в музее, Чебурашка в космосе и т. д.). |
|
Подготовительная | Сюжетно-ролевые игры строятся детьми 6–7 лет по принципу придумывания:
|
|
Временной план игры в детском саду
Положения СаНПин по организации режима работы в ДОУ не содержат прямых указаний по длительности игровой деятельности дошкольников. Поскольку организованная педагогом сюжетно-ролевая игра считается формой обучения в детском саду, приравняем её длительность к временным нормам образовательных и физкультурных занятий.
Таблица: примерный временной план игр
Тема, группа | Начало игры | Основная часть игры | Завершение игры | Общая длительность |
«На приёме в поликлинике», первая младшая группа | Воспитатель приглашает ребят поиграть в «Поликлинику», показывает врачебный кабинет, распределяет роли (доктор, ожидающие в очереди пациенты с различными жалобами), проговаривает с детьми примерные партнёрские диалоги. 2–3 минуты | Дети в парах разыгрывают диалоги («На что жалуетесь?», «Доктор, у меня болит…», «Проведём осмотр», «Я вам назначаю…»); роль доктора передаётся несколько раз разным воспитанникам. 9–10 минут | Воспитатель хвалит детей, спрашивает о понравившихся моментах, просит положить игрушки на места. 2–3 минуты | 15 минут |
«Поездка в метро», средняя группа | Первичное распределение ролей, ребята пробуют самостоятельно продумать сюжет, подбирают атрибуты. 3–4 минуты | Воспитатель подсказывает смену ролей воспитанникам, направляет сюжет, предлагает использовать дополнительные игровые материалы. 12–14 минут | Обсуждение игры в целом, высказывание впечатлений, планирование возможных вариантов для обогащения сюжета 2–5 минут | 20 минут |
«На границе», подготовительная группа | Распределение ролей, составление плана игры, подготовка места, изготовление некоторых атрибутов для игры, перевоплощение в уголке ряжения. 4–7 минут | Выстраивание сюжета по задумке воспитанников. 18–23 | Анализ игры: каких атрибутов не хватало, как можно улучшить, разнообразить сюжет, что добавить в костюмах. 3–5 минут | 30 минут |
Если воспитатель видит заинтересованность детей в более длительной игре и не наблюдает признаков переутомления или чрезмерного перевозбуждения, стоит немного увеличить время на игру.
Видео: сюжетно-ролевая игра «Путешествие в космос» в подготовительной группе (30 минут)
Конспект сюжетно-ролевой игры «Салон красоты» в средней группе — таблица
Цель |
|
Оборудование | Предметы-заместители, бросовый материал, наборы специальных игрушек «Детский парикмахер», полотенца, фартуки, пеньюары, детские игрушки для уборки, ширма, магнитофон, бейджики. |
Предварительная работа | Экскурсия в салон красоты, беседа с работниками, рассматривание иллюстративного материала, изготовление атрибутов к игре. |
Руководство к игре | — Дети,сегодня мы с вами отправимся на очень интересное мероприятие, которое произойдёт в нашем любимом городе Серпухове. Давайте наденем куртки, шапки (показываю), встанем парами. Будьте осторожны и внимательны на улице (звучит фонограмма «Шум улицы»). — Вот мы и пришли. Здесь в этот прекрасный день открывается новый салон красоты «Золушка». И мы будем его первыми посетителями. — Скажите, дети, для чего нужны салоны красоты? (ответы детей) — Что люди делают в салоне красоты? (ответы детей) Кто работает в салоне? (парикмахер, мастер маникюра, косметолог, массажист, уборщица). Давайте же зайдём в «Золушку». Двери открыты для посетителей салона! (звучит торжественная музыка). — Посмотрите, какой красивый и уютный салон! Это — удобный зал ожидания для клиентов, где вы можете посмотреть модные журналы и выбрать красивую стрижку, причёску. Это — зал, где работают парикмахеры. Скажите, какую работу выполняют парикмахеры? Что нужно им для работы? (ответы детей) — Лучше других про работу парикмахера рассказала Лиза. Ты будешь работать мастером за этим креслом (показываю). А вторым мастером будет Костик. Я заметила,что ему очень нравится эта профессия. Вот это твоё рабочее место за этим креслом (показываю). Запомнили? Давайте пройдём дальше. Это — маникюрный кабинет. Как называется мастер, который здесь работает? (мастер маникюра) Что она делает? Кто из вас мог бы работать мастером маникюра? — Хорошо, Катя, ты будешь работать в маникюрном кабинете. Вы мне говорили, что в салоне работает ещё уборщица. То, что она делает очень важно. Уборщица поддерживает чистоту и порядок в салоне. А когда в салоне чисто и аккуратно, это нравится клиентам. Всегда приятно находиться в таком помещении. Парикмахеры благодарны за её работу. Кто из вас, ребята, мог бы справиться с этой ролью? Кому можно поручить это ответственное дело? Ты, Арина, будешь уборщицей. А я с вашего разрешения стану хозяйкой салона «Золушка». Буду наблюдать за вашей работой и помогать. — Итак, парикмахеры у нас — Лиза и Костик, мастер маникюра — Катя, уборщица — Арина, а остальные — посетители. Присаживайтесь в кресла и на диван, посмотрите журналы. Не забудьте вести себя тихо и спокойно, ждите когда вас пригласит мастер. А вы возьмите всё необходимое для работы и проходите к своим креслам. Будьте с клиентами внимательны, вежливы и приветливы. Аккуратно обращайтесь с оборудованием. Наш салон начинает свою работу! (звучит музыка). Выполняют игровые действия. — Дети, рабочий день заканчивается, нам пора закрывать салон красоты. Завтра он обязательно откроет перед вами свои двери. — Какие роли вам понравилось выполнять? — Что интересного было в игре? — Кто из вас хотел бы работать в салоне красоты, когда станете взрослыми? |
В сюжетно-ролевой игре дети учатся осваивать элементы новых профессий, например, мастера ногтевого сервиса