Виды анализа и самоанализа урока
В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока. Вот приблизительная классификация видов самоанализа:
- Краткий — самый простой вид, дающий главную оценку уроку: каковы были задачи, выполнены ли все заявленные цели урока.
- Структурный, или поэтапный — анализ каждого этапа урока, каждого элемента, и, что не менее важно, анализ взаимосвязи этих этапов и элементов урока.
- Структурно-временной. Во время такого самоанализа учитель анализирует время, которое затрачивается на тот или иной этап урока, рациональное использование отведенного времени. Помогает понять, не была ли затянутой, к примеру, проверка домашнего задания, не мало ли времени было отведено времени на практическое применение нового правила или стоило уделить больше внимания объяснению новой темы.
- Комбинированный — это оценка основной дидактической цели урока и его структурных элементов.
- Дидактический — анализ методов и приемов, использованных учителем для достижения главной дидактической цели: формирования ЗУН.
- Аспектный анализ — полная и подробная оценка отдельного аспекта урока: например, использование развивающих методов, использование приемов дифференцированного обучения, проверка ЗУН учащихся, применение технологии проблемного обучения, использование ИКТ на уроке и т.д.
- Полный самоанализ. Этот тип самоанализа совмещает дидактический, аспектные виды анализа, проверку ЗУН учащихся и оценку результативности урока.
- Психологический — оценивает, как учитель обеспечивает внимание учащихся на каждом этапе, как проводит индивидуальную работу, как используется мотивация и т.д.
- Комплексный — объединяет в себе все вышеперечисленные типы анализов. Такой вид самоанализа применяется для оценки целого ряда уроков (например, при проведении аттестации учителя).
Проведение самоанализа
В самоанализ должны входить такие пункты:
- цель;
- задачи;
- подготовка;
- коммуникативная часть;
- физическое воспитание.
Воспитатели должны быть компетентными
Обязательно включение личностно-ориентированного подхода.
В конце — подведение итогов.
В анализ входят:
- Тема.
- Дата и номер группы, в которой проводится мероприятие.
- Цель.
- Обоснование выбора темы с точки зрения психологии, т.е. должно соответствовать общим целям и задачам, контексту изучаемой темы.
- Наблюдение. В этот пункт входит проверка, насколько хорошо детям раскрыты цели и задачи часа, побуждает ли оно воспитанников к какой-либо деятельности, есть ли возможность замерить промежуточные результаты, сделали ли воспитанники выводы.
- Степень контролируемости. Как повлияло, занятие на взаимоотношения в группе, как дети стали отзываться на искусство.
- Общая оценка проведенного мероприятия. Делаются выводы в психолого-педагогической тематике по отношению к воспитателю и воспитанникам.
Обратите внимание! В процессе работы педагог должен учитывать особенности характера каждого ребенка.
К воспитателям предъявляются требования
Методические аспекты
В дошкольном учреждении цели, методики устанавливаются государственной программой.
Этапы методики:
- Словарный, в виде беседы.
- Иллюстрирующий. Иллюстрации на отведенную тему.
- Практический. Лепка фигурок, связанных с тематикой.
- В игровом этапе применяются дидактические игры на общую тему. В этот процесс включается физкультурный аспект в виде гимнастики для пальчиков и глаз.
- Включаются мотивирующие и поощрительные методики.
- Обязательно включение оценки и контроля личных действий, работы детей.
Дополнительная информация! При самоанализе необходимо учитывать, что информация должна подаваться в виде игры, привлекая детей к совместной деятельности.
Как проводится процедура?
Для корректной самооценки изначально следует определиться с целью занятия. Она должна быть четкой и включать инициативу педагогов показать образовательные достижения, новинки воспитания малышей в старшей или младшей группе. Еще одна цель — показать подготовительный уровень воспитателя в отдельно взятом дошкольном учреждении.
С помощью анализа можно проверить следующее:
- готовность детей к школе;
- соответствие структуры и используемых приемов государственным стандартам;
- умение педагога взаимодействовать с детьми;
- чувство времени;
- контроля тембра голоса и интонации;
- умение создавать необходимый эмоциональный фон в группе.
Воспитателям необходимо соответствовать квалификации
По итогу, выявляются недостатки или отмечается их отсутствие.
Как проводится анализ:
- Требуется написать возраст детей и их число в группе.
- Отметить тематику и целевые показатели.
- Описать структуру занятия, т. е. подробно расписать этапы и каждое действие.
- Детально изучить применяемые приемы, расписав использованные предметы и теоретические материалы.
- Оценить уровень организованности и эффективности проведенного мероприятия. В эту оценку входит логика построения, скорость занятия и речи воспитателя, эмоциональный уровень, самостоятельность и активность детей.
- В конце оценивают неточности и предлагаются пути их устранения
Современные технологии речевого развития дошкольников по ФГОС
Дополнительная информация! По итогу педагог предлагает самостоятельную оценку проделанной работе, основываясь на ответах детей и общем эмоциональном фоне группы.
Этапы осуществления самооценки
Самоанализ — это самостоятельная оценка человека своих действий и суждений. Воспитателю необходимо оценить поведение детей, точность своих действий и их эффективность в отношении поставленных целей.
Этапы самоанализа:
- Характеристика воспитанников в группе — число и возраст.
- Степень соответствия выбранной программы общей системе стандартов образования.
- Проверка наличия логики и обоснованности задач и целей.
- Наличие дидактических материалов по теме. Использование музыкальных произведений по теме, прослушивание классических мелодий для отображения природных особенностей с приходом весны.
- Структурированность занятия. Имеются основные этапы. Они логически связаны между собой и плавно переходят один в другой. Каждый этап дает детям подготовку к следующему. Время между ними распределено логично и используется с пользой. Занятие длится не дольше 25 минут. Дети не утомляются, т. к. происходит смена деятельности, от упражнений на развитие речи переходят к играм или рисованию и т. д.
- Атмосфера мероприятия. Воспитанников необходимо заинтересовывать, т. е. в процессе необходимо предлагать детям стихотворную форму речи и некоторые неожиданности.
- Необходимо определить речевую и иную деятельность, поведение. Стоит учесть, сколько раз и кто проявлял активность, почему были пассивными остальные, как работали другие участники, что их вдохновляло на действия. Оценку дают только качеству действий ребенка, а не характеру или личностным чертам. Определяют форму работы детей на занятии: с коллективом, в отдельной группе, обособленно.
- Особенности действий преподавателя. Наличие контактного восприятия с малышами, речевые особенности (темп, интонация и логика).
- Результаты. Отмечается достижение целей и задач, степень выполнения плана, заданий детьми. Эффективность использованных методик и способов, продуманность подачи материала. Что не реализовалось из поставленных планов, и как этого добиться.
Обратите внимание! Обучение должно включать в себя научный аспект, проблемную сторону, т. е. выделять слабые места в знаниях детей, наглядность, познавательную часть, быть понятным, систематичным и поэтапным. Программа должна сохранять актуальность, не меняя общие цели и задачи. Федеральная стандартизация включает развивающую и воспитательную функции.
Мелкая моторика рук у детей от 2 до 3 лет
Актуальность
Мониторинг позволяет выявить сильные и слабые стороны в образовательной программе дошкольного учреждения.
Актуальность:
- Для определения успешности и результативности протекания обучающего процесса.
- Для обучения педагогов (логопедов, воспитателей и т. д.) самостоятельному анализу и оценке динамики своей работы в образовании.
- Самоанализ правильно проведенного занятия в детском саду помогает осуществлять целесообразное управление состоянием образовательного процесса.
- Дает возможность спрогнозировать перспективы развития объектов или субъектов обучения.
Важно! Анализ должен выявить наличие условий для совместной партнерской деятельности детей и взрослых.
Самоанализ открытого занятия должен проводиться с независимым подходом
Примерные алгоритмы самоанализа урока
Самоанализ не обязательно должен затрагивать все аспекты урока. Все зависит от того, ради чего проводится открытый урок: был ли это урок для подтверждения категории или в рамках недели по предмету, или в рамках фестиваля творческого мастерства и т.д.
Вот несколько примеров алгоритмов, которые помогут учителю составить свой самоанализ:
Самоанализ урока, проведенного в рамках конкурса, фестиваля и т.д.
- В чем заключается ваше педагогическое кредо, и как урок помог вам отразить это?
- Объясните выбор содержания урока и выбранной технологии.
- Какие методы и приемы использованы на уроке и оценка их эффективности.
- Что удалось/не удалось осуществить?
- Что можно было бы изменить в ходе урока, нужны ли эти изменения? Если да, то почему?
Краткий план комплексного самоанализа урока
Выбор темы урока, его место в программе. Связь данного урока с предыдущими, и его влияние на следующие уроки.
Краткая характеристика класса: количество сильных/слабых учеников; какие особенности класса были учтены при планировании урока.
Краткий анализ целей и задач урока и оценка их реализации.
Выбор формы урока и приемов/методов, использованных на уроке, взаимосвязь теории и практики. Целесообразно проанализировать основной этап урока подробнее. Так легче показать взаимосвязь всех этапов урока, показать, как остальные этапы работали на главный, основной этап.
Обосновать выбор дидактического материала, ТСО, наглядности. И как это помогло достичь заявленных целей.
Как организован контроль знаний учащихся (на каком этапе, в какой форме). Оценить эффективность выбранного метода.
Психологическая атмосфера на уроке, заинтересованность учащихся, общение с учителем. Удалось ли избежать перегрузки, утомляемости, сохранить мотивацию?
Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом особенностей класса и степенью усвоенности нового знания.
Как вы сами оцениваете результаты урока: все ли задачи решены, если нет, то почему?
В двух словах: перспективы вашей дальнейшей деятельности.
Таким образом, самоанализ урока помогает учителю взглянуть на свой урок со стороны, объективно оценит его «плюсы» и «минусы». Это рефлексия, позволяющая выделить неучтенные резервы, выработать свой стиль, сформировать свое педагогическое кредо.
Самоанализ НОД в старшей группе по ФЭМП «Путешествие в страну математики»
Самоанализ НОД
в старшей группе
«Путешествие в страну математики».
Программное содержание:
1. Выявить полученные знания и умения по изученным темам: пространственные и временные отношения, прямой и обратный счет, знания о геометрических фигурах и форме предметов, составе числа 5, умение соотносить количество предметов с соответствующей им цифрой. Закрепить знания номеров телефонов экстренных служб.
2. Развивать мыслительные операции, умение ориентироваться в пространстве.
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание прийти на помощь.
Задачи НООД поставлены в соответствии с образовательной программой и перспективным тематическим планированием по данной образовательной области.
Мною была выбрана традиционная форма проведения НООД с интеграцией следующих областей:
—«Познание» — обобщение знаний по пройденному материалу;
— «Коммуникация» — постановка монологической и диалогической речи, умение общаться друг с другом, со взрослыми;
— «Социализация» — умение сопереживать товарищу, приходить ему на помощь;
— «Художественное творчество» — выполнение игровых упражнений «Конструктор», «Бусы».
Методы и приемы НООД:
1. Словесный – вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение.
2. Наглядный – учебная доска.
3. Практический – решение математических упражнений с использованием дидактического материала.
4. Игровой– решение проблемно – игровой ситуации на протяжении всего занятия.
5. Методы контроля и стимулирования – анализ выполненных заданий, самооценка детьми результатов деятельности, поощрение за работу.
Структура НООД:
1. Вводная часть НООД предполагала организацию детей: переключение внимания и установку на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя. Это было сделано с помощью игрового сюжета: выполнить задания цветика — семицветика.
2. Основная часть НООД – это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на выполнение всех поставленных задач: основная — закрепление ранее изученного материала.
На этом этапе решалось сразу несколько задач:
— обобщение и обращение к ранее накопленному опыту (знание математических понятий);
— создание ситуации нравственного выбора (стремление вмешаться в ситуацию и повлиять на нее: выполнить предложенные задания);
— стимулирование детей к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения заданий;
— создание ситуации самостоятельного поиска решения на поставленный вопрос (игровое упражнение «Найди столько же»);
— создание ситуаций взаимопомощи между детьми, использование заданий, где нужна взаимосвязь результатов индивидуальной и групповой работы (игровое упражнение «Веселая ракета»);
В середине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена динамическая пауза в виде игры «Найди свое место» и физкультминутка после графического упражнения «Клякса».
На каждый момент НООД были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера и в необходимом количестве. Я думаю, что их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в НООД.
Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, дополнительного объяснения. Для достижения результатов деятельности каждым ребенком, был предусмотрен дифференцированный подход к обучению, выразившийся в использовании заданий разного уровня сложности.
3. Заключительная часть НООД — подведение итога деятельности. Я использовала метод анализа и самооценки детьми своих возможностей. Детям в качестве инструмента для оценки собственной успешности было предложено выбрать звездочку:
— выбор красной звездочки означал: «Считаю, что со всеми заданиями справился хорошо».
— выбор синей: «Считаю, что с заданиями справился хорошо, но при помощи воспитателя».
На занятии были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства с учетом их размещения и перемещения.
На протяжении всей деятельности отрабатывались навыки поведения детей (умение выслушивать ответы других, внимательно слушать задания), интерес к деятельности поддерживался постоянно. Наличие партнерских отношений способствовало привитию доброжелательности друг к другу.
Продолжительность НООД, содержание и материал соответствуют возрастным особенностям детей и требованиям Сан Пин.
Я считаю, что дети умеют слышать, понимать и выполнять учебные задания, излагать свои мысли, слушать ответы товарищей и помогать им. Ребята работали увлеченно, старательно, активно.
Поставленные программные задачи в ходе занятия выполнены. Это было заметно по ответам, действиям детей, их желаниям выполнять задания.
Самоанализ урока по ФГОС
- Обозначьте тему урока.
- Приведите краткую характеристику класса: сколько детей в классе, количество сильных/слабых учеников, какие психологические особенности учеников были учтены в ходе подготовки к этому уроку.
- Укажите тип урока по ФГОС. Напишите, как вписывается урок в план изучения темы, как будет работать на дальнейшее изучение темы.
- Укажите УУД, которые были запланированы на урок, и какие способы выбраны для их формирования.
- Перечислите методы и формы, выбранные для каждого этапа? С какой целью выбран тот или иной метод, ожидаемые результаты.
- Сформулируйте, в чем заключается главный этап, как другие части урока работают на него.
- Проанализируйте, насколько рационально выделено время для каждого вида работы и для каждого этапа урока. Насколько логично выстроена структура, как организованы связки между этапами урока.
- Какие наглядные, дидактические материалы, ТСО были использованы на уроке. Соответствует ли отбор этих материалов поставленным целям?
- Контроль усвоения ЗУН: на каком этапе урока проводился, как организован, в какой форме.
- Ваша оценка результатов проведенного урока: удалось ли достичь поставленных целей? Если нет — укажите причину, в чем возникло затруднение?
Самоанализ педагогической деятельности воспитателя подготовительной группы
Самоанализ педагогической деятельности воспитател подготовительной группы за 2019-2020 уч. год
Цель моей педагогической деятельности — создание благоприятных условий, направленных на развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. На протяжении года дети в подготовительной группе №2 развивались согласно возрасту и по всем направлениям развития показали положительную динамику и высокие результаты.
Организация образовательного процесса строилась на основе требований ФГОС. Педагогический процесс в течение года был ориентирован на всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, подготовку к обучению в школе.
С детьми систематически проводилась НОД в соответствии с основной общеобразовательной программой и утвержденным расписанием непосредственно образовательной деятельности.
Поставленные цели достигались в процессе осуществления разнообразных видов
деятельности:
игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально — художественной. Была составлена рабочая программа
группы.
В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ГБДОУ.
В своей работе я применяла разнообразные формы обучения: традиционные, интегрированные, комплексные, комбинированные. А так же разнообразные приёмы: использование наглядности, игровые, сюрпризные моменты.
Положительных результатов работы удалось достичь за счет создания предметно-развивающей среды. Воспитательно — образовательная работа в группе строилась на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада. В зависимости от годовых задач детского сада в нашей группе оформлялись или обновлялись различные центры. Созданная мною эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Я творчески участвовала в преобразовании развивающей среды группы с учетом особенностей воспитания и развития детей в соответствии с ФГОСДО. Для успешного решения поставленных задач в группе создана комфортная обстановка, что позволяет детям свободно проявлять свои желания и развивать способности и интересы.
Созданы условия для охраны и укрепления здоровья и физического развития детей. В группе есть спортивный уголок, где находится спортивный инвентарь, дидактические игры и приспособлениями для проведения физкультурно-оздоровительной работы. Известно, что развитие ребенка происходит в присущих ему деятельностях: конструировании, изобразительной деятельности, и в игре. В группе созданы условия для развития творческих способностей детей с учётом ФГОС ДО, это «Книжный , «, «Центр театрализации», «Центр безопасности», «Музыкальный уголок». Материалы, стимулирующие развитие детей располагаются в разных функциональных пространствах доступных детям и соответствуют возрасту детей. Материалы постоянно обновлялись. Предметная развивающая среда группы обеспечена как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков и организуется с учетом возможностей для детей играть и заниматься любимым делом индивидуально или отдельными подгруппами.
На протяжении всего учебного года активно сотрудничали с социальными партнерами: детская библиотека № 2 им. А.М.Горького Фрунзенского района.
В течении всего года дети участвовали в конкурсах проходивших в ГБДОУ и за пределами детского сада.
В детском саду проводилось много разнообразных праздников в которых участвовали дети, все они проходили не для родителей, а с их привлечением, чтобы они прочувствовали и прожили это мероприятие вместе с ребёнком. Для родителей проводились родительские собрания, беседы, консультации. Согласно опросу и анкетированию родители удовлетворены уровнем качества образовательного процесса.
Эффективность моей работы зависит от того насколько я забочусь о личностно-профессиональном уровне. Знакомлюсь с новинками научно-методической литературы. Я стараюсь повышать своё педагогическое мастерство через посещение методических объединений, открытых занятиях. Стараюсь всеми доступными средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры детей, в создании эмоционально- благоприятного климата.
Оценку деятельности своей работы я, прежде всего, вижу в радостных лицах детей, которые меня окружают, они мои главные вдохновители. Благодаря им, мне хочется творить, создавать новое, делать их жизнь интересной и радостной. «Мои
дети» чувствуют себя в группе как дома свободно, уютно, раскрепощено. На их лицах улыбки, а это
самоеприятное в моей профессии. Наша группа стала для детей родным домом, где их любят и понимают, где каждый ребёнок имеет возможность полностью реализовать себя, свои интересы.