Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» Младше-средняя группа Планомерное обогащение опыта детей

Во второй младшей группе происходит качественное изменение в деятельности детей. Предметная деятельность уступает ведущую роль игре. Значимое место среди игр занимают сюжетно-ролевые. Научить ребёнка четвёртого года жизни играть в сюжетно-ролевые игры — ответственное и важное задание педагога. Необходимо так подготовить и организовать игру, чтобы не превратить творческое участие ребёнка в просто повторение предложенных взрослым действий. Ведь играя свободно, малыш испытывает радость творчества и воплощённых желаний.

  • 2 Организация и проведение сюжетно-ролевой игры в младшей группе ДОУ
    2.1 Задачи сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе
  • 2.2 Подготовка сюжетно-ролевой игры
  • 2.3 Руководство сюжетно-ролевыми играми во второй младшей группе
  • 3 Длительность и виды сюжетно-ролевых игр
      3.1 Таблица: картотека сюжетных игр для второй младшей группы ДОУ
  • 3.2 Фотогалерея: оборудование зон для сюжетно-ролевых игр
  • 3.3 Таблица: конспект сюжетно-ролевой игры «У куклы Кати день рождения», разработала Р. А. Попова
  • Цель и значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте

    Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Многие учёные, педагоги и психологи указывают на то, что без игры невозможно полноценное формирование личности ребёнка. Дети, в дошкольном лишённые возможности играть вдоволь, свободно, по своему желанию, при поступлении в школу имеют проблемы с успеваемостью, социализацией, склонны к неврозам и агрессии.

    Чтобы обеспечить ребёнку полноценное проживание всех этапов детства, необходимо удовлетворить его потребность в игре. Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) является развитие и совершенствование игровой деятельности воспитанников. Это закреплено и в примерных общеобразовательных программах, а в некоторых (например, «Истоки»), игре ребёнка в каждом возрасте посвящена отдельная глава. Это свидетельствует о признании важности игры современными учёными-педагогами и исследователями детства.

    Особое место среди игр дошкольников занимают сюжетно-ролевые, то есть такие, в которых дети добровольно выполняют последовательности взаимосвязанных действий (сюжету) и берут на себя образ (роль) с определёнными обязанностями. Самостоятельная сюжетно-ролевая игра детей считается высшим проявлением игровой деятельности.

    Взрослея, маленький человек стремится занять своё место в мире, всё громче заявляя о себе. Он личность, но его возможности значительно ограничены. Главная цель сюжетно-ролевой игры: устранить противоречие между возможностями и стремлениями ребёнка, дать ему побыть в роли взрослого, используя доступные действия, материалы, отношения.

    В сюжетно-ролевой игре дети представляют себя взрослыми, которым хотят подражать

    К самостоятельной сюжетно-ролевой игре малыши не приходят сразу. Становление игровой деятельности проходит закономерные этапы, различные в каждом возрасте. Период младшего детства, а именно четвёртый год жизни, очень важен в искусстве овладения сюжетно-ролевой игрой, и педагогам, работающим с этим возрастом, нужно обращать особое внимание на развитие игровых умений воспитанников. Дети четвёртого года жизни переходят от сюжетно-отобразительных игр к ролевым, то есть от умения отображать в игре действия к умению брать на себя роль и следовать ей.

    Сюжетно-ролевые игры в этом возрасте способствуют:

    • Развитию интеллекта. Игра требует не только создавать сюжетный замысел, но и следовать ему, подбирая соответствующие действия. Это положительно сказывается на развитии логики, памяти, внимания.
    • Активизации речи. Ребёнок не может играть, не общаясь со сверстниками, он должен взаимодействовать с ними, в том числе и посредством речи. Если малышам интересна игра и они хотят её развития, продолжения, их речь активизируется, и даже молчуны вступают в игровые диалоги с товарищами. Играя в режиссёрскую игру с куклой или другим персонажем, ребёнок тоже строит диалог, произнося реплики от своего имени и от имени игрушки.
    • Социализации. Дети младшего дошкольного возраста обычно выбирают игры о том, что им наиболее близко и знакомо: о семье, детском саду. Способствовать расширению представлений о социуме, вводя новые темы игр — задача воспитателя. Он предлагает игры «Строительство», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», чтобы обогатить представление детей о профессиях, их пользе для общества, а также с целью научить малышей воспроизводить профессиональные действия взрослых, воспитывать интерес и уважение к труду. Именно в сюжетной игре детишки получают представление о том, как вести себя в различных жизненных ситуациях, формируют опыт общения с окружающими.
    • Развитию творчества, воображения, умения импровизировать. Соединить в игре события реальной жизни и творчески их интерпретировать уже под силу детям четвёртого года жизни. Обычно, воображая что-то в игре, дети воплощают свои желания, мечты: мы стали умелыми, сильными, испекли большой вкусный торт, позвали много гостей, купили в магазине много игрушек и т. д. Или же представляют себя в роли любимого персонажа мультфильма, сказки, выполняют действия от их имени: летают, как феи, строят высокие дома, как роботы. Такое игровое поведение не только приносит детям удовольствие и развивает творческие способности, но и служит отличным средством эмоциональной разгрузки.

    Осуществляя в игре своё желание быть «как взрослые», ребёнок испытывает радость и снимает эмоциональное напряжение

    Стоит помнить, что большой дидактической (обучающей) нагрузки такие игры не несут, поскольку их особенностью является нереальность, условность событий. Однако воспитательное значение сюжетно-ролевых игр велико и педагогу следует продумывать, что именно даст игра малышам в плане воспитания чувств и положительных качеств.

    Картотека сюжетно-ролевых игр для детей второй младшей группы

    Мария Апреликова

    Картотека сюжетно-ролевых игр для детей второй младшей группы

    Наступил очередной новый учебный год! От всей души поздравляю вас и желаю всем воспитателям и работникам детских учреждений дальнейших успехов на профессиональном поприще, крепкого здоровья, счастья, благополучия, неиссякаемого творческого вдохновения и любви воспитанников! Ведь цель нашей профессии -не только давать знания. Воспитатель- это высокая миссия, предназначение которой- сотворение ЛИЧНОСТИ,утверждение ЧЕЛОВЕКА в человеке, постоянная забота о благополучии наших детей!

    А теперь о насущном. Предлагаю картотеку сюжетно-ролевых игр для детей второй младшей группы.

    Сюжетно-ролевые игры

    «Кормление куклы Кати»

    Цель: Закреплять знание детей о столовой посуде, активизировать речь детей, воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

    Материал и оборудование: Кукла Катя, набор посуды в игровом уголке.

    Ход игры: Игра проводится в игровом уголке. Воспитатель показывает и рассказывает, какую посуду используют за обедом (глубокие тарелки для супа, мелкие для второго, ложки, вилки, чашки и т. д., показывает, как накрывают на стол, правила поведения за обедом, как пользоваться столовыми приборами. Предлагает детям накормить куклу обедом.

    «Едем в детский сад на машине»

    Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

    Материал и оборудование: Машины

    Ход игры: Воспитатель сообщает, что сегодня они отправляются в детский сад на машине и нам нужно проехать по людным улицам, а для этого нужно знать правила (не въезжать в дома, не сбивать пешеходов, аккуратно ездить по дорогам, не сбивая встречные машины и т. д.). Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия, подсказывая, следит за ходом игры.

    «Кукла Катя пошла в магазин»

    Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

    Материал и оборудование: Кукла Катя

    Ход игры: Воспитатель говорит детям, что кукла Катя собирается в магазин за продуктами, но она не хочет идти одна, потому что ей нужно купить много продуктов. Потом выбирает из детей помощников для куклы. «Возьмите сумку и «отправляйтесь»

    . Складывайте в сумку игрушки, коробки, баночки, комментируя свои действия. «Этот кубик будет у нас сливочным маслом. А вот эта коробка — кукурузными хлопьями. Кольца от пирамидки — это сушки, а детали от конструктора — печенье». Далее воспитатель подталкивает
    детей на игровые действия и следит за ходом игры.
    «В детский сад пришло письмо»

    Цель: Развивать диалогическую речь, учить выполнять несколько действий с одним предметом.

    Материал и оборудование: Письмо и медвежонок

    Ход игры: Воспитатель говорит детям, что в детский сад пришло письмо. И в этом письме Миша очень просит прислать ему посылку. Пошлём? Тогда нужно собрать ему гостинцы. Выясняет у детей, какие гостинцы любит Миша. Дети собирают сумку с гостинцами для Миши. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

    «Зайка едет в детский сад»

    Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

    Материал и оборудование: Зайка

    Ход игры: — Ребята, Зайке нужно в детский сад, а он находится очень далеко, поэтому Зайка решил поехать на машине. Помогите ему добраться до детского сада. Нам нужен шофёр машины. Но не всё так просто, ведь нужно проехать через разные препятствия. Далее воспитатель следит за игрой и устраивает препятствия на пути машины.

    «Делаем причёску кукле Кате»

    Цель: Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли.

    Материал и оборудование: Инструменты для игры в парикмахерскую

    Ход игры:Воспитатель сообщает: «Кукла Катя собирается на бал и ей нужна очень красивая причёска, поэтому она пришла в ваш салон к самому лучшему мастеру». Выбирает из детей мастера. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

    «Помоги Мише собрать игрушки в детском саду»

    Цель: Ориентирование в группе, активизация диалоговой речи детей, умение играть небольшими группами.

    Материал и оборудование: игрушка мишка

    Ход игры: Воспитатель говорит детям, что Миша в своём детском саду разбросал все игрушки и теперь плачет, потому что не помнит где что лежало. Давайте ему поможем. Далее воспитатель подсказывает и направляет игру детей.

    «Детский сад для цыплят»

    Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

    Материал и оборудование: Цыплята.

    Ход игры: — Дети, цыплята тоже хотят ходить в детский сад, но у них нет детского сада. Давайте им поможем! Выбирают из детей воспитателя и няню. Далее воспитатель подсказывает и направляет игру детей.

    «Кукла Катя заболела»

    Цель: Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли.

    Материал и оборудование: Игровой набор «Больничка»

    Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что кукла Катя заболела. Нужно вызвать доктора. Воспитатель выбирает из детей «Доктора»

    и одевает его в белый халат и шапочку и предлагает ему осмотреть больную. Далее воспитатель направляет игру
    детей и наблюдает за её ходом.
    «Кукла Катя собирается в детский сад»

    Цель: активизировать речь детей, воспитывать внимание к своему внешнему виду, заботливое отношение к кукле.

    Материал и оборудование: Набор одежды для куклы.

    Ход игры: Воспитатель показывает детям, что кукла Катя ещё спит, а ей уже нужно собираться в детский сад. Вместе с детьми куклу поднимают из постельки, ведут умываться и чистить зубки. Выбираем одежду для куклы и одеваем её. Воспитатель внимательно следит за ходом игры и корректирует её.

    «Прогулка в детском саду»

    Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

    Материал и оборудование: Куклы.

    Ход игры: — Дети, наши куклы пошли на прогулку. Давайте покажем им, как гуляем мы. Что мы делаем на прогулке и в какие игры играем. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

    «Зайка — почтальон»

    Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

    Материал и оборудование:

    Ход игры: Воспитатель сообщает, что Зайка сегодня почтальон, и он разносит почту, а если вы хотите отправить письмо или посылку, то Зайка доставит её по назначению. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

    «Магазин игрушек»

    Цель: Создавать у детей бодрое, радостное настроение, активизировать коммуникативные навыки детей.

    Материал и оборудование: Игра проходит в игровом уголке – магазине.

    Ход игры: Воспитатель говорит детям, что он – продавец в магазине игрушек, и предлагает детям купить что-нибудь. Нахваливает детям различные игрушки и объясняет, как они работают. Затем выбирает продавцом кого-нибудь из детей. Далее наблюдает за игрой и направляет игровое действие.

    «В детский сад пришёл мастер по ремонту игрушек»

    Цель: Подводить к пониманию роли в игре, активизировать коммуникативные навыки детей и диалоговую речь.

    Материал и оборудование: Игровой набор «Инструменты»

    Ход игры: Из детей воспитатель выбирает мастера по ремонту игрушек, одевает его в фартук и даёт ему чемодан с инструментами. Сообщает детям, что пришёл мастер по ремонту игрушек, кому необходимо, что отремонтировать зовите мастера. Далее наблюдает за игрой и направляет игровое действие.

    «В детский сад пришёл гость»

    Цель: Создавать у детей бодрое, радостное настроение, активизировать коммуникативные навыки детей.

    Материал и оборудование: кукла-повар

    Ход игры:Воспитатель: «Ребята, к нам в детский сад пришёл гость – кукла Катя, она повар. Ей нужно сварить суп. Но, вот ведь беда, какая, она забыла, какие овощи нужны для супа. Помогите кукле вспомнить и выбрать необходимые продукты».

    Пусть малыши сами положат овощи в кастрюлю, посолят и помешают ложкой получившийся суп. Готовым супом можно угостить других кукол.

    «Стрижка для Зайки»

    Цель: Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать атрибуты ля игры. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

    Материал и оборудование: Инструменты для игры в парикмахерскую, игрушка Зайка.

    Ход игры: Воспитатель выбирает из детей мастера и говорит, что к нему пришёл на стрижку Зайка. Далее воспитатель наблюдает за игрой и направляет её.

    «Зверята в детском саду»

    Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

    Материал и оборудование: игрушки Зверята.

    Ход игры: — Ребята, посмотрите на зверята пришли в детский сад. Что они там делают, как нужно вести себя в детском саду? Давайте им поможем и научим их вести себя правильно. Далее наблюдает за игрой и направляет игровое действие.

    «Доктор детского сада»

    Цель: Игра способствует развитию навыков общения, социальной адаптации.

    Материал и оборудование: Набор «Доктор»

    Ход игры: Предложите малышам поиграть в доктора. Наденьте белый халат или что-нибудь ему подобное. Пусть дети приводят на прием свою «детей»
    (куклу или мягкую игрушку)
    . Доброжелательно беседуйте с
    «родителем»
    и его
    «чадом»
    .Спрашивайте:
    «Что у вас болит? Где болит, как болит?»
    . Предложите крохе поменяться ролями.

    Игры с сюжетными игрушками

    «Зайка идёт в детский сад»

    Цель: Развивать речь, активизировать диалоговую речь.

    Материалы: игрушка Зайка, игрушки домашних животных

    Ход игры: — Ребята, сегодня Зайка отправился в детский сад один. Появляется Зайка. На пути он встречает разных животных и спрашивает у них, как пройти в детский сад. Разворачивается игровая ситуация. В конце игры Зайка должен прийти в детский сад

    «Лисичка садится обедать»

    Цель: Развивать речь, активизировать диалоговую речь. Закреплять знания о посуде, прививать культуру поведения за столом.

    Материалы: Игрушка Лисичка, набор посуды в игровом уголке

    Ход игры: — Лисичка долго бегала по лесу и очень проголодалась, она просить вас покормить её. Дети усаживают Лисичку за стол, одевают ей нагрудник и накрывают на стол. Воспитатель внимательно следит за игрой, поправляет детей, помогает им, направляет игровое действие.

    Театрализованные игры

    «Кукла в детском саду умывается»

    Цель: Активизировать и развивать речь детей, закреплять гигиенические навыки детей.

    Материал и оборудование: Куклы для кукольного театра

    Ход игры: — Наша кукла замарала лицо, кода гуляла, ей нужно умыться. Воспитатель показывает, как кукла умывается (моет глазки, ротик, носик, щёчки)

    и вытирает лицо полотенцем, а потом предлагает умыть куклу детям.

    «Куклы в детском саду строятся парами и идут гулять»

    Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

    Материал и оборудование: куклы для кукольного театра

    Ход игры: Воспитатель раздаёт детям куклы и говорит, что куклы строятся парами и идут на прогулку. Дети ставят кукол парами и напоминают им, как нужно ходить в парах. Воспитатель помогает и направляет игру.

    Организация и проведение сюжетно-ролевой игры в младшей группе ДОУ

    Для успешной подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр с детьми четвёртого года жизни педагогу необходимо знать, какие основные задачи выполняет этот вид деятельности.

    Задачи сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе

    Задачами педагога на четвёртом году жизни ребёнка в области организации сюжетно-ролевой игры являются:

    • Помочь ребёнку перевести неосмысленные действия с игрушками, предметами в имеющие смысл и результат, строить и развивать несложный сюжет. Например, заметив, что малыш неоднократно и заинтересованно «кормит» игрушечную собачку из мисочки, воспитатель говорит: «Какая у тебя замечательная собачка! Как её зовут? (Наделение именами всех участников сюжетной игры развивает речь, воображение, а также приближает игру к реальности, ведь в реальной жизни у всех живых существ, близких ребёнку, есть имена. Если малыш затрудняется с подбором имени питомцу, следует помочь ему в этом, чтобы не задерживать развитие игры). Давай назовём её Дружок. Дружок, наверное, хочет есть. Покормим его. Он поест и пойдёт гулять. Поведёшь его на прогулку?».
    • Учить ребёнка переходу от действий с игрушкой к сюжетной игре нужно постепенно, лучше в индивидуальной форме, ориентируясь на желание самого малыша. Такая работа проводится в начале учебного года, после чего переходят к организации общих игр.
  • Стимулировать творчество детей при создании игровых ситуаций, поощрять самостоятельность в игре, умение проявлять активность и инициативу, оставаясь в рамках выбранного сюжета, но не подменять игру выполнением «сценария» педагога.
      Главная руководящая и организующая роль в игре, конечно, принадлежит в этом возрасте воспитателю, но это не означает, что вся сюжетно-ролевая игра сводится к выполнению действий по его указанию: «Сегодня мы играем в поваров. Вы будете поварами, которые готовят еду. Давайте наденем фартучки и колпачки, возьмём посуду и приготовим обед». К сожалению, выполняя действия по такой словесной инструкции, дети будут не играть, а инсценировать игру.
  • Чтобы игровой замысел, распределение и исполнение ролей исходили от самих малышей, им нужно давать больше свободы и инициативы, чаще обращаться к их небольшому, но уже существующему жизненному опыту: «Ребята, наши куклы проголодались, что же делать? (Ответы детей). Приготовить им обед? Верно, молодцы, у нас есть много посуды, есть плита, мы можем приготовить обед. Кто будет поварами? Что нам нужно сделать? (Надеть фартучки, закатать рукава). Что вы будете готовить? Какие продукты возьмёте? И т. д.» Чем чаще обращается педагог к детям в игре, спрашивает у них совета, помощи, тем скорее он сформирует у них умение строить игровые диалоги и самостоятельно определять круг игровых действий.

    Воспитатель умело руководит игрой, не навязывая детям своего мнения

  • Учить использовать в игре предметы-заместители.
      Некоторые педагоги считают, что замещать следует незнакомые детям предметы по признаку общего сходства, а те, которые детям хорошо известны, давать в максимально приближенном к натуральному виде (игрушка). Однако такой подход не вполне логичен, ведь основное назначение любой деятельности ребёнка: познание, и в игре необходимо формировать правильное восприятие вещей, предметов. При замещении малознакомого предмета воспитатель называет его, следовательно, фиксирует в памяти малыша незнакомое слово, и заместитель может закрепиться как образ этого незнакомого предмета.
  • Поэтому как раз малознакомые предметы нужно давать в максимально приближённом к настоящему виде, а замещать те, что хорошо известны. Например, дети и воспитатель играют в магазин, покупают и продают фрукты. Яблоки в этом случае можно заменить шариками красного и жёлтого цвета, а вот ананас или лимон лучше взять из набора пластиковых фруктов, поскольку эти тропические плоды мало знакомы большинству детей.
  • Формировать умение придерживаться выбранной роли, действовать согласно ей. Психика ребёнка четвёртого года жизни ещё неустойчива, произвольное внимание только начинает формироваться.
      Дети в процессе сюжетной игры могут даже забыть, каков изначально был сюжетный замысел и увлечься выполнением одного действия (например, вместо целенаправленной поездки мамы-девочки с куклой-ребёнком к врачу просто катать коляску по группе). Воспитатель должен быть готов к такому развитию событий и возвращать детей в рамки сюжета при помощи ненавязчивых напоминаний: «Где же мамы с больными детишками? Поликлиника скоро закроется».
  • Если же дети продолжают отвлекаться, значит, игра им неинтересна или они устали. В таком случае вид деятельности меняют, а к сюжетно-ролевой игре возвращаются позже, обогатив её новыми игрушками, материалами, стихотворениями, загадками.
  • Способствовать установлению игрового взаимодействия, партнерских отношений между участниками игры, ролевому общению.
      Особое внимание следует уделять воспитанию доброжелательности, товарищества, умению уступать друг другу. Воспитание этих качеств поможет ребёнку не только в играх, но и в жизни в целом.
  • Если один или несколько детей в игре проявляют агрессию, нежелание уступать, договариваться, произносят ролевые реплики с грубыми интонациями, то вполне вероятно, они копируют модель поведения, которую усвоили от взрослых. Требуют внимания и слишком робкие дети, которые стараются либо не принимать участия в игре, либо выполняют действия неохотно, молча наблюдают за остальными. Необходимо вести с такими ребятишками индивидуальную работу: беседы, чтение коррекционных сказок. Большую помощь может оказать и психолог.
  • Очень важно научить детей игровому взаимодействию и взаимопониманию

    Подготовка сюжетно-ролевой игры

    Проведению сюжетной игры предшествует тщательная подготовка. Воспитатель должен продумать такие вопросы:

    • Место проведения. Обычно сюжетно-ролевые игры устраивают в помещении группы, в игровой зоне. Но летом их лучше проводить на свежем воздухе, поэтому игрушки и прочее оборудование выносят на участок, выбирая затенённое место, где ребятам не будут мешать те, кто занимается свободными или подвижными играми: павильон, беседку.
    • Оборудование. Воспитатель готовит как игрушки и материалы, так и элементы костюмов: шапочки и фартуки поваров, парикмахеров, каски строителей и др., а также предметы-заместители. Последние используются в разных играх, а хранить их можно в ящиках или контейнерах, выставляя во время игры. Детей следует с младшего возраста учить бережно использовать оборудование, не ломать игрушки, а после игр складывать всё на место.
    • Методы и приёмы привлечения интереса детей к игре. Это могут быть беседа, загадка, показ иллюстраций, создание проблемной ситуации.
    • Усложнение в игре. Повторяясь, сюжетно-ролевая игра должна обязательно содержать какое-либо усложнение, новшество, чтобы не только забавлять, но и развивать детей. Например, повторно играя в игру «Магазин», следует выбирать новые товары для продажи: овощи и фрукты, кукольную одежду и мебель, игрушечную бытовую технику, продукты, книги. Каждый раз планируя проведение сюжетной игры, воспитатель продумывает, чему новому научатся дети, какой игровой навык усовершенствуют.

    Игру «Поездка на автобусе» можно разнообразить остановками: сегодня остановились и погуляли на лесной полянке, в следующий раз — на берегу реки

    Руководство сюжетно-ролевыми играми во второй младшей группе

    Для того чтобы дети увлеклись игрой и смогли воплотить игровой замысел, они должны накопить жизненный опыт, который потом смогут перенести в игру. Для этого в детском саду организуют:

    • Наблюдения за трудом взрослых (помощника воспитателя, дворника, музыкального руководителя), играми детей других групп, явлениями общественной жизни (в детский сад привезли продукты, детей забирают домой, прохожие идут мимо участка группы и т. д.).
    • Экскурсии в кабинет медсестры, прачечную, на кухню, на стройку.
    • Целевые прогулки по близлежащим улицам. Во время них воспитатель обращает внимание детей на разнообразие зданий, транспорта, различных заведений (магазин, кафе, аптека), рассказывает кратко об их предназначении, пользе, особенностях.
    • Чтение и разучивание художественных произведений. Разучив потешку, колыбельную, стихотворение о профессии, дети с удовольствием используют их в соответствующей игре.
    • Упражнения «Поделись игрушкой», «Какая посуда столовая, а какая чайная?» и другие. Поскольку дети стали старше, короткие отобразительные игры раннего возраста типа «Одень куклу», «Застели кукле постель», «Погрузи кубики в машину» сами по себе им неинтересны, легки и не содержат материала для развития. Но навыки, которые в них отрабатываются, полезны при проведении сюжетно-ролевых игр. Так, чтобы пойти с куклами на прогулку, их необходимо сначала одеть, а чтобы устроить день рождения игрушек, нужно знать, какую посуду поставить на стол и как его сервировать. Для игры «Строители» нужно уметь укладывать кубики в кузов машины и так далее.

    Проводя все эти виды работ, воспитатель уже осуществляет руководство сюжетно-ролевой игрой, хотя она ещё не началась. Но то, что будет заложено в детях, потом отразится на ходе и качестве игры.

    Экскурсии дадут темы для новых сюжетно-ролевых игр, а также пополнят знания детей новой полезной информацией о профессиях взрослых

    Когда игра начата, руководство нею должно оставаться непрямым. Указывать, настойчиво рекомендовать что-либо нельзя, дети могут потерять интерес к игре, поскольку в этом виде деятельности они самовыражаются, проявляют себя, а не следуют чужим инструкциям. Руководить игрой воспитатель может, лишь став её участником, взяв на себя какую-нибудь роль и выполняя игровые действия. Поэтому очень ценными качествами педагога являются умение играть и строить игровые диалоги.

    Дети с удовольствием примут взрослого как партнёра, который может научить их интересным способам игры, но только в том случае, если воспитатель не будет смотреть на них свысока, выполняя действия формально, а на самом деле станет играть, принимать участие в происходящем, сопереживать и выражать неподдельные эмоции.

    воспитатель осуществляет непрямое руководство сюжетной игрой, принимая одну из ролей

    Цель участия воспитателя в сюжетно-ролевой игре: научить детей младшего дошкольного возраста принимать на себя игровую роль и строить игровые диалоги. Всё это он показывает на личном примере. Участие педагога в ролевой игре проходит такие этапы:

    • Исполнение главной роли. Воспитатель организует игру и берёт на себя основную роль (доктор, продавец), предлагая детям исполнить зависимые роли: пациент, покупатель.
    • Участие на второстепенных ролях. Воспитатель организует игру или подключается к уже играющему ребёнку, предлагая себя в качестве партнёра со вспомогательной ролью. Например, если педагог видит мальчика, изображающего шофёра, то обращается к нему с предложением: «Ты будешь водителем, покатай меня на своей машине, отвези продукты в магазин, материалы на стройку, а я помогу тебе их погрузить».
    • «Замыкание» ролей, исполняемых детьми, в одной игре. К примеру, одна девочка играет с куклой, вторая с игрушечной посудой. Воспитатель говорит: «Оля, ты играешь со своей дочкой? Ты мама? А вот Ира готовит вкусный обед. Ира, ты хочешь пригласить в гости Олю и её дочку, угостить их обедом? (Дети с радостью примут такое развитие сюжета). У Иры тоже есть дочка, кукла Маша. Дочки Иры и Оли обязательно подружатся и будут вместе гулять». Когда игровая пара образуется, педагог может взять на себя эпизодическую роль (А я буду тётей, помогу помыть фрукты, накрою на стол) или остаться наблюдателем, к которому дети обратятся за помощью, если развитие сюжета остановится.

    Чтобы научить детей ролевым диалогам, воспитатель должен озвучивать свои действия и действия партнёров (можно даже игрушек), чётко и неоднократно называть все действия, используемые предметы, свою роль. Среди методических приёмов, способствующих стимуляции речевого общения в игре, выделяют:

    • Разговор игровых партнёров по телефону (мамы и дочки, доктора и пациента).
    • Сказочные диалоги (Колобка и Лисы, Козлят и Волка). Диалоги можно интерпретировать, соединяя персонажей двух сказок.
    • Полилоги «О чём я мечтаю», «Кем бы я хотел стать в сказке», « Если бы я стал волшебником, феей».

    Проговаривание сказочных диалогов — удачный приём формирования умения общаться в игре и жизни

    Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» во второй младшей группе

    Конспект проведения сюжетно ролевой игры «Парикмахерская» во II младшей группе «Радуга»

    Цель: Учить детей принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры инструменты парикмахера и называть их. Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к друг другу.

    Игровой материал: Куклы, фартук, пелеринка, зеркало, кисточка, флаконы, расчески, заколки, банты, набор специальных игрушек «Детский парикмахер».

    Словарная работа: Парикмахер, мастер, фен, фартук, пелеринка, женский салон, мужской салон.

    Предварительная работа: Беседа о профессии парикмахера с использованием иллюстраций. Рассматривание иллюстративного материала по теме.

    Ход игры: Дети заходят в группу, встают вокруг воспитателя. Посмотрите на гостей, поздоровайтесь.

    Послушайте, я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, во что мы будем сегодня играть.

    Воспитатель загадывает загадку:

    Ножницы возьмем у мамы.

    Подстригаться будем сами.

    Срежем волосы с макушки,

    Оголим немножко ушки.

    Воспитатель обращает внимание детей на рисунки с изображением салона красоты.

    — Ребята, я предлагаю вам заглянуть в парикмахерскую , здесь светло и интересно: зеркала, духи, и кресла, зал большой. В парикмахерской работает женский мастер, который делает прически кому? И мужской мастер, который делает прически мальчикам. Но прежде чем зайти в парикмахерскую можете посидеть подождать свою очередь.

    — Посмотрите, сколько кукол сидят в зале. Все они пришли в парикмахерскую сидят и ждут, когда их пригласит парикмахер. Все ли куклы красиво причесанные? (нет.)

    — Ой, а кукла Катя такая лохматая. Сейчас я у нее спрошу, что случилось и вам расскажу.

    — Кукла Катя с другими куклами играли в детском саду и когда они пошли на прогулку, то подул сильный ветер. Ветер сорвал с ее головы бант и волосы у нее разлохматились.

    — Да, действительно, у Кати на голове беспорядок.

    — Надо срочно что-то делать. Я придумала.

    Распределение ролей: Роль парикмахера играют дети. Воспитатель в роли администратора.

    — Сейчас, Арина будет парикмахером. Она наденет фартук, а кукле Кате повяжем пелеринку, для того, что бы волосы ни попали ей на одежду и будем ее причесывать. Арина – мастер, здесь у нее парикмахерская. Это её кабинет.

    — Вопросы детям: — посмотрите, что лежит у неё на столе? Ответы детей…)

    — Катя, присаживается в кресло, Арина смотрит, как её причесать…

    — Сейчас Арина возьмет расческу и причешет её.

    — Волосы от ветра запутались, надо причесать аккуратно, чтобы Кате не было больно.

    — Кате нужна красивая прическа. Поэтому мы в волосы ей заколем красивые заколки.

    — У Арины будет обед. Анна, а давай теперь, ты будешь парикмахером в женском салоне, а Амир в мужском салоне.

    — Анна. Будет делать причёску Милене. А Амир Артёму.

    — Приглашайте их в салон и спрашивайте какую им сделать причёску.

    — Здравствуйте! Приходите, садитесь! Как вас подстричь? «Ножницами или машинкой?», «Нужно побрызгать водой?» и др. После этого просит нагнуть голову, закрывать глаза и т.д.

    — А теперь у Анны будет обед. На её место придет другой парикмахер. Аделина, давай ты, теперь будешь парикмахер. Надень фартук, будешь стричь детей, делать им красивые прически. (игра продолжается…)

    Итог игры: Понравилось ли вам в парикмахерской? Что больше всего понравилось в мастерской парикмахера?

    А теперь давайте продемонстрируем свои причёски нашим гостям и пойдем в гости.

    Длительность и виды сюжетно-ролевых игр

    Детям четвёртого года достаточно развивать сюжетно-ролевую игру в течение 30–40 минут, но иногда она может длиться минут 20, поскольку строгих временных рамок игра, как и всякий творческий процесс, не имеет. Различают такие основные виды сюжетно-ролевых игр дошкольников:

    • Игры-ситуации (воспроизводятся события из жизни).
    • Драматизации (по мотивам сказок, мультфильмов).
    • Строительные (совместное возведение и обыгрывание построек).

    Сюжетно-ролевые игры для младшего дошкольного возраста (четвёртый год жизни) в большинстве своём имеют одну тему, отличаются простотой сюжета (без дополнительных линий) и включают в себя одну основную и одну-две однотипные зависимые роли, предполагающие взаимодействие в паре.

    Таблица: картотека сюжетных игр для второй младшей группы ДОУ

    Название игрыЗадачи игры
    Игрушки у врачаУчить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура».
    Строим домПознакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
    День рождения СтепашкиРасширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда; закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь; расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда».
    Собираемся на прогулкуРазвивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщённые понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
    Путешествие с Доктором АйболитомПродолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; знакомить детей с профессией врача; учить детей игровым действиям , их выполнению в определённой последовательности: осмотр , послушать трубкой (фонендоскопом) грудку, спинку, измерение температуры градусником, лечение таблетками; развивать слуховое внимание, восприятие, память путём названия предметов для лечения куклы, запоминание последовательности лечения; учить уступать и обмениваться игрушками и ролями; воспитывать заботливое отношение к заболевшей кукле, интерес и уважение к профессии врача; закреплять умение выполнять игровые действия.
    Покатаем кукол на машинеЗнакомить детей с профессией шофера и правилами безопасного проезда на транспорте; учить детей объединяться по 2–3 ребёнка для самостоятельных игр, подводить детей к самостоятельному замыслу игровых сюжетов; продолжать развивать умение переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофёр, пассажир); воспитывать интерес и уважение к профессии водителя, желание соблюдать нормы поведения в общественном транспорте.
    СемьяУчить обогащению социально — игрового опыта на основе объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (мама — ребёнок, врач — пациент, фармацевт — клиент). Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками, интерес к общему замыслу и согласованию действий.
    ЗоопаркОбеспечить у детей интерес к сюжетно — ролевой игре, помочь создать игровую обстановку; научить детей различать характерные признаки внешнего вида диких животных; развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение; познакомить с особенностями поведения этих животных; способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их; воспитание доброго отношения к животным, любовь к ним, заботу о них, дружеские взаимоотношения в игре.

    Фотогалерея: оборудование зон для сюжетно-ролевых игр


    Такая нарядная парикмахерская очень понравится маленьким модницам


    Атрибуты для игры в больницу расположены так, чтобы ими было удобно пользоваться


    Магазин — одна из любимых игр малышей


    В этом уголке мастеров хранится всё, что необходимо для строительных игр


    В этой зоне можно играть и в семью, и в кафе


    Маленьким поварятам придётся по душе уютный кухонный уголок


    Для игр о путешествиях замечательно иметь в группе большие макеты транспотрных средств

    Таблица: конспект сюжетно-ролевой игры «У куклы Кати день рождения», разработала Р. А. Попова

    Этап игрыСодержание этапа
    Задачи
    • Формировать умение правильно отвечать на вопросы, заданные воспитателем, правильно называть определённые предметы посуды, названия продуктов, товаров;
    • продолжать развивать диалогическую речь детей;
    • воспитывать позитивное отношение к сверстникам, формировать навыки общения с партнёрами по игре: отзывчивость, доброжелательность, радость от общения;
    • учить детей в ходе игры использовать элементарные правила культуры поведения;
    • воспитывать умение использовать в своей речи вежливые слова: здравствуйте, пожалуйста, спасибо.
    Материалы и оборудованиеКукла Катя в нарядном платье; кухонная посуда для чаепития (чашки, блюдца, чайные ложки, заварочный чайник, сахарница, конфетница); нарядная скатерть; кухня (игровой модуль); специальная одежда для поварят; прихватки (для кухни);
    Вступительная частьВоспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Катя. Давайте с ней поздороваемся! Здравствуй, Катя! Какая ты нарядная, в красивом платье, с причёской! У тебя, наверное, какой-то праздник? Вы догадались, какой у куклы праздник? Правильно, у Кати сегодня день рождения. И она хочет его отметить с нами! Ребята, в день рождение принято накрывать стол и подавать праздничное угощение. Как вы думаете, какие обычно угощения подают гостям в день рождения? Дети: Пирожное, печенье, конфеты, торты, сок. Воспитатель: Чтобы кукле Кате понравилось у нас, нам надо хорошо ее встретить и напоить вкусным, ароматным чаем с пирожками. Кукла Катя их очень любит. А как вы думаете, чтобы стол был праздничным, что нужно еще сделать? Дети: Постелить скатерть, поставить салфетницу, красивую посуду. Воспитатель. Ребята, а какую посуду надо приготовить для чая? Дети: Чайные ложки, чтобы класть сахар, тарелки для торта, блюдца, чашки для чая, сахарница для сахара, чайник для горячей воды, салфетки, чтобы вытирать рот после еды, конфетница. Воспитатель: Правильно, а как эта посуда называется? Дети. Чайная. Воспитатель: Ребята, подумайте, а где можно взять пирожки? Дети. Пирожки можно испечь. Воспитатель: А какие слова вы скажете гостье, когда пригласите её за стол? Дети: Угощайтесь, пожалуйста, ешьте на здоровье.
    Основная частьВоспитатель: Ребята, давайте подумаем, кто будет накрывать на стол и готовить пирожки. Девочки будут печь пирожки. Что нужно взять для пирожков? Кира неси миску с мукой. Месим тесто. С чем будем лепить пирожки? Ответы детей:
    • Я буду лепить пирожки с повидлом.
    • А я буду лепить с яйцом и луком.

    Воспитатель показывает, как лепить пирожок. Воспитатель: Ой, а куда же мне положить пирожки? Дети: На противень. Воспитатель: Действительно, сюда можно пирожки положить! Пусть это будет противень, как у мамы на кухне. Ребята, а теперь лепим пирожки и кладём их на противень. Как много пирожков получилось. А чтобы веселее было лепить пирожки, мы будем напевать песенку. Русская народная песня «Уж я Катеньке пирог испеку»

    • Уж я Катеньке пирог испеку, Уж я доченьке румяненький. На нем корочка пшеничная, А начиночка яичная, А помазочка медовая.

    Воспитатель: Молодцы! Не осталось ни одного свободного места. Надо в духовку пирожки поставить, пусть пекутся. Дима, включай плиту, а я поставлю пирожки в духовку. Подготовка праздничного стола. Воспитатель: Мы с Катей посмотрим, как ребята накрывают на стол. Семен, чем вы накрыли стол? Каким стал стол? Дети: Стол стал нарядным, красивым, праздничным, уютным. Воспитатель: Что будем делать дальше? Дети. Ставить посуду на стол. Воспитатель: Для чего нужна чашка? Для чего нужно блюдце? Для чего нужна чайная ложка? Дети, а в чём мы поставим, сахар, конфеты? В чём мы заварим чай? Ответы детей: Блюдца, чайные ложки, чтобы наливать чай, ставить чашку и не испачкать скатерть. Положить ложечку на блюдце. В сахарнице, конфетнице, в чайнике и т.д. Воспитатель: Теперь нам нужно включить чайник, чтобы накипятить воду для чая. Вот хорошо, чайник включили, пирожки поставили в духовку, можно немного поиграть. Ребята, какое у нас сейчас время года? Дети: Весна! Воспитатель: Значит, Катя у нас родилась весной! А весной что на небе ярко светит? Дети: Солнце. Воспитатель: Правильно. А у солнышка что есть? Посмотрите какие лучики нам подарило солнышко! В руки лучики возьмём и игру свою начнём! Музыкальная подвижная игра «Пляска с лучиками». Воспитатель: Ой, а как там наши пирожки? Как вкусно пахнет, ароматно. Арина, посмотри, пирожки уже зарумянились? Арина: Конечно, они готовы. Воспитатель: Сейчас мы их вытащим из духовки. Осторожно, горячо! Что мы возьмём, чтобы не обжечься? Дети: Прихватку. Воспитатель берёт прихватку и достаёт «горячие» пирожки из духовки. Воспитатель:

    • Катя! Вот тебе угощенье наше. Пирожки от нас прими, К чаю всех гостей зови.

    Воспитатель: Ребята, вот у нас какие пирожки получились, кукле Кате очень нравятся. Давайте поставим противень на стол остывать. Кира и Семён переложат пирожки на поднос. Нам нужно заварить чай. Насыпаем в маленький чайник заварку и кипятком заливаем («ш-ш-ш»). Теперь можно разливать по чашкам. Наливай, Аня, чай. Попробуйте, вкусно? Нет? Мы же забыли сахар! Где у нас, сахар? Кира положи в каждую чашку по две ложечки! Воспитатель. Садись, Катя, с нами пить чай. Правильно, Арина, имениннице первой налила чай. Чайник горячий. Помогите Кате налить чай и налейте себе. (Дети разливают чай и садятся за стол). Дети: Катя, угощайся пирожками. Воспитатель: Катя, ребята для тебя приготовили и поздравления. Давайте, ребята, поздравим Катю с днём рождения и пожелаем ей здоровья, счастья и всего самого хорошего. А наши поздравления мы соберём в волшебную корзинку! Ребята, мы говорили, что в день рождения принято дарить подарки. Давайте в подарок Кате поводим хоровод! В середину круга сажают на стул куклу Катю и водят хоровод «Как на Катины именины» (Каравай).

    Заключительная частьВоспитатель: Вот чай попили, поздравление и подарки подарили, теперь гостям пора расходиться, а Кате отдыхать. Давайте поможем Кате помыть посуду и поставить её на место. (Дети собирают посуду. Кто-то из детей её моет, кто-то вытирает, кто-то расставляет по местам. Педагог рассказывает кукле, что делает каждый ребёнок. Это даёт возможность опосредованно руководить действиями детей.) Воспитатель: Ребята, какой весёлый день рождения получился у Кати. Она благодарит нас за отличный праздник. Мы так весело провели с вами время. Но нам пора прощаться с куклой Катей, пусть она отдыхает.

    Сюжетно-ролевые игры в детском саду превратятся в удовольствие и для ребятишек, и для педагога, если воспитатель подойдёт к их подготовке и организации творчески, сумеет стать малышам другом и партнёром по игре. А красочные, разнообразные атрибуты и материалы сделают процесс игры ещё более увлекательным и насыщенным.

    сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» 1-ая младшая группа материал (младшая группа) на тему

    Конспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в первой младшей группе.

    Цель:

    расширять у детей представления о труде работников парикмахерской; формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни.

    Задачи:

    — Учить детей принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры инструменты парикмахера и называть их.

    — Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас.

    — Воспитывать чуткое, внимательное отношение друг к другу. Воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к сверстникам с учетом гендерных отличий. Воспитывать уважение, развивать интерес к труду парикмахера.-Обогащать знания детей о людях профессии парикмахер.- Закреплять знания о правилах поведения в общественных местах.

    Словарь: Парикмахер, мастер, фен, фартук, пелеринка, женский салон, мужской салон.

    Атрибуты ножницы игрушечные, бигуди, заколки и зажимы, журналы со стрижками, использованные флаконы от лака, шампуня, куклы, фартук, пелеринка, зеркало, кисточка, расчески, набор специальных игрушек «Детский парикмахер».

    Предварительная работа: Беседа о профессии парикмахера с использованием иллюстраций. Рассматривание иллюстративного материала по теме.

    Беседа с родителями. Попросить родителей сводить детей в парикмахерскую.

    Конспект проведения сюжетно ролевой игры «Парикмахерская» во II младшей группе

    Ход игры:

    -Ребята, я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, во что мы будем сегодня играть.

    Ножницы возьмем у мамы.

    Подстригаться будем сами.

    Срежем волосы с макушки,

    Оголим немножко ушки.

    -Правильно, ребята, это парикмахер.

    -А кто знает где работает парикмахер?

    — Что делает парикмахер? (стрижет, моет, красит волосы, причесывает, делает укладку)

    — Кто приходит к парикмахеру стричься? (мужчины, женщины, девочки и мальчики)

    — Что надевает мастер на плечи клиенту, когда работает? (накидку-пелеринку)

    Воспитатель: -Ребята,скажите, кто из вас был в парикмахерской? С кем вы туда ходили? Что вы там видели? Чем там занимаются люди? (Ответы детей). — А хотите мы сейчас с вами сегодня поиграем в парикмахерскую? — Дети, скоро у нашей Кати — День рождения! И она пригласила меня на свой праздник. Да вот беда, красивую причёску я не могу сама сделать . Вы мне поможете, ребята ?

    Распределение ролей в сюжете. Парикмахер — воспитанник, клиент – воспитатель. Остальные дети занимают очередь, ждут, смотрят, рассматривают предложенные брошюры с причёсками. Воспитатель здоровается и садится на стул перед зеркалом.

    Воспитатель (предложения — помощники)

    — Не могли бы вы сначала помыть мне голову шампунем.

    — Какой у вас есть шампунь?

    -А этот шампунь для кого?

    — Оденьте мне, пожалуйста, пелеринку, чтоб не испачкать и не намочить мою одежду.

    -А почему у вас пелеринки разного цвета?

    -Пожалуйста, высушите мне волосы феном и расчешите расчёской, клиент- воспитатель проговаривает с мастером закличку-заговор от выпадения волос.

    «Расти, коса, до пояса,

    не вырони ни волоса,

    Расти, косонька, до пят

    Все волоски в ряд…»

    — Сделайте мне, пожалуйста, два хвостика, и с двух сторон заколочки.

    Воспитатель благодарит парикмахера, любуется причёской.

    Воспитатель — Посмотрите, сколько кукол сидят в зале. Все они пришли в парикмахерскую. Все ли куклы красиво причесанны?

    — Сейчас я у них спрошу, что случилось и вам расскажу. Кукла Наташа и её друг Максим с другими куклами играли в детском саду и когда они пошли на прогулку, то подул сильный ветер. Ветер сорвал с Наташиной головы бант и волосы у нее разлохматились и Максиму тоже нужна помощь .

    — Да, действительно, у Наташи и Максима на голове беспорядок.

    — Надо срочно что-то делать. Кто готов помочь кукле Наташе и Максиму?

    Для смены играющих в роли парикмахера воспитатель добавляет мужской и маникюрный залы.

    Распределение ролей:

    Роль парикмахера играют дети. Воспитатель берет на себя второстепенную роль. Помогает -напоминает о шампуни для девочек и для мальчиков. Предлагает мастерам работать по очереди. Один мастер ушел на обед, другой работает. Игра продолжается.

    Конспект сюжетно-ролевой игры на тему «Дом» для детей 2-й младшей группы

    Программные задачи:

    — формировать умения воспроизводить в игре действия с игрушками, связанные с бытом;

    — расширять представления детей о способах взаимодействия и общения в условиях игры;

    — активизировать ролевую речь детей.

    Словарная работа: коляска, колыбель, пустышка, погремушка.

    Предметно-игровая среда: детский игровой уголок, куклы по количеству играющих детей, коляски, наборы игрушечной посуды, кукольная одежда, бутылочки для кормления, пустышки, расчёски, детские книги, погремушки, набор инструментов.

    Игровые роли и действия:

    Мама – кормит куклу, гуляет, умывает, читает, укладывает спать.

    Папа – помогает маме кормить куклу, ходит на прогулку, качает коляску, ремонтирует коляску.

    Предварительная работа: беседа «Моя семья», рассматривание иллюстраций по теме «Семья», чтение произведения Д. Габе из книги «Моя семья» (в сокращении), чтение произведения.

    Ход игры

    Воспитатель читает стихотворение Л. Толстого «Была у Насти кукла».

    Воспитатель (В.). Ребята, понравилось ли вам это стихотворение? О ком в нём говорится? (Ответы детей).

    В. Ой, дети, а что это наши куклы заскучали? Совсем им грустно стало. Они наверное, скучают по своим мамам. А давайте, мы с ними поиграем.

    Дети проходят в игровой уголок, выбирают себе понравившуюся куклу, придумывают им имена.


    В. Ребята, а как надо заботиться и ухаживать за куклами, чтобы они были весёлыми и довольными? (Ответы детей). Гулять, правильно, а перед этим кукол надо потеплее одеть, ведь на улице прохладно. А после прогулки, что мы будем делать? (Ответы детей).

    Покормим и уложим спать. А после того, как проснутся? (Ответы детей). А что же будут делать наши мальчики? (Ответы детей). Мальчики будут папами и будут помогать мамам: качать коляску, кормить, ходить на прогулку, а также чинить, если что-то поломалось.

    Хорошо, ребята, а сейчас давайте собирать кукол на улицу. Маша, посмотри, мне кажется, у твоей коляски отломалось колесо, давай попросим Максима его отремонтировать, а ты пока одевай свою куклу.

    Дети одевают кукол, отправляются на прогулку (дети с колясками ходят по группе). По возвращению воспитатель напоминает, что необходимо помыть руки, умыть и кормить кукол. Дети кормят, затем укладывают спать. Мальчики в это время что-нибудь ремонтируют, девочки убирают посуду, моют бутылочки.

    В. Катя, смотри, твоя кукла уже проснулась, мне кажется, она хочет играть. Но, сначала, её надо расчесать и одеть.

    Дети поднимают кукол с кроватей, расчёсывают, играют с ними, читают им книжки. Некоторые девочки идут готовить кушать, а с их куклами играют мальчики. Затем дети везут кукол на улицу, по приходу кормят.

    В. Ребята уже совсем поздно и куклам пора ложиться спать. Дети умывают кукол, переодевают в пижамы, кладут спать, перед ночным сном поют колыбельную.

    «Конспект Сюжетно-ролевой игры для 2 младшей группы»

    Конспект сюжетно-ролевой игры «Лесная больница» для детей второй младшей группы

    Сюжетно-ролевая игра для детей 3-4 лет «Лесная больница»

    Автор: Маничкина Екатерина Васильевна. Место работы: воспитатель МБДОУ ДС «Лесная поляна»

    ЗАДАЧИ:

    Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их; способствовать возникновению ролевого диалога, формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему вызвать сочувствие к заболевшим игрушкам.
    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
    Экскурсия в кабинет медсестры, чтение художественной литературы, рассматривание сюжетных иллюстраций.
    АТРИБУТЫ:
    Ворона с телеграммой; игрушки: мишка, зайка, кошка, лиса, волк и др.; шапочки, халаты детские; комплект игры «Доктор»: градусник, шприц, бинт, вата, пипетка, фонендоскоп.
    ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ:
    вылечить больных зверят.
    ИГРОВЫЕ РОЛИ И ПРАВИЛА:
    На начальном этапе в игре ведущую роль берёт на себя воспитатель — роль доктора, а в дальнейшем эту роль выполняют сами дети
    (совместные действия со взрослым по подражанию, по образцу)
    .
    Организационный момент:
    вылетает ворона: Кар-кар-кар? Вот Вам телеграмма
    Воспитатель берет телеграмму, удивляется
    . Интересно от кого?
    Воспитатель читает телеграмму:
    Помогите, помогите? Доктора скорей пришлите! Наши звери заболели Наверное много снега они ели! А теперь у них ангина, скарлатина, гепатит и дифтерит. Что же делать, как нам быть? Как болезни победить…..?
    ХОД ИГРЫ: Воспитатель:
    Неужели в лесу все звери заболели? Как же им помочь?
    (Дети рассуждают)
    .
    Воспитатель:
    А кто в дни болезней всех полезней и лечит от всех болезней?
    (ответы детей)
    Да, доктор. У доктора есть очень много инструментов, лекарств, которыми он пользуется, когда лечит. Посмотрите сколько всего принесла сорока в мешочке, тут всё перепутано, давайте вы мне поможете выбрать все, то необходимое, что потребуется доктору для работы
    (Из множества предметов дети выбирают те предметы, которые могут понадобиться доктору).
    Шприц — делать укол. Термометр — измерять температуру. Вата — смазывать раны. Бинт — перевязать рану. Зелёнка — обрабатывать царапину. Фонендоскоп — слушать работу сердца и лёгких. Сироп — пить от кашля. Таблетки — от температуры. Халат, колпачок — одежда медработника. Кирпичик , Утюг, Кастрюля, Мяч эти предметы остаются лежать,
    воспитатель выясняет почему дети их не взяли.
    Правильно это всё необходимо врачу для работы, а теперь пора и в путь, зверята нас заждались, скорее на помощь на лесную полянку
    (поедем на паровозике…)
    Едет, едет паровоз Мимо елок и берез, Чух, чух, чух, пыхтит И колесами стучит. Свистит громко су-су-су Вот и мы уже в лесу. Ну вот и полянка, мы приехали с вами.. Посмотрите, ребята, сколько много зверей, но они грустные, не улыбаются и совсем не играют… А вот и лиса, она говорит,ой меня укусила оса И песик барбос, его курица клюнула в нос Бедный бегемотик схватился за животик,у него бегемотика животик болит. А рядом цыплята, визжат как поросята. А это зайчик, попал под трамвайчик, мой зайчик, мой мальчик попал под трамвайчик и ему перерезало ножки и теперь он больной и хромой, маленький заинька мой. И кошка мурка тоже заболела, несчастная кошка поранила лапку, сидит и ни шагу не может ступить, А у тебя наверное горлышко болит? Надо срочно что-то делать? Надо отвести всех зверей в больницу. А вот и больница я буду врачом, сейчас одену белый халат и буду лечить.
    (воспитатель одевает халат и показывает ребятам как лечить)
    вот пришёл зайка в больницу. Что болит у зайки? Зайка ушко простудил – форточку закрыть забыл. Как ему поможем? Я возьму фонендоскоп и послушаю тебя. Прикладываю к груди и говорю дышать глубже. В лёгких чисто, хрипов нет. Давай посмотрим горлышко, открой ротик пошире и говори А-А-А, а теперь ушко. Ещё нужно измерить температуру-поставим ему градусник, поднимай лапку
    (ставит градусник)
    , и немного нужно подождать. Да, поднялась высокая температура, нужно срочно выпить лекарство, чтобы снять высокую температуру. Да зайчик простудился. Нужно дать ему таблетки и закапать ушко. И зайка быстро поправится. Сейчас выпишем рецепт.
    Воспитатель:
    Ребята, а где продаются лекарства
    (в аптеке)
    Да, вот здесь у нас аптека, там работает фармацевт он делает и выдает лекарство. Посмотрите, а что ещё выдает фармацевт
    (таблетки, пластырь, мази, сиропы, витамины)
    Ну что же ребята, я одна не справлюсь мне нужны помощники.Давайте помогайте мне все за работу. Одеваем халаты и становимся врачами. Открыта больница для птиц и зверей. Идите лечиться в нее поскорей! Дети подходят к зверятам и выбирают себе больного животного.
    Дети лечат:
    Ставят градусники, дают таблетки, поют микстурой. Закапывают нос, поют их из соски, делают компрессы.
    ЗаключениеВоспитатель:
    Вот мы и вылечили больных зверей. Молодцы ребята что они помогли Теперь они смеются, прыгают, веселятся. А вам понравилось быть врачами, помогать больным? А когда вы вырастете будете врачами. Всегда внимательно, с любовью Наш доктор лечит вас, ребят. Когда поправит вам здоровье — Он больше всех бывает рад!

    Конспект сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе «Светлячки». «Магазин»

    Задачи:

    — Развивать интерес детей к сюжетно-ролевой игре, формировать положительные взаимоотношения между детьми.

    — Познакомить детей с магазином игрушек. Дать понятие, что игрушки изготавливаются из разных материалов.

    — Учить детей целенаправленно рассматривать игрушку, составлять описательные предложения, согласовывая существительные с прилагательными. Способствовать обогащению детского словаря, активизировать в речи знакомые слова: игрушки, магазин, витрина.

    — Развивать зрительно-слуховое внимание и зрительно-моторную координацию.

    — Воспитывать активность на занятии, умение слушать ответы товарищей.

    Оборудование: Мягкая игрушка-зайка, коробка конфет, воздушные шары, очки, бусы, мячик, цветы, часы, мишка, котенок, игрушечные деньги.

    Предварительная работа: рассматривание игрушек, сюжетно-ролевая игра «Магазин», рассматривание иллюстраций, заучивание стихов про зайку, мишку, котенка, мячик, воздушный шар.

    Ход игровой деятельности:

    Дети становятся в круг.

    Воспитатель: Ребята! Сегодня у нашей куклы Кати День рождение! Она пригласила нас в гости. Но в гости с пустыми руками не ходят. Давайте пойдем в магазин, купим ей подарки и угощения.

    — Ребята, вы ходили с мамой и папой в магазин? А какие бывают магазины? (Ответы детей.)

    — А где можно приобрести в подарок имениннице мягкую игрушку?

    (Дети вовлекаются в игру «Магазин игрушек».)

    Распределяются роли: (воспитатель-продавец, дети покупатели).

    Воспитатель: Мы пришли в большой красивый магазин, где продаѐтся много разных товаров. Дети подходят к витрине, «продавец» предлагает товар.

    Воспитатель-продавец: Здравствуйте, что бы вы хотели купить в нашем магазине?

    Ребѐнок 1: Здравствуйте! Я хочу купить плюшевого зайца и подарить его Кате!

    Воспитатель-продавец: А вы знаете стихотворение про зайку? Расскажите мне, пожалуйста! Ребѐнок рассказывает стихотворение:

    «Зайку бросила хозяйка.

    Под дождѐм остался зайка.

    Со скамейки слезть не смог,

    Весь до ниточки промок».

    Воспитатель-продавец: Какой вы молодец! С вас одна монетка. Ребенок протягивает денежку. Вот вам плюшевый заяц!

    Ребѐнок 1: Спасибо, до свидания!

    Воспитатель-продавец: Ребята давайте купим для Кати коробку самых вкусных и сладких конфет.

    Ребѐнок 2: Здравствуйте, пожалуйста, дайте мне конфеты для куклы Кати.

    Воспитатель-продавец: Пожалуйста, вот вам вкусные конфеты. Но сначала отгадайте загадку:

    Слева бантик, справа бантик.

    У Красотки — платье фантик.

    Пренарядная кокетка, шоколадная (Конфетка.)

    Ребѐнок 2: Конфетка! А сколько будет стоить моя покупка.

    Воспитатель-продавец: Две монетки. Спасибо за покупку.

    Ребенок 3: Здравствуйте, а я хочу купить воздушный шарик.

    Воспитатель-продавец: Здравствуйте, а вы знаете стихотворение про воздушный шарик?

    Ребѐнок 3: У меня есть шар воздушный

    Яркий, лѐгкий и послушный.

    Я, когда гулять хожу, шар за ниточку держу.

    Шарик очень я жалею,

    Почему же он худеет?

    Воспитатель-продавец: Большое вам спасибо, какой вы молодец. С вас одна монетка.

    Ребѐнок 3: Спасибо, до свидания!

    Воспитатель-продавец: Приходите к нам еще!

    Ребенок 4: Здравствуйте, а я хочу подарить кукле Кате бусы.

    Воспитатель-продавец: Здравствуйте, отгадайте загадку:

    Надели шарики на нити

    Красиво очень, посмотрите!

    Блестят на солнце краше

    Они на шее нашей……. (Бусы.)

    Ребенок 4: Бусы!!!

    Воспитатель-продавец: Молодец! С вас две монетки. До свидания, спасибо за покупку.

    Ребенок 5: Здравствуйте, дайте мне пожалуйста, вот эти красивые цветы для куклы Кати.

    Воспитатель-продавец: Здравствуйте! Я вам сейчас загадаю загадку, попробуйте ее отгадать:

    Из них букеты собирают,

    На день рождение вручают,

    Как красоту ту называют? (Цветы.)

    Ребенок 5: Цветы!!!

    Воспитатель-продавец: Правильно! С вас одна монетка! До свидания!

    Ребенок 6: Здравствуйте, я сегодня иду на день рождение и хочу подарить плюшевого мишку, у вас он есть?

    Воспитатель-продавец: Здравствуйте! Вот посмотрите, какой замечательный у нас есть мишка. А вы знаете стишок про мишку?

    Ребенок6:

    Уронили мишку на пол,

    Оторвали мишке лапу.

    Все равно его не брошу-

    Потому что он хороший.

    Воспитатель-продавец: Спасибо вам! Замечательное стихотворение! С вас две монетки.

    Ребенок 7: Здравствуйте, дайте пожалуйста часы.

    Воспитатель-продавец: Здравствуйте, хороший выбор. С вас одна монетка и отгадайте загадку:

    Слышишь, стучат они тик-так, тик-так.

    Крутятся вертятся стрелки-усы,

    Меряют время

    Кто же это? (Часы.)

    Ребенок 7: Часы!

    Воспитатель-продавец: Замечательно! Приходите к нам еще.

    Ребенок8: Здравствуйте, мне нужны солнцезащитные очки.

    Воспитатель-продавец: Здравствуйте, с вас три монетки и отгадайте загадку:

    Пара стекол и две дужки,

    Крепко держатся за ушки

    Носят их зимой и летом

    Кто подскажет, что же это? (Очки.)

    Ребенок 8: Очки!

    Ребенок 9: Здравствуйте, я иду сегодня на день рождение к кукле Кате и хочу подарить ей мячик.

    Воспитатель-продавец: Здравствуйте, а вы знаете про него стихотворение?

    Ребенок 9: Знаю!!!

    Наша Таня громко плачет:

    Уронила в речку мячик.

    -Тише, Танечка, не плачь:

    Не утонет в речке мяч.

    Воспитатель-продавец: Спасибо вам за стихотворение.

    Воспитатель-продавец: Ребята мы с вами очень долго ходили по магазину. Ваши ножки устали. Давайте разомнемся.

    Физкуль.

    Посмотрите в магазине все игрушки на витрине (Руки в стороны.)

    Заводные зайчики (Приседания.)

    Куколки и мячики (Прыжки.)

    Пушистые котята (Гладят друг друга.)

    Матрешки, медвежата (Имитируют мишку.)

    Все на полочках сидят (Приседания.)

    С нами поиграть хотят. (Бег на месте.)

    Воспитатель-продавец: Ну, вот ребятки мы с вами купили очень много подарков для именинницы. Я думаю что ваши подарки очень понравятся кукле Кате. Давайте пойдем ее поздравлять с днем рождения и споем ей каравай. Вместе будет веселее. Кукла Катя будет рада всем гостям, и поэтому приготовила угощения для вас.

    Рефлексия: Куда мы ходили за покупками? Для кого покупали подарки? Какие подарки купили для куклы Кати?

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: