Основные и дополнительные цвета в живописи.
Основные цвета (первичные цвета) — условно выбранные, «базисные» цвета, при смешении которых в разных пропорциях можно получить все остальные цвета и оттенки.
В живописи: это КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ СИНИЙ.
Я не зря оговариваю, что имено в живописи, так как в полиграфии и фотографии свой набор основных цветов.
Если смешать между собой красные, синие и желтые цветовые волны, то получится белый цвет.
Эти цвета разные по светлоте, в которой яркость на пике. Если их перевести в черно белый формат, то вы отчетливо увидите контраст.
_____________________________________________________________________________________________________
При смешении трех основных цветов между собой по парам. Мы получим еще три новых цвета.
КРАСНЫЙ+ЖЕЛТЫЙ=ОРАНЖЕВЫЙ ЖЕЛТЫЙ+СИНИЙ=ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ+КРАНЫЙ=ФИОЛЕТОВЫЙ
Если же полученные краски смешать с основными цветами, то палитра возрастет еще на несколько цветов.
Еще можно ввести понятие -ТЕПЛОХОЛОДНОСТЬ, в кратце, можно сказать, что в каждый из основных цветов делиться еще на два: холодный и теплый. В итоге, перемещивая первые три(или точнее 6) цветов между собой, мы получаем огромную палитру цветов, благодаря которй можно написать полноцветную картину.
_____________________________________________________________________________________________________
Понятие и знание основных цветов, очень важно с дополняющим его термином «дополнительные цвета».
При смешении правильных пар дополнительных цветов, мы получаем красивый жемчужный, серый цвет. А при излишках какого-нидубь цвета в картине, всегда можем «пригасить»его дополнительным цветом, или в обратной ситуации, подчернуть цвет, используя его «цветовую пару.»
На последней иллюстрации особенно хорошо видна вся информация о которой говорилось выше.
В центре в треугольнике- три основых цвета, следущие грани, те цвета, которые получатся при смешинии основных цветов. На внешнем круге (спектральном), можно с легкостью увидель пары дополнительных цветов, они распологаются строго напротив. В случае с основными цветами верхушка первичного треугольника, распологается напротив, одного из треугольника образованого при смешении основных цветов.
Вот три основные пары дополнительных цветов.
СИНИЙ-ОРАНЖЕВЫЙ
КРАСНЫЙ-ЗЕЛЕНЫЙ
ЖЕЛТЫЙ-ФИОЛЕТОВЫЙ
_____________________________________________________________________________________________________
Эти знания можно выучить, запомнить, записать. Они одинаково верны не только для маслянной живописи, но и для акварели, темперы и т.п.
Надеюсь эта информация станет кому-то полезной.
Автор: Шанько Ирина
План — конспект урока по ИЗО на тему «Основные и составные цвета. Смешение цветов». (2 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Кузьминские Отвержки
Липецкого муниципального района Липецкой области
«Основные и составные цвета. Смешение цветов».
подготовила
учитель ИЗО, черчения и МХК
Маркина Галина Викторовна
Липецк 2017
Тема урока: «Основные и составные цвета. Смешение цветов».
Цели урока:
— Дать представление о работе художника красками.
— Развитие отзывчивости на красоту природы.
— Пробуждение интереса к изобразительному творчеству.
Оборудование:
белая бумага, гуашь, кисти.
Зрительный ряд:
работы И. Левитана, А. Куинджи, Рериха, Ван Гога.
Литературный ряд:
сказка о волшебных красках.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.
Сообщение новой темы.
3.
Самостоятельная работа.
4.
Подведение итогов
Учитель. —
Знаете ли вы, ребята, чем мы будем с вами заниматься на уроках изобразительного искусства?
Ученики.
— Учиться рисовать!
Учитель. —
Конечно, мы будем учиться рисовать и понимать, что рисуем мы и художники. А как вы думаете: вас можно назвать художниками? Конечно, мы с вами тоже художники. Каждый художник начинает работу с того, что готовит своё рабочее место, так, чтобы ему было удобно работать, удобно заниматься творчеством. Какой рукой мы будем работать?
Ученики.
— Правой.
Учитель. —
Значит вода находится справа, чтобы удобно было мыть кисточки. Баночки с краской открываем аккуратно, чтобы не испачкаться. Крышки от красок лучше всего положить в крышку от коробки, сами же краски лучше оставить в коробке. К краскам, ребята, нужно относиться бережно, не пачкать их, всегда закрывать. Иначе краски на вас обидятся, и будут делать вам некрасивые грязные рисунки. Наши с вами краски имеют разный цвет. Давайте посмотрим, какого цвета краски у нас есть и что ими можно нарисовать. (Слайд 2)
( Ответы детей).
Учитель.
А хотите увидеть, что изображают художники этими красками? (Слайды 3,4,5,6)
Каждый художник при помощи красок показывает не только красоту природы, но ещё и настроение.
Дорогие ребята! Сегодня мы узнаем о необычном свойстве красок. Оказывается, они отличаются одна от другой не только цветом. Каждая из них вызывает у человека определённое настроение: покой, радость, веселье, боль, равнодушие. Чтобы лучше это понять, послушайте сказку о красках.
«Жил-был один художник. (Слайд 7) Однажды, возвращаясь домой с вечерней прогулки, он встретился со странными существами. Внешне они напоминали большие чернильные кляксы, но это были живые кляксы, умеющие ходить и говорить. Представившись путешественниками, они попросили о приюте на одну ночь. Художник, будучи человеком добрым и отзывчивым, конечно же, не отказал. Дома, при свете электрической лампочки, он смог получше разглядеть своих гостей. Их было четверо, и отличались они не только ростом, но и цветом. Самая маленькая, веселая, шаловливая, требующая к себе постоянного внимания клякса была желтой. (Слайд Другая, чуть побольше,- оранжевой. Она тоже казалась веселой, но вела себя с достоинством и всем своим поведением напоминала ученика первого или второго класса. Две самые большие кляксы-родители были красными и выглядели очень энергичными. (Слайд 9) Именно они заставляли своих детей делать все то, что делали сами. Сами же они всегда чем-нибудь занимались, сохраняя при этом хорошее настроение и здоровый вид.
Одна из клякс держала большую клетку, в которой, на удивление художника, лежал толстый зеленый кот. По всему было видно, что он сыт, ленив и ко всему равнодушен. (Слайд 10)
За чаем с абрикосовым вареньем и овсяным печеньем гости рассказали хозяину о себе и своей родине — Королевстве цветного настроения. (Слайд 11) Оказывается, кляксы устроены таким образом, что меняют окраску в зависимости от настроения, поведения и самочувствия.
Желтый цвет — это цвет в основном маленьких детей, жизнерадостных приставучек и прилипалок. Оранжевый — веселых школьников, но не таких озорных, как малыши. Красный цвет взрослых, уверенных в себе клякс, активных и здоровых. (Слайд 12) Все больные кляксы выглядят фиолетовыми. Часто они становятся очень злыми и агрессивными. (Слайд 13) Зеленый — цвет равнодушия. Зато синий навевает покой, тишину, сон. Засыпая, все кляксы становятся синими. (Слайд 14)
На следующее утро, после завтрака, ночные гости распрощались с добрым доктором, подарив ему на память о себе очки из Королевства цветного настроения.
Они, как и кляксы, реагировали на состояние всего того, что попадало в их поле зрения, окрашивая предметы в соответствующий цвет, независимо от того, какими они были на самом деле».
Представьте, что и у вас есть такие очки, а на палитре не шесть красок: желтая, оранжевая, красная, зеленая, фиолетовая, синяя, а шесть настроений: радость, веселье, кипучая деятельность, боль, равнодушие, покой.
3. Практическая работа
. «ИЗОБРАЗИТЬ НАСТРОЕНИЕ». (Слайды 15-23)
Если у вас нет оранжевой краски, то смешайте красную и жёлтую.
Если нет зелёной – смешайте жёлтую и синюю.
Если нет фиолетовой – смешайте синюю и красную.
(Показываю приёмы работы на доске).
Самостоятельная работа (Слайд 24)
4. Подведение итогов.
Удачными считаются те работы, в которых ярко показано эмоциональное состояние ребёнка. Работы вывешиваются на доску.
Учитель.
Некоторые художники, ребята, пишут свои картины в такой манере. Например, художник В.В. Кандинский и Леонид Афремов. Их картины можно смело назвать «Картинами настроения».
5. Повторение основных моментов урока.
Что понравилось больше всего?
Каких художников вы запомнили?
Понравились ли вам их работы?
Какое настроение у вас вызывают различные цвета? И т.д.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
- «Сказка о кляксах» — собственная разработка учителя.
2. Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.
Видео урок: цветовой круг, дополнительные цвета в живописи и контраст между ними, конспект
1. В живописи синий, желтый и красный называются основными, так как смешивая другие краски нельзя получить их, а вот смешивая основные цвета можно получить остальные. 2. Если постепенно подмешивать в жёлтый чуть-чуть красного, и каждый чуть более красный оттенок располагать рядом с предыдущим замесом, делая плавный переход от жёлтого к красному, а потом так же подмешивать к красному синий и к синему жёлтый, получится цветовой круг:
Цветовой круг и дополнительные цвета на нем
*Нарисовать его идеально на компьютере довольно проблематично в силу того, что мониторы могут передавать не все цвета. 3. Цвета, противоположные на цветовом круге называются дополнительными. Их смешение в нужных пропорциях дает серый цвет. 4. Наше зрение устроенно так, что если глаз видит цвета в окружении какого-то яркого цвета, то зрение придает этим цветам оттенок дополнительного к яркому цвета (синеву к цветам на фоне оранжевого и т.д.). Поэтому нейтрально серый в окружении оранжевого будет казаться нам синим.
*Некоторые утверждают, что эффект лучше заметен, если фокусироваться на одном сером квадарте и при этом стараться отметить для себя, какого цвета боковое зрение воспринимает соседний серый квадрат (не знаю, насколько это корректно). Кто-то старается одновременно увидеть два серых квадрата и сравнить их. Кто-то, наоборот, старается закрыть все остальные цветные квадраты и наблюдать эффект только на одном.
5. Если один дополнительный цвет лежит рядом с другим, то они придают друг другу ещё больше “силы” и создают особенно сильный контраст.
Следующий урок: как использовать дополнительные цвета на практике
К списку уроков
Холодные и теплые цвета
Каждый цвет «склоняется» к одному или другому. Это не всегда бросается в глаза, иногда теплота или холодность цвета едва различимы. Но холодные следует отличать от теплых, поскольку при смешивании эти свойства оказывают серьезное влияние на результат.
Среди основных желтый и красный относятся к теплым, а синий – к холодным цветам. Кроме того, если проводить сравнения среди видов одного цвета, можно обнаружить, что среди красных, желтых и синих есть оттенки теплее и холоднее. Правда, это уместно только в рамках сравнения: желтый никогда не будет по-настоящему холодным, а лишь холоднее другого желтого – в ином случае это уже не желтый, а какой-то другой цвет.
Если мысленно двигаться по цветовому кругу, то становится видно, что каждый цвет имеет относительную «температуру». При движении от холодного «полюса» к теплому «температура» цвета растет, а при движении в обратную сторону – от теплого к холодному – эта «температура» падает.
Различие между теплыми и холодными оттенками очень важно понимать и улавливать. Благодаря этому знанию станет возможно верно передать время суток – солнечный день или голубоватые сумерки, нужное настроение и атмосферу – печальную или радостную, и т.д. Кроме того, это поможет художгнику грамотно играть на контрасте теплого и холодного, что также имеет весьма впечатляющий эффект при правильном применении. На сегодня все, в следующий раз продолжим нашу беседу о теории цвета. Удачи в живописи!
начинающим профессионалам
Три основных цвета
Первое, что нужно уяснить себе – это что в живописи есть всего три цвета, которые невозможно получить путем смешивания других. Эти цвета – желтый, красный и синий – известны как основные (базовые) цвета. Именно они образуют середину (основу) цветового круга.
Если смешать два основных цвета, получится так называемый «дополнительный» (или вторичный) цвет. Красный и синий при смешении дают фиолетовый, красный и желтый – оранжевый, и, наконец, синий и желтый дают зеленый. Конкретный оттенок дополнительного цвета зависит от того, какой именно желтый, синий и красный вы используете и в каких пропорциях их смешиваете. Если смешать основной цвет с дополнительным, вы получите третичный цвет.
Черный и белый также нельзя получить путем смешивания, но они относятся к группе монохромных цветов и не участвуют в смешивании цветов хроматических.
Первичные цвета
Итак, есть три основных цвета в рисовании: желтый, красный и синий. Основные или первичные цвета – это основа всех цветов. Для того, чтобы получить другие цвета или их оттенки, нужно смешивать основные. Мы будем говорить конкретно о живописи, так как, очевидно, что в полиграфии и фотографии свой набор основных цветов.
Цвета на картинке разные по светлоте, в которой яркость на пике. Если их перевести в черно белый формат, то вы отчетливо увидите контраст.
Обратите внимание на колесо основных и дополнительных цветов. В центре треугольника три первичных. Грани – это цвета, которые получатся при смешивании основных. На внешнем круге можно с легкостью увидеть пары дополнительных цветов, они располагаются строго напротив. В случае с основными цветами верхушка первичного треугольника располагается напротив одного из треугольников, образованного при смешении основных цветов.