Конспект урока изо «ЦВЕТ В АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНЕ. РОЛЬ ЦВЕТА В ФОРМОТВОРЧЕСТВЕ»


Конспект урока ИЗО для 7-8 класса. Дизайн архитектурной среды

Конспект урока изобразительного искусства для 7-8 класса на тему: «Дизайн городской среды»

Мастер-класс: «От плоскостного изображения к объемному макету».
Автор: Тамбовцева Ирина Николаевна, преподаватель ИЗО и МХК. Место работы: ГБОУ СОШ № 868, г. МоскваОписание материала: Бумагопластика один из основных подходов к изучению конструктивных искусств дизайна и архитектуры на уроках изобразительного искусства в 7-8 классе по программе Б.М. Неменского. Данный мастер-класс поможет учащемуся перейти от плоскостного изображения к объемному макетированию. На занятие можно использовать не только цветную, но и белую бумагу, создавая однотонную объемную композицию. Если немного сократить требования к конструкции архитектурных сооружений в работе, то можно предложить работу и в 5-6 класса. Цель: Расширить знания учащихся об архитектуре, научить конструировать архитектурные сооружения из бумаги. Задачи: 1. Показать художественную специфику и особенности выразительных средств архитектуры. Ознакомить учащихся со свойствами архитектурных объемов. 2. Развивать образное представление, логическое мышление, фантазию учащихся при создании композиции из бумаги в объеме. 2. Воспитывать патриотические чувства, бережное отношение к историческим памятникам. Форма: творческое занятие, мастер-класс Оборудование: Мультимедийная установка, иллюстрации архитектурных сооружений на экране, цветная или тонированная бумага, ножницы, клей. Ход урока: 1. Проверка готовности к мастер-классу (приборы и материалы). 2. Объявление темы и целей. Учитель: Говорят, что архитектура – это застывшая музыка. Архитектура – это искусство строить и украшать здания. Назовите, какие типы архитектурных сооружений вы знаете? Ученики: Жилые, промышленные, культовые и т.д. Демонстрация на экране современных архитектурных сооружений.


Учитель: Мы с вами просмотрели разные архитектурные здания, и увидели, что они не похожи друг на друга, но каждый по-своему красив. Как вы думаете, почему здания имеют разную форму? Ученик: Архитектурных здания состоят из различных геометрических объемов: кубов, призм, цилиндров, конусов, пирамид. Учитель: Язык архитектуры – это язык геометрических объемов, пространств, ритма; масштабность. Конечно, мы чаще видим простой вид архитектурной формы. Но встречаются постройки, имеющие более сложную композицию. Большинство сооружений отличает то, что это не один объем, а соединение различных объемов. От чего зависит различие архитектурных форм. Ученик: То, что архитектурные сооружения имеют разную форму, зависит от назначения здания, от его функции. Создавая объект, архитектор ищет наиболее приемлемую форму здания соответственно его функции.


Учитель: Конечно, красивые здания радуют людей. На однотипные серые здания мы не обращаем внимания, а если видим здание необычной формы, мы к нему приглядываемся и изучаем. Выразительность и необычность зданий можно получить за счет усложнения рельефа стен. Используя модули многократно, поразному соединяя их между собой, можно достичь неизмеримого богатства форм. 3. Мастер-класс. Давайте приступим к практической работе. Мы с вами должны сконструировать городок из листов белой или цветной бумаги. Не забудьте, что это творческое задание, и что ваши архитектурные сооружения должны быть оригинальными. Для начала работы выберем цвет листа для фона и его размер. Расположим его горизонтально или вертикально.


Первоначально необходимо вырезать из бумаги поверхность земли. Выберем цвет бумаги и вырежем неровную горизонтальную деталь, можно несколько для усложнения поверхности. Расположите детали на листе, одну за другой и приклеить за нижний край.


Приступим к изготовлению архитектурных сооружений. Вспомним, что здания имеют разную фору и размер в зависимости от его предназначения. Выбираем подходящий цвет и размер бумаги для здания. Складываем его пополам для создания оконных проемов.


На сгибе прорезаем форму оконных проемов. Форма оконных проемов может быть разнообразна.


Развернув лист бумаги, получаем прорези оконных проемов.


Загибаем бока получившегося здания на 2-3 мм для дальнейшего приклеивания на заготовку фона.


В прорези вставляем полоску бумаги другого цвета для освещения в окне.


Выбираем место на заготовке фона для здания, не забывая про соотношение масштаба здания и фона. Приклеиваем здание за края, получая небольшой объем.


По такому же принципу, выбирая различные цвета и формы (например, цилиндр), создайте конструкцию следующего здания. Можно дополнить различными элементами: крыши, трубы, навесы, козырьки.


Следующее здание можно сконструировать из нескольких геометрических форм. Используя модули многократно, поразному соединяя их между собой, можно достичь неизмеримого богатства форм. Выразительность и необычность зданий можно получить за счет усложнения рельефа стен.


Получился городок с разными архитектурными сооружениями.


В любом городе помимо домов и разных зданий (кафе, магазины, банки и т.д.), есть парки, скверы, аллеи. Добавим в нашу композицию изображения деревьев и кустов. Для этого выбираем цвет и размер бумаги в зависимости от необходимого масштаба дерева. Складываем лист пополам для симметричного вырезания. От сгиба прорезаем по форме контур дерева.


Внутри детали прорезаем узоры ветвей: капли, завитки.


Выбрав оттенки бумаги, вырезаем разные формы деревьев по тому же принципу.


Располагаем деревья на заготовке в соответствии с масштабом зданий. Придав им дополнительную форму немного сгибая, приклеиваем за края.


Композицию можно дополнить транспортом, небольшими декоративными деталями. Наша композиция завершена.


В итоге получились разнообразные композиции по расположению, цветовому решению и по форме архитектурных конструкций.


Литература для подготовки: 1. Гуров Г.Е., Питерских А. С. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7—8 классы 2. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы” Программы, Москва, 2010 г. 3. Б.М. Неменский “Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе”. Москва, 1992 г.

Рекомендуем посмотреть:


Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса Конспект урока ИЗО в 5 классе. Убранство русской избы Урок по искусству с применение «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо (Р Конспект урока ИЗО в 6 классе. Стихия моря в творчестве художников

Похожие статьи:

Конспект урока ИЗО в 4 классе по теме «Все народы скорбят о погибших борцах и воспевают их»

Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека

Урок по ИЗО на тему «Цвет в архитектуре и дизайне» (8 класс)

Урок изобразительного искусства по программе Б.Неменского «Цвет в архитектуре и дизайне». 8-й класс

Цель

: определить роль цвета в архитектуре и дизайне.

Задачи:

  • Повторить знания о цвете;
  • Формировать навыки рационального сочетания цвета в вещи;
  • Формирование умения определять единство стиля, цвета, формы, фактуры в соответствии с вещью. В этом вам может помочь Современный институт стиля и дизайна: https://kubshm.ru.
  • Воспитание взаимовыручки, умения работать в парах;
  • Выбор цвета в соответствии с настроением и психологическим и эмоциональным состоянием учащихся.

Оборудовани

е: предметы для упаковки, ножницы, линейка, карандаш, циркуль, цветной картон, бумага, тесьма, бусины, клей, кисть, сопроводительная презентация.

Орг. момент

.

Повторение ранее изученного

: Роль цвета в конструктивных искусствах.

Именно цвет делает дома, вещи более выразительными. Роль цвета в дизайне и архитектуре основывается на законах сочетания цветов и на правилах цветоведения.

Работа по схеме «Цветовой круг»

— Вспомните и назовите основные цвета (
красный, желтый, синий)
— основа способности человека воспринимать и различать цвета и оттенки.

Все остальные цвета основываются на смешивании основных цветов.

  • Основные цвета

    — красный, желтый, синий;

  • Составные цвета

    — оранжевый, фиолетовый, зеленый;

  • Дополнительные цвета

    — диаметрально противоположные (красный-зеленый), контрастны, но гармонично сочетаются.

Закономерности гармонии цветов:

  • Цветовой контраст (противоположные цвета вершины треугольников)
  • Цветовой нюанс (соседние цвета в круге)
  • Гармония более яркого и менее яркого оттенков одного цвета.
  • Сочетание цвета или его оттенка (хроматического с ахроматическим: черным или белым)

Изучение нового материала

.

Деревья, трава, небо имеют цвет от природы, а цвет здания или вещи сочинен художником. В дизайне и архитектуре необходимо учитывать психологическое воздействие цвета. Цвет влияет на восприятие объема помещения, оказывает эмоциональное и психологическое воздействие.

  • Красный — тепло, конфликтность Голубой — успокаивающий, снижает давление Синий, фиолетовый — успокаивающий, подавленное настроение Желтый — хорошее настроение, веселье, стимулирует умственную деятельность и зрение Оранжевый — улучшает аппетит, легкое возбуждение, усиливает кровообращение
  • Зеленый — успокаивает, дает отдых уму, пробуждает терпение, оптимальный цвет Цвет выделяет доминанту, т.е. главное. При помощи цвета здания могут быть соединены или разделены
  • Фактура цветового покрытия:
  • Зеркальная
  • Матовая
  • Смешанная

Способ применения цвета в дизайне и архитектуре иной, чем в живописи. Если в живописи — много различных оттенков, нюансов, то в дизайне и архитектуре цвет применяется локальным (однородным). Цвет в архитектуре не такой открытый и интенсивный как в окраске вещи (чаще пастельные, разбеленные).

Анализ использования цвета в архитектурных постройках

.

В старину цвет постройки определялся материалом, из которого она делалась. В русской архитектуре — это цвет древесины. Со временем древесина темнела, лишалась оттенков. Поэтому стремились делать здание внутри ярким и радостным, используя росписи, вышивки, расписную утварь, при каменном строительстве — витражи, внутреннюю окраску, убранство (Янтарная комната, Золотая палата). В дизайне, как и в архитектуре, цвет усиливает наше восприятие формы, обостряет внимание.

Нацеливание на практическую работу

.

Упаковка — это реклама вещи, поэтому ее стиль созвучен стилю вложенной в нее вещи. Упаковка может быть любой формы: может представлять просто сумку, пакет, а может быть декорированная коробка . Кроме рекламной функции, упаковка имеет функцию защитную, удобной переноски вещи Дизайн упаковки должен отличаться единым стилевым решением цвета и формы, фактуры и шрифта, а самое главное — соответствием содержимому.

Итак, перед вами различные вещи (учащимся предлагаются предметы на выбор: телефон, туалетная вода, сувенирная игрушка, книга, и др.)

Практическая работа

.

— Ваша задача — упаковать вещь для подарка. Для упаковки первоначально разрабатывается эскиз в соответствии с упаковываемым предметом, затем чертится развертка.

Соблюдение правил ТБ при работе с инструментами.

Работа в парах.

Итог урока

.

— Обоснуйте выбор формы, сочетание цвета и дизайна с содержимым упаковки (защита своей работы).

Оценка работ учащихся.

Д/З

: доклады на тему «Архитектурные стили в истории искусства» (по группам: 1- архитектура Средневековья, 2 — архитектура 19-21 вв.)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: