Суть программы
«Радуга» — это рекомендованная Министерством образования РФ апробированная система комплексного структурирования образовательного процесса для детей с 2 до 7 лет, предполагающая поступательное развитие маленьких воспитанников под руководством одного воспитателя на протяжении всего периода пребывания в детском саду.
Это интересно. Вслед за авторами программы педагоги детских садов, более 20 лет назад принимавших участие в пилотном проекте работы с «Радугой», назвали её «технологией создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства».
Программа Радуга даёт возможность развить способности ребёнка, не перенапрягая его потоком излишней информации
Актуальность и новизна программы заключается в том, что в младшем и среднем дошкольном возрасте акцент в работе делается на поддержание у малышей заинтересованности процессом познания, общения и созидания с помощью игры, а в старшем дошкольном — создание мотивации учения (в том числе и с помощью приобщения ребят подготовительной группы к участию в предметных олимпиадах).
Для организации жизнедеятельности детского коллектива и каждого его члена в отдельности педагог использует разные виды работы, трудовую, творческую деятельность, по возможности заключая их в игру — производную ведущей у дошкольников деятельности.
Авторы
Комплексный образовательный проект «Радуга» был впервые внедрён в практику в 1989 году. Авторами разработки являются:
- Гризик Татьяна Ивановна, Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МИОО, главный редактор журнала «Дошкольное воспитание»;
- Дронова Татьяна Николаевна, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета, заведующая лабораторией дошкольного воспитания в институте общего образования МО РФ;
- Соловьёва Елена Викторовна, психолог, кандидат педагогических наук, доцент, генеральный директор и руководитель образовательных программ Психологического центра поддержки семьи «Контакт»;
- Якобсон Софья Густавовна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института общего образования Минобразования РФ.
На данный момент около четверти всех ДОУ работают по программе «Радуга».
Принципы работы
В основу создания программы был положен принцип уважения к свободе личности ребёнка. Кроме того в детском саду:
- в каждой возрастной группе педагог при рассмотрении учебно-воспитательного курса ставит одну (!) цель, достижению которой посвящена работа на занятиях, при этом их также отличает направленность на решение одной (!) образовательной задачи (например, в подготовительной группе целью занятий грамотой является освоение букв, при этом каждый урок посвящён знакомству с одной буквой);
- создаются условия для проявления индивидуальности каждого малыша;
- предметно-развивающая среда и занятия организуются так, чтобы малышу было интересно «докапываться» до новых знаний, то есть он рос пытливым;
Пытливость также воспитывается организацией опытов на занятиях
- обеспечивается психологический комфорт для детей;
- методы и приёмы в работе варьируются в зависимости от возраста ребёнка;
- у воспитателя должно быть так называемое «свободное педагогическое пространство», предполагающее творческое осмысление содержания образования.
Цели
Миссия программы «Радуга» затрагивает важные стороны развития личности подрастающего поколения.
- Способствует сохранению, укреплению и выработки привычки к здоровому образу жизни. Так, малыши не только выполняют задания, но и не забывают помыть руки после пользования клеем, например.
- Отвечает за своевременное физическое и психологическое здоровье. Например, соответствие речевого развития возрастным нормам.
- Обеспечивает максимальные возможности содержательного дошкольного периода для каждого малыша с помощью расширения круга тем (например, при рассмотрении темы прикладного народного творчества, дети знакомятся и с гжелью, и с дымковскими игрушками, и с хохломой).
- Всесторонне готовит к школе (начиная от мотивации к последующему обучению в школе и заканчивая конкретными знаниями в образовательных областях).
Видео: формирование готовности к школе, часть 1 — рекомендации Е.В. Соловьёвой
Видео: формирование готовности к школе, часть 2 — рекомендации Е.В. Соловьёвой
Задачи
Для реализации поставленных целей, содержание программы решает следующие задачи:
- обеспечивает малышам возможность не только радостно, но и содержательно проживать время пребывания в детском саду (познавательные виды активности облекаются в форму игры);
- способствует развитию коммуникативных навыков, речи (за счёт чередования индивидуальных и групповых форм работ, включения родителей в совместную с детьми и педагогом творческую деятельность);
- помогает укреплять физическое здоровье подрастающего поколения (вопросы гигиены и самочувствия поднимаются не только в ходе режимных моментов, но и в структуре организации занятия, например, в виде физкультминуток или пальчиковых игр, дыхательной гимнастики);
Физическое развитие по программе Радуга является приоритетным
- знакомит с вопросами безопасности (ребята узнают основы ПДД, техники безопасности при работе с электроприборами и пр.);
- даёт основы математических представлений;
- содействует всестороннему и своевременному развитию психики детей (в процессе работы над курсом развития речи, например, дети в процессе рассмотрения сказок получают представления о способах реагирования на нестандартные ситуации, обсуждают те или иные обстоятельства, тем самым обогащая свой теоретический опыт);
- формирует уважительное отношение к окружающему миру с активной позицией в области поиска способов помочь природе (например, чтобы оставшиеся зимовать птицы не голодали, дети сами мастерят кормушки, придумывая интересные решения с точки зрения формы и материала);
- приобщает к труду, искусству, знаниям, а также создаёт общее понимание морали (что такое добро и зло, какой человек более приятен — щедрый или жадный и т.д.);
- воспитывает навыки саморегуляции (например, контролировать свои эмоции при столкновении с трудностями в выполнении того или иного задания), рефлексии (так, уже со второй младшей группы малыши учатся давать оценку качеству своей работы на занятиях и в процессе проведения досуга).
Это интересно. Программа «Радуга» создавалась так, чтобы максимально полно отражать реалии отечественной культуры. Для этого авторы опирались на общепсихологические теории деятельности философа, психолога и педагога Алексея Николаевича Леонтьева, а также культурно-исторический подход выдающего советского психолога Льва Семёновича Выготского.
Тематические игры «Радуга»
Лето – это пора ярких и необычных игр. С чего начать знакомство с летом? Конечно, с радуги. Данное тематическое занятие вы можете провести, как со своим ребенком дома, так и с группой детей от 1,5 лет. Итак, начнем?
В гости к детям приходит персонаж. Я приглашала к нам на занятия деревянного мальчика по имени Гурвеник, которого я привезла с собой из путешествия по Праге (Вот тут можно познакомиться с ним и нашими играми). Так как имя Гурвеник слишком сложное для малышей, то он был представлен как Клёпа.
После того, как Клёпа знакомится с детьми, он рассказывает им сказку.
«Больше всего я люблю путешествовать и однажды во время путешествия я познакомился с маленькой обезьянкой, Аришей. Она жила рядом с высоким водопадом и часто видела над ним красивую радугу…» (текст сказки вы можете найти тут)
Клёпа: И мы сегодня с вами попробуем не только создать радугу, но и подружиться с ней.
Опыт. Создаем радугу.
Клёпа: Ребята, давайте проверим слова дождика и посмотрим, как образуется радуга. Дождь сказал, что радуга живет в каплях воды на солнце. Поэтому возьмем воду, фонарик (это будет наше Солнце), еще нам потребуется зеркальце и белый лист бумаги.
Чтобы сделать радугу своими руками, понадобится:
- Мелкая посудина (кастрюля)
- Вода
- Солнечный свет или электрический
- Белая поверхность или лист бумаги
- Зеркало
- Наполните небольшую посудину водой наполовину.
- Поместите в воду зеркало под углом.
- Направьте свет от фонарика в воду в том месте, где зеркало уходит под нее (или, если вы предпочитаете выполнять эксперимент с дневным светом, вынесите посудину на улицу и поставьте так, чтобы лучи били прямо в зеркало, находящееся под водой).
- Держите над зеркалом белый лист бумаги, подстроив угол так, чтобы появилась радуга.
Такой способ отлично подойдет для игр с детьми старше 4 лет, а с малышами мы использовали CD диск для того, чтобы поймать радугу.
Направляя луч света от фонаря и меняя угол наклона CD-диска, можно получить и радужную полоску, и круговую радугу.
Танец. Светит солнышко в окошко (тут есть музыка 3 и 4 песня в списке)
Играет музыка и дети под нее выполняют движения:
- Смотрят в окно
- Хлопают в ладоши
- Кружатся
- Танцуют
- Прячутся под зонтиком при словах «Дождь пошел»
Эксперимент дождь в банке
Эксперимент для детей «дождевые тучи» из крема для бритья поможет узнать детям о том, как устроены облака и дождь.
— Помните, что сказал Арише дождь? Что радуга появляется в его капельках. А что такое дождь? Вы знаете?
— Это капельки, которые падают с неба.
— А откуда он идет?
— Из облачка или тучки.
Как рождается дождь? Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках. Вода под лучами солнышка испаряется, крошечные капельки поднимаются в воздух и там соединяются. Капельки воды превращаются в большое облако, облака в тучи. Капелек много и тучка уже не помещает их, становится тяжелой. Вот тогда на земле начинается дождик и мы бежим за зонтиками.
Давайте и мы с вами попробуем сделать дождик. Только у нас он будет необычный, радужный. Каждый ребенок получает:
- Стакан или банка
- Вода
- Пипетка или спринцовка или шприц
- Пена для бритья
- Пищевой краситель
Начните с простейшего — попросите каждого ребенка наполнить стакан водой, не доливая до краев (использовать можно небольшую леечку или другую емкость с водой).
Затем аккуратно добавьте слой пены для бритья на воду. Обязательно проследите за тем, чтобы он не был слишком плотным, иначе вам долго придется сидеть и ждать магии. А это скучно. Пена для бритья — ваше облако, а вода — атмосфера.
Теперь просто добавьте несколько капель пищевого красителя на пену. Каждый ребенок может это сделать при помощи пипетки или лучше спринцовки) Краситель постепенно начнет проседать через пену и падать в воду, которая находится под «облаком». Кажется, что это действительно дождевые полосы. Выглядит просто волшебно!
Интеллектуальная часть
Занятие проводим за столом. Задание выдаем в зависимости от возраста детей.
С детьми 1+
Наша радуга волшебная решила порадовать нас и приготовила необычный подарок. Она превратилась в разноцветное мороженое. Но подул ветер и перемешал палочки само мороженое и теперь скушать его нельзя.
Давайте поможем радуге и соединим по цвету палочки от мороженого и основу такого же цвета
Каждый ребенок получает набор из 7 картонных основ мороженого и 7 палочек с пометкой цвета. Задача соединить части мороженого
С детьми 2+
Посмотрите, наша радуга решила поиграть с нами. Она вырастает из разных геометрических фигур. Но начался ураган и наша радуга распалась на несколько частей. Давайте, ребята, поможем ей. Соединим части радуги так, чтобы на ее концах были одинаковые геометрические фигуры ()
С детьми 3+
Объяснение аналогично предыдущей игре, только вместо геометрических фигур цифры и количества.
Каждый ребенок получает набор карточек от 3 до 5 (наборов).
Интеллект и моторика
- Собираем радугу из деталей конструктора (если подберем цвета) или нанизываем на синельную проволоку бусины (тут проще, покупаем недостающие бусины нужного цвета). Каждый ребенок получает набор деталей или бусин и собирает радугу
- Пособие с прищепками (делаем заранее) каждому ребенку раздаем 7 прищепок и по очереди прицепляем к соответствующему сектору.
Эксперимент радуга в банках
Ребята, готовы еще поиграть с нашей радугой. Сейчас я раздам каждому из вас кусочек бумажного полотенца. Вместе с мамами в попробуете сложить его вот так (складываем широкий лист в полоску). У меня есть 7 баночек с водой. Каждый из вас сейчас поможет мне раскрасить воду в один из цветов радуги (детям раздается краситель и каждый ребенок окрашивает воду в своей банки в определённый цвет). Теперь расставим баночки в порядке расположения цветов в радуге (проговариваем последовательность).
Молодцы. Теперь выкладываем каждый сою полоску полотенца в баночки так, чтобы один конце опущен был в одну банку, дугой – в соседнюю. А теперь смотрим и наблюдаем. По полотенцу цвета должны побежать вверх и переливаясь создать радугу.
Творческое занятие. Радужная бабочка – говорим о симметрии
Ребята если вы внимательно будете смотреть по сторонам во время прогулок. То сможете найти радугу везде. А сейчас мы с вами попробуем создать радужную бабочку.
Каждому ребенку раздаем лист бумаги А4 (заранее он был сложен пополам и снова разложен, чтобы остался след по центру). карандашом с одной стороны намечены контуры бабочки. Мы предлагаем детям раскрасить ее обильно гуашью или акрилом (чтобы был густой слой) Использовать надо по возможности все цвета радуги.
Рисовать надо быстро, чтобы краска не успела высохнуть.
Ребята, вы молодцы. Но у нас получилась только половина бабочки. Давайте сложим лист пополам (показываем как). Теперь хорошо прижмем и прогладим его рукой (чтобы остался отпечаток) и раскроем лист. У нас получилась симметричная бабочка. Это значит, что она совершенно одинаковая с двух сторон.
Вы молодцы!
P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено.
Вам будет интересно:
Ребята и зверята. Почему так важно ребенку иметь домашнего питомца?
Исторический праздник своими руками
Филологические забавы для детей 2-4 лет
Содержание программы
Практическая реализация «Радуги» опирается на семь видов деятельности, каждый из которых, по задумке авторов, соответствует определённой активности малышей и охватывает все виды занятий в детском саду.
Физическая культура — красный цвет
Это приоритетное направление программы, формирующее привычку к охране здоровья, чистоплотности, порядку. В процессе воспитания этих культурно-гигиенических навыков дети учатся самоконтролю, вырабатывают алгоритмы поведения в критических обстоятельствах, несущих потенциальную угрозу жизни, а также учатся предупреждать возникновение опасных ситуаций.
Воспитание культурно-гигиенических навыков — важный аспект реализации программы Радуга
Игра — оранжевый цвет
Задача создания эмоционально тёплой атмосферы в группе считается основной в процессе игровой деятельности. Кроме того, такая активность позволяет зародиться симпатии, интересу к партнёру по игре. На занятиях и на досуге ребята вовлечены в три вида игр:
- дидактические, способствующие усвоению, закреплению и отработке изученного материала (применяются в ходе занятий);
- подвижные, помогающие снять излишнюю заорганизованность малышей (используются и на занятиях, и вне учебной деятельности);
- сюжетно-ролевые, развивающие коммуникативные навыки, речь, расширяющие границы наглядно-образного и понятийного мышления (являются элементом учебной и досуговой работы).
Сюжетно-ролевые игры учат малышей выстраивать партнёрские отношения со сверстниками
Изобразительно-практическая деятельность — жёлтый цвет
Обучение этому виду активности происходит на основе знакомства с народным творчеством, в частности с декоративно-прикладными образцами произведений Хохломы, Гжели, дымковских сюжетов. В ходе работы ребята учатся рисовать красками, карандашами, а также осваивают навыки лепки.
Изобразительно-практическая деятельность детей организуется на основе знакомства с лучшими образцами народного творчества
Конструирование — зелёный цвет
С помощью данного вида активности у детей развивается творческий подход к созидательной деятельности: малыши учатся строить из строительного сырья разного вида и формы (конструктор, пирамидки, природные материалы и пр., гибкие и жёсткие детали разных размеров и форм).
Конструирование помогает ребятам учится добиваться поставленных целей
Занятия музыкальным и пластическим творчеством — голубый цвет
В ходе знакомства с этими видами креативной деятельности ребята обогащают свой эстетический опыт, развивают музыкально-сенсорные способности, учатся ритмично двигаться, а также тренируют пространственную координацию.
На занятия дети не только знакомятся с музыкальными инструментами, но и пробуют на них играть
Знакомство с окружающим миром и развитие речи, грамота — синий цвет
Основная направленность этой части программы — обучение родному языку, которое происходит через знакомство с лучшими образцами художественной литературы, народного творчества, кино (в большей степени речь идёт о мультипликации).
На занятиях грамотой ребята подготовительной группы знакомятся с буквами и звуками
Математика — фиолетовый цвет
Главная задача занятий математикой не столько познать азы царицы наук, сколько освоить навыки учебной деятельности, в частности, научиться определять главную задачу, выделять направления поиска, оценивать полученные результаты.
Занятия математикой помогают ребятам усвоить понятия больше-меньше, длинный-короткий, высокий-низкий и др., а также получить элементарные арифметические знания
Это интересно. Вне зависимости от вида деятельности, работа с детьми происходит в атмосфере доброжелательности, поддержки желания высказать собственное мнение, а также отсутствия страха совершить ошибку.
Видео: формирование математических представлений в младшей и средней группах — рекомендации Е.В. Соловьёвой
Учебно-методический комплекс «Радуга»
Для решения программных задач была издана серия пособий по образованию и воспитанию малышей каждой возрастной группы, затрагивающая все основные направления развития детей:
- познавательное развитие;
- формирование элементарных математических представлений (ФЭМП);
- развитие речи;
- ИЗО;
- конструирование;
- художественная деятельность.
Состав серии «Радуга»
Пособия для программы публикуются издательством «Просвещение».
- Развивающие книги «Познаю мир» для дошкольников всех возрастов, посвящённые назначению и функциям окружающих объектов, знакомству со связями между явлениями и вещами, знаками и символами.
- Книги «Моя математика».
- Дидактические альбомы «Сделаю сам».
- Альбомы-пособия по ручному и художественному труду.
- Новое методическое пособие для подготовительной группы «На пороге школы» (авторы — Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик).
Фотогалерея: примеры разных серий пособий для реализации программы
Это пособие используется в качестве дидактического материала на занятиях по ознакомлению с окружающим миром
Задания для этого раздела курса развития речи опираются на диалогические словесные приёмы
В пособии собраны задания по всем видам деятельности
НОД «Радуга» для детей подготовительной группы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №2»
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему «Радуга»
.
Подготовила: Воспитатель группы №10
Абушаева С.Р.
Саранск, 2020 год
Цели:
• Познакомить детейс атмосферным явлениемрадугой,
раскрыть причину её появления (отражение, преломление и разложение солнечного света).
• Закрепить цвета спектра, их последовательность.
• Развивать память, внимание, умение работать в коллективе.
• Вызвать желание участвовать в экспериментальнойдеятельности,
познавательную активность.
Предварительная работа:
• экспериментальная деятельность на тему«преломление и отражение света»
,
«Цвета спектра, их последовательность».
• Словарная работа: преломление, отражение, спектр.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Вгруппераздаётся звонок мобильного телефона..
-Ребята, нам пришло звуковое письмо. Давайте послушаем.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Катя, мне всего 4 годика. Мне сказали, что в вашем детском саду умные и отзывчивые ребята, добрые и находчивые воспитатели. Можно обратиться к вам с просьбой? Расскажите, пожалуйста, что такое «Радуга»,
откуда она появляется и почему. Попросите воспитателей сделать видеописьмо для меня и отправьте по адресу….
— А кто видел радугу?
Когда это было? В сухую, в жаркую погоду, во время или после дождя? Обычно мы видим
радугу,
когда дождь еще не кончился, но на небе светит солнце. Чтобы увидеть
радугу,
нужно встать спиной к солнцу.
— Поможем Кате? А с чего начнем? Сначала ответим на вопрос: «Что такое радуга?»(ответыдетей).
— Когда-то давным-давно человек стал задумываться, почему же на небе появляютсярадуги. Объяснить это явление люди в те времена не могли, потому придумывали мифы и легенды. Некоторые суеверные люди думали, что это мост в потусторонний мир, но учёные нашли ответ этому явлению. Итак, радуга— это явление природы, которое возникает, когда идёт дождь и светит солнце.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько картинок с изображением радуги:
— Художник нарисовал несколько радуг.
Угадайте, на каком рисунке изображена
радуга,
которую он увидел после дождя
(не сказочнуюрадугу,а явление природы)
.
Чем отличается она от ваших картинок? (последовательностью цветов)
. Сколько цветов у
радуги?Радуга состоит из семи цветов, и все они следуют строго друг за другом, каждый «знает свое место». Правда, в природе нет четких границ между цветами, они плавно переходят друг в друга. Известно выражение, которое помогает запомнить расположение цветов в радуге:
Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан (первая буква каждого слова указывает на определенный цвет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Достоинства и недостатки программы
«Радуга» ориентирована на массовый детский сад и уже имеет обширный опыт внедрения в работу, поэтому выделить достоинства и недостатки несложно. Итак, к положительным сторонам осуществления программы можно отнести 5 факторов.
- Своевременное и полноценное физическое и психическое развитие ребёнка. В процессе разных видов деятельности малыши получают необходимый информационный объём, а также возможности направить физическую энергию в русло пользы для здоровья. Таким образом, осуществляется всесторонняя и качественная подготовка к школе.
- Максимальные возможности реализации индивидуального подхода благодаря дифференцированному принципу усвоения программных задач. Иными словами, у педагога есть возможность варьировать содержание каждого программного компонента так, чтобы дети с достаточным уровнем общего развития получали чуть больше обозначенного объёма информации, а малыши с недостаточным уровнем общего развития могли немного подтянуть свои знания, умения и навыки до необходимых границ.
- Организация предметно-развивающей среды с целью создания положительного микроклимата, поддержки уверенности детей в своих силах, создания ситуации успеха на занятиях и вне учебной деятельности. При этом материально-техническая обеспеченность ДОУ роли не играет: педагог, творчески подходя к своему делу, создаёт такую предметно-развивающую среду, которая была бы полезна и интересна детям, используя для этого подручный материал. Например, для развития сенсорных способностей в младшей группе воспитатель не приобретает готовые тренажёры, а делает шумовые коробочки, наполняя капсулы от Киндер-сюрприза крупой, монетами, сахаром и т.д., тем самым различая их по звуку, весу.
- Качественно новый подход к оценке деятельности ребёнка. Не с позиции «малыш должен — не должен», а с позиции «в этом возрасте ребёнок способен, может…». Деятельность ребят оценивается не только с точки зрения практических результатов, а и в процессе общения с ними, наблюдения.
Воспитатель оценивает не только конечный результат работы, а и то, как дети мыслят, концентрируются в процессе выполнения заданий
Как и во всякой другой программы, в «Радуге» есть и недостатки. Тем более, что первоначально именно эта система пришла на смену типовой программе, имеющей многолетний опыт внедрения в практику.
- «Радуга» даёт установку, без детального описания инструментария. То есть предполагается, что воспитатель не просто исполнитель, а творец: у каждого ребёнка есть способности, раскрыть которые необходимо правильным подбором «ключиков» — приёмов, методик. Этот механизм педагогу, особенно молодому, понять и реализовать сложно. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что и любую другую программу (например, «Детство», «Развитие» и др.) без творческого подхода в работе досконально освоить не получится.
- Некоторые разделы, как показывает практика, усложнены. Это связано с тем, что первоначально дополнения публиковались одновременно с экспериментальным внедрением «Радуги» в работу и в связи с этим не все пожелания ДОУ, участвовавших в пилотном проекте, учитывались. Особенно завышенные оказались требования к возможностям ребёнка в разделах «Математика» и «Грамота». Однако это обусловлено ещё и тем, что изначально «Радуга» удовлетворяла социальный заказ родителей малышей, которые не вполне объективно могли соотнести возраст дошкольника и тот объём материала, который они могли бы воспринять.
Приёмы
Исходя из видов деятельности, задействованных в реализации программы «Радуга», в работе со всеми возрастными категориями детей применяется четыре группы приёмов.
Наглядные
Основной вид мышления дошкольников — наглядно-образный. Он формирует эстетические представления малышей, а также способствует более прочному усвоению новых знаний. Поэтому так важно чтобы на каждом занятии обязательно присутствовали все виды наглядности.
- Картинки. Приём, особенно актуальный для младших групп. Например, с его помощью малыши знакомятся с порядком проведения гигиенических процедур после прогулки (моют руки, умываются, моют ноги), последовательностью складывания вещей в личные шкафчики и т.д.
- Наблюдение. Способ организации познавательной активности, позволяющий детям эмпирически познакомиться с том или иным явлением. Например, с помощью наблюдения на ознакомлении с окружающей средой в подготовительной группе ребята получают представление об эволюции. Для этого в мисочку с водой капают растительное масло, покачивают ёмкость и наблюдают за тем, как капельки объединяются, формируя одну большую кляксу — так же, из живых клеток, образуются организмы в природе.
- Демонстрация. Этот приём включает показ видеоматериалов, презентаций, инсценировок для знакомства с предметами или явлениями, способами выполнения разных действий. Например, чтобы научить малышей средней группы убирать снег игрушечными лопатами, воспитатель демонстрирует, как нужно держать лопату, как загребать снег. При этом особое внимание уделяется демонстрациям с ТСО (техническими средствами обучения): мультимедийными проекторами, компьютерами и пр.
К демонстрационным приёмам относится и переодевание педагога в костюм героя, пришедшего на занятие
Словесные приёмы
Развитие речи малышей невозможно без активного слушания. Кроме того, программа «Радуга», начиная с младшего дошкольного возраста, предполагает активное включение малышей в диалог. При этом в работе с детьми первой младшей группы, педагог намеренно создаёт ситуации, когда ребёнку приходиться искать и, главное, произносить слова. Например, если малыш показывает пальцем на какую-то игрушку, которая ему нужна, педагог делает вид, что не понимает до тех пор, пока ребёнок не произнесёт (безусловно, на доступном для себя уровне), что он хочет.
- Беседа. Этот приём, как нельзя лучше помогает лучше узнать воспитанников, выяснить их интересы. Педагоги, работающие по «Радуге», создают свои собственные традиции в группе, связанные с общением с детьми. Например, утренний «Круг общения», когда по приходу в детский сад малыши рассказывают, что новое они узнали за вчера, что отели бы узнать сегодня. Обычно такие круги общения дополняются комплексом из 1–2 пальчиковых игр и 1–2 комплексов дыхательной гимнастики.
- Рассказ. Этот приём часто используется педагогом в качестве мотивации в начале занятия. Например, урок математики по теме «Знаки «больше» и «меньше» можно начать с рассказа о Незнайке, которому Кнопочка дала задание полить ту клумбу, на которой цветов больше. Но герой никак не может понять, на какой же клумбе растений больше, а на какой меньше. В ходе работы дети считают цветы и определяют их соотношение по принципу «больше-меньше».
- Стихотворения, загадки. Используя этот приём, педагог не только развивает логику воспитанников, но и тренирует их реакцию, настраивает на дальнейшую работу. Исходя из принципа «Радуги» ориентироваться на способности детей, педагог в младшей группе использует загадки с договорками, а в старшей (иногда и в средней) – уже без них.
- Сказки. Приём, направленный на развитие речи, расширение словарного запаса и обогащение эмоционального опыта, отлично вписывается в цели и задачи программы «Радуга». С помощью сказок воспитатель мотивирует ребят, объясняет те или иные понятия (например, для разъяснения, почему важно говорить правду, быть смелым, дети слушают и обсуждают сказки о трёх богатырях).
- Чтение. Один из способов поощрить инициативность малышей — дать им возможность почувствовать свою значимость. Чтение детьми отрывков из произведений, инструкций по поливу растений в живом уголке или правил ухода за рыбками в аквариуме — содержание не настолько важно, как сам факто того, что дети, умеющие читать, смогут продемонстрировать свои умения сверстникам. А для тех, кто ещё данный навык не освоил, это будет стимулом к обучению. И, конечно, воспитатель обязательно должен выделять время на чтение малышам вслух.
Чтение вслух обогащает словарный запас малышей
Игровые приёмы
«Радуга» опирается на игру как ведущий вид деятельности детей. При этом используются все виды игр.
Таблица: примеры игр по программе «Радуга»
Возраст детей | Вид игры | Название (вид занятия) | Цель | Ход |
Первая младшая группа | Подвижная | «Пускание мыльных пузырей» (досуг) |
| Воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит: — Осторожно, пузыри! — Ой, какие! — Посмотри! — Раздуваются! — Блестят! — Отрываются! — Летят! — Вот — со сливу! — Вот — с орех! — Вот не лопнул дольше всех! Дети ловят мыльные пузыри. |
Вторая младшая | Дидактическая | «Кто чем питается» (ознакомление с окружающим миром) | Закреплять представления детей о пище животных. | Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овёс и т.п. Называют его и определяют, какое животное питается этой едой. |
Старшая | «Один — много» | Научить образовывать существительные множественного числа. | Оборудование: мяч. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь — дожди, капля — капли, лист — листья и т.д. | |
Средняя | Сюжетно-ролевая | «Детский сад» (ознакомление с окружающим миром) |
| Используются все игрушки, необходимые для игры в детский сад. Воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций. |
Практические приёмы
К этой группе относится создание:
- рисунков;
- проектов (совместно с родителями или в малых группах);
- аппликаций (в том числе из природного и из бросового материала);
- поделок (на занятия конструированием и художественно-изобразительным творчеством).
Символика
Отдельно стоит сказать о таком виде практической деятельности, как создание группового панно «Гора самоцветов». Это образное представление цветов радуги, символизирующих области познания, на которые опирается программа «Радуга». Причём, почти все ДОУ, работающие по «Радуге» традиционно начинают каждый новый учебный год с выполнения такого панно или любого другого «радужного» объекта (радуги, например). Так, в младшей группе дети в течение 1–2 недель приносят из дома красочные пуговицы, бусины и украшают нарисованную радужную гору. Завершается этот проект демонстрацией полученных результатов родителям, администрации детского сада. В течение последующего учебного года работа украшает один из уголков предметно-развивающей среды группы.
Над проектом Гора самоцветов дети работают не один день
Картотека тем
Как уже отмечалось, программа «Радуга» охватывает все виды занятий, которые проводятся в детском саду. План работы составляется методическим советом ДОУ с учётом целей и задач программы. При этом группировка тем может проводиться по-разному:
- помесячно с указанием темы и количества занятий;
- помесячно с указанием темы, целей и материала для занятий;
- по тематическим блокам.
Таблица: пример помесячного календарно-тематического планирования по программе «Радуга» с указанием темы занятия (фрагмент)
Автор — Фирсова В.Н., воспитатель МАДОУ ДСКВ «Югорка», Ханты-Мансийский АО.
Старшая группа | ||
Ознакомление с окружающим миром | ||
Месяцы | Тема | Количество занятий |
сентябрь | 1.Земной шар на столе. 2. История возникновения родного города. 3. Портреты Земли. 4. Экскурсия в парк. | 1 1 1 1 |
Таблица: пример помесячного календарно-тематического планирования по программе «Радуга» с указанием темы, целей и материалов для занятия (фрагмент)
Автор — Вит И., воспитатель МКДОУ г. Шарья, Костромская область.
Подготовительная группа | ||||
Грамота | ||||
Месяц | Неделя | Тема | Цель | Материалы |
Сентябрь | 4 | Знакомство с буквами. Буква А. | Познакомить с гласной буквой А, познакомить с образом буквы Аа. Упражнять в выразительном произношении звуков в словах. Учить определять место звука в слове и обозначать его на схеме. | Коллаж с буквой А, предметные картинки, в названии которых есть звук [а]. |
https://www.maam.ru/detskijsad/perspektivnoe-planirovanie-nod-po-gramote-v-podgotovitelnoi-grupe-po-programe-raduga.html |
Таблица: пример блочно-тематического планирования по программе «Радуга» (фрагмент)
Авторы — методический коллектив МБДОУ д/с № 41, г. Таганрог, Ростовская область.
Месяц | Неделя | 2-я младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | Праздники |
Октябрь «Кем ты хочешь быть?» | 1 | Труд людей | Знакомство с профессиями родителей | История возникновения профессий | Проекты на темы профессий | 1 октября День пожилого человека Международный день музыки 4 октября Всемирный день защиты животных 5 октября Всемирный день учителя |
2 | Кто работает в детском саду? | Знакомство с профессиями ближайшего окружения | Знакомство с видами профессий. Откуда хлеб на стол пришёл? | Знакомство с классами профессий. Откуда хлеб на стол пришёл? | 6 октября Всемирный день архитектуры 9 октября Всемирный день почты 11 октября Всемирный день девочек |
Временной план занятия
Занятие в ДОУ по санитарным нормам имеют установленную протяжённость:
- младшая группа (первая, вторая) – 15–20 минут;
- средняя — 20–25 минут;
- старшая и подготовительная — 30–35 минут.
Время на каждый из этапов занятия рассчитывается исходя из требований к продолжительности урока для разных возрастных групп
Структурные элементы занятия вписываются в определённый хронометраж.
- Введение в тему, то есть мотивация, актуализация опорных знаний (с помощью картинок, демонстрации презентации, отгадывания загадок и т.п.). На эту работу выделяется 2–3 минуты.
- Основной блок — 20–25 минут. Этот этап включает знакомство с новым материалом, его отработку и творческое осмысление полученной информации. А также в эти временные рамки вписываются физкультминутка, пальчиковые игры (дыхательные упражнения). Согласно особенностям программы, на основном этапе занятия малышей приобщают с самостоятельной деятельности (если есть необходимость, то с минимальной помощью взрослого).
- Заключительный этап — 2–4 минуты. Педагог даёт оценку работе группы, каждому малышу. При этом важно сказать ободряющие слова каждому воспитаннику. В средней и старших группах дети сами оценивают свою работу, определяют, что получилось, а что нет.
Таблица: пример конспекта занятия по математике на тему «Круг. Снеговик» по программе «Радуга» во второй младшей группе
Автор — Суворова Т., воспитатель МАДОУ «Сказка», г.Лабытнанги, Ямало-Ненецкий АО.
Этап | Содержание |
Введение | Воспитатель привозит на санках игрушку снеговика. Дети рассматривают круглые формы снеговика. Снеговик рассказывает детям: «Скучно мне одному на улице гулять, снег метёлкой выметать да дорожки лопаткой расчищать. Хочу, чтобы у меня были друзья снеговики. Помогите мне, ребята». — Воспитатель: « Дети, поможем снеговику?» — Дети: « Да» |
Основной блок | — Воспитатель демонстрирует, из чего можно сделать снеговика. Показывает фигуру-круг, обводит его пальцем, обращает внимание на отсутствие углов. Предлагает детям покатать круг, обращая внимание на то, что круг хорошо катится из-за отсутствия углов. Вопросы к детям: — Как называются фигуры для снеговичка? — Покажите самый большой круг. — Покажите самый маленький круг Физминутка: — Как у мамы на виду я кружочек обведу. (дети приседают и рисуют правой рукой круг на полу) Долго, долго мы учились, но кружочек получили. (рисуют круг на коврике). — А теперь нарисуем кружочек в воздухе и будем напевать песенку: «Как у мамы на виду Я кружочек обведу. Долго, долго я учился, Но кружочек получился». — Затем рисуем другой « воздушный» круг и повторяем текст песенки. — Педагог приглашает малышей сделать Снеговику друзей. Малыши садятся за столы, воспитатель обращает внимание на то, что перед ними бумажные круги разного размера и лист картона. Педагог объясняет: наклеиваем сначала большой круг, потом поменьше, затем самый маленький и получится снеговик. Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь. По желанию дети добавляют изображения, дорисовав снеговику нос, глаза, метлу, шляпу. |
Заключительный этап | -Дети дарят снеговику (игрушке) своих снеговиков. Снеговик (игрушка) благодарит детей. Итог занятия: воспитатель спрашивает у детей, для кого они делали снеговиков (для снеговика), из чего они делали снеговиков (из кругов). |
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekty-zanjatii-po-matematike-po-programe-raduga.html |
Дидактическое упражнение «Соберем радугу»
(с подгруппой детей)
Цель:
закрепить знание шести основных цветов спектра, умение находить дугу названного цвета.
Педагог после сна обращает внимание детей на то, что, пока они спали, с неба упала радуга-дуга и рассыпалась. Просит помочь собрать радугу, для чего найти и принести дугу нужного цвета, назвать цвет.
Педагог читает стихотворение «Цвета радуги» А. Венгера.
Краски сегодня ужасно устали: Радугу в небе они рисовали. Долго трудились над радугой краски, Радуга вышла красивой, как в сказке. Вся разноцветная — вот красота! Ты полюбуйся, какие цвета.
Дидактическое упражнение «Соберем цветик-семицветик»
(с подгруппой детей)
Цели: закрепить знание шести основных цветов спектра, умение находить лепесток нужного цвета; приносить; называть и составлять цветок.
Педагог говорит детям, что у нее есть волшебный цветок, но он может творить волшебство только тогда, когда его составят
из лепестков. Предлагает детям на полу от серединки выложить волшебный цветок с разноцветными лепестками.
Подвижная игра «Лети, голубок» [12]
Цели: закрепить умение ориентироваться в цветовых тонах по их названию; развить внимание, целенаправленность, выдержку; воспитывать желание сотрудничать с педагогом; сформировать эмоциональную отзывчивость на общение со сверстниками.
Оборудование:
все виды разноцветных игровых материалов, которые разложены в разных местах игрового поля.
К детям прилетает необычный голубок (оригами), окрашенный в разные цвета. Педагог предлагает поиграть с ним.
«Голуби слушаются хозяйку». Как только освобождаются места с краю, сидящие в ряд дети передвигаются и занимают их.
«Выполнять поручения голуби могут только после слов хозяйки «Лети голубок!»» Вернувшись на место, каждый «голубь» показывает всем участникам игры, что он принес, и называет цвет выбранного предмета.
42
СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 лет) ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ
1 день Мы играем
Основные задачи:
— развить игровые умения детей;
— научить вести игровой диалог сообразно роли, взаимодействовать в игре в соответствии с сюжетом, договариваться, следовать игровым правилам;
— осуществить социальное развитие детей в игре;
— доставить радость от совместных со сверстниками и взрослыми игр.
Игровой персонаж: Петрушка — кукла бибабо.
УТРО Сюрпризный момент
Педагог обращает внимание детей на нарядную ширму, предлагает посмотреть, что за ней. Находит вместе с детьми за ширмой красивую коробку, а в ней — Петрушку.
Надевает его на руку, оживляет. От имени Петрушки приглашает детей в игротеку, где можно играть целый день в разные игры.
Цели: вызвать интерес к предстоящей деятельности; поднять эмоциональный настрой.
Беседа Петрушки с детьми «Давайте познакомимся» Цели: развить социальные навыки детей, закрепить знания о том, как можно назвать ребенка ласковым именем; развить диалогическую речь детей.
Настольные игры («Домино», «Лото», «Мозаика» и т.п.) Цели: предоставить детям возможность выбрать игру по желанию; закрепить знание правил игры.
Петрушка вносит большую коробку, в которой самые разнообразные игры (коробка украшена мишурой). Говорит детям, что в игротеке эти игры оставил Дед Мороз, чтобы дети могли наиграться. Предлагает выбрать любимые игры и поиграть в них. Педагог включается в игры как равный игровой партнер или советчик. От имени Петрушки просит детей рассказать, как надо играть в игру.
44
Дидактическая игра «Разрезные картинки» [39J Цели: научить видеть целостный образ в отдельных частях, составлять его, используя зрительное соотнесение; развить ана-литико-синтетическое мышление; активизировать словарь.
Оборудование: картинки, разрезанные на 4, 5, 6 частей по горизонтали, вертикали, диагонали.
Петрушка говорит, что злая волшебница заколдовала картинки в игротеке. Они замерзли и раскололись на мелкие кусочки. Предлагает детям согреть кусочки, собрать их и посмотреть, что получится. Дети должны до собирания угадать, что нарисовано на целой картинке.
Утренняя гимнастика
(с элементами психогимнастики) [5J Цели:
поднять эмоциональный и мышечный тонус; развить образную выразительность; научить различать свои мышечные ощущения, изменять их сообразно сюжетному образу; развить воображение.
Петрушка предлагает детям отправиться в мультфильм «Следствие ведут Колобки». «Превращает» детей в Колобков.
Можно взять стихотворную гимнастику «Мы тоже можем так» по стихотворению С. Михалкова из книги 128].
ДЕНЬ Дидактическая игра «Поправь Петрушку» [10]
Цели: развить слух, внимание; сформировать навыки правильного произнесения звуков; научить свободно общаться со сверстниками.
Оборудование: Петрушка, мешочек с игрушками, в чьих названиях есть звуки, которые дети часто произносят неправильно (санки, самолет, автобус, зайка, корзинка, козочка, цыпленок, яйцо, чашка, ложка, мишка, машина, мышка, матрешка и др.).
Дети должны научить Петрушку правильно говорить. Для этого они должны внимательно слушать Петрушку, тактично исправлять его ошибки.
Петрушка приносит детям мешочек с подарками, но получат их лишь те, кто будет старательно произносить трудные звуки.
Петрушка вынимает из мешочка игрушки, называет их, нарочно путая звуки, побуждает детей исправлять ошибки. Дети поправляют его, но он вновь коверкает слова. Дети медленно и четко произносят трудные звуки, потом по очереди вместе с Петрушкой делают то же самое. Несколько детей подходят к нему поближе, чтоб научить его правильно произносить звуки. Остальные, закрыв глаза и положив голову на ладони, внима-
45
тельно слушают. Когда Петрушка правильно выговаривает звук, дети поднимают один пальчик. За внимание дети получают подарки.
Дидактическое упражнение «Варежки» [33 J Цели: закрепить умение ориентироваться в пространстве, знание цвета, формы, понятий «такой же», «одинаковые»; развить речь. Петрушка не может выйти на улицу, так как у него нет варежек.
Оборудование: одна готовая варежка из бумаги, украшенная аппликацией из геометрических форм разного цвета, другая — чистая, цветные фигуры, клей, кисть.
Правила: на фабрике сделали варежки, но не успели их украсить до конца. Нужно побыстрее завершить работу. Самое главное, чтобы варежки были одинаковые, иначе будет некрасиво.
Игра-путешествие в зимний лес Цели: развить воображение, выразительность пантомимики; закрепить представления о животных, живущих в лесу. «Петрушка никогда не был в зимнем лесу». За основу можно взять игры-путешествия из книги |4J и занятия психогимнастикой из книг [5, 6].
Игры со снегом Цели: закрепить знание свойств снега; научить сооружать постройки по заданной теме; использовать для украшения природный материал; проявлять творчество.
Предыдущая6Следующая
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Анализ программы
Эффективность любой системы определяется практическими результатами. Если говорить о показателях успешности работы по программе «Радуга», то это сформированный образ «радужного» выпускника детского сада, которого можно охарактеризовать как личность:
- доброжелательную, спокойную и дружелюбную;
- умеющую находить общий язык со сверстниками и взрослыми;
- имеющую свою сферу интересов (творческих, познавательных);
- психологически устойчивую к неудачам, которые преодолеваются конструктивно;
- инициативную в разных видах активности;
- рассматривающую предстоящее обучение в школе как качественно новую ступень взрослости.
Однако эти показатели хороший воспитатель может выделить и без каких-либо методик анализа — результаты работы, что называется, налицо. А вот чтобы избежать просчётов и пробелов, в конце каждого учебного года проводится мониторинг эффективности работы по «Радуге».
Один из показателей успешного использования программы Радуга состоит в том, насколько хорошо малыши умеют сотрудничать друг с другом в процессе совместного выполнения задания
Алгоритм мониторинга программы
Эта форма анализа включает три формы отчёта.
- Анализ выполнения программы. Он включает процентное соотношение детей, которые усвоили программу по каждой образовательной области, то есть показали высокий и средний уровень, и тех, кто не усвоил этот материал, то есть показали низкий и ниже среднего уровень. Кроме того, поимённо, с определением трудностей, указываются дети, требующие повышенного внимания со стороны педагога и родителей.
- Мониторинг по программе, включающий оценку (высокую, среднюю, ниже средней, низкую) деятельности каждого ребёнка по всем образовательным областям.
- Справка к мониторингу. Описание результативности работы по программе по каждой образовательной области с указанием процентного соотношения высоких, средних, ниже среднего и низких показателей, а также с пунктирным обозначением перспектив исправления недостатков или закрепления полученных результатов.
Образцы форм анализа можно посмотреть здесь https://yadi.sk/i/RYn7zM8s3S3ptN https://yadi.sk/i/_9EJdDa73S3pte https://yadi.sk/i/rvmi1X6K3S3ptr
Видео: практический подход к мониторингу по программе «Радуга» и несколько слов о подходе к детям с отклонениями в развитии
Программа «Радуга» не зря пользуется такой популярностью в ДОУ: обеспечивая педагогов тщательно разработанными учебно-методическими комплексами по всем видам образовательной деятельности, получается достичь высоких результатов в образовании дошкольников. Однако работа с «Радугой» требует от воспитателя творческого, личностно-ориентированного подхода к взаимодействию с детьми, организации учебной и вне учебной деятельности. Только так можно реализовать технологию создания радостного проживания дошкольного детства.
Что такое радуга?
Итак, как объяснить ребенку что такое радуга? Люди издавна пытались понять природу этого невероятного явления. Но раньше таких познаний о мире, как сейчас, не было. Сказать точно, что это такое было невозможно. Поэтому с радугой связано множество легенд. К примеру, в Древней Греции считалось, что радуга – это мост, соединяющий небо и землю, по которому ежедневно путешествовала к людям посланница от богов Ирида. В Древней Индии радуга – это лук бога грома и молнии Индры. А в Китае верили, что радуга – это небесный дракон, который охраняет небо и землю.
Древние славяне считали радугу также мостом, который соединял небо и землю, по которому к нам на землю с небес спускались ангелы набрать воды из реки или озера. Набранную воду они потом переливали в облака, из которых шел живительный дождь.
Многие народы до сих пор считают радугу дурным предзнаменованием. Радуга представлялась как мост, по которому душа умершего переходит в другой мир, и когда на небе появлялась радуга, это означало чью-то близкую смерть.
Но все это не более, чем мифы, которые не имеют под собой никакого обоснования. Радугу также связывали с некоторыми другими природными явлениями. К примеру, появились приметы, связанные с предсказанием погоды: если радуга высокая и крутая, то будет хорошая ясная погода, а если она низкая и пологая, то погода испортится.
Самым первым ученым, открывшим миру понятие радуги, был древнегреческий мыслитель Аристотель. Он первым осознал и поведал всем, что радуга – вовсе не обман зрения и не магия и не какая-то там материальная вещь, а сложное оптическое явление.
Откуда берется радуга?
Радуга возникает в то время, когда солнечные лучи проникают сквозь капельки воды в воздухе, в результате чего преломляются и образуют удивительный спектр цветов — радугу.
Это природное явление возникает тогда, когда сквозь тучи пробивается солнце, вот-вот пойдет дождь или он только что закончился. Лучики солнца пронизывают капельки дождя, которые в свою очередь работают как рассеиватель, как фильтр, по-научному «призма», разбивающая белый свет солнечного луча на разные цвета. Капли воды отклоняют свет на разное расстояние, поэтому и получается разноцветная полоска, которая в науке называется «спектр». Радуга имеет сферическую форму, которая возникает из-за формы капельки.