Билеты по литературе (5 класс) материал по литературе (5 класс) на тему


Квест-игра по литературе для 5-8 классов

Внеклассное мероприятие

Квест «По страницам книг»

Для учащихся 6-8 классов

Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.

Игра рассчитана на учащихся 6-8 классов. В качестве «станционных смотрителей» выступают учащиеся старших классов. Учащиеся получают опережающее задание: подготовить название команды, девиз, эмблему, соответствующие теме мероприятия; перечитать сказки А.С.Пушкина, басни И.А.Крылова

Оборудование: маршрутный лист для каждой команды, пазл, вещи для «Бюро находок» (можно использовать фото вещей).

Маршрутный лист (выполнен в виде карты с отмеченным на ней станциями) каждой команде выдается с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции – игра идёт одновременно для всех команд. При подготовке к мероприятию необходимо изготовить пазлы-иллюстрации, пазлы-буквы, подобрать вещи для Бюро находок, продумать оформление всех станций.

Станции могут быть расположены в разных уголках школы:, в кабинетах литературы, в спортивном зале, в музыкальном классе, в актовом зале. Цель каждой команды: отгадать название книги, в которой победителей ждет письмо от литературного героя. За правильное выполнение задания на станциях команды получают число (закодированную букву). Из разгаданный букв должно получиться название книги. (в нашем варианте это «Робинзон Крузо Д.Дефо»)

Время нахождения на станциях ограничено — 5 минут.

ХОД ИГРЫ

Представление команд (название, девиз. Например, «Крылья» — «Если много ты читаешь, в жизни крылья обретаешь!», «Чародеи» — «Как только палочкой взмахнём, ответ на всё тотчас найдём»)

Капитанам вручают маршрутные листы.

  1. станция «Загадочная»

Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком. Разговаривает с нами Всем понятным языком. (Книга)

Вам выражения знакомы: Про первый блин, что вечно комом, Про сор, что из избы несут… Как их в народе все зовут? (Пословицы)

Белое поле, Черное семя, Кто его сеет — Тот и радуется. (Письмо)

Новый дом несу в руке, Дверцы дома — на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (Портфель, книги, тетради)

Короткая фраза, где звуки похожи. Ее мы частенько промолвить не можем. Тренирует нам дикцию, с рифмой бывает. Как называется? Кто отгадает? (Скороговорка)

СТАНЦИЯ 2.

Сложи ПАЗЛЫ

(пазл «Приключение Буратино» А.Н.Толстой).

СТАНЦИЯ 3.

Блиц-турнир. Команда отвечает на вопросы по сказкам А. С. ПУШКИНА

  1. Сколько лет рыбачил старик?(тридцать лет и три года)
  2. К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи? (Золотому петушку)
  3. За какую плату согласился работать Балда у попа? (за 3 щелчка)
  4. Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку?(3 раза)
  5. Нa кaкoм oстрoве выстрoил свой двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa? (на острове Буяне)
  6. Какие чудеса были на чудном острове у князя Гвидона? (белка-чудесница, 33 богатыря, царевна-лебедь)
  7. К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (солнце, месяц, ветер)
  8. В кого превращался царь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (Комара, муху, шмеля)
  9. С какими словами обращалась царица к зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? («Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?..»)
  10. Какие желания были у старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (- новое корыто — новая изба — быть столбовою дворянкой — быть вольною царицей — быть владычицей морскою)

СТАНЦИЯ 4.

БАСНИ.

Продолжи ставшие крылатыми строки из басен И.А.КРЫЛОВА.

  1. А Васька слушает… (да ест)
  2. Кукушка хвалит петуха… (За то, что хвалит он кукушку)
  3. Ты всё пела? Это дело… ( Так поди же, попляши!)
  4. Ай, Моська, знать… (она сильна, коль лает на слона)
  5. И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло.. (Сыр выпал — с ним была плутовка такова)
  6. Мартышка тут с досады и с печали О камень так хватила их . . (Что только брызги засверкали.)

СТАНЦИЯ 5.

БЮРО НАХОДОК.

Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки.

  1. Хрустальный башмачок (Золушка, Г.Х.Андерсен «Золушка»),.
  2. Красная шапочка (Красная шапочка, одноименная сказка Ш.Перро)
  3. Горошина (Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»)
  4. Метла (Джоан Роллинг. Гарри Поттер)
  5. Яблоко (мачеха, А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»)

СТАНЦИЯ 6.

Буквенные ПАЗЛЫ.

Составьте из букв название художественного произведения. Назовите имя автора.

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА (ПУШКИН)

СТАНЦИЯ 7.

ЦИФРЫ в литературе.

Назовите художественные произведения, в названиях которых есть числа.

За каждый ответ 1 балл. За неполный ответ – 0,5 балла.

Например, сказка «Три поросенка», книги Ж.Верна «40 лье под водой», «80 дней вокруг света», А.Дюма «Три мушкетера».

После прохождения станций команды финишируют около библиотеки. У входа их ждет последнее испытание.

  1. Необходимо ответить на вопрос: Какие известные произведения русской литературы озаглавлены кличками собак? Назовите авторов этих произведений. («Муму» И.С. Тургенев, «Каштанка» А.П. Чехов, «Белый Бим, Черное Ухо» Гавриил Троепольский, «Кусака» Л. Андреев).
  2. Нужно дать правильно расшифровать название книги, в которо спрятано послание.

РОБИНЗОН КРУЗО

Далее команда находит книгу и послание в ней, зачитывает его.

Проводится награждение.

Маршрутный лист №1

№ станции Загадочная Пазл-иллюстрация Сказки А.С.Пушкина Басни Бюро находок Буквенные пазлы Цифры в литературе
Число-шифр

Маршрутный лист №2

№ станции Пазл-иллюстрация Сказки А.С.Пушкина Басни Бюро находок Буквенные пазлы Цифры в литературе Загадочная
Число-шифр

Маршрутный лист №3

№ станции Сказки А.С.Пушкина Басни Бюро находок Буквенные пазлы Цифры в литературе Загадочная Пазл-иллюстрация
Число-шифр

Маршрутный лист №4

№ станции Басни Бюро находок Буквенные пазлы Цифры в литературе Загадочная Пазл-иллюстрация Сказки А.С.Пушкина
Число-шифр

Буквы-шифр

18 2 15 9 12 16 21 10

Вариант послания

Билеты по литературе (5 класс) материал по литературе (5 класс) на тему

Билет № 1

1. Дайте определение терминам: баллада, диалог, жанр.

2. К какому жанру сказок относится «Царевна-Лягушка»? Какие особенности народной сказки вы можете в ней найти? Кто главные герои? Почему сказка так называется, хотя царевна-Лягушка – не единственная героиня сказки?

3. Прочитайте наизусть любую басню И. А. Крылова.

Билет № 2

1. Дайте определение терминам: завязка, рифма, эпитет.

2. Как вы объясните название сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»? Какие черты характера Ивана раскрываются перед боем, во время боя и после него?

3. Прочитайте наизусть «Бородино» М. Ю. Лермонтова (отрывок).

Билет № 3

1. Дайте определение терминам: псевдоним, сказка, тема.

2. Чем отличаются волшебные, бытовые сказки и сказки о животных? Объясните на примерах прочитанных вами сказок.

3. Прочитайте наизусть «Я покинул родимый дом…» С. А. Есенина.

Билет № 4

1. Дайте определение терминам: повесть, строфа, ямб.

2. К какому из трех видов сказок можно было бы отнести сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна», если бы она была русской народной? Ответ обоснуйте.

3. Прочитайте наизусть «Помню – долгий зимний вечер…» И. А. Бунина.

Билет № 5

1. Дайте определение терминам: портрет, сюжет, хорей.

2. Чего добивалась царица в «Сказке о мертвой царевне» А. С. Пушкина от зеркальца и почему Пушкин называет ее по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха? Какое из этих названий в полной мере отражает причину ее недоброго отношения к царевне? Похожа ли новая царица на первую царицу, мать царевны?

3. Прочитайте наизусть «Рассказ танкиста» А. Т. Твардовского (отрывок).

Билет № 6

1. Дайте определение терминам: басня, завязка, олицетворение.

2. Похож ли Алеша из «Черной курицы…» А. Погорельского на героев волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?

3. Прочитайте наизусть любую басню И. А. Крылова.

Билет № 7

1. Дайте определение терминам: метафора, описание, поэма.

2. Кто главный герой повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»? Какие из событий повести вы отнесете к реальным, а какие – к фантастическим?

3. Прочитайте наизусть «Бородино» М. Ю. Лермонтова (отрывок).

Билет № 8

1. Дайте определение терминам: пословица, сравнение, тема.

2. Образ барыни в «Муму» И. С. Тургенева.

3. Прочитайте наизусть «Я покинул родимый дом…» С. А. Есенина.

Билет № 9

1. Дайте определение терминам: идея, композиция, фольклор.

2. Образ Герасима в «Муму» И. С. Тургенева.

3. Прочитайте наизусть «Помню – долгий зимний вечер…» И. А. Бунина.

Билет № 10

1. Дайте определение терминам: кульминация, олицетворение, рассказ.

2. Почему рассказ И. С. Тургенева называется «Муму»?

3. Прочитайте наизусть «Рассказ танкиста» А. Т. Твардовского (отрывок).

Билет № 11

1. Дайте определение терминам: сюжет, эпиграф, ямб.

2. Расскажите о двух побегах Жилина из плена. Почему один из них был удачным, а другой нет?

3. Прочитайте наизусть любую басню И. А. Крылова.

Билет № 12

1. Дайте определение терминам: метафора, пейзаж, тема.

2. Роль Дины в истории Жилина.

3. Прочитайте наизусть «Бородино» М. Ю. Лермонтова (отрывок).

Билет № 13

1. Дайте определение терминам: олицетворение, сказка, хорей.

2. Образы Жилина и Костылина.

3. Прочитайте наизусть «Я покинул родимый дом…» С. А. Есенина.

Билет № 14

1. Дайте определение терминам: идея, монолог, портрет.

2. В чем особенности юмора рассказа А. П. Чехова «Хирургия»? Почему нам не только хочется смеяться, но и появляется грустное чувство?

3. Прочитайте наизусть «Помню – долгий зимний вечер…» И. А. Бунина.

Билет № 15

1. Дайте определение терминам: баллада, сравнение, повесть.

2. Образ Васи из произведения «В дурном обществе»? Как изменился его характер после встречи с «детьми подземелья»?

3. Прочитайте наизусть «Рассказ танкиста» А. Т. Твардовского (отрывок).

Билет № 16

1. Дайте определение терминам: диалог, жанр, средства художественной выразительности.

2. Почему Тыбурций говорит Васе: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? Как вы понимаете выражение «Васина дорога к правде»?

3. Прочитайте наизусть любую басню И. А. Крылова.

Билет № 17

1. Дайте определение терминам: композиция, рассказ, эпиграф.

2. Образ Фильки в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Каково было его прозвище и почему?

3. Прочитайте наизусть «Бородино» М. Ю. Лермонтова (отрывок).

Билет № 18

1. Дайте определение терминам: басня, олицетворение, повесть.

2. Объясните смысл названия рассказа К. Г. Паустовского «Заячьи лапы».

3. Прочитайте наизусть «Я покинул родимый дом…» С. А. Есенина.

Билет № 19

1. Дайте определение терминам: кульминация, метафора, псевдоним.

2. В чем сходство сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» с народной сказкой? Какие черты в ней от литературной сказки?

3. Прочитайте наизусть «Помню – долгий зимний вечер…» И. А. Бунина.

Билет № 20

1. Дайте определение терминам: развязка, рифма, сюжет.

2. Почему Никита из одноименного рассказа А. Платонова старался превратить людей в неодушевленные предметы? Когда он одушевлял все вокруг? Реальные или фантастические события описаны в рассказе?

3. Прочитайте наизусть «Рассказ танкиста» А. Т. Твардовского (отрывок).

Билет № 21

1. Дайте определение терминам: сказка, тема, эпиграф.

2. Образ Васютки из произведения В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

3. Прочитайте наизусть любую басню И. А. Крылова.

Билет № 22

1. Дайте определение терминам: завязка, трагедия, фольклор.

2. Почему рассказ Саши Черного называется так же, как и прозведение Л. Н. Толстого, – «Кавказский пленник»?

3. Прочитайте наизусть «Бородино» М. Ю. Лермонтова (отрывок).

Билет № 23

1. Дайте определение терминам: басня, строфа, эпитет.

2. Образ Робинзона Крузо.

3. Прочитайте наизусть «Я покинул родимый дом…» С. А. Есенина.

Билет № 24

1. Дайте определение терминам: диалог, ритм, художественное произведение.

2. Кому из героев литературных произведений вы могли бы дать нарицательное имя «робинзон»?

3. Прочитайте наизусть «Помню – долгий зимний вечер…» И. А. Бунина.

Билет № 25

1. Дайте определение терминам: жанр, кульминация, стихотворение.

2. Образ Герды в «Снежной королеве». В чем заключается внутренняя красота героини?

3. Прочитайте наизусть «Рассказ танкиста» А. Т. Твардовского (отрывок).

Билет № 26

1. Дайте определение терминам: метафора, описание, рассказ.

2. Расскажите о главных героях сказки «Снежная королева», выделив ключевые черты в их характерах.

3. Прочитайте наизусть любую басню И. А. Крылова.

Билет № 27

1. Дайте определение терминам: басня, тема, эпитет.

2. Образ Киша в «Сказании о Кише» Дж. Лондона.

3. Прочитайте наизусть «Бородино» М. Ю. Лермонтова (отрывок).

Счастливый билет (устный ответ)

1. Назовите ваше любимое произведение.

2. На кого из литературных героев вы хотите быть похожи?

3. Прочитайте ваше любимое стихотворение (любое).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: