«Как творчески и методически грамотно оформить театральный уголок в детском саду»


Уголок искусства

Для правильной организации деятельности детей предусмотрено зонирование пространства в групповой комнате. Именно поэтому там можно встретить различные тематические уголки типа «Кухня», «Больница», «Школа» и т. д.

Некоторые воспитатели в детском саду театральный уголок выводят в отдельную структуру. Однако чаще мы видим большие художественные центры, где объединены различные подсистемы. Они могут сочетать в себе кружок рисования, музыки, ручного труда и театра. Таким образом осуществляется экономия места. А главное, соблюдаются базовые принципы театрального уголка.

Напольный театр

В напольном театре используются куклы-марионетки. Сделать их самостоятельно достаточно сложно, поэтому чаще всего они приобретаются в специализированных магазинах. За счет этой особенности такой вид театрализованной деятельности проводится в детских садах нечасто. Но именно театр марионеток вызывает у дошкольников бурю эмоций, восторг. Так как малыши еще не понимают механизма действия таких кукол, дети представляют, что игрушки «ожили» сами. Именно этот элемент «чуда», «сказки» и способствует появлению положительных эмоций у дошкольников.

Требования к творческому центру

Поскольку театральный уголок в группе детского сада является важнейшим элементом художественного и эстетического развития детей, то он должен соответствовать следующим принципам:

  1. Принцип мобильности. Нужно предусмотреть возможность объединения различных уголков и зон группы детского сада, а также транспортабельность атрибутики театра.
  2. Принцип сменяемости материала. Необходимо постоянное обновление репертуара, сценариев, декораций и прочей атрибутики. Это будет зависеть от многих факторов, например, от времени года, возраста детей, их заинтересованности, программного обеспечения, тематики проводимых занятий и пр.
  3. Принцип многофункциональности. Он подразумевает, что один и тот же атрибут может выполнять множество задач.
  4. Принцип эстетичности. Театр должен развивать у детей чувства вкуса.
  5. Принцип доступности. Оснащение театрального уголка должно подходить детям по возрасту и совпадать с их зонами актуального и ближайшего развития.

Обустройство художественного центра

Мебель для театрального уголка в детском саду может быть изготовлена самостоятельно из подручных средств, либо быть выполнена на заказ. Основными составляющими элементами театра являются ширма и уголок ряженья. Остальная атрибутика имеет свои отличия в зависимости от возраста детей.

Например, для детей младшего дошкольного возраста используют реквизиты для инсценировки известных детям сказок («Теремок», «Репка», «Курочка Ряба» и т. д.), а именно: фланелеграф для показа картинок и мини-ширма для настольного театра. Можно использовать незатейливые элементы ряженья типа шарфа, зонта, бус или шляпы.

Для оснащения уголка в средней группе используют всевозможные маски. Это могут быть и животные, и сказочные персонажи, и даже изображения овощей. Из атрибутики используется большая ширма для постановки спектаклей и витрина для костюмов.

Дети старшей группы детского сада могут использовать в постановках декорации, изготовленные своими руками. Это усиливает интерес детей в подготовке представления. Рекомендовано иметь в наличии реквизит для инсценировки 4-5 разноплановых сказок. Благодаря этому у детей будет выбор. Также они могут на основе этих материалов и декораций придумывать свои сказки и постановки, развивая, таким образом, творческое мышление.

Сообщение «Оформление центра театрализованной деятельности в ДОУ»

Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, простейшие декорации, в том числе изготовленные детьми, стойка-вешалка для костюмов;

Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок;

Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра: пальчиковый, куклы бибабо, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы и др.

Аудиозаписи музыкальных произведений,

записи звукошумовых эффектов для создания фона в процессе театрально-игровой деятельности.

Для детей 6-7 ле т игровой материал театрализованных игр отвечают в основном тем же требованиям, что и на предыдущем возрастном этапе. Однако здесь дополнительно рекомендуются куклы-марионетки с элементарной системой управления; мягкие, на прочных нитях.

В условиях современных детских садов, где пространство довольно ограничено, выделить отдельные места для уголков (театра, окружающего мира и т. д.) бывает довольно сложно. Поэтому воспитатель может объединить образовательные центры в комплекс. Например, для направлений театра, изобразительной деятельности и музыки можно организовать единый художественно-творческий уголок. При этом нельзя забывать о том, что предметное наполнение должно соответствовать ряду принципов:

мобильности

(материалы для музыкальных занятий могут быть иллюстрирующими и для театрализации);

безопасности

сменяемости

(содержание уголка должно меняться в зависимости от целей учебно-воспитательной работы в тот или иной месяц, направления специализации группы, времени года, интересов детей, степени изношенности материалов);

доступности

(все дети имеют одинаковые права и обязанности, связанные с использованием атрибутов театрального уголка);

эстетичности

(сам центр и все его составляющие должны красиво выглядеть, быть чистыми и опрятными)

Театральный уголок, в котором есть всё необходимое для соответствующей деятельности, позволяет создать в группе комфортную среду для развития творческих способностей воспитанников. Театрализация — особое направление образовательной программы для дошкольных учреждений, потому что даёт детям возможность не только исследовать окружающий мир, но и учиться жить с ним в согласии. Кроме того, театрализация помогает ребятишкам стать более уверенными в себе, что немаловажно и для их личностного роста — а значит, без театрального уголка детскому саду нельзя.

Список литературы

Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2006.

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М.: Творческий центр Сфера, 2001.

Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006.

Разновидности представлений

Театральный уголок в детском саду подразумевает не только разучивание сценария и постановку представления. Существует множество видов спектаклей, в которых дети будут развивать не только фантазию и творческое мышление, но и мелкую моторику, ассоциации и даже тактильную чувствительность.

В детском саду театральный уголок, как правило, состоит из нескольких блоков. При их формировании нужно учитывать возрастной фактор. Художественный центр может включать в себя такие виды театра:

  • Пальчиковый.
  • Настольный.
  • Театр игрушки: мягкой, вязаной, из конуса и т. д.
  • Кукольный.
  • Театр петрушек.
  • Театр перевоплощения.

Особенно разнообразны представления с использованием кукол. Реквизитом могут быть:

  • Марионетки.
  • Куклы с «живой» рукой.
  • Перчатки-варежки.
  • Люди-куклы.
  • Самоделки на нитке или резинке.
  • Тростевые куклы.

Рекомендуется чередовать различные виды творческой деятельности, чтобы не вызывать пресыщения у детей.

Театральный уголок в детском саду и его оформление

Театральный уголок — составляющая общей обстановки группы, созданная с целью сплочения детей и формирования у них новых навыков и компетенций.

Классический уголок театрализации состоит из нескольких компонентов:

  • иллюстрации, фотографии, картины и т. д.;
  • игрушки;
  • ширмы (которые применяются в качестве декораций, а также занавеса);
  • дополнительный реквизит (бубенчики, колокольчики, машинки);
  • декоративные элементы;
  • наряды и маски;
  • демонстрационные стенды;
  • библиотечный сектор.

Иллюстрации и игрушки важны в уголке

Театральный уголок должен быть оснащен таким образом, чтобы сделать занятия по театрализации эффективными.

К сведению. При оформлении театрального уголка принципиально важно брать во внимание возрастную группу детей, учитывать групповые и личностные особенности детей, их интересы и стремления.

Младшая группа

В яслях и первой группе садика лучше уделить внимание пальчиковому театру. Для него нужны куклы, которые надеваются на каждый пальчик ребенка и хорошо развивают мелкую моторику.

Для изготовления таких кукол можно использовать практически любой материал. Им может оказаться ткань, фетр, бумага, полимерная глина.

Следующим этапом, происходящим на уровне младшей группы, является обучение детей правильной игре с игрушками на поверхности стола, а также развитие навыков пальчикового театра. Задачей этого этапа является тренировка координации движений ребенка и дальнейшее развитие у него мелкой моторики рук.

К сведению. Для того чтобы сделать такой реквизит самостоятельно, потребуются конусы, материалом которых является твердая бумага или картон. Ко всему прочему, целесообразным в этом возрасте выглядит использование бибабо (набор перчаточных кукол).

Детям этой возрастной группы стоит заниматься:

  • пальчиковым театром;
  • настольным театром;
  • театром мягких и вязаных игрушек;
  • театром игрушек-конусов.

Средняя группа

Все полученные ранее навыки детям нужно оттачивать, поэтому занятия, начатые в прошлые годы, прерывать не стоит. Вместе с тем требуется вводить новые разновидности театрализации. На этом этапе детского развития целесообразен театр ложек. Для «приготовления» героев постановок здесь используется обыкновенная пластиковая посуда. Одновременно начинает использоваться театральная ширма.

Тема перелетных птиц весной на уроках ИЗО в подготовительных группах

К сведению. Можно познакомить детей с куклами на гапите. Гапит представляет собой деревянный стержень. Такой реквизит поможет малышам приобщиться к основам кукловодства.

Перед детьми средней группы в ходе занятий централизации ставится уже более сложная задача. Им необходимо привести в согласие собственные движения и сюжет постановки. Театр начинает представлять собой действо, которое имеет четкую сюжетную линию и смысл. Это требует от малыша выхода на новый уровень развития координации и моторики.

Для детей средней группы подходят варианты:

  • пальчикового театра;
  • настольного театра;
  • кукол на гапитах;
  • перчаточных кукол.

Старшая группа детсада

Во время обучения в старшей группе в ходе занятий по театрализации рекомендовано приступать к использованию кукол-марионеток. Эти куклы характеризуются необычным способом приведения их в состояние движения. Специальный ниточный держатель (крестовина) отвечает за этот процесс. Именно к нему снизу и привязывается непосредственно «тело» игрушки.

К тому же особое внимание стоит уделить процессу озвучки героев, ведь целью занятий по театрализации на этом этапе является то, чтобы научить детей использовать голосовые интонации для передачи эмоций.

Оптимальными являются варианты:

  • пальчикового театра;
  • перчаточных кукол;
  • марионеток.

В подготовительной группе

На этом этапе ребенок становится уже «настоящим» актером. Он должен осуществить перевоплощение в своего героя путем воспроизведения его манеры двигаться, говорить, вести себя. Ребенок должен научиться имитировать голос, правильно выражать эмоции и переживания героя. Для более точного и реального перевоплощения дети переодеваются в сценические костюмы.

Ростовые куклы хорошо развивают

В этом возрасте возможно использование реквизита широкого спектра, например:

  • пальчиковых кукол;
  • перевертышей;
  • перчаточных кукол;
  • марионеток;
  • ростовых кукол;
  • тростевых кукол.

Вместе с тем стоит учитывать определенную условность представленного выше распределения занятий в кружке театрализации в зависимости от возрастной группы ребенка.

К сведению. Нужно учитывать общий уровень группы, специфику ребенка, наличие интереса к определенному виду театрализованной деятельности.

Совершенно нормальной практикой является участие в костюмированных постановках детей возраста средней и старшей групп. Перчаточные куклы вполне могут успешно применяться при театрализации даже детей 5–6 лет.

Материал для оформления

Для создания театрального уголка в детском саду своими руками подходят любые подручные средства. Чаще всего используют:

  • пакеты из-под молока и другие тетрапаки;
  • картонные коробки;
  • пластиковые бутылки;
  • киндер-сюрпризы;
  • перчатки, варежки;
  • платки, палантины, косынки, шарфы;
  • шерстяные нитки;
  • папье-маше;
  • лоскуты ненужной ткани;
  • бумагу и картон;
  • одноразовую посуду;
  • жестяные банки;
  • подстаканники;
  • носки и ненужную одежду;
  • поролон и пенопласт;
  • деревянные ложки;
  • соленое тесто;
  • природные материалы и пр.

Приспособить для оформления можно любой предмет. Однако главное — соблюдать меры предосторожности. Та атрибутика, которую ребенок будет постоянно использовать в своей театральной деятельности, должна быть безопасной.

Как сделать паспорт театрального уголка

Уголок театрализации, вернее, оформление такового, должен осуществляться согласно федеральным государственным образовательным стандартам (сокращенно ФГОС). Оформление по ФГОС театрального уголка в детском саду требует соблюдения некоторых стандартов.

ФГОС предписывает, что уголок театрализации должен обеспечивать:

  • развитие возможностей к запоминанию информации;
  • развитие мыслительных процессов ребенка;
  • выработку у детей социокультурных понятий;
  • усиление речевых возможностей;
  • физиологическое развитие;
  • приобщение к культуре поведения в обществе;
  • познание себя как личности.

В паспорт по ФГОС включено восемь позиций. При этом в стандарте представлено подробное описание каждой из них:

  • Надпись полного названия детского учреждения.
  • Обозначение группы и название театрализованного уголка.
  • Авторы, осуществившие оформление уголка.
  • Наименование и описание зон, являющихся частями проекта. Обязательными элементами являются ширма и костюмерная. Зонирование же иных частей происходит по усмотрению компетентных лиц. Всего можно выделить костюмерную, гримерную, мастерскую, зрительный зал, библиотеку (в том числе наличие видео- и аудиоматериалов), ширму, шкафы для хранения реквизита, участок, посвященный результатам и достижениям детишек в сфере театрализации (стенд).
  • Наполняемость каждой из имеющихся зон.
  • Возрастные показатели воспитанников.
  • Список видов деятельности, реализующихся на конкретном возрастном этапе в ходе занятий по театрализации.
  • Различные методические разработки, рекомендации, шаблоны и презентации. Под ними понимаются советы относительно частоты соответствующих занятий, их временной продолжительности. Также туда включаются задачи, ставящиеся перед конкретной группой, перечень упражнений, которые обязательны для выполнения в ходе занятий по театрализации для представителей конкретной группы.

Уроки рисования на тему «Летят самолеты» для средней группы

Идеи для украшения

В оформлении театрального уголка в детском саду ключевую роль играет так называемая кукла-зазывалка. Это своего рода талисман и хранитель театра. В качестве этого предмета может выступать любой персонаж из сказки. Он может быть даже вымышленным, главное, чтобы он всегда был на видном месте. Желательно, чтобы этот атрибут театра находился всегда в театральном уголке и занимал центральное положение. Еще лучше, если он будет принимать участие в постановках или выступать в роли зрителя.

Как оформить театральный уголок в детском саду? Этим вопросом задаются все начинающие воспитатели. Первоначально необходимо изготовить ширму, как большую, так и маленькую, для настольного театра. Для этого можно использовать любую легкую ткань. Достаточно повесить ее на палку или багет и закрепить на штативе. Также можно применить деревянную рамку.

Большой популярностью пользуются ширмы-окошки. Они являются универсальными, их можно использовать как для большого, так и для настольного театра. Для их изготовления нужно взять лист плотного картона и вырезать в нем окошко. В отверстии нужно повесить шторку, и ширма готова.

Пример оформления театрального уголка в детском саду на фото ниже показывает, что, имея большую фантазию, можно сотворить красочный и интересный «храм Мельпомены».

Театр живой куклы

Но чаще других организуется «живой» кукольный театр в детском саду. Такую деятельность можно провести в качестве занятия по развитию речи, окружающему миру, изучению иностранного языка, а также во время досуга. Кроме того, постановка «живого» театра может быть посвящена какому-либо празднику, например, Масленице или Новому году.

Различают следующие виды описанной игровой деятельности:

  • театр масок;
  • театр кукол-великанов.

Последний проводится чаще всего как досуговая деятельность в ДОУ. Роли кукол-великанов выполняют либо взрослые, либо старшие дошкольники. Младшие дети могут выступать лишь в роли зрителей.

Тогда, как театр масок подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки. Педагог может предложить детям пересказать таким необычным образом полюбившуюся малышам историю или подготовить полноценное выступление для родителей.

Изготовить маски для предстоящего спектакля дошкольники могут самостоятельно под руководством педагога, например, на занятиях по художественно-эстетическому развитию или во время досуговой деятельности.

Театрально-музыкальный центр

Довольно часто можно встретить совмещенные уголки. Художественные постановки имеют музыкальное сопровождение. Для этого в театральном уголке предусмотрены различные инструменты и технические приспособления.

В качестве фабричных и самодельных инструментов используют деревянные ложки, трещотки, маракасы, свистульки и прочее. Театрально-музыкальный уголок в детском саду также может содержать в себе шумовые баночки (контейнеры из-под киндер-сюрприза с различными наполнителями), молоточки из пробок, блины из спилов, металлофоны, бубны, колокольчики, гармошки, гитары и пр. Все эти приспособления можно использовать для создания своего звукового сопровождения или воспроизведения существующих композиций. Это развивает чувство ритма у детей и прививает любовь к музыке.

В старших группах детского сада применяют магнитофоны для прослушивания музыкальных произведений, записей звукошумовых эффектов, просмотра видео-фонотеки литературных произведений. Дети в подготовительных группах разыгрывают сценки под готовые звуковые сопровождения, например, под аудиосказки.

Оснащение театрального уголка для средней группы

  1. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски театральных персонажей.
  2. Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.
  3. Стойка-вешалка для костюмов.
  4. Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
  5. Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный).
  6. Атрибуты для «Разноцветных сказок».
  7. Театр математики.
  8. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

Содержание работы по театральной деятельности

Деятельность творческого уголка должна иметь четкую направленность. Поэтому нельзя просто пустить на самотек игры-постановки детей. Необходимо постоянно контролировать процесс театральной деятельности.

С этой целью просматривают кукольные спектакли и проводят беседы по ним, устраивают игры-драматизации, литературные коркурсы «Угадай название», «Угадай имя героя», «Вспомни и расскажи». Разыгрывают сказки и инсценируют постановки по стихотворениям. Также обязательно выполняют упражнения для формирования выразительности исполнения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]