Технология интегрированного занятия в ДОУ (методические рекомендации для воспитателей и специалистов ДОУ)


Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Конспект открытого занятия по развитию речи «Сказка в гости приходи». Старшая группа «Сказка, в гости приходи»

. Открытое
занятие по развитию речи в старшей группе. Воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад №169»
Кузнецова О.В. Цель:
развитие всех компонентов устной речи детей. Программные задачи: — закрепить знания о сказках; — закрепить умение подбирать родственные…
Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализации для детей старшей группы (В. Сутеев «Под грибом») Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализации для детей старшей группы (драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом»

Цель: Создание благоприятных условий творческой активности у детей посредствам театрализованной деятельности. Формирование у детей интереса к игре -…

Дидактические игры

Игры с готовыми текстами: дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога).

Применение дидактической игры

Здесь представлены дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых .

Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»

Цель: упражнять в образовании признака от предмета, например, игрушка – игрушечный, кукла – кукольный, стол – настольный, зима – холодная.

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?»

Цель: закрепить знания о предметах, необходимых для работы врача. Ввести в активный словарь слова из медицинской терминологии.

Обратите внимание! Ребята должны посмотреть на предметы и сказать, как они называются. (Термометр, шприц, вата, бинт, фонендоскоп, таблетки, грелка, зеленка, пинцет, массажер).

Воспитатель задает вопрос детям, знают ли они какая у человека профессия, которому необходимы эти предметы? Врачу. Что делает врач? Лечит, следит за здоровьем пациентов, делает прививки, массаж, взвешивает и т. д.)

Конспект занятия на тему «Перелетные птицы»

Плакаты с изображениями перелетных птиц

Дополнительная информация. Обязательно создать хорошую, весёлую обстановку в группе. Только тогда урок будет эффективен и легок для восприятия малышом.

Занятия математикой с детьми 3-4 лет дома и в детском саду

Материалы для открытого урока:

  • Картинки с изображением перелетных птиц,
  • Мнемотаблицы,
  • Листы бумаги,
  • Гуашь,
  • Штампы,
  • Обручи, мячи,
  • Медали «Друзья птицы».

Схема занятия:

  • Приветствие и организационные моменты,
  • Беседа о птицах,
  • Гимнастика для пальчиков,
  • Игра с мячом или обручем,
  • Работа с мнемотаблицами,
  • Работа с материалом, который раздается в процессе занятия,
  • Игры и воспитательные беседы,
  • Закрепление результата, вопросы к детям.

Развивающие программы

Чтобы занятия проходили слаженно, нужно тщательно изучить требования ФГОС и обсудить их практическое воплощение в плане занятия на методическом совете детского сада

В соответствии с требованиями ФГОС и конкретными задачами образовательного дошкольного учреждения методическим коллективом сотрудников разрабатывается рабочая программа по всем направлениям образования, в том числе, и по развитию речи. В качестве основы можно использовать наработки коллег, дополняя или исправляя нюансы, касающиеся формы и содержания (кроме моментов, которые реализуют задачи по ФГОС).

Фрагмент рабочей программы на 3 месяца

Автор Анна Кривошеева, https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/01/31/rabochaya-programma-po-razvitiyu-rechi-v-starshey-gruppe.

МесяцТема и цели занятий 1 -й неделиТема и цели занятий 2-й неделиТема и цели занятий 3-Й неделиТема и цели занятий 4-й недели
123456
СентябрьТемаРассказывание из опыта на тему «Наши игрушки»Рассказывание на тему стихотворения Е. Трутневой «Улетает лето»Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют»Рассматривание картины И. Левитана «Берёзовая роща»
ЦелиУчить: – давать описание внешнего вида игрушки; – рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома. Закреплять умение: – Отчётливо произносить звуки [с] и [з], выделять их из слов, слова с этими звуками из фраз; – произносить фразы громко, тихо, шёпотомУчить составлять короткий рассказ по стихотворению. Упражнять в образовании форм единственного и множественного чисел имён существительных, обозначающих животныхУчить: – выразительно передавать текст без пропусков и повторения; – подбирать по смыслу глаголы к существительным. Активизировать в речи глаголыУчить по наблюдению рассказывать о содержании картины. Упражнять в употреблении простых, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова
ОктябрьТемаРассматривание и рассказывание по картине И. Левитана «Золотая осень»Составление рассказа из опыта по сюжетной картине «Семья»Пересказ, В. Чаплина «Лес осенью»Составление рассказа из опыта «Много у бабушки с нами хлопот»
ЦелиУчить: – составлять предложения с однородными членами; – распространять предложения путём введения в них определений, дополнений, обстоятельств. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ш], [ж]. Учить дифференцировать эти звуки, отчётливо и внятно произносить слова с ними, делить на части двусложные слова, показать последовательность значения слогов в словеФормировать представления о семье, называя имена и отчества своих родителей. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [ц], учить дифференцировать эти звуки на слух, отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками. Воспитывать любовь и уважение к членам семьиРазвивать умение составлять рассказ. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, прилагательных и наречий в сравнительной степени. Обогащать речь существительными, обозначающими растения. Воспитывать любовь и уважение к членам семьиСовершенствовать умение составлять короткий рассказ о членах своей семьи. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Учить произносить фразу с разной интонацией (вопрос, удивление, обида, недовольство). Упражнять в произношении чистоговорок и скороговорок на звуки [с], [ц], [ш], [щ’] в разном темпе и силой голоса
НоябрьТемаРассматривание и описание картины И. Шишкина «Рожь»Ролевая игра «Овощи и фрукты в магазине»Пересказ сказки «Лиса и рак»Составление рассказа по теме «Дары природы»
ЦелиУпражнять в подборе синонимов и антонимов. Развивать умения придумывать концовки к рассказам. Учить употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек)Учить рассказывать о предметах. Знакомить с новыми профессиями. Упражнять в образовании однокоренных слов. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [щ’], [ч’], учить различать эти звуки, выделять их в словахУчить: – связно, последовательно рассказывать сказку; – образовывать близкие по смыслу однокоренные слова. Побуждать составлять описательный рассказ «Лиса»Учить: – составлять короткий рассказ на заданную тему; – подбирать слова, сходные, по звучанию; – выделять во фразах слова со звуками [ч’], [щ’]; – произносить слова с разной силой голоса

Структура занятий

Все занятия по развитию речи в старшей группе проводятся по одной схеме

Чтобы достичь максимального результата от каждого занятия, опытными методистами была разработана структура занятий по развитию речи. Именно такая комбинация этапов работы является «лекарством от скуки», то есть помогает поддерживать интерес детей и тем самым достигать поставленных целей.

  • Вовлечение ребят (около 5 минут). Любопытство и игривость — вот основные качества малышей, на которых и нужно «сыграть» взрослому. То есть приглашение поучаствовать в сказке окажется привлекательным даже для неусидчивых карапузов.
  • Выполнение заданий (10 минут). Это основной этап обучения, который проводится в период лучшей концентрации детей, то есть после разминки, первого этапа.
  • Пауза (2 минуты). Во время предыдущего этапа у ребят накопилось много энергии, которой нужно дать возможность выйти. Это может быть игра, танец или физические упражнения.
  • Время для сказки (10 минут). Прочтение сказки, рассказа (это может быть совместная с детьми придумка) обсуждение и обыгрывание сюжета — это не только работа над речевым развитием, но и элемент формирования нравственных представлений у детей.
  • Заключительный этап (около 3 минут). Задания разного характера (репродуктивные, когда нужно повторить какие-то реплики героев, например, или творческие — нарисовать иллюстрацию) позволят закрепить полученные знания, отработать навыки.

Некоторые занятия целиком строятся на сказке. В этом случае хронометраж предпоследнего этапа разбивается поровну на оставшиеся.

Примеры планов

Эффективные способы вовлечения и задания основного этапа

Оксана Шавкун, https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/04/14/zanyatie-po-razvitiyu-rechi-v-starshey-gruppe

Тема: «Домашние животные» Цель:
  • расширять и закреплять словарь по теме: «Домашние животные», упражнять в подборе определений;
  • Совершенствование грамматического строя речи.
  • продолжать учить разгадывать загадки;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику;
  • закреплять умение составлять рассказ — описание, развивать связную речь;
  • воспитывать бережное доброе отношение к животным.

Предварительная работа:

  • разучивание стихотворения А. Барто «Игра в стадо», рассматривание опорных картинок, иллюстраций с изображением животных;
  • рисование, лепка животных
  • загадки, игры о домашних животных;
  • чтение рассказа Н. Носова “Живая шляпа”, рассказывание русской народной сказки “Зимовье зверей”, рассказы Е. Чарушина, М. Пришвина о домашних животных.

Ход занятия Вовлечение На ковре стоят 2 стола. Ребята, утром нам принесли посылку от бабушки Ульяны и дедушки Феди. Они прислали нам свою фотографию и письмо. Послушайте, что они пишут: «Дорогие ребята! У нас есть внучка Маша. Но она отправилась путешествовать и заблудилась в сказочной стране Знаний. Помогите нам, пожалуйста, мы уже старенькие и не можем её отыскать. Мы надеемся, что вы смелые и активные и можете нам помочь. Большое спасибо вам. Дедушка Федя и бабушка Ульяна.» Ребята! Поможем дедушке с бабушкой? Тогда мы отправляемся в путешествие в страну Знаний. Как вы думаете, на чём можно путешествовать? Дети: на машине, на автобусе, на велосипеде, на воздушном шаре и т. д. Педагог: а мы с вами поедем.… Нет, попробуйте сами отгадать. Загадка: Братцы в гости снарядились, Друг за друга вцепились, И помчались в путь далёк, Лишь оставили дымок. (поезд) Педагог: Правильно. Это поезд. Он уже давно ждёт вас, но в вагон сядет лишь тот, кто приобретёт билет. А билетом в наш поезд будет картинка с домашним животным. (Дети называют животных и садятся на места. Звучит песня “Голубой вагон”)Стульчики стоят в виде вагона. Выполнение заданий Педагог: Вот, ребята, мы и приехали в страну Знаний, Страна эта — необычная и загадочная. И предметы в этой стране необычные. Посмотрите, какой красивый цветок. А вы знаете, как он называется? Дети: цветик — семицветик Педагог: правильно, а кто знает, почему он так называется? Дети: у него 7 лепестков разного цвета. Назовите цвета лепестков. Он -то нам и поможет разыскать Машу. Но для этого нужно открыть все лепестки. Посмотрите, у него на лепестках есть номера. Такие же номера стоят на конвертах с заданиями. Нам нужно открыть все конверты, их должно быть 7 — столько же, сколько лепестков у цветика — семицветика. Мы должны выполнить все задания, а затем открыть лепестки под такими же номерами. И тогда Цветик — семицветик нам поможет найти Машу. Ну что, начнём! Тогда ищите 7 конвертов, несите их на стол и мы будем по порядку их открывать и выполнять задания. (дети приносят конверты, находят с цифрой 1)Каждый ребёнок, принёсший конверт должен рассказать где лежал конверт, используя предлоги.Подходим к мольберту. У бабушки и у дедушки в деревне много верных друзей. Они за ними ухаживают, да и друзья в долгу не остаются. Хотите посмотреть, кто это? Речевая игра: «Какой, какая, какие?»

Кто это? Какая она? А это кто? Какая она? Дети по очереди подходят к магнитной доске, берут карточку, рассматривают её, показывают всем детям и рассказывают о том, кто изображён на карточке Это корова. Она большая, рыжая, с чёрными пятнами, умная, дойная, рогатая. Это собака. Маленькая, коричневая, умная, пушистая, добрая. (коза — маленькая, белая, рогатая, бородатая, бодливая; кошка — маленькая, пушистая, ласковая, усатая, полосатая) Один ребёнок описывает, остальные добавляют. Теперь мы открываем лепесток с цифрой 1.Какая следующая цифра идёт за цифрой один? Найдите конверт с цифрой 2…>

Четыре этапа занятия по развитию речи

Марина Готовкина, https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/01/23/zanyatie-po-razvitiyu-rechi-v-starshey-gruppe

Тема «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка и ёж» Цель: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её; составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений. Побуждать детей к придумыванию окончания рассказа. Упражнять в подборе слов на заданную тему. Развивать восприятие, память, внимание. Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания; договариваться и приходить к общему мнению. Материал: сюжетные картинки, жетоны, две корзинки, два набора элементов последней картинки. Ход: Вовлечение Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картинкам. А о ком и о чём будет рассказ, вы скажете сами, как только отгадаете загадки. У неё косички, Длинные реснички, Юбочка с воланами, Платьице с карманами. Кто же это: белочка, Мальчик или девочка? (Девочка). Как догадались? Пока дети – Каждый в берете. Повзрослели – Шляпы надели. (Грибы). Почему решили, что грибы? Что за ёлочка такая? Это ёлочка живая. В серенькой одёжке, Ходит по дорожке. (Ёж). Докажите, что это ёж. Богатырь стоит богат, Угощает всех подряд: Ваню — земляникой, Аню — костяникой, Машеньку — орешком, Петю — сыроежкой, Катеньку — малинкой, А Васю — хворостинкой. (Лес). Почему решили, что это лес. Докажите. Воспитатель : Значит, о ком и о чём мы будем составлять рассказ? Выполнение заданий Воспитатель показывает детям первую картинку. Что изображено на этой картинке? Кто изображён? Что делает девочка? (держит в руках пустую корзинку, разговаривает с ежом, наверно, о чём-то спрашивает). Воспитатель показывает детям вторую картинку. Что изображено на этой картинке? (лес, но совсем другое место: под ёлками много грибов). Что делает ёж? (что-то говорит девочке и показывает на грибы и корзинку). Воспитатель показывает последнюю картинку. Что изображено на последней картинке? (девочка набрала полную корзинку грибов, уходит, машет рукой на прощание, ёж остаётся в лесу). Воспитатель: Мы рассмотрели внимательно все картинки. Теперь вы будете составлять рассказ сразу по всем картинкам от начала до конца., но постарайтесь каждый додумать что могли бы сказать друг другу герои на прощание и что могло произойти с ними дальше (5–6 рассказов). Пауза Воспитатель : Хорошо, а теперь немного разомнёмся. Вы разделитесь на две команды. Сегодня будете подбирать слова на тему «Лес». На каждое слово каждая команда кладёт жетон в свою корзинку. Главное условие: чтобы слова не повторялись. В конце игры мы посчитаем жетоны и выясним какая команда знает больше слов на тему «Лес». Заключительный этап Воспитатель: Я предлагаю ещё одно интересное упражнение. С его помощью мы сможем проверить какая у вас память, какие вы внимательные. Посмотрите внимательно на картинку и постарайтесь запомнить где что расположено. (дети смотрят в течение 15–20 секунд, картинка убирается). Теперь вы должны из отдельны частей собрать целую картинку, как это было у художника. (По окончании выполнения задания дети считают сколько ошибок было у каждой из команд). В завершении занятия подводится итог.

Видео: интересное и оригинальное занятие по развитию речи в средне-старшей группе

Видео: игровые приёмы для развития речи в старшей группе

Видео: ролевая игра как приём речевого развития детей в старшей группе детского сада

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]