Методические рекомендации при работе с молодыми специалистами.


План работы педагога — наставника с молодым специалистом материал на тему

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «Средняя школа №3»

города Когалыма

______________В.М.Маренюк

«01» сентября 2020г.

План работы

педагога-наставника, учителя начальных классов Миленченко Аллы Федоровны

с молодым специалистом, учителем начальных классов Никифоровой Натальей Михайловной

муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №3» города Когалыма

на 2017-2018 уч.г.

Цель- создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы.

Задачи:

  • помочь адаптироваться молодому учителю в коллективе;
  • определить уровень профессиональной подготовки;
  • выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь;
  • создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
  • развивать потребности у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

Содержание деятельности:

1. Диагностика затруднений молодого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.

2. Посещение уроков молодого специалиста и взаимопосещение.

3. Планирование и анализ деятельности.

4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.

5.Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).

6. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого учителя.

7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.

8. Организация мониторинга эффективности деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • успешная адаптации начинающего педагога в учреждении;
  • активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
  • повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
  • обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
  • совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
  • использование в работе начинающих педагогов инновационных педагогических технологий.
Планирование и организация работы по предмету Планирование и организация воспитательной работы Работа со школьной документацией Контроль за деятельностью молодого специалиста
СЕНТЯБРЬ
  • изучение рабочих программ по предметам УМК «Начальная школа XXI века»;
  • Изучение методических рекомендаций и пособий;
  • Изучение документов по ФГОС НОО;
  • Составление рабочих программ по предметам и КТП УМК «Начальная школа XXI века» и КТП группы краткосрочного пребывания;
  • Индивидуальные консультации.
  • Системно-деятельностный метод обучения.
  • Планирование

воспитательной работы с классом и родителями на 2017-2018 учебный год.

  • Собеседование по теме:

«Особенности составления плана воспитательной работы».

  • Определение тематики родительских собраний на год.
  • Практическое занятие «Как вести электронный журнал».
  • Оформление учебных программ по предметам УМК «Начальная школа XXI века», пояснительных записок КТП по предметам;
  • Работа с личными делами учащихся класса;
  • Консультация по заполнению журнала группы краткосрочного пребывания.
  • Оформление календарно-тематического планирования;
  • Взаимопосещение уроков.
ОКТЯБРЬ
  • Современный урок, его анализ;
  • Составление технологических карт уроков.
  • Урок литературного чтения в УМК «Начальная школа XXI века».
  • Методика проведения родительских собраний.
  • Организация индивидуальных консультаций с родителями, родительских собраний.
  • Построение системы сотрудничества с родителями и учащимися класса.
  • Практикум «Как работать с рабочими и печатными тетрадями, тренажерами и тестовыми заданиями учащихся».
  • Посещение уроков;
  • Ведение тетрадей.
НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ
  • Самоанализ урока.
  • Организация индивидуальной работы с учащимися. Выявление одаренных и неуспевающих детей, построение системы работы с данными категориями детей.
  • Урок русского языка в УМК «Начальная школа XXI века».
  • Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся.
  • Особенности проведения внеклассных мероприятий, праздников, конкурсов с привлечением родителей.
  • Экскурсии.
  • Городские конкурсы. Участие в них.
  • Как вести протоколы родительских собраний.
  • Структура учебного проекта.
  • Технологические карты уроков по предметам.
  • Проверка выполнения программы.
ЯНВАРЬ
  • Урок математики в УМК «Начальная школа XXI века»
  • Участие учащихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах, фестивалях.
  • Предупреждение педагогической запущенности учащихся;
  • О школьном Совете профилактики.
  • Самообразование педагога: курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, семинары, дистанционные конкурсы.
  • Изучение документов по ФГОС НОО.
  • Мониторинг процесса формирования УУД у младших школьников в урочной деятельности.
  • Ведение тетрадей и дневников учащихся.
ФЕВРАЛЬ
  • Методы активизации познавательной деятельности учащихся;
  • Уроки окружающего мира и технологии в УМК «Начальная школа XXI века».
  • Видеоуроки.
  • Индивидуальные беседы с родителями. Дневник взаимосвязи с родителями.
  • Самообразование педагога: сетевое взаимодействие, сообщества учителей. Изучение документов по ФГОС.
  • Мониторинг процесса формирования УУД у младших школьников во вне урочной деятельности.
  • Взаимопосещение уроков.
МАРТ
  • Инновационные технологии в обучении.
  • Технологии деятельностного обучения в урочное и внеурочное время.
  • Вовлечение общественности, социальных партнеров в воспитательную деятельность с классом.
  • Внедрение результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы
  • Проверка выполнения теоретической и практической части программы.
АПРЕЛЬ
  • Организация повторения.
  • Подготовка к итоговой промежуточной аттестации.
  • Подготовка отчета по воспитательной работе за год.
  • Составление характеристики классного коллектива.
  • Составление КИМов к итоговым контрольным работам.
  • Посещение уроков.
МАЙ
  • Организация проверки ЗУН и УУД у учащихся.
  • Составление предварительного плана учебно-методической работы на следующий год.
  • Итоги воспитательной работы за год.
  • Оформление и заполнение отчетной документаци: электронный классный журнал, журнал ГКП, протоколы итоговой промежуточной аттестации;
  • Составление годового отчета по движению учащихся, выполнению теоретической и практической части программ, общей и качественной успеваемости учащихся.
  • Работа с личными делами учащихся класса.
  • Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы).

Учитель начальных классов МАОУ «Средняя школа №3» города Когалыма ______________________ /Миленченко А. Ф./

Система работы учителя-наставника с молодыми специалистами

Наставничество предполагает постоянный диалог между опытным педагогом и начинающим учителем. Организация наставничества носит поэтапный характер. Она включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) компонентов деятельности преподавателя.

В частности, выделяются два этапа данной работы:

1. Адаптационный этап.

Центральное звено в организации помощи молодому преподавателю — предварительная работа с ним.

Нет необходимости читать ему лекции, проводить теоретические занятия. У него еще свежи знания, полученные в институте. Молодой учитель нуждается в практических советах. Поэтому наставнику в первую очередь необходимо обратить внимание молодого специалиста на требования к организации учебного процесса, требования к ведению школьной документации, формы и методы организации внеурочной деятельности учащихся.

Первым шагом в адаптации является знакомство учителя с нормативными документами, методическими материалами по предмету, библиотекой, учебными кабинетами.

Психологи, социальный педагог знакомят начинающих с классными коллективами, в которых им предстоит работать, дают характеристику классам, отдельным ученикам. Заместители директора знакомят со структурой (планами, расписанием, графиками) учебной, методической, воспитательной работы в школе, документацией, основными требованиями по её ведению, определяется круг его обязанностей и полномочий.

Работа с молодыми специалистами будет наиболее эффективной, если подготовить различные памятки.

В их числе могут быть методический глоссарий, методическая копилка по определению типа урока, эффективный выбор работы с учащимися, анализ и самоанализ урока, памятка классного руководителя, как правильно организовать работу с родителями, методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий, психологические упражнения для развития внутренних средств регуляции и др.

Перед встречей с молодым специалистом наставнику необходимо подготовить все информационные материалы, которые должны быть выданы молодому специалисту в первый день работы.

В течение всего периода адаптации наставник должен регулярно проводить занятия с молодым специалистом.

Тематика занятий состоит из актуальных вопросов профессиональной деятельности, без знания которых будет несовершенным процесс становления молодого специалиста:

  • права и обязанности педагога;
  • личностно-профессиональные качества педагога современной школы;
  • профессионально-педагогическая культура и пути ее формирования;
  • педагогическая этика;
  • ведение школьной документации;
  • типы и виды учебных занятий;
  • классический и нестандартный уроки: преимущества и недостатки;
  • психологическое сопровождение образовательного процесса;
  • объективная оценка знаний учащихся;
  • управление развитием творческих способностей учащихся;
  • личностно ориентированный подход к образовательному процессу;
  • анализ и самоанализ деятельности педагога и др.

Затем начинается ежедневная кропотливая работа администрации и методиста-наставника по развитию и становлению личности молодого педагога.

И начинается она, как правило, с собеседования, с заполнения диагностических материалов для выявления проблемных точек в профессиональной деятельности молодого специалиста. Существует много видов анкет для учителя, применяемых в зависимости от целей. Целесообразно провести анкету по изучению потребностей молодого педагога в моделировании, реализации и рефлексии своей педагогической деятельности.

С этой целью начинающему педагогу предлагается заполнить специальные диагностические анкеты, на основании которых в дальнейшем строится индивидуальный план-программа его профессионального становления, развития и самосовершенствования. Педагог-наставник и педагог-психолог помогают молодому специалисту выстроить собственную программу саморазвития и самосовершенствования. При составлении программы необходимо учесть целый ряд факторов: условия, личностные качества молодого специалиста и наставника, наличие или отсутствие классного руководства на период адаптации.

Для дальнейшей более эффективной работы начинающему специалисту предлагаются различные рекомендации и памятки по организации и проведению уроков, которые предварительно обсуждаются с педагогом-наставником, педагогом-психологом, методистом школы. Наряду с рекомендациями по составлению тематического планирования, и ликвидации пробелов в знаниях методики преподавания очень полезно предостеречь молодого коллегу от общих типичных ошибок неопытных педагогов, провести так называемую, пропедевтику. С этой целью молодому педагогу предлагается памятка «Классификация ошибок, допускаемых начинающим учителем и пути их устранения».

Теоретически хорошо подкованный молодой специалист, блестяще знающий свой предмет, может столкнуться с психологическими проблемами личностного или поведенческого характера.

Большое внимание следует уделить вопросам педагогической этики и развития педагогической техники. Нелегко научиться искусству первой реакции, общению с учениками, терпению. При любых обстоятельствах преподаватель не должен повышать голос, терять лицо. Успех молодого учителя нередко зависит от «пустяков» — одежды, голоса, жестов, случайных замечаний. Начинающему педагогу необходимо научиться, как правильно стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть.

В случае возникновения проблем в работе начинающего педагога и его ошибок в общении с учащимися проводятся индивидуальные консультации с педагогом-психологом, во время которых разбирается каждый шаг молодого специалиста. Необходимо предлагать молодым учителям различные психолого-педагогические ситуации с выбором позиции учителя и обсуждать эти ситуации с психологом для формирования индивидуального стиля творческой деятельности. Наряду с консультациями психолога начинающему педагогу предлагаются памятки-советы, памятки-приказы и памятки-заповеди, которые он должен усвоить как «Отче наш» на всю оставшуюся педагогическую жизнь и неукоснительно следовать им.

2. Основной этап.

Проводится работа над темой самообразования, осуществляется планирование методической работы, вырабатывается индивидуальный стиль деятельности, осуществляется корректировка профессиональных умений молодого учителя. Эффективным обучение молодых педагогов не может быть без показательных уроков учителей-предметников. Для оказания помощи молодым учителям в повышении профессиональной компетенции заместителем директора по учебной работе составляется программа открытых уроков, определяются «болевые точки» в педагогической деятельности начинающих учителей с целью предупреждения типичных ошибок в обучении, формировании устойчивых принципиальных позиций в проведении урока.

На данном этапе усилия направляются на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодых педагогов, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы.

Затруднения молодого специалиста выявляются в ходе посещения его уроков администрацией и более опытными коллегами. Необходимо тактично советовать ему, как лучше организовать работу над тем или иным видом речевой деятельности, как правильно организовать смену видов. Современные молодые специалисты владеют компьютерной грамотой и порой достаточно лишь назвать тему, над которой им следовало бы поработать или указать сайт, где можно найти необходимую информацию к уроку или мероприятию.

Инновационные формы и методы работы с молодым педагогом

Формы методической работы с молодыми специалистами выбираются в зависимости от цели воздействия. Нормативной деятельности специалист обучается с помощью памяток.

Усвоение уверенного правильного поведения осуществляется через проигрывание (ролевые игры, проблемно-деловые игры, психологический тренинг, анализ педагогических ситуаций). Прослушивание или проигрывание практической ситуации формирует умение ставить себя в ситуацию стороннего наблюдателя, что создает условия для проведения более объективного анализа деятельности, необходимого для ее коррекции уже на самом первом этапе освоения профессии.

Средством получения оперативной помощи являются также индивидуальные и групповые консультации. Для коллективного проведения рекомендуется заранее определить тематику, отобрать интересующие слушателей вопросы. Наиболее эффективно проведение консультаций в форме «круглый стол» или «мозговой штурм». Среди наиболее активно используемых форм — посещение уроков. Эффективной формой организации помощи молодым педагогам является мастер-класс, в котором преподаватель высшей категории делится опытом работы по внедрению в практику новых технологий. Назначение мастер — класса не только рассказать, но и показать, как это делается. В теоретической части раскрываются основы педагогической технологии. Практическая часть — проведение урока, где отрабатываются наиболее сложные элементы методики, приемы и этапы педагогической технологии.

Существуют многочисленные традиционные формы работы, в которые всегда можно привнести элементы новизны. Не стоит отказываться от педагогических чтений и лекций. В настоящее время проводятся вебинары издательств «Просвещение» и «Вентана-Граф». Получив очень ценную информацию на вебинаре, полезно совместно обсудить её на семинаре, заседании «круглого стола», методическом совещании.

Ежегодно в школе проводится предметная методическая декада, дающая как широкий простор для творчества, так и для ознакомления с новым материалом. В ходе проведения методической декады необходимо устраивать ярмарки педагогических идей, творческие педагогические конкурсы, «педагогический ринг», «педагогическое ателье» или «педагогические мастерские», «мозговой штурм».

Ежегодно в школе проводятся практикумы, и молодые специалисты должны посетить максимально возможное количество уроков своих старших коллег. Посещение творческой лаборатории опытного педагога и работа с материалами обобщённого педагогического опыта могут послужить для молодого специалиста наглядным примером практической деятельности. Учитель учится всю жизнь, и неоценимой формой становления личности педагога было и остаётся самообразование.

Поиск материалов по определённой тематике с последующим выступлением на заседаниях методических объединений и научно-практических конференций не только содействует повышению интеллектуального уровня молодого специалиста, но и развивает навыки публичного выступления перед компетентной аудиторией. Молодому специалисту просто необходимо составление портфолио, главная цель которого проанализировать и представить значимые профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.

Портфолио позволяет не только учитывать результаты, достигнутые учителем в обучении и воспитании, но и проследить творческую и самообразовательную деятельность педагога, проанализировать стратегию и тактику профессионального поведения, оценить профессионализм учителя. Чтобы адаптация молодого специалиста проходила более эффективно и безболезненно нужно включить его в состав «творческой микрогруппы», в «кружок качества» или во временный исследовательский коллектив.

План работы наставника-воспитателя с молодым специалистом

Екатерина Часовских

План работы наставника-воспитателя с молодым специалистом

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА – ВОСПИТАТЕЛЯ

(Часовских Екатерина Александровна)

с молодым специалистом

(Зотова Ольга Владимировна)

на 2020 -2020 учебный год

Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста.

Задачи:

— оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;

— изучение нормативно-правовой документации;

— помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, табель посещаемости детьми группы детского сада, сведения о детях, мониторинг и т. д.);

— применение форм и методов в работе с детьми;

— организация НОД, помощь в постановке целей и задач;

— использование здоровьесберегающих технологий во время НОД и других режимных моментах;

— механизм использования дидактического и наглядного материала;

— углубленное изучение инновационных технологий;

— общие вопросы организации работы с родителями (планирование по работе с родителями, проведение родительского собрания и пр.)

Содержание работы:

Сентябрь:

1. Знакомство с норматино – правовой базой учреждения.

Изучение документов: Закон об образовании, ФГОС, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для ДОУ;

— изучение целей и задач годового плана;

— структура перспективно-календарного планирования;

— структура комплексно-тематического планирования.

— познакомить с различными инструкциями в детском саду, помочь осознать серьезность их исполнения.

2. Мониторинг детского развития. Изучение видов мониторинга, форм его проведения, подбор диагностического материала.

3. Помощь в планировании воспитательно – образовательного процесса в детском саду

4. Изучение всех видов планирования (перспективного, ежедневного, календарного, подбор педагогической литературы)

Октябрь:

1. Оформление и ведение документации в группе. Проверить ведение документации, обсудить, дать рекомендации по ведению документации.

2. Виды и организация режимных моментов в детском саду. Просмотр молодым специалистом режимных моментов, ответы на вопросы молодого специалиста.

4. Посещение наставником НОД с целью выявления профессиональных затруднений у молодого специалиста и совместное определение путей их устранения.

Ноябрь:

1. Методика проведения праздника в детском саду «Здравствуй осень!»

Участие в подготовке к осеннему празднику, просмотр мероприятия, обсуждения праздника.

2. Самообразование воспитателя. Выбор методической темы, написания плана самообразования на будущий учебный год.

Декабрь:

1. Организация образовательной деятельности. Просмотр молодым специалистом организованной деятельности, обсуждение задач, технологий и результативности.

2. Формы взаимодействия с семьей (консультации, подбор литературы для изучения, совместное планирование работы с родителями.

3. Организация подготовки детей к празднику и педагогическая позиция при проведении праздника «Новый год»

.

4. Помощь в ведении портфолио.

Январь:

1. Посещение наставником занятий с целью выявления профессиональных затруднений. В течении учебного года консультации, просмотр, обсуждение.

2. Использование различных технологий в образовательной деятельности детей. Консультации, советы по целесообразности их использования.

Февраль:

1. Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста. Консультация и ответы на интересующие вопросы.

2. Развивающая среда в группе. Обсуждение (принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, смена материала.

Март:

1. Информирование родителей о жизни детей в детском саду. Консультация о правилах оформления родительских уголков, папок передвижек, наличие материала, формах их оформления

2. Организация подготовки детей к празднику и педагогическая позиция при проведении праздника «Праздник наших мам»

.

Апрель:

1. Наблюдение за молодым специалистом во время его общения с родителями воспитанников. Беседа.

2. Посещение НОД. Обсуждение.

Май:

1. Итоговый мониторинг по образовательным областям. Изучение итогов мониторинга и их обсуждение.

2. Составление аналитической справки наставника с молодым специалистом за 2020 – 2020 учебный год. Обсуждение итогов и планы на будущий учебный год.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]