Когда можно решать примеры в пределах 20
При полном усвоении навыков счета до 10 рекомендуют приступить к действиям на втором десятке. Здесь необходимо только понимание, без подсказки и списывания у соседа. Как научить считать и разъяснять примеры ребенку в пределах 20? Следует придерживаться пошаговой методики:
- Выучить порядковый счет второго десятка, очередность каждого элемента числового ряда. Для облегчения запоминания используют одинаковые предметы – карточки, кубики. Нанести числа только на первые десять единиц. Разложить их рядами, первый десяток с подписями, под ним второй, «слепой».
- Запоминать по схеме 14 – к слову четыре добавляется «– надцать», и так с каждым новым термином. Ребенок должен усвоить смысл названия порядковых чисел от 11 до двадцати.
- Приступить к понятию первый десяток, потом добавлять элементы второго ряда и проговаривать действия. «Десять плюс четыре получится четырнадцать». Должны прозвучать так все данные в интервале второго десятка.
- Отработать действия со сложением без перехода. По типу 10 + 6 = 16; 16 – 6 = 10. Когда этот этап освоен, выполняют действия повышенной сложности.
Пазлы для счета до 20
Примеры с переходом через десяток требуют развивать навыки устного счета. Знание состава числа при равной сумме облегчают запоминание алгоритма расчета по действиям на сложение и вычитание в пределах 100.
Как обучить ребенка сложению и вычитанию в пределах 10 и 20
«Сложение и вычитание чисел первого десятка»
создавать благоприятный музыкальный микроклимат,
развивать у детей воображение.
Технические средства обучения:
Магнитофон, музыкальное сопровождение (аудиозапись музыкальных произведений), компьютер.
Оборудование
: магнитная доска, фланелеграф, сундучок, 2 меча (большой и маленький).
Демонстрационный материал
. Картинки — презентации : Ивана царевича, Василисы – прекрасной, Бабы – яги, Кошея бессмертного, избушки на курьих ножках, распутья, замка Кощея, трех башен (для фланелеграфа), пещеры. Опорные картинки.
Раздаточный материал
: разрезные картинки «Кощей бессмертный», простые карандаши, су-джок, фишки двух цветов, наборы цифр и математических знаков = + -, магнитные цифры, фломастер, счетные палочки, карточки с двумя полосками.
Ход занятия.
Организационный момент
.
Дефектолог:Здравствуйте ребята!Вы любите сказки? (ответы детей) Кто вам читает сказки? (дети отвечают) А как вы думаете, взрослые любят сказки? (ответы детей) Кто же взрослым сказки читает? (ответы детей) Я сегодня пригласила к нам гостей, чтобы рассказать им сказку. Вы поможете мне? (ответы детей) Ребята, а как вы думаете, если сказку рассказывать с плохим настроением, она хорошо закончится? (ответы детей) Я хочу чтобы наша сказка хорошо закончилась, поэтому нам нужно какое настроение? (ответы детей) Давайте поднимем себе и гостям настроение — посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и гостям.
Дефектолог: В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Иван-царевич (показ картинки
) и Василиса Прекрасная (
показ картинки
). Однажды Василиса исчезла. Иван-царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаем это, выполнив первое задание.
Дефектолог предлагает детям сесть за столы, достать из конверта разрезные картинки
и сложить их.
Дети выполняют.
Дефектолог: узнали кто это? Правильно – Кощей бессмертный (показ картинки
), это он украл Василису Прекрасную. Опечалился Иван-царевич иотправился в путь искать ее. Долго шел он и вышел на распутье. На придорожном камне надпись (
на магнитную доску выставляется лист с нарисованным распутьем
):
«Прямо пойдешь – к волку в пасть попадешь, направо пойдешь — в болото попадешь, налево пойдешь – Василису прекрасную найдешь».
Дефектолог: Ребята кто мне скажет куда надо идти Ивану царевичу? – ответы детей. А кто может нарисовать на листке путь Ивана – царевича? (кто — то из детей идет к доске и фломастером рисует путь на распутье)
Долго шел Иван-царевич по выбранной вами тропинке и, наконец, вышел на лесную полянку, а там стоит избушка на курьихножках, жилище Бабы Яги (показ картинки
). Что должен сказать Иванушка, чтобыизбушка к нему повернулась?