Что должен знать и уметь ребенок перед поступлением в школу
Подготовка детей к школе занимает немало времени, поэтому некоторые родители предпочитают отдавать своих чад в частные школы. Такие учреждения набирают группы детей дошкольного возраста для обучения всему необходимому под руководством профессиональных педагогов. При этом в семьях также следует регулярно заниматься с детьми, ведь в любом случае важен индивидуальный подход. Чтобы ребенок мог без больших трудностей адаптироваться к школьным предметам, он должен:
- знать буквы;
- уметь читать (можно по слогам) небольшие простые тексты;
- обладать навыками письма;
- знать времена года, названия месяцев, дней;
- знать свои фамилию, имя, отчество;
- иметь хорошую память, чтобы запоминать 5-7 из 10 четко названных простых слов;
- находить сходства и различия между предметами;
- уметь вычитать и складывать числа в пределах первого десятка;
- знать основные геометрические фигуры;
- знать 10-12 основных цветов и др.
Методики подготовки детей к школе
Прежде чем давать те или иные задания для подготовки к школе своему малышу, ознакомьтесь с несколькими популярными методиками. С их помощью ребенок во время обучения может приобрести все необходимые навыки. Методики обучения направлены, как правило, на развитие мелкой моторики, логического мышления, получение математических знаний и т.п. При этом с учетом индивидуальных особенностей дошкольника нужно заняться его физической подготовкой. Известные методики начального образования:
- Зайцева;
- Монтессори;
- Никитиных.
Методика Зайцева
Чтобы дошкольная подготовка ребенка дома оказалась успешной, обратите внимание на методику Зайцева, которая включает в себя подход к обучению чтению, письму, английскому и русскому языку. Она предполагает применение визуального восприятия информации. Основной принцип заключается в обучении малыша всему необходимому без вреда здоровью и с учетом индивидуальных особенностей. Она способна активизировать каналы восприятия информации, сэкономив время и избавив малыша от зубрежки. Минус: при индивидуальных занятиях методика реализуется хуже, чем при групповых.
Методика Монтессори
Индивидуальная программа подготовки к школе, помогающая подготовить будущего первоклассника, может быть организована в соответствии с методикой Монтессори. В ней большое внимание уделяется развитию ощущений и мелкой моторики малыша. В процессе обучения необязательно использовать какие-то специальные пособия. Родители должны создать для малыша полноценную развивающую среду. Минусом является отсутствие в методике ролевых и подвижных игр.
Методика Никитиных
Чтобы повысить уровень знаний с помощью домашних заданий, ознакомьтесь с методикой Никитиных. Ее основные принципы заключаются в развитии, которое должно быть творческим, свободным. Занятия проходят, чередуясь: интеллектуальные, творческие, спорт. Спортивная атмосфера играет в формировании малыша основополагающую роль, поэтому в вашем доме должны быть созданы все условия для этого. Методика является креативной, с упором на физическое развитие, творчество, но есть минус – желание учиться появляется далеко не у всех детей.
Окружающие люди могут влиять на готовность к школе
Вспоминая о том, как ужасно было ходить в школу, взрослые могут пугать детей сложностями.
Этого ни в коем случае нельзя делать.
Так устроена человеческая психика. Если дошкольник еще не знает, что такое школа, а ему будут твердить, как плохо учиться, — он испугается.
Далее, даже в процессе школьного обучения он будет видеть в ней преимущественно плохое.
На что же нужно обратить внимание ребенка для того, чтобы он захотел пойти в школу?
В дошкольном и младшем школьном возрасте малыш, как правило, активнее всего интересуется окружающим его миром. Он хочет знать буквально все про все, и ровно столько же уметь.
Говорите ему, что в школе ему все расскажут и всему научат.
Кроме того, упоминайте про то, что там можно найти новых друзей, не заставляют спать днем и вкусно кормят, а после уроков можно будет погулять (последнее не обязательно).
Подготовительные занятия к школе
Начинать заниматься с малышом нужно с раннего возраста. Особое внимание необходимо уделить психологической подготовке. Поначалу выполнение заданий происходит в игровой форме, но затем они становятся более сложными, но интересными. Базовые знания дети получают, как правило, в детских садиках. Добиться больших результатов можно как на дому, пригласив частного репетитора, так и, отдав ребенка в специальные центры развития или подготовительные курсы при школах.
Курсы подготовки к школе
Решив выбрать подготовительные курсы к школе, отнеситесь к выбору подходящего учреждения основательно. Такие курсы имеются как при самих школах, так и в образовательных центрах, т.е. некоммерческих организациях. С помощью комплексных занятий, коллектива дети могут адаптироваться к школьной системе, урокам. Нередко на таких курсах дошкольников обучают так, чтобы они легко выполняли нужные упражнения и правильно отвечали на определенные вопросы. Намного важнее, чтобы малыш умел творчески мыслить, самостоятельно рассуждать и делать выводы.
Дошкольный репетитор
Репетитор для дошкольника – это отличный вариант обучить малыша грамоте, подготовить его к будущим собеседованиям в школе. Тем более некоторые учителя дополнительно обучают детей английскому языку. Не забывайте, что репетитор по подготовке ребенка к школе должен иметь педагогическое образование и соответствующую квалификацию. Большим плюсом репетиторства является индивидуальный подход, который поможет развитию внимания, умения рассуждать и т.д. Ребенок при этом получит более глубокие знания. Минусы: сложно найти достойного педагога, высокая стоимость.
Подготовка к школе. Урок №1: «Свойства предметов. Звуки и слова» (всего 34 урока).
Что надо знать о готовности к школе
Существует несколько видов школьной готовности
- физиологическая
- психологическая
- социальная
Над каждой из них следует работать по-отдельности.
Как Вы думаете, что эти виды готовности включают в себя?
«Чем раньше, тем лучше» — в данном случае не работает
Если Вы считаете, что ребенок в шесть лет уже способен быть готовым к первому классу наравне с семилетними, то подумайте еще раз!
Детский организм в шесть и семь лет имеет разные физиологические и психические характеристики.
Они определяют возможность или невозможность нормального школьного обучения независимо от интеллектуальных способностей.
Если поторопиться, то можно учебой довести малыша до нервного срыва.
Это касается также и занятий с дошкольниками, направленных на развитие тех знаний, умений и навыков, которые должны формироваться в школе:
- произвольность внимания
- запоминания и поведения
- математические способности (например, популярная сегодня якобы полезная ментальная арифметика) и так далее
Помните, что если ребенок до школы освоит школьную программу, то потом на уроках ему уже будет не интересно.
Кроме того, основной вид деятельности дошкольников – это игра. Поэтому не следует забывать про самоценность детства. Малышу лучше наиграться вдоволь до школы, чтобы его детство было полноценным и не приходилось потом «доигрывать» (к примеру, брать на уроки игрушки).
Сколько стоит подготовка ребенка к школе
Подготовительные курсы повысят готовность ребенка к поступлению, особенно, если вы планируете отдать его в гимназию. Готовиться так рекомендуется тем детям, которые не посещают детский сад. Занятия в специализированных учреждениях направлены на освоение основ письма и грамоты, обучение чтению, развитие речи и музыкальных навыков и т.д. Некоторые центры обучают шахматам, иностранным языкам и др. Стоимость подготовки в Москве:
Название центра | Стоимость рублях |
«МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ» | 600 за 1 занятие |
«ЛУЧИК» | от 7600/месяц 2 раза/неделю |
«СОЗВЕЗДИЕ» | От 28000/месяц для детей 4-6 лет, 5 раз/неделю |
«ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ШКОЛА» | Комплексная подготовка 11000 за 4 занятия по 90 минут |
С кем и где заниматься?
В детском клубе? Частным образом с педагогом? В подготовительных группах при школе?
Дело не в помещении, а в специалистах, которые в любом учреждении будут делать свое дело.
«Плюсы» занятий в группах при школе — это возможность увидеть школу и ее будни, так сказать, изнутри, возможность познакомиться с будущим учителем, а для ребенка — привыкнуть к окружающей обстановке. Особенно важно это для подавляющей части домашних детей, которые не посещали детский сад.
Желание многих родителей, чтобы с их ребенком занимались непременно индивидуально, не всегда оправданно.
Действительно, при индивидуальном занятии все внимание педагога направлено на одного ребенка. Но при этом ребенок напряжен, так как должен находиться в состоянии постоянного внимания, а это очень непросто.
Основываясь на многолетней практике, я вижу, что занятия в небольшой группе (4-5 человек) гораздо продуктивнее. При таком количестве детей моего внимания хватает на всех, я вижу каждого и каждому могу вовремя помочь. С другой стороны, мое внимание распределяется равномерно, и дети чувствуют себя менее напряженно, учатся сотрудничать, слышать друг друга, что тоже является одной из составляющих готовности к школе.
Если есть такая возможность и необходимость, можно сочетать занятия в группе с индивидуальными занятиями.
Бесплатная подготовка
Воспитатели детского сада должны закладывать основы счета, письма и чтения. Перед родителями стоит более важная задача – научить малышей доводить начатое до конца, пусть это будут какие-нибудь примеры из математики, занятие рисованием или что-то другое. Чтобы ваше чадо по уровню развития соответствовало своему возрасту, старайтесь больше общаться с ним, отвечая на все вопросы. Уделите внимание активным играм, физическому развитию, научите самостоятельности и правилам безопасности.
Социальная готовность к школьному обучению
Что же это такое?
Прежде всего – уровень так называемого социального интеллекта (способности взаимодействовать со взрослыми и сверстниками) и уровень социальной ответственности (знание своего адреса, полного имени, имен родителей, а также владение правилами безопасности и другое). Повторим, что посещение детского сада помогает нам в данном пункте.
Если детский сад не посещался, то можно постараться компенсировать это общением ребенка со сверстниками во дворе, в дворовом клубе, в кружке и так далее.
Общению со взрослыми будущего первоклассника можно научить в процессе знакомства, например, со своими друзьями, взрослыми родственниками, врачом-педиатром, педагогом кружка/дворового клуба и прочими. Знание ребенком данных о себе, о своей семье и правил безопасности (дорожного движения, общения с незнакомцами и так далее) зависит от того, насколько хорошо у него развита произвольная долговременная память, а также от его уровня дисциплинированности (произвольности поведения) и доверительности отношений с родителями.
Как подготовить ребенка к школе самостоятельно
Для развития памяти, умения логически мыслить и прочих навыков в домашних условиях, читайте или смотрите вместе мультфильмы, обсуждая то, что ребенок узнал. Чаще интересуйтесь мнением малыша, задавая при этом вопросы. Постарайтесь превратить занятия в домашних условиях в удовольствие для дошкольника. Плюсом подготовки дома является экономия средств, да и нужные материалы можно всегда найти в интернете. Минусом может стать качество, ведь не у всех родителей есть педагогическое образование. К тому же, занятия в кругу семьи не всегда дисциплинируют малыша.
С чего начать подготовку
Самым подходящим возрастом для начала обучения будущего первоклассника по мнению психологов считается период 3-4 года. Начинайте учить ребенка читать и считать в игровой манере, к примеру, во время прогулок считайте вместе с ним количество домов, автомобилей и т.д. Делайте вместе поделки, уделив внимание художественному развитию будущего первоклассника: рисуйте, создавайте аппликации, лепите, собирайте пазлы. Дома оборудуйте удобный письменный столик. Уделите внимание мотивации своего чада, в противном случае, обучение будет продвигаться медленно.
Программа
Не следует готовить малыша к школе абстрактно, постарайтесь подыскать требования, тесты, задания и конкретные примеры вопросов. Для развития мелкой моторики ребенок должен нанизывать макароны или бусины, вырезать что-либо из бумаги, рисовать красками, создавать аппликации, вышивать, вязать и т.д. Чтобы обучить малыша всему необходимому, обратите внимание на следующий план занятий:
Название курса | Кол-во часов в неделю |
Развитие речи, подготовка к обучению | 1 |
Введение в математику | 1 |
Развитие моторики, творческих способностей | 1 |
Ознакомление с окружающим миром | 1 |
Введение в художественную литературу | 1 |
Подготовка руки к письму | 1 |
Материалы
Чтобы обучить ребенка всему то, что понадобится при поступлении в школу, воспользуйтесь специальным наглядными материалами. Найти их в большом количестве можно на тематических веб-ресурсах. Для развития логического мышления, внимания, памяти и воображения есть немало развивающих игр, для проведения которых требуется разноцветный картон. Например, для обучения грамоте понадобится книжка с картинками: выберите любую букву, проговорите несколько раз и предложите малышу обвести ее карандашом по всей странице. Подробнее можно узнать в методических пособиях.
Игры для подготовки к школе дошкольников
Развивающие игры помогут будущим дошкольникам закрепить знание алфавита, научиться составлять слова, писать и читать. Кроме того, такие занятия способствуют развитию внимания и сосредоточенности. Тем более ребенок дошкольного возраста часто отвлекается и не может подолгу сосредотачиваться на одном роде деятельности. Игры, которые помогут в развитии малыша:
- Название: «Книжный детектив».
- Цель: развить быстроту мышления, научить соотносить буквы с конкретными картинками.
- Материал: книга с иллюстрациями.
- Описание: дайте задание малышу найти в книге картинку на определенную букву. Если в игре участвует несколько детей, то введите элемент соревновательности, т.е. победителем окажется тот, кто найдет больше нужных картинок.
Вот еще один неплохой вариант:
- Название: «Художник-иллюстратор».
- Цель: научить обращаться с книгой, развить логику, воображение.
- Материал: несколько книг.
- Описание: прочитайте своему чаду небольшой рассказ или стих, после чего предложите ему подобрать рисунки к нему из других книжек. Затем попросите пересказать краткий сюжет прочитанного, опираясь на выбранные картинки.
Развивающие занятия
В качестве развивающих упражнений можно использовать любые лабиринты, где какому-либо персонажу нужно помочь добраться до выхода или куда-нибудь попасть. Есть немало игр, которые помогают улучшить концентрацию внимания и увеличить его объем. Некоторые упражнения способствуют развитию и произвольности внимания. Неплохой вариант развивающей игры:
- Название: «Цветы на клумбе»
- Цель: развить логическое мышление.
- Материал: разноцветный картон.
- Описание: вырежьте из картона по три цветка синего, оранжевого, красного цвета и три клумбы прямоугольной, квадратной, круглой формы. Дайте малышу распределить цвета на клумбах на основе рассказа — красные цветы росли не на квадратной и не на круглой клумбе, оранжевые — не на прямоугольной и не на круглой.
Еще одна игра, которая отлично подходит для развития разнообразных навыков у ддошкольников:
- Название: «Чем похожи и чем отличаются?»
- Цель: развить логическое мышление.
- Описание: предлагайте детям по два предмета, которые они должны сравнить и указать их различия, сходства.
Методика раннего развития семьи Никитиных
Супруги Никитины – авторы полноценной методики подготовки к школе, которая позволяет добиться разностороннего развития ребёнка и обеспечить его готовность к дальнейшему обучению.
- Общие принципы методики подготовки к школе Никитиных:
Методику воспитания детей супруги Никитины вынесли из собственного педагогического и семейного опыта, а также путём наблюдений за воспитанием детей в разных семьях. Они констатировали, что родителям свойственно ударяться в две крайности, занимаясь ребёнком дома – это либо заорганизованность, либо заброшенность. В первом варианте ребёнка постоянно таскают в разные кружки, с ним занимается десяток репетиторов, он одновременно учит английский, занимается танцами, плаванием и игрой на фортепиано. Конечно же, о полноценном детстве в таком случае можно забыть. Другая ситуация противоположная: ребёнок предоставлен сам себе, и растёт «как трава у дороги», без дополнительных занятий и стимуляции развития. Конечно же, очевидно, что обе эти ситуации вредны для ребёнка.
Основные принципы методики подготовки к школе Никитиных, выражаются в следующих постулатах: развитие должно быть свободным и творческим. Дети занимаются когда хотят и чем хотят, чередуя интеллектуальные и творческие занятия с обязательными занятиями спортом.
Спортивная атмосфера в методике Никитиных играет основополагающую роль: так как ребёнок от природы физически активен, то родители должны обязательно обеспечить его необходимыми возможностями, следуя его желаниям и предпочтениям. В вашем доме должны быть спортивные снаряды, вы должны обеспечить ребёнку возможность посещать спортивную секцию по его вкусу, и, конечно же, вы сами должны вести спортивный и здоровый образ жизни.
Кроме того, родители должны следить за развитием ребёнка и мягко и ненавязчиво стимулировать его. То есть, не заставлять ребёнка учить азбуку, а как бы невзначай покупать ему кубики с алфавитом, предлагать игры для изучения слов и прочее. В контексте подготовки к школе, это означает, что родителям не следует делать из поступления в школу культ, нужно просто добиться того, чтобы к моменту поступления ребёнок уже сам овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками в удобной и приемлемой для него форме.
- Плюсы методики подготовки к школе Никитиных:
Методика свободная, с большим упором на творчество и физическое развитие. По методике Никитиных много информации, книг, много прекрасных развивающих интеллектуальных игр и пособий, найти и применять которые не сложно.
- Минусы методики подготовки к школе Никитиных:
Главный минус заключается в том, что не все дети горят желанием самостоятельно заниматься, даже если для этого созданы все необходимые условия. Основополагающей задачей родителей в этом случае становится обеспечение стойкого интереса ребёнка к проводимым занятиям. Этого можно добиться, если никогда не создавать атмосферу принуждения ребёнка к занятиям и никогда не делать за ребёнка то, что он может сделать сам. Но, увы, есть такие дети, которых всё же сложно заинтересовать, и не всем родителям под силу добиться того, чтобы ребёнок захотел что-либо делать сам. Особенно это касается физического развития – для детей с флегматичным темпераментом или со слабым здоровьем, например, такие активные занятия спортом могут не подойти.
Как психологически подготовить ребенка к школе
Личностно-социальная готовность дошкольника заключается в том, что к моменту поступления он должен быть полностью готов как к общению, так и взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Чтобы психологическая подготовка была действительно успешной, предоставьте возможность малышу самостоятельно установить контакты с окружающими на детской площадке.
Так называемые «домашние дети» часто боятся большого скопления народа, хотя далеко не все взрослые уютно чувствуют себя в толпе. При этом не следует забывать, что будущему первокласснику предстоит находиться в коллективе, поэтому старайтесь время от времени выбираться на массовые мероприятия. Мотивируйте малыша – если он привык к постоянной похвале дома, то оценивайте не каждый шаг, а готовый результат.
Учить или нет?
Вы заметили, что, говоря о готовности к школьному обучению, я совсем не говорю об обучении дошкольника, к примеру, чтению? Нужно ли этому учить?
Не может быть однозначного ответа на этот вопрос.
Я далека от утверждения, что до школы нельзя учить детей читать. Неплохо, если ребенок умеет читать до школы. Важно только, какой ценой далось ему это умение. Это было желание самого ребенка или стремление родителей «не ударить в грязь лицом»?
Типичная ошибка родителей как раз состоит в том, что они начинают обучение ребенка чтению (или другим элементам школьной программы) своим волевым решением, не учитывая уровень его развития.
Когда любознательный, подвижный ребенок с развитым мышлением и речью тянется к обучению чтению или очень интересуется цифрами, счетом, то, конечно, необходимо поддержать его интерес, помочь ему научиться. Обучение в таком случае будет вполне уместным.
Но уж если родители берут на себя этот труд, то они должны обладать определенными знаниями методик обучения и должны быть уверены, что у ребенка сформируется правильный навык. Если такой уверенности нет, лучше обратиться к специалистам.
Бывает так, что ребенок не созрел, не готов и, соответственно, не стремится к этим школьным умениям. В этом случае искусственное обучение будет насилием.