Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5 — 6 лет»

Что должны учитывать взрослые, воспитывая среднего дошкольника, и какие подходы наиболее эффективны на этом этапе? Какие важные изменения происходят в психическом развитии ребенка за этот год?

Малыш активно развивается, познает окружающий мир и открывает его для себя с помощью общения со взрослыми и сверстниками. Этот период жизни ребенка можно обозначить как переход от раннего детства к дошкольному.

Физиологические изменения

В 5-6 лет физиологические изменения, происходящие с ребенком мало заметны, но очень важны. Самой приметной особенностью этого периода является быстрый рост. Многие дети вырастают за 12 месяцев на 7-9 см., при этом вес изменяется несущественно, в пределах 2 кг. Средний рост для ребенка 6 лет составляет 115,5 см, средний вес — 20 кг. Но эти показатели очень индивидуальны. Если ваш малыш меньше или больше нормы на 10-15%, то он находится в рамках физиологической нормы.

Тело ребенка в 5-6 лет становится выносливым. Малыш много бегает, прыгает, играет в различные подвижные игры, при этом чувство усталости появляется намного позже, чем это было в среднем дошкольном возрасте. Во время бега малыш, не останавливаясь, может преодолевать препятствия, перепрыгивая ямки и обегая бугорки.

Если ранее был освоен велосипед, то к 6-ти годам ребенок не просто хорошо на нем ездит, а делает это очень быстро и уверенно. Дополнительная нагрузка в виде плавания, хождения на лыжах, катания на коньках очень полезна. Чем больше различных видов спорта доступно ребенку, тем быстрее и лучше развиваются мышцы его тела.

Среди подвижных игр большинство детей отдают предпочтение догонялкам и пряткам. Любимым предметом для игры на улице является мяч. Координация между движениями рук и зрением заметно улучшились. Ребенок без проблем может кинуть мяч из любого положения в разные стороны, словить с разного расстояния. Хорошо в этот период научить кроху играть с мячом в игры, требующие не только кидать и ловить, но и использовать свои знания (“Съедобное-несъедобное”, “Сабже”, “Я знаю пять имен”).

В руках ребенка появляется сила. Он теперь может достаточно долго висеть на перекладине на двух или одной руке. Некоторые дети, даже осваивают лазанье по канату.

Общая координация движений позволяет малышу самостоятельно ходить по бордюрам, наклонным поверхностям. Многие дети быстро осваивают навык заползания вверх по горке.

Вестибулярный аппарат становится совершенным, делая качели, карусели и батуты любимым видом развлечения карапуза.

Ощущая свою силу, ловкость ребенок в 5-6 лет часто идет на необдуманный риск. Выполняя различные физические элементы, пытаясь повторять за старшими детьми, кроха не думает о безопасности. Взрослым стоит внимательно следить за передвижениями ребенка, при необходимости страховать. Не лишним будет проведение воспитательных бесед по технике безопасности. Особого внимания требует разговор о необходимости быть внимательным на высоте и передвигаться по лестнице спокойно. Ступеньки в 5-6 лет представляются ребенку не очень интересным занятием, он стремится как можно быстрее их преодолеть, часто перепрыгивая через одну. Рекомендуется постоянно напоминать о важности внимательного спуска и подъема по лестнице для избежания травм.

Особенности развития детей 5 лет

Данный возраст относится к среднему дошкольному. Можно cчитать, что ребенок находится на середине пути к школе. Следовательно, уже важны определенные достижения в развитии познавательных процессов.

Примерно с 5 лет начинает быстрыми темпами развиваться устойчивость внимания. Формируется произвольность, позволяющая частично управлять вниманием. Так как внимание является особым психическим процессом, сопровождающим восприятие, память, воображение и мышление, обогащается развитие и этих познавательных процессов.

Что касается восприятия, пятилетки различают все оттенки спектра, выделяют параметры размеров предметов и фигур. То есть, они понимают, что есть длина, ширина, толщина, глубина. В среднем дошкольном возрасте выстраиваются эталонные ряды, позволяющие осознавать ребенку такие характеристики как «меньше – больше – еще больше» или «низкий – выше – еще выше – самый высокий».

Зрительное восприятие приобретает такую особенность как последовательность рассматривания. Теперь взгляд ребенка не перескакивает хаотично от одной точки к другой, а движется более упорядочено. Это важное возрастное приобретение, позволяющее формировать более точные образы предметов.

Уровень развития воображения позволяет 5-летним детям включать в игру сказочных героев. Они могут убегать от Змея Горыныча, играть роль Феи с волшебной палочкой. Воображение способствует созданию детализированных объектов для сюжетных игр. Например, дети усаживаются в песочнице, как будто они сидят в автомобиле, кто-то выступает водителем. Девочки «накрывают» на стол, используя листочки, веточки и другие природные материалы.

Память ребенка приобретает важнейшее качество — опосредованность. Дети в 5-6 лет запоминают гораздо больше, чем младшие дошкольники. При этом они опираются на сходство предметов, на картинки. Еще больше запоминанию способствует словесно-логический подход. Благодаря интенсивному развитию речи на данном возрастном этапе ребенок самостоятельно устанавливает смысловые связи между понятиями, и так лучше усваивает. Этим объясняется стремление детей поправлять взрослого, который рассказывает любимую сказку своими словами.

У детей пятилетнего возраста доминирует наглядно образное мышление. Они уже больше опираются не на действия, как малыши, а на образы и представления объектов. Формированию образного мышления способствует то, что в 4-5 лет дошкольники активно подражают взрослому и постоянно моделируют отношения взрослого мира в своих играх. Также в этом возрасте начинает складываться логический способ мышления. Ребенок многое замечает, анализирует, сравнивает. Рассуждения и вопросы пятилеток связаны с познавательными интересами. Чтобы что-то уяснить, дошкольник задает цепочки уточняющих вопросов.

Знания, которые должны быть у ребенка 5-6 лет

В 5-6 лет знания и умения ребенка можно разделить на 2 большие группы:

  • Физические умения;
  • Знания о себе и мире.

Обе эти группы одинаково важны и необходимы каждому ребенку. Не стоит усиленно обучать ребенка математике и логике в ущерб играм на свежем воздухе. Малыш нуждается в постоянной смене видов деятельности. Хорошо, после обучающего занятия предложить побегать или поиграть в подвижную игру, после чего вновь вернуться к учебе.

Из физических навыков в 5-6 лет ребенок должен уметь:

  • быстро бегать, оббегать или забегать на бугорки, перепрыгивать небольшие канавки, ямки, не замедляя темп;
  • прыгать: на 2-х ногах вверх, вперед, в стороны; на 1-ой ноге вверх; через скакалку, небольшое препятствие.
  • приседать, поставив руки на пояс или разведя их в сторону, без заваливания на бок;
  • кувыркаться через голову;
  • ходить: на пятках, носках, тыльной и внешней стороне стопы; высоко поднимая колени; разными видами шагов; в разном темпе и направлениях; на длинные расстояния;
  • чередовать движения;
  • кидать мяч из любого положения в разные стороны;
  • лазать по стенке;
  • висеть не перекладине на 1 или 2-х руках.

Знания о себе и мире:

  • собственные имя и фамилия;
  • домашний адрес;
  • телефон родителей;
  • правила поведения в чрезвычайной ситуации (пожар, неправомерные действия, ухудшение здоровья). Знать номера экстренных служб;
  • уметь звонить по телефону, понимать и соблюдать правила телефонных разговоров;
  • различать право и лево относительно своего положения;
  • ориентироваться в пространстве и на плоскости, уметь объяснить нахождение названного предмета;
  • понимание понятия время, умение пользоваться часами;
  • знание простых антонимов, умение их подбирать;
  • считать до 10 и более;
  • различать количество предметов в разных группах, приводить их в равное соотношение;
  • уметь определять основные материалы (пластик, стекло, камень);
  • знать природные явления. Узнавать времена года, месяцы, дни недели. Называть их в правильной последовательности;
  • называть наименования пальцев рук (указательный, средний, безымянный);
  • знать и употреблять в речи названия предметов быта, мебели, электроприборов;
  • уверенно выполнять правила дорожного движения для пешеходов;
  • знать разные виды техники, марки машин. Уметь объяснить, для чего используются разные виды;
  • ориентироваться и знать много домашних и диких животных. Знать, чем они питаются, где обитают, чем отличаются между собой и от человека;
  • знать ряд птиц, насекомых, рыб. Уметь рассказать особенности каждого вида;
  • находить и называть части тела человека, животного;
  • знать ряд растений, цветов, деревьев, кустарников. Уметь объяснить, чем они отличаются между собой;
  • уметь выделять лишние предметы из предложенного ряда;
  • сортировать предложенные вещи по группам по названным признакам.

Это только небольшая группа умений и навыков, которые должны быть у ребенка 5-6 лет. Каждый малыш развивается по собственному индивидуальному плану, в большей или меньшей степени, осваивая указанные навыки.

Развитие личности ребенка 5-6 лет

В 5-6 лет сложные процессы происходят в психологии ребенка. В этот период формируется база личностных качеств малыша. Кроха постигает нравственные, ценностные ориентиры, учится вести себя в обществе и с другими людьми. В этот период закладываются основные понимания о добре и зле, морали. К начальной школе можно судить о том, каким человеком вырастет ребенок.

Изучая окружающий мир, малыш теперь не только отмечает внешние признаки и содержание предметов, его больше интересуют взаимоотношения, психологическая суть событий. В ежедневных играх все чаще можно заметить, как ребенок обыгрывает события, произошедшие с ним или его знакомыми ранее. Так карапуз осмысливает происходящее, делает свои выводы.

Основным движущим элементом познания в 5-6 лет остается любознательность. Опираясь на полученный ранее опыт, дети начинают постепенно проявлять осторожность, продуманность. Если у ребенка есть достаточно свободы и он понимает, что за свои действия придется нести ответственность, кроха постепенно начинает прислушиваться к правилам поведения осознанно.

В 5-6 лет происходит процесс формирования личности ребенка, независимой от мнения родителей. Часто в этот период дети начинают спорить со взрослыми, пытаться отстоять свою точку зрения. В этот период часто происходит разрыв в доверительных отношениях между ребенком и родителями. Чтобы избежать этого, рекомендуется давать возможность карапузу высказаться, поблагодарить его за мнение и при помощи понятных для малыша фактов, объяснить, почему нужно сделать по другому.

В 5-6 лет ребенок начинает искать свое место в семье и в интересах родителей показать ему, что он важный член семьи, к которому прислушиваются. Малыш уже может выслушать долгое пояснение, вникнуть в смысл слов, понять, почему нужно делать то или иное действие. Разрыв между поколениями происходит из-за нежелания взрослых выслушать детей. На вопросы или комментарии ребенка не нужно отвечать односложно. Старайтесь давать полноценные, развернутые ответы.

Головной мозг ребенка уже очень хорошо развит. В период 5-6 лет дети запоминают и узнают огромное количество различной информации. Малыш учится мыслить абстрактными категориями, анализирует происходящее, ищет причины происходящих событий. Новый подход к знаниям позволяет быстро усваивать любую предложенную информацию.

Пик умственных способностей дополняется быстрым развитием понимания собственного я. Дети в 5-6 лет начинают понимать собственные эмоции, ощущения, учатся говорить о своих чувствах.

Познавательное развитие детей 5-6 лет статья (старшая группа) на тему

Познавательное развитие детей

Что такое познание? Анализ психолого-педагогической литературы,

Изучение физиологии мозга ребенка, наблюдение за детьми-дошкольниками разных возрастных групп позволили определить взгляд на процесс познания.

Познание-то сложное образование, в котором можно выделить как минимум 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой.

Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации.

Иными словами, сюда относится:

Что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания.

Как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания.

Как перерабатывает ребенок информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах — систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и так далее.

Собственно информация (сведения, факты, события жизни) ни в коем случае не рассматриваются как самоцель, как знание ради знаний. Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить ребенка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации.

Неразрывность и взаимосвязанность компонентов познания очевидна.

Так, любой человек, читает ли он книгу, смотрит ли он телевизор, слушает ли он научный доклад или просто идет по улице, все время получает, соприкасается с какой-либо информацией в том или ином виде. Получив информацию, у человека помимо его воли складывается определенное отношение к тем сведениям, фактам и событиям, которые он постиг. Книга понравилась или нет, передача вызвала чувство восхищения или разочарования и т.д. Иными словами, информация, дойдя до человека, став его достоянием, оставляет в душе определенный чувственный, эмоциональный след, который мы называем «отношением».

Однако у взрослых и детей отношение к постигаемому складывается по-разному.

У взрослых людей информация первична, а отношение к ней вторично. Взрослые могут высказать, определить отношение к чему-либо только при наличии о нем знаний, представлений, опыта. Например: «Как я могу высказать свое отношение к автору и его книге, если я не читала ее?»

У маленьких детей наблюдается обратная картина. Для них, как правило, отношение — первично, а информация вторична.

Иными словами, они всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно.

Эта особенность детей широко используется педагогами в работе для того, чтобы гарантировать эффективное усвоение детьми определенной информации. Для этого мы сначала создаем у детей положительное отношение к тем сведениям, которые хотим им передать, атмосферу общей привлекательности, являющейся фундаментом, на который легко накладываются знания.

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

Рекомендации педагогам

Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

Хорошо играть в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова).

Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме — образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.

Развивают все анализаторы — зрительные, логические, словесные — различные логические таблицы. Все задания, построенные на видовой, тематической классификации заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребенка. Например, игра «Четвертый лишний» — на картинках изображены различные предметы, например автобус, грузовик, троллейбус и трамвай. Из четырех предметов один — лишний. Ребенок должен подумать и выбрать этот лишний предмет и сказать, почему он лишний. Ребенок еще должен одним словом назвать оставшиеся три предмета (в нашем случае, пассажирский транспорт). И таких картинок, объединенных в группу по общему признаку, может быть великое множество. Ребенок должен иметь широкий кругозор, уметь анализировать ситуацию и объяснить, аргументировать свой выбор.

«Разложи по порядку». Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже — то есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.

«Кто наблюдательнее». Ребенку дается таблица-упражнение на память, где могут быть нарисованы предметы и их схематичное изображение — символы. Дается некоторое время на запоминание, затем ребенок должен вспомнить последовательность и воспроизвести табличку так, как должно быть. В таких играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей или психолога выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».

Главное, в развитии детей 5-6 лет — это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно — «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.

Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка. Берегите психику детей.

Педагог-психолог: Богданова О.С.

Общение ребенка 5-6 лет

Малыш в 5-6 лет нуждается в общении с другими людьми и сверстниками очень сильно. Через игры, разговор кроха получает новую информацию о мире, вариантах общения, нормах поведения. Выстраивая взаимоотношения с другими детьми учится вести себя в группе. Детям старшего дошкольного возраста очень важно научиться дружить и находить точки соприкосновения со сверстниками, ведь совсем скоро малыш пойдет в школу.

В 5-6 лет ребенок уже может выполнять обозначенную задачу вместе с другими детьми. Малыши учатся взаимодействовать и соблюдать очередность. В этот период хорошо научить ребенка:

  • заводить друзей. По собственному примеру, через книги и мультфильмы, покажите малышу, как правильно подойти к другому ребенку, поздороваться, познакомиться, предложить поиграть;
  • выстраивать отношения. Расскажите, зачем нужно быть дружелюбным, какие действия и слова могут обидеть другого человека;
  • быть терпимым, милосердным. Поговорите с карапузом об индивидуальности людей, расскажите, почему нужно уважать окружающих, прощать ошибки;
  • контролировать собственные эмоции, избегать агрессии;
  • вести диалог, выслушивать собеседника;
  • преодолевать свои страхи. Покажите крохе, что подойти к группе детей не страшно, подскажите, что не стоит стесняться;
  • правильно просить о помощи, благодарить за услуги.

Эти простые вещи помогут ребенку быстрее освоиться в любом коллективе, завести друзей. Конечно, любой навык требует практики. Старайтесь как можно чаще бывать на детских площадках, посещать различные кружки, секции. Особенно это важно для детей, не посещающих детский сад.

Возросшая необходимость общаться со сверстниками и другими людьми не снижает важность общения с родителями. Часто, реакцией на снижение общения с близкими в 5-6 лет становится синдром дефицита внимания. Ребенок начинает специально нарушать установленные правила, вести себя очень плохо, злить взрослых. В большинстве случаев это связано с тем, что малыш пытается привлечь к себе внимание. Не стоит думать, что такое поведение пройдет само собой со временем. Если вы заметили, что кроха начал меняться, стал очень “вредным”, постарайтесь найти побольше времени на совместное времяпровождение.

Ежедневно необходимо играть с ребенком в предложенные им игры, беседовать на различные темы, обсуждать произошедшие события. Во время игр старайтесь быть внимательными к тому, что говорит ваш малыш, отвечайте развернуто, честно.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5 — 6 лет»

Памятка для родителей

Возрастные особенности детей 5—6 лет

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

В этом возрасте ваш ребенок:

Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.

Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.

Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

Вам как его родителям важно:

С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.

Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее. Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.

По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.

Но вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.
Автор: Гончарова Марина Владимировна

Развитие психических процессов в 5-6 лет

В 5-6 лет наступает пик умственных возможностей ребенка. Малыш не только хочет узнать много нового, но и может запомнить такой объем информации, который недоступен для любого другого возраста. К базовым умениям изучать окружающий мир добавляются сложные операции мышления и логики. Малыш оперирует различными абстрактными понятиями, ищет связи между предметами, событиями.

Психика ребенка созрела, она готова понять и принять практически любую информацию, осознать ее, найти аналогии с имеющимся опытом.

Конечно, мыслительные процессы ребенка в 5-6 лет еще не совсем похожи на рассуждения взрослого. Малыш оперирует собственной базой знаний и понятиями, которые не всегда подходят к выбранному вопросу. Рекомендуется в этом возрасте учить ребенка рассуждать, развивать его интеллект. Это умение легко прививается простыми разговорами на интересующую кроху тематику. На любой вопрос нужно не просто отвечать “да” или “нет”, а через рассуждения, наводящие вопросы, приводить карапуза к собственным выводам.

К 5,5 годам хорошо научить малыша высказывать свое мнение, используя аргументы. На собственном примере покажите, как важно не только высказывать свои желания, но и аргументировать их. Хорошо стимулирует это умение предоставление самостоятельности в простых вопросах. Пусть кроха сам принимает решение, что одеть или во что играть. Объясните, что делая выбор, карапуз берет на себя ответственность за совершенное действие. Если он сломает вещь,

которую мама не рекомендовала брать, то в качестве наказания он будет лишен сладкого.

Часто именно в этом возрасте дети интересуются, как они появились на свет. Выбор ответа на этот вопрос зависит от родителей, но желательно заранее обсудить на семейном совете единый ответ. Не рекомендуется рассказывать о капусте или аисте, ведь это будет неправда, а дети на улице расскажут другую историю. Можно ограничиться рассказом о большом желании родителей завести ребенка, в результате которого у мамы в животе появился кроха. Подробностей не нужно.

На психику ребенка большое влияние оказывает его окружение. В 5-6 лет многие дети начинают относиться к себе с критикой, сравнивая свою внешность, физические и умственные способности с возможностями сверстников. Не рекомендуется добавлять сложностей, сравнивая его с другими детьми. Лучше расскажите об уникальности каждого человека на земле, особенностях каждого человека.

Восприятие. Внимание. Память

Внимание родителей 5-6 летних детей должно быть сосредоточено на развитии таких важных умений как восприятие, внимание и память. В этот период происходит переход от непроизвольного к сознательному запоминанию. Хорошо предлагать ребенку совершенствовать эти умения простыми занятиями:

  • учить небольшие стихи и рассказы;
  • обсуждать выученный текст, добиваясь полного понимания смысла;
  • предлагать концентрировать внимание на занятиях, убирая отвлекающие предметы;
  • учить находить отличия, выстраивать цепь событий;
  • предлагать повторять последовательность действий, слов;
  • учить и употреблять новые слова;
  • совершенствовать тактильные знания и мелкую моторику.

Кроме предложенных вариантов развития внимания и памяти, следует как можно чаще беседовать с ребенком, обсуждая произошедшие ранее события. Попросите вспомнить детали, объяснить, почему произошло то или иное событие.

Мышление

Развитие мышления детей 5-6 лет выстраивается вокруг приобретения новых, более сложных навыков. Рекомендуется учить малыша:

  • считать до 100 десятками, до 20 единицами;
  • рисовать цифры, запоминая изображение и соответствующее ему количество предметов;
  • простым вычислительным операциям (сложение, вычитание) в рамках 1-2 единиц;
  • находить простые и сложные фигуры в окружающих предметах;
  • буквам, находить знакомые слова, начинающиеся с заданного звука;
  • читать по слогам;
  • цветам и оттенкам;
  • различать дни недели, время суток;
  • решать логические задачи, придумывать собственные задания;
  • обращать внимание на признаки предметов, различать, сортировать, классифицировать.

Удобнее всего обучать ребенка при помощи сборников заданий для детей 5-6 лет. Обычно такие издания содержат в себе различные варианты занятий, позволяющие найти наиболее подходящий вариант для ребенка.

Воображение

К 5 годам фантазия детей становится одним из способов изучения мира. Через воображение малыш придумывает собственную реальность, в которой переживает различные события, моделирует ситуации. Грань между вымышленным и реальным миром для ребенка не заметна, часто он переносит свои действия из воображаемого мира на действия в реальности. Многих родителей 5-6 летних детей волнует эта ситуация, им кажется, что дочка или сын начинают врать. Это не верно. Большинство выдуманных событий и действий появляются в речи ребенка без злого умысла. Просто дети еще не полностью понимают, в каких ситуациях можно применять фантазию, а где лучше сказать, как есть на самом деле.

Столкнувшись с воображаемым другом или невероятным событием, о котором рассказывает чадо, не нужно говорить, что кроха врет. Лучше употребляйте слово “фантазия”, “воображение”. Заострять внимание на появлении несуществующих персонажей или событий не следует. Кроха повзрослеет, прочувствует границу между фантазией и реальностью, перестанет сочинять.

Другой вопрос, если малыш намеренно сочиняет, чтобы скрыть свои неблаговидные поступки. Пропускать ложь не советуют, но и сильно ругать не стоит. Вопрос честности нужно проработать в игровой форме на примере игрушек и мультфильмов. Объясните карапузу, что лучше сказать горькую правду и понести наказание, чем бояться, что кто-то узнает, лгать.

Речь

В норме в 5-6 лет речь ребенка должна быть чистая, наполненная всеми частями речи. Малыш должен без проблем составлять простые и сложные предложения, уметь поддержать беседу. При наличии сложностей в произношении отдельных звуков необходимо обратиться к логопеду для своевременной коррекции. К школе карапуз должен чисто говорить, уметь:

  • рассказать о себе и своей семье в нескольких предложениях;
  • составлять рассказ по картинкам;
  • передавать сюжет услышанной истории;
  • уметь контролировать громкость разговора, при необходимости разговаривать шепотом;
  • общаться сам с собой;
  • планировать ближайшие действия, проговаривая их вслух;
  • выделять первый звук в слове, менять по просьбе слово, убирая из него названный звук;
  • использовать подходящие интонации для подчеркивания смысла сказанного;
  • употреблять абстрактные понятия;
  • правильно употреблять времена, склонения, число.

Особенностью речи ребенка в 5-6 лет является активное словотворчество. Мальчики и девочки не только изучают новые предметы и события, но и придумывают им названия, пользуясь имеющимся словарным запасом.

Памятка для родителей. Дети 5-6 лет

Памятка для родителей

Ваш ребенок находится в возрастном периоде 5-6лет.

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общении со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

Возрастные особенности

детей 5-6 лет.

5-6 лет окончательный период из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования — произвольность внимания, память, восприятие, отсюда способность управлять своим поведением.

— В этом возрасте ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или сам создает версии.

— Желает показать себя миру, часто привлекает к себе внимание, иногда негативное внимание для него важнее другого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания плохими поступками.

— С трудом может соизмерять «собственные хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверят прочность выставленных другими взрослыми границ.

— Стремление к большей самостоятельности, он хочет и может многое делать сам.

— Он хочет быть похож на значимых ему взрослых, поэтому его игры приобретают социальный характер.

— Может начинать осознавать половые различия.

Вам, как его родителям важно:

С уважением относится к его фантазиям и версиям;

поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению;

не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать;

обеспечивать возможность общения со сверстниками;

обеспечивать общение с близкими;

постепенно снижать контроль и опеку;

окликаться на просьбу о помощи;

не увиливать от неудобных, но очень важных для ребенка вопросов;

объяснять специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом;

по могать ребенку справляться со страхами, не осуждая его и не призывая не боятся.

Очень полезно играть с детьми в словесные игры, так как ребёнок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные звуки, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (в начале, середине, конце слова).

Хорошо развивает логическое мышление конструктор. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму и величину.

Развитию элементарных логических представлений способствуют игры и упражнения с использованием различных логических таблиц.

Это базовый возраст, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты

Желаем вам приятного общения

Диагностика развития. Тест

Чтобы проверить, насколько ваш ребенок гармонично развит, предложите ему пройти простой тест. Проводить тестирование лучше в 2 подхода. Для этого вам понадобится:

  • 6 карточек “профессии” (доктор, учитель, строитель, продавец, художник, водитель);
  • 5 карточек домашних животных, 5 карточек диких животных;
  • 5 карточек “садовые цветы”, 5 карточек “полевые цветы”;
  • 10 карточек разного цвета (6 цветов спектра, белый, черный и 2 на выбор);
  • 2 картинки с 6-7 отличиями;
  • чистый лист бумаги;
  • нарисованный круг;
  • несколько логических рядов (рисунки 4 предметов, 3 из которых объединены 1 или 2 общими признаками);
  • пазл на 24 детали;
  • конструктор, нарисованный чертеж строения;
  • 8 парных карточек;
  • раскраска;
  • 3-4 новые скороговорки;
  • 3-4 пословицы;
  • пластилин;
  • алфавит.

Задания:

  1. Попросите малыша посмотреть в окно и сказать, какое сейчас время года, часть суток, день недели, месяц.
  2. Спросите, какое у ребенка имя и фамилия, домашний адрес;
  3. Покажите карточки “профессии”, попросите рассказать, чем занимаются изображенные люди;
  4. Смешайте карточки домашних и диких животных. Попросите рассортировать их по месту обитания;
  5. Смешайте полевые и садовые цветы. Попросите рассортировать;
  6. Покажите цветные карточки. Попросите назвать цвета, найти их в окружающих предметах;
  7. Попросите найти в окружающих предметах знакомые формы (круг, квадрат);
  8. Покажите 2 похожие картинки. Попросите найти отличия между ними;
  9. На чистом листе бумаги нарисуйте волнистую линию. Попросите повторить ваш рисунок;
  10. Покажите нарисованный круг. Предложите разделить его на 2, 4 равные части;
  11. Попросите назвать окружающие ребенка предметы мебели, игрушки;
  12. Предложите решить логический ряд;
  13. Попросите сложить пазл;
  14. Покажите чертеж. Предложите построить такой же объект из конструктора;
  15. Достаньте 8 парных карточек. Разложите их перед ребенком. Попросите запомнить расположение каждой карточки. Переверните их стороной без рисунка. Попросите найти все пары, поднимая по одной карточке;
  16. Скажите скороговорку. Попросите повторить за вами в разном темпе;
  17. Попросите раскрасить раскраску, не выходя за контуры;
  18. Расскажите пословицу. Попросите объяснить значение;
  19. Предложите слепить фигурку животного из пластилина;
  20. Возьмите алфавит. Покажите на букву, попросите вспомнить слово начинающееся с нее.

Результаты:

  • Ребенок уверенно справился со всеми заданиями, то вам можно не переживать. Он хорошо развит. Продолжайте в том же темпе.
  • Карапуз выполнил сам от 10 до 15 заданий, а остальные с вашей помощью, то необходимо обратить внимание на слабые места.
  • Самостоятельно сделано до 5 заданий, остальные не выполнены или с помощью взрослого — необходима консультация со специалистом, дополнительные занятия по наиболее слабым местам.

Возрастные особенности детей 4–5 лет. Буклет для родителей

Ольга Белова

Возрастные особенности детей 4–5 лет. Буклет для родителей

Возрастные особенности детей 4-5 лет

Возраст от четырех до пяти лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрастеу вашего ребенка активно проявляются:

• Стремление к самостоятельности.

• Этические представления. Что такое хорошо, что такое плохо.

• Творческие способности.

• Страхи как следствие развитого воображения.

• Отношения со сверстниками.

• Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят.

Вам как его родителям важно:

• Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить. Вместо запретов предлагать альтернативы.формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги»

.

• Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.

• Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.

• Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.

• Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры. Такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития.

• Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.

• Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.

Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Желаем Вам приятного общения

с Вашим ребенком!

Буклет подготовила педагог-психолог Белова Ольга Петровна

2019 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

«Детский сад комбинированного вида № 170»

Возрастные особенности

детей 4-5 лет

Развитие познавательных процессов

В 5-6 лет малыш способен многому научиться и узнать, рекомендуется стимулировать любознательность:

  • чтением сказок и рассказов, подходящих ребенку по возрасту, темам наиболее интересным ребенку в данный момент;
  • изучением букв, цифр. Хорошо начинать учить читать по слогам;
  • развитием графического навыка. Покажите, как писать печатные буквы, цифры, рисовать простых животных;
  • обучением счету;
  • тренировкой памяти;
  • через творчество (рисование, лепка, вырезание, прикладное творчество).

Отдельное внимание хорошо уделить физической форме ребенка. Мальчики и девочки в 5-6 лет могут посещать различные спортивные секции. В 5-6 лет детям доступны командные игры, боевые искусства, теннис, легкая атлетика, гимнастика, фигурное катание, танцевальные кружки, картинг.

Учебная деятельность

В домашних условиях предлагайте ребенку выполнять задания, подходящие по возрасту и уровню развития. Рекомендованные к развитию навыки:

  • Математика;
  • Логика;
  • Внимание;
  • Память;
  • Мышление;
  • Исследование физических основ происходящих событий (почему идет дождь, что будет, если кинуть камень в воду);
  • Стимулирующие совершенство родной речи: игры со звуками, составление рассказов и т. д.

Отдельно рекомендуется уделить внимание:

  • правилам поведения в обществе, на дороге, за столом и т. д.;
  • развитию моральных качеств;
  • формированию положительного отношения к себе и окружающим людям.

Обучение всем указанным навыкам должно проходить по желанию ребенка в игровой форме. Хорошо использовать различные картинки, книжки, мультфильмы. Для образовательных занятий можно приобрести специальный сборник заданий, подходящий по возрасту. Длительность одного обучающего занятия не должна превышать 30 минут. Если ребенок просит позаниматься еще, предложите сделать небольшой перерыв, размяться, после чего вернуться к интересующему кроху заданию.

Игровая и изобразительная деятельность

В 5-6 лет основным видом деятельности остается игра. Через воссоздание ситуаций во время игры малыш оценивает поступки, действия, моделирует разные варианты поведения. Изображая того или иного персонажа, малыш пытается понять суть происходящего, понять свое отношение, выработать шаблон действий. Рекомендуется стимулировать этот вид деятельности, показывая, как можно создавать из подручных материалов все необходимые элементы игры, участвовать в качестве наблюдателя или активного участника.

Играя вместе с ребенком, легко оценить его психологическое состояние, понять, что его волнует или тревожит. Взаимодействие со взрослым в 5-6 лет во время игры — важная составляющая для сохранения доверительных отношений. В этом возрасте для ребенка не столько важно время, проведенное со взрослыми, сколько качество общения.

Кроме игровой деятельности, важным элементом психологического равновесия в 5-6 лет является умение ребенка выразить свои эмоции при помощи художественных средств. Рисование, лепка, поделки и другие виды прикладного творчества хорошо способствуют развитию этого умения.

В 5-6 лет хорошо предлагать ребенку посещать различные выставки, музеи, театральные постановки, цирк, кино. Знакомство с различными видами искусства помогают расширять кругозор, открыть для малыша новые возможности самовыражения.

«Развитие познавательных процессов у детей 5-6 лет»

Консультация для родителей

Развитие познавательных процессов в 5-6 лет

Познавательное развитие старших дошкольников – это развитие их познавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта, что очень важно для успешной подготовки детей к школе.

В


озраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

Этот период называют сенситивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

Хорошо играть в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова).

Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме — образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.

Развивают все анализаторы — зрительные, логические, словесные — различные л огические таблицы. Все задания, построенные на видовой, тематической классификации заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребенка. Например, игра «Четвертый лишний» — на картинках изображены различные предметы, например автобус, грузовик, троллейбус и трамвай. Из четырех предметов один — лишний. Ребенок должен подумать и выбрать этот лишний предмет и сказать, почему он лишний. Ребенок еще должен одним словом назвать оставшиеся три предмета (в нашем случае, пассажирский транспорт). И таких картинок, объединенных в группу по общему признаку, может быть великое множество. Ребенок должен иметь широкий кругозор, уметь анализировать ситуацию и объяснить, аргументировать свой выбор.

«Разложи по порядку». Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже — то есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.

«Кто наблюдательнее». Ребенку дается таблица-упражнение на память, где могут быть нарисованы предметы и их схематичное изображение — символы. Дается некоторое время на запоминание, затем ребенок должен вспомнить последовательность и воспроизвести табличку так, как должно быть. В таких играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей или психолога выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».

Главное, в развитии детей 5-6 лет — это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно — «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.

Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.

Главное, в развитии детей 5-6 лет — это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно — «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.

Основные задачи воспитания

Воспитание ребенка — сложный процесс, преподносящий на каждом из этапов взросления новые вопросы. В 5-6 лет взрослым необходимо обратить внимание на воспитание самостоятельности и поддержание самооценки ребенка.

Воспитание самостоятельности

К 5-ти годам малыш может самостоятельно ухаживать за собой:

  • умываться;
  • чистить зубы;
  • мыть руки перед едой и после туалета, по мере загрязнения;
  • застилать постель;
  • собирать свои игрушки;
  • одеваться и раздеваться;
  • обуваться и разуваться;
  • выбирать одежду для прогулки;
  • мыться;
  • пользоваться носовым платком;
  • кушать.

Эти навыки нужно не только развивать, но и поддерживать. Если малыш пока неуверенно выполняет какое-либо действие, не стоит его поторапливать или делать за него. Уверенность и привычка приходят со временем, при ежедневном повторении одних и тех же действий. Роль взрослого — доверять ребенку, позволять ему учиться не только на примере, но и на собственных ошибках. Видя в вас поддержку, не чувствуя разочарования, малыш не будет бояться пробовать, а будет стараться выполнить ранее недоступное.

Работа с самооценкой

Критическое отношение к себе, своей внешности, способностям часто появляется в 5 -5,5 лет. Особенно ярко это проявляется у девочек. В этот период хорошо объяснить дочке или сыну, что все люди на земле разные и нужно принимать их такими, какие они есть. Расскажите крохе, что он уникальный, не похожий ни на одного человека в мире. Чтобы поддержать свои слова постарайтесь:

  • не критиковать внешний вид малыша. Если заметили пятнышко или неопрятность, просто попросите исправить, не давая оценки;
  • не сравнивать со сверстниками или другими детьми. Если хотите сравнить, то обратитесь к умениям самого ребенка в прошлом и сейчас. Покажите крохе, как он вырос, поумнел, быстро научился;
  • показать пример. Дети — наше отражение. Если взрослые относятся к окружающим спокойно, не критикуют, не ругают, то малыши относятся к ровесникам и себе намного спокойнее.

На что обратить внимание родителям

Для полноценного развития старшего дошкольника необходимо:

  • Уважать фантазии ребенка и поддерживать его стремление самовыражаться.
  • Внимательно относиться к его желаниям, умея во время пресекать вредные из них.
  • Поощрять его желание общаться со сверстниками, а также обеспечивать встречи с близкими и родными.
  • Поощрять самостоятельность ребенка, снижая контроль и опеку за ним.
  • Отвечать на вопросы ребенка, даже если некоторые из них «неудобные».
  • Помогать возобладать над страхами, выслушивать ребенка, поддерживать его.

Рекомендуемые игры

Умение находить себе занятие не появляется из ниоткуда. Оно формируется на опыте, знаниях, ранее испробованных играх. В задачи родителей входит не только обучить ребенка всем необходимым навыкам, но и познакомить с различными играми. Чем больше разнообразных видов игр будет знать малыш, тем больше собственных он придумает. Что предложить ребенку в 5-6 лет в качестве игры?

Игры на улице

  • Классики;
  • Светофор;
  • Футбол;
  • Баскетбол;
  • Игры с мячом “съедобное-несъедобное”, “я знаю пять имен девочек”, “вышибала” и т. д.;
  • Прятки;
  • Догонялки;
  • Резиночки;
  • Бадминтон.

Настольные игры

  • “Эрудит”;
  • “Монополия”;
  • “Уно”;
  • “Юный свинтус”;
  • “Геометрика”;
  • “Имаджинариум”;
  • Шашки;
  • “Твистер”;
  • “Кто Я?”;
  • “Соображарий”;
  • “Улица Безопасная”.

Сенсорика и образное мышление

В этот период восприятие цвета, представления о строении предметов, их величине/форме продолжают совершенствоваться. Накопленные знания систематизируются. Дети с легкостью должны называть основные цвета/оттенки/промежуточные оттенки.

Динамично развивается образное мышление:

  • Совершенствуется обобщение, открывая путь развитию словесно-логического мышления (в процессе группировки учитываются несколько факторов – цвет/форма, величина/цвет и т.д.)
  • Происходит становление знаний о цикловых изменениях (смена времен года, дня/ночи, процесс развития, увеличение/уменьшение).

Рекомендуемые книги для развития

  1. В. Сутеев “Сказки и картинки”;
  2. С. Маршак “Стихи и сказки”;
  3. С. Михалков “Басни”;
  4. К. Чуковский “Стихи и сказки”;
  5. А. Линдгрен “Приключения Пеппи длинный чулок” и др.;
  6. Г. Х. Андерсен “Сказки”;
  7. Братья Гримм “Сказки”;
  8. Н. Носов “Приключения Незнайки и его друзей”;
  9. П. Ершов “Конек-горбунок”;
  10. Э. Успенский “Дядя Федор, пес и кот”;
  11. Д. Родари “Приключения Чипполино”;
  12. Дж. Харрис “Сказки дядюшки Римуса”;
  13. Народные сказки;
  14. Сказки народов мира.

Кризис дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст — один из самых насыщенных этапов для ребенка. Наполненный большим количеством новых навыков, умений, подготовкой к будущей школьной жизни он часто завершается кризисными явлениями. Малыш начинает бунтовать, манерничать и пытаться делать все по своему. По сравнению с кризисом 3-х лет, он проходит спокойнее, но доставляет родителям беспокойство. Главными признаками начинающегося кризиса считаются:

  • Утрата непосредственности. Малыш стремится везде и во всем вести себя как взрослый. На предложение поиграть, говорит, что это детские забавы, а он уже большой;
  • Упрямится в ответ на предложение о помощи, отказывается выполнять привычные режимные действия (умываться, чистить зубы). Так, ребенок хочет показать свою независимость от взрослых;
  • Используя различные аргументы, отказывается выполнять задания родителей;
  • Копирует поведение взрослых, делая это напоказ, с соответствующим выражением лица, интонацией;
  • Во всем пытается показать свою независимость, самостоятельность.

Такое поведение ребенка может привести взрослых в замешательство, заставить сомневаться в правильности воспитания. Почему это происходит? Ребенок уже готов к переходу от игр к познавательной деятельности. Для него теперь важно заниматься тем, что приносит пользу, дает результат. Что делать в такой ситуации?

  • Позволять крохе учиться по-взрослому. Для начала предложите заниматься дома, как школьнику за столом с книгами, подготовиться к первому классу;
  • Дать максимальную самостоятельность;
  • Предлагать обсуждать поведение, предлагая крохе собственные аргументы, показывая неверность его суждений. Идеально, если в итоге разговора вы вместе придете к правильному, обоюдному выводу;
  • Не обращать внимание на подчеркнуто шаблонное поведение. Если малыш плохо ведет себя на людях, скажите ребенку, что в его поведении неверно без критики.

Возраст 5-6 лет — переходный период. Ребенок становится старше, меняет свое мышление, поведение, обзаводится новыми умениями. В этот период взрослым нужно принять происходящие изменения, признать, что малыш становится старше, самостоятельнее. Если вы примете взросление своего сына или дочки как данность, будете относиться с уважением к возрастающему желанию принимать решение, то сможете из наставника стать другом и опорой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]