Конспект занятия по сказкотерапии. Чтение сказки «Найда».


«Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ» консультация по теме

«Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ»

В современной социокультурной ситуации в стране актуальным становится инклюзивное (включенное) образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование предполагает, что дети с ограниченными возможностями и здоровые дети будут посещать одни детские сады и школы. Можно предположить, что здоровые дети будут терпимее, относится к детям с ограниченными возможностями и по возможности помогать им.

Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив.

К детям с ОВЗ относятся такие дети:

1. Не слышащие или глухие и слабослышащие дети; незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием. Таких детей мы можем выявить сами.

2. Дети с тяжелым нарушением речи: к ним относится заикание, афазия – т. е. происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) и аллолия или дети «молчуны». Таких детей выявляет логопед, детей с тяжелым нарушением речи в нашем детском саду нет.

3. К детям с ОВЗ относятся дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП, но это не обязательно будут дети-инвалиды)

4. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны медиков идет полный контроль за ребенком с рождения. Диагноз ставит невропатолог.

5. Умственно отсталые дети, дети с нарушением эмоционально-волевой сферы. Таких детей выявляет психолог и невропатолог.

К детям с ОВЗ не относим детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Это может быть причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.

Дети с ОВЗ – это сложный, своеобразный контингент. У них наблюдаются недоразвитие познавательной деятельности – как основной признак, симптом умственной отсталости – и некоторые особенности эмоционально-волевой сферы.

Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы «особых» детей. Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром. Будучи воспринятой и понятой (как правило, на бессознательном уровне), она решает или, точнее, помогает решать некоторые психологические задачи, обеспечивая вступление человека в общественные отношения. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Именно поэтому сказки и их персонажи являются для ребенка одним из главных источников познания действительности (событий, образа поведения, характера людей). Именно в сказочной форме ребенок сталкивается со сложными явлениями и чувствами: любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.

Эмоции «особых» детей неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в «состояние волшебства», заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.

Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Метод сказкотерапии позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок.

Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессия и т.д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения.

Многократно перечитывая сказки, совместно с педагогом дети знакомятся с различными нравственными понятиями, такими как добро, долг, взаимопомощь, благодарность, справедливость, совесть, честь, смелость и др. Ребенок полностью вживается в роль персонажа, в полной мере переживает все события происходящие с его героем, присваивает ему свои личностные качества и установки. Сказочные образы ненавязчиво учат ребенка, как поступать в той, или иной сложной жизненной ситуации, соблюдая нормы нравственности и морали.

Фантазируя, ребенок переживает множество историй в различных вариациях, и в различных ролях, но к назначению ролей нужно подходить избирательно. Для детей с низкой самооценкой нужно подбирать роль народного героя, принцессы, короля или королевы, чтобы дети в ходе игры прославляли этого ребенка, тем самым повышая его самооценку. На роль трусливого зайчика нужно подбирать детей застенчивых и робких, чтобы те, в процессе игры рассказали через движения и жесты о своих страхах, а другие дети помогли бы «трусливому зайчику» справиться со своим страхом и поверить в свои силы.

Сказкатерапия позволяет детям погрузиться в страну чудес, стать участником настоящей сказки. Чего невозможно добиться через обычное прочтение сказки или просмотр мультфильма. С развитием мультипликации родители стали значительно реже читать своим детям, что сказывается на детях в полной мере, им сложно воспринимать материал на слух и в значительной мере снижаются процессы воображения и мышления.

Метод сказкотерапии в занятиях с особыми детьми не только имеет обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка.

Основной целью сказкотерапии является:

— Снятие эмоционального напряжения;

— Создание игровой доверительной атмосферы в группе;

— Установление межличностных контактов между детьми;

— Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;

— Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;

— Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;

— Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Таким образом, можно сделать вывод, что сказкотерапия является эффективным методом работы с особыми детьми.

Занятия по сказкотерапии

Цикл занятий по сказкотерапии Цель коррекционной программы — формирование позитивной Я-концепции: повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии и социально-психологических игр. Задачами программы являются: 1. Формирование у детей адекватных эмоциональных реакций в отношении себя, своих возможностей. 2. Обучение детей техникам конструктивного разрешения меж­личностных конфликтов; 3. Формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.

Тематический план занятий

Название темы
1. Давай познакомимся. Диагностика. Установле­ние межличностных контактов между участниками группы. Выработка правил группы.
2. Мир эмоций. Снятие эмоционального напряже­ния.
3. Научись любить себя. Формирование позитив­ного отношения к себе.
4. Все в моих силах. Актуализация потенциала ребенка.
5. Вместе тесно, а врозь скучно. Обучение методам социально-приемлемого выражения негативных эмоций, техникам конструктивного разрешения конфликтов.
6. Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много. Русская народная сказка «Зимовье зверей». Развитие коммуникативных умений и навыков в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
7. Праздник. Заключительное занятие — рефлексия.

Каждое занятие строится по следующим блокам: ознакомительно-организационный блок: настройка детей на занятие; коррекционно-развивающий блок: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка; аналитико-рефлексивный блок: анализ отношения участников к занятию, к окружающим, рассмотрение перспектив на дальнейшую работу.

Тема1

Цель: Создание игровой доверительной атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между детьми. Знакомство с правилами группы. Диагностика уровня самооценки детей. Методы: Методика диагностики самооценки «Лесенка», социально — психологические игры. Материалы и оборудование: медальоны с изображением сказочных героев, магнитофон, кассета с записью веселой и грустной Музыки, для каждого ребенка лист бумаги с изображением домика и грустные и веселые «лица».

ЗАНЯТИЕ №1

1. Диагностика самооценки «Лесенка». Работа с детьми проводится в индивидуальном порядке. Руководитель показывает ребенку изображенную на листе бумаги лесенку (количество ступенек — 7) и предлагает ему поставить себя на одну из ступенек. Далее ребенку предлагается выбрать ступеньку, на которую его поставит мама, папа, воспитатель, друг (подруга). 2. Упражнения для первичного знакомства. «Мой сказочный герой». Детям предлагается рассказать о себе от имени какого — либо сказочного героя (каждый ребенок придумывает себе «псевдоним» сказочного героя, выбирает для себя соответ­ствующий медальон). Во время представления дети могут вспомнить эпизоды из сказок, голоса сказочных героев, отрывки из сказок. Выработка ритуала приветствия и правил группы: называть друг друга по имени, не обзываться, не драться, не толкаться. Упражнения на создание атмосферы доброжелательности и соучастия. «Привет! Ты мне нравишься!» Все дети сидят в кругу. Один ребенок идет по кругу и дотрагивается до любого ребенка, сидящего в кругу. Они вдвоем начинают бежать по кругу в противо­положные стороны. Когда дети встречаются, они останавливаются, пожимают друг другу руки и говорят: «Привет! Ты мне нравишься, потому что …!» и придумывают окончание фразы. Первый игрок возвращается в круг, а второй дотрагивается до головы другого играющего и игра продолжается (необходимо, чтобы каждый ребенок принял участие в игре). «Сочиняем сказку». Руководитель группы начинает историю: «Жили — были…», дети продолжают по кругу. Когда очередь опять доходит до руководителя, он направляет сюжет’истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается. «Шустрики — мямки». Руководитель рассказывает детям о том, что люди все разные, не похожие друг на друга. Есть такие, которые не любят шумных игр, громких звуков, любят тихонько играть и чаще одни или с такими же «тихими» ребятами, любят читать в одиночестве и думать о чем — либо интересном. В этом и заключается их особенность. А есть совершенно другие дети: они любят веселые и шумные игры в больших детских компаниях, они много бегают, прыгают, шумят. И нельзя сказать, что они плохие дети, просто они такими родились: шумными и подвижными. Давайте с вами придумаем для таких разных детей шуточные названия. Пусть «шумных» зовут шустрики, а «тихих» — мямлики. Руководитель предлагает детям «разделить» сказочных героев на шустриков и мямликов. Затем детям предлагается подумать, кто же он: шустрик или мямлик (дети анализируют свое поведение). Далее руководитель предлагает детям потанцевать. Под медленную музыку они будут танцевать спокойно — как мямлики, а под быструю и веселую — как шустрики. «Ручеек по выбору». Общение становится невербально-опосредованным. Это облегчает контакт, особенно на этапе знакомства, снижает напряжение. Эта игра дает возможность судить о симпатиях возникших в группе. Если в предыдущей игре группа разделится пополам (на шустриков и мямликов), то можно предложить детям такой вариант игры: шустрики выбирают для игры в «Ручеек» только мямликов и наоборот. 3. Рефлексия. «Сказочные дома». Предварительно готовится для каждого ребенка персонально лист бумаги формата А4 с изображением домиков. Количество окошек в домике должно соответствовать количеству занятий. Ребенок будет клеить «личико». Занятие понравилось — улыбающееся личико, не понравилось — грустное. Данная рефлексия рассчитана на весь курс коррекционных занятий.

ТЕМА 2

Цель: Снятие эмоционального напряжения. Методы: Социально — психологические игры, чтение сказки, беседа, рисунок «Мой страшный сон». Материалы и оборудование: карточки с изображением эмоций, плакат для игры «Сказочные герои», бумага, карандаши, ножницы, текст сказки «Сказка про Чебурашку».

ЗАНЯТИЕ №2

1. Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии. «Встреча эмоций». Карточки с изображением эмоций расклады­ваются на две группы (грусть, усталость, веселье, удовольствие и т. д.). Руководитель предлагает детям представить, как встречаются различные эмоции: та, которая нравиться, и та, которая неприятна. Руководитель изображает «хорошую», ребенок «плохую». «Сказочные герои». Детям демонстрируется плакат с изображением героев сказок, каждый из персонажей отображает определенную эмоцию. Ребенок должен узнать эмоцию, объяснить свое решение и рассказать отчего, по его мнению, сказочный герой весел, злой, грустит и т. д. 1. Чтение сказки «Сказка про Чебурашку». В данной сказке освещается проблема детских страхов (непосред­ственно страха темноты). Руководитель читает детям сказку. Вопросы для беседы: Расскажи, чего боишься ты? Было ли такое, когда ты сильно испугался? Преодолел ли ты свой страх? «Чего Я боюсь». Детям раздают листы бумаги и карандаши. Им предлагается нарисовать то, чего они боятся. После рисования eще раз поговорить о том, чего же конкретно боится ребенок. Затем необходимо дать детям ножницы и попросить разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие на еще более мелкие. Когда «страх» рассыплется на мелкие кусочки, необходимо показать детям, что собрать его не возможно. Мелкие кусочки бумаги необходимо выбросить в мусорное ведро. Мусор увезут и сожгут, а вместе с ним сожгут и «страх», и больше его никогда не будет. «Мы хорошие». Все дети стоят в кругу. Руководитель предлагает всем поднять вверх правую руку, кисть руки сложить в виде ковшика над головой. Такой рукой — «ковшиком» дети гладят себя, опуская руку медленно все ниже и ниже. Затем им предлагается погладить друг друга и громко сказать: «Мы хорошие!». 2. Рефлексия. «Сказочные домики».

ТЕМА 3

Цель: формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка. Методы: релаксация по представлению «Здравствуй Я, мой любимый», чтение сказки Г. X. Андерсена «Гадкий утенок», Шарля Перо «Золушка», рисунок «Это я теперь», «Я в будущем», социально-психологические игры. Материалы и оборудование: текст сказки, магнитофон и кассета с музыкой для релаксации, бумага и карандаши, карточки для игры «Какой я. Выбери», тюбики губной помады.

ЗАНЯТИЕ №3

1. Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии. Релаксация «Здравствуй Я, мой любимый». Устройтесь удобно. Я предлагаю вам отнестись очень ответственно и внимательно к тому, что будет происходить с вами. Закрывайте глазки и слушайте внимательно: Вот ваши ноги… Поставьте их так, чтобы каждая нога, если бы была живая, могла сказать: «Спасибо, что ты обо мне позаботился». Положите поудобнее правую руку. Каждая рука достойна того, чтобы о ней позаботиться и обратить на нее свое теплое внимание, чтобы она почувствовала эту заботу. И левая рука, твоя левая рука. Пусть она ляжет также спокойно, пусть опустится твоя кисть. И каждый палец почувствует твое внимание, твое тепло, твою заботу. Пройдись по ним. и погладь своим вниманием каждый свой палец. Что ты сейчас чувствуешь на кончике каждого своего пальца? Среднего, четвертого… Активнее работают кровеносные сосуды, чувствуешь, как бьется кровь, чувствуется легкое покалывание. Те же ощущения, отразившись от левой руки, появились в правой, правая рука сразу отозвалась. Я чувствую жизнь в каждом из своих пальцев, биение теплой крови, покалывание. Кисти стали свободными и мягкими. Они просто лежат, отдыхают. Они благодарят меня за заботу о них, а я благодарю их. Я благодарю свои руки свои руки за то, что они сильные, они умелые. Мои руки умеют делать множество чудесных вещей. Они умеют работать, они сильные, они тонкие и нежные. Они бывают очень теплыми и ласковыми. Они умеют принимать тепло, они умеют дарить тепло. Это умеют мои руки, и я эти руки не променяю ни на какие другие. Я люблю их. Спасибо вам, мои руки. Я дышу и чувствую, как воздух входит в меня, я принимаю его. И выдыхаю — воздух выходит из меня. Я рад, что у меня есть эта гармония с миром, то, что я могу принимать в себя воздух — и отпускать его. Дыхание ровное, спокойное, мне дышится легко. И вот луч внимания мягко и тепло скользит по моему лицу. Мягкая кисточка внимания скользит по моему лбу. Сбрасывается напряжение со лба, уходит напряжение с моих глаз. Они отпускаются, расслабляются, отдыхают. Это непросто сделать, так много жизни вокруг них. Но я снимаю все проблемы и отпускаю свои щеки. Пусть отдохнет мое лицо. Как много работает лицо! Глаза смотрят, глаза ищут, глаза говорят, глаза спорят, глаза сопротивляются, глаза любят, глаза дают, глаза живут больше, чем. что — либо другое в моем теле. Это зеркало моей души, это мои самые первые работники. Как много они делают! Спасибо вам! Вы соединяете меня с миром, вы показываете мне небо, вы показываете мне солнце, вы показываете мне весь мир. Мое лицо… мое лицо — самая важная часть меня, визитная карточка моей личности. Мое лицо, которое всегда со мной, которое работает со мной, которое радуется со мной, которое преодолевает со мной все жизненные трудности — и живет со мной дальше. Спасибо тебе, мое лицо! Ты всегда рядам со мной! Мне хорошо с тобой. Спасибо тебе. И мои труженики — ноги. Я всегда забываю о них. Они с утра до вечера носят меня по жизни, ходят, бегают, держат меня. Мы сердимся на них, когда они нас подводят. Мы забываем о том, что они день за днем выполняют самую тяжелую работу, тихо, не ожидая от нас никакой благодарности. Спасибо вам, мои ноги! И все мое тело — спасибо, что ты есть у меня, что ты даешь мне жизнь, что ты даешь мне возможность быть. Я хочу заботиться о тебе, я люблю тебя. Спасибо, что ты у меня есть. Отдыхай. Вы дышите ровно, спокойно… и возвращаетесь потихоньку сюда. Возвращаетесь в эту комнату. Глубоко вдохните, откройте глаза -и окажитесь здесь. 3. Чтение сказки «Гадкий утенок». Дети удобно рассаживаются на полу, и руководитель читает им сказку. Вопросы для беседы: Почему никому не нравился Гадкий утенок в начале сказки? Что же с ним произошло в конце сказки? Чувствовал ли ты себя когда — либо «гадким утенком»? Как ты поступал в данной ситуации? «Это я теперь!». Дети рассаживаются на полу, руководитель предлагает им бумагу и карандаши. Детям предлагается нарисовать самого себя, свой автопортрет. По желанию детей рисунки можно развесить на стенде. «Веселая зарядка». Руководитель рассказывает, дети показывают.» Каждый из вас — хозяин своего тела! Вы — проснувшиеся кошечки, вытягиваете то передние, то задние лапки. Или мы — упавшие на спину божьи коровки? Удастся ли перевернуться без посторонней помощи? А теперь мы — крадущиеся в зарослях тигры. Станем тростником на ветру и возьмем себе его гибкость. А теперь вздохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Еще чуть — чуть и полетим. Тянемся вверх, как жирафы. Попрыгаем как кенгуру, . чтобы стать такими же ловкими и сильными. А теперь мы -маятники. Тяжелые бронзовые маятники в старинных часах. Покачаемся из стороны в сторону — и нам на все хватит времени. А теперь запустим самолет. Крутим его пропеллер изо всей силы. Изогнемся, как лук индейца, и станем такими же упругими. Какая из наших двух ног сегодня выше подпрыгнет — левая или правая? Побей собственный рекорд, присядь на один раз больше, чем вчера. Ты победитель! Весь день станет нашим! Впрочем, можно и не делать зарядку, а ползать целый день, как старая больная черепаха. 2. Рефлексия «Сказочные домики».

ЗАНЯТИЕ №4

1. Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии. «Какой Я. Выбери» Каждому участнику дается карандаш и лист бумаги, разделенный на две части, в правом верхнем углу листа стоит «+», в левом верхнем углу — « — » и следующая инструкция: напиши в-правом столбике под знаком «+» те свои черты характера, интересы и чувства, которые тебе нравятся, а в левом столбике подзнаком « — », те, которые не очень нравятся. После выполнения задания, желающие могут зачитать свой перечень остальной группе. 2. Чтение сказки «Золушка». Дети удобно рассаживаются на полу, руководитель читает им сказку. Вопросы для беседы: Как жилось Золушке в доме мачехи. Какая она была? Почему принц выбрал именно Золушку? А кем хотите стать вы, когда вырастите? Рисунок «Я в будущем». Данное упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дает ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах. Дети удобно размещаются по комнате. Им дается следующее задание: нарисовать себя таким, каким видит себя в будущем. Вопросы для обсуждения: Как ты будешь выглядеть? Как ты будешь себя чувствовать? Какими будут твои отношения с родителями? Братом? Сестрой? С одноклассниками? С друзьями? «Хвасталки». Дети садятся на полу в круг. Руководитель предла­гает им рассказать друг другу о своих успехах: «Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется сфера, в которой вы можете быть успешны. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха». Детям предлагается подумать о каком — нибудь своем достижении. При этом не имеет значение, большое это достижение или маленькое. Игру начинает руководитель. Он подходит к одному из детей и рассказывает о своих успехах, передавая радость от достигнутого. Ребенок, выслушав, должен сказать: «Я рад за тебя». Затем этот ребенок идет к следующему и рассказывает ему о своем успехе. Тот в свою очередь скажет: «Я рад за тебя». И продолжит игру. Вопросы для анализа: Понравилась ли тебе эта игра? Легко ли тебе было говорить о своих успехах? Легко ли тебе было радоваться вместе с другими детьми? «Дизайнеры». Для игры необходимы тюбики губной помады. Каждый ребенок получает по тюбику и ему разрешается подойти к любому участнику и «украсить» его лицо, руки, ноги, но аккуратно. Необходимо следить за тем, чтобы украшали всех, в том числе, и руководителя группы. 3. Рефлексия. «Сказочные домики».

ТЕМА 4

Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств, формирование и закрепление саногенных состояний. Методы: чтение сказок, социально — психологические игры, беседа, рисунок «Как мы боремся с трудностями», диагностика уровня самооценки «Лесенка». Материалы и оборудование: тексты сказок, серединки и лепестки «цветика-семицветика», бумага и карандаши, одеяло.

ЗАНЯТИЕ №5

1. Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии. «Рыбаки и рыбки». Два участника — рыбки. Остальные встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки -это сеть. Рыбка хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом усердно задевают ее по спине, слегка постукивают по ней, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и | становятся сетью. Процесс смены ролей повторяется. (Движения сети должны быть в меру агрессивными). 2. Чтение сказки «Сказка о маленьком ежике». В данной сказке освещается проблема «изгоя в группе». Дети удобно устраиваются на полу, руководитель читает им сказку. Вопросы для беседы: •Такие Ежики, Белочки, Медвежата и пр. живут среди нас, и мы сами можем оказаться на их месте. Итак, что же мы будем делать, если: ты пришел в новый класс, тебе надо познакомиться с детьми; дети во дворе играют в интересную игру, ты тоже хотел бы играть с ними, присоединись к ним. •Что бы ты посоветовал Ежику, чтобы над ним не смеялись. «Цветик — семицветик». Дети рассаживаются на полу в кружок, каждому раздается серединка цветка. Один ребенок садится в центр круга, другие дети по очереди говорят о нем что-то хорошее, хвалят, затем берут в руки один из лепестков (лепестки могут быть одного цвета или разноцветные) и отдают сидящему в кругу. Так у каждого ребенка, которого «похвалили», получается цветок с количеством лепестков равным числу участников группы. В центре круга должен посидеть каждый ребенок. «Кораблик». Для игры необходимо одеяло — это корабль, красивый парусник. Дети — матросы. Один ребенок — капитан. Он должен быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен громким голосом дать матросам команду «Бросить якорь!» или «Стоп, машина!», или «Всех наверх!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде: «Буря!» качка усиливается. Как только капитан громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану жмут руку и хвалят его (дети меняются). 3. Рефлексия «Сказочные домики».

ЗАНЯТИЕ №6

Диагностика самооценки «Лесенка». 1. Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии. «Мышь в мышеловке». Все дети встают в крут и плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс — это мышеловка. Водящий — в кругу. Его задача — всеми возможными способами вылезть из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого — то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации. Если руково­дитель замечает, что мышонок загрустил и не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и ручки, пожалеем его». 2. Чтение сказки Андерсена «Дюймовочка». Дети удобно располагаются, руководитель читает им сказку. Вопросы для беседы: В чем сила маленькой Дюймовочки? Что сегодня можешь сделать ты? «Назови свои сильные стороны». Каждый ребенок в течение нескольких минут должен рассказать о своих сильных сторонах — о том, что он любит, ценит и принимает в себе, о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера. Важно, чтобы ребенок говорил прямо, не умаляя своих достоинств. Данное упражнение развивает умение думать о себе в позитивном ключе и не стесняться говорить о себе в присутствии других. «Сказка». Ребенку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени. Например: Марина — морская, сказка о девочке, которая живет в море. Это упражнение способствует не только лучшему осознанию себя, но и развитию умения говорить о себе без стеснения, оценке своих лучших сторон, а также преодолению страха перед группой и установлению в ней доброжелательной а. Все дети встают в круг, вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными или закрытыми глазами. По команде руководителя: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», — участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу. Необходимо вначале выбирать на роль «соломинки» более уверенных детей». Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих. 3. Рефлексия «Сказочные домики».

ЗАНЯТИЕ №7

1. Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии. «Дракон». Все дети становятся в линию, держась за плечи. Первый участник — «голова», последний — «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватит «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях. 2. Чтение сказки Андерсена «Дикие лебеди». Дети усаживаются на полу, руководитель читает им сказку. Вопросы для беседы: • Почему Элиза смогла расколдовать своих братьев? Какие трудности пришлось ей преодолеть? • Каждый день ставит перед нами новые задачи, с которыми нам нужно справиться, на своем пути мы встречаем множество всевозможных трудностей. Трудности, с которыми мы справляемся, | делают нас сильнее, умнее, увереннее в себе. Какие способы преодоления трудностей знаете вы? Вспомните примеры, как вы или ваши друзья преодолели различные зкизненные препятствия. • Если ты попадешь в трудную ситуацию, кто сможет помочь тебе? Кого бы ты попросил о помощи? • Давайте подумаем, что значит «на ошибках учатся»? Групповой рисунок «Как мы боремся с трудностями». После беседы руководитель предлагает детям нарисовать способы преодоления трудностей. Совместное рисование на данную тему, поможет ребенку развить уверенность в себе, приоткрыть сверстникам свой внутренний мир. «Закончи предложение». Дети сидят в кругу. По кругу, по команде руководителя дети по очереди заканчивают каждое из предложений: Я хочу… Я умею… Я смогу… Я добьюсь… Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ. Данное упражнение способствует повышению уверенности в себе, в своих силах. «Паровозик». Дети встают в круг. По очереди они выступают в роли ведущего, который показывает определенные движения. Ведущий как бы паровозик, который ведет за собой вагоны, повторяющие все его движения. Дети — «вагончики» должны повторить то, что изображает ведущий, и, если он показывает не просто набор движений, а какого-нибудь человека или животное, отгадать, кого он изображает. 3. Рефлексия. «Сказочные домики».

ТЕМА 5

Цель: обучение детей адекватным способам и приемам выражения негативных эмоций, техникам конструктивного решения конфликтов в диаде и группе. Методы: чтение сказки, социально — психологические игры, беседа. Материалы и оборудование: текст сказки, небольшие подушки.

ЗАНЯТИЕ №8

1. Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии. Слушание песенки Шаинского «Добрым быть совсем не просто». «Говорят не только слова». Руководитель предлагает детям сказать одну и ту же фразу зло и миролюбиво. Например: Я не хочу с тобой играть. Это не честно. Ты разрушил мою работу. Ты рисуешь моим фломастером. Далее детям предлагается обсудить, как было проще говорить: зло или миролюбиво. Дети обсуждают проблему: почему говорить по -доброму и быть добрым сложно и требует особых стараний. 2. Чтение сказки «Заяц с рюкзаком». В данной сказке освещается проблема негативного поведения ребенка (детской драчливости). Вопросы для беседы: Как ты думаешь, что же произошло с зайцем ночью. Что бы ты сказал такому зайцу, если бы повстречал его. Если тебя кто — либо обидит (ударит, обзовет), как поступишь ты. «Подушечные бои». Для игры необходимы маленькие подушки. Дети разбиваются на две команды. Играющие бросают друг в друга подушками, издавая при этом победный клич, бьют ими друг друга. «Ругаемся овощами». Руководитель предлагает детям поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты — огурец», «А ты — редиска», «Ты — морковка», «А ты — тыква» и т. д. «Разыгрывание ситуации». Детям предлагается разыграть следующие ситуации: • два мальчика поссорились — помири их; • ты и твой друг хотят играть одной и той же игрушкой; • твой друг обижен на тебя, извинись перед ним, попробуй помириться. 3. Рефлексия. «Сказочные домики».

ТЕМА 6

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми. Методы: чтение сказки, социально — психологические игры, беседа. Материалы и оборудование: текст сказки, карточки с изображением цифр, рукавички из бумаги, магнитофон, кассета с> веселыми детскими мелодиями.

ЗАНЯТИЕ № 9

1. Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом; занятии. «Ветер дует на…» Со словами «Ветер дует на…» руководитель начинает игру. Чтобы дети побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» -все светловолосые дети собираются в одну группу. «Ветер дует на того, у кого есть сестра», «кто любит животных», «у кого много друзей» и т. д. Необходимо дать возможность детям побыть ведущими. 2. Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей». Вопросы для беседы: Почему животные одержали победу? С кем бы ты ничего не испугался? Как ты понимаешь слова «Один друг лучше ста слуг»? «Рукавички». Количество пар вырезанных из бумаги рукавичек равно количеству пар участников группы. Руководитель; раскладывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети расходятся по комнате. Отыскивают свою пару, отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. Необходимо понаблюдать, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом! договариваются. По окончании работы, необходимо подвести итоги: понравилось ли работать в парах, какие были трудности в организации работы, что не получалось. «Строим цифры». Дети свободно двигаются по комнате под веселую музыку. По команде руководителя (музыка останавливается, руководитель поднимает руки с карточками, на которых изображены цифры). За 1 минуту дети должны из своих тел построить цифру, изображенную на карточке. Если дети справляются с заданием быстро, то время можно сократить. 3. Рефлексия. «Сказочные домики».

ТЕМА 7

Цель: подвести итог всей проделанной работе. Методики: праздник, беседа, социально — психологическая игра, диагностика самооценки «Лесенка». Материалы и оборудование: бланки для диагностики, рисунок домика с окошками по количеству участников, все для чаепития.

ЗАНЯТИЕ №10

Диагностика самооценки, методика «Лесенка». 1. Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии. 2. «Новоселье». Детям предлагается нарисовать свои портреты и «поселить» их в домик, каждый в свое окошко, рисунок которого висит на стенде. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками. После того, как рисунок будет готов, рядом с ним вывешивают и «сказочные домики» — персональная рефлексия предыдущих занятий. На стенде получается целый сказочный город. «Чемодан в дорогу». Руководитель говорит о том, что наступил момент прощания и скоро все мы разойдемся, но не с пустыми руками, всем мы соберем «чемодан» в дорогу. Каждому раздается лист бумаги А4 на котором нарисован чемодан и цветные карандаши (по желанию дети могут его раскрасить). Затем каждый передает свой «чемодан» соседу, который пишет в «чемодан» свои добрые и хорошие пожелания. Так листочки передают по кругу до тех пор, пока к каждому не вернется его «чемодан». 3. Сладкий праздник. Организуется чаепитие и сладкий стол. Руководитель поощряет свободное общение детей, обмен мнениями о прошедших занятиях, о некоторых моментах занятий.

Конспект занятия «Я и другие» для детей 6-7 лет с элементами сказкотерапии

Структурное подразделение «СОШ № 20 с углубленным изучением отдельных предметов»

Конспект занятия «Я и другие»
для детей 6-7лет с элементами сказкотерапии
Составила:

Педагог-психолог Кирина Т.В.

План

1. Организационный момент

упражнение «Давайте поздороваемся».2. Чтение сказки «Роза и Ромашка».3. Обсуждение сказки.4. Физминутка — Игра «Дотронься до… »5. Коммуникативная игра «Подари камешек».6. Релаксационная игра: «На полянке».7. Работа детей «Цветок».8. Итог (вывод).

Цель:

— развивать у детей основы нравственности через содержание сказки;

— способствовать объединению детей в коллектив и созданию позитивной атмосферы в группе;

— формировать у детей умение выражать собственное мнение;

— развивать воображение, слуховое внимание и память, связную речь, элементы логического мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Предварительная работа

: игры на развитие коммуникативных навыков, рассказывание терапевтических сказок, направленных на повышение самооценки и снятие зажатости, скованности, игровая деятельность.

Оборудование к занятию:

музыкальное сопровождение, камешки, цветы (роза и ромашка), нить, листок бумаги формата А4 на каждого ребенка, чернила разного цвета, «цветочная полянка» (на ковре цветы, вырезанные из бумаги)

Ход занятия:

— Здравствуйте, я рада вас видеть. Хочу сегодня поздороваться с вами необычным способом, а игра так и называется «Давайте поздороваемся».

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Цель :создать психологически непринужденную атмосферуВ начале упражнения дети вспоминают разные способы приветствия, реально существующие и шуточные. Детям предлагается поздороваться:
плечом, спиной, локтями, носами, лбом, пятками, придумать собственный необычный способ приветствия
для сегодняшнего занятия и поздороваться.

— Давайте, в качестве приветствия, подарим друг другу улыбки.

— Ребята, у меня в руках цветы, кто знает, как они называются? (роза и ромашка)

— Я хочу пригласить вас в сказочную страну и познакомить с удивительной сказкой.

Вхождение в сказку.

Чтобы попасть в сказочную страну, нам надо превратиться в бабочек. Бабочка вылупляется из гусеницы, а гусеница находится в коконе. Давайте представим, что мы гусеницы в коконе (предложить детям лечь на ковер, согнуть ноги и обхватить их руками). Под спокойную музыку дети распрямляют ноги, разводят руки в стороны и , встают на ноги. Вот вы и превратились в красивых бабочек. Бабочки расправили крылышки и полетели на цветочную полянку, нашли цветок и присели на него.

Сказкотерапия как метод психокоррекции и развития познавательно-речевой активности у детей с ОВЗ

Михайлова Татьяна ВикторовнавоспитательЛопатина Татьяна Валентиновнаучитель-логопедМДОУ д/с №65 «Калинка»г. Волжский

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ), имеют физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ. И эта категория детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи (заикание, ЗРР, ТНР). Главная проблема детей с ОВЗ заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Дети имеющие инвалидность, могут быть также способны и талантливы, как и их сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу им мешает неравенство возможностей. Дети-инвалиды не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве. И этих детей нельзя оставлять без внимания, так как психические недостатки мало подвержены спонтанной положительной динамике. Психокоррекция должна опираться на сохранные анализаторы.

Одним из самых распространенных и универсальных видов арт-терапии, который подходит для детей с различными нарушениями развития, безусловно, является сказкотерапия.

Сказкотерапия – это способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, древнейший способ социализации и передачи опыта.

Рекламное сообщение

Сказкотерапия – это лечение сказками, исцеление с помощью придумывания, прослушивания или проигрывания сказок. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия и творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая сказки ребенок, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. Педагог создает условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем, что дает ощущение уверенности в себе, придает сил и позволяет переоценить свои проблемы, найти возможности справится с ними. Разобраться с собственными чувствами, устройством мира и общества в целом.

Сочинение сказок и историй рассматривается как проявление самостоятельной художественной деятельности детей. Процесс обучения дошкольников придумыванию сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической речи. Творческое рассказывание строится на особой психологической основе – детском воображении. Ребёнку, сочиняя сказку необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. А чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание. Дети с ОВЗ испытывают затруднения в выразительной передаче содержания текста, часто делают необоснованные остановки и паузы, демонстрируют крайне бедный словарный запас. Особую трудность для детей дошкольного возраста представляет собой оформление контекстного высказывания. Ведь чтобы хорошо связно рассказать, нужно ясно представить себе объект рассказа, уметь планировать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Речь детей с ОВЗ часто характеризуется малой выразительностью, монотонностью, «смазанным» интонационным рисунком.

Задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы научить детей произвольно изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать свои мысли, чувства и настроения.

В дошкольном образовательном учреждении использование сказкотерапии может осуществляться в следующих направлениях:

  • Слушание и запоминание сказок (в том числе психотерапевтических), используя в работе куклы марионетки, пальчиковые куклы и теневые куклы.
  • Пересказывание сказки одним ребенком или поочередно (по предложениям) группой детей.
  • Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.
  • Составление небылиц по картинкам и без опоры на наглядность.
  • Психогимнастика.
  • Рисование сказок.
  • Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли)
  • Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов.

Необходимо много читать детям, учить их вдумчиво слушать произведения, обсуждать характеры героев и их поступки, предоставлять детям возможность поиграть в настольные театры, поощрять не только драматизацию знакомых сказок, но и изменение сюжета, введение новых персонажей, добавление новых диалогов. Сказки создают благоприятный эмоциональный фон, создают естественные условия для использования компонентов интонационной выразительности, обеспечивают развитие мимики и дикции, учат улавливать ритм речи, а также помогают поддерживать интерес и работоспособность дошкольников.

Ребенок, говоря за героев, непроизвольно начинает подражать их голосу, включая средства выразительности. Детям приходится учиться регулировать дыхание, владеть своим голосом, изменяя его высоту и силу. Говоря от имени героя, ребенок меньше волнуется, расслабляется, следовательно, снижается тонус в артикуляционной мускулатуре и голосовых связках. Дети с большим удовольствием принимают на себя роль различных героев. Могут по нескольку раз повторять звукоряды, чистоговорки, фразы, не утомляясь, на эмоциональном подъеме. Быстро реагируют на необходимость изобразить характерные особенности, прикладывают усилия, чтобы изменить силу и высоту голоса. Познают возможности своего речевого аппарата.

Эффективность арт-терапии проявляется в коррекции отклонений и нарушений личностного развития, в использовании внутренних ресурсов детей с ОВЗ, особенно механизмов саморегуляции и самоисцеления. Она помогает ребенку чувствовать себя нужным, узнавать о себе хорошее, развивать добрые отношения с людьми и окружающим миром. Навыки, приобретенные в процессе терапии искусством, после ее завершения ориентируют ребенка оставаться творческой личностью, желающей жить в ладу с самим собой и социумом.

Акции партнеров

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: