Методическая разработка «Игры для адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада»


Психолого-педагогический центр

Мусилович Татьяна Анатольевна

педагог-психолог Отдела ранней помощи

ГБОУ «ППЦ», г.Тольятти

Адаптация ребенка к новым для него условиям среды — тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и возможно, приводящий к стрессу. Поэтому, сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок», включающей игры и упражнения. Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к взрослому, а также сплочение детского коллектива. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

Преимущества игры перед другими средствами:

  • позволяет маленькому ребенку ощутить себя «всемогущим»;
  • помогает познать окружающий мир, развить самоуважение,
  • развивает искусство общения;
  • помогает управлять своими чувствами;
  • дает возможность переживать массу эмоций.

Являясь одной из граней окружающего мира, игра влияет на развитие памяти, мышления, внимания, речи, происходит усвоение в ней социальных и нравственных норм. Одновременно игра является сильнейшим эмоциональным фактором, центром эстетических переживаний, средой формирования волевых качеств и коммуникативных навыков. Важно, что традиционная игра вносит много нового во взаимоотношения между детьми и взрослым, побуждает их к сотворчеству, благоприятно сказывается на психической и эмоциональной сферах тех и других.

Требования к играм, проводимым в адаптационный период:

  • они должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
  • не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу), но должны систематически повторяться;
  • использование музыки, танцевальных движений и рисования помогает снять эмоциональное напряжение у детей, раскрепоститься и выразить свои чувства, переключить внимание, снизить возбудимость, настроить на позитивный лад;
  • инициатором игры выступает взрослый, который проявляет большую заинтересованность, контролирует полностью ее ход и создает приятную, комфортную атмосферу;
  • не нужно оценивать детей, давая возможность проявлять спонтанные и естественные реакции;
  • не стоит настаивать на активном участии всех детей. На первых порах уместно позволить некоторым детям просто понаблюдать за происходящим. Особенно, если есть нерешительные, робкие дети;
  • периодически можно приглашать родителей для участия в таких игровых действиях и рекомендовать данные игры для повторения в домашних условиях, а также организовывать дома игры на тему пребывания ребенка в детском саду.

Игры, направленные на формирование групповой сплоченности

  1. «Давайте познакомимся!»

Дети с педагогом становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, он легкий и обычно яркий, красочный).Ребенок называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет имя и имя следующего участника игры. Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но ее можно разнообразить: вместо мяча передавать игрушку (самую красивую) или предложить детям приветствовать друг друга по имени.

  1. «Раздувайся, пузырь!»

Дети с педагогом создают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами: Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся! Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначала педагог, а позже – кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» — пузырь лопнул. Все должны разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).

  1. «Гусеница»

Дети встают друг за другом и держатся за плечи. В таком положении они преодолевают следующие препятствия: подняться и сойти со стула, проползти под столами, обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», спрятаться от «диких животных».

  1. «Медведи»

Ведущий (сначала это может быть игрушка, затем ребенок) догоняет детей, разбегающихся по комнате. Те, до кого дотронулся ведущий, берутся за руки и образуют «цепочку». Следующих «медведей» ловят «цепочкой».

Игры с песком

В играх с песком проявляется естественная активность ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице, именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Идея терапии с использованием песка была предложена швейцарским психологом и философом К.Г.Юнгом. Наблюдая за играми детей в песочнице, мы видим, как положительно влияет песок на эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. На этапе адаптации ребенка используем обучающие игры, направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики. Эти несложные упражнения доступны детям и способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Песочница может быть любой формы, но для коррекционных занятий предпочтение отдается квадратной или круглой: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности. Внутренняя поверхность должна быть окрашена в голубой или синий цвет – дно песочницы символизирует воду, а борта – небо. К песку предъявляются определенные требования: он должен быть чистым, просеянным (желательно прокаленным). Кроме лопаток, формочек, совочков, должна быть собрана коллекция небольших игрушек и предметов.

1. Отпечатки наших рук: поверхность песка ровная; песок влажный. Ребенок и педагог по очереди делают отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней сторонами. Необходимо слегка вдавливать руку в песок, прислушиваться к своим ощущениям. Песок прохладный или теплый, сухой или мокрый, когда двигаем руками по песку – чувствуем маленькие песчинки.

2. Отпечатки кулачков, костяшек пальцев:

задание – найти сходство со знакомыми предметами (цветок, солнышко, ежик).

3. Скользить ладонями по поверхности песка – зигзагообразные и круговые движения:

задание – показать, как едет машина, ползет змея, карусель. Наряду с играми с песком можно проводить игровые действия с водой. Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики ребенок говорит о своих ощущениях, развивает речь, произвольное внимание, память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.

Игры для налаживания контакта с ребенком

  1. «Дай ручку!»

Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку: Давай здороваться. Дай ручку!

Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

  1. «Привет! Пока!»

Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь. -Привет! Привет! Затем предлагает ребенку ответить на приветствие. -Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет! При прощании игра повторяется — педагог машет рукой. -Пока! Пока! Затем предлагает малышу попрощаться.

-Помаши ручкой на прощание. Пока! Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

  1. «Коготки-царапки»

Педагог читает стихотворение и изображает котенка: У белого котенка мягкие лапки (поглаживает одной рукой другую). Но на каждой лапке коготки-царапки (сжимает и разжимает пальцы)! Затем предлагает ребенку изобразить котенка. После того, как ребенок научится изображать котенка, можно предложить игру в паре: педагог сначала гладит руку ребенка, затем делает вид, что хочет поцарапать ее «коготками» (в этот момент ребенок может быстро убирать руки). Затем педагог и ребенок меняются ролями: ребенок сначала гладит руку педагога, затем «выпускает коготки» и пытается легонько царапнуть.

Игры на снятие эмоционального и мышечного напряжения

  1. «Кленовые листочки»

Педагог включает спокойную музыку и каждому ребенку раздает кленовые листочки. Говорятся такие слова: Представьте, что вы-кленовые листочки. Пришла осень, ветер сорвал листочки с деревьев и они закружились в воздухе. Покажите, как танцуют листочки на ветру. Дети, изображая полет листьев, кружатся под музыку. Листопад, листопад (кружатся, изображая листочки),листья желтые летят (подбрасывают листочки вверх).Под ногой шуршат, шуршат (ходят по листочкам),скоро станет голым сад (ложатся на пол и слушают музыку).

  1. «Поезд»

Педагог предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», — говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.

  1. «Догонялки» (проводится с 2-3 детьми)

Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает:«Вот мои ребятки». Вариант: игра проводится с мишкой.

  1. «Чертим разные фигуры»

Педагог садится с ребенком за стол или на пол. Рисует на бумаге круг. Затем дает ребенку карандаш и водит его рукой с карандашом по бумаге, стараясь нарисовать круг. Говорит ему, когда закончит: «Какая хорошая получилась картинка». Таким же образом помогает малышу рисовать другие фигуры, проводить зигзагообразные линии и каждый раз повторяет: «Какая хорошая получилась картинка». Затем предлагает ребенку действовать карандашом самостоятельно. Каждый раз, начиная игру, воспитатель берет карандаш другого цвета – это поможет ребенку научиться различать цвета. Подобные игры способствую развитию творческих навыков.

  1. «Зайка»

Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок – «зайка» — сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку: Зайка, зайка, что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты не хочешь поиграть. С нами вместе поплясать. Зайка, зайка, попляши и другого отыщи.После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

Основными средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В таких играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт.

Список используемой литературы:

  1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
  2. Калинина Р. «Ребенок пошел в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание, 1998, №4.
  3. Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность». – М., 1997.
  4. Лялина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад.». – Волгоград: Учитель, 2001
  5. Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.- М.: Книголюб, 2003.
  6. Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду». – Ростов-на-Дону., 2005.
  7. Сертакова Н.М. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009

Игры в период адаптации детей в первой младшей группе.

Воспитатель: «Ребята, наши друзья потерялись. Поросёнок потерял Арину. Где она?»

Дети показывают на Арину.
«А петушок потерял Вику. Где же Вика?»
Дети показывают на Вику.

Так с помощью игрушек воспитатель находит всех детей

.

6. «Я вижу…»

Воспитатель и дети сидят на стульчиках в кругу.

Воспитатель: «Ребята, я вижу Владика. А кого видит Владик?»

Владик называет ребенка, на которого смотрит. Так все дети по очереди называют того, на кого смотрят.

7. «Кто со мной рядом»

Дети стоят в кругу с воспитателем.

Воспитатель: «Со мной рядом стоит Валерия и Саша. Я возьму их за руки»

. Дети по очереди называют тех, кто стоит с ними рядом, и берут друг друга за руки.

8. «Мячик покатился»

Атрибуты: мяч

Воспитатель и дети садятся в круг на полу. Воспитатель катит мяч одному из детей со словами

: «Мячик покатился
(к Богдану)
». Богдан ловит мяч и катит его кому-нибудь из
детей со словами
: «Мячик покатился
(имя ребёнка)
».

9. «Я пойду»

Воспитатель с детьми стоят в кругу.

Воспитатель: «Я пойду к Яне»

. Подходит к ребёнку.
«Яна, ты к кому пойдёшь?»
Яна называет имя ребёнка и подходит к нему. И так далее.

10. «Мы здороваемся»

Атрибуты: кукла-рукавичка

Дети встают в круг.

Воспитатель идет по кругу с куклой и с каждым здоровается за руку. Потом дети сами подходят к кукле и здороваются с ней. Также дети могут по очереди идти по кругу и здороваться со всеми за руку.

11. «Мама кошка»

Атрибуты: маска кошки

Дети – «котята»

, ходят свободно по
групповой комнате
. Воспитатель –
«кошка»(можно надеть маску)
произносит слова:

Котятки мои гуляют, бегают, играют.

Куда вы котятки собрались бежать?

Мне вас совсем не догнать.

Бегите скорее ко мне под лапки.

Будем играть в прятки.

«Котята» бегут к «кошке» и прячутся под «лапками». Ни один «котёнок» (ребёнок)

не должен остаться в стороне.

12. «Кораблик»

Атрибуты: матрасик, бубен

На паласе (это «вода»

) воспитатель раскладывает матрасик – это
«кораблик»
. Детям надо всем поместиться на
«кораблике»
. Если матрасик большой – они сидят, если маленький — стоят. Воспитатель бьёт в бубен, дети
«прыгают в воду»
и
«плавают»
(ходят, бегают по паласу, по следующему удару в бубен все забираются на
«кораблик»
.

13. «Хозяева и гости»

Атрибуты: один обруч на пару детей

, игрушка-кошечка.

На полу лежат домики – обручи. В каждый «домик»

встаёт ребёнок-хозяин.
(тот, кого выбрала кошечка)
. Воспитатель предлагает каждому
«хозяину»
пригласить к себе гостя
(из тех, кто остался без домика)
. Для этого надо назвать имя ребёнка, подойти к нему, взять за руку и привести к себе
«в дом»
.

Потом дети меняются ролями.

Игры с мячом как эффективное средство адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада

Библиографическое описание:

Караваева, Т. В. Игры с мячом как эффективное средство адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада / Т. В. Караваева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/336/15081/ (дата обращения: 10.10.2020).


Адаптационный период — серьезное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия. Решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками детского сада и родителями.

Что такое адаптация? Адаптация — это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Инструктор по физической культуре, как и другие педагоги, должен создать комфортные условия на своих занятиях для успешной адаптации детей к дошкольному учреждению. Если у ребёнка адаптация прошла успешно, то он редко болеет и, следовательно, посещает детский сад. В течение двенадцати лет работы с детьми раннего возраста я опробовала разные методы для того, чтобы дети увлекались занятиями физической культуры, были весёлыми и коммуникабельными. Самыми действенными оказались игры и упражнения с мячом.

Игры с мячом занимают особое место среди подвижных игр. Мяч — это шар, идеальная космическая форма, самая совершенная геометрическая фигура, не имеющая ни начала, ни конца. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, что дает полноту ощущения формы. Недаром один из выдающихся немецких педагогов-философов XIX века Фридрих Фребель отнёс шар к великим дарам педагогики и назвал его «идеальным средством для упражнений». Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и кожного (тактильного) анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений с мячом, усиливает эффект занятий. Современные мячи часто обладают ещё и различными запахами, позволяющими задействовать и обоняние вместе с перечисленными анализаторами, что делает занятие более привлекательным и желанным.

Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребёнка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки, а следовательно, в активизации работы головного мозга. Он считал, что почти всё, в чём нуждается ребёнок для своего разностороннего развития, ему даёт мяч. Особо важное значение имеют игры, в которых действия ребёнка с мячом сопровождаются соответствующими моменту и настроению словами и песнями.

В системе физического воспитания, разработанной П. Ф. Лесгафтом, игры с мячом также занимают важное место. Ребёнок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т. п., что способствует развитию глазомера, двигательных координационных функций. По данным А. Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Удовольствие, по его мнению, это свобода телодвижения от мышечной брони, мышечного напряжения.

Мяч — удивительно интересная игрушка. Пожалуй, ничего аналогичного — настолько простого и в то же время интересного — пока ещё люди не придумали. Мяч воспринимается ребёнком как нечто живое. Он чутко реагирует и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он — яркий, круглый и очень милый. В мяч можно играть, ещё не научившись ходить. [3] С его помощью малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.

Данная тема соответствует ФГОС Дошкольного образования, так как направлена на решение задачи по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, следовательно, она актуальна для дошкольного учреждения.

Совместно с педагогом-психологом и воспитателями мы провели исследование по данной теме. Целью нашей работы было — изучение влияния игр с мячом на процесс адаптации детей к ДОУ. Задачи, которые решались в процессе исследования:

  1. Изучить проблемы адаптации дошкольников и их эмоциональное состояние.
  2. Проанализировать педагогические условия физического развития игр с мячом, способствующие снятию эмоционального напряжения в период адаптации.
  3. Доказать воздействие игр с мячом на процесс адаптации детей к ДОУ на основании теоретического и практического исследования вопроса.

Исследование проходило в течение первых месяцев пребывания детей двух групп (контрольной и экспериментальной) в ДОУ. Анализ результатов и исследование были проведены в сотрудничестве с педагогом-психологом, воспитателями и родителями данных групп детского сада.

В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние воспитанника, использовали наблюдение. В работе применялись следующие здоровьесберегающие технологии: психолого-педагогические, учебно-воспитательные, организационно-педагогические.Использовались наглядные, словесные и практические методы. В ДОУ была организована предметно-пространственная развивающая среда для физического развития и психоэмоционального комфорта.

Исследование проходило в два этапа.

Первый этап заключался в определении психолого-педагогических параметров определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение.

Второй этап исследования — вхождение ребенка в группу — его первый месяц в детском саду.

Было выделено два направления работы педагога:

1 направление: непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, в которой мяч использовался периодически, согласно, рабочей программы ДОУ; родителям давались стандартные рекомендации по адаптации.

2 направление: занятия физической культурой, на которых всегда использовались игры с мячом; свободная деятельность детей в физкультурном зале, где находятся мячи разных размеров, мягкие модули, сухой бассейн; в рекомендациях для родителей были советы, в какие игры поиграть с ребёнком, чтобы снять эмоциональное напряжение.

Особое внимание уделялось элементарным играм с мячом: складывание в корзину, катание с наклонной скамьи и вдаль, метание, сортировка по цвету или форме.

Из проведенного теоретического анализа выявили организационные педагогические условия, способствующие игре с мячом, и влияния их на адаптацию к детскому саду.

К таким условиям относятся:

  1. Насыщенная предметно пространственная развивающая среда. Использование разных видов мячей.
  2. Позиция наблюдателя в первые дни присутствия ребенка в спортивном зале.
  3. Включение родителей в непосредственно-образовательную деятельность в период адаптации.

Исследование показало, что игры с мячом помогают детям справиться с эмоциональным напряжением. Поскольку ребенок младшего дошкольного возраста ограничен в способах избавления от стресса, то на помощь ему может прийти не только игра, но и упражнения и игры с мячом. Игры с мячом способствуют не только физическому развитию, но и снимают эмоциональное напряжение, развивают моторику, внимание, память.

Мяч можно использовать для закрепления понятий: форма, цвет, размер. Адаптация младших дошкольников прошла более успешно в экспериментальной группе, где была проведена предварительная работа с родителями, а с детьми инструктор по физической культуре и воспитатели проводили игры и упражнения с мячом.

Можно сделать вывод, что игры с мячом являются средством успешной адаптации дошкольников к ДОУ, а это — необходимое условие полноценного развития ребенка. Получив положительные результаты при проведении исследования, мы внедрили в период адаптации игры с мячом, которые уже третий год способствуют успешному более лёгкому периоду адаптации.

Литература:

  1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие. — М.: Воронеж. «Учитель», 2006г. — 236 с.
  2. Ермакова И. А. Игры с мячом для самых маленьких. — М.: Литера, 2009г. — 30с.
  3. Овчинникова Т. С. Игры, занятия и упражнения с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика. / Овчинникова Т. С., Баряева Л. Б., Черная О. В. — М.: Каро, 2010г. — 248с.
  4. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.– М.: ВЛАДОС, 2003г. — 172 с.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: мяч, детский сад, игра, физическая культура, эмоциональное напряжение, дошкольное учреждение, период адаптации, младший дошкольный возраст, процесс адаптации детей, физическое развитие.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: