Трудовая деятельность в старшей группе на занятиях


Таблица: картотека тем по трудовой деятельности в старшей группе ДОУ

АвторСавина П. И.
Вид трудаТемаЗадачиПримеры работыПримечание
Хозяйственно-бытовой труд«Наведение порядка в шкафах и на полках»
  • Воспитывать в детях чувство прекрасного и трудолюбие.
  • Научить видеть непорядок и исправлять его.
  • Развивать эстетический вкус, умение расставлять всё на свои места и систематизировать объекты.
  • Сформировать умение трудиться на благо других.
Попробуйте сподвигнуть детей на то, чтобы они разобрали полки с книгами или навели порядок в шкафчиках с игрушками.Расскажите ребятам историю о неряхах и объясните, что так делать нельзя.
«Аккуратно заправленные кровати»
  • Выработать привычку застилать кровать по утрам.
  • Развивать собранность.
  • Формировать умение доводить дело до конца.
  • Способствовать возникновению желания работать над собой и прививать любовь к трудовой деятельности.
После «тихого часа» расскажите детям о важности содержания их кровати в порядке. Объясните им в игровой или сказочной форме о микробах, которые могут появиться в кровати, если её не заправлять.Можно вырезать из картона фигурки микробов и класть их на постель к ребёнку, который её не заправил.
Труд в природе«Полив растений»
  • Обучить детей базовым навыкам ухода за растениями, закрепить знания о свойствах растений.
  • Объяснить принцип работы с лейкой, лопаткой, перчатками.
  • Развивать осторожность при взаимодействии с водой и землёй.
Предложите ребятам поухаживать за комнатными цветами, которые находятся в группе. Если таких цветов нет, то можно вывести детей на улицу и рассказать о поливе растений на примере уличных кустов, травы или клумб.Можно представить лейку как «тучку». Благодаря этому вы не только покажете детям принцип работы с растениями, но ещё и объясните, что такое дождь.
«Влажное протирание листьев крупнолистных растений»
  • Учить детей оказывать возможную помощь педагогу в уходе за растениями.
  • Воспитывать желание ухаживать за природой и помогать остальным людям в этом.
  • Улучшать трудовые навыки и умения.
Расскажите детям о пыли, которая летает в воздухе и оседает на растения. Объясните им, как нужно аккуратно протирать листья.Попробуйте использовать не только тряпки, но и влажные губки. Они гораздо лучше впитывают жидкость и сохраняются мокрыми. Затем их легко сушить.
Коллективный труд«Общая работа над уголком»Учиться создавать коллективные поделки и фигурки для украшения их «детского уголка».Используйте несколько видов творческих материалов: краски, карандаши, пластилин, картон и т. д. Основной задачей педагога помимо наставлений и объяснений детям, как нужно работать, является контроль всех действий с опасными инструментами.Предложите детям порисовать пальцами. Вы можете помочь раскрасить их руки и приложить к бумаге.
«Совместные и общие игры»
  • Улучшить взаимоотношения.
  • Научить добиваться общих целей путём сотрудничества.
  • Рассказать о правилах общения друг с другом.
Попробуйте провести коллективную игру «Чай-чай выручай». Выбирается игрок, который будет «водящим». Он бегает за другими ребятами и ловит их. Ребёнок, которого он коснулся, становится «заколдованным». Другой игрок может дотронуться до «заколдованного» и освободить его. Игра завершается, когда все игроки становятся «заколдованными».Проведение игр со спортивным инвентарём по типу мячей или скакалок полезно не только в аспекте развития социальных навыков, но ещё и улучшает физические способности.
Самообслуживание«Самостоятельный поиск ответов на поставленный вопрос»
  • Развивать умение воспринимать информацию и анализировать.
  • Сформировать способность к решению задач и выявлению проблемной ситуации.
Задайте ребёнку вопрос из разряда: «Как звали курочку, которая снесла яичко?». Попросите ребёнка найти ответ в самой сказке. Это хорошо подготовит его к будущим заданиям в школе.Варианты вопросов: «Где спрятана жизнь Кощея?», «Сколько витязей выходит из моря в сказке Пушкина?», «Кто такая русалка?».
«Самостоятельный уход за собой»
  • Научить детей следить за своей одеждой и самостоятельно одеваться.
  • Сформировать внимательное отношение к своему внешнему виду и умение правильно следить за собой.
Предоставьте ребёнку одёжную щётку и расскажите о том, как правильно чистить одежду. Объясните, почему это надо делать («чтобы выглядеть опрятно»).Попробуйте рассказать о том, как сохранять свою одежду в порядке, чтобы чистить её приходилось как можно реже.
Дежурство«Дежурство в столовой»
  • Сформировать организованность и уважение к труду повара.
  • Развить навыки сервировки и уборки посуды.
Выберите нескольких детей и приведите их в столовую. Затем расскажите им, как сервировать стол и расставлять тарелки. После этого можно приступать к практической работе и разрешить ребятам сделать всё самостоятельно.Попробуйте придумать какие-нибудь поощрительные мелочи для тех ребят, которые дежурили особо хорошо.
«Дежурство на улице»
  • Научить ребёнка работать с определённым типом инвентаря.
  • Рассказать о необходимости поддержания порядка, объяснить принцип работы.
Дайте нескольким ребятам венички и предложите смести листву с дорожек, если на дворе осень. Зимой можете попросить помочь убрать небольшие кучки снега с помощью лопаток. А весной можно показать ребятам, как поливать цветы на клумбах.Всегда следите за тем, чтобы ребёнку поручалась лишь та работа, которую он точно в силах выполнить.
Ручной и художественный труд«Создание поделок»
  • Развивать творческое мышление.
  • Улучшить навыки работы с определёнными художественными материалами.
  • Сформировать положительное отношение к оригинальности.
  • Рассказать о свойствах разных материалов и разъяснить принцип работы с ними.
Попробуйте собрать небольшую группу ребят и сделать вместе с ними поделку из пластилина. К примеру, поделка «Ёжик»:
  1. Катаем из пластилина овал.
  2. Кончиками пальцев лепим маленькие треугольнички.
  3. Наклеиваем треугольнички на овал.
  4. Добавляем вылепленные носик и глазки.
Такой вид труда позволяет воспитателю лучше узнать детей.
«Художественная работа»
  • Обучить ребёнка работе с кистью, карандашом, красками, ручкой.
  • Научить основным приёмам рисования.
  • Научить работать с раскрасками.
Раздайте детям раскраски и предоставьте карандаши.Попробуйте показать детям несколько рисунков, которые вы способны нарисовать самостоятельно.

Перспективный план по ручному труду

Ручной труд в старшей группе равномерно распределяется на весь учебный год. Согласно ФГОС, дважды в месяц должны проводиться занятия по приучению к творческому труду и развитию нестандартного мышления. Каждые две недели организовывается урок, на котором детям предлагают ознакомиться с природными материалами, представить, что из них можно сделать.

Еж из шишки

Важно! Выделяется время, около 5 минут, чтобы ребята смогли пофантазировать о том, какие зверушки получатся из предложенных предметов. Воспитатель наводящими вопросами помогает детям догадаться, кого они будут создавать.

Ориентировочный план на год для старшей группы ДОУ

Сентябрь:

  • На столах перед детьми скорлупа грецкого ореха и пластилин. Ребята на уроке учатся из предложенного набора создавать черепаху. Воспитатель знакомит с образом и продолжительность жизни, местами обитания и рационом питания. Дети, исходя из размеров скорлупы, добавляют из пластилина лапы, голову и хвост.
  • На столах перед ребятами шишки, листья, веточки и пластилин. Воспитатель напоминает о перелетных птицах, о местах обитания. Дети из предложенного природного материала и пластилина создают птицу, подобно той, что продемонстрировал воспитатель.

Октябрь:

  • Детям предлагают природный материал из семян, листьев, веточек, опавших ольховых сережек. В дополнение дают клей и лист бумаги. Задача ребенка — составить пропорциональное панно, располагая композицию преимущественно в середине листа.
  • Ребятам предоставляют максимально расширенный набор природного материала, чтобы они сами выбрали необходимые составляющие для работы на свободную тему.

Ноябрь:

  • Занятия направлены на развитие мелкой моторики и совершенствование навыков владения ножницами. Воспитатель показывает, как из двух листов бумаги, ножниц и клея создать гриб. Для придания результату красочного вида шляпку делают красной, предварительно наклеив на нее белые круги, чтобы получился самый запоминающийся гриб — мухомор.
  • С помощью ножниц и бумаги детям требуется вырезать по шаблону детали из цветной бумаги, которые потом будут использованы для склеивания петушка и цыпленка. Дополнением к труду становится возможность использования результата труда в постановочной игре.

Дети трудятся

Декабрь:

  • В преддверии волшебного праздника дети трудятся над созданием гирлянд и других ёлочных украшений. В качестве материалов и инструментов у них есть цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны, карандаш, кисть.
  • Воспитатель обучает детей вырезать будущие елочные игрушки из шаблонов и бумаги, сложенной пополам, путем обведения форм простым карандашом для определения линии разреза. В дополнение дается клей и нить или ленты, за которые полученные игрушки будут крепиться к елке.

Развитие речи как фактор успешного развития ребенка

Январь:

  • Из коробочек и катушек дети учатся мастерить грузовик. Воспитатель напоминает о пользе грузового транспорта. Дети тренируются воспроизводить форму деталей автомобиля в поделке. В качестве инструментов используют клей и ножницы.
  • Урок направлен на совершенствование умения обклеивать предметы материалом или бумагой. В качестве поделок выступают вагоны поезда, которые дети создают из картонных коробок, обклеивая декоративным покрытием, и соединяют между собой. Вводится новый инструмент — шило, к уже знакомым ножницам, карандашу и клею с кисточкой.

Февраль:

  • Завершающий зимний месяц посвящается сезонным поделкам — снеговику и елке. Детям нужно из белой бумаги по шаблону вырезать части снеговика, из зеленой бумаги — ярусы елки.
  • В преддверии Дня Защитника Отечества дети развивают фантазию на тему: «Открытка для папы». Уже без шаблонов они вырезают детали, подбирают цвета, приклеивают композицию на бумагу.

Март:

  • Детям предлагается создать из бросового материала, цветной бумаги, клея и ножниц праздничную поделку для мамы. Результатом должна стать подарочная вазочка.
  • Воспитатель продолжает обучать детей работать с поролоном, предлагает украсить его с помощью цветного картона, ткани, клея и ножниц и превратить в игольницу.

Ваза для мамы

Апрель:

  • Дети продолжают совершенствоваться в работе с шаблонами — обводить и вырезать по линии. Полученные фигуры ребята нанизывают на проволоку или ленту так, чтобы получилась детская погремушка.
  • Урок направлен на дидактическую работу с листом бумаги, напоминая о геометрических фигурах — складывая несколько раз предложенный лист бумаги, дети учатся делать бумажных рыб, которых они закрепят на бумаге, имитирующей стекло аквариума.

Май:

  • Ребята закрепляют навык вырезания некрупных деталей на глаз, для украшения самостоятельного сделанного конуса или цилиндра. Результат — применение фантазии для создания собственного украшения.
  • Урок направлен на закрепление познаний в геометрии. В качестве материала дается цветная бумага в форме квадрата, из которой дети, методом складывания, скручивания и загибов создают новые фигуры.

Внимание! Обучение детей работе с острыми инструментами проходит после инструктажа воспитателя и под пристальным его контролем.

Диагностика результатов трудовой деятельности в старшей группе ДОУ

Диагностическая карта помогает воспитателю оценить результаты работы с детьми, подвести итоги за полугодие. Кроме того, с помощью этого документа педагог систематизирует информацию и определяет, чего добился каждый ребёнок, а с чем он не справляется.

В диагностической карте зафиксированы все виды трудовой деятельности воспитанников старшей группы.

Таблица: пример диагностической карты

АвторСавина П. И.
Показатели развитияДействия и задачиПоложительный результат (ребёнок справляется с заданием)Отрицательный результат (ребёнок не справляется с заданием)
МотивацияИметь желание участвовать в трудовой деятельности
Получить навык инициативного подхода к делам
Представление о работе взрослыхЖелание оказывать посильную помощь взрослым людям
Отношение к трудуСтремление узнать о будущих профессиях
Уважительное отношение к чужой работе
Бережное отношение к результатам своего труда
Рабочий процессАккуратная работа с материалами
Использовать наиболее продуктивные методы работы
Доводить начатое дело до конца
Коллективная работаДружелюбие и умение работать в команде
Развивать коммуникативные навыки
ОбязательностьГрамотно оценивать результат работы
Иметь привычку ответственно относиться к поручениям
Труд в природеЦенить и уважать природу, её дары
Обладать базовыми навыками об уходе за растениями
Уметь высаживать семена
СамообслуживаниеУметь следить за своим внешним видом
Поправлять причёску и волосы
Ручной трудУметь склеивать картон и бумагу
Закреплять навыки работы с ножницами
ДежурствоОбладать базовыми навыками сервировки стола
Развивать самостоятельность
Хозяйственный трудУметь стирать вещи
Заправлять кровать после сна

Трудовая деятельность — важнейший аспект обучения дошкольников. У детей формируются навыки, необходимые для дальнейшей жизни в обществе. Педагог должен стараться помогать ребёнку и направлять его, прививать любовь к труду. Главное — не выполнять всю работу за воспитанников и позволять им проявлять себя, чтобы они могли в полной мере раскрыть свои способности и потенциал.

Картотека НОД по ручному труду

Непосредственная образовательная деятельность должна направляться не только на трудовые навыки, развитие моторики и глазомера, но и на познание коллективного труда. У одних ребят получается справиться с заданием быстрее и ловчее, а у других возникают трудности. Когда рядом сидящий ребенок помогает соседу, педагог не вмешивается, а наблюдает, как дети учатся помогать друг другу в труде.

Диагностика мышления дошкольников

НОД включает в себя парные задания, в которых воспитатель распределяет детей так, чтобы не оказалось пары с двумя слабыми детьми, чтобы не оказалось ни одной команды, в которой дети не смогли бы помогать друг другу.

Важно! После завершения работы над каждой поделкой ребята рассматривают результаты чужих трудов, с целью похвалить создателей.

Вся образовательная деятельность содержит перечень занятий, построенных на нескольких направлениях:

  • умение из вырезанных бумажных полосок создавать образы и предметы;
  • использовать бросовый материал для того, чтобы получить из него игрушку, поделку;
  • вырезать геометрические фигуры, используя предложенный шаблон, и также без него;
  • применение навыков скрепления деталей из разных материалов между собой — пластилин, клей, лента,
  • тренироваться в технике сгибания бумаги, используя схемы оригами;
  • совершенствование одного их самых непростых навыков для детей — скручивание бумаги и закрепления ее краев для того, чтобы получить цилиндр, дополнив его дном и крышкой.

Взаимопомощь в труде

План-конспект по ручному труду

Ручной труд в старшей группе, описанный картотекой, дополнительно тренирует способности к групповой деятельности. Распределение тем занятий по сезонам позволяет тесно связать труд с природой. Но и несезонные работы должны проводиться в ДОУ, направленные на безграничный полет фантазии. Одна из рекомендуемых тем — космос.

Цель занятия

Урок направлен на расширение познаний о космосе, планетах и невесомости. Дети конструируют звездолет из предложенных бросовых, природных и канцелярских материалов.

Ход занятия

Преподаватель беседует с воспитанниками на тему космоса. Вспоминают строение солнечной системы, причины смены дня и ночи, а также чередования осени, зимы, весны и лета. После завершения устной работы предлагают детям создать космический корабль.

Идеи для поделок

За основу чаще всего берут большую картонную коробку, в которую может поместиться несколько космонавтов. Из обрезанных пластиковых бутылок дети сооружают ракетные сопла, огонь имитируют крашенным в красный цвет распущенным лыковым мочалом или бумажными полосками. Корпус корабля украшают вырезанными звездами, надписями и рисунками. Если позволяет размер коробки, в нее помещают стульчики.

Самоанализ занятия

Ручной труд в коллективе учит детей совместной деятельности. Педагог наблюдает за тем, как ребята создают что-то совместно, советуются и обсуждают детали будущей поделки.

Интересно! За такими занятиями часто возникают споры относительно реальных прообразов их поделок, например, нередко во время работой над птицей дети начинают спорить о том, какие птицы являются перелетными, а какие нет. Происходит бурное обсуждение и познавание мира одновременно.

Созданные своими руками поделки, которые были подарены родителям в честь того или иного праздника, развивают в ребенке чувство ответственности и бережливости. Труд, вложенный в подарок, повышает его ценность.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: