Таблица: картотека тем по трудовой деятельности в старшей группе ДОУ
Автор | Савина П. И. | |||
Вид труда | Тема | Задачи | Примеры работы | Примечание |
Хозяйственно-бытовой труд | «Наведение порядка в шкафах и на полках» |
| Попробуйте сподвигнуть детей на то, чтобы они разобрали полки с книгами или навели порядок в шкафчиках с игрушками. | Расскажите ребятам историю о неряхах и объясните, что так делать нельзя. |
«Аккуратно заправленные кровати» |
| После «тихого часа» расскажите детям о важности содержания их кровати в порядке. Объясните им в игровой или сказочной форме о микробах, которые могут появиться в кровати, если её не заправлять. | Можно вырезать из картона фигурки микробов и класть их на постель к ребёнку, который её не заправил. | |
Труд в природе | «Полив растений» |
| Предложите ребятам поухаживать за комнатными цветами, которые находятся в группе. Если таких цветов нет, то можно вывести детей на улицу и рассказать о поливе растений на примере уличных кустов, травы или клумб. | Можно представить лейку как «тучку». Благодаря этому вы не только покажете детям принцип работы с растениями, но ещё и объясните, что такое дождь. |
«Влажное протирание листьев крупнолистных растений» |
| Расскажите детям о пыли, которая летает в воздухе и оседает на растения. Объясните им, как нужно аккуратно протирать листья. | Попробуйте использовать не только тряпки, но и влажные губки. Они гораздо лучше впитывают жидкость и сохраняются мокрыми. Затем их легко сушить. | |
Коллективный труд | «Общая работа над уголком» | Учиться создавать коллективные поделки и фигурки для украшения их «детского уголка». | Используйте несколько видов творческих материалов: краски, карандаши, пластилин, картон и т. д. Основной задачей педагога помимо наставлений и объяснений детям, как нужно работать, является контроль всех действий с опасными инструментами. | Предложите детям порисовать пальцами. Вы можете помочь раскрасить их руки и приложить к бумаге. |
«Совместные и общие игры» |
| Попробуйте провести коллективную игру «Чай-чай выручай». Выбирается игрок, который будет «водящим». Он бегает за другими ребятами и ловит их. Ребёнок, которого он коснулся, становится «заколдованным». Другой игрок может дотронуться до «заколдованного» и освободить его. Игра завершается, когда все игроки становятся «заколдованными». | Проведение игр со спортивным инвентарём по типу мячей или скакалок полезно не только в аспекте развития социальных навыков, но ещё и улучшает физические способности. | |
Самообслуживание | «Самостоятельный поиск ответов на поставленный вопрос» |
| Задайте ребёнку вопрос из разряда: «Как звали курочку, которая снесла яичко?». Попросите ребёнка найти ответ в самой сказке. Это хорошо подготовит его к будущим заданиям в школе. | Варианты вопросов: «Где спрятана жизнь Кощея?», «Сколько витязей выходит из моря в сказке Пушкина?», «Кто такая русалка?». |
«Самостоятельный уход за собой» |
| Предоставьте ребёнку одёжную щётку и расскажите о том, как правильно чистить одежду. Объясните, почему это надо делать («чтобы выглядеть опрятно»). | Попробуйте рассказать о том, как сохранять свою одежду в порядке, чтобы чистить её приходилось как можно реже. | |
Дежурство | «Дежурство в столовой» |
| Выберите нескольких детей и приведите их в столовую. Затем расскажите им, как сервировать стол и расставлять тарелки. После этого можно приступать к практической работе и разрешить ребятам сделать всё самостоятельно. | Попробуйте придумать какие-нибудь поощрительные мелочи для тех ребят, которые дежурили особо хорошо. |
«Дежурство на улице» |
| Дайте нескольким ребятам венички и предложите смести листву с дорожек, если на дворе осень. Зимой можете попросить помочь убрать небольшие кучки снега с помощью лопаток. А весной можно показать ребятам, как поливать цветы на клумбах. | Всегда следите за тем, чтобы ребёнку поручалась лишь та работа, которую он точно в силах выполнить. | |
Ручной и художественный труд | «Создание поделок» |
| Попробуйте собрать небольшую группу ребят и сделать вместе с ними поделку из пластилина. К примеру, поделка «Ёжик»:
| Такой вид труда позволяет воспитателю лучше узнать детей. |
«Художественная работа» |
| Раздайте детям раскраски и предоставьте карандаши. | Попробуйте показать детям несколько рисунков, которые вы способны нарисовать самостоятельно. |
Перспективный план по ручному труду
Ручной труд в старшей группе равномерно распределяется на весь учебный год. Согласно ФГОС, дважды в месяц должны проводиться занятия по приучению к творческому труду и развитию нестандартного мышления. Каждые две недели организовывается урок, на котором детям предлагают ознакомиться с природными материалами, представить, что из них можно сделать.
Еж из шишки
Важно! Выделяется время, около 5 минут, чтобы ребята смогли пофантазировать о том, какие зверушки получатся из предложенных предметов. Воспитатель наводящими вопросами помогает детям догадаться, кого они будут создавать.
Ориентировочный план на год для старшей группы ДОУ
Сентябрь:
- На столах перед детьми скорлупа грецкого ореха и пластилин. Ребята на уроке учатся из предложенного набора создавать черепаху. Воспитатель знакомит с образом и продолжительность жизни, местами обитания и рационом питания. Дети, исходя из размеров скорлупы, добавляют из пластилина лапы, голову и хвост.
- На столах перед ребятами шишки, листья, веточки и пластилин. Воспитатель напоминает о перелетных птицах, о местах обитания. Дети из предложенного природного материала и пластилина создают птицу, подобно той, что продемонстрировал воспитатель.
Октябрь:
- Детям предлагают природный материал из семян, листьев, веточек, опавших ольховых сережек. В дополнение дают клей и лист бумаги. Задача ребенка — составить пропорциональное панно, располагая композицию преимущественно в середине листа.
- Ребятам предоставляют максимально расширенный набор природного материала, чтобы они сами выбрали необходимые составляющие для работы на свободную тему.
Ноябрь:
- Занятия направлены на развитие мелкой моторики и совершенствование навыков владения ножницами. Воспитатель показывает, как из двух листов бумаги, ножниц и клея создать гриб. Для придания результату красочного вида шляпку делают красной, предварительно наклеив на нее белые круги, чтобы получился самый запоминающийся гриб — мухомор.
- С помощью ножниц и бумаги детям требуется вырезать по шаблону детали из цветной бумаги, которые потом будут использованы для склеивания петушка и цыпленка. Дополнением к труду становится возможность использования результата труда в постановочной игре.
Дети трудятся
Декабрь:
- В преддверии волшебного праздника дети трудятся над созданием гирлянд и других ёлочных украшений. В качестве материалов и инструментов у них есть цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны, карандаш, кисть.
- Воспитатель обучает детей вырезать будущие елочные игрушки из шаблонов и бумаги, сложенной пополам, путем обведения форм простым карандашом для определения линии разреза. В дополнение дается клей и нить или ленты, за которые полученные игрушки будут крепиться к елке.
Развитие речи как фактор успешного развития ребенка
Январь:
- Из коробочек и катушек дети учатся мастерить грузовик. Воспитатель напоминает о пользе грузового транспорта. Дети тренируются воспроизводить форму деталей автомобиля в поделке. В качестве инструментов используют клей и ножницы.
- Урок направлен на совершенствование умения обклеивать предметы материалом или бумагой. В качестве поделок выступают вагоны поезда, которые дети создают из картонных коробок, обклеивая декоративным покрытием, и соединяют между собой. Вводится новый инструмент — шило, к уже знакомым ножницам, карандашу и клею с кисточкой.
Февраль:
- Завершающий зимний месяц посвящается сезонным поделкам — снеговику и елке. Детям нужно из белой бумаги по шаблону вырезать части снеговика, из зеленой бумаги — ярусы елки.
- В преддверии Дня Защитника Отечества дети развивают фантазию на тему: «Открытка для папы». Уже без шаблонов они вырезают детали, подбирают цвета, приклеивают композицию на бумагу.
Март:
- Детям предлагается создать из бросового материала, цветной бумаги, клея и ножниц праздничную поделку для мамы. Результатом должна стать подарочная вазочка.
- Воспитатель продолжает обучать детей работать с поролоном, предлагает украсить его с помощью цветного картона, ткани, клея и ножниц и превратить в игольницу.
Ваза для мамы
Апрель:
- Дети продолжают совершенствоваться в работе с шаблонами — обводить и вырезать по линии. Полученные фигуры ребята нанизывают на проволоку или ленту так, чтобы получилась детская погремушка.
- Урок направлен на дидактическую работу с листом бумаги, напоминая о геометрических фигурах — складывая несколько раз предложенный лист бумаги, дети учатся делать бумажных рыб, которых они закрепят на бумаге, имитирующей стекло аквариума.
Май:
- Ребята закрепляют навык вырезания некрупных деталей на глаз, для украшения самостоятельного сделанного конуса или цилиндра. Результат — применение фантазии для создания собственного украшения.
- Урок направлен на закрепление познаний в геометрии. В качестве материала дается цветная бумага в форме квадрата, из которой дети, методом складывания, скручивания и загибов создают новые фигуры.
Внимание! Обучение детей работе с острыми инструментами проходит после инструктажа воспитателя и под пристальным его контролем.
Диагностика результатов трудовой деятельности в старшей группе ДОУ
Диагностическая карта помогает воспитателю оценить результаты работы с детьми, подвести итоги за полугодие. Кроме того, с помощью этого документа педагог систематизирует информацию и определяет, чего добился каждый ребёнок, а с чем он не справляется.
В диагностической карте зафиксированы все виды трудовой деятельности воспитанников старшей группы.
Таблица: пример диагностической карты
Автор | Савина П. И. | ||
Показатели развития | Действия и задачи | Положительный результат (ребёнок справляется с заданием) | Отрицательный результат (ребёнок не справляется с заданием) |
Мотивация | Иметь желание участвовать в трудовой деятельности | ||
Получить навык инициативного подхода к делам | |||
Представление о работе взрослых | Желание оказывать посильную помощь взрослым людям | ||
Отношение к труду | Стремление узнать о будущих профессиях | ||
Уважительное отношение к чужой работе | |||
Бережное отношение к результатам своего труда | |||
Рабочий процесс | Аккуратная работа с материалами | ||
Использовать наиболее продуктивные методы работы | |||
Доводить начатое дело до конца | |||
Коллективная работа | Дружелюбие и умение работать в команде | ||
Развивать коммуникативные навыки | |||
Обязательность | Грамотно оценивать результат работы | ||
Иметь привычку ответственно относиться к поручениям | |||
Труд в природе | Ценить и уважать природу, её дары | ||
Обладать базовыми навыками об уходе за растениями | |||
Уметь высаживать семена | |||
Самообслуживание | Уметь следить за своим внешним видом | ||
Поправлять причёску и волосы | |||
Ручной труд | Уметь склеивать картон и бумагу | ||
Закреплять навыки работы с ножницами | |||
Дежурство | Обладать базовыми навыками сервировки стола | ||
Развивать самостоятельность | |||
Хозяйственный труд | Уметь стирать вещи | ||
Заправлять кровать после сна |
Трудовая деятельность — важнейший аспект обучения дошкольников. У детей формируются навыки, необходимые для дальнейшей жизни в обществе. Педагог должен стараться помогать ребёнку и направлять его, прививать любовь к труду. Главное — не выполнять всю работу за воспитанников и позволять им проявлять себя, чтобы они могли в полной мере раскрыть свои способности и потенциал.
Картотека НОД по ручному труду
Непосредственная образовательная деятельность должна направляться не только на трудовые навыки, развитие моторики и глазомера, но и на познание коллективного труда. У одних ребят получается справиться с заданием быстрее и ловчее, а у других возникают трудности. Когда рядом сидящий ребенок помогает соседу, педагог не вмешивается, а наблюдает, как дети учатся помогать друг другу в труде.
Диагностика мышления дошкольников
НОД включает в себя парные задания, в которых воспитатель распределяет детей так, чтобы не оказалось пары с двумя слабыми детьми, чтобы не оказалось ни одной команды, в которой дети не смогли бы помогать друг другу.
Важно! После завершения работы над каждой поделкой ребята рассматривают результаты чужих трудов, с целью похвалить создателей.
Вся образовательная деятельность содержит перечень занятий, построенных на нескольких направлениях:
- умение из вырезанных бумажных полосок создавать образы и предметы;
- использовать бросовый материал для того, чтобы получить из него игрушку, поделку;
- вырезать геометрические фигуры, используя предложенный шаблон, и также без него;
- применение навыков скрепления деталей из разных материалов между собой — пластилин, клей, лента,
- тренироваться в технике сгибания бумаги, используя схемы оригами;
- совершенствование одного их самых непростых навыков для детей — скручивание бумаги и закрепления ее краев для того, чтобы получить цилиндр, дополнив его дном и крышкой.
Взаимопомощь в труде
План-конспект по ручному труду
Ручной труд в старшей группе, описанный картотекой, дополнительно тренирует способности к групповой деятельности. Распределение тем занятий по сезонам позволяет тесно связать труд с природой. Но и несезонные работы должны проводиться в ДОУ, направленные на безграничный полет фантазии. Одна из рекомендуемых тем — космос.
Цель занятия
Урок направлен на расширение познаний о космосе, планетах и невесомости. Дети конструируют звездолет из предложенных бросовых, природных и канцелярских материалов.
Ход занятия
Преподаватель беседует с воспитанниками на тему космоса. Вспоминают строение солнечной системы, причины смены дня и ночи, а также чередования осени, зимы, весны и лета. После завершения устной работы предлагают детям создать космический корабль.
Идеи для поделок
За основу чаще всего берут большую картонную коробку, в которую может поместиться несколько космонавтов. Из обрезанных пластиковых бутылок дети сооружают ракетные сопла, огонь имитируют крашенным в красный цвет распущенным лыковым мочалом или бумажными полосками. Корпус корабля украшают вырезанными звездами, надписями и рисунками. Если позволяет размер коробки, в нее помещают стульчики.
Самоанализ занятия
Ручной труд в коллективе учит детей совместной деятельности. Педагог наблюдает за тем, как ребята создают что-то совместно, советуются и обсуждают детали будущей поделки.
Интересно! За такими занятиями часто возникают споры относительно реальных прообразов их поделок, например, нередко во время работой над птицей дети начинают спорить о том, какие птицы являются перелетными, а какие нет. Происходит бурное обсуждение и познавание мира одновременно.
Созданные своими руками поделки, которые были подарены родителям в честь того или иного праздника, развивают в ребенке чувство ответственности и бережливости. Труд, вложенный в подарок, повышает его ценность.