Экологический проект «Природа в наших руках»
Седова К.Н. Экологический проект «Природа в наших руках» // Совушка. 2020. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 10.10.2020).
Заказ № 246709
Пришло время, когда человек начинает вспоминать, что он является частью природы. Пришло время, когда люди начинают понимать законы природы. Если бы нам всем научиться жить в совете и согласии с собой, природой, миром вокруг – как бы изменился мир, в один момент.
Мы — хозяева нашей природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным — лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее — наша главная цель. Давайте ее беречь!
Формирование экологической культуры следует начинать уже в детском саду. Так как экологическое самосознание детей сформировано недостаточно, исходя из этого, можно сформировать цель проекта и его задачи.
Целью экологического проекта является создание условий для развития чувства сопричастности к решению экологических проблем, через включение учащихся в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки.
Задачи:
Образовательные:
- Обогатить знания детей о природе планеты Земля;
- Рассказать о взаимосвязи и взаимодействии всех её объектов;
- Закрепить знания о правилах поведения в природе;
Развивающие:
- Развивать любознательность, наблюдательность;
- Формировать познавательную активность;
- Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой;
- Сформировать потребность и умение проводить опыты и эксперименты самостоятельно;
- Формировать духовно – нравственное отношение и чувство сопричастности к природе.
Воспитательные:
- Воспитывать экологически осознанное отношение к природе;
- Воспитывать бережное отношение.
Сроки реализации проекта: сентябрь-май
Участники проекта: дети от 6 до 7 лет, родители, педагоги группы №5.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня знаний по экологии у детей.
- Создание на территории ГБОУ СОШ 1101 д\о №2 экологически благоприятной среды.
- Повысить уровень наблюдательности у детей.
- Развить творческие способности.
- Совершенствовать уровень знаний.
Формы работы:
- Наблюдения и экологические экскурсии по территории детского сада.
- Познавательное чтение литературных произведений.
- Изготовление коллективного коллажа.
- Изготовление стенгазет для выставки.
- Продуктивная деятельность.
- Выпуск экологической газеты.
- Экологические игры.
- Прослушивание музыкальных композиций.
- Знакомство с экологическими знаками.
- Субботники с родителями.
План — карта действий по реализации проекта для детей 6-7 лет.
Сентябрь-Октябрь
Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле.
№ п/п | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1 | Беседа о профессиях-лесник, садовник. Беседа «Что такое природа?», «Осенние цветы» «Живая, неживая природа и рукотворный мир», «Мир камней», «Как растения готовятся к зиме». Решение проблемных ситуации, что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на участке. Совместная трудовая деятельность на участке | Сбор листьев и засушивание их. Сбор шишек и желудей. |
2 | Знакомства с видами семян и сбор их. | выставка «Природа родного края». |
3 | Беседа: «Почему деревья сбрасывают листья?», «Хвойные деревья наших лесов». экскурсия по территории детского сада. | Фотосессия «Осень красавица» Изготовление стенгазеты. |
4 | Рисование плана схемы участка. Знакомство с народной мудростью о бережном отношении к природе. | Трудовой десант (субботник для детей) уборка территории |
Ноябрь
Цель: развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви к природе родного края.
№ п/п | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1 | Просмотр презентации: «Птицы нашего края» Рисование: «Снегирь» | Конкурс кормушек. |
2 | Совместный коллаж: «Птицы нашего края» Беседа: «Почему птицы улетают?», «Покормите птиц зимой». | Изготовление памяток – листовок: «Покормите птиц зимой» раздача их в старшую группу |
3 | Экологическое развлечение Акция: «Накормим птиц» Викторина: «Кто больше знает о птицах?». Картотека музыкальных произведений о птицах: пьеса «Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргского; «Танец маленьких лебедей» из балета П. Чайковского; Г. Гладков «Птичий рынок»; Р. Шуман «Кукушка – невидимка». | Изготовление стенгазеты – фотоотчет «птичий домик» |
4 | Просмотр и изучение семейных рецептов «Зеленая аптека природы» Беседа: «Комнатные растения — спутники нашей жизни» | Книга семейных рецептов «Зеленая аптека природы». |
5 | Разучивание стихов о птицах Беседа: «Почему животные линяют?», «Будь природе другом», «Как звери готовятся к зиме». | |
6 | Просмотр и изучение индивидуальных проектов в группе | Работа над индивидуальными семейными проектами по темам |
Декабрь — Январь
Цель: обучение бережному отношению зелёных друзей.
№ п/п | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1 | Просмотр картинок с деревьями Просмотр иллюстраций «Зимние пейзажи» | Выпуск листовок «Купи искусственную ёлку, спаси лес!» |
2 | Экологические игры Изготовление ели из пластилина | Изготовление ёлочных игрушек |
3 | Украшение ели игрушками | фотосессия «Зимние забавы» изготовление стенгазеты |
4 | Изготовление пригласительного плаката на новый год. | «Как мы спасали ель»+ рисунки детей выставка в группе. |
5 | Просмотр и изучение индивидуальных проектов в группе | Работа над индивидуальными семейными проектами по темам |
6 | Заготовки украшения для площадки «Ледяные фонарики» | |
7 | Опыт – эксперимент «Выращивание кристаллов» (из солевого раствора) | |
8 | Высадка луковичных растений для праздника 8 марта (опыт; наблюдение; уход) |
Февраль-Март
Цель: развитие представление о воде, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности.
№ п/п | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1 | Просмотр документальных фильмов о воде. Составление картотеки игр о воде. Беседа: «Чистый воздух и вода – наши лучшие друзья», «Что растёт в воде». | «Полезная и вредная еда» Приготовление полезных блюд с семьей на выходных. Фотоотчет. Изготовление стенгазеты. |
2 | Закладка для книг «Помни о воде» | Рисунки на тему: «Береги природу» |
3 | Исследовательская деятельность «Вода в природе». Развивающие игры с капелькой воды. | |
4 | Опыт – экспериментирование «Как растения пьют воду» | |
5 | Защита плакатов «Вода – это жизнь» | Выпуск листовок «Берегите воду» |
6 | Просмотр и изучение индивидуальных проектов в группе | Работа над индивидуальными семейными проектами по темам |
7 | Посадка семян деревьев (желудей) в горшки. Наблюдение за ростом (занесение в карту наблюдений; уход) | |
8 | Огород на подоконнике. Высадка семян растений (лук, чеснок, петрушка, укроп, базилик), цветов (петуний, бархатцев, астр), (опыт; наблюдение; уход) |
Апрель-Май
Цель: закрепить знания об изменении природы в разное время года и о бережном отношении к ней.
№ п/п | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1 | Знакомство с первоцветами на участке. Знакомство с насекомыми. | Акция: «Покормите птиц!» |
2 | Изготовление знака: «Осторожно клещи!» | Совместный субботник. Изготовление экологического стенда: «Так мы помогли экологии» |
3 | Посадка огорода (семена кабачков, огурцов, тыкв) | Помощь в подготовке участка |
4 | Посадка цветов на клумбе (полив, уход). Рисунок на тему: «Мой любимый первоцвет» | |
5 | Высадка деревьев на территории детского сада «Аллея зеленых друзей о выпуске 2020года» | Помощь родителей в посадке (подготовке участка для высаживаний деревьев) |
6 | Просмотр и изучение индивидуальных проектов в группе | Работа над индивидуальными семейными проектами по темам |
7 | Итоговое занятие: беседа. | Участие в итоговом занятии. |