Организационный момент нетрадиционного урока
Нетрадиционный урок отличается от обычного рядом характерных для него черт.
Среди основных из них:
- необычное место проведения;
- наличие элементов нового в рамках общей школьной программы;
- сочетание коллективной работы с индивидуальной;
- привлечение в рамках изучаемой темы людей, имеющих схожий род деятельности;
- использование видео и аудио материалов;
- творческая работа;
- коллективный анализ деятельности после урока;
- создание инициативной группы, состоящей из учеников-добровольцев, участвующих в подготовке к предстоящему занятию;
- комбинирование изучаемой темы с актуальными для конкретной возрастной группы событиями.
Организационный момент на уроке в начальной школе может различаться в зависимости от направленности самого предмета.
Например:
Название предмета | Интересные варианты организационного момента |
Русский язык | Учитывая важность русского языка, как предмета, изучаемого в начальной школе, нетрадиционные уроки по темам, связанным с ним, необходимо проводить с максимальным вовлечением учеников в образовательный процесс. Психологически настроить детей на дальнейшую работу можно:
|
Математика | Наиболее вовлекающей в дальнейшую работу вводной частью урока математики является театрализованная постановка. В любительском спектакле могут участвовать учителя, родители или часть самих детей, добровольно решивших сделать вклад в организацию занятия. В качестве главного героя можно взять современных персонажей известных мультфильмов или представителей «классики», например, Буратино или Незнайку: «Здравствуйте, дети! Вы меня, конечно, узнали. Я — …! Я пришел к вам за помощью. Вот уже почти неделю я все бьюсь над несколькими задачками, которые никак не хотят мне поддаваться. Вы мне поможете? А за это после того, как мы вместе с вами справимся с трудностями, я поделюсь с вами своим самым большим секретом! Ну что, согласны? Вот, что нам предстоит решить: … (в этом моменте преподаватель озвучивает тему урока или читает вслух конкретную задачу, решать которую планируется в ходе урока)». По завершению такого нетрадиционного урока математики главный герой, как и обещал, должен поделиться с учениками секретом. Тайну можно сочинить любую, главное, чтобы она была связана с основным сюжетом произведения и не характеризовала используемого героя с негативной стороны. Например, Незнайка может рассказать, что у него остался друг на Луне, а Буратино – описать историю, как он встретился с лисой Алисой и котом Базилио и вновь проучил их. В качестве альтернативы можно предложить детям спасти героя известного мультфильма. Одолеть злодея, вставшего на пути и держащего героя в неволе, возможно только, освоив предлагаемую педагогом тему урока. В заключении занятия, если каждый ученик действительно овладел материалом, можно показать небольшую театральную зарисовку, иллюстрирующую процесс освобождения главного героя и его благодарность ученикам. |
Чтение | Чтобы на уроке чтения дети увлеченно пытались как можно скорее освоить навык или отточить его, преподавателям рекомендуется в качестве вводной части урока использовать:
|
Окружающий мир | Чтобы заинтересовать младших школьников в изучении окружающего мира, учителям следует акцентировать их внимание на важности понимания того, как устроена природа. В качестве эффективного приема воздействия на сознание детей преподавателям рекомендуется взывать к детскому воображению. В качестве организационного момента взрослому следует предложить учащимся подумать, «Каким был бы мир, если…» (например, если бы все выбрасывали мусор в соответствующие урны или заводы перешли бы на экологически чистой производство и так далее). Подобная постановка вопроса спровоцирует детей к живому обсуждению и вовлеченности к учебному процессу в целом. Другим вариантом нестандартного урока может стать занятие – путешествие, в ходе которого дети, под руководством учителя, «полетят» на воображаемом самолете (идеальным будет наличие декораций, раздача буклетов пассажирам воздушного судна и так далее) по разным полушариям Земли или вдруг все превратятся в астронавтов и посетят космическое пространство, параллельно изучая, как устроена планета, на которой живет человечество и небесные светила, находящиеся в миллионах километрах от Земли. Для детей постарше интересным будет разгадывание головоломок или кроссвордов, в которых спрятаны слова, имеющие прямое отношение к теме урока. Например, в ходе организационного момента преподавателю следует рассказать ученикам «тайну», что перед звонком в их кабинет заглянула Осень и оставила задание для самых смышленых детей. Те, кто будут активно участвовать в разгадывании кроссворда, по указанию Осени, получат специальные призы (учитель заранее готовит бумажные медали, присваивающие звания наиболее инициативным ученикам, например, «Знаток лесных грибов»). |
История | В начальной школе в абсолютном большинстве случаев история, как школьный предмет, редко вызывает повышенный интерес со стороны учеников. Обычно это связано с необходимостью заучивания большого количества фактов и точной информации, а также отсутствием возможности раскрыть свой творческий потенциал в рамках традиционных уроков. Нестандартный подход учителя в привитии у детей внимательности к событиям прошлого может стать более эффективным в случае разъяснения учащимся необходимости понимания истории не только своего народа, но и людей во всем мире (зная, к чему ошибки прошлого привели древних людей, в настоящее время необходимо сделать все, чтобы избегать их повторения). Внимание детей к истории привлекут и организационные моменты, составленные в стиле:
|
Методы создания психологического настроя на уроке в начальной школе и детском саду
Организационный момент на уроке в начальной школе не только служит для проверки готовности детей к занятиям, но и создает у них нужное психологическое состояние, способствующее лучшей усваиваемости учебного материала. В зависимости от специфики детского коллектива, педагогу следует грамотно выбирать метод создания нужного настроя на уроке в начальной школе или дошкольном учреждении.
Наиболее часто с этой целью опытные учителя прибегают к использованию:
- Релаксационной игры, цель которой улучшить психологическое состояние каждого учащегося для дальнейшего избавления от отвлекающих факторов во время работы на уроке (учитель приоткрывает окно, чтобы дать свежему воздуху заполнить помещение; просит учащихся расположиться в комфортной для них позе, закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. На фоне во время такой «медитации» рекомендуется включать шум моря, крик дельфинов, пение птиц или шелест листьев. Педагогу следует комментировать то состояние, в котором по плану ученики должны находиться в данный момент. Проведя в расслабленном состоянии 5-7 мин., учителю необходимо мягко вернуть детей в исходное состояние, предложив им сыграть в простую игру, например, слова).
Организационный момент на уроке помогает разрядить обстановку и настроить детей на усвоение урока. - Современных видеоматериалов (в данном случае подойдет использование роликов или короткометражных мультфильмов, связанных с тематикой последующего урока. Посмотрев своеобразную презентацию дальнейшей работы, дети буду понимать, что им предстоит делать, возможно зададут учителю вопросы по теме, что также способствует общей вовлеченности в процесс обучения).
- Логического подхода (речь идет о словесном разъяснении причинно-следственных связей процесса обучения конкретному предмету. Учителю необходимо донести детям, что без усваивания текущей темы, переход к следующей будет невозможен. Это побудит учащихся сделать вывод о том, что они могут сейчас послушать преподавателя и скорее перейти к новому этапу или в течение последующих дней самостоятельно изучать текущую тему урока, упустив важные моменты из-за своей невнимательности)
- «Активных» методов (они призваны побудить детей к активной деятельности во время последующего занятия. «Активным» методом может стать как постановка вопроса для обсуждения между собой детьми, связанного с тематикой урока, так и всем известная игра «Мозговой штурм»).
Педагогам рекомендуется каждый раз придумывать новые методы создания психологического настроя, беря при этом за основу общепринятые способы. Не стоит использовать один и тот же прием с разными классами. Это будет не только малоэффективным, но и может вызвать отторжение учащихся, осознающих отсутствие заинтересованности в дальнейшем ведении урока у самого учителя.