9 способов мотивации учеников на уроках математики


Приемы мотивации на первом этапе современного урока в начальной школе

*Слайд Приемы мотивации на первом этапе современного урока в начальной школе

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения мотивации обучения, так как мотив – это основа любой эффективной деятельности. Мотивация необходима как в начале урока, так и на любом его этапе. Есть мотив, есть деятельность, есть совместная работа, а значит, есть и результат.

Мотивация призвана сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала.

*Слайд Структура современного урока в начальной школе состоит из нескольких этапов:

Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Постановка учебной задачи

Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. На мой взгляд, хорошее начало урока – это залог его отличного завершения. Поэтому задача формирования у ребёнка желания учиться и достигать отличных результатов во многом зависит от развития мотивации именно на первом этапе урока.

Основной целью мотивации к учебной деятельности на первом этапе является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

— создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

— актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

— установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Существуют различные способы и приёмы повышения мотивации. За многие годы преподавательской деятельности было выявлено несколько мотивационных приемов, которые успешно работают на практике.

Так, например, важнейшим стимулом учебной деятельности является благоприятный психологический климат. Идя на урок, всегда необходимо продумать свои первые фразы: «Доброе утро! Я рада вас видеть», «Здравствуйте! Сегодня замечательный день», «Добрый день! Мы начинаем урок». Эти слова снимают психологическую зажатость ребенка. Снятие страха – это шаг, который ведет ученика к успеху, а успех поддерживает и питает мотивацию.

Игра как средство мотивации на уроках математики в начальных классах

 Без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока

Ш. А. Амонашвили [1, 15].

Без игры нет и не может быть полноценного умственного и психического развития. Как отмечает Сухомлинский В. А. «Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [3, 272]. Она начинается вовсе не со счёта, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Для развития у школьника творческого мышления, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества. Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребёнка. Дело в том, что детская память избирательна. Ребёнок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало.

Можно выделить несколько основных целей, побуждающих учителя к использованию игры как одного из основных методов развития математических навыков:

− Обучающие (знания, умения и навыки, приобретенные в процессе объяснения нового материала);

− Развивающие (побуждение к познавательному интересу, развитие способности сравнивать, сопоставлять, отождествлять, обобщать, делать выводы);

− Воспитывающие (воспитание чувства ответственности, сознательного коллективизма в процессе игры).

Каждая игра имеет структуру:

1) цель — что проверяем, что закрепляем, что изучаем;

2) правила — условие игры и как выполнять;

3) игровые действия.

Применение игр происходит на разных этапах урока. При объяснении нового материала, при частично — поисковых заданиях, при обобщении и закреплении.

Важно также отметить, что существенную роль играют виды развивающих игр на уроках математики — это наглядные (раздаточный материал, демонстрационные схемы, любой иллюстрационный материал) и словесные материалы. К подвидам развивающих игр можно отнести индивидуальные, групповые и коллективные игры.

Рассмотрим несколько видов игр, применяемых в начальной школе для развития математических навыков.

1. Космонавты.

В данной игре класс делится на 3 экипажа по количеству рядов. На первой парте у каждой команды лежит ракета с примерами. Данная игра является групповой, в процессе игры (правильного решения задач, выигрывает одна из трех команд). Данная игра, помимо систематизации математических навыков, также способствует развитию коллективного мышления, работе в группе.

2. Поезд.

На доске вывешиваются картинки в виде вагонов поезда, требуется упорядочить числа от 1 до 10. На каждом вагоне обозначена определенная цифра, все числа в разной последовательности. Ученикам требуется расставить числа в правильной последовательности. Данная игра рассчитана как на группу из трех команд, так и на коллектив класса в целом.

3. Новогодняя елочка.

На доске вывешена фигура новогодней елки, дети подходят к доске и берут фигуру елочной игрушки, на обратной стороне которой обозначен пример, который нужно решить правильно, чтоб повесить на елочку. Игра «Новогодняя елочка» может выступать как отработка индивидуальных математических навыков, так и работа в группе, когда у каждой группы из трех на доске вывешивается своя елочка, которую они должны нарядить, и чем больше на елочке игрушек, тем больше баллов получает команда.

4. Солнышко.

В центральном круге солнца обозначены примеры, которые необходимо решить. По ходу решения каждого примера ответ вписывается в лучик. Игра может быть как коллективной, так и групповой, когда у каждой из трех групп на доске вывешивается свое солнышко с примерами.

5. Собери цветок.

На доске вывешивается цветок без лепестков. Лепестки располагают в разной последовательности, на каждом лепестке обозначено число от 1 до 10. Тренируем счет как в группе, так и коллективно.

Исходя из вышеприведенных примеров, можно сделать вывод, что самыми интересными и мотивирующими выступают задачи, направленность которых является коллективной, либо групповой. Ученики охотно вовлекаются в решение задач, где мотивирующим фактором выступает групповая игра. Тем самым происходит решение двух педагогических целей — обучающей (обучение работе в группе и коллективе), развивающей (развитие когнитивного мышления, реализация математических навыков). Во время игры дети внимательны, сосредоточены, дисциплинированны. Коваленко В. Г. считает, что математические игры очень хорошо сочетается с «серьёзным» учением. Использование на уроках математики игровых методов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Игра должна рассматриваться как мощный незаменимый рычаг умственного развития ребёнка [2, 90].

Важно также отметить, факт того, что использование игр для развития математических навыков должно сопровождаться наглядным материалом. Несмотря на то, что выделяют два вида игр (наглядные и словесные), как упоминалось выше, наглядные игры или демонстрационные всегда имеют лучший результат, т. е. лучший уровень вовлеченности ученика в процесс. Игра должна сопровождаться наглядным материалом (ракета, солнышко, поезд и т. п.), раздаточным материалом (по большей части, если мы развиваем индивидуальные математические навыки).

Отметим также, что игра не должна отвлекать ученика от учебного процесса, а наоборот должна вовлекать в него. Поэтому учителю следует тщательно продумывать выбор и логику выбранной математической игры. Игра не должна унижать и огорчать ученика, а должна способствовать преодолению целей, развитию волевой и психо-эмоциональной сторон. Игра должна организовываться и направляться учителем, содержание игры должно доходчиво разъясняться, учитель должен убедиться, что условия игры понятны каждому участнику. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала — доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально. Положительную роль игра имеет, если результат подводится в конце урока, когда правильность/неправильность решения задач и примеров ясна ученика в момент обучения.

Литература:

  1. Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. Педагогическая симфония. — М.: Школа жизни, 2013.
  2. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики — М.: 1990 г.
  3. Сухомлинский, В. А. Воспитание без наказаний — М.: Педагогика, 1981.
  4. Игры на уроках математики в начальных классах https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/ighry-na-urokakh-matiematiki-v-nachal-nykh-klassakh

Мотивация учебной деятельности на уроках математики

1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возмож­ностям учащихся.

2. Проявление личного отношения преподавателя к уче­нику, группе, высказывание собственного мнения.

3. Проявление преподавателем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, от­ношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и по­буждение учащихся к подобным проявлениям.

4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).

Я всегда выбираю такой стиль общения с учащимися, чтобы они видели свои достижения, а о недостатках говорю в форме мягкого замечания. Они должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, с удовольствием работать в группе, а общаясь с товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их мнению, что очень важно для учащегося.

При организации учебной деятельности, изуче­ние каждого раздела или темы состоит из 3 этапов: мотивационного, операционально-позна­вательного и рефлексивно-оценочного.

Мотивационный этап — это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел про­граммы, какова основная учебная задача данной работы.

Этот этап состоит обычно из трех учебных дей­ствий:

1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводя­щей в содержание предстоящей темы, Это дости­гается с помощью следующих приемов:

а) постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему (например, рассчитать расстояние до труднодоступной точки на местности);

б) рассказа учителя о теоретической и практи­ческой значимости предлагаемой темы;

в) рассказа о том, как решалась эта проблема с предыдущими учащимися

2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта зада­ча является для учащихся целью их деятельности на данном уроке.

3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и са­мооценки возможностей по изучению данной темы.

После постановки задачи намечается и обсуждает­ся план предстоящей работы, выясняется, что нуж­но знать и уметь для изучения темы, чего учащимся не хватает, чтобы решить задачу. Таким образом, создается установка на необходимость подготовки к изучению материала. Невозможно выполнить практическую работу без теоретических знаний. Здесь сразу видна взаимосвязь – теории и практики. Это помогает мне легче осуществить индивидуальный подход, узнать сильные и слабые стороны учащихся, их способности в освоении теории и возможности реализации этих знаний на практике. Следующий этап организации учебной деятель­ности — операционально-познавательный. На этомэтапе для поддержания мотивации к учебной дея­тельности — важно добиваться, чтобы учащийся начи­нал действовать. Для этого необходимо создание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия,): игрового (познавательной игры, соревнова­ния); эмоционального (успеха, увлеченности темой).

Приемы мотивации учащихся на уроках в условиях внедрения ФГОС

Мотивация учащихся на уроках
в условиях ФГОС
Стефанова Лариса Михайловна,

методист, учитель русского языка и литературы

УКП «РДБ» ГОУ РК

«Республиканский центр образования»

г. Сыктывкара Республики Коми

В условиях реформирования российского образования повышаются требования к качеству обучения и воспитания. Обществу нужны люди образованные, способные быстро ориентироваться в обстановке и самостоятельно мыслить. Поэтому сегодня актуальной является проблема активного обучения, развития познавательной активности, стимулирование мыслительной деятельности учащихся.

Для того чтобы глубже вникнуть в проблему, необходимо вспомнить основные понятия.

Интерес — это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающих направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующее ориентировке, знакомству с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, приобретению знаний.

Мотивация – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

Проблема мотивации в обучении не новая. Значение ее утверждали многие известные ученые, педагоги, психологи.

Педагогической психологией выведен принцип усвоения знаний: восприятие — осмысление — запоминание — применение — проверка результата. Из этой цепочки нельзя ничего исключить, потому что все этапы усвоения взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмыслением, осмысление — запоминанием, восприятие, осмысление, запоминание закрепляются и углубляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике.

Познавательная активность проявляется в желании и стремлении учащихся учиться, преодолевать возникающие затруднения, прикладывая волю и усилия в учебной деятельности. В данном случае идет речь о внутренней мыслительной активности и творческом мышлении учащихся.

Психологи считают, что познавательной активностью школьников можно управлять. На активность влияют отношение учителя, стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение учащихся. У одного и того же ученика на разных уроках познавательная активность может меняться в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.

Одним из мотивов деятельности является интерес учащихся, который выражается в их стремлении к более глубокому изучению предметов, явлений, познанию их отличительных и существенных свойств.

В интеллектуальной деятельности выделяются познавательные и эмоциональные проявления.

К познавательным проявлениям относятся:

— активный поиск;

— догадка;

— исследовательский поиск;

— готовность к решению задачи.

Эмоциональными проявлениями познавательного интереса являются:

— эмоции;

— удивление;

— ожидание нового;

— интеллектуальная радость;

— чувство успеха.

Мастерство учителя проявляется в его умении укреплять и развивать познавательный интерес учащихся в процессе обучения, делать содержание своего предмета интересным и привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.

В своей работе я стараюсь использовать различные методы и приёмы, способствующие повышению учебной мотивации школьников. Наиболее эффективными считаю следующие инструменты мотивации учащихся:

Инструмент мотивации Описание Результат для учащихся
Сотрудничество Предоставление учащимся возможности совместно работать с другими людьми (с учителем, одноклассниками); создание условий, в которых ученики не будут стесняться учиться без страха неудачи. Развитие коммуникативных умений и навыков.
Одобрение Подтверждение качества и ценности выполненной учащимися работы от людей, мнение которых значимо для них (учитель, сверстники и т. д.). Повышение самооценки учащихся.
Новизна учебного материала, необычность его подачи Вызов интереса к ранее неизвестному. Новизна материала, необычность его подачи побуждают учащихся лучше присмотреться к новому материалу, разобраться в нем. Развитие познавательной активности, процесса познания.
Практическая значимость Учащиеся проявляют наибольший интерес к той информации, которая нужна им для жизни, помогает решать жизненные проблемы.

Подбор полезной и актуальной информации, интеграция учебного предмета с различными сферами общественной жизни (экология, культура, спорт, политика и т. д.). Важно показать учащимся, что знания дают им для жизни, общения со сверстниками, для дальнейшего самоопределения, для карьеры и успеха в жизни, для престижа в обществе.

Социализация учащихся: ориентация в окружающем мире, успешная деятельность, достижение целей, нахождение своего места и утверждение в обществе.
Противоречивость фактов Нахождение (конструирование) полезных для познавательного процесса противоречий, вовлечение учащихся в их обсуждение, побуждение к их разрешению.

У учащихся возникает удивление, появляется желание разобраться в проблеме для разрешения противоречия.

Развитие познавательной активности, процесса познания.
Оценка Оценка показывает уровень успешности овладения учащимися знаниями и является инструментом обратной связи для дальнейшей эффективной деятельности.

У учащихся появляется потребность посмотреть на свою работу со стороны, сравнить свои успехи в учебе с успехами одноклассников.

Формирование регулятивных УУД (коррекция, оценка, саморегуляция).
Использование игр, включение игровых элементов в урок Игровая ситуация имитирует деятельность взрослых и при правильной организации позволяет учащимся овладеть умениями и качествами, полезными для их будущей жизни (ролевая игра, исследование, расследование, защита диссертации, заседание учёного совета и т. д.). Снятие накопившейся умственной усталости, создание оптимистического настроя, сплачивание коллектива учащихся, сближение с учителем.
Создание ситуации успеха Создание условий для учащихся, при которых они получают возможность достижения успеха, скрытого в значительной мере взгляду со стороны, осознать свои возможности, пережить радость, поверить в себя. Задача учителя — выявить и раскрыть внутренний потенциал учащихся. Формирование мотивационных установок, вера в свои силы.

Очень многое в формировании познавательной активности учащихся зависит от того, какие инструменты использует учитель для формирования положительных мотивов учения. В первую очередь, обучение должно быть связано с практическими потребностями учащихся: они должны ставить перед собой цель, чётко знать, для чего им нужно учиться и достигать поставленные перед собой цели и задачи. Только при этом условии можно добиться положительных результатов в обучении.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2020.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: