Приветствую всех, кого интересуют педагогические вопросы! Ваша Сухих Татьяна продолжает информировать вас о тонкостях работы в детском саду и не только. Сегодня разберем на составляющие самоанализ воспитателя: что собой представляет, и как правильно составить сей документ.
Интересно, что я уже писала о самоанализе психолога, логопеда, некоторых уроков в начальной школе, а вот рассказать о самооценке собственной деятельности забыла. Сегодня исправлю это досадное упущение с моей стороны. Надеюсь, откликнутся мои коллеги-воспитатели и поделятся опытом, как они пишут подобные документы.
Не скажу, что сейчас стало больше писанины в садике, чем было еще 10 лет назад, но появились новые требования и новые виды обязательной документации. Кто из вас любит писать отчеты, планы и прочее? Думаю, немногие. Чтобы облегчить себе и коллегам жизнь, я решила подробно рассказать, что нужно учитывать при составлении самоанализа воспитателя детского сада.
Так, начну с полезных, на мой взгляд, методических материалов, которые лучше купить в печатном виде, чтобы держать всегда под рукой на рабочем месте.
Новые экспонаты для методической копилки воспитателя
Замечательный Интернет-магазин «УчМаг» порадовал меня отличным предложением: можно принять участие в офлайн-семинаре «Карта результативности профессиональной деятельности педагогического работника. Самоанализ» – за символическую цену вы получите в пользование интересную информацию, а также сможете задать вопросы профессионалам в любое время и получить исчерпывающие ответы.
На книжную полочку можно поставить пособие «Портфолио воспитателя» – это сборник рекомендаций, документов, материалов, которые должны наполнять папку профессиональных достижений педагога, в том числе – советы по составлению самоанализа по ФГОС.
Также вам пригодится – здесь есть толкование всех ключевых терминов и понятий, касающихся деятельности педагога.
Кроме того, наша деятельность подразумевает постоянную отчетность, для чего необходим Журнал воспитателя группы ДОУ.
Если у вас есть возможность на работе пользоваться компьютером или планшетом, советую купить программу «Аудит личностных качеств и профессиональных компетенций педагога ДОО. Диагностический журнал». Эта программа будет полезна не только каждому отдельному воспитателю детсада, но и руководителю, который сможет провести анализ профессионализма коллектива в целом и подкорректировать какие-то недоработки.
Зачем нужен самоанализ педагогу-дошкольнику?
Этот документ – вроде удостоверения личности воспитателя. По самоанализу можно оценить профессионализм педагога, умение видеть, анализировать собственные плюсы и минусы как специалиста, а также – планировать дальнейший рост своего мастерства.
Согласно новым требованиям, на аттестацию обязательно нужно представить свое портфолио, в котором есть и самоанализ педагогической деятельности на протяжении периода между аттестациями. Особенно трудно писать этот документ в первый раз, когда ожидается аттестация на первую категорию.
Чтобы облегчить себе задачу, постарайтесь просто ответить на несколько важных вопросов:
- Что представляет собой коллектив детей, с которыми я работаю? Здесь можно написать о количестве воспитанников, их возрасте, есть ли новые дети, какая общая атмосфера в группе и т.п.
- Какие цели и задачи я ставлю перед собой как воспитатель, что планирую сделать за год? Перечисляются общие цели: создание благоприятной обстановки для всестороннего развития каждого ребенка, формирование творческих способностей. Также обеспечение здоровья, физического развития, психического и эмоционального благополучия.
- Если у вас есть конкретная проблема в группе, то нужно о ней написать. Например, коллектив не принял нового ребенка или новый ребенок не может адаптироваться в коллектив. Что вы планировали делать с проблемой?
- В каких условиях вы работаете? Нужно охарактеризовать материально-техническую базу, методические материалы, учебные пособия и т.п. Какие материалы были разработаны вами лично, что приобретено в группу?
- Какие темы вы изучили на курсах повышения квалификации? Расскажите, где и чему вы обучились.
- Расскажите, как вы понимаете суть учебно-воспитательного процесса, который вы организуете. Здесь можно пуститься в размышления о смысле вашей работы вообще и по конкретным задачам в частности.
- Как вы контролируете результаты своей деятельности? Здесь опишите диагностики, тестирования и т.п. Можно предоставить образец анкеты или диагностики, если вы разработали его сами.
- Какие мероприятия вы провели с воспитанниками и их родителями? Какие цели вы ставили и достигли ли вы намеченных результатов? Если у вас есть самоанализ по конкретному занятию, можно использовать как вставку.
- Какие проблемы предстали перед вами в анализируемый период? Это может быть недопонимание с родителями, конфликтные ситуации между детьми, возможно – трения с коллегами или плохая материально-техническая база группы.
- Как вы решили проблемы? Здесь нужно конкретно описать пути разрешения конфликтов и других проблемных ситуаций.
- Как называется ваша тема по самообразованию? Что вы сделали по самообразованию за истекший период?
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Рыжовой Т. С.
Самоанализ педагогической деятельности
учителя начальных классов Рыжовой Т. С.
Обучающиеся с ОВЗ страдают недоразвитостью речи, им трудно общаться из-за бедности словарного запаса. Они не умеют правильно строить предложения, распространять их второстепенными членами предложения. У них наблюдаются нарушения в звукопроизношении. Всё это мешает им овладевать знаниями, умениями в школе.
Узнав задачу и методическую тему школы
: «Современные образовательные технологии формирования УУД у умственно отсталых учащихся», выбрала
тему самообразования
: «Способы и приемы формирования коммуникативно-речевых УУД у учащихся начальных классов на уроках русского языка, чтения и развития речи».
Продумала и стала использовать в своей работе следующие образовательные технологии, которые
способствовали формированию коммуникативно-речевых УУД:
- Технология продуктивного чтения.
Цель технологии
: формирование читательской компетенции школьника. Необходимость совершенствования грамотного чтения, воспитание читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.
Технология обеспечивает понимание учащимися текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных
универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников;
познавательных
универсальных учебных действий, например, умения извлекать информацию из текста.
С помощью доступных возрасту и интеллекту произведений старалась развивать устную и письменную речь учащихся, обогащая и активизируя их словарный запас. Учила формировать монологическую и диалогическую речь учащихся, учила их оценивать ответ товарища, используя алгоритм, составленный учителем.
Работая по алгоритму, использовать который помогал учитель, ответ получался полным. Но самостоятельно использовать алгоритм обучающиеся не могут. Этому учить планирую на следующий учебный год.
Удалось воспитать в ученике интерес к чтению, желание через книгу узнать новое, а вот рассказать об этом друзьям и близким учащиеся с у. о. не научились. Следует продолжать работу над этим.
Используемая
- технология деятельностного типа
– работа учащихся в малых группах, парах и других
формах групповой работы
.
Цель технологии
— формирование
коммуникативных
универсальных учебных действий и прежде всего — умений донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.
Эта технология не дала положительного результата. Ребята из-за бедности словаря не научились доносить до собеседника то, что они хотят от него услышать, не научились договариваться в совместной работе. Но они стали уважительно относиться к мнению других людей.
Успешно использовались
- игровые технологии: сюжетно-ролевая игра, настольная игра, дидактическая игра и другие;
- арттехнологии.
Пробовала использовать проблемно-диалогическую технологию.
Цель технологии
: научить учеников ставить и решать проблемы.
Учащиеся с умственной отсталостью начального звена ещё не способны ставить перед собой цели и задачи. В третьем классе учила их этому.
В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала прорабатывала два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.
Постановка проблемы
– это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Тему урока формулировали с помощью игр «Доскажи словечко», «Третий или четвёртый лишний», «Из первых звуков составь слова» и т. д. Обучающиеся любят играть и активно участвовали в формулировании темы.
Поиск решения
– этап формулирования нового знания. А вот с этим учащиеся справиться не смогли и учителя это не удовлетворяет.
Поэтому на следующий учебный год будет продолжаться использование этой технологии с ранее поставленной целью.
Обучающиеся в третьем классе научились участвовать в диалоге на уроке, но не научились этому в жизненных ситуациях, научились отвечать на вопросы учителя, используя в ответе слова из вопроса, научились соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Наблюдается неумение слушать и понимать речь других. Над этим нужно продолжать вести работу.
Были проведены открытые уроки:
русский язык_____________________________________
чтение_____________________________________________
развитие устной речи на основе изучения окружающей действительности______________________________________
математики
Выступала на заседаниях методических объединений, на педсоветах. Участвовала в организации активной педпрактики студентов в сентябре-октябре и феврале. Мною были опубликованы статьи, методические разработки на разных сайтах: Инфоурок, Педагогическая копилка, Глобус и других. Результат участия в конкурсе будет известен мае.
Поставленная передо мною методическая проблема:
«Внедрение в практику современных активных методов и приёмов формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка, чтения и развития речи в начальных классах»,
целью
которой были способствование формированию коммуникативно-речевых УУД через внедрение образовательных технологий; использование ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности для повышения школьной мотивации к предмету; развитие речевой компетенции учащихся и поддерживание их интереса к чтению, опираясь на знания, полученные на уроках русского языка, развития речи, культуры поведения, ОБЖ, до конца в этом учебном году не была решена.
На 2015-2016 учебный год продолжу работу над методической проблемой:
«Внедрение в практику современных активных методов и приёмов формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка, чтения и развития речи в начальных классах» и продолжу разработку методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках темы самообразования «Способы и приемы формирования коммуникативно-речевых УУД у учащихся начальных классов на уроках русского языка, чтения и развития речи».
Задачи
на 2015-2016 учебный год
1. Развивать устную и письменную речь учащихся, обогащая и активизируя словарный запас с помощью доступных возрасту и интеллекту произведений;
2. Формировать монологическую и диалогическую речь учащихся, учить их оценивать ответ товарища, используя алгоритм, составленный учителем;
5. Воспитывать в ученике интерес к чтению, желание через книгу узнать новое и рассказать об этом друзьям и близким;
6. Продолжить внедрение инновационных технологий, методик в преподавание русского языка, чтения и развития речи, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания русского языка и литературы.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся:
- повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета;
- формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации.
Ученик научится:
Коммуникативные УУД
1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
4. Слушать и понимать речь других.
5. Участвовать в паре.
Учитель:
- разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
- разработка, апробирование и рецензирование в ПГСГА методических пособий, статей, сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ
- разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплекта педагогических разработок;
- разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС
- повышение качества преподаваемых предметов;
- участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного МО учителей начальных классов;
- умение оказать практическую помощь коллегам
Источники самообразования:
СМИ, в том числе:
- специальная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная),
- Интернет;
- медиа-информация на различных носителях;
- семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы,
- экскурсии, театры, выставки, музеи
Как закончить самоанализ?
В завершение самоанализа уместно рассказать о своих наградах – грамоты, дипломы, благодарности и плавно перейти к обобщению вышесказанного. Если вы претендуете на высшую категорию, хорошо бы представить план по повышению собственного профессионализма на будущий аттестационный период.
Также перечислите свои недостатки и достоинства как специалиста и личности и расскажите, как работаете над собой. Возможно, есть конкретные препятствия для вашего профессионального роста, можно их указать.
Если сказать одним предложением о сути самоанализа, то можно так: вы должны описать свою целенаправленную работу с детьми, родителями, взаимодействие с коллегами и свою роль в микросоциуме (детском саду).
Вообще самоанализ пишется в свободной форме, нет строгих канонов. Но ключевые моменты, которые указаны выше, должны присутствовать обязательно, чтобы вы могли рассчитывать на положительную оценку вашей деятельности комиссией.
Если у вас есть вопросы, не стесняйтесь, задавайте, я обязательно отвечу подробно!
Покажите мою статью своим друзьям, если среди них есть воспитатели, просто кликните по иконкам соцсетей. Также подписывайтесь на новые материалы, постараюсь сделать свой блог интересным для всех!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя.
«Лучший способ воспитать хороших
детей-это сделать их счастливыми».
О.Уайльд
Я, Фомина Наталья Викторовна, работаю в дошкольном образовательном учреждении №6 с января 2005 года. педагогический стаж 13 лет : 3 года на должности физинструктора и 10 лет на должности воспитателя.
Согласно аттестации 2009 г. был присвоен — 9 тарифный разряд по должности воспитатель.
Закончила три педагогических образования :
2002 г.- Макеевское педагогическое училище. Специальность «Начальное образование».
2010 г.- Шахтерское педагогическое училище. Специальность «Дошкольное образование».
2014 г.- Бердянские государственный педагогический университет. Специальность «Дошкольное образование» , квалификация «Организатор дошкольного образования, воспитатель детей дошкольного возраста, практический психолог».
С первого дня эта работа стала частью моей жизни, я знаю, что я хочу и могу многое дать детям, но они дают мне гораздо больше!
Основной целью моей профессиональной деятельности является обеспечение организации педагогического сопровождения деятельности детей, что позволяет осуществлять образовательный и воспитательный процесс, с учетом индивидуальных особенностей детей, создание условий для полноценного развития ,укрепления и сохранения здоровья детей , подготовка к обучению в школе.
Воспитательно — образовательный процесс с детьми , мною строится на основе Программы «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.
В современных условиях: внедрения ГОС и модернизации образования, в первую очередь, необходимо перестроится педагогам. Заниматься самообразованием, использовать современные технологии, делиться опытом. Сегодня, можно сказать, педагоги являются первопроходцами. Для этого я создала свой мини-сайт в «Социальной сети работников образования», где разместила свое электронное портфолио .На сайте делюсь своим опытом и наработками, а также черпаю опыт других.
Принимаю активное участие в жизни детского сада. Участвую в утренниках и развлечениях своей и в других группах, выступала ведущей на развлечении для всех детей нашего сада.
Повышение квалификации, внедрение современных образовательных технологий и методик, таких как метод проектов, позволили мне усовершенствовать педагогический процесс в соответствии с новыми требованиями.
С детьми я работаю 13 лет. Как воспитатель я сталкивалась с такими задачами как: формирование личностных качеств ребенка, развитие внимания, памяти, речи, прививание навыков культурного общения, умение вести диалог с взрослым, общения со сверстниками, обеспечение разностороннего развития и саморазвития воспитанника.
Группа, в которой я работаю, имеет общеразвивающую направленность, что предполагает общее развитие интеллектуальных, физических и творческих способностей детей. В ходе наблюдения за детьми, выяснилось, что у большинства детей не развито чувство сопереживания, уважения к живой природе. Плохо развиты взаимосвязи между природными явлениями. В то время как роль природы очень важна в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром.
Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить.
Поэтому, углубленную работу выбрала и веду по теме «Экологическое воспитание детей по средствам дидактических игр». На первый план для меня вышла цель – приобщение дошкольников к природе через ознакомление с ней.
Для этого использовался метод проектов. Так же разработала и продолжаю усовершенствовать дидактическую игру «Времена года».Целью моей углубленной работы является становление у детей познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного, эстетического отношения к окружающей среде.
В группе создана развивающая среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка. Для выявления результатов эффективности моей работы по выбранному направлению, провела викторины экологических знаний «Рысенок» и «К школе готов!Окружающий мир» где дети показали отличный результат.
Важной частью моей работы также является работа с родителями .С целью формирования их активной позиции использую следующие формы и методы работы: родительские собрания , консультации, ,открытые занятия,участие в организации и проведении праздников, индивидуальные беседы, так же в приемной организован родительский уголок, где помещается не только информация организационного характера, но и различные консультации для родителей.
Постоянно организуются выставки поделок такие как:
«Осень золотая»
«Зима волшебница»
«Весна красна!»
«Ах, лето!»
Однако мы живем в 21 веке! И без информационно-компьютерных технологий (ИКТ) никуда! Многим родителям гораздо интереснее и проще можно донести информацию через интернет. Поэтому в социальной сети ВКонтакте мною была создана группа «ДОУ«Дюймовочка» группа Ромашка» для общения с родителями. В данной группе родители узнают о жизни детей в детском саду. Как проходят прогулки, непосредственно-образовательная деятельность, свободная деятельность и пр. В форме фото и видеоотчета.
Но я использую ИКТ и в работе с детьми: видеофильмы, презентации, фотографии и иллюстрации.. Современный ребёнок гораздо лучше воспринимает информацию «с экрана». В эру мобильных телефонов, планшетов, компьютеров очень сложно удивить печатными иллюстрациями.
Систематично мною ведется работа по формированию основ гигиенических навыков и знаний ,здорового образа жизни ,обеспечения безопасности жизнедеятельности .Для сохранения и укрепления здоровья детей в детском саду.
Стараюсь быть партнером детей во всех видах деятельности . Так как у детей разные уровни развития , я провожу 2 раза в год мониторинг знаний и умений детей, для того чтобы выявить уровень усвоения программы и правильно спланировать работу с учетом индивидуальных особенностей.
С коллегами у меня доброжелательные отношения. Я готова перенимать опыт моих коллег и с удовольствием делюсь своим опытом.
В своей работе испытываю такие трудности : недостаточное количество методической литературы , игрушек и пособий для различных видов игр, конструкторов , настольных игр.
Профессия воспитателя настолько трудна, насколько и интересна! Воспитатель всегда молод, потому, что он не прощался с детством. Это постоянная работа над собой, самообразование. Ведь прежде чем дать что-то детям ты должен пропустить это через себя! Воспитатель должен быть равноправным участником игры, радоваться и грустить вместе с детьми!
Детский сад, действительно другой мир – мир детей, детства!